Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение к поселянам о соблюдении чистоты и опрятности в их домах (1-е)

Православные христиане! По долгу пастыря вашего, посещая при разных случаях ваши дома и семейства, я нередко замечал у вас крайнюю нечистоту и неопрятность. А потому, желая вам всякого добра, прошу вас выслушать мою речь о том, как благоразумно поступают те христиане, которые в своих домах и во всем наружном виде своем наблюдают чистоту и благоприличие, и как неблагоразумно поступают те, которые живут в нечистоте и неопрятности.

Соблюдать чистоту и опрятность как в жилищах наших, так и во всем наружном виде нашем, не Бог весть какое хитрое, или трудное дело. А между тем, польза от этого великая, а именно: чистота и опрятность благодетельно действуют на здоровье человека, на его тело и даже на самую душу. Люди благоразумные замечают, что человек, наблюдающий чистоту и опрятность, имеет мысли светлые, намерения добрые, сердце нежное, волю твердую, расположенную к трудам и добродетели. И это часто справедливо. Войдите, наприм., в дом благоразумной и трудолюбивой матери семейства. В доме у ней всегда чисто и светло, все в порядке и опрятности; дети ее в прекрасном виде, добрые и веселые; все лежит на своем месте; сама она ласкова и приветлива; все носит печать благонравия и богобоязненности. А там, где стоят св. иконы, – какая красота, какое благолепие! Это святое, преукрашенное место невольно пробуждает в душе христианина благоговение и высокое почтение к Богу. А когда придет Господень праздник, тогда здесь настоящий рай. У такой хозяйки вся храмина убрана и преукрашена, как будто для принятия дорогих гостей. И точно, у ней самые дорогие гости, Благодать Божия и св. Ангел-Хранитель – эти дорогие, небесные гости невидимо покрывают добрую мать, благоговейно молящуюся пред св. иконами с ее добрыми детьми. Дух радуется, когда смотришь на такую жизнь семейства. И от чего все это происходит? Именно от благоразумия, трудолюбия и благонравия отца и матери. Доброму их примеру следуют и дети их, и они научаются благоразумию, трудолюбию и благонравию. А это такие добродетели, которые приобретают нам любовь и милость Божию.

Загляните же теперь в дом неопрятной хозяйки, и вы увидите пред собою картину неопрятную и безобразную. Жилище ее мрачное; везде навалено всякого мусора и нечистоты; все разбросано и там и сям: самая посуда, из которой человек вкушает пищу, также в нечистоте и нередко валяется в грязи под ногами. А о детях и говорить нечего: они постоянно в нечистоте, часто в изорванных, грязных платьях, часто больные, с бледными лицами, с дикими взорами. Нет у них страха и почтения к родителям, нет уважения и покорности к старшим; они кричат, шумят, часто друг друга бьют, кто чем попал. Мать ругает их скверными словами, часто клянет без милосердия. Такая жизнь, братие, скорее похожа на скотскую, нежели на человеческую, разумную. А если посмотреть на саму-то хозяйку – неряху, на кого она сама похожа? Нечистая и безобразная, она мало чем похожа на существо, одаренное разумною душою. Но загляните еще на божницу, где стоят св. иконы, и вы увидите, в каком пренебрежении и нечистоте часто находится это св. место. Там, за св. иконами можно найти, напр., дратву, смолу, шилья, щетину и даже целую колоду карт. Да и самые-то иконы св., как они иногда стоят на божнице? Иная икона лежит боком, а иная совсем вниз ликом. Господи, Боже наш! Куда же девается человеческий разум? Где благоговение к такой святости? Кроме сего, рядом же со св. иконами можно иногда видеть еще картины разных медведей, Ерусланов Лазаревичей, пляшущих пьяных людей с полштофами и чарками в руках. Кому же, спрашивается теперь, молится христианин? Св. иконам, или этим безобразным картинам? И что этому причиною? Именно нерадение, грязная жизнь. От нерадения и грязной жизни, как скажем ниже, человек тупеет и забывает о божественном. В добавление ко всему этому нужно сказать еще и то, что в этом же мрачном жилье, в котором от нечистоты и без того спирается нечистый воздух, нередко помещаются и нечистые животные, а от этого жилье делается еще безобразнее, воздух становится еще тяжелее и убийственнее для здоровья.

Нe красна, поэтому, должна быть и будущая жизнь детей, воспитанных в нечистоте и неопрятности. Какая, напр., выходит дочь из такого семейства? Какая она будет жена, какая мать, какая хозяйка? Она сама вся нечистая, а от нечистоты нечистота и происходит. И кто здесь более виноват, как не мать семейства? Ее нечистота и неряшество, как наследство, с пагубными последствиями переходит и к детям. Последствия эти вот какие: нечистота, сама по себе неприятная для взора нашего, причиняет вред здоровью человека. От нее, как мы уже заметили, спирается в комнате нечистый воздух; а каков воздух, такова и кровь в человеке. Испорченный воздух проходит во все наши члены, проникает в жилы и кости, портит нашу кровь и соки. А отсюда происходят болезни, страдания тела. От сего-то самого люди часто преждевременно стареют, хилеют, лишаются сил и здоровья. Нет у них часто свежести в лице, крепости в руках и ногах. Кроме сего, кому нравится бедность? Но и она по большей части, прививается к нечистоплотным. Нерадивый к чистоте тела оказывается ленивым и нерадивым к труду и хозяйству; он скорее привыкает к праздности, нежели к полезному занятию. А какое может быть довольство и благополучие там, где нет благоразумия, трудолюбия, где постоянное нерадение и беспечность ко всему? По необходимости является бедность, а с бедностью и тяжелая жизнь; а при тяжелой жизни является тоска и скука, досада и томление сердца. Таким образом нечистота есть яд, погубляющий здоровье и благополучие человека.

Но это еще не все. Привившись к телу, нечистота как зараза прививается и к душе и причиняет вред. И это также справедливо. Какое там может быть благонравие и благоговение к Богу, где постоянно пребывает нечистота и безобразие, где губительная леность, праздность и нерадение? Если человеком обладает леность и нерадение к наружной чистоте и благоприличию, то какое может он иметь попечение о своей душе? Подумает ли омыть ее от грехов чистосердечным покаянием и украсить добрыми делами? Нет, как бурьян на поле заглушает пшеницу, так и леность, и нерадение заглушают в его душе все доброе и святое. От того многие и молиться и перекреститься с толком не умеют. Они не крестятся, не молятся, а так только махают рукою, и как-то кивают только головой. А при этом какое может быть внимание к молитве, какое усердие и благоговение к Богу? И при таком настроении, при такой грязной жизни, что хорошее может прийти человеку в голову? Напротив, в голове толпятся, большею частью мысли нечистые и порочные. Да и как иначе? К каким мыслям и понятиям привыкает человек, живущий в нечистоте и пред собою видящий беспрерывно нечистоту и безобразие? Люди благоразумные замечают, что человек, ведущий грязную жизнь, всегда и во всем видит черную сторону, и душа его грубеет, черствеет и способности притупляются. От того-то портится его поведение и благонравие; он забывает о Боге и о душе своей, и живя грязною жизнью, скорее привыкает к обманам, нечистоте сердца и мыслей, и другим порокам, нежели к добрым делам. А всякая греховная нечистота, всякий порок противны Богу, и душу нашу влекут во тьму кромешную, назначенную для диавола и нераскаянных грешников. И после сего становится понятным, как неблагоразумно поступают те христиане, которые живут в нечистоте и неопрятности.

Желал бы я, братие, продолжить мою с вами беседу; но, чтобы не утомить вашего внимания, я отлагаю это дело до следующего богослужения, а теперь призываю на вас Божие благословение, как на своих духовных детей: идите с миром в ваши дома, да и поразмыслите порядком еще сами, не лучше ли, в самом деле, наблюдать во всем чистоту и опрятность, прогнать от себя леность, праздность и нерадение, и во всем наблюдать благоразумие и труд, чтобы и здоровье сохранить, и довольство иметь, и души своей не погубить в невежестве и грязной жизни. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle