Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение о прославлении Бога

Аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите (1Кор. 10:31).

Так наставлял св. Апостол Павел христиан Коринфской церкви. Так наставляет он и всех нас: ядите ли, пьете ли, или иное что делаете, – все делайте во славу Божию, прославляйте Бога.

Как же можно есть и пить, чтобы прославить Бoгa? А вот как: тебя Господь благословил хорошим урожаем, наделил избытками хлеба и другими благами земными; делись ими с бедными и нищими братиями, алчущего накорми, жаждущего напой во имя Господне; и вот ты будешь прославлять Бога. Так прославляли Бога: св. Филарет Милостивый (Чет.-Мин. 1 декабря), св. Иоанн Милостивый (Чет.-Мин. 12 ноября), св. Григорий Двоеслов (Чет.-Мин. 12 марта). За то и Господь прославил их своею милостью и на земле, и на небесах. Когда же мы свои избытки разбрасываем на греховные похоти, тогда мы прогневляем Бога. Так прогневал Бога немилостивый богач, пред вратами коего лежал больной и нищий Лазарь, не получивший от стола его ни одной крупицы. Далее: когда мы, сидя за трапезою, едим свой хлеб с молитвою, с благоговением и благодарением Богу, то мы прославляем Бога. А когда мы за хлебом солью пустословим, ссоримся и сквернословим, ропщем на Бога, то мы прогневляем Бога. В одной из Фиваидских пустынь был между братиею один старец с даром прозорливости. Однажды вместе с другими он сидел за трапезою, и вдруг увидел, что одни из братий едят мед, другие – простой хлеб, а некоторые – помет скотский. В недоумении, что бы это значило, когда на трапезе предлагается всем одинаковая пища, прозорливый старец обратился с молитвою к Богу, и услышал в ответ, что ядущие мед суть те, кои сидят за трапезою со страхом Божиим и, питая тело снедию чувственною, в тоже время насыщают душу размышлением о Боге и благах духовных. Вкушающие простой хлеб суть люди, смотрящие более на пищу, ими вкушаемую, нежели на Бога, Который подал им оную! Для таких людей хлеб не более, как хлеб; потому что они сами не видят в нем ничего более хлеба – средства к поддержанию жизни телесной. А те, в руках коих вместо хлеба – помет скотский, суть люди, ничем недовольные, кои едят с ропотом, паче всего желали бы иметь все угодное для чрева, которое у них второй Бог. Будучи преданы в рабство плоти, они ведутъ жизнь, которая ниже и хуже жизни бессловесных животных; и потому пища, сообразно их душевному свойству, превращается в руках их в помет скотский (Прол. 6 августа). Из всего этого научимся, братие, как должно есть и пить во славу Божию.

Аще ино что творите, во славу Божию творите. – Мы прославляем Бога тогда, когда в своих домах, или в Господнем храме, со страхом Божиим и верою молимся пред св. иконами, когда от чистого сердца подаем свои жертвы на украшение Божия храма и на другие добрые и богоугодные дела. Мы можем прославлять Бога и своими житейскими делами. Скажите: какими именно делами? Земледелием, торговлею, ремеслами и разными промыслами. Как можно прославлять Бога земледелием? Когда ты вспахиваешь свою землю, сеешь на ней семена, пожинаешь или убираешь с поля свой хлеб, и все это делаешь с крестом и молитвою, без ропота, с покорностью воле Господней, и на свои труды и занятия призываешь Господне благословение, то ты, точно, прославляешь Бога. Такими именно трудами прославляли Бога в своих пустынях св. подвижники: препод. Антоний Великий (Чет.-Мин. 17 янв.), препод. Лука Елладский (Чет.-Мин. 7 февр.). Когда же мы, возделывая свою землю, ропщем на Бога, клянем и мучим свою скотину, досадуем и сквернословим, то мы прогневляем Бога, и делаемся недостойными Его даров. Ты занимаешься торговлею, мастерством и разными промыслами? Делай свое дело по чистой совести и по Божьему, никого не обманывай, не обмеривай и не обсчитывай, имей в душе своей Божий страх: и вот ты будешь прославлять Бога, и Господь благословит твои честные труды. Св. муч. Иоанн Новый в Константинополе занимался каким-то ремеслом и торговлею, имел свою лавку, и Господь благословил его труды ради его добродетельной жизни, ибо он был целомудрен, боялся Бога и соблюдал Его заповеди (Чет.-Мин. 18 апр.). И что еще сказать? Даже тот, кто живет в корчемнице, по нашему шинкарь, который занимается продажею вина, может прославлять Бога. Как это можно? Выслушайте об этом следующий пример. Св. муч. Феодот Анкирский был корчемником, но под видом корчемника, тайно проповедовал Евангелие, и богодухновенным учением обращал к Христовой вере идолопоклонников и язычников, обращая грешных к покаянию. Он возложением рук исцелял болезни, а словом врачевал души. В темнице находящихся посещал, гонимых скрывал у себя, скитающихся питал, мертвых мучеников погребал (Чет.-Мин. 18 мая). Словом, всякое дело, которое мы делаем для Бога и для пользы ближних, прославляет Бога. Св. Иоанн Златоуст учит, что «мы из всего, если захотим, можем получать себе пользу» (Воскр. Чтен. 1837 г. № 30).

И, напротив, мы можем прогневлять Бога даже и добрыми делами, если совершаем их не для Бога. Вы спросите: каким образом? А вот каким: ты, напр., постишься и молишься, помогаешь больным и бедным, украшаешь храм Божий. Но если все это делаешь не по долгу и любви христианской, не для того, чтобы твои дела видел Бог, а для того, чтобы показать свои дела только перед людьми, чтобы только люди тебя видели, славили и величали, или чтобы ты сам гордился и превозносился перед другими, то ты этим не прославляешь Бога, а только прогневляешь Его, хулишь Его имя и свою веру. Каин, сын Адама, приносил однажды жертву Богу, и разгневал Его. А чем разгневал? Не жертвою своею, а тем, что приносил ее без веры в обещанного Спасителя мира, без молитвы о помиловании, и смотрел на свою жертву, как на свою заслугу перед Богом. Фарисей однажды пришел в церковь и стал молиться; но и этот разгневал Бога. А чем он разгневал Бога? Тем, что молился с гордостью, себя хвалил и возвышал, а других унижал и осуждал.

И так, христианин, что бы ты не делал, вкушаешь ли хлеб, пьешь питье, занимаешься земледелием, торговлею, ремеслами и разными промыслами, постишься и молишься, помогаешь больным и бедным, исполняешь возложенную на тебя должность, – все старайся исполнять по закону Господнему, чтобы во всяком твоем поступке являлась добродетель христианская, истинное благо для твоих ближних и для твоей души, чтобы всякое твое дело и занятие было приятно и угодно Богу. Поступая таким образом, ты будешь обогащать себя добрыми делами и прославлять Бога. А за твои добродетели Господь прославит тебя и на земле, и на небесах, в вечном Своем царстве. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle