Источник

Поучение о прославлении Бога

Аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите (1Кор. 10:31).

Так наставлял св. Апостол Павел христиан Коринфской церкви. Так наставляет он и всех нас: ядите ли, пьете ли, или иное что делаете, – все делайте во славу Божию, прославляйте Бога.

Как же можно есть и пить, чтобы прославить Бoгa? А вот как: тебя Господь благословил хорошим урожаем, наделил избытками хлеба и другими благами земными; делись ими с бедными и нищими братиями, алчущего накорми, жаждущего напой во имя Господне; и вот ты будешь прославлять Бога. Так прославляли Бога: св. Филарет Милостивый (Чет.-Мин. 1 декабря), св. Иоанн Милостивый (Чет.-Мин. 12 ноября), св. Григорий Двоеслов (Чет.-Мин. 12 марта). За то и Господь прославил их своею милостью и на земле, и на небесах. Когда же мы свои избытки разбрасываем на греховные похоти, тогда мы прогневляем Бога. Так прогневал Бога немилостивый богач, пред вратами коего лежал больной и нищий Лазарь, не получивший от стола его ни одной крупицы. Далее: когда мы, сидя за трапезою, едим свой хлеб с молитвою, с благоговением и благодарением Богу, то мы прославляем Бога. А когда мы за хлебом солью пустословим, ссоримся и сквернословим, ропщем на Бога, то мы прогневляем Бога. В одной из Фиваидских пустынь был между братиею один старец с даром прозорливости. Однажды вместе с другими он сидел за трапезою, и вдруг увидел, что одни из братий едят мед, другие – простой хлеб, а некоторые – помет скотский. В недоумении, что бы это значило, когда на трапезе предлагается всем одинаковая пища, прозорливый старец обратился с молитвою к Богу, и услышал в ответ, что ядущие мед суть те, кои сидят за трапезою со страхом Божиим и, питая тело снедию чувственною, в тоже время насыщают душу размышлением о Боге и благах духовных. Вкушающие простой хлеб суть люди, смотрящие более на пищу, ими вкушаемую, нежели на Бога, Который подал им оную! Для таких людей хлеб не более, как хлеб; потому что они сами не видят в нем ничего более хлеба – средства к поддержанию жизни телесной. А те, в руках коих вместо хлеба – помет скотский, суть люди, ничем недовольные, кои едят с ропотом, паче всего желали бы иметь все угодное для чрева, которое у них второй Бог. Будучи преданы в рабство плоти, они ведутъ жизнь, которая ниже и хуже жизни бессловесных животных; и потому пища, сообразно их душевному свойству, превращается в руках их в помет скотский (Прол. 6 августа). Из всего этого научимся, братие, как должно есть и пить во славу Божию.

Аще ино что творите, во славу Божию творите. – Мы прославляем Бога тогда, когда в своих домах, или в Господнем храме, со страхом Божиим и верою молимся пред св. иконами, когда от чистого сердца подаем свои жертвы на украшение Божия храма и на другие добрые и богоугодные дела. Мы можем прославлять Бога и своими житейскими делами. Скажите: какими именно делами? Земледелием, торговлею, ремеслами и разными промыслами. Как можно прославлять Бога земледелием? Когда ты вспахиваешь свою землю, сеешь на ней семена, пожинаешь или убираешь с поля свой хлеб, и все это делаешь с крестом и молитвою, без ропота, с покорностью воле Господней, и на свои труды и занятия призываешь Господне благословение, то ты, точно, прославляешь Бога. Такими именно трудами прославляли Бога в своих пустынях св. подвижники: препод. Антоний Великий (Чет.-Мин. 17 янв.), препод. Лука Елладский (Чет.-Мин. 7 февр.). Когда же мы, возделывая свою землю, ропщем на Бога, клянем и мучим свою скотину, досадуем и сквернословим, то мы прогневляем Бога, и делаемся недостойными Его даров. Ты занимаешься торговлею, мастерством и разными промыслами? Делай свое дело по чистой совести и по Божьему, никого не обманывай, не обмеривай и не обсчитывай, имей в душе своей Божий страх: и вот ты будешь прославлять Бога, и Господь благословит твои честные труды. Св. муч. Иоанн Новый в Константинополе занимался каким-то ремеслом и торговлею, имел свою лавку, и Господь благословил его труды ради его добродетельной жизни, ибо он был целомудрен, боялся Бога и соблюдал Его заповеди (Чет.-Мин. 18 апр.). И что еще сказать? Даже тот, кто живет в корчемнице, по нашему шинкарь, который занимается продажею вина, может прославлять Бога. Как это можно? Выслушайте об этом следующий пример. Св. муч. Феодот Анкирский был корчемником, но под видом корчемника, тайно проповедовал Евангелие, и богодухновенным учением обращал к Христовой вере идолопоклонников и язычников, обращая грешных к покаянию. Он возложением рук исцелял болезни, а словом врачевал души. В темнице находящихся посещал, гонимых скрывал у себя, скитающихся питал, мертвых мучеников погребал (Чет.-Мин. 18 мая). Словом, всякое дело, которое мы делаем для Бога и для пользы ближних, прославляет Бога. Св. Иоанн Златоуст учит, что «мы из всего, если захотим, можем получать себе пользу» (Воскр. Чтен. 1837 г. № 30).

И, напротив, мы можем прогневлять Бога даже и добрыми делами, если совершаем их не для Бога. Вы спросите: каким образом? А вот каким: ты, напр., постишься и молишься, помогаешь больным и бедным, украшаешь храм Божий. Но если все это делаешь не по долгу и любви христианской, не для того, чтобы твои дела видел Бог, а для того, чтобы показать свои дела только перед людьми, чтобы только люди тебя видели, славили и величали, или чтобы ты сам гордился и превозносился перед другими, то ты этим не прославляешь Бога, а только прогневляешь Его, хулишь Его имя и свою веру. Каин, сын Адама, приносил однажды жертву Богу, и разгневал Его. А чем разгневал? Не жертвою своею, а тем, что приносил ее без веры в обещанного Спасителя мира, без молитвы о помиловании, и смотрел на свою жертву, как на свою заслугу перед Богом. Фарисей однажды пришел в церковь и стал молиться; но и этот разгневал Бога. А чем он разгневал Бога? Тем, что молился с гордостью, себя хвалил и возвышал, а других унижал и осуждал.

И так, христианин, что бы ты не делал, вкушаешь ли хлеб, пьешь питье, занимаешься земледелием, торговлею, ремеслами и разными промыслами, постишься и молишься, помогаешь больным и бедным, исполняешь возложенную на тебя должность, – все старайся исполнять по закону Господнему, чтобы во всяком твоем поступке являлась добродетель христианская, истинное благо для твоих ближних и для твоей души, чтобы всякое твое дело и занятие было приятно и угодно Богу. Поступая таким образом, ты будешь обогащать себя добрыми делами и прославлять Бога. А за твои добродетели Господь прославит тебя и на земле, и на небесах, в вечном Своем царстве. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle