святитель Кирилл Александрийский

Глава 1

Агг.1:1. Во второе лето при Дарии царе, в месяц шестой, в первый [день] месяца, бысть слово Господне рукою Аггея пророка, глаголя.

Я сказал уже, что остановка работ по сооружению храма у Израильтян была извинительна, так как у них отняли возможность к этому, когда некоторые из жителей Самарии, по зависти к этому, сделали на Иерусалим величайшее обвинение пред правителями Персидскими. Но когда Дарий во втором году своего царствования предоставил им беспрепятственную и свободную власть работать и повелел им трудиться над благоугодным им делом и предаваться благочестивым занятиям, присоединив даже денежное пособие, – тогда нерадение их уж совсем не было извинительно, даже оказывалось без всякого разумного основания и не имеющим никакого благовидного предлога. Посему-то и было слово рукою Аггея. Выражение: рукою разумей вместо: посредника или служителя слову Божию, отправляющего пророческое служение. Не без цели обозначает и самое время, когда Дарий дал такое приказание, наперед уже отнимая тем, как я сказал, у Израильтян всякие безрассудные извинения в своем нерадении1.

Агг.1:1–2. Рцы к Зоровавелю Салафиилеву от колена Иудова, и ко Иисусу сыну Иоседекову, иерею великому, глаголя: Сице глаголет Господь Вседержитель, глаголя: людие сии глаголют: не прииде время создати дом Господень

Салафииль был сын Иехонии, от колена и крови Давида. Когда Иехония имел в Иерусалиме царскую власть над Иудой, разрушен был город и весь Израиль отведен в плен, причем Навуходоносор сжег тогда и самый храм божественный, а сам Иехония был взят и вместе с другими Иудеями отведен в плен (4Цар. 24:8–25, 30 и 2Пар. 36:9–23). Сыном этого Салафииля и был Зоровавель2. Посему, когда Израиль возвратился в Иерусалим, он (Зоровавель), как происходивший из царственного колена, воцарился над Иудой. Иисус же, происходя из племени и рода Левия, как потомок Аарона, получил превосходнейший и изряднейший сан великого священника. Так называет закон лицо, получавшее начальство над священническими чинами, когда говорит, что не должно выдавать (на смертную казнь) беглецов из городов убежища, но каждый (убежавший) пусть остается там дотоле, пока умрет священник великий, то есть первосвященник (Нав. 20:1–6, ср. Чис. 35и Втор. 19:3). Итак пророчество было к обоим, к царю говорю и предстоятелю священнических чинов, ибо они уже должны были возвестить всем другим божественное откровение. Думаю впрочем, что Бог всяческих повелел (пророку) возвестить это им не потому, чтобы они (Зоровавель и Иисус) не знали отговорок народа, но дабы присем как бы подвергнуть осмеянию тех, кои не вовремя впадают в беспечность и совершенно не радеют о том, к чему надлежало приложить самое усердное старание. В самом деле: им лучше было бы поразмыслить о том, что если бы они первее всего заботились о предметах божественных, то, сохраняемые к благополучию Его милосердием и благодатью, они конечно проводили бы жизнь в благоденствии и богатстве, имея в изобилии все нужное. Итак, устами пророка как бы свидетельство некоторое дает о том, что Израиль нечестиво пренебрегал наиболее полезными для него и к славе Божией относящимися предметами. Прикрывая, как это думали они про себя, благовидными отговорками свою вину, говорят, что еще не настало время для построения храма Господня, – хотя для желания действовать справедливо всегда есть время, и добрые и справедливые люди всегда имеют возможность совершать дела во славу Божию. Но когда как бы удалено с пути то, что считается препятствием, тогда никакие возможные отговорки без сомнения уже не извинят отсрочки, послужат уже обвинением в косности и крайней бездеятельности. То же, думаю, сказано и устами Давида: «не уклони сердце твое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех» (Пс. 140:4).

Агг.1:3–4. И бысть слово Господне рукою Аггея пророка, глаголя: аще время убо вам есть жити в домах ваших истесаных, дом же сей запусте?

Это – второе откровение от Бога к Аггею, ясным обвинением осуждающее Израиля и показывающее, что славе Божией он предпочитает покой и роскошь. Так неужели, говорит, еще не настало время чтить Бога всяческих в построенном храме, а для ваших дел пришло такое время и столь блестящее положение, чтобы роскошествовать в искусно отделанных жилищах и величаться дворами с желобчатыми украшениями? И неужели не представляется вам тяжким и несносным – видеть храм в таком беззаконном презрении, разрушенным и в очень непривлекательном виде, едва не издающим громкие жалобы на нечестие Вавилонян и на прежние их опустошения? Не лучше ли видеть его благоустроенным и в прежнем виде? Ведь после этого наконец беспрепятственно можно будет и приносить жертвы Богу и совершать молитвы о чем захотите. А желобчато-вратными («истесаных») называет дома, у коих створы дверей или косяки врат отделывались железом по углублениям, так как их сооружали опытные строители, с великим искусством вырезывавшие из них художественные изображения. А это есть уже признак того, что они жили в роскоши и обладали даже большими богатствами, ибо честолюбивые заботы о сверхнеобходимом и о таком убранстве домов могло конечно служить доказательством, и очень ясным, изобилия денег. Да, поистине ужасный и неизвинительный грех имеем мы, если божественные предметы ставим на втором месте и после человеческих.

Агг.1:5–6. И ныне сице глаголет Господь Вседержитель: устройте же сердца ваша в пути ваши. Сеясте много, и взясте мало: ядосте, и не в сытость: писте, и не в пиянство: облекостеся, и не согретися в них: и собираяй мзды, собра во влагалище дираво

Не радея, как я сказал, о наиполезнейшем и не заботясь о славе Божией, Израильтяне обращались к заботам о себе самих, воздвигая драгоценно украшенные дома и потом говоря безрассудно: не пришло время построить дом Господень. И как им необходимо было доставлять все нужное для построения божественного храма, а между тем они не хотели делать этого, то, выставляя на вид недостаток в деньгах, они говорили, что сначала им надо накопить их и наперед как бы отстранить бедность, занимаясь пока земледелием или торговлею, или скотоводством, или другим чем подобным. Но лучше было возложить упование на Бога, Который и в безвыходном положении может оказывать помощь, благословлять земледельцев и открывать стези для праведных прибытков. А как они чужды были благочестивых помыслов и лишились вышнего благоволения, поступая во всем неправо, то посему и почитает необходимым сказать: «устройте же сердца ваши в пути ваши», – что подобно тому, как если бы сказал: обдумайте тщательно, какими пошли вы путями жизни, или что сделали вы в отношении благочестия, предаваясь усердно корыстолюбию? «Сеясте много, и взясте мало», но лучше было, при благословении Божием, сеять мало, а собирать много. А как был у них недостаток в необходимом, то поэтому – много трудов и очень мало плодов. «Ядосте, и не в сытость»: ужасно и доказательством крайней нужды и вместе бедственного положения служит то, если посеяно было много, а плодов столько, что в качестве возмездия трудившимся угрожал голод и пищи было недостаточно для насыщения. «Писте, и не в пиянство», ибо виноградники не были плодоносны. Вместе с нивами страдали (бесплодием) и не очень плодоносные деревья. «Облекостеся, и не согретися в них»: так как вероятно мор постиг стада овец, так что даже и большие богачи имели недостаток в одеждах. Но и «мзды собираяй, собра во влагалище дираво»: указывает этим на имеющих торговый промысел, кои некоторым оборотом собирают прибыли от торговли, набавляя всегда излишки на каждый из продаваемых предметов и увеличением цен туго набивая свои кошельки. Но и это, говорит, не принесло пользы их корыстолюбию, ибо, терпя убытки и нечаянные кораблекрушения, они ничем, казалось, не отличались от тех, кои опускают деньги в продырявленный кошель. Итак, гораздо лучше и премудрее искать (прежде всего) благословения от все подающего нам Бога, а это (уже потом) может прибыть возлюбившим помышлять о Нем и славу Его предпочетшим пред собственными желаниями. Так в одном месте и Сам Спаситель сказал: «не заботьтесь для души вашей3, что вам есть… ищите же больше царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:25, 33).

Почитая достаточно объясненным исторический смысл данного изречения, теперь устремим свой ум к духовным созерцаниям и усмотрим, что случившееся с Иудеями может служить прообразом, и весьма ясным, всеобщего и всемирного домостроительства, бывшего через Христа. Они были в Вавилоне, угнетенные игом невольного рабства и терпя наказание за свои прегрешения: по этой-то причине они и отданы были и находились под властью врагов. Но некогда, по милосердию Божию, они освобождены были, опять возвратились на родину и поселились на святой земле, под предводительством Зоровавеля и предстоятельством Иисуса. И Дарий, хотя и преданный идолослужению, является издающим повеление о том, что должно воздвигнуть божественный храм, и кроме того снабжает (их) деревьями Ливана и денежными пособиями. Они же были еще косны и медлительны в деле совершения благоугодного Богу, – оказались даже употребляющими такую отговорку: не пришло время создать дом Господень. Да и вся земля находилась под властью прельстителя и тирана сатаны и была в плену, уловленная притом сетями греха и неведения истинного и действительного Бога и Творца всего. Но Бог изъял (ее) чрез Христа, расторгнув узы рабства. Следуя Его водительству, мы оставляем жизнь у врагов, покидаем многобожное заблуждение, как бы в землю некую, и восходим в Сион, очевидно духовный, то есть Церковь. Заметь, как в Иисусе и Зоровавеле изображается для нас Христос. Зоровавель, как я сказал, был из колена Иудина, не из другого колена происшел и Господь. Посему и воцарился над Израилем. Так негде говорит устами Давида: «Аз же поставлен есмь Царь» и прочее (Пс. 2:6). А Иисус был из рода и племени Левия и назван великим священником. Так и Христос соделался Первосвященником нашим, священнодействуя Себя за нас как за жертву непорочную, как истинного Агнца вознося в воню благоухания Богу и Отцу. Желающих рассуждать о сем точнее удостоверит отчасти в этом и само значение имен или толкование. Зоровавель в переводе означает: «течение перемененное», а Салафииль: «склонение Божие», как негде сказал и Христос: вот Я склоняюсь на них как река мира и как поток наводняющий славу язычников (Ис. 66:12). И бесспорно, Он есть поток сладости и как бы течение мира. Но склонился Он к нам и как бы переменил (течение), оставив Израиля. Удалился, как сказал я, к призванным из язычников, даруя им преизобильное излияние вышних и духовных благ. Иисус же означает: «Iao» (Иегова) «спасение», как и Иоседек: «Iao» и «правду». А Iao есть Бог всяческих, и Христос стал для нас спасением и правдою от Бога и Отца (1Кор. 1:30), ибо в Нем мы спасены, избегши сетей смерти, – и оправданы через веру, освободившись от владычествовавшего над нами греха. Итак, – возвращаюсь опять к началу речи, – мы должны созерцать Его царем в лице Зоровавеля и первосвященником в лице Иисуса.

Впрочем желающий полезного научения да обратит свое внимание также и на то, что Иудеи впали в нерадение и нежелание трудиться над устроением божественного храма, то есть Церкви Христовой. Притом пусть заметит и готовность язычников и их превеликое рвение к трудолюбию. Ведь Дарий, как сказал я, повелел восстановить храм и сделать все для славы владычествующего над всем Бога. Они же были косны и нетрудолюбивы, предпочитали свое пред угодным Богу и весьма преданы были земным предметам, ибо дома, говорит, устрояли роскошно отделанные. Посему и Давид говорит о язычниках: «желание убогих услышал... Господь, уготованию сердца их вняло ухо» Его (Пс. 9:38). Так, более готовы к вере язычники и очень косны Израильтяне. То, что говорю я, можешь видеть и в евангельских писаниях или в притчах. Глашатаи вечери пошли собирать на брак. Они же (званные Израильтяне) не хотели прийти и придумывали отговорки в грехах. Один сказал: поле купил я, другой: оженился я, а иные пошли на торговлю свою (Лк. 14:18–20). Посему призваны были и вошли на брак те, кои нашлись на дорогах и у изгородей, и таким образом действительно стали первые последними и последние первыми (Мф. 19:30). Так и Христос сказал устами Давида о потомках Израиля и язычниках: «людие, ихже не ведех, работаша ми, сынови чуждии» солгаша ми (Пс. 17:44, 46).

Агг.1:7–9. Сице глаголет Господь Вседержитель: положите сердца ваша в пути ваши: взыдите на гору, и усеците древа,... и созиждите дом, и благоволю в нем и прославлюся, рече Господь. Призресте на многа, и быша мала. И внесено бысть в дом, и отдунух я

Частое делает напоминание, зная, что это служит к пользе слушающим. Так и Павел говорит в одном послании: «таяжде писати вам, мне убо неленостно, вам же твердо» (Флп. 3:1). Итак, обратите, говорит, внимание на пути свои, кои совершили вы теперь. А какие это пути, тотчас объясняет: призресте на многа, и быша мала: и внесено бысть в дом, и отдунух я. Ошиблись они в надежде на земледелие; употребив много трудов, едва собрали немногое. Впрочем лишатся и этого, ибо оно отдунуто, то есть стало принадлежностью других, и издержано отнюдь не ими, а напротив – преданными лихоимству. Таким образом тщетны были старания и труды для них, потому что они не желали более всего совершать богоугодное Господу и ревности к предметам высшим предпочитали заботу о вещах более низких и земных. Итак, не оставил Израиля без вразумления, но показал заблудившимся путь к исправлению. И это, как увидим, сделано прекрасно, ибо сказал, что «взыдите на гору, и усецыте древа, и созиждите дом, и прославлюся» опять в «нем, и благоволю», то есть: буду принимать и одобрять ревность и старание потрудившихся для этого.

Поистине прекрасное и Богу угодное дело – спешить исполнением того, что может оказываться полезным и необходимым для благосостояния Церкви и устроения ее. Будем же делать это, и при том с великой рассудительностью собирая как бы самое нужное вещество и как бы из рощи вырубая в богодухновенном Писании созерцания духовные, посредством коих можно сделать твердым и непоколебимым прославление Бога (людьми) или рассуждение (о предметах божественных), как и раскрыть совершенство и превосходство образа домостроения с плотью (боговоплощения). Притом же возводят они и к точному познанию духовного благоустроения и благопристойности в нраве и обычаях. Посредством них-то, утверждаем, и созидается дом Божий, ибо в нас обитает Христос чрез Духа и мы – храмы Бога живого, по писаниям (1Кор. 3и 2Кор. 6:16). Посему каждый из нас да устрояет сердце свое посредством правой веры, а основанием, истинно ценным, пусть имеет Самого Спасителя (1Пет. 2:6). Но к этому пусть присоединяет и другое вещество, разумею покорливость и благопослушание во всем, мужество, терпение, воздержание; ибо, стройно сочленеваемые таким образом посредством всякой связи (все прибавляющихся) скрепов, в храм святый возвысимся, в жилище Бога в духе (Еф. 2, 20–22, Еф. 4, 16). А те, кои медлят принять веру, или и уверовали, но коснят еще отрешением от страстей и греха и мирского сластолюбия, чрез это самое как бы кричат: «не пришло время построить дом Господень». Посему и претерпевают недостаток небесных благ и духовное бесплодие, так как ум в них, как бы земля некая, делается неплодотворным, так что ни хлеба не имеет, то есть силы, – ни вина, что служит образцом радости, ибо написано, что хлеб укрепляет сердце человека и вино веселит сердце человека (Пс. 103:15; Сир. 40:20).

Агг.1:9–11. Сего ради сице глаголет Господь Вседержитель: зане дом мой есть пуст, вы же течете кийждо в дом свой, сего ради удержится небо от росы и земля оскудит изношения своя: и наведу меч на землю, и на горы, и на пшеницу, и на вино, и на елей, и елика износит земля, и на человека, и на скоты, и на вся труды рук их

Не дозволяет заботу о себе самих ставить на первом месте, безрассудно пренебрегая обязанностями к Богу, и предпочитать славе Божией предметы земные. Убеждает напротив уразуметь, что если несравненно высшее не находится в должном уважении, то никогда не последует благополучия и в низшем, чего они пожелали иметь. Посему и говорит: «зане дом мой есть пуст, вы же течете кийждо в дом свой», вот по причине этого-то именно и могут погибнуть и плоды на полях, когда небо уже не посылает росы, земля утрачивает силу (производительную), вместе с хлебами и виноградом засыхают и оливы, и кроме того даже меч вследствие гнева угрожает истребить людей и скотов. Итак, для медлящих совершать то, что служит к славе Бога и чрез что устрояется Его дом, то есть Церковь, не может быть ни росы духовной, то есть утешения с небес, наполняющего души и сердца, – ни благоплодия от земли, то есть добрых последствий от хороших трудов телесных, ни хлеба, ни вина, ни употребления масла. Вполне и во всех отношениях они будут бессильны и чужды веселья, не упитаются елеем духовным и останутся совсем не вкусившими и непричастными благословения Христова. А кроме того подвергнутся мечу и останутся без всякой награды за труд, хотя бы кто у них и проводил благонравный образ жизни; ибо «не увенчивается никто, если незаконно будет подвизаться», по роду подвига (2Тим. 2:5). Посему старание о предметах высших мы должны почитать делом самым почтенным и наиболее всего достойным соревнования. Предметы же, касающиеся нас самих, пусть обращают на себя меньше нашего внимания и должны идти позади забот о славе Божией. И не только жилища, деньги и все, что относится к пустой славе, но и родство, братья и отцы, как и Христос говорит негде: «иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин» (Мф. 10, 37)

Агг.1:12. И слыша Зоровавель Салафиилев от колена Иудова, и Иисус Иоседеков, иерей великий, и вси прочии людие глас Господа Бога своего, и словеса Аггея пророка, якоже посла его Господь их к ним, и убояшася людие от лица Господня

И отсюда легко усмотреть можешь, что не тщетно Он делает угрозы и что страх есть дело не бесполезное для привыкшего к нерадению: ибо вот, вот как только услыхали они божественные слова, тотчас обращаются к трудолюбию, идут потом к своим вождям, разумея Зоровавеля и Иисуса, с величайшим почтением относятся к речам пророческим и благоговейно принимают повеление, хотя прежде они не удостаивали это ни малейшим вниманием. Так, и в их деяниях открывается истинность изречения, что «егоже... любит Господь, наказует» (Евр. 12:6; Притч. 3:12); ибо боязнь пред наказанием иногда изменяет душевное настроение к лучшему и ниспослание бедствий обращает нас к страху Божию. Посему непреложным оказывается содержащееся в книге Притчей: "бояйся Господа, здравствует» (Притч. 13:13), и еще: «страх Господень в живот мужеви» (Притч. 19:23), подобное и премудрость (говорит): «страх Господень возвеселит сердце, и даст при том веселие и радость» (Сир. 1:12). Смотри, как нежно и подобающим Ему образом наказывает нас Бог. Не тотчас наводит Он действия гнева Своего на тела человеческие, но сначала поражает только внешними и небольшими страхами, – неурожаем предметов питания переменяет (настроение их) к лучшему и наконец к решимости совершать благоугодное Ему.

Агг.1:13. И рече Аггей вестник Господень в вестницех Господних людем: аз есмь с вами, глаголет Господь

Заметь, что за переменой к лучшему тотчас же следует и человеколюбие (Божие). Вместе с решившимися изменить свое настроение и Бог как бы переменяется и обещается быть с ними. А с этим что может сравняться? Ведь когда Бог пребывает с нами, то от нас далеко отстраняется всякий вред, быстро притекут всякие блага, тотчас появятся устойчивые виды благоденствия и будут приключаться с нами всякого рода приятности. Если же Священное Писание называет Аггея «ангелом Господним», то никто и не подумает, что он есть ангел по природе, но он рожден как подобный нам человек от жены. Совсем нелепо так думать. Напротив, если мы обладаем здравым смыслом и способны умопостигать истину, то должны признать, что ангелом он назван и именуется от вести, сообщаемой чрез него. Иначе ничто не воспрепятствует нам впасть и в другую нелепость, именно: признать, что ангелами по природе были и те из всадников, кои извещали Иова о случившемся на полях и о том, что умерли у него дети при разрушении дома (Иов. 1:14). Также и слово Бога называется «великого совета Ангел» (Ис. 9:6), ибо оно возвестило нам волю Бога и Отца. Итак от вести назван ангелом. И если это название дается людям, то конечно отнюдь не по природе, каковой мы не имеем4.

Агг.1:14. И воздвиже Господь дух Зоровавеля Салафиилева от колена Иудова, и дух Иисуса Иоседекова иерея великого, и дух прочих всех людей: и внидоша, и творяху дела в доме Господа Вседержителя Бога своего, в двадесять четвертый день месяца шестого5.

Устрашились Израильтяне пред лицем Божиим. Впрочем заметь опять, что обратились они к решимости делать угодное Богу не прежде, как и Он стал пребывать с ними и «воздвиже... дух» их. Таким образом и отсюда мы должны узнать, что если бы кто и решился направить свою волю к совершению добра и если бы он имел даже величайшую ревность к этому, однако ж он ни в чем не будет иметь никакого успеха, как скоро не присутствует с ним Бог и не возбуждает его к дерзновению, не поощряет к терпению и не удаляет из него косность к добродетели. Посему и Павел о тех, коим вверена божественная проповедь, говорит, что «паче всех их потрудихся, и присовокупил наипремудро: не аз же, один, но благодать Божия яже со мною» (1Кор. 15:10). Так и Сам Спаситель говорит святым апостолам: «без мене не можети творити ничегоже» (Ин. 15:5), ибо Он есть наше побуждение, рвение ко всему благому, Он – крепость (наша) и когда пребывает с нами, мы можем хвалиться тем, что устрояем себя «в храм святый... в жилище Божие» в духе (Еф. 2:21–22). А когда Он уходит и удаляется, как может усомниться кто в том, что мы впадем в бездеятельность, побеждаемые леностью и слабодушием, и отвергнем труд от себя как бесполезный?

Впрочем обрати внимание на то, что некогда подпадшие гневу ради большего непослушания потом устремляются к дому Господню и трудятся в нем, в присутствии с ними Зоровавеля и Иисуса, священника великого. Это событие может служить также прообразом долженствующего быть в последние времена века призвания Израиля. Так как они не послушались вначале, то и остались бесплодными, без росы, хлеба, вина и масла. Подпали также и мечу. Но когда устрашатся наконец пред лицем (Бога) и с благоговением примут слова святых пророков, тогда будут иметь пребывающим с ними Бога всяческих и воздвигнется дух их, будут они трудиться для храма Господня, то есть Церкви. Все это во Христе выражается (осуществляется), как и в Зоровавеле и Иисусе: Он есть царь, как Бог, – а также и первосвященник как человек, и посредник между Богом и людьми, ибо священник посредствует (ходатайствует).

Счел необходимым присоединить также: «в двадцать четвертый день месяца шестого», ясно указывая этим на быструю изменчивость настроения Израильтян. Слово Господне было к ним в месяце шестом, в первый день месяца (Агг. 1, 1), а пришли они на труды при храме в двадцать четвертый день месяца шестого, так что на время отсрочки (работ по восстановлению храма) и раздумывания получается число в двадцать три дня.

* * *

1

6-й месяц после Нисана, называвшийся Елул (Неем. 6и 1Мак. 1:24, 29), когда след. плоды уже были убраны и Иудеи могли беспрепятственно трудиться над построением храма.

2

У Агг. 1:1, 12, 14; 1Ездр. 3:2, 8, 5:2; Неем. 12:1; Мф. 1:12; Лк. 3:27, Зоровавель называется сыном Салафииля, а в (1Пар. 3:17–19) он назван сыном Федаии, брата Салафиилева и сына Иехонии. Также и Салафииль называется сыном Иехонии в 1Пар. и у Мф., а у Лк. он назван сыном Нирия и у Иер. Иехония изображается бездетным (Иер. 22:30), как и в 4Цар. и 2Пар. нет упоминания о его детях ни до плена, ни после оного. Объясняют эти разности или законом ужичества, т.е. Нирий, брат Иехонии, и Федайя, брат Салафииля, женились на вдовах Иехонии и Салафииля; или же законом о наследницах-дочерях (когда не осталось наследников мужского пола) Иехонии и Салафииля, на коих женились Нирий и Федайя. А может быть Федайя есть другое название Салафииля, как и Зоровавель назывался Шешбацар (1Ездр. 8).

3

Слав. душею вашею… телом, Итал. (Cod. Vercell. ed. Belsheim); in corde vestro quid manducetis, neque corpori vestro quid induatis.

4

О толковании, упоминаемом св. Кириллом, говорит Иероним. «Некоторые думают, что и Иоанн Креститель и Малахия, коего имя значит Ангел Господень», и Аггей, о коем теперь речь, – были ангелы, по домостроению и повелению Божию принимавшие тела человеческие и жившие среди людей. Допускать это по отношению к ангелам не представляется странным, если для нашего спасения принял человеческое тело Сам Сын Божий. И для доказательства ссылаются еще на апокриф, где говорится что Иаков, после того как получил имя Израиля, был ангел, и потому запнул брата во чреве матери своей (Быт. 25, Быт. 32). Также и Иоанн Креститель, при гласе Марии Матери Господа, взыграл во чреве Елисаветы (Лк. 1:25). И у всех разумных существ, говорят, одна природа. Посему-то и люди благоугодные Богу делаются равными ангелам. Так думают они. Но мы разумеем вестника Господня, то есть просто пророка, названного так потому, что возвестил народу волю Господню, или же потому, что в лице Аггея наперед дан был прообраз Спасителя и Господа нашего, во многих местах называемого Ангелом, напр. Великого совета Ангел (Ис. 9:6). Дальнейшие слова: вестник Господень из вестников Господних, суть тоже, как если бы сказал: пророк из пророков» (In Agg. ad h-l. Migne, 25. 1399–1400; ср. praef. in Malach. ib. 1541; Epist. ad Evang. et ad Algasaiam, Migne, 73 et 122). Толкование это принадлежит Оригену и читается в Comment. in Johan. t. 2. p. 25 (ed Lomnatzsh, 1, 146 sq).

5

Такое разделение (пунктуацию) имеет и Иероним, но с приб. во второе лето Дария царя (при Дарии царе). Но Слав. начинает след. главу словами в двадесять… как и Ватик. Итал. Вульв. Феодорит, Евр. др. У Феод. Монс. этих дат совсем нет.


Вам может быть интересно:

1. Толкование на книгу пророка Аггея – Глава 2 святитель Кирилл Александрийский

2. Толкование на пророка Наума – Глава 1 блаженный Феодорит Кирский

3. Толкование на книгу святого пророка Ионы – Глава 1 епископ Палладий (Пьянков)

4. Толкование на книгу пророка Аггея – Глава 1 профессор Александр Павлович Лопухин

5. Толкование на пророка Софонию блаженный Иероним Стридонский

6. Беседы о святых Маккавеях святитель Иоанн Златоуст

7. Книга пророка Малахии – Глава 1 преподобный Ефрем Сирин

8. Книга пророка Михея – Глава 1 профессор Павел Александрович Юнгеров

9. Толкование на паремии из книг Царств епископ Виссарион (Нечаев)

10. Толкование на начало книги Екклесиаста священномученик Дионисий Александрийский

Комментарии для сайта Cackle