Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение при наступлении св. Четыредесятницы

(О посте)

Постящеся телесне, постимся и духовне.

Для нас наступили дни св. Четыредесятницы и св. Церковь повелевает нам поститься, повелевает потому, что всем нам желает спасения вечного. И она, св. Церковь, никогда столько не заботится о нашем спасении, как во дни св. Четыредесятницы. В сии св. дни она всего более побуждает нас к молитве и покаянию во грехах, хочет, чтобы мы очистили себя от грехов и душу и тело свое соделали жилищем Духа Святого. Но, чтобы наша молитва и покаяние были угодны Богу, чтобы и душу, и тело очистить от грехов, для сего нужно поститься и телом, и душою. Потому-то и св. Церковь, при наступлении св. Четыредесятницы, говорит всем нам: Постящеся телесне, постимся и духовне. Об этом посте прошу вас, братие, послушать и мое слово.

Пост телесный состоит в том, когда человек соблюдает воздержание в пище и питии, удаляется от всяких грешных увеселений и наслаждений, а духовный – когда человек старается удалять от себя всякие худые помыслы, желания и дела, жить по заповедям Божиим и ум и сердце свое обращает к Богу. Сей-то пост есть истинный, приятный Богу пост. Такого поста требует от нас и наша природа. Природа наша двоякая – телесная и духовная. Как та, так и другая имеют нужду во врачевании. Плоть похотствует на духа, учит св. Апостол, дух же на плоть: сия же друг другу противятся, да не яже хощете, сия творите (Гал. 5:17). Но чтобы плоть покорить духу и соделать их угодными Богу, для сего самое действительное средство – пост телесный и духовный.

Но есть такие постники, которые постятся телом, но духом не постятся. Что сказать об этом посте? Не умилостивляет он Бога, не спасает нашей души. Ты воздерживаешься в пище и питии, а языку своему даешь волю празднословить и сквернословить, лгать и обманывать, клеветать и осуждать своего ближнего. Ты не ешь скоромной пищи, а к ближнему своему питаешь вражду, злобу и ненависть, и делаешь ему всякие обиды. Ради говения ты ходишь в церковь, читаешь молитвы, ставишь пред иконами свечи, кладешь поклоны, приходишь на исповедь, а с братом твоим и ради говения, ради поста и покаяния не хочешь примириться, не хочешь простить ему обиды и оскорбления. Ты постишься телом, а с ближним своим, с соседом, с недругом заводишь ссору, тяжбу и суд. Куда же приведет тебя твой пост, твои молитвы, твои поклоны и покаяние? Как был ты нераскаянным грешником, недостойным царствия Христова, таким и остаешься.

Не таковаго поста Аз избрах, глаголет Господь, но разрешай всяк союз неправды, разрушай обдолжения насильных писаний, отпусти сокрушенные в свободу, и всякое писание неправедное раздери. Раздробляй алчущим хлеб твой, и нищие бескровные введи в дом твой. Тогда разверзется рано свет твой, и исцеления твоя скоро воссияют; и предыдет пред тобою правда твоя, и слава Божия обымет тя (Ис. 58:6. 7. 8). Тогда, говорю, бывает приятен Богу наш пост, когда вместе с телом постится и наша душа, когда мы воздерживаемся от худых дел, от худых помыслов и желаний и стараемся угождать Богу добрыми делами. Такой пост есть великий благодетель наш.

И точно, где только появляется истинный пост, там он, словно строгий судья, изгоняет все худое, нечистое и грешное. Как повелитель, укрощает всякое бесчиние, везде устрояет порядки, тишину и мир. И чем усерднее соблюдаем мы такой пост, тем дух наш удобнее возносится к Богу. Самое тело наше, будучи легко и обновлено постом, начинает усердно служить Богу: кто ленился творить поклон пред Богом, или совершал его с небрежением и неохотою, тот уже с благоговением и верою повергается пред Ним на землю. Теперь он с искренним покаянием и слезами сердечного сокрушения возносит свою молитву к престолу Божию и просит отпущения грехов. Таким образом, самая плоть наша покоряется нашему духу; облегченное и обновленное постом тело наше делается для души нашей усердною сотрудницею в делании св. добродетелей; ибо душа и тело вместе молятся, во имя Христово подают милостыню, вместе постятся и трудятся для Бога. Вместе с этим нечистые помыслы и желания, плотские страсти, гнев и злоба ослабевают и укрощаются страхом Божиим.

А какой дивный свет приносит нашей душе истинный пост? Он просвещает наш ум, волю и сердце. И точно, разум наш размышляет не о земном и грешном, но о Боге, Творце своем, о блаженстве небесном и о средствах к достижению сего блаженства. Воля обращается не к худым делам, но поучается в законе Господнем, в делании святых добродетелей. Сердце отрешается от всего нечистого и грешного, согревается святою любовью к Богу и ближним, и в одном Боге и святой добродетели находит для себя истинный покой и блаженство. Совесть яснее и убедительнее указывает человеку на его грех, на закон Божий и побуждает его к искреннему и скорейшему раскаянию и исправлению жизни.

Представим теперь целое общество постящихся истинным христианским постом. Как оно прекрасно и любимо Богом! Ибо все подражают житию св. Ангелов, на земле устрояют небо. Никто не остается и без должной награды. Истинный пост, словно мудрый царь и распорядитель, каждому раздает от Бога награды за труды. Одних награждает здравием, долгоденствием и благоденствием; других – мудростью христианскою; иных – целомудрием и чистотою сердца; иных – миром и радостью; иных – непоколебимою верою, силою и крепостью в святых трудах и подвигах, а всех – благодатью Господнею и святостью, ибо всех соделывает добрыми христианами и всех доводит до вечных сокровищ Христова царствия. Поистине святой пост есть великий благодетель наш!

Будем же стараться всегда, особливо же в святые дни Четыредесятницы, с помощью Господнею и во имя Господне, поститься телесне и духовне. А Господь, ради Своих крестных страданий и смерти, подаст нам отпущение грехов и душу и тело наше соделает жилищем Духа Святого. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle