протоиерей Иоанн Бухарев

Толкование на Евангелие от Марка

Содержание

Предварительные замечания

Глава 1 Зач. 1. О явлении предтечи Христова Иоанна. Читается в неделю перед Просвещением (Крещением) и на третьем часе в навечерие Богоявления (Крещения) Зач. 2. Крещение Христово, искушение в пустыне и проповедь в Галилее. Читается в понедельник 12-й недели по Пятидесятнице, на 6-м часе в навечерие Богоявления и на утрени в день Богоявления 3. Призвание И.Христом некоторых апостолов и проповедь Его в Назарете. Читается во вторник 12-й недели по Пятидесятнице Зач. 4. Исцеление бесноватого Иисусом Христом в Капернауме. Читается в среду 11-й недели по Пятидесятнице Зач. 5. Исцеление тещи ап. Петра и многих других больных в Капернауме. Читается в четверток 11-ой недели по Пятидесятнице зач. 6. Удаление И. Христа из Капернаума в пустыню, проповедь Его в селениях и городах и исцеление Им прокаженного. Читается в субботу 2-ой недели великого поста Глава 2 зач. 7. Исцеление И. Христом расслабленного в Капернауме и ответ Его книжникам. Читается в 2-ую неделю великого поста Зач. 8. Призвание к апостольскому служению Левия (Матфея) мытаря. Читается в субботу 3-й недели великого поста Зач. 9. Ответ Иисуса Христа на вопрос: почему ученики Его не постятся?. Читается в пяток 11 недели по Пятидесятнице Зач. 10. Защищение И. Христом Своих учеников, срывавших колосья в субботу, и учение о субботе. Читается в субботу первой недели великого поста Глава 3 Исцеление сухорукого И. Христом в субботу. Читается в субботу первой недели великого поста Зач. 11. Злоумышление против И. Христа и удаление Его с учениками. Читается понедельник 12-ой недели по Пятидесятнице Зач. 12. Избрание И. Христом двенадцати Апостолов. Читается во вторник 12-й недели по Пятидесятнице Зач. 13. Обличение неверия фарисеев И. Христом. Читается в среду 12-ой недели по Пятидесятнице Зач. 14. Хула против Духа Святого и учение о том, кто Мать и братья Христовы. Читается в четверток 13-ой недели по Пятидесятнице Глава 4 Зач. 15. Учение Иисуса Христа о царстве небесном в притчах. Притча о сеятеле. Читается в пяток 13-ой недели по Пятидесятнице Зач. 16. Причина учения притчами и объяснение притчи о сеятеле. Читается в понедельник 14-й недели по Пятидесятнице Зач. 17. Учение Иисуса Христа о мере и притча о семени. Читается во вторник 14-й недели по Пятидесятнице Зач. 18. Укрощение бури на море Иисусом Христом. Читается в среду 14-й недели по Пятидесятнице Глава 5 Зач. 19. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской. Читается в четверг 14-й недели по Пятидесятнице Зач. 20. Воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой. Читается в пяток 14-й недели по Пятидесятнице Зач. 21. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира. (Окончание) Глава 6 Зач. 22. Проповедь Иисуса Христа в Назаретской синагоге. Читается во вторник 15-й недели по Пятидесятнице Зач. 23. Послание Иисусом Христом апостолов на проповедь и наставления Его им. Читается в Зач. 24. Смерть Иоанна Крестителя. Читается в день Усекновения главы Иоанна Крестителя, 29 августа, на литургии Зач. 25. Чудесное насыщение 5-ю хлебами 5000 человек. Читается в четверток 15-й недели по Пятидесятнице Зач. 26. Укрощение бури. Читается в пяток 15-ой недели по Пятидесятнице Зач. 27. Иисус Христос в Геннисаретской земле. Читается в понедельник 16-й недели по Пятидесятнице Глава 7 Зач. 28. Беседа Иисуса Христа с фарисеями и книжниками о ядении хлеба неумытыми руками. Читается во вторник 16-й недели по Пятидесятнице Зач. 29. Беседа Иисуса Христа с народом и учениками о ядениии хлеба неумытыми руками (Окончание). Читается в среду 16-й недели по Пятидесятнице Зач. 30. Господь в пределах Тирских и Сидонских и исцеление дочери жены Сирофиникиянки. Читается в четверг 16-й недели по Пятидесятнице Зач. 31. Возвращение И. Христа из пределов Тирских и Сидонских и исцеление глухого-косноязычного. Читается в субботу 4-ой недели Великого поста Глава 8 Зач. 32. Чудесное насыщение народа семью хлебами. Читается в пяток 16-ой недели по Пятидесятнице Зач. 33. Ответ Господа И. Христа о знамении и предостережение учеников от фарисейской закваски. Читается в понедельник 4-й недели. по Пятидесятнице Зач. 34. Исцеление слепого в Вифсаиде. Читается во вторник 30-ой недели по Пятидесятнице Зач. 35. Исповедание Петрово и отрицание им страданий Христовых. Читается в субботу 5-ой недели великого поста Зач. 36. Исповедание Петрово и отрицание им страданий Христовых (окончание). Читается в среду 30-й недели по Пятидесятнице Зач. 37. Учение Христово о самоотвержении и кресте Его последователей. Читается на литургии в неделю 3-ю великого поста (Крестопоклонную) и в неделю по Воздвижении Глава 9 Зач. 38. Преображение Господне. Читается день Преображения на утрени Зач. 38. Илия – предтеча Мессии и исцеление бесноватого отрока. Читается в четверток 30-й недели по Пятидесятнице Зач. 40. Исцеление бесноватого отрока И. Христом (окончание) и новое Его предсказание о Своих страданиях, смерти и воскресении. Читается в 4-ю неделю великого поста на литургии Зач. 41. Учение Христово о том, больше в царстве небесном, и об изгонявшем бесов именем Христовым. Читается в пяток 30-й недели по Пятидесятнице и в день св. Игнатия Богоносца, 20 Декабря Зач. 42. Беседа И. Христа о соблазнах. Читается в понедельник 31-ой недели по Пятидесятнице Глава 10 Зач. 43. Учение Христово о нерасторжимости брака. Читается во вторник 31-ой недели по Пятидесятнице Зач. 44. Учение Христово о нерасторжимости брака (окончание) и благословение детей. Читается в среду 31-ой недели по Пятидесятнице Зач. 45. Разговор И. Христа с богатым юношей о богатстве. Читается в четверг 31-ой недели по Пятидесятнице Зач. 46. Разговор И. Христа с учениками о богатстве и о награде последователям Его. Читается в пяток 31-ой недели по Пятидесятнице Зач. 47. Новое предсказание И. Христа о Своих страданиях, смерти и воскресении, просьба сынов Зеведеевых и наставление ученикам о смирении. Читается в пятую неделю великого поста Зач. 48. Исцеление слепого Вартимея И. Христом. Читается в понедельник 17-й и 32-й недель по Пятидесятнице Глава 11 Зач. 49. Вход Господень во Иерусалим. Читается в понедельник Мясопустной недели Зач. 50. Проклятие смоковницы и очищение храма И. Христом. Читается во вторник 17-й и 32-й недель по Пятидесятнице Зач. 51. Беседа И. Христа с учениками по поводу проклятия смоковницы. Читается в среду 11-й и 32-й недель по Пятидесятнице Зач. 52. Учение И. Христа о Его божественной власти, по поводу изгнания торгующих из храма. Читается четверг 17-ой и 32-й недель по Пятидесятнице Глава 12 Зач. 53. Притча о делателях в винограднике. Читается в пятницу 17-й и 32-й недель по Пятидесятнице Зач. 54. Ответ Господа фарисеям Иродианам о дани Кесарю. Читается в понедельник 33-й недели по Пятидесятнице Зач. 55. Отчет Господа Саддукеям о воскресении мертвых. Читается во вторник 33-й недели по Пятидесятнице Зач. 56. Ответ Господа книжнику о большей заповеди в законе и вопрос самим книжникам о том, Христос чей Сын. Читается в среду 33-й недели по Пятидесятнице Зач. 57. Речь И. Христа против книжников и две лепты бедной вдовицы. Читается в четверток 33-й недели по Пятидесятнице Глава 13 Зач. 58. Беседа И. Христа с учениками о разрушении Иерусалима, втором Его пришествии и кончине мира. Читается в пяток 33-й недели по Пятидесятнице Зач. 59. Беседа И. Христа о разрушении Иерусалима, о втором Его пришествии и кончине миpa (продолжение). Читается в понедельник 34-й недели по Пятидесятнице Зач. 60. Беседа Господа И Христа с учениками о разрушении Иерусалима, втором пришествии Его и кончине миpa (продолжение). Читается во вторник 34-й недели по Пятидесятнице Зач. 61. Беседа Иисуса Христа с учениками о разрушении Иерусалима, втором Его пришествии и кончине мира (продолжение). Читается в среду 34 недели по Пятидесятнице Зач. 62. Беседа И. Христа о разрушении Иерусадима, втором Его пришествии и кончине миpa (окончание). Умысел против Господа врагов Его. Читается в четверг 34 недели по Пятидесятнице Глава 14 Зач. 63. И. Христос в Вифании и жена, возливающая на Него миро. Читается в пяток 34 недели по Пятидесятнице Зач. 64. Предательство Иуды, вкушение пасхи и тайная вечеря. Предсказание И. Христа о соблазне Своих учеников и Гефсиманская молитва. Читается во вторник мясопустной недели Зач. 65. Предательство Иудино. И. Христос на суде Синедриона и отречение Петрово. Читается в среду мясопустной недели Глава 15 Зач.66. Иисус Христос на суде у Пилата. Читается в четверток Мясопустной недели Зач. 67. Издевательство воинов Пилатовых над И. Христом и шествие Его на Годгофу. Читается на З-м часе вел. пятка и на литургии в праздник положения Ризы Господней, 10-го июля Зач. 68. Распятие и смерть Господа И. Христа. Читается в пяток мясопустной недели Зач. 69. Погребение Христово. Евангелие 10-е страстей в вел. пяток и недели Мироносицкой Глава 16 Зач. 70. Путешествие Мироносиц во гробу Христову. Евангелие 2-ое воскресное (на утрени) Зач. 71. Явление воскресшего Господа Мироносицам и Апостолам, послание Апостолов на всемирную проповедь, вознесение Христово и проповедь Апостолов. Евангелие 3-е воскресное (на утрени)  

 

Цель издания и настоящей моей, второй книги, та же, что первой, „Толкование на Евангелие от Матфея” – дать православным христианам изложенное в простых словах, толкование на святое Евангелие Христово от Марка для чтения его с разумением, и также дать оружие против лжеучителей, которые многие места Евангелия объясняют неправильно, – в пользу своего лжеучения.

При изъяснении мы пользовались творениями св. Златоуста и Блажен. Феофилакта, книгой „Толковое Евангелие, епископа Михаила” и „Сборником статей к истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия“, Барсова. Места, заимствованные из указанных источников, нами цитированы.

Просим читателей, которые встретят недостатки в нашей книге, покрыть их любовью и братски указать нам их, – для исправления, по времени, если Бог благословит.

Священник И. Бухарев.

Предварительные замечания

Первый, написавший Евангелие, был св. апостол Матфей, из числа, 12-ти апостолов. Второй евангелист св. апостол Марк, из числа 70-ти апостолов, как то видно из предания времен апостольских. Папий, епископ Иерапольский (св. отец начала 2-го века) передает со слов св. Иоанна Богослова, которого он знал лично, что первое Евангелие написано Матфеем, а второе Марком. Св. Марк был спутником и сотрудником в деле проповеди ап. Петра, но прежде некоторое время сопутствовал апостолам Варнаве и Павлу (Деян. 12, 25; 13, 5). Кроме имени Марка имел другое имя Иoaнн, (12, 12. 25). Происходил из Иерусалима, где мать его Mapия имела свой дом (12, 12), в коем ап. Петр нашел убежище себе после чудесного освобождения из темницы, и был родственником ап. Варнавы (Кол. 4, 10). По свидетельству свв. Папия и Иринея, Тертуллиана и др. древних писателей, св. Марк исполнял при ап. Петре должность писца и, таким образом, на основании рассказов его, мог написать Евангелие, будучи и сам по себе, как апостол, очевидцем некоторых событий из жизни Спасителя. После мученической смерти апостолов Петра и Павла в Риме, в последнее время своей жизни, св. евангелист содействовал учреждению церкви Христовой в Александрии и был первым епископом в этом городе.

По свидетельству Климента Александрийского, христиане, жившие в Риме, во время npe6ывания там ап. Петра с Марком, просили сего последнего, чтобы он написал для них устную евангельскую проповедь ап. Петра. Ап. Петр радовался ревности Римлян, и когда было написано Евангелие Марком, всенародно одобрил его, утвердил своим авторитетом и назначил к чтению в церквах (Клим. Алекс. и блаж. Иерон.). Так как евангелист Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников – Римлян, то оно имеет свои собственные особенности, подобно тому, как имеет тоже Евангелие Матфея, написанное для христиан из евреев. Так, еванг. Марк избирает для своего Евангелия такие предметы, которые особенно нужно и важно было знать уверовавшим во Христа язычникам, и опускает то, что нужно и важно преимущественно для христиан из иудеев. Напр. опускает родословие И. Христа и обстоятельства Его рождения; опускает беседы Христовы об отношении Его учения к ветхозаветному, обличения фарисейских заблуждений и т. п.; он описывает более чудеса Христовы, так как они могли иметь большее влияние на язычников, чем учение; где говорит об иудейских обычаях и постановлениях, объясняет их, как незнакомые для христиан из язычников и т. п.

Местом написания Евангелия ап. Марка, как это видно из свидетельств предания, был Рим. Относительно времени написания его, свв. отцы Ириней, Климент Александрийский и др. утверждают, что оно написано после Евангелия от Матфея, которое, как известно, написано спустя 8 лет по вознесении Господнем. Полагают, что еванг. Марк написал Евангелие во время пребывания своего со св. ап. Петром в Риме около 68-го г., года смерти сего св. апостола, и ранее разрушения Иерусалима (70-го года), так как в нем ничего не говорится об этом событии. – Свв. отцы (Августин, Иероним и др.) полагают, что Евангелие Марка написано не на латинском языке, как думали некоторые, но на греческом, так как в то время греческий язык в Риме был в большем употреблении, подобно тому, как и св. ап. Павел писал свое послание к Римлянам не на латинском, а на греческом (Мих.).

В Евангелии св. ап. Марка содержится повествование о жизни И. Христа от времени явления на дело проповеди Иоанна, Предтечи Его, до вознесения. Св. евангелист писал свое Евангелие для того, чтобы утвердить в читателях веру во Христа, как Сына Божия, и Евангелие его представляет хотя краткое, короче других, но ясное и отчетливое изображение деятельности Христа Спасителя, в сильных, полных жизни и энергии и производящих глубокое и сильное впечатление на читателей, очерках (Мих.).

Евангелисту Марку усвояется символ льва, потому что он начинает свое Евангелие повествованием о жизни и проповеди Предтечи Христова Иоанна в пустыне, обиталище львов.


Источник: Москва, Издание книжного магазина В. В. Думнова под фирмой «Наследники брат. Салаевых». 1900

Комментарии для сайта Cackle