Библиотеке требуются волонтёры

Источник

Поучение в день Благовещения Пресв. Богородицы

Радуйся, благодатная: Господъ с Тобою, благословенна Ты в женах (Лук. 1:28).

Так сказал св. Архангел Гавриил Пресвятой Деве Марии, когда он принес Ей от Бога радостную весть, что от Нее родился по плоти Спаситель мира. И эта радостная весть, точно, сбылась. После благовестия св. Архангела, Пресвятая Дева Мария зачала во чреве своем от Духа Святого, и родила Сына, Бога – Слово на радость и спасение роду человеческому. Она сделалась превыше Херувимов и Серафимов, и весь род человеческий стал прославлять Ее как Матерь, родившую нам Бога – Слово. – За что же Пресвятая Дева Мария удостоилась от Бога столь высокой чести и славы? И чему именно можем мы научиться в нынешний праздник от Пресвятой Девы Марии? Об этом я хочу теперь, братие, повести с вами мою речь, а вы послушайте меня со вниманием.

Пресвятая Дева Мария пред Богом и людьми, как свет небесный, сияла глубочайшим смирением и кротостью. А смирение и кротость – это добродетели Христовы. Сам Иисус Христос был кроток и смирен сердцем (Матф. 11:29). За сию-то кротость и смирение возлюбил Господь Деву Марию и соделал Ее Своею Материю. – И из нас, кто кроток и смирен сердцем, того любят и почитают люди, любят и хвалят начальники, а что всего дороже, любит Сам Господь. Да и как не любить и не почитать таких людей? Кроткие и смиренные люди имеют в душе своей Божий страх, ни пред кем не гордятся и не превозносятся, не оскорбят они вас ни худым словом, ни худым делом, и не добиваются себе славы от людей. Оскорбит ли их кто или обидит, – они не огорчаются на своих обидчиков, но все покрывают своим терпением, а при случае делают добро даже своим обидчикам. Истинно смиренные – это люди богатые добрыми делами и великие пред Богом. Смиренен был праотец Авраам; он говорил о себе: аз есмь земля и пепел (Быт. 18:27). Но кто этот Авраам? Это тот благословеный праотец, от племени которого произошел Спаситель мира.

Истиино смиренные люди, сказали мы, не ищут себе чести от людей. В стране Египетской, в одном скиту жил великий подвижник, препод. Моисей Мурин. Один князь, слыша о его добродетельной жизни, пошел в скит, желая видеть праведника. Узнав об этом, св. Моисей вышел из келии, собираясь бежать, но бывшие с князем слуги встретили его и спросили: «где келия Аввы Моисея?“ Не желая себе почитания от людей, препод. Моисей, по смирению своему, отвечал им: «чего вы хотите от него? он безумец и лжив, и житие его скверное». (Чет.-Мин. 28 августа). Вот как смиренные люди смотрят на свою праведность! – А мы, грешные, иногда, даже и на исповеди, пред Христовым Евангелием и Крестом, не хотим сознаться в своих грехах, и если не признаем себя за праведников, то не хотим признать себя и за великих грешников. «Грешны, говорят некоторые, но великих грехов не имеем». Но когда коснется дело до чужих грехов и поступков, тогда мы не прошеные и незваные наговорим всего не хорошего про кого угодно, не утерпим, чтобы не сказать худое слово даже и про доброго человека. Какое же это смирение, какая кротость?

Истинно смиренные и кроткие люди, сказали мы, не огорчаются, когда их оскорбляют и унижают. Я хочу сказать про того же препод. Моисея Мурина. Проведши много лет в постоянных подвигах, он достиг степени священства; и когда был облачен в стихарь, тогда епископ, желая испытать праведника, велел клирикам прогнать его из алтаря. Праведник, изгнанный из алтаря, не только не оскорбился, но даже укорял себя и говорил: «хорошо поступили с тобою, ты недостоин входить во святилище». Клирики передали епископу слова праведника, и епископ, призвав его снова в алтарь, за его смирение посвятил его в пресвитера (Чет.-Мин. 28 августа).

А мы, братие, как поступаем, когда нас кто-либо обидит и оскорбит? Мы иногда за малейшее оскорбление, за одно обидное слово готовы осыпать своего обидчика всякими ругательными словами, вступить с ним в ссору и даже драку. Но этого мало. Мы иногда не хотим покориться отцу и матери, когда они делают нам выговор и замечание за наш худой поступок, не хотим смириться пред своим начальником, когда он по закону наказывает нас за нашу вину для нашего исправления. Мы тогда готовы наделать грубости отцу и матери, кипим гневом и ругаем начальника. И вот мы сами чрез свою гордость и самолюбие делаемся злыми и недобрыми, и унижаем себя пред Богом и людьми. А в Божием писании сказано: Бог гордым противится (1Петр. 5:5).

Но прошу вас послушать еще о смирении. Как оно приятно и любимо Богу! Какой высокой чести и славы удостаиваются от Бога кроткие и смиренные люди. Препод. Афанасия, молясь всегда Богу, часто взирала к небу и видела на облаках благолепного мужа, украшенного великою красотою. «Какая добродетель украсила сего мужа?» – спросила она себя. «Смирение и кротость» – был ей голос съ неба (Чет.-Мин. 12 апреля).

И верно слово Господне: смиряяй себе, вознесется (Лук. 18:14). Бог смиренным дает благодать (Петр. 5:5). Будем же и мы, братие, подражать людям кротким и смиренным сердцем, наипаче же кротости и смирению Пресвятой Девы Марии, и Господь со Своим небесным благословением и благодатью пребудет с нами и вознесет нас в свое время (1Петр. 5:6). Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle