Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение 1-е на молитву препод. Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Кто это с таким умилением сердца молился Господу и Владыке живота? Так молился некогда смиренный отец и учитель церкви, преп. Ефрем Сирин. Эту-то молитву преп. отца навсегда приняла св. Церковь и присоединила к богослужению св. великого поста, во дни которого мы должны особенно сокрушаться о своих грехах и каяться в своих прегрешениях. Чтобы лучше понимать нам молитву преп. Ефрема Сирина, которая в продолжении всего поста, при каждом богослужении часто читается, и чтобы с большим вниманием возносить ее к Господу и Владыке живота нашего, при Господней помощи, займемся объяснением ее прошений.

Дух праздности ни даждь ми. Праздность есть провождение времени без всякого доброго дела, или лучше, беспечность о спасении души. Такая праздность есть мать пороков. От нее человек легко забывает о Боге и о душе своей и привыкает ко всему худому. Никогда нам не свойственная, она всего более неприлична времени св. поста. Если когда, то в сии св. дни особенно должны мы заниматься добрыми делами: соблюдать христианский пост, сокрушаться и молиться о своих грехах, с усердием приходить в Божий храм, с любовью навешать больных и помогать им, примиряться с ближними и тем приобретать от Бога отпущение грехов. Но, братие мои, греховная и слабая природа наша часто препятствует нашим успехам в христианских добродетелях, и мы без помощи Господней не можем побеждать греховных ее влечений. Мы скорее и охотнее проводим время в праздности и худых делах, нежели в служении Богу и заботе о своем спасении. Поститься мы тяготимся, молиться о грехах своих не думаем, пойти в храм Божий часто ленимся и не находим времени, послужить больным и бедным скупимся и забываем, примиряться с ближними гордимся. От того и время св. поста часто не приносит пользы нашим душам. Многие проводят весь великий пост, и все остаются с одними грехами и к прежним грехам прилагают новые грехи. И потому, будем молить Господа, чтобы Он удалил от нас дух праздности и укрепил нас своею благодатью в христианских добродетелях, с сокрушенным сердцем взывая: дух праздности не даждь ми.

Дух уныния не даждь ми. Уныние, если когда, то во дни св. поста нам несвойственно: оно ведет к отчаянию, а отчаяние есть смертный грех. И добродетельному, и грешному всего приличнее укрепляться надеждою на великую любовь и благодать Божию. И потому, христианин, смущают ли тебя тяжкие грехи твои? Не унывай! Господь милосерд и человеколюбив. Он не хощет смерти грешника, но еже обратиться ему от пути злаго и живу быти ему (Иезек. 33:11). Подвизаешься ли в христианских добродетелях и встречаешь искушения? Не ослабевай! Господь правосудный всегда видит твои труды и подвиги и уготовляет за них великую награду. Св. Апостол уверяет: доброе творяще, да не стужаем си (Галат. 6:9). Сознавая же свою немощь, будем молить Господа, чтобы Он удалил от нас дух уныния, возбудил в нас надежду на Его великое милосердие и возрадовал дух наш о Бозе Спасе. Господи и Владыко живота нашего! Дух уныния не даждь нам.

Дух любоначалия не даждь ми. Любоначалие состоит в том, когда человек стремится к возвышению над своими ближними, желает над ними властвовать, будучи не призван к тому Богом, желает, чтобы ему служили, славили и величали его. Но христианин не должен желать сего. Господь научает нас: иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга: и иже аще хощет в вас быти старей, да будет всем раб (Марк. 10:43, 44). И Сам Он, имея в своей власти все царства мира, не для того приходил на землю, чтобы принимать почести и услуги от других, но чтобы послужить другим и самую душу свою отдать для спасения мира. Мы ли должны искать славы и почестей земных? И почему человек стремится к возвышению над подобными ему человеками? По гордости, по той грешной мысли, что он лучше других. А это самое не унижает ли его пред Богом и людьми? Не есть ли он пленник своих страстей, раб греха и диавола? На земле надлежит помышлять не о славе человеческой, но о том, сколь тяжко согрешаем мы пред Богом и нашими собраниями. Мы должны стараться о том, чтобы господствовать над своими страстями, побеждать свои греховные склонности и привычки добрыми делами и прогонять от себя внушения гордого диавола. А когда всего более должны мы помышлять о сем, как не во дни св. поста? И потому будем молить Бога, чтобы Он помогал нам побеждать гордость, взывая к Нему с умилением: дух любоначалия не даждь ми.

Дух празднословия не даждь ми. Празднословие состоит в том, когда мы проводим время в суетных разговорах, в чтении и слушании соблазнительных книг, когда выдумываем непристойные шутки и рассказы и тем приводим в соблазн и себя, и других. И как все это неприлично христианину и особенно во дни св. поста! Кто имеет привычку празднословить, в том нет ни христианского усердия к св. добродетелям, ни уважения и любви к ближним. Празднословие есть признак человека рассеянного, не благоговейного, не помышляющего о своих грехах. А это разве не пагубно для христианской души? Во дни св. поста всего более надлежит нам заниматься разговорами благочестивыми, чтением св. Библии и житий св. отец, богомыслием, размышлением о премудрых делах Божиих в роде человеческом и о путях ко спасению. Но, братие мои, сознаемся, сколь часто мы драгоценные дни и часы нашей жизни, когда нужно сокрушаться о грехах, и помышлять о своем спасении, проводим в разговорах суетных и вредных для души, производим смех и разные грешные выдумки и шутки. Вот, напр., иной идет в Божий храм; на пути встречает своего соседа или знакомого, и пока дойдут до св. храма, сколько наговорят они пустых и даже грешных слов! По выходе из храма продолжается тоже самое. А если где соберется народу побольше, то празднословию там нет конца. Вот как проводим мы часто св. пост! И потому будем молить Господа, чтобы Он удалил от нас дух празднословия, положил хранение устам нашим и дверь ограждения о устах наших, чтобы возбуждал в нас ревность к славословию Его пресвятого имени и спасению нашей души. Будем с сокрушенным сердцем взывать к Нему: Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждъ ми. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle