Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение к поселянам по случаю молебствия на полях

Православные христиане! Вот та Божия земля, на которой вы призваны трудиться и работать и трудом приобретать себе насущный хлеб, и вы пришли сюда со св. иконами, чтобы вознести свои молитвы к Богу и призвать Божие благословение на ваши поля, на ваши труды и занятия. Так, бр., и надлежит поступать: мы всегда должны трудиться и молиться, трудом и молитвою должны приобретать Божию благодать.

И молимся, и трудимся, скажет кто-нибудь из вас, а все как-то плохо живется: силы наши ослабевают, труды утомляют нас, а успехов и радостей часто не видим ни в поле, ни в доме. Правда, други мои, сколько есть бедных тружеников, которые терпят великое горе и нужду, не имеют покоя во дни и в нощи? Что же сему причиною? Нужно сказать истину, что успех в наших делах, главным образом, зависит от нас самих; наши труды и молитвы часто не заслуживают Божия благословения, мы часто оказываем себя недостойными Божией благодати. Об этом-то я и хочу теперь повести с вами мою речь.

Если ты трудишься и работаешь с небрежением и леностью, без веры в Бога, без сердечной молитвы, если хотя и молишься, но одним только языком, а в душе своей имеешь худые помыслы и желания, не имеешь христианской любви к своим ближним и не думаешь об угождении Богу добрыми делами, то что будут значить тогда пред Богом твои труды и молитвы? Нет, друг мой и брат во Христе, не надейся на такие труды и молитвы, – и ты не столько намолишься и наработаешь, сколько нагрешишь пред Отцом Небесным. Да и в самом деле, посмотрите, бр., на того человека, который не хочет трудиться и жить по закону Божию, чем он больше всего занимается, о чем рассуждает, какие у него порядки? Он или откладывает дела свои до другого времени и губит дорогое время в праздности, или же слышишь от него даже ропот на Самого Бога, что Бог его не милует, что ему худо жить на свете. А что же сделал он доброго, за что бы Господь послал ему Свою благодать? В храме Божием он не помнит, когда и был; обратиться к Отцу небесному с крепкою верою и сердечною молитвою он и не подумает; о грехах своих не сокрушается; воскресные и праздничные дни проводит не по-христиански; вместо того, чтобы с полною охотою и сердечною молитвою поспешать на полезную работу, он нередко пьянствует и бесчинствует; с ближними своими заводит ссору и вражду; одного злословит и осуждает, другого думает обмануть и обокрасть. А когда посмотришь на его работу, прислушаешься, какие говорит он речи, например, хоть в поле, когда он пашет или сеет, то вместо того, чтобы креститься с верою, да Бога призывать на помощь от чистого сердца, он клянет самого себя, клянет свою соху и борону, бранит соседей, клянет и мучит свою бедную скотину. Грустно становится на душе, когда посмотришь на сего жалкого труженика. И судите, православные, может ли здесь почивать Божие благословение.

Не благословение, а беды и несчастья навлекает на себя человек чрез свой дурной нрав и худую жизнь. Одна беда та, что когда земля плохо обработана, то она словно и сама ленится родить хлеб, как следует, а другая беда еще хуже этой. Господь не милует тех, которые не исполняют Его заповедей. Он приказал работать, а не лениться – в поте лица есть хлеб (Быт. 3:9), т.е. праведными трудами приобретать Его благодать. И дело, конечно, не оканчивается тем, что хлеб плохо уродится у человека нетрудолюбивого и забывающего заповеди Божии. Нет, он что ни дальше, все беднеет, словно под гору спускается: ему и нищему нечего подать, и свечи не на что поставить пред иконою, а подать заплатить и подавно нечем. Да и в семье живется не ладно: жена, дети горюют, претерпевая голод и нужду, и на душе человека словно камень тяжелый лежит. А отсюда сколько происходит для человека беспокойств, досад и огорчений? В таких горестях начинает человек скучать, предается отчаянию, а отчаяние есть смертный грех. И на какое зло не решится тогда человек? Он прибегает к пьянству, воровству и обману, забывает, что он есть христианин, и нередко попадается в великую беду и несчастье. Вспомните, сколько людей наказано строгим судом? Сколько и теперь содержится народу под строгим надзором в этих больших городских хоромах, называемых острогами? А за что? ведь не за добро, а за худые дела. И в св. писании сказано: скорбь и теснота на всяку душу человека, творящаго злое (Римл. 2:9).

Что же нужно для того, чтобы Господь посылал нам Свою благодать, венчал наши труды и молитвы успехом и радостью? Нужно жить добродетельно. Добродетельный человек всегда трудится с толком, да и при том по закону Божию. Он при всяком начинании и занятии крестится и молится благоговейно; а кто трудится по закону Божию, крестится и молится с верою и всегда имеет в сердце своем Бога, того Господь спасает от всякого зла и подает ему смысл и разум. Добродетельный человек всегда знает церковь Божию, почитает воскресные и праздничные дни, никому не мыслит зла, а напротив всякому делает добро, всегда поступает по заповедям Божиим и во всем уповает на Всеблагого Бога. От того у него и всякого добра довольно: и в поле, и в доме у него благодать, такая благодать, что и дух радуется. И в св. писании сказано: праведнии насладятся в богатстве лета многи (Притч. 13:24). Истину сию мы подтвердим примером из священной истории: праотцы наши – Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф твердо веровали в Бога, жили добродетельно, и Господь благословлял их земным богатством, любил их, как верных Своих рабов. А посетит Господь добродетельного человека каким несчастьем? – совесть у него чиста; он перекрестится, да и скажет: да будет Его святая воля! Да, православные, добродетельный человек и в несчастьи не унывает: он всякое горе и несчастье переносит безропотно, с верою в Бога, и всегда прибегает к милосердию Божию. За то и Господь всегда сохраняет его Своею благодатью и награждает великими милостями. В св. писании сказано: его же любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, его же приемлет (Притч. Сол. 3:12). Истину сию мы также подтвердим примером из св. истории: в стране Авситидийский жил богатый и праведный человек Иов. По попущению Божию, он из богатого сделался бедным и несчастным; но он все свое горе и несчастье перенес великодушно, с верою в Бога и покорностью Божией воле, и Господь опять наградил его земным богатством.

И так, вот главная причина, от чего Господь не благословляет наших трудов, и мы нередко остаемся в горе без утешения, в беде без надежды, от того, что мы живем без Бога в сердце, без сердечной молитвы, без добрых дел, ленимся трудиться и жить по закону Божию. Господь Правосудный посылает Свою благодать только тому, кто чтит Его закон, и отнимает у того, кто небрежет его. Ищите прежде царствия Божия и правды Его, сказал Господь в своем Евангелии, и сия вся приложатся вам (Матф. 6:33). To есть, прежде всего и более всего старайтесь угождать Богу добрыми делами и сердечною молитвою, спасайте души свои, и Господь благословит ваши труды, услышит ваши молитвы и подаст вам все, что нужно вам для вашей жизни. Кто ведет благочестивую жизнь, любит праведный труд, того и Господь любит, потому что он любит и делает одно добро: зло не пойдет ему на ум. Но леность и праздность, небрежение о благочестии христианском, есть мать всех пороков и источник несчастий. Трудись же, христианин, всегда неленостно, с чистою совестью и сердечною молитвою: труд есть отец добродетелей и источник счастья и благополучия человека. В св. писании сказано: аще не ленив будеши, приидет яко источник жатва твоя, скудость же аки злый течец от тебе отбежит (Притч. Солом. 6:11). И хотя не всегда будешь богат, но и нужды большой терпеть не будешь; а главное – при своих праведных трудах всегда будешь иметь в душе твоей чистую совесть, – это для христианина дороже всякого богатства земного. Оставишь христианский труд и начнешь вести худую жизнь, и с богатого сделаешься бедным и несчастным.

Теперь же, братие христиане, исполним то, зачем пришли сюда – помолимся Господу Богу с твердою верою и христианскою любовью, да ниспошлет Он Свое небесное благословение на наши поля, на наши труды и занятия, и да поможет нам Своею благодатью вести добрую и благочестивую жизнь. Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle