Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение к поселянам о соблюдении чистоты и опрятности в их домах (2-е)

Прошедший раз, братие христиане, мы беседовали с вами о том, как благоразумно поступают те христиане, которые в своих домах и во всем наружном виде своем наблюдают чистоту и благоприличие, и как неблагоразумно поступают те, которые живут в нечистоте и неопрятности.

Для тех, которые не были тогда в церкви, мы повторим об этом хоть кратко: чистота и опрятность благодетельно действуют на здоровье человека, на его тело и даже на самую душу. Где соблюдается во всем чистота, там, конечно, видно благоразумие человека, его трудолюбие и благонравие, а это такие добродетели, которые приятны Богу и приобретают нам любовь и милость Божию. Напротив, нечистота и неопрятность причиняют вред нашему здоровью и самой душе нашей. От нечистоты портится воздух, а испорченный воздух убийственно действует на здоровье. Словом: от нечистоты нечистота и происходит. А все это происходит, конечно, от лености и нерадения. Ленивый и нерадивый к наружной чистоте и благоприличию оказывается ленивым и нерадивым к труду и добрым делам; а это есть уже вред и для души. От этого душа человека грубеет, черствеет и способности притупляются; человек забывает о Боге и о душе своей, и живя грязною жизнью, больше привыкает к порокам, нежели к добрым делам. Но довольно о сем.

Теперь я хочу повести с вами речь о том, что такое в сущности наши христианские дома, и что составляем мы, живя в этих домах с нашими семействами! Решением этих вопросов я хочу преподать вам вразумление в том, как неприлично и грешно нам, христианам, жить в нечистоте и неопрятности, и дома свои содержать в той же нечистоте, и, следовательно, с каким вниманием должны заботиться о чистоте и опрятности всей нашей жизни.

И так, что такое наши дома, в которых мы живем? И что составляем мы с нашими семействами? Чтобы яснее и проще решить вам эти вопросы, я хочу спросить у вас следующее; где мы теперь стоим и молимся? В Божием храме. Этот храм есть Божий дом потому, что здесь живет Сам Бог. Потому-то мы и стараемся соблюдать здесь возможную чистоту и опрятность. Тоже самое, братие, можно сказать и о наших христианских домах; наши дома суть также малые храмы, в которых также живет Бог. А мы, молящиеся в этом храме и пришедшие сюда из разных домов и семейств, что составляем? Мы составляем общество верующих в Иисуса Христа, искупленных Его честною кровью, а это христианское общество составляет Христову церковь. Тоже самое можно сказать и о каждом нашем семействе: отец, мать, дети, внуки, племянники, живущие в семействе, составляют малое общество верующих в Иисуса Христа, т. е. в некотором роде малую церковь Христову. Да и самые души и тела наши, по слову св. Апостола, суть Божия храмы, в которых должен жить Дух Божий (1Кор. 3:16, 17, 6, 19). И после этого, прилично ли нам, христианам, составляющим Христову церковь, жить в нечистоте и неопрятности, и дома свои – эти малые храмы Божии, содержать в той же нечистоте? И неприлично, и грешно.

Далее: этот общий храм наш молитвами и благодатью св. Духа освящен и непрестанно освящается молитвами и совершением святейшего Таинства. И мы дома свои также освящаем молитвами, благодатью св. Духа, окроплением священной воды и помазанием св. елея. Здесь – в этом храме стоят св. иконы, совершается Божия служба; здесь мы должны стоять и молиться с благоговением и страхом Божиим. И в домах наших также стоят св. иконы, пред которыми мы должны молиться со своими детьми и семействами; и в этих малых храмах наших должны также совершаться молитвы, прошения, благодарения и славословия, как-то: пред обедом и после оного, вечером и утром, при начале всякого дела и после оного. Здесь – в этом храме, мы слышим слово Божие, научаемся св. вере и добрым делам. И в малых храмах наших каждый из нас, наипаче же старшие должны научать младших всему доброму и богоугодному, как-то: молитвам, покорности к старшим, любви и милосердию к ближним, трудолюбию и благонравию. – И здесь, в этом общем храме нашем, повторим опять, и в малых храмах наших пребывает Сам Бог. И потому, как в этом храме соблюдается чистота и благолепие, так равно и в малых храмах наших непременно должна соблюдаться чистота и опрятность.

Кстати упомянем теперь и о том, что во всяком малом храме нашем неприлично заводить и разные неприятности, как-то: ругательства, сквернословия, драки, пьянство, срамные песни и подоб. сему. Все это относится еще к большей нечистоте, которая сквернит и безобразит и малые храмы наши, и тела и души наши.

Старайтесь же, братие, при Божьей помощи, наши малые храмы и церкви, т. е. ваши дома и семейства содержать в возможной чистоте и благоприличии, и с наружною чистотою соблюдайте и душевную, чтобы, как в домах ваших, так и во всей жизни вашей процветало благоприличие и благонравие, чтобы и телом, и душею прославлялось имя Божие. Душевную же чистоту составляют: семейная любовь, миролюбие, почтение к отцам и матерям, покорность старшим, страх Божий, труд с молитвою и прочее. Будьте же усердны и трудолюбивы ко всему доброму и полезному. Такое благочестие и благоприличие наше приобретает нам благодать и благословение Божие, от которого зависит наше благополучие земное и блаженство вечное. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle