профессор Иван Гаврилович Троицкий

[Рец.] Маккавейский Н.К. Воспитание у древних евреев1

Небольшой трактат г. Маккиавейского, напечатанный раньше в «Трудах Киевской Духовной Академии» (см. №10 за 1903 г.), а потом изданный отдельной брошюрой, содержит краткий исторический очерк воспитания respective образования у древних евреев, со времени патриархов и до времени завершения вавилонского талмуда (5 в. по Р. Хр.). Применительно к разделению истории древних евреев на две эпохи: до плена и после плена (вавилонского), настоящий очерк распадается на две части: воспитание в эпоху допленную и воспитание в эпоху послепленную. Что касается еврейского идеала воспитания, то в ту и другую эпоху он был одинаковым и заключался в том, чтобы воспитываемые юноши впоследствии представляли собою верных служителей Иеговы, пользующихся его благоволением. Но что касается положительных задач в достижении такого идеала, осуществление его конкретным образом, то в ту и другую эпохи они были не одинаковы. В эпоху допленную стремились главным образом к воспитанию в законе Господнем, т.е. к подчинению ему сердца и воли. В послепленную же эпоху стремились, собственно, к изучению закона, т.е., к усвоению его путем рассудочным. Соответственно этому различались средства и способы воспитания. В допленную эпоху, во время патриархов, во время пребывания евреев в Египте, во время судей и даже царей, у евреев не было каких-либо воспитательных. Resp. Образовательных учреждений в собственном смысле. Что касается так называемых пророческих школ, то автор не находит достаточного основания приписывать им общепедагогические цели – образование приходивших и поступавших в них детей, а полагает их значение собственно в религиозно-нравственном воздействии на самый народ. Воспитание детей тогда было делом исключительно семьи. Впрочем, такое отсутствие каких-либо специальных воспитательных учреждений или органов у евреев той эпохи еще не свидетельствует относительно умственного застоя евреев в ту эпоху. Наоборот, как видно их пятокнижия, а также пророческих и учительских книг, многие евреи той эпохи достигали высокого умственного и художественного развития, но относящиеся сюда знания и навыки приобретали или от родителей, или путем самообразования, или же от священников, составлявших тогда почти единственное ученое сословие среди евреев. В послепленную же эпоху у евреев, вместе с сословием ученых книжников (sopherim), возникают и распространяются особые учреждения, имевшие специальной целью – образование юношества, т.е. школы. Интересно, что у евреев раньше возникла не низшая, а высшая школа, (Beth hamidrash – дом науки, Beth waad – дом собрания, Beth rabanna – дом раввинов), как институт, имевший своею задачей не систематическое обучение, а изъяснение и дополнение древнего Моисеева закона. Что касается школ низших, то первоначальное учреждение их относится автором к 70–80 г. до Р. Хр. И связываются с именем президента синедриона Симона бен Шетаха, а особенно широкое распространение их относится ко времени первосвященника Иисуса бен Гамалы, который (около 64 г. по Р. Хр.) издал распоряжение, чтобы школы для детей были открыты во всех городах. Город, не имеющий школы, в талмуде считается достойным разрушения. В последующей истории низшие школы (Beth Sepher, Beth Talmud) в большом количестве были распространены у евреев. Относительно организации еврейских школ, применявшихся в них приемов обучения и вообще существовавших в них порядках г. Маккиавейского даны довольно подробные и интересные сведения. Свой очерк относительно воспитания у древних евреев автор заканчивает указанием того значения, какое имела еврейская талмудическая школа для исторической и национальной живучести еврейского народа. «Евреи, говорит он, выдержав гнет многовекового рабства у различных народов, потеряв отечество, пережив многочисленные гонения, среди всевозможных лишений и притеснений продолжают жить, населяя все страны света: мало того: и ныне, как и в древности, они все еще сохраняют свою самобытную физиономию – свои племенные черты, свой характер, свою религию и глубокое чувство своей национальной сопринадлежности. Где причина этого? Если и не всецело, то в значительной степени еврейский народ обязан этим тому традиционному талмудическому воспитанию своему, важнейшим фактором которого является еврейская школа».

Таково вкратце содержание историко-педагогического очерка г. Маккиавейского. В виду оживленных и разноречивых толков о принципах воспитания юношества, высказывавшихся в последние десять лет, очерк г. Маккиавейского, как историческая справка о воспитании евреев, сохранивших свою историческую индивидуальность до последнего времени благодаря, между прочим, школе и старательному обучению детей, – является интересным не только для специалистов, а также для лиц, интересующихся воспитанием юношества.

И. Т.

* * *

1

Маккиавейский Н. К. Воспитание у древних евреев. Историко-педагогический этюд. Киев: 1903 г., стр. 107.


Источник: Троицкий И.Е. [Рец.] Маккавейский Н.К. Воспитание у древних евреев // Христианское чтение. 1904. № 3. С. 447–469.

Комментарии для сайта Cackle