протоиерей Иоанн Бухарев

Глава 11

Зач. 49. Вход Господень во Иерусалим. Читается в понедельник Мясопустной недели

Историю торжественного входа И. Христа в Иерусалим еванг. Марк описывает несколько короче еванг. Матфея (21, 1–11), но сопровождает ее некоторыми особенными чертами.

Когда приблизились к Иерусалиму, к Вифсфагии Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих.

Здесь, начиная с 1 -го и кончая 10 стихом, повествует св, евангелист о торжественном входе Господа в Иерусалим. В этом входе Он явил Себя открыто пред всем народом обетованным Мессией, Царем, победителем греха и смерти. Это было за шесть дней до Его страданий и смерти. До сего времени Господь запрещал ученикам Своим разглашать в народе, что Он – Мессия, уклонялся от всяких почестей, так как это было преждевременно. Теперь же, пред Его страданиями, требовалось, чтобы Он объявил Себя Мессией, дабы все узнали Его таковым. Теперь Он уже совершил на земле дело спасения людей, положил прочное основание Своей церкви, и Ему оставалось только пострадать за грехи человеческие.

Вифсфагия и Вифания, это–селения, лежащие близко одно от другого. Вифсфагия значит дом смокв; такое название селения, вероятно, произошло от множества произраставших тут смокв. К гори Елеонстий. Гора Елеонская иначе называлась Масличной, так как греческое слово елей – значит масло. Так называлась гора оттого, что на ней произрастало множество масличных деревьев, –из плодов коих добывалось так называемое ныне прованское (лучший сорт) и деревянное (низший сорт) масло. Она лежит с восточной стороны от Иерусалима и отделялась от него потоком и ручьём Кедроном или Кедронским. На западном склоне горы Елеонской к Иерусалиму находился сад, называемый Гефсиманией или Гефсиманским. На восточном же склоне ее лежали селения Вифсфагия и Вифания, из которых в последней жил с сестрами Марфой и Марией друг Господа Лазарь, которого Он воскресил из мертвых (Иоан. гл. 11). Гора Елеонская довольно высока, так что с нее виден весь Иерусалим. Два ученика. Толкователи полагают, что это были Петр и Иоанн.

и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязавши его, приведите.

Идита в весь, яже есть прямо вама (идите в селение, которое прямо пред вами). Это селение, по всей вероятности, было Вифания (ст. 1). Обрящета жребя привязано (найдете привязанного молодого осленка); у еванг. Матфея сказано так: найдете ослицу привязанную и с нею молодаго осленка (2 ст.). На востоке, где жил Господь, осел, мул и верблюд были, как продолжается и теперь, самыми употребительными животными в хозяйстве и путешествиях, так как там было мало коней, и кони употреблялись почти только для войны. Таким образом, царю или вождю сесть на коня было знаком войны, а на мула или на осла– знаком мира, и в мирное время цари и вожди ездили на мулах и ослах (3Цар. 1, 33). Таким образом, и вшествие Спасителя в Иерусалим на осле было знаком мира, как предсказано было пророком: Царь твой грядет теби кроток (Зах. 9, 9). С другой стороны скромное, – не так, как обыкновенно шествовали цари, на колесницах, в царских украшениях, окруженные воинами, – шествие Господа указывало, что царство Его но от мира сего, и в сем шествии не заключалось ничего противного Римскому владычеству в Иудее, и потому-то оно и осталось незамеченным у Римских властителей. У св. Матфея тут прямо замечено так: все же cиe было, да сбудется реченное чрез пророка: скажите дщери Сионовой: се Царь твой грядет к теби кроткий, сидя на ослице и молодом осли, сыни подъяремной. Все же сие было, да сбудется реченное чрез пророка, т.– е. это все не случайно произошло, но по божественному устроению, во исполнение предсказания пророка Заxapии, жившего за 400 с лишком лет до явления Христова (9 гл. 9 ст.). Скажите дщери Сионовой. Эти слова прибавлены к пророчеству Захарии из книги прор. Исаии (62, 11). Дщерью Сиона здесь назван город Иерусалим. На восточном языке нередко назывались города дщерию или девой, для выражения их красоты (Пс. 47, 12. Ис. 1, 8; 47, 1). Собственно, Сионом назывался один из холмов, на которых был основан Иерусалим. На этом холме поставлена была царем Давидом скиния, а затем царем Соломоном храм. Кроткий, т.. мирный, невоинственный. Сидя на ослици и на молодом осли, сыни подъяремной. Св. Марк упоминает об одном только осле, без сомнения потому, что Господь, собственно, ехал на осленке, а ослица, вероятно, шла рядом; но по восточному словоупотреблению, Он ехал как бы на обоих, и в этом исполнилось пророчество св. Захарии (Мих.). На неже никто же от человик всиде (на которого никто из людей не садился), т.. осел еще не был выезжан, не носил на себе ярма. При особенно важных случаях употреблялись именно такие животные (Числ. 19, 22 Цар, 6, 7). С другой стороны, это обстоятельство имело свое значение (чит. ниже).

И если кто скажет вам: что вы это делаете? отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда.

Они пошли и нашли привязанного у ворот на улице и отвязали его.

И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачим отвязываете осленка?

Они отвечали им, как повелел Иисус; и те отпустили их.

Это обстоятельство прямо свидетельствовало о Божестве Господа: тут Апостолы могли видеть и Его всеведение, и Его всемогущество. Св. Златоуст так рассуждает относительно сего обстоятельства: „Что заставило сих бедных людей, быть может, земледельцев, без всякого противоречия, отдать свою собственность? И что я говорю: без противоречия? Нет, даже и не спрашивая, или и спросив, но услышав, что Господь требует, замолчать и уступить? То и другое равно удивительно, тем более что они не видели Его Самого, а только учеников. Этим И. Христос дает разуметь, что Он мог воспрепятствовать жестоковыйным Иудеям, когда они пришли схватить Его, и сделать их безгласными, но только не захотел сего. С другой стороны, Он поучает сим учеников и всякого, без противоречия, жертвовать всем, чего бы Он ни потребовал, даже душой своей». Самому же шествию Спасителя на осле св. Златоуст придает следующее значение „Воссев на осла, Господь исполнил пророчество 3axapии, и в то же время дал другое пророчество: чрез осленка означается Церковь и народ новый (т.. язычники), который некогда был нечист; но, после того, как воссел на нем И. Христос (т.. когда язычники уверовали во Христа), сделался чистым. Ученики отвязывают подъяремников (т.. ослицу и осленка); и Иудеи, и мы призваны и введены в Новозаветную Церковь чрез Апостолов. Как никто не препятствовал Апостолам, когда они повели животных; так никто не мог остановить их в призвании язычников, когда они их уловляли». Осленок, вовсе не обученный и не знавший еще узды, не помчался быстро, но шел тихо и спокойно; это выражало покорность язычников и скорую их перемену к благоустроенной жизни.

И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел па него.

Многие же постилали одежды свои по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.

И предшествовавшие, и сопровождавшие восклицали: Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне!

Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! Осанна в вышних!

Возложиша на не ризы своя (возложили на него, на осленка, одежды свои). Это сделали Апостолы в знак особенного почтения к Господу (4Цар. 9, 13). Такое же значение имело и то, что многие, видя шествие Христово, постилали одежды свои по дороги, а другие ризали витки с дерев (ваиа резаху от древия), – с пальмовых, оливковых и других дерев, которыми была обсажена дорога, и постилали по дороги. Бросать цветы и древесные ветви по пути было обычаем при въезде в город победителей. Так встречены были в Иерусалиме, как повествует еврейский историк Флавий, Александр Македонский и Ирод Агриппа. Осанна, благословен грядый (грядущий) во имя Господне. Слово осанна значит: спаси, дай спасение. Иудеи обыкновенно восклицали это слово в знак радости при торжественных случаях, особенно при празднествах. Оно подобно нашему восклицанию „ура!» при виде царя. Грядущий во имя Господне, т.. особенный посланник Божий, представляющий собой Самого пославшего, Бога (Иоан. 5, 43). Благословенно грядущее царство во имя Господа отца нашего Давида. Царство И. Христа или Мессии пророки обыкновенно изображали под видом восстановленного царства Давидова, как и сам Давид представляет собой образ Meccии (Иер. 33, 15–21. Иезек. 34, 23–25). Народ таким образом, видя торжественный, подобно царскому, вход И. Христа. в Иерусалим, думал, что Он идет туда воцариться и тем восстановить царство Давидово. Этим и объясняются все, возданные Ему, при входе царские почести. Осанна в вышних, т. . на небе. Это значит: клик радости да будет слышен не только на земле, но и на небе, в обиталище Божьем и Ангельском. Всеобщий восторг еще более усилился, когда Господь вошел в Иерусалим, столичный город, – в это время, как повествует еванг. Матфей, пришел в движение весь город. Господь ведал, что эта народная радость возбуждена несбыточными надеждами видеть в Нем земного царя; но важно то, что народ видимо теперь, в лице Его, признал обетованного Мессию, а потому не препятствовал этому искреннему излиянию радостных чувств (Тр. л.).

Зач. 50. Проклятие смоковницы и очищение храма И. Христом. Читается во вторник 17-й и 32-й недель по Пятидесятнице

О проклятии смоковницы и об очищении храма повествуется у еванг. Марка почти совершенно сходно с повествованием еванг. Матфея (21, 18–20); разница только в том, что повествование у еванг. Марка имеет другой порядок: у еванг. Матфея сначала повествуется об очищении храма, а у св. Марка – о проклятии смоковницы.

И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;

и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, пришед к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода во век! И слышали то ученики Его.

И видив смоковницу. Смоковница, это – дерево, на котором растут плоды смоквы или винные ягоды. Смоковница стояла при дороге, а потому всякий мог пользоваться плодами ее. Господь хотел утолить свой голод (12 ст.) плодами ceй смоковницы, но на ней не оказалось плодов, а только одни листья. Не у бо время смоквам (ибо еще не время было собирания смокв). Этих слов у еванг. Матфея нет, они прибавлены еванг. Марком для того, чтобы объяснить, почему Господь не нашел плодов на смоковнице. Но является поэтому недоумение: если еще не время было собирания смокв, то почему же Господь проклял смоковницу, сказав: да не ктому от тебе во вики никтоже плода снист (отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек); – то же, что у Матфея: да не будет от тебя плода во вик. Это, по-видимому, несправедливо. Но на это есть таинственная причина. Смоковница была образом Иудейского народа и проклятие ее–образом отвержения Иудеев. Смоковница имела листья и вид, как будто на ней были плоды (при этом нужно заметить, что хотя и не время было собирания смокв, но на смоковнице могли быть ранние смоквы, так называемые боккоры); и народ Иудейский, имея вид религиозности, держался обрядов и преданий религиозных. Плодов на смоковнице не было; и плодов веры и истинной религиозности у народа Иудейского не было. И та, и другой подверглись за это проклятию – смоковница иссохнула, а народ Иудейский отвергнут Богом (Мих.). Неплодная смоковница означает еще вообще нераскаянного грешника; проклятие ее – наказание сего грешника (Иннок. Хер.). Святитель Филарет пишет: „человек, предающийся удовольствиям настоящей жизни, подобен смоковнице – он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, а одни только листья, т.е. преходящий призрак мира сего».

Пришли в Иерусалим. Иисус, вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;

По сказанию евангелистов Матфея (21. гл.) и Луки (19 гл.) очищение Господом храма произошло в самый день входа Его в Иерусалим, а не на другой день, как говорится здесь у еванг. Марка. Опустив сказание об этом очищении в день входа, св. Марк говорит о нем при сказании о входе в храм на другой день. И вшед Иисус в церковь (во храм). Храм Иерусалимский, место, где Бог особенно обитал и являл Свое присутствие среди избранного Им еврейского народа, составлял громадное и великолепное здание. Известно, что самый первый храм у Евреев – это был походный храм или, так называемая, скиния. Соломон, вместо скинии построил огромный и великолепный храм, но Соломонов храм был уничтожен при разрушении царства Иудейского Навуходоносором, царем Вавилонским. Возвратившись из плена, Иудеи вновь построили храм; но этот второй храм был уже 6еден и не так великолепен, как Соломонов. Царь Иудейский Ирод, чтобы более расположить к себе народ, великолепно украсил этот храм. Храм разделялся на З части: 1) Святое Святых, самое святое место; 2) Святилище, где священники совершали службы, и З) Двор, где стоял молившийся народ и приносились жертвы. Двор разделялся на двор Израильтян, двор жен, где во время Богослужения стояли женщины Еврейки отдельно от мужчин, и двор язычников, где стояли язычники. В этом-то последнем дворе допущена была торговля предметами, употребляемыми при Богослужении и жертвоприношении: жертвенными животными, ладаном, елеем, мукой, вином, быть может, и другими предметами, не необходимыми при Богослужении. При торговле, конечно, неизбежны были неуместные в здании храма шум, толкотня, споры и т. п. Потому-то Господь выгнал всех продающих и покупающих, и столы миновщиков (трапезы торжником), и миста (седалища) продающих голубей опрокинул (испроверже). Опрокинул столы миновщиков. Закон Иудейский требовал, чтобы Иудеи платили подать на храм своей Еврейской монетой (Исх. 30, 11–16); между тем, во времена И. Христа, когда они находились под властью Римлян, была в употреблении и монета еврейская, и римская, и прежних времен греческая. Потому, для обмена монет греческих и римских на еврейские и для размена вообще, устроены были в храме, во дворе язычников, особые места и столы. Конечно, мена денег, как равно и самая торговля, допущены были для удобства богомольцев храма; но это было неуместно и несогласно со святостью храма. Подобный случай изгнания торговцев из храма И. Христом был, как описывает еванг. Иоанн (2, 14 и дал.), в первый год проповеди Спасителя. Сидалища голубей опрокинул. Голубей, обыкновенно, много приносилось в жертву. Конечно, трудно было для Иудеев, приходивших особенно из дальних стран, нести с собой голубей. Отсюда и произошла торговля голубями. Господь выгнал торгующих, замечает митроп. Филарет, показывая сим, что все, что принадлежит Отцу, принадлежит и Ему. Он хотел показать и отменение жертв, изгнавши волов, овец и голубей. Он этим предсказал, что нет более нужды в жертвоприношении или заклании животных, но нужно молиться «.

и не позволял, чтобы кто пронес чрез храм какую-либо вещь.

И не позволял, чтобы кто пронес чрез храм какую-либо вещь (не даяше, да кто мимо несет сосуд сквозь церковь), т.. какие-либо вещи, ненужные для Богослужения, так как, когда в храме устроена была купля и продажа, то, конечно, тут явились и разные вещи, необходимые при торговле. Т.. И. Христос остановил, чтобы чрез двор храма не проносили вещей, ненужных для Богослужения, напр., рыночных–как неприличных святому назначению храма.

И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников 56, 7).

Написано, напр., у пророков Исаии и Иеремии: Нисть ли писано (не написано-ли)? (Иса. 56 гл. 7 ст.): дом Мой дом молитвы наречется всим языком (Иер. 7 гл 11 ст.). Вы сдилали (сотвористе) его вертепом разбойников, т.. по шуму, толкотне и т. п.. „Вы слышали Самого Бога, объявляющего вам, что храм есть дом Божий – поучает митрополит Филарет. – Подумайте же об этом, стоящии в храми Господнем, во дворих дому Богу нашего!.. Корыстолюбие и мирское дело в храме превратило его в пещеру разбойников. А как всякая страсть гнусна пред очами Божиими, всякое житейское попечение недостойно дома Божия, то подумай, посетитель святого храма Божия: как ты его посещаешь и что из него делаешь своим посещением?» У еванг. Матфея говорится, что И. Христос в храме исцилил многих слипых и хромых, и что тут дети, подражая старшим, тоже прославляли Господа, восклицая: Осанна Сыну Давидову! на что враги Христовы вознегодовали, но Господь сказал им: разви вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных дитей Ты устроил хвалу (Псал. 8, З)? Т.. Господь указывает Своим врагам на пророчество, сказанное за 1000 лет царем Давидом, и тем поражает их. Разви вы никогда не читали и пр., т.. разве вы не понимаете, что говорит псалмопевец о детях, что и они поют хвалу Богу? Они в своей младенческой простоте признают Меня за Мессию – не вразумляют ли они этим вас, престарелых? Св. Златоуст, толкуя сии слова Христовы, замечает, что эти, хвалящие Христа, дети знаменуют язычников, которые прежде немотствовали, потом стали вещать великие истины, приняв веру во Христа, и утешают апостолов, что Господь, Который научил отроков прославлять Его, сделает и их красноречивыми.

Услышали это книжники и первосвященники и искали, как бы погубить Его; ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.

И вспомнив Петр, говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

Книжницы и архиерее (о них чит. 10, 33) искаху (искали), како Его погублять (как бы погубить Его). Погубить И. Христа решено было начальниками народа, первосвященниками и книжниками еще раньше, как повествует еванг. Иоанн (5, 16; 7, 32 и др.); теперь уже придумывали они, каким бы образом привести в исполнение свое решение, – придумывали тем более, что обстоятельства не благоприятствовали им в том: потому что народ так торжественно встретил Господа при входе в Иерусалим (ст. 8–10) и дивился учению Его (дивляшеся о учении Его), и, судя по сему, они могли опасаться (боялись Его), что народ заступится за И.Христа, если бы они вздумали сделать Ему какое-нибудь насилие, и таким образом это может не только сделать много неприятностей им одним, как Христовым недоброжелателям, но и навлечь беду от Римлян на всю еврейскую нацию, как и высказался, по Евангелию св. Иоанна. Первосвященник Каиафа (11, 49–50).

Зач. 51. Беседа И. Христа с учениками по поводу проклятия смоковницы. Читается в среду 11-й и 32-й недель по Пятидесятнице

У еванг. Марка беседа И. Христа с учениками по поводу проклятия смоковницы излагается подробнее, чем у ев. Матфея (21, 21. 22),

Иисус отвечая говорит им:

имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет.

Имийте виру Божию, – веру в Бога, веру в силу и всемогущество Божие (Деян. 3, 16. Рим. 3, 22 и др. места), т.. веруйте, что Бог силен легко исполнить то, что кажется для вас трудным и неудобоисполнимым, как напр. иссушение смоковницы по одному слову. При такой вере иже аще речет (если кто скажет) гори сей: двигнися и верзися в море и пр.. У еванг. Матфея прибавлено, не токмо смоковничное сотворит (не только сделает то, что сделано со смоковницей). Повелеть горе подняться и ввернуться в море, это значит, силой веры совершать дела невозможные, преодолевать самые великие и невероятные препятствия. Не усумнится в сердци: этим указывает Господь на самое главное качество действенности веры; так как сомнение, даже малейшее, свидетельствует о нетвердости веры и отнимает у нее силу (Иак. 1, 6–8).

Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите; и будет вам.

Просим мы Господа о своих нуждах главным образом на молитве, потому при молитве и требуется непоколебимая, чуждая всякого сомнения, вера – чтобы молитва была действенной.

И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.

Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.

Тут Господь указывает еще другое условие, чтобы молитва наша имела силу, это – прощение оскорблений, какие имеет молящийся со стороны другого. Гнев на ближнего удаляет человека от всеблагого и всемилующего Бога, и благодать Божия не может изливаться на такого человека. Господь прямо сказал у еванг. Матфея: если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имиет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой, а пойди, прежде примирись с братом твоим, и приди и принеси дар твой. (5, 23–24. Чит. еще 6, 14–15).

Зач. 52. Учение И. Христа о Его божественной власти, по поводу изгнания торгующих из храма. Читается четверг 17-ой и 32-й недель по Пятидесятнице

Ответ Господа на вопрос первосвященников и книжников о том, какой властью Он изгнал торгующих из храма и какой силой делает вообще все то, что Он делает, – проповедует, творит чудеса – изложен у еванг. Марка совершенно тождественно, что у св. Матфея (21, 23–27).

Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники и старейшины

и говорили ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?

Коею областию (какою властью) сия твориши и пр. Этот вопрос был предложен И. Христу архиереями и старейшинами на другой день после Его торжественного входа в Иерусалим, когда Господь выгнал из храма торгующих и покупающих и исцелил в храме многих больных, и затем когда снова пришел в храм и учил тут народ. Такие действия И. Христа еще более возбудили врагов Его против Него, и они спрашивают: на каком именно основании Он так действует? (ст. 12 и 15). И. Христос не был священником, имевшим власть распоряжаться в храме, а между тем, заметив там беспорядок, восстал против него и уничтожил его. А что И. Христос был Сыном Божиим – царем, первосвященником и пророком, посланным от Бога Мессией, этому первосвященники и старейшины иудейские не верили; вот почему и дали Ему вопрос: какою властию и пр. С другой стороны, давая такой вопрос, они хотели искусить И. Христа,–уловить Его в слове, т.. если Он скажет, что распоряжается в храме и творит чудеса властью от Бога, как Сын Божий, то публично, при народе, обвинить Его в Богохульстве – в присвоении божеского достоинства и власти; а если скажет: Своей собственной властью, то оклеветать Его пред римским правительством, как возмутителя и человека, самовольно действующего (Феоф.). Все это было обдумано врагами Господа хитро и в тоже время благовидно. Что же ответил Господь на предложенный Ему вопрос? Он не ответил прямо на вопрос своих врагов, давая им тем разуметь, что они предлагают Ему вопрос с коварством и что если бы, действительно, нелицемерно они хотели знать о Его власти, то давно бы уже могли знать; но с Своей стороны предложил самим вопрошавшим подобный же, затруднительный вопрос относительно своего Предтечи Иоанна.

Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.

Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.

Словом крещение здесь Господь называет все дело служения Иоанна, как пророка, учителя и Своего Предтечи: так как Иоанн тех, которые принимали его крестил в Иордане, где крестил и Самого И. Христа. С небес–от Бога, или от человик, т.. Бог ли послал Иоанна на служение или он самовольно начал оное? И Христос предложил такой вопрос для того, чтобы изобличить лукавство вопрошавших: этот вопрос был самый близкий к делу и в то же время прямо вел к посрамлению вопрошавших. Они могли знать, какой властью Он действует, но не хотели; дело Господа и Иоанново было одно и то же – Иоанн начал, Господь продолжал дело; следовательно, если Иоанн послан от Бога, как не могли не признавать и сами первосвященники и старейшины, то от Бога же и Он–Христос. Тем более могли знать это, что Иоанн говорил всем об И. Христе, что Он Агнец Божий, вземлющий грехи мира, что Он грядущий свыше, сущий над всеми, Сын Божий, у Которого Иoaнн недостоин быть последним слугой (Иоан. 1, 27. 29; 3, 31 и др.). Как же ответили Господу первосвященники и книжники на Его вопрос? Они сначала рассуждали, как ответить, и потом ответили: не знаем (не вемы); потому что иначе нельзя было ответить, как прямо признать Господа за Мессию.

Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, –то Он скажет: почему же вы не поверили ему?

Почто убо не вировасте (почему же вы не поверили) ему, т. – е. не поверили тому, что не раз высказывал Иоанн об И Христе, – что Он есть обещанный Мессия.

а сказать: от человеков,–боялись народа; потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.

И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Не вимы (не знаем). Тут новое лукавство и при этом еще ложь и гордость: потому что знали, но не хотели признаться. Ни Аз вам глаголю (и Я не скажу), потому что нечего и говорить: так как это само собой видно и понятно; да если и скажу, все равно–вы не поверите. „Так воплощенная Божия премудрость, говорит Блаж. Феофилакт, объясняя ответ Господа врагам Его, уловила сих мудрецов в коварстве их». Так сильна бывает злоба, что готова принять позор, как приняли фарисеи, когда публично сказали относительно служения Иоаннова: не знаем, лишь бы не верить в то, во что не хотят верить!



Источник: Москва, Издание книжного магазина В. В. Думнова под фирмой «Наследники брат. Салаевых». 1900

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Евангелие от Марка протоиерей Иоанн Бухарев

2. Единство Книги пророка Исаии священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

3. На рождение святого Иоанна пророка, Предтечи и Крестителя святитель Иоанн Златоуст

4. Идея Царства Божия в Ветхом и Новом Завете профессор Михаил Иванович Богословский

5. Отечник Проповедника – Наказание соблазнителя игумен Марк (Лозинский)

6. Священная история Андрей Николаевич Муравьёв

7. О московских соборах и монастырях, находящихся в Кремле архимандрит Иосиф (в схиме Иларион) Левицкий

8. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – ЕВАНГЕЛИЕ (См. также ЗАПОВЕДИ, ПИСАНИЕ СВЯЩЕННОЕ, СЛОВО БОЖИЕ) святитель Игнатий (Брянчанинов)

9. Библейская энциклопедия – Иудейское царство архимандрит Никифор (Бажанов)

10. Слово на Усекновение Честной Главы Иоанна Крестителя преподобный Макарий Алтайский

Комментарии для сайта Cackle