профессор Иван Николаевич Корсунский

Филарет (Дроздов)

Филарет, до пострижения Василий Михайлович Дроздов, митрополит московский, родился 26 декабря 1782 г. в городе Коломне московской губернии, где отец его Михаил Феодорович был соборным протоиереем; умер 19 нояб. 1867 г.

После домашнего воспитания под руководством благочестивых и просвещенных родителей, Дроздов в 1791 г. поступил в коломенскую духовную семинарию и пробыл в ней до 1799 г., когда эта семинария, за перемещением коломенской архиерейской кафедры в Тулу, была упразднена, а город Коломна с уездом был причислен к Московской епархии. Довершать свое образование Дроздову, вследствие этого, пришлось в Троицкой лаврской семинарии, находившейся под особым покровительством и ближайшим попечением знаменитого митрополита московского Платона II (Левшина) († 1812). Здесь он учился в философском и богословском классах с марта 1800-го и до нояб. 1803 г.

Окончив курс наук с блестящим успехом в этой, стоявшей тогда наравне с академиями, духовной семинарии, Дроздов 21 ноября того же 1803 г., после произведенного ему лично самим митроп. Платоном экзамена, определен был на должность учителя греческого и еврейского языков в той же лаврской семинарии. Уже во время обучения в семинарии и на первых порах учительства обнаружились необыкновенные духовные дарования Дроздова и его образцово-честное поведение. «Вы подлинно имеете драгоценный залог и свидетельство Божиего к вам благоволения в талантах, а паче в честном поведении сына вашего», писал к родителю Дроздова ректор лаврской семинарии архим. Евграф Музалевский-Платонов.

Особенно же блестящий проповеднический талант Дроздова скоро выдвинул его из ряда других учителей и был причиною быстрого движения его по службе. 12 января 1806 г. Дроздов произнес первую замечательную проповедь в Троицком соборе Сергиевой лавры, в день торжества освобождения лавры от поляков, и митроп. Платон от 4 марта того же года, по прочтении и совершенном одобрении проповеди, писал викарию своему, епископу дмитровскому Августину (Виноградскому): «А у меня проявился отличнейший проповедник, учитель Дроздов. Я сообщу его проповедь, и удивитесь.» Поэтому в том же 1806 г., 30 авг., молодой учитель перемещен был на высший класс – поэзии и получил должность лаврского проповедника, а 14 янв. 1808 г. переведен на класс высшего красноречия и риторики, с оставлением в должности Проповедника. Все это делалось по распоряжению митроп. Платона, который прозревал великую будущность скромного учителя семинарии и видел его отличные дарования и высоконравственную жизнь. А так как наилучшим путем для обнаружения этих дарований и приложения их к делу на пользу церкви и отечества в то время был путь служения в иноческом чине, то митроп. Платон еще с 1806 г. стал располагать Дроздова к принятию монашества, что вполне соответствовало и настроению самого Дроздова; итак он в июле 1808 г., 25-ти лет отроду, подал прошение, а 16 ноября был пострижен в монашество, с именем Филарета (в память св. праведного Филарета Милостивого, 1 дек.), в лаврской трапезной церкви.

21 ноября того же 1808 г. инок Филарет был митрополитом Платоном рукоположен в иеродиакона. В этом сане он был вызван в С.-Петербург в декабре означенного 1808 г. для замещения должностей в тамошних духовно-учебных заведениях, которые в то время подвергались коренному и всестороннему преобразованию и нуждались в даровитых деятелях. Такой вызов, хотя и основывался на лестных рекомендациях лаврского семинарского начальства и самого митроп. Платона, однако был и неожиданным и горьким для последнего, ибо расстраивал планы старца на служение Филарета под его ближайшим ведением. Он горько жаловался в своих письмах к викарию Августину, что у него « берут» или «отнимают» Филарета; писал петербургскому митрополиту Амвросию: «прошу Филарета отпустить ко мне; я крайнюю имею нужду в ректоре». Но ничто не помогало. Филарет был еще нужнее в Петербурге.

В начале января 1809 г. Филарет прибыл в Петербург, а 1 марта был определен Комиссиею духовных училищ на должность инспектора с.-петербургской духовной семинарии, с занятием в ней кафедры философских наук, в звании бакалавра С.-Петербургской духовной академии, а 28 марта посвящен митроп. Амвросием в иеромонаха. Затем, 9 авг. того же 1809 г., был назначен на должность ректора Александро-Невского духовного училища, с оставлением в прежних должностях. Но сопряженные с ректорскою и инспекторскою должностями административные и хозяйственные заботы и преподавание философии, как не соответствующего духовному сану предмета, тяготили его. «Вы знаете, думаю», – писал он 14 февр. 1809 г. своему родителю, – что я люблю богословию, ибо нахожу в ней утешение: но теперь должен заниматься холодною философиею». Поэтому можно понять его радость, когда он 8 февраля 1810 г. был перемещен в самую академию не с титулярным лишь, как было доселе, званием, а на действительную должность бакалавра богословских наук. Из них, в бытность свою на службе при академии, он преподавал св. писание (герменевтику), библейскую и церковную историю с древностями церковными, церковное право и часть догматического богословия. Здесь-то с особенною силою и яркостью развернулись его дарования и энергия.

Ревностное и честное исполнение обязанностей, талантливое преподавание и особенно отличие в проповедовании слова Божия с церковной кафедры скоро обратили на него всеобщее внимание, и он уже 30 июня 1811 г. за это «отличие в проповедовании слова Божия» был Всемилостивейше пожалован наперсным крестом с драгоценными камнями, а 8 июля возведен в сан архимандрита, не имея еще и 30-ти лет от роду. Филарет получил известность не только в кругу духовных лиц, но и далеко за пределами этого круга; и если в Троицкой лавре покровителем и благодетелем его был митроп. Платон, то в С.-Петербурге главными покровителями его явились такие властные лица, как первенствующий член Св. Синода митроп. Амвросий и обер-прокурор Синода князь А. Н. Голицын, которые высоко ценили Филарета, найдя в нем могучее орудие для осуществления наилучших целей и для выполнения труднейших задач своей широкой деятельности на благо церкви и государства. Поэтому они стали облекать его полным доверием и возлагать на него всевозможные поручения. Так, уже в июле 1811 г. и в начале 1812 г. Филарет имел от Комиссии духовных училищ важное поручение произвести ревизию с.-петербургских духовных семинарии и училищ и затем, в последующие годы, производил таковые ревизии часто и во многих духовно-учебных заведениях округов С.-Петербургского и Московского, и всегда с полным успехом и знанием дела; а в 1812 г., 11 марта, был назначен на пост ректора С.-Петербургской духовной академии, со званием ординарного профессора богословских наук. Став во главе академии, Филаретучредил в ней порядки, послужившие образцом для всех академий, в 1814 г. переделал академический устав (1808 года) и возвел вверенную ему академию на высокую степень, подобающую высшему духовно-учебному заведению.

Вместе и почти одновременно с назначением на должность ректора Филарет получил звание настоятеля первоклассного новгородского Юрьева монастыря и сделан присутствующим членом с.-петербургской духовной консистории. Затем, в бытность свою ректором, он, или по просьбе частных лиц, или по собственному почину, рассматривал и сам составлял многие сочинения, конспекты преподавания разных наук, проекты и проч., участвовал в заседаниях разных обществ и учреждений, скоро стал и затем во все время стоял во главе многолетнего и весьма важного дела перевода Библии на русский язык и т. д. Для примера его многосторонней деятельности можно еще указать на посредничество его между знаменитым поэтом Г. Р. Державиным и духовною цензурою в редакции оды поэта «Христос», по просьбе автора последней; – на критику «Эстетических рассуждений» Ансильона в русском переводе, писанную по поручению митрополита Амвросия, и т. под.

Он сам после признавался, что никогда так много не работал, как в бытность свою ректором академии. И действительно, ему приходилось считать свободою от занятий время, когда у него, по его собственным словам, «за раз было только одно дело на руках, а не три или пять». Зато многочисленные и нелегкие труды Филарета не оставались и без наград, как, в свою очередь, и самые награды свидетельствовали о множестве и тяжести этих трудов. Именно, уже 29 июня 1813 г. он, «за неусыпные труды по званию ректора и профессора академии, за деятельность в образовании достойных служителей алтаря Господня, назидательные и красноречивые поучения о истинах веры» Всемилостивейше пожалован был прямо орденом св. Владимира 2-ой степ. большого креста, не имев дотоле никаких орденов; в следующем 1814 г., 13 авг., не имея еще никакой ученой степени, был удостоен Комиссиею духовных училищ степени доктора богословия, заслуженной им «светлейшими доказательствами учености священной и церковной, представленными частию в академических чтениях, частию в церковных речах, а особенно в классических сочинениях, обработанных по академическим чтениям и изданных с удостоения и одобрения начальства, и увенчанными искренним осуществлением на деле христианского учения».

В том же 1814 г., 27 авг., Филарет был удостоен Высочайшего рескрипта с изъявлением Монаршего внимания за успешное окончание первого академического курса и награжден, по представлению Комиссии духовных училищ, пожизненною пенсиею по 1500 руб. в год, а через три дня после сего именным Высочайшим указом назначен в члены Комиссии дух. училищ, в заседания которой уже и прежде был призываем по разным учебным и другим вопросам. В марте 1816 г., по указу Св. Синода, определен настоятелем московского ставропигиальногоНовоспасского монастыря, а 8 апреля того же года «за успешное обозрение С.-Петербургского и Московского округов и за ревностное служение по части образования духовного юношества», ему, Высочайшим рескриптом, изъявлена совершенная признательность, и в ознаменование Монаршего благоволения Всемилостивейше пожалована панагия. В то же время он облекается новыми знаками Высочайшего к нему доверия.

Так, 2 июня 1816 г. он назначается, по Высочайшему указу, членом комитета для решения судебных дел о лицах духовного звания греко-российского исповедания в Финляндии; 16 июля – членом совета Императорского Человеколюбивого общества; 3 марта следующего 1817 г. – членом строительного комитета при СПб. дух. академии; 7 апреля – членом Главного правления училищ; наконец, 23 июня, вследствие представления митроп. Амвросия, именным Высочайшим указом Филарета повелено быть викарием С.-Петербургской епархии с саном епископа ревельского (хиротонисан 5 августа того же года). В это время ему шел только 36-й год от рождения. Далее, уже в 1818 г., 26 августа, «за новые труды, по возложению Комиссии дух. училищ подъятые, и за заслуги церкви и отечеству» он был Всемилостивейше пожалован орденом св. Анны 1 степ.; затем, 15 марта 1819 г., когда еще не прошло и двух лет его бытности епископом, ему Высочайше повелено быть архиепископом Тверской епархии и вместе с тем членом Св. Синода (в звании члена Св. Синода он оставался до конца жизни).

В это время он оставил должность ректора и обязанности по академии, и 25 июля того же 1819 г. ему объявлена Высочайшая благодарность как за труды по академии вообще, так и в частности за составление проекта поощрительного учреждения при этой академии. Едва успел он ознакомиться с своей новой епархией, как Высочайшим указом 26 сент. 1820 г. ему повелено быть архиепископом ярославским, а таковым же указом 2 июля 1821 г. – архиепископом одной из старейших и важнейших епархий – Московской, и священно-архимандритомСвято-Троицкой Сергиевой лавры.

С тех пор и до кончины своей Филарет стоял с великою честью и пользою во главе епархиального управления первопрестольного града, не прекращая, вместе с тем, учено-литературной деятельности и не переставая принимать живейшее и деятельнейшее участие в делах как общецерковного, так и общегосударственного характера, призываемый к тому Высшею властью.

Почти полвека управлял Филарет, сначала в сане архиепископа, а с 22 авг. 1826 г. в сане митрополита, Московскою епархиею, и это время было самым блестящим периодом и в истории последней, и в истории русской церкви истекающего столетия. Как истинный архипастырь, Филарет во все вникал сам, был полным и настоящим хозяином в своей епархии, зорко наблюдал за всеми подчиненными органами управления, везде и на все налагал печать своих мудрых резолюций, распоряжений и суждений.

Он и участвует в заседаниях синодальной конторы, не оставляя без внимания ни малейшего предмета, и направляет деятельность разных местных комитетов духовного и отчасти гражданского ведомства, нередко составляя сам такие в них протоколы, как, например, в 1830-м холерном году «об очищении (дезинфекции) товаров»; следит за деятельностью духовных и светских учебных заведений епархии так зорко, что все невольно трепещут, когда он, например, является на экзамены, или проверяет делопроизводство в них, в то же время отечески заботясь о их благосостоянии, благоустройстве и преуспеянии; он входит в дела духовно-цензурного комитета до таких подробностей, что не оставляет без внимания даже обложек изданий, разрешаемых к печатанию.

А между тем он и ревностно проповедует слово Божие, причем проповеднический талант его за это время достигает высшей степени развития, и ведет деятельную, успешную борьбу с расколом, как теоретически, в известных своих «Беседах к глаголемому старообрядцу», так и практически – применением мудрых мер к обращению этих заблудших овец своей паствы в лоно православия, и продолжает некоторые прежние или издает новые ученые и учебные работы и более или менее популярные труды, и нередко сам пишет мелкие корреспонденции в газеты, например, о Высочайших посещениях Москвы и московских и лаврских святынь. В то же время он ведет обширнейшую, глубоко-назидательную, весьма разнородную переписку, составляющую уже доныне несколько томов в печатном издании, и находит время писать стихи и принимает посетителей и широко благотворит. На все это он находил время, и притом, если что говорил, писал или делал, то с весом, знанием дела и глубокою основательностью, а когда требовалось участие сердца, то и с глубокою сердечностью.

Управление Филарета епархией было в полном смысле образцовое, которое, строго основываясь на канонических устоях церкви, вместе с тем вполне соответствовало и потребностям времени. Но столь же образцовым администратором митроп. Филарет был и в более широкой сфере высшего церковного, синодального управления. С тех пор как он в 1819 г. сделался членом Св. Синода, он главным образом направлял течение дел этого управления. Ни одного сколько-нибудь важного дела не решали в Синоде без митрополита московского и обыкновенно ожидали его приезда в Петербург, чтобы решить эти дела, и Филарет «мудрый» решал самые запутанные, самые трудные из них, часто сам составляя бумаги по синодальному делопроизводству, даже, по-видимому, маловажные, каковы записки и проекты о метрических и исповедных книгах, о скуфьях для священников и т. под., не говоря о делах такой важности, как, напр., устав попечительства о бедных духовного звания (1823 г.), воссоединение униатов с православною церковью (1839 г.), возобновление дела перевода Св. Писания на русский язык (1856 г.) и т. д. К этому все так привыкли в Синоде, что митроп. Серафим, бывший первенствующим членом Синода с 1821 по 1843 г., обыкновенно, не просматривая дела, подписывал его, если знал, что его просмотрел, исправил и одобрил Филарет московский. При таком мудром, проницательном, неутомимом деятеле, каким был Филарет, все и везде как-то невольно подтягивалось. Относительно Св. Синода вот рассказ покойного епископа енисейского Никодима (Казанцева), со слов присутствовавшего в 1840–1841 гг. в Св. Синоде архиеп. подольского Кирилла, который, по приезде митроп. московского в Петербург, призвал к себе Никодима, и сказал ему: «ну, брат, я сегодня был в Синоде, и Синода не узнал. Бывало мы с митроп. Ионой (Васильевским) сидим в присутствии час и более даром. Дел никто никаких не подает, светские (чиновники) то войдут в присутствие, то выйдут; прогуливаются как на бульваре и изредка, заводят с нами речи, и почти всегда о пустяках. Сегодня, когда впервые пожаловал в Синод митрополит московский, все приняло строгий чин и порядок. Прокурор с своими чинами на месте, обер-секретарь с кипой докладов. Начинаются доклады один за другим, выслушиваются решения Синода, без перерыва. И после двухчасовой работы встаем, молимся, раскланиваемся, разъезжаемся по своим местам».

Но еще далее круга синодального управления шло участие митроп. Филарет в делах высшего управления. Он был и «мужем государственным». Кроме дел гражданского ведомства, так или иначе соприкосновенных с церковными, Филарет принимал влиятельное участие и во многих чисто гражданских делах. Так, кроме того, что многие части законоположений, вошедших в Свод законов, написаны им (напр. законоположения о раскольниках), ему принадлежит составление или редакция таких важных государственных актов, как акт о престолонаследии после бездетного Императора Александра Павловича, и мн. др. Наконец, и за пределы России простиралось влияние великого ума и неутомимой деятельности святителя московского, особенно же на дела православного востока. На это указывают, с одной стороны, перевод многих его сочинений на иностранные языки и распространение их за границей, а с другой – его многочисленные мнения и отзывы по устройству церковных и гражданских дел на востоке. Поэтому константинопольский патриарх Григорий в 1867 г. писал Филаерту по случаю 50-летнего юбилея его епископства: «не одними русскими, но и всеми, так сказать, повсюду сущими православными всегда с благоговением чтится ваше славное и достопочтенное имя… Еще более справедливо радуется, ликует и красуется наша святейшая, апостольская и вселенская патриаршая церковь блаженного и первозванного апостола, потому что, будучи сама первозванною в вере и в страданиях за Христа, по благодати Господа, соделалась и соделывается столь многочадною и благочадною в первородных и второродных своих дщерях, что и сии последние рождают не просто освященных и досточестных чад Господу, но и учителей и светила православия, славных и несокрушимых мужей апостольских, которым много хвалы в церкви Божией». Вся эта неутомимая деятельность митроп. Филарет, среди которой он, по его собственным словам, отдыхал только «на разнообразии занятий», соединялась в нем, кроме того, с подвижническою жизнью, которая делала его истинным святителем и еще более возвышала его значение, делала имяего народным.

Строгий пост и молитва были всегда соприсущие ему два крыла, на которых он возносился над современниками. С постом и молитвой, исполненными глубокого смиренномудрия, прощения, покаяния, дел милосердия и т. п., Филарет постоянно жаждал соединять уединение и совершенное отшельничество для высших подвигов иноческого жития. Филарет не скрывал волновавших его чувств и жажды пустынного уединения даже в проповеди с церковной кафедры, из глубины души взывая, например, в одной из проповедей 1842 года: «мне же, который не долго беседую с пустынею и о пустыне, и потом долго пребываю в молве и попечениях града и дел человеческих, – кто даст ми криле яко голубине; и полещу и почию? Могу ли сказать себе, – или когда наконец возмогу сказать: ce удалихся бегая, и водворихся в пустыни?» Эта жажда особенно усиливалась за такие тяжкие для него времена, как 1824, 1828 и 1842 гг., когда он подвергался особенно сильным, хотя и несправедливым, нападениям со стороны то Шишкова с его сообщниками (в 1824 г.), то графа Пратасова (в 1842 г.), или когда другие, у кормила власти стоявшие лица, противодействуя его стремлениям непоколебимо стоять на канонической почве, доводили его до необходимости подавать прошение на Высочайшее имя об увольнении от дел управленим, как это было в 1828 году.

Принимая во внимание и эту святую жизнь великого архипастыря, и его свыше чем полустолетнюю деятельность на благо церкви и государства, и его личные достоинства и заслуги, Государь Император, после того как Филарет получил на московской кафедре уже все возможные в его положении награды, желая достойно наградить его в 50-летний юбилей епископского служения 5 августа 1867 г., в Высочайшем рескрипте обратился к нему с следующими многозначительными словами: «Преосвященный митрополит Московский Филарет! Ныне исполнилось пятидесятилетие доблестного служения вашего в архиерейском сане. Высокие дарования, замечательные ученые труды, неустанная деятельность на благо духовного просвещения и строгое христианское благочестие открыли вам путь к высшему иерархическому поприщу, на котором в течение истекших пятидесяти лет, вы стяжали имя архипастыря мудрого, ревностно и твердо правящего слово истины и неутомимо попечительного о пользах и нуждах православной церкви. Вся жизнь ваша преисполнена неисчислимых заслуг не только кафедрам, преемственно вам вверенным, но и для всего православия. Епархиальное служение ваше ознаменовано непрерывным рядом забот о духовном преуспеянии паств, о развитии и приумножении благотворительных и воспитательных учреждений, о насаждении и утверждении единоверия, о благоустройстве духовно-учебных заведений епархии, не престающих получать от вашей щедрости обильные средства к возвышению своего быта и воспитавших, под вашим руководством, многих достойных пастырей и иерархов святой нашей церкви. Многочисленные пастырские писания ваши, заключая в себе неисчерпаемый источник назидания и поучения для православных, служат лучшим руководством при изучении предметов веры для многих уже поколений русского православного юношества; в то же время они перелагаются на чужеземные языки для научного и общественного употребления в других странах и в них приемлются с уважением. Глубокая опытность ваша в делах высшего церковного управления сделала необходимым и драгоценным ваше слово, совет и постоянное, в продолжение многих десятков лет, участие ваше в обсуждении всех важнейших церковных вопросов и мер по духовному ведомству. Ваша пастырская попечительность о высших интересах православия и живое внимание к судьбам православного мира простираются далеко за пределы отечества, и в особенности на востоке, приобретая вашему имени почетную известность. В искреннем, душевном уважении к вашим великим пастырским заслугам, признавая справедливым почтить в вас, преосвященный владыко, старейшего, заслуженнейшего и именитейшего святителя православной церкви, Всемилостивейше предоставляю вам право, по киевскому обычаю, предношения креста в священнослужении, ношения креста на митре и двух панагий на персях; одну из них особо изготовленную для вас и украшенную драгоценными каменьями, на бриллиантовой цепочке, Всемилостивейше жалую вам для ношения по установлению. Вместе с сим, в память незабвенного служения вашего при Императорах Александре I, Николае I и в Мое царствование и в вознаграждение ваших заслуг государственных, препровождаю к вам настольные изображения сих государей и Мое, соединенные вместе и осыпанные бриллиантами. Молю Бога, да сохранит Он святые днивашей плодотворной жизни еще на долго, на пользу и славу отечественной церкви. Я уверен, что об этом же будут вознесены теплые молитвы и по всей России, благодарно чтущей вашу святую жизнь и великие деяния. Пребываю к вам навсегда неизменно благосклонный – Александр».

В этих словах рескрипта заключается высшая и наилучшая оценка и личности, и жизни, и деятельности, и заслуг митроп. Филарет. Всеобъемлющий, глубокий, сильный, строго дисциплинированный ум этого иерарха, его необыкновенная проницательность, мудрость, памятливость, – его многолетняя опытность в делах всякого рода, замечательный во всем такт, административные способности, непоколебимость убеждения, твердость воли и строгая последовательность мышления и действий – уже давно заставляли всех, имевших с ним те или другие дела и отношения, видеть в нем необыкновенного человека, самого выдающегося деятеля. По какому бы самому сложному вопросу, или запутанному делу к нему ни обращались, он всегда умел найтись для решения вопроса и устранения всех затруднений.

Изданное в 1885–1888 годах Св. Синодом, под редакциею архиепископа тверского Саввы, многотомное «Собрание мнений и отзывов митр. Филарет по учебным и церковно-государственным вопросам"служит наилучшим подтверждением сказанного о многосторонней, неустанной деятельности Филарета и его огромном влиянии на разного ?ода дела духовного и светского характера. Поэтому-то, когда он скончался, все сразу почувствовали ничем не наполнимую пустоту, и как в 50-летний юбилей его неслись со всех сторон в Москву голоса глубокого к нему благоговения и удивления, так и по кончине его не только со всех концов России, от людей всякого звания и состояния, но и из заграничных стран, особенно с православного востока, неслись в Москву и Петербург выражения глубокого сочувствия и сострадания общерусской скорби об утрате, понесенной в лице архипастыря, к голосу которого так долго и так внимательно все прислушивались и который более полувека служил истинным украшением церкви и отечества, опорою той и другого, столпом православия.

Различные учения общества и учреждения издавна спешили избирать Филарет в свои действительные или почетные члены. Основанием к тому для них служили как высокие дарования его и заслуги для просвещения, так особенно его учено-литературные труды, уже в 1814 г. стяжавшие ему ученую степень доктора богословия. Филарет был ординарным академиком Импер. Академии наук, почетным членом конференций духовных академий С.-Петербургской, Киевской и Казанской и действительным – Московской, почетным членом Московского университета, Общества истории и древностей российских, С.-Петербургской медико-хирургической академии, обществ – Археологического, Географического и других.

Вот перечень наиболее важных произведений пера его в хронологическом порядке: стихотворение «Старость», писанное в 1807 г. (в честь митроп. Платона) и напечатанное впервые в «Тульских епарх. ведом.», 1877, № 6, и отсюда перепечатанное в «Чтениях в общ. люб. дух. просвещ.», «Христиан. чтении» и других изданиях. – «Изложение разности между восточною и западною церковию в учении веры»; писано в 1811 г., напечатано впервые в «Чтениях в общ. истории и древн. росс.», 1870, кн. I. – «Introductiones in singulos libros Veteris Testamenti, insupplementum libri classici conscriptae»; писано также около 1811 г., по частям напечатано в «Чтениях в общ. люб. дух. просв.» за 1871–1874 и 1876 годы, в русском переводе, под разными заглавиями, как-то: «Замечания на книгу Исход», «Руководство к познанию книги Псалмов», «Учительные книги Ветхого Завета» и т. д. – «Рассуждение о нравственных причинах неимоверных успехов наших в настоящей войне» (т. е. в войне 1812 г.); напечатано было и в «Сыне отечества», 1813, ч. VI, и отдельно брошюрою, СПб., 1813; рассуждение представляет собой ответ на письмо А. Н. Оленина, просившего о составлении его. – «Опыт объяснения псалма LXVII», СПб., 1814; из уроков СПб. дух. академии. – «Молебное пение об избавлении церкви и державы Российския от нашествия Галлов и с ними двадесяти язык»; писано в 1814 г.; с тех пор печатаемо было много раз; совершается в церкви ежегодно 25 декабря. – «Разговор между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви, с присовокуплением выписки из окружного послания Фотия, патриарха цареградского к восточным патриаршим престолам», СПб., 1815; издаваемо было потом несколько раз и переведено на другие языки; писано по просьбе князя А. Н. Голицына. – «Записки на книгу Бытия, руководствующие к разумению письмени ея и к испытанию духа ея, при посредстве сличения переводов с подлинником, мнений св. отец и толкователей, преимущественно же ясных, и собою другия объясняющих, мест самого свящ. Писания»; из уроков СПб. дух. академии, читанных в 1810–1812 гг.; напечатано впервые в СПб., 1816; затем издаваемо было несколько раз, с небольшими переменами, напр. с русским переводом текста книги Бытия (СПб., 1819; Москва, 1835, 1867). – «Начертание церковно-библейской истории»; также из уроков СПб. дух. академии; в первый раз издано в СПб., 1816; затем переиздаваемо было много раз (1819, 1823, 1839 и т. д.) и долгое время служило учебною книгою. – Перевод Евангелия от Иоанна на русский язык, предназначенный и вошедший в состав священных книг новозаветных в русском переводе издания Российского библейского общества, СПб., 1819. – «Таблицы чтения из св. Писания, церковной и гражданской печати»; изданы Главным правлением училищ, СПб., 1819. – «Толкование на II псалом», писанное в 1820 году, а напечатанное в первый раз в «Чтениях в общ. люб. дух. просв.» за 1873 год. – Стихотворение «Вечерняя песнь путешественника», писанное в 1820 г., напечатано впервые в «Душепол. чтении» за 1867 г., сентябрь. – «Чтения из четырех евангелистов и из книги Деяний апостольских, для употребления в гражданских училищах»; изданы Главным правлением училищ, СПб., 1820, изд. 1-е и 2-е; далее, СПб., 1823, Москва, 1853 и др. Переведены и на английский язык. – Первое собрание проповедей Филарета вышло в 1820 г. под заглавием: «Поучительные слова, говоренные в разное время синодальным членом Филаретом, архиеписком Ярославским», СПб., 1820; далее следуют, с дополнениями новых, а частию и прежних, проповедей, собрания изданий 1821, 1822, 1835, 1844–1845 (в трех томах), 1847–1843 (I и II томы) и 1861 (III том), и 1873–1855 гг. (посмертное), в пяти томах, в Москве, самое полное, под заглавием: «Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского», с портретом автора; проповеди Филарета равно так же издавна переводимы были на иностранные языки, а на французском и английском языках выходили даже в виде сборников. – «Исторические чтения из книг Ветхого Завета», для употребления в училищах; изданы департаментом народного просвещения, СПб., 1822. – «Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия, почерпнутое из достоверных источников, читанное (впервые) в лавре его на всенощном бдении июля 4 дня 1822 г.», Москва, 1822. – «Христианский катехизис православной кафолической восточной греко-российской церкви», СПб., 1823; затем его было несколько изданий; с значительными изменениями и дополнениями вышли редакции 1828 и 1839 гг. с их группами изданий; издание в редакции 1839 г. остается доселе неизменным и перепечатывается во множестве оттисков. – «Краткий катехизис православной кафолической восточной греко-российской церкви», СПб., 1824; составлен чрез сокращенное извлечение из упомянутого сейчас «Христианского катехизиса». Уже по особому плану составлены для учебных заведений, хотя также, конечно, не без отношения к пространному, краткие катехизисы редакций 1828 и 1866 гг. с их группами, под названием: «Начатки учения христианского, или краткая священная история и краткий катехизис». Как пространный, так и краткий катехизисы выдержали множество изданий и переведены на многие европейские и азиатские языки. – «Пушкин, от мечтаний перешедший к размышлению»; стихотворение, писанное в ответ на стихи Пушкина, напечатанные в «Северных цветах» за 1830 г.:

«Дар напрасный, дар случайный, –

Жизнь, зачем ты мне дана?»

и начинающееся словами:

«Не напрасно, не случайно

Жизнь судьбою мне дана».

Напечатано впервые (с подписью буквы Ф) почти одновременно с появлением в печати стансов Пушкина; затем – в журнале «Звездочка» 1848 г. № 10 и в других изданиях. – «Дух Премудрости»; изъяснение главы 7 из книги Премудрости Соломона (ст. 22 и след.); напечатано в «Христианском чтении» 1830, ч. XXXIX. – «Изъяснение 53-й главы пророчества Исайи об Иисусе Христе», заключающее в себе и перевод ее; напечатано в «Христиан. чтении», 1832, ч. XLVI. – «Сказание о обретении мощей св. Митрофана, еписк. воронежского», СПб., 1832. – «Молебное пение по случаю совершеннолетия Наследника Престола», СПб., 1834. – «Льготная запись, данная от приказчика села Хороброва Патрикия Кузьмина», сообщение, писанное в 1834 г. и напечатанное в VIII части «Трудов и летописей общества истории и древностей российских». – В 1834–1840 годах постепенно выходили и в «Христианском чтении», и отдельными брошюрами, а в 1840 г. в первый раз напечатаны в одной книге совокупно все «Беседы к глаголемому старообрядцу»; эти «Беседы» потом (с разновременными дополнениями к ним) выдержали еще несколько изданий и печатались в синодальных типографиях, преимущественно московской, в весьма большом числе экземпляров (напр., в одном 1835 г., к Москве, в 5000 экз.); издаются и доселе от Св. Синода. – «О русской риторике XI века», записка, читанная в Императорской Акад. наук 18 янв. 1836 г.; напечат. в «Журн. минист. народн. просв.», 1836, ч. IX. – «Великий канон Андрея Критского», в русском переводе; в «Христ. чтении», 1836, ч. I, и отдельною брошюрою. – «Житие преподобного Никона, игумена Радонежского», читанное на всенощном бдении, 16 ноября 1843 г., Москва, 1843. – «О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого LXX толковников и славянского переводов Священного Писания»; составлено в 1845 г., напечатано в «Приб. к твор. св. отцев» за 1858 г., ч. ХVII, и отдельною брошюрою, Москва, 1858. – «Нечто о древнем образе крестного знамения»; писано в 1847 г., напечат. в «Чтениях в общ. люб. дух. просв.», 1865, кн. II. – «Цветы из сада св. Ефрема Сирина», Москва, 1847; после еще неоднократно издаваемо было. – «Воспоминания, относящиеся к восшествию на престол Государя Императора Николая Павловича »; писаны в 1849 г., напечатаны в первый раз у Сушкова в его биографии митроп. Филарета, прилож., стр. 80–86, Москва, 1868; потом в «Собран. мнен. и отзыв. митроп. Филарета», т. III, стр. 161–171, СПб., 1885. – «О стологадании», в «Прибавл. к твор. св. отц.» за 1853 г., ч. XII, и в других изданиях. – «О древних иконах»; писано в 1853 г., напечат. в «Душепол. чтении», 1868, май. – «Акафист Пресвятой Богородице», в русском переводе, с предисловием, в «Приб. к твор. св. отцев», 1855 г., ч.XIV. – «Изъяснение о проклятии, наложенном от собора 1667 года», в «Приб. к твор. св. отцев», 1855, ч. ХIV. – «Значение церковной молитвы о соединении церквей», в «Приб. к твор. св. отцев» за 1860 г., ч. XIX. – «Нечто о ращении власов», там же. – «Песни из канона преподобным Кириллу и Мефодию»; напечатано в «Душеполезн. чтении», 1863, май. – «К вопросившему о значении слов книги Бытия: се Адам бысть, яко един от нас», в «Душепол. чтении», 1865, август. – Стихотворное переложение с греческого «Песни увещательной» св. Григория Богослова:

«Близок последний труд жизни: плаванье злое кончаю», и проч.

Писано в 1866 г., напечатано впервые в «Чтениях общ люб. дух. просв.», 1867, кн. III.

Наконец, заслуживают полного внимания: 1) уже упомянутое выше «Собрание мнений и отзывов Филарета»; это «Собрание» состоит из V томов, тома дополнительного и, сверх того, одного тома мнений и отзывов по делам Востока (СПб. и Москва, 1885–1888); 2) «Письма» его к разным лицам и учреждениям и 3) резолюции; тех и других доселе издано также несколько томов. Письма митрополита Филарета: а) к А. Н. Муравьеву, Киев, 1869, обнимают время с 1832 по 1867 г.; 447 писем; изданы самим А. Н. Муравьевым; б) к наместнику Сергиевой лавры архимандриту Антонию, за 1831–1807 годы; в 4-х частях, Москва, 1877–1884; всех писем 1681; изданы Е. С. Кротковою; в) к родным, за 1800–1866 гг., Москва, 1882; 518 писем; изданы протоиереями П. И. Казанским и К. И. Богоявленским; г) к архиепископу тверскому Алексию, за 1843–1867 гг., Москва, 1883; 262 письма; изданы архиепископом тверским Саввою; д) к Высочайшим особам и другим лицам, за 1820–1867 гг., в 2-х частях, Тверь, 1888; 452 письма; изданы также преосв. Саввою; е) к разным лицам, хранящиеся в собрании автографов Императорской публичной библиотеки, за 1843–1853 годы, СПб., 1891; изданы Публичною библиотекою при отчете за 1888 г. и отдельно; ж) к С. Д. Нечаеву, за 1829–1854 гг., СПб., 1895; 292 письма; изданы Д. С. Нечаевым, под заглавием: «Переписка Филарета, митрополита Московского, с С. Д. Нечаевым». Кроме того много писем Филарета напечатано было в разных повременных изданиях, духовных и светских, и некоторые оттуда вышли отдельными оттисками, как, например, письма к Гавриилу, архиепископу рязанскому, из «Чтений в Общ. истор. и древн.» за 1868 год (Москва, 1868); – к Леониду, архиепископу ярославскому, из «Душепол. чтения» за 1883 г. (М. 1883); – к Филарету, архиепископу черниговскому, с примечаниями С. К. Смирнова, из «Прибавлений к твор. св. отцев» за 1883 и 1884 гг. (М., 1884); – к князю С. М. Голицыну, с примечаниями архимандрита Григория, из «Прав. обозрения» (Москва, 1884); – к наместнику Сергиевой лавры архим. Афанасию, из «Приб. к твор. св. отцев» за 1886 г. (М., 1886); – к Виталию, епископу дмитровскому, из «Правосл. обозр.» за 1887 г. (М., 1887) и т. д. Многие письма и бумаги остаются еще не изданными. Что касается резолюций митроп. Филарета, то архимандрит Григорий начал печатание их, преимущественно в «Душеполезном чтении», с 1871 г. и доселе продолжает это печатание. Из этих резолюций в Орле составлен систематический сборник и издан отдельною книгою (Орел, 1889). Из резолюций же митроп. Филарета по преимуществу составлен целый 1-й том «Сборника», изданного Московским обществом любителей духовного просвещения, по случаю 100-летнего юбилея со дня рождения Филарета (Москва, 1883).

Литература о митрополите Филарете очень обильна. Уже при жизни имя его пользовалось большою известностью и в России, и за границей. Но так как сам Филарет, по смирению, не любил, чтобы о нем писали, и особенно с похвалами, то сведения о нем, большею частью помимо его воли выходившие в печати, были и не обширны, и не во всем точны. Очень обогатилась литература о нем после его смерти, начиная с 1867 г., бывшего и юбилейным годом его епископского служения, и вместе годом кончины его. Не упоминая о более или менее кратких сообщениях, некрологах и под., напечатанных за 1867-й и последующие годы в «Московских ведом.», «Правосл. обозрении», «Душепол. чтении», «Духов. беседе», «Вестнике западн. России» и пр., укажем на более обстоятельные, появившиеся как в повременной печати, так и отдельными изданиями: «Материалы для биографии Филарета», в «Чтениях в общ. люб. дух. просвещения», 1868, кн. IV и V, 1869, кн. VI – IX, 1870, кн. X – XII, 1871, кн. XIII и дальн. гг. – С. К. Смирнов: «Учитель Троицкой семинарии В. М. Дроздов», в «Современной летоп.», 1867, № 44. – Материалы для очерка его жизни и ученой деятельности, С. И. Пономарева, в «Трудах Киевской дух. акад.», 1867, т. 4, № 12 и 1868, т. 1 и 2, № 2–4, с перечнем сочинений митроп. Филарета – «Торжественное собрание Имп. Акад. наук 29 дек. 1867», – речь академика Никитенко в память митроп. Филарета, с портретом последнего, СПб., 1868. – Протоиерей Конст. Добронравин (впоследствии епископ Гермоген): «Филарет, митроп. Московский», в «Страннике», 1868, т. II. – «Из бумаг митроп. Филарета», с предисловием М. И. Сухомлинова, в «Журн. мин. народн. просв.», 1868, СХХХVII, январь. – «Филарет, как духовный вития», в «Домашн. Беседе», 1868, №. 8. – Воспоминания о различных сторонах жизни и деятельности Филарета, помещенные за 1868 и последующие годы в повременных изданиях: «Русский», «Душеполезное чтение» (статьи архим. Григория, В. Ф. Владиславлева, М. М. Евреинова и др.), «Правосл. обозрение», «Владимирские епарх. ведомости», «Чтения в общ. истор. и древн.», «Русский архив», и др. – «О действиях Филарета в 1825 г.», в «Чтен. в общ. ист. и древн.», 1868, II. – «Новые материалы для биографии Филарета», в «Христ. чтен.», 1870, кн. 2; также 1872, I – III, 1873, I – III (в статьях И. А. Чистовичапо истории перевода библии на русск. язык). – Ф. Лепашев: «Направление и характер проповеди Филарета», в «Страннике», 1875, кн. 10–12. – Отзывы иностранной печати о митр. Филарете: «L?Union chretienne», 1867, №№ 7, 8 (par W. Gnetee); «Courrier russe», 1867, №№ 21, 48, 49; «Macmillans Magazine», 1868, № 100; отзывы константинопольской греческой печати см. в «Христ. чтен.», 1868, кн. 3. – Сверх всего здесь перечисленного еще много было писано и в русской и в иностранной периодической печати о митр. Филарете, причем мысль о нем особенно оживилась ввиду и по случаю воспоминания 100-летия со дня рождения его, 26 дек. 1882 г., и 25-летия со дня кончины его, 19 нояб. 1892 г. Явились ученые диссертации на темы о различных сторонах деятельности Филарета, каковы: А. А. Городков: «Догматическое богословие Фаларета, митр. моск.», Казань, 1887; Д. Г. Наумов: «Филарет, митроп. моск., как канонист», Москва, 1893; В. И. Беликов: «Деятельность митр. моск. Филарета по расколу», Казань, 1896 и др. – Отдельные, сверх упомянутых выше, издания о жизни и деятельности митроп. Филарета: Н. В. Сушков: «Записки о жизни и времени святителя Филарета, митроп. моск.», Москва, 1868. – «Венок на могилу митроп. Филарета. Его жизнь, труды, заслуги, проповеди, его значение для православной церкви и его кончина», с 2-мя портретами, Москва, 1868. – «Очерк жизнеописания высокопреосвященнейшего Филарета, митр. московск. и колом.», Москва, 1868; эта книга потом имела несколько изданий. – «Сборник, изданный Обществом любит. духовн. просвещ. по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения (1782–1882) Филарета, митроп. моск.», томы I и II, Москва, 1883; том I заключает в себе материалы для истории Московск. епархии под управлением Филарета, извлеченные из архива консистории, том 2-ой – оригинальные статьи о Филарете и его деятельности. – В. Б. Назаревский: «Государственное учение Филарета, митр. моск. », Москва, 1883; выдержало два издания. – М. А. Чепик: «Митр. моск. Филарет, как гомилет», Тверь, 1892. – Протоиерей А. А. Смирнов: a) «Детство, отрочество, юность, годы ученья и учительства в Троицкой лаврской семинарии митр. Филарета (1782–1808)», Москва, 1893 г.; б) «Петербургский период жизни митроп. Филарета (1808–1819)», Москва, 1894; «Филарет, архиепископ тверской, ярославский и московский (1819–1826)», Москва, 1896. – Проф. И. Корсунский: «Святитель Филарет, митр. московский. Его жизнь и деятельность на московской кафедре, по его проповедям, в связи с событиями и обстоятельствами того времени (1821–1867)», Харьков, 1894.


Источник: Русский биографический словарь. А. А. Половцов

Вам может быть интересно:

1. Святитель Филарет Московский [Дроздов] в письмах к Степану Дмитриевичу Нечаеву профессор Митрофан Дмитриевич Муретов

2. Митрополит Филарет, как богослов Михаил Михайлович Тареев

3. Филарет (Амфитеатров) профессор Иван Николаевич Корсунский

4. Великий и в малом Московский митрополит Филарет профессор Алексей Петрович Лебедев

5. Платон (Левшин) и Филарет (Дроздов), митрополиты Московские: (сравнительная характеристика их нравственного облика) протопресвитер Василий Виноградов

6. Филарет Амфитеатров, Митрополит Киевский, как проповедник священник Георгий Орлов

7. Эпоха новых чудотворцев архимандрит Макарий (Веретенников)

8. Св. Григорий Богослов как проповедник профессор Николай Иванович Барсов

9. Филарет, архиепископ Черниговский архиепископ Димитрий (Самбикин)

10. Максим Грек, святогорец протоиерей Александр Горский

Комментарии для сайта Cackle