блаженный Феодорит Кирский

Толкование на Пророка Наума

Глава 1

Наум.1:1. Пророчество (λημμα) о Ниневии книга видения Наума сына Елксеева.

Благодать Святого Духа, различно действуя в чудных Пророках, устраивала, что иные видели что-либо, как богомудрый Исаия, Михей, Даниил, Иезекииль, и Захария; а иным посредством гласа сообщалось, что угодно было Духу, и им представлялось, что слышать Кого-то беседующего с ними, другие пророчествовали по вдохновению, и что угодно было Духу, провещевал их языком. Ибо пророчественная благодать, внезапно объемля их ум, и отлучая их от всего человеческого, соделывала способными стать орудиями и служителями для изглаголания пророческих словес. Сие-то, а именно восхищение ума, и преставление от всего человеческого, Пророк назвал пророчеством "(λῆμμα)." Ум мой, говорит Пророк, восхищенный Божиим Духом, провидел, что будет с Ниневиею.

(2).« Бог ревнив, и мстяй Господь сопостатом Своим, и потребляяй Сам враги Своя.» поелику, устремившись с неистовством на Иерусалим, произносили хульные слова о Боге всяческих; то Пророк справедливо именует их супостатами и врагами, и угрожает им гибелью. «Ревностию» же назвал справедливый гнев. Ибо так говорит Бог в законоположении «не сотвори себе всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею »(Исх. 20, 4.). Аз бо есмь «Господь Бог твой, Бог ревнитель, огнь потребляяй» (Втор. 4, 24.). Так и великий Илия говорит: «ревнуя поревновах по Господе Вседержителе,» Боге Израилевом (3Цар. 19, 10.), то есть, негодую на нечествующих пред Богом.

Наум.1:3. Господь долготерпелив, и велика крепость Его, и очищаяй не очистит.

Не вдруг и не мгновенно налагает наказания, но сохраняя великое долготерпение. Свидетели сему вы, Ниневитяне, прибегшие к покаянию и обретшие себе спасение, но снова предавшиеся еще большим порокам, и доныне не понесшие за них наказания. Но так долго переносящий беззакония человеческие умеет и наказания налагать на не кающихся. Ибо сие выразил Пророк, сказав: «очищаяй не очистит, »то есть, чьи прегрешения достойны наказания, того не освободит от казни.

«Господь, в скончании и трусе путь Его.» Вам Бог всяческих не окажет более человеколюбия, но подвергнет гибели. Сие сходно с сказанным в псалме: «вси путие Господни милость и истина» (Псал. 24, 10,); потому что истина требует не человеколюбия только, но и справедливого наказания. Посему под словом: "путь, "и здесь и там, разуметь должно дела.

«И облацы прах ног Его.» Весьма кстати Пророк к пути присовокупил и "прах:" хочет же сим сказать, что ныне не окажет уже долготерпения, но подвергнет гибели"," отовсюду обложив их тучею бедствий. И давая знать, как удобно совершает Бог все, что угодно Ему, Пророк присовокупил:

Наум.1:4. Запрещаяй морю, и изсушаяй е

, «и вся реки опустошаяй.» Если соизволит в ничто обратить всю воду в море и реках; то во мгновение может сделать это. И доказательством сему Пророк представил то, что совершилось уже.

«Умалися Васанитида, и Кармил, и вся процветающая Ливана, оскудеша.» Восхотев подвергнуть наказанию обитающих в Васанитиде, на Кармиле и Ливане, предал их вам; а вы, опустошив их поля, разграбив города и поработив жителей, предали совершенному запустению.

Наум.1:5. Горы потрясошася от Него, и холми поколебашася: и ужасеся земля от лица Его, вселенная и вси живущии на ней.

Поелику иные полагали, что Он есть Бог Иудеев только, Пророк не без причины научает, что Он единым мановением сотрясает горы и холмы, и всю землю с обитающими на ней. Слова же: «ужасеся земля »Акила перевел: оцепенела, а Симмах: подвиглась.

Наум.1:6. От лица гнева Его кто постоит

? "И" «кто сопротивится во гневе ярости Его? Ярость Его растаевает власти, и камение сотрошася от Него.» Если превозносящихся своею властью, и думающих о себе, что в них крепость камней, без всякого затруднения сокрушает и стирает; кто в состоянии противиться посылаемому от Него наказанию? Но как легко низлагает горделивых, так

Наум.1:7. Благ Господь терпящим Его в день скорбения, и знаяй боящияся Его.

Показав, как благорасположен к переносящим налагаемые на них наказания и не произносящим ничего богопротивного, снова ведет речь о наказании нечестивых.

Наум.1:8. И в потопе пути скончание сотворит: востающия и враги Его поженет тма.

Дерзающих против Господа предаст Он конечной гибели и непреходящей тьме; потому что "потопом" и «скончанием» Пророк назвал конечную гибель. Потом излагает речь в вид вопроса:

(9) «Что помышляете на Господа?» Какова сила Его, но вашему мнению?

«Скончание Сам сотворит, не отмстит дважды купно в скорби;» то есть, решительному подвергнет вас наказанию, и не будет нужды повторять удар.

Наум.1:10. Понеже до основания своего оляденеют, и аки блющ оплетающийся снедены будут, и аки трость сухоты полна.

Как сухую солому удобно истребляет огонь, и трава, растущая подле оград, особенно же сплетающаяся с колючими растениями, и им не дает цвести, и сама со временем вянет, так вы, разрушавшие царства других, будете и царства лишены, и преданы гибели. И показывая справедливость наказания, Пророк присовокупил:

Наум.1:11. Из тебе изыдет помысл на Господа злый, совещаваюший сопротивная.

Потерпишь же это за безумные порождения ума твоего, о которых извещают нас и четвертая книга царств"" и богомудрый Исаия. Ибо в книгах тех Сеннахирим изображается изрыгнувшим такую хулу на Бога всяческих: «рцыте Езекии: сия глаголет царь великий, царь ассирийск» (Ис. 36, 4.):« да не прельщает Бог твой тебе, на Него же »уповал ты (37, 10.), «яко избавит Бог Иерусалима от руки моея» (36, 20), и прочее сему подобное. На сию-то гордыню его указуя, сказал Бог чрез Пророка: посещу «на ум великий, на» царя «ассирийска »(Иса. 10, 12.). Так обнаруживает горделивость его помыслов.

Наум.1:12. Сия глаголет Господь: обладаяй водами многими, и сице разступятся.

Множеством вод Пророк называет множество Вавилонян, ополчившихся против Ниневии, которые, подобно водам разделившись на отряды, приступили к осаде города. После этого, говорит Пророк,

«И слух твой не услышится ктому.» Предан будешь совершенному забвению.

Наум.1:13. И ныне сокрушу жезл его от тебе, и узы твоя расторгну.

Отниму у тебя власть, какую дал тебе прежде: и сокрушу твое владычество, расторгнув узы его. Ибо жезлом называет Бог власть: и сие" "дает ясно нам видеть чрез Пророка Исаию: «горе Ассирием, жезл ярости Моея, и гнев» Мой «есть в руку их» (Иса. 10, 5.).

Наум.1:14. И заповест о тебе Господь;

потому что по Моему мановению потерпишь это.

«Не разсеется от имене твоего ктому.» Наименование твое не будет более придаваемо подданным; потому что в обычае подначальных называть именем властвующих; так от Вавилона Вавилоняне, от Перса Кира Персы, – а в последствии от Македонян Македоняне, и ныне от Рима Римляне.

«От дому бога твоего потреблю изваянная и слиянная положу гроб твой, яко» нечестен еси. В погибели твоей участвовать с тобою будут и рукотворные боги твои, которых скроешь ты в землю, и зароешь как в некие гробы, чтобы не сделались добычею врагов.

Наум.1:15. Се

скоры «на горах ноги благовествующаго, и возвещающаго мир.» Когда совершится это с тобою; многие потекут к живущим в Иудеи, неся благовестия мира.

«Празднуй Иудо праздники твоя, воздаждь» Богу «обеты твоя, зане не приложат ктому еже проити во обетшание: скончася и извержеся.» А вы, говорит Пророк, услышав о низложении врагов, совершите узаконенные Богом торжества, и принесите обычные жертвы; потому что конечную потерпел гибель многократно ополчавшийся на вас, и не предпримет уже боле намерения истреблять и разорять вас


Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс