святитель Кирилл Александрийский

Толкование на пророка Аввакума

 Глава 2Глава 3

Глава 3 На песнь, толкование того же4.

Прекрасно закончив свою речь о Вавилоне и весьма достаточно предвозвестив о том, что понесут тяжкое возмездие опустошившие святой град и отведшие Израиля в плен, благовременно переходит к таинству Христа и от избавления, совершившегося для одного народа и частного, переводит свою речь к избавлению, касавшемуся всех и всеобщему, при котором хотя спасен останок Израиля, но, тем не менее, спасена вся земля. Как сын Камбиза освободил Израиля из плена, разрушив гордое и богоненавистное царство, говорю, Халдейское. А эти события были изображением и прообразом совершенного Христом. Нашедши все человечество как бы в плену и томившимся под тиранической властью (ибо царствовал над нами чрез грех сатана), Он сделал нас свободными от уз и скорбей и, освободив нас от недостойного рабства, возвратил нас как бы в святой град, небесный Иерусалим. Таким образом мы, по написанному, соделались согражданами ангелов и «присными Богу» (Еф.2:19) и наконец небо стали считать своим отечеством. Итак, пораженный пророк, удивляясь величию таинства, неизреченному и божественному домостроительству во плоти пришествия Единородного, воссылает молитву, в виде песни, совершенно по подобию сказанного устами Давида: «язык мой поучится правде твоей, весь день хвале твоей» (Пс.34:28).

Авв.3:1–2. Господи, услышах слух твой и убояхся:... разумех дела твоя и ужасохся.

Эту речь можно относить, если угодно, и к самому Отцу всех Богу, как открывающему Сына и сообщающему слух о Нем чрез Духа, или же, и по праву, к Самому вочеловечившемуся Слову. И если эту речь относить к Отцу, то мы должны будем понимать ее таким образом. О, Господи всяческих, говорит, я поражен данным откровением или слухом о Твоем Сыне; ибо поразительны и неизреченны эти глаголы, и образ домостроительства превыше всякого закона. Если же, устремив око сердца, внимательно рассмотрю величие дел Твоих, то последствием этого будет не иное что, как великое изумление. Если же эта речь относится к Сыну, то и тогда мы истолкуем ее таким образом. О, Господи, Вседержитель всяческих! Хотя Ты и стал плотью, но когда я получил слух или весть и откровение о Тебе, то я пришел в страх. Я поражен, и вполне справедливо, чрезвычайностью этого дела; ибо я узнаю, что Ты, будучи образом Родителя и во всем равным Ему, добровольно снизойдешь до уничижения Себя, сделаешься подобным нам человеком от жены и примешь образ раба, и, будучи с нами Бог, припишешь себе отца: «будешь послушлив даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп.2:6–9 ср. Гал.4:4). Посему «услышах слух Твой и убояхся: разумех дела твоя и ужасохся»; ибо Ты благовествовал слепым прозрение, проповедовал пленным отпущение (Ис.61:1–2; Лк.4:18–19), врачевал сокрушенных сердцем, обращал заблуждающихся, соединил разрозненное (Пс.146:3), был светом сущим во тьме (Ис.9:2; Лк.1:79), дверью и путем к жизни и освящением (Ис.45:1; Ин.10:7, 14:6); Ты стал миром, чрез веру соединяющим в один народ сущих от обрезания и сущих из язычников (Еф.2:14, 18), сделался камнем краеугольным, избранным, честным (Ис.28:16; Мф.21:42). Ты приобрел вселенную Богу и Отцу, освободил от грехов тех, которые пленены были по немощи, исхитил из руки дьявольской (1Ин.3:8). Рабы воссияли благодатью сыноположения (Еф.1:5; Кол.1:13), человек земной сделался гражданином неба (1Кор.15:47–49). Сверх этого, думаю, достойно внимания и следующее. Ты, животворящий всех, претерпел вместе с нами телесную смерть. Но Ты сделался первенцем из мертвых, начатком усопших, первородным человечества, восстановленного к нетлению; ибо Ты воскрес как Бог, поправ сурового и неодолимого зверя, то есть смерть, уничтожив силу древнего того проклятия, в Тебе и чрез Тебя потеряло значение сказанное против нас определение: «земля еси, и в землю отидеши» (Быт.3:19).

Авв.3:2. Посреде двою животну познан будеши5.

Это объясняется различными толкователями различно. Один из них сказал, что двумя животными названы здесь Дух и Сын, и посреди их познается Бог и Отец. Но, по моему мнению, такое толкование заключает в себе много грубого и нелепого. Кто дерзнет сказать, что жизнь, то есть Сын или Дух Святой, есть животное? Напротив, жизнь есть то, что оживотворяет, а животное заимствует жизнь от другого. Но и в другом отношении нелепо называть как бы средним между обоими Отца, Который именуется первым по чину исповедания Святой и Единосущной Троицы. Впрочем, мы отнюдь не утверждаем, что по наименованию поставленный прежде Сына и Духа и существовал прежде их; ибо это – пустые слова и ложь. Напротив, мы думаем и веруем, что Он имеет совечным Себе Слово, и был то, что есть, не без Духа Своего. Но нераздельно с тем, как мыслится Бог Отец, в то же время предполагается и существование Того, чрез Кого Он есть Отец, и Сам божественный Его и Святой Дух. Поскольку же Он есть некий источник как бы Своего порождения, то благоусмотрительно именуется прежде. Итак, я понять не могу, как Он может быть серединой между Сыном и Духом. Но может быть скажут, что «среднее» надобно понимать как бы по месту. Но и это неуместно, ибо Божество не занимает места, потому что оно не количественно и не телесно. Другие же говорили, что две жизни6 – это Новый и Ветхий Завет, в средине которых познается Христос. В этих созерцаниях пусть каждый идет той дорогой, какую изберет по своему усмотрению. Мы же, раз отнеся эти слова к лицу Христа, сделаем разъяснение этих мыслей соответственно закону. Итак, Господь наш Иисус Христос соделался умилостивлением чрез веру. Так мудрствовать и говорить угодно было и божественному Павлу (Евр.2:17, 3:14). Чрез Него мы освободились от всякой вины (пред Богом) и получили милость и благоволение Отца. И премудрый Иоанн засвидетельствует об этом, говоря: «чадца моя, сия пишу вам, да не согрешаете: и аще кто согрешит, ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа праведника: и той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира» (1Ин.2:1–2). Поскольку древние прообразы прикровенно изображали имевшее совершиться в действительности, то мы скажем, что из бывшего в святой скинии указывало на Сына, как умилостивительную жертву по воле Отца. Итак, Бог всяческих повелел, чтобы были в святой скинии живот и светильник, и также трапеза; кроме того очистилище из золота и завеса из нитей пурпура или виссона и червленицы крученой, которая (завеса) поддерживалась четырьмя столбами и висела над святым кивотом; затем сделанные из золота два Херувима поставил на очистилище по правую и левую сторону, с лицами, обращенными к нему. Все это опять было прикровенным указанием на таинство Христа. Слово стало плотью, хотя и будучи Богом и Господом всяческих, как явившееся по природе от Бога и Отца. Но хотя Оно стало плотью и сделалось по воле Отца умилостивительной жертвой, но Оно не перестало быть тем, чем Оно было, то есть быть Богом; Оно и теперь обладает властью и славой подобающей Богу, и теперь Его окружают высшие силы и исполняют порученные Им служения. Посему Херувимы и окружают очистилище и постоянно смотрят на него; ибо небесным силам, святым и пречистым, свойственно созерцать божественную славу, взирать на Бога и постоянно исполнять угодное и приятное Ему. Итак, «познан будеши», говорит, Господи, Кто ты будешь, сделавшись подобным нам. Из прообраза, бывшего в святой скинии, Ты ясно будешь познан, что Ты жертва очистительная: Ты стоишь посреди двух животных, то есть Херувимов, и имя Тебе – очистилище. И это истинное название, ибо сам Христос говорит: «не посла Отец Сына... в мир, да судить мирови, но да спасется им мир» (Ин.3:17)7.

Авв.3:2. Внегда приближитися летом, познаешися: внегда приити времени, явишися.

Закон предвозвещал тайну Христа, и хор святых пророков прорицал о Нем. Полезно сопоставляя с написанным о Нем в древности то, что сбылось и совершилось во время Его пришествия, тайноводители разнообразными способами укрепляют нас в вере в Него, и мы увидим, что и сами они находили здесь утверждение для собственного своего ума. Таковы, например, слова, сказанные устами Евангелистов. Господь наш Иисус Христос изгнал из храма «продающая овцы и волы,... и дски опроверже пеняжников. И сотворив, – как бы, – бич от вервий, вся изгна,... глаголя: не творите дому Отца моего дому купленаго» (Ин.2:14–16). И что же потом? «Помянуша..., – говорит, – ученицы его, яко писано есть: жалость дому твоего снесть мя» (Ин.2:17). Некогда Иосиф помыслил, что обрученная ему дева растлена и хотел тайно отпустить ее; тогда «ангел Господень, – говорит, – во сне явися ему, глаголя: Иосифе, сыне Давидов, не убойся прияти Мариам жены твоея: рождшеебося в ней, от Духа есть свята. Родит же Сына, и наречеши ему имя Иисус: той бо спасет люди своя от грех их» (Мф.1:20–21). Потом Священное Писание приступило к удостоверению (в истине сказанного); ибо оно опять говорит так: «сие же все бысть, да сбудется реченное Исаиею пророком, глаголющем: се, Дева во чреве приимет и родит сына, и нарекут имя ему Еммануил» (Мф.1:22–23). Мы увидим, что и сам Еммануил подкреплял веру в Себя посредством предвозвещенного пророками и требовал, чтобы Его познавали уже из самых событий, и сличающие с предвозвещенным совершившиеся дела уже нисколько не сомневались в том, что Он именно и есть предвозвещенный законом и пророками. Так пришли к Нему некоторые из учеников Иоанна, любопытствуя и говоря: «Иоанн креститель посла нас к тебе, глаголя: ты ли еси грядый, или иного чаем»?» Он же хотя и мог сказать, что это – Я, а не иной Кто, убеждает их обратиться к древнему пророчеству, говоря: «шедша возвестита Иоанну, яже видеста и слышаста: яко слепи прозирают, хромии ходят, прокаженнии очищаются, глусии слышат, мертвии востают, нищии благовествуют: и блажен есть, иже аще не соблазнится о мне» (Лк.7:20–23). Итак, истинно, что, как говорит пророк, «внегда приближитися летом, познаешися», что во времена, предопределенные волей и советом Бога и Отца, явился Христос; ибо в последние времена века Он явился нам, был познан и исповедан, как, например, прежде других Нафанаил воскликнул, говоря: «равви, Ты еси Сын Божий, Ты еси царь Исраилев» (Ин.1:49). Итак, Он познан был, когда приблизились времена, то есть время домостроительства во плоти, познан был святыми и наконец всей вселенной; ибо «посреде двою животных» мы познали умилостивление (очистилище) как предуказанное в прообразах законных, то есть Христа8.

Авв.3:2. Внегда смутитися души моей во гневе, милость... помянеши.

Человечество прогневало Творца преступлением Адама, который совершенно пренебрег данной ему заповедью; посему мы, жалкие, были смущены и погибали, подвергшись проклятью и наказанию; пока гневался Бог, мы находились под владычеством смерти. Посему праотец Адам, как корень рода человеческого, услышал: «земля еси и в землю отидеши» (Быт. 3:19). Но Творец не совсем презрел нас, но как Бог помиловал нас; ибо если и «пожре смерть возмогши, – по слову пророка, – но паки отят... Бог всякую слезу от всякаго лица: поношение людий отят от всея земли» (Ис.25:8). Во Христе упразднена держава смерти, по уничтожении греха, ради которого мы и подверглись поношению. Господь вспомнил о нас и помиловал нас, как и воспевает божественный Давид; ибо Он возвратил нам нетление и жизнь, хотя мы и были смущены, как я только что сказал, вследствие божественного гнева, так что нам недоставало духа, то есть наши души были отторжены и отвержены. Так действовала в нас смерть; потому что после прогневления Бога, мы осуждены на смерть; но опять спасены помилованные. В этом удостоверит блаженный Давид, говорящий к Богу всяческих: «отвращу... тебе лице, возмятутся,... и в персть свою возвратятся: послеши Духа твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» (Пс.103:29–30). Подвергшись отвращению вследствие преступления Адама, мы обратились в персть, из которой и произошли. Но поскольку во Христе и чрез Христа мы опять обогатились божественным Духом, сделавшись причастниками Его естества, по Писанию, то мы возвращены в первобытное состояние и обновлены, и спасены. Это, несомненно, истина; об этом нам сам божественный Павел написал, что все, сущее «во Христе, нова тварь и: древняя мимоидоша, се быша вся нова» (2Кор.5:17). Итак, мы были смущены, с самого начала претерпевая последствия гнева божественного. Когда же в приблизившиеся лета познан был Христос и в предопределенные древле времена открылся, то наконец Он вспомнил о милости; ибо мы оправданы не от дел закона, – по Писанию, – «не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по великой Его милости» (Тит.3ср. Рим. 3:20, 28).

Авв.3:3. Бог от юга приидет, и Святый из горы9 приосененныя чащи.

Прочитанные слова имеют двоякий смысл, и о содержании их мы скажем по мере наших сил. «Феман» означает юг; самая же южная местность есть совершенная пустыня, в которой, говорят, находится и гора Хорив, где Моисей предстоял Богу, определяющему точные законы для жизни и деятельности израильтян. Итак, применяя одну мысль к объясняемым словам, мы говорим следующее: приидет, говорит, Бог из Фемана, из горы Фаран, или Хорив, то есть Тот, Кто древле явился отцам в самой южной пустыне на горе Хорив в виде огня (Втор.33:2). Кто сам древле изглаголал закон, приидет и во плоти явится подобным нам в виде Пророка и Посредника, каким без сомнения был и божественный Моисей, которому сказано от Бога: «пророка возставлю им от среды братии их, якоже тебе, и вдам слово мое во уста его, и возглаголет им, якоже заповедаю ему» (Втор.18:18). Если же кому угодно понимать означенные слова иным способом, то вот этот способ. Феманом, как я сказал, называют самую южную пустыню. Теперь: в самых южных частях Иудеи лежит, говорят, Вифлеем. Итак, Бог из Фемана приидет, то есть из Вифлеема, который находится на юге; ибо действительный и истинный Бог, Единородное Слово Отца, соделавшись подобным нам, родился от Девы в Вифлееме. Поскольку же божественное Писание обыкновенно иудейскую синагогу сравнивает со знаменитейшими из гор за то, что она представляется украшенной многочисленными и знаменитейшими мужами; то посему и теперь оно уподобляет ее горе Фаран, говоря: «из горы приосененныя чащи». Тенистою же и покрытою густой растительностью горою называет ради отцов, от которых, сказано, произошел по плоти Христос. Посему надобно внимательно выслушать блаженного Луку, ведущего порядок родословия от Иосифа к Адаму, и потом Матфея, от Давида и Авраама нисходящего опять по родам, как я сказал, к Иосифу. Итак, гора, покрытая растительностью и тенистая, есть синагога, породившая некогда многих, от которых родился Христос. А что Он из иудеев, можно ли сомневаться в этом? Ибо Он родился от Авраама и Давида, говорю, по плоти, и негде сам говорит о Себе, «яко спасение от Иудеи есть» (Ин.4:22).

Авв.3:3. Покры небеса добродетель его, и хваления его исполн земля.

Единородное Слово Бога, когда родилось подобно нам и в образе раба, то есть человеком, сделалось очистительной жертвой чрез веру для живущих на земле. По этой-то причине Оно казалось умаленным пред самыми святыми ангелами и уступавшим им в славе, но как Бог, Оно было превыше их. И в этом удостоверит премудрый Павел, говоря: «умаленаго малым чим от ангел видим Иисуса, за приятие смерти славою и честию венчанна» (Евр.2:9). Поскольку же Он был «послушлив... до смерти, смерти же крестныя; темже», – как опять написал он, – и Бог его превознесе и дарова ему имя, еже паче всякаго имене, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп.2:8–11). Посему и пророк справедливо говорит: «покры небеса добродетель его, и хваления его исполн земля»; ибо живущие во святом граде и пребывающие в вышних обитателях «вси... суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение» (Евр.1:14). Оно же обитает на престолах божества. И никому из тех не было сказано Богом и Отцом: «Сын мой еси Ты» (Евр.1:5), а Его исповедует Сыном и называет возлюбленным, и имеет Его своим советником, спокланяемым и сславимым. Так и божественный Павел опять говорит о Нем: «егда... же вводит первороднаго во вселенную, глаголет: и да поклонятся ему вси ангели Божии» (Евр.1:6). Итак, хотя Он и сделался очистительной жертвой, приняв чрез нас и ради нас человечество, тем не менее есть Бог и превыше всякой твари, видимой, говорю, и невидимой; ибо покрывает небеса добродетель Его и земля будет полна хваления Его. Это ясно провозгласили и святые Серафимы, предстоявшие божественному престолу Его и превозносившие Его славословием как Господа Саваофа и Бога всяческих; ибо они говорили, что небо и земля полны хваления Его (Ис.6:3). Если же кто захочет сказать и то, что велика и необычайна добродетель Христа, так что покроет и самые небеса, если даже понимать ее в измеримом величии, то и такое объяснение будет вероятным. Так некогда и блаженный Давид сказал: «Господи, на небеси милость твоя, и истина твоя до облак» (Пс.35:6), указывая тем на высоту благости Его и превосходство истины Его, как бы при помощи объема телесного и пространственного.

Авв.3:4. И сияние его яко свет будет.

Что чрез веру очистилище, то есть Христос, приидет, просвещая сущих во тьме, – об этом ясно было возвещено устами святых пророков. Так один из них говорил: «страно Завулоня и земле Нефоалимля, и прочии, населяющие приморскую страну Галилеа языков, людие ходящии во тме видеша свет велий» (Ис.9:1–2). Он же: «светися Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия» (Ис.60:1). И сам Бог засвидетельствовал, так говоря: «Сиона ради не умолчу, и Иерусалима ради не попущу, дондеже изыдет яко свет правда моя, и спасение мое яко светило разжжется» (Ис.62:1); ибо правда и спасение его есть Христос, «иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление» (1Кор.1:30), по Писанию. Итак, нам, как ходящим во тьме, Христос явился светильником, посредством евангельского учения освобождающим нас от того древнего мрака, который внес в наши души враг всех, и не допускал, чтобы мы взирали на действительного и истинного Бога и не видели стези благочестия и жизни. Итак, «сияние», которое показал нам Христос, «яко свет будет», то есть не едва заметный и слабый, какой без сомнения был показан чрез Моисея; ибо закон был в загадках и тенях; но как свет чистый и непричастный мраку, и проникающий в ум и сердце, сообщающий нам духовный блеск и вводящий в нас луч чистого ведения.

Авв.3:4. Рози в руках его.

В богодухновенном Писании «рог» всегда берется или в смысле царства и могущества, или в смысле гордости, о чем сам блаженный Давид учит, говоря: «рех беззаконнующым, не беззаконнуйте: и согрешающым, не возносите рога. Не воздвизайте на высоту рога вашего и не глаголите на Бога неправду» (Пс.74:5–6); ибо горделиво говорящие суетное, по написанному (Пс.148:8), неправду говорят на Бога, извращая правильность учения о Нем, или другим каким-либо образом дерзко поступая против Него. Но рог есть знак могущества, когда говорится о Боге и Отце, открывшем нам Сына. «Воздвиже рог спасения нам» (Лк.1:69). И опять: «рог его вознесется во славе» (Пс.111:9); ибо все славно, что чудесно совершено силою Христовой. Итак, Единородный пришел в подобном нам виде, и что касается плоти и человечества, то Он имел вид свойственной нам слабости, но, как Бог, Он имел в руках все роги, то есть все царства, против всякого могущества противных сил. Когда говорим: «в руках», то этим выражаем: «во власти». Поэтому в молитвах к Богу мы научились говорить: «в руку Твоею жребии мои» (Пс.30:16). А что Христу подчинена всякая сила дьявольская и так называемые роги, то есть неограниченное владычество нечистых духов над городами и странами (ибо они разделили между собой всю землю) – в этом кто может сомневаться? Ибо одних Он изгнал со властью из людей, другие же приходили и умоляли Его, чтобы Он не повелевал им идти в бездну. Именно так написано у святых евангелистов (Мф.8:31; Мк.5:10; Лк.8:31). А что Он лишил владычества над нами и самого начальника нечистых духов, то есть сатану, мы легко увидим это из слов самого Христа: «ныне суд есть миру сему: и князь мира сего изгнан будет вон. И аще аз вознесен буду от земли, вся привлеку к себе» (Ин.12:31–32). Итак, хотя Он сделался человеком, но имеет в руках, то есть в своей власти, владычество, или царства, или могущество противных сил. Если же кто захочет понимать это проще в том смысле, что Христос имеет в руках роги, то есть непобедимую и неодолимую силу, легко прободающую каких угодно врагов и беспрепятственно опустошающую и, как бы подобно быку, неудержимо нападающую; то и такое понимание будет также правильно.

Авв.3:4.  И положи любовь державну крепости своея.

Христос пришел совершить сии два дела: во-первых, уничтожить противников, которые ввели в заблуждение всю вселенную и удалили ее от Создателя Бога, похищая Ему одному подобающую славу и присваивая ее себе самим; во-вторых, возвратить спасение заблудшим и терпевшим поистине безвыходное угнетение. Но что владычество тех прекратилось и совершенно уничтожено, показал, говоря: «рози в руках его», очевидно, ниспровергающие владычество тех и как бы избодающие гордость. А что Он намерен был возвратить нам спасение, это показывает, говоря: «положи любовь державну крепости своея». Мы спасены «не от дел праведных, ихже сотворихом мы» (Тит.3:5), не за какие-нибудь доблестные подвиги: «ничтоже бо соверши закон» (Евр.7:19), но по благости Бога и Отца, положившего державную, то есть крепкую и великую за нас любовь Сына. «Тако бо возлюби мир, яко и Сына своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в он не погибнет, но имать живот вечный» (Ин.3:16). Итак, мы спасены любовью Бога и Отца и Его Сына, претерпевшего смерть за нас. Он воскрес, разрушив державу смерти и изгладив грех наш. Посему и говорит: «болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин.15:13). Итак, державна любовь Отца, чрез которую мы избавились от смерти и греха, ничтоже бо соверши закони дьявольского владычества.

Авв.3:5. Пред лицем его предыдет слово.

Предъидут пред ним, говорит, вести, пронесется молва и будет много разговоров о нем. Как только родился от святой Девы Христос, тотчас же пришли с востока волхвы, потому что чудесно явившаяся на небе звезда как бы возвестила им о рождении Его (Мф.2:1). Когда же, по прошествии времени пребывания Его в пустыне, Он начал совершать чудесные дела; тогда «изыде слух его, – как говорит евангелист, – по всей Сирии» (Мф.4:24); кроме того Он приобрел известность поистине во всей вселенной. Кто не узнал славы Христа? Какой народ, какая страна остались не испытавшими присущей Ему силы или не слышавшими о ней? Ибо, как Он сказал, проповедано было Евангелие всем народам (Мф.24:14), и блеск совершенных Им дел подобно солнцу осветил всю землю.

Авв.3:5. Изыдут на поля ноги его10.

Опять говорит нечто подобное тому, что для Него нет ничего трудного и невозможного, но при совершении каждого дела Он пойдет как бы по ровной и гладкой дороге, ибо ровные поля удобны и легки для ходьбы, тогда как холмистые местности трудны для ходьбы и для езды. Итак, для Христа все легко, и каким бы путем Он ни пошел, говорю, во всякой своей деятельности, – Он был бы совершенно свободен от всякого затруднения. Чего не может совершить и притом без малейшего затруднения Тот, Кто есть Бог по естеству и Господь сил? Итак, из сходства с идущими по полям делает объяснение того, как смотреть на Его дела. Но если бы кто захотел под полями разуметь смиренных сердцем (а они называются землею вожделенной и Божиим полем, получающими свыше с неба семя и творящими плод одни во сто, другие – в шестьдесят, а иные – в тридцать), то и такой понимал бы правильно. На такие поля как бы выходит для земледелания Сын, совершенно согласно с тем, что говорится о Нем в приточном виде: «изыде сеяй» сеяти семя свое (Мф.13:3). И Давид негде воспевает: «и поля твои исполнятся тука» (Пс.64:12), и там же присовокупляет: и «удолия..., – вслед за этим присовокупив, – воззовут, ибо воспоют» (Пс.64:14), дал основание к такому пониманию; ибо бесчувственным долинам не свойственно воспевать или восклицать. В них наподобие кедра может жить божественное и вышнее Слово.

Авв.3:6. Ста, и подвижеся земля.

Выражение: «ста» в богодухновенном Писании очень часто понимается в смысле приведения к концу какого-либо дела, как если бы кто-нибудь сказал: стало это дело; а смысл такого выражения тот, что дело окончено и приведено в исполнение. Так, Сепфора, жена Моисея, обрезавшая каменным ножом маленького сына, сказала ангелу-губителю: «ста кровь обрезания сына моего» (Исх.4:25). А она хотела этим сказать не то, что прекратилось течение крови, а то, что совершено дело обрезания и окончено желаемое; ибо избегает смерти обрезываемый духовным камнем, который есть Дух Христов. Подобным же образом и Иисус, преемник Моисея, повелел перешедшим Иордан сынам израильским обрезаться каменными ножами, без сомнения начертывая тем образ обрезания в духе; ибо, как Христос назван камнем, так и Дух Его – камень, или нож каменный. Итак, слово: «ста» часто означает исполнение дела. Итак, ста Христос, то есть пришло в исполнение сказанное о Нем, и Он явился живущим на земли, «и подвижеся земля». Землею же называет населяющих землю, которые и подвиглись. А каким образом, об этом скажем по мере сил. Те, которые некогда были непоколебимы в своей решимости делать злое, постоянны в нечестии, пристрастны к плотоугодию и утвердились в заблуждении, – поколебались и подвиглись, обратившись к богопознанию и к добродетели. Подобным же образом подвиглась и израильтяне от служения законного, приняв веру в Него; ибо перешли к решимости жить по-евангельски и руководиться законами Спасителя. А что слово «подвигнуться» означает иногда переход од чего-нибудь к чему-либо иному, это может быть ясно из слов блаженного Давида, который воспевает и говорит: «седяи на херувимех, да подвижется земля» (Пс.98:1). Мы утверждаем, что он повелевает подвигнуться земле не той, говорю, которая находится под ногами людей и подлежит их чувствам; напротив, требовал перемены от худшего к лучшему. Вот один смысл объясняемых слов. Но можно найти в них и другой смысл таким образом. «Ста и подвижеся земля». Земля испытала эти два состояния: «ста» и «подвижеся». А какой именно смысл может быть в том и другом, – необходимо объяснить. Итак, «ста», ибо она как бы опьянела, и удобно склоняемая ко всему неприличному и как бы носимая всяким ветром, наконец получает твердое и необходимое стояние, потому что укрепляет ее Христос, соответственно тому, что сказано устами Исаии синагоге иудейской: «постави себе самого» (Иер.31:21). Потом «подвижеся», удалилась, как я уже прежде сказал, от прежнего заблуждения и возлюбила все угодное Богу. Итак, поистине удивительно, что земля в одно и то же время «ста и подвижеся»; ибо Христос и делает ее сильной на всякое благое дело, и располагает ее стремиться от худшего к лучшему.

Авв.3:6. Призре, и растаяша языцы: стрышася горы нуждею.

Выражение: «призре» Бог иногда означает воззрение с кротостью и любовью, а иногда с гневом и угрозой. Так «на кого, – говорит, – воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес моих?» (Ис.66:2). И божественный Давид негде умолял, говоря так: «призри на мя, и помилуй мя» (Пс.85:16). Устами же пророка Иезекииля Он о ком-то говорил: «утвержу лице мое на человека того и положу его в погибель и в потребление и извергу его от среды людий моих, и увесте, яко аз Господь» (Иез.14:8). Это слова угрожающего гневом и погибелью, и праведным наказанием для раздражающих Его. Точно так же и Христос взирал, то есть устремлял в гневе взор Свой на некоторых. И тотчас они растаяли наподобие воска и как бы от попаляющего огня «горы стрышася нуждею». Народами же и горами называет нечистых духов и тех, которые в душе своей высоко и надменно думают о себе и, наподобие гор, возносятся над другими. Излишество всегда имеет дурные последствия, и любостяжательность соединяется с превозношением. Может быть, силе их соответствует степень свойственной им жестокости, ибо демоны весьма сильны и потому усиливаются противиться Богу и присваивать себе подобающую Ему славу. Но «стрышася нуждею», ибо силою Христа они сокрушены и превращены в ничто, и сделались подножием уверовавших. Горою в другом месте назван и сатана, которому в лице Навуходоносора Бог устами пророка сказал: «се, аз на тя, горо смертоносная,... растлевающая всю землю» (Иер.51:25).

Авв.3:6. И растаяша холми вечнии.

Прикровенно упомянув о лукавых и противных силах, которые враждуют против славы Христовой и вовлекают в грех живущих на земле, он необходимо ввел в речь и предстоятелей синагоги иудейской, которых и называет холмами ради того, что они кажутся поднятыми высоко и превосходят других священством и соединенной с ним честью. Вечными же их называет вследствие непрерывности этого служения, ибо оно не прекращается ни в какое время. Если и прекратилось значение служения в тенях и образах, но сущность служения перешла в лучшее; ибо священнодействуют Богу ничуть не менее предстоятели святых церквей и приносят Ему бескровную жертву. Итак, холмы вечны ради постоянного и непрекращающегося служения. Но они вместе с горами были сокрушены и вместе с народами растаяли. Так как они мудрствовали приятное демонам и исполняли угодное дьяволу, предав на распятие Начальника жизни и разнообразно неистовствуя против Него, то они вместе с тем справедливо подверглись такому же наказанию, были низвержены и пали, или как говорит пророк: «дом Исраилев падеся,... и несть возставляющаго» его (Ам.5:1–2).

Авв.3:6–7. Шествия вечная... за труд видеша11.

В Священном писании божественные заповеди обыкновенно называются иногда «шествиями», иногда путями и стезями. Вот что сказано устами Иеремии: «станите на путех и видите, и вопросите о стезях Господних вечных и видите, кий есть путь благ, и ходите по нему и обрящете очищение душам вашым» (Иер.6:16), а также устами блаженного Давида: «заповедий твоих текох, егда расширил еси сердце мое» (Пс.118:32). Итак, «растаяша, – говорит, – холми», то есть получившие славу начальствования иудеев и облаченные преимуществами служения по закону; ибо они «шествия» или заповеди Еммануила, очевидно евангельские научения, и несравненно лучшее древних предсказаний и славнейшее наставление «за труд видеша», то есть сочли тяжелым и утомительным, хотя Спаситель всех нас Христос ясно говорит: «приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии, и аз упокою вы. Возмите иго мое на себе и научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым. Иго бо мое благо, и бремя мое легко есть» (Мф.11:28–30). И иначе некоторые сделали тяжелыми пути свои, которыми можно было бы легко достигнуть жизни вечной. Господь наш Иисус Христос некогда, объясняя силу таинственного благословения, говорил: «аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове его, живота не имате в себе» (Ин.6:53). Слушатели же столь священных слов пустословя говорили: «жестоко есть слово сие: и кто может его послушати? како может сей нам дати плоть свою ясти?» (Ин.6:52, 60). Евангелист же удостоверил и в том, что «от сего мнози от ученик его идоша вспять, и ктому не хождаху с ним» (Ин.6:66), так, что и к самим ученикам Христос обратился с вопросом, не хотят ли и они удалиться от Него, говоря: «еда и вы хощете ити?» (Ин.6:67) Но божественный Петр на это ответил, воскликнув: «Господи, к кому идем? глаголы живота вечнаго имати» (Ин.6:68). Они не считали путей Его за труд, но слово Его было для них поистине приятно и достойно внимания. «Шествия» же называет «вечными», потому что никогда не прекратится, напротив, продолжится в бесконечный век и всегда будет существовать евангельская и спасительная проповедь, после того как обветшала древняя и законная заповедь и оказалась не без недостатка, как говорит Павел, и вследствие этого введена вторая, которая «на лучших обетованиях узаконися» (Евр.8:6–7). Посему и божественный Давид провозгласил, говоря Господу нашему Иисусу Христу: «правда твоя правда во век, и закон твой истина» (Пс.118:142); ибо, как я сказал, то, что в тенях, не пребыло, и образы прекратились, но то, что во Христе, утвердилось и навсегда осталось непоколебимым.

Авв.3:7. Селения Ефиопская убоятся и кровы земли Мадиамския.

Благополезные повествования всегда заключают в себе нечто достойное внимания и такие известия, которые не пресыщают, хотя бы кто и передавал их одними и теми же словами. Посему, сказав прежде о приведении в бессилие враждебных сил, и в подобии народов представив их как бы растаявшими и подобно горам низвергнутым, далее уподобляет их иноплеменникам, которые воевали против иудейской земли. А это были эфиопы, которые некогда обитали к востоку и югу около Индийского моря, и мадианитяне, населявшие соседнюю пустыню. Итак, говорит, «убоятся» те, которые воевали против святого города, под которым мы должны разуметь духовный Сион или Церковь Христову, которую населяют святые и род избран, каким прообразовательно в древности был Израиль, потому что Израиль толкуется: ум, видящий Бога. Достоин удивления и Нафанаиль, как «воистинну Израилтянин, в немже лести несть» (Ин.1:47). Итак, под образом эфиопов и мадианитян, которые постоянно стремились наносить вред народу избранному, то есть Израилю, мы будем разуметь полчища демонов, враждебных святым. Но можно думать и иначе, что эфиопами называются идолослужители, у которых жизнь плотская, земная и исполненная нечистоты. А таковы эфиопы. Они не имеют света божественного в душе, но как бы черны сердцем и помрачены в мыслях, и о них говорится, что им дан в снедь змий, как негде Давид воспевает и говорит Богу всяческих: «ты сокрушил еси главу змиеву, дал еси того брашно людем ефиопским» (Пс.73:14). Как для нас животворящее слово Божие сделалось духовной и святой пищей, так и грехолюбивые и не познавшие истинного Бога как бы питаются сатаной, имея его в душе, мудрствуя и говоря угодное ему. А мадианитяне, как я сказал, всегда были неприязненны святым. Но, если угодно, можно найти и более глубокое значение этого имени: «мадианитянин» толкуется «осужденный». Такое название приличествует как самому сатане, так и единомысленным с ним лукавым силам, «имже мрак тмы во веки блюдется» (Иуд.1:13).

Авв.3:8–9. Еда в реках прогневаешися, Господи? еда в реках ярость твоя? или в мори устремление твое? яко всядеши на кони твоя, и яждение12 твое спасение. Наляцая налячеши лук твой на скиптры, глаголет Господь.

Цель пророка – показать, что второе домостроительство (Новый Завет) гораздо лучше и блистательнее Ветхого, и сопровождается несравненно большими благами. Древле он освободил Израиля чрез Моисея от плотского рабства, превратив в кровь египетские реки и сотворив знамения и чудеса, потом разделив Чермное море и переведши чрез него освобожденных, а самых воинственных из египтян потопив в водах. Когда же Единородное Слово Бога сделалось человеком, то Оно избавило всю вселенную, подчиненную дьявольскому владычеству, не реки превратив в кровь, не на воду изливая свой гнев, не волны морские разделив и не людям причиняя погибель, напротив, убив самого убийцу – змия, и истребив от него и чрез него усилившийся грех, разрушив несокрушимую державу смерти и призвав всех к богопознанию чрез святых апостолов, которые, обойдя всю вселенную и возвестив всюду об имени Христа, по всей справедливости возбудили удивление. О Господи, говорит, Ты сам совершил дела, весьма достойные удивления и несравненно превосходнейшие совершенных Тобой чрез Моисея. Не на реки Ты наведешь гнев, не против моря Ты устремишься, не на них, как некогда, возблистает чудо Твоей божественной власти; напротив, Ты «всядеши на кони твоя, и яждение твое спасение». Но, далее, что это за кони? Это – блаженные ученики, апостолы и евангелисты, всецело преданные Его божественной воле, послушливые, благопокорливые, с готовностью исполняющие все угодное Ему, носящие в себе Христа, из коих один блаженный Павел; о нем Он сам говорит, «яко сосуд избран ми есть сей, пронести имя Мое пред языки» (Деян.9:15). Весьма быстры эти кони, обтекли всю вселенную. Так, говорится, что есть колесница, имеющая тьмы тем и тысячи управляющих (Пс.67:18); впоследствии после них было весьма много вождей народа, подчинивших выю ума игу Спасителя и распространяющих славу Его по всей земле, и право правящих слово истины, и как бы конницей покоряющих всю землю. Спасение же коней или конницы означает, что не напрасно они совершали бег, но чтобы спасти города, страны и народы, в то время как Христос ниспровергает владычество демонов, которые, так сказать, разделили между собой всю землю, подчиняя своей воле ее обитателей. А так как древнее владычество демонов падет, то справедливо поэтому говорит: «наляцая налячеши на скиптр»; ибо Он устремится, как я сказал недавно, не на реки или моря, напротив, ниспровергнет скиптры демонов.

Авв.3:9–10. Реками 13 разсядется земля. Узрят тя и поболят людие, расточая воды шествия его.

Опять упоминает о делах Спасителя, и к другим народам, против которых напрягается лук или будет направлен, прибавится «земля рек», под которой, может быть, разумеет вавилонскую страну, ибо тогда она была в средине рек, – чтобы под сим образом врагов чувственных указать на множество врагов духовных и невидимых, против которых борются святые. Слово пророков всегда прикровенно. Итак, срединой рек обозначается земля вавилонская, а чрез нее прикровенно толпа демонов. Или, может быть, пророческое слово намекает нам и на нечто другое. Кажется, землею рек называет Иудею ради того, что в ней было очень много пророков, наподобие рек орошающих народ и как бы напаивающих божественными потоками. О них, думаю, говорит и блаженный Давид: «реки восплещут рукою вкупе» (Пс.97:8), и Бог устами Исаии: «возблагословят мя зверие селнии, сирини и дщери струфовы: яко дах в пустыни воду и реки в безводней, напоити род мой избранный, люди моя, яже снабдех, добродетели моя поведати» (Ис.43:20–21); ибо Господь наш Иисус Христос назван источником сладости (Пс.35:9), и поистине Он таков. Он же есть и река, как негде о Себе Он сказал устами святых: «се, аз укланяю на ня аки реку мира, и аки поток наводняемый славу языков» (Ис.66:12), и устами Давида сказано: «речная устремления веселят град Божий» (Пс.45, 5). Нет препятствий по сходству с Ним и самих святых называть реками, как сообразных с Ним духовно. Как Сам Он есть свет истинный (Ин.8:12), и святым апостолам сказал: «вы есте свет мирови» (Мф.5:14); так Сам Он, будучи и рекою, и водою живою, и святым дарует право прославляться тем же самым. Итак, земля рек духовных, то есть Иудея, не желающая пить воду живую и не принимающая слова святых пророков, ни даже слова самого Моисея, «аще быша веровали Моисеови, веровали» быша и Христу: «о Нем бо той писа» (Ин.5:46), «разсядется», то есть будет терпеть жажду, ибо расседается земля жаждущая. Итак, пророк удивляется и как бы с состраданием говорит: имевшая древле многие реки и великое изобилие источников, будет землей жаждущей и неорошенною. Когда же, говорит, духовно узрели Тебя, Господи, явившимся народы, то есть язычники, уразумевшие Твое таинство, то тотчас восприняли добро в муках рождения и соделались плодородными. О них можно было сказать: «страха ради твоего, Господи, во чреве прияхом и поболехом, и родихом, дух спасения твоего,... сотворихом на земли» (Ис.26:18); ибо приявшие Еммануила за своего Спасителя и Избавителя в болезнях рождают страх, и всякое порождение духовное будет у них плодом добродетели, и старание их завершится духом спасения. Итак, «узрят тя и поболят людие», испив от твоего источника и упившись от евангельских вод. С готовностью пришли они к Тому, Кто говорит: «аще кто жаждет, да приидет ко мне» (Ин.7:37); ибо Он был богат милостями и благ, так что и на самых путях расточал воды, то есть животворящее слово евангельского наставления, как говорит Матфей, «прохождаше Иисус грады вся и веси, учя на сонмищих их, и проповедая евангелие царствия, и целя всяк недуг и всяку язю в людех» (Мф.9:35). Это-то, думаю, и означают слова: «расточая воды шествия твоего». А что слово богодухновенного учения повсюду в Священном Писании называется водою, – как можно усомниться в этом?

Авв.3:10–11. Даде бездна глас свой, высота привидения своя. Воздвижеся солнце, и луна ста в чине своем во свете.

Показывает, что народы, родившие добродетель, бесчисленны; ибо такова бездна. Тем же именем названо и множество святых ангелов устами Иезекииля. Бог негде как бы в лице князя Тирского сказал о сатане, года низверг его в ад: «плакася о нем бездна» (Иез.31:15), потому что низвергся и пал тот, кто был выше всех и превосходил славой, который находился между Херувимами, по словам того же пророка. Нет ничего удивительного и в том, что весьма сильно опечалена была духовная бездна, то есть сонмы высших духов, как бы скорбела о подвергшемся этой участи и оскорбившем Бога всяческих. Посему бездна, то есть беспредельное и необъятное множество уверовавших, и «высота привидения» в нем, то есть все, что в нем есть славного и высокого, и блиставшего в этом мире привидениями или пустой славой, «даде глас свой». Христос славословится всяким народом, и всякий может видеть, что это с готовностью делают и малые и великие, и знатные и незнатные, и отличающиеся или славой, или богатством и блеском жизни. Все это весьма справедливо назвал привидениями (призраками); ведь для них это ни что иное, как призрак, потому что «всяка плоть сено, и всяка слава человеча яко цвет травный» (Ис.40:6). А что «бездна даде глас свой» и величают похвалами Господа Иисуса Христа и малые и великие, это показывает и блаженный Давид, говоря: «хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны» и, присовокупив к этому: «горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри: зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты», опять прибавил: «князи и вси судии земстии: юноши и девы, старцы с юнотами да восхвалят имя Господне» (Пс.148:7, 9–13). И великий Исаия сказал нам о Нем: и «царие узрят его, и востанут князи и поклонятся ему» (Ис.49:7), и как бы показывает основание, почему «бездна и высота привидения ея даст глас», сейчас же прибавив: «воздвижеся солнце, и луна ста в чине своем во свете». Как бездну мы понимаем не в чувственном смысле, ибо это очень грубо, но духовно и разумно; так и теперь не на стихиях, то есть на солнце и луне, мы остановим мысленный взор наш; но, от подобия с ними устремляясь к высшему, рассмотрим значение мыслей. Итак, под солнцем мы разумеем полное света и блеска наставление евангельских изречений, а под луною – меньший и слабейший свет закона, сияющего как бы в ночи и во тьме времени до пришествия Христова; ибо днем называется то время, в которое воссиял Христос, Солнце правды, духовная денница, взошедшая в сердцах уверовавших. Посему и божественный Давид говорит: «сей день, его же сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в он» (Пс.117:24). Как чувственное солнце, будучи еще низко и едва поднимаясь над землей, еще не широко распространяет свои лучи и не бывает блестящим, но как бы в себе самом сдерживает свой свет; поднимаясь же на высоту, оно на всех бросает самые блестящие лучи; так и учение Христово, то есть евангельское, вначале было стесняемо и многим было неизвестно, но, восходя наподобие солнца и постепенно поднимаясь на высоту, и повсюду распространяя свет богопознания, поражает удивлением бездну, то есть весь род человеческий. Посему и «даде глас»; ибо, как я сказал, оно славословит и называет Еммануила и Богом, и Господом всяческих, и Искупителем. Итак, «взыде солнце», а равно «и луна», то есть закон «ста в чине своем во свете»; ибо детоводительство чрез Моисея ниже евангельского, и таково было назначение первого, что оно было тенью и образом. После того как воссиял Христос – исполнение закона и пророков, воссиял и закон; ибо сопоставляя совершившееся с тем, что чрез него было предвозвещено, мы удивляемся и свету самого закона, многими способами искусно нам предобразовавшего таинство Христа. Итак, «ста во свете». И Сам Христос ублажает тех, которые привели в себе к единству законное и евангельское учение, говоря так: сего ради глаголю вам, «яко всяк книжник, – то есть познавший закон, – научився царствию небесному, подобен есть человеку домовиту14, иже износит от сокровища своего новая и ветхая» (Мф.13:52). Но можем принять здесь и другой смысл, допуская, как мне кажется, не что-либо невероятное, но весьма близкое к истине. Солнцем мы называем, и вполне справедливо, Еммануила: ибо Он так именно и назван, и это – истинно. Луною же, надобно думать, называется по подобию с веществом (т.е. луною) Церковь Божия, являющаяся сущим во тьме и светящая сущим в ночи. Итак, когда взыде солнце, по слову пророка (ибо Христос восшел за нас на честный крест), тогда воссияла и церковь из язычников, и «ста в чине своем во свете», то есть богатая светом, как некая луна и сохраняющая порядок своего круговращения, стала светом сущим во тьме, как я только что сказал. А что церковь появилась тогда, когда Христос был вознесен и претерпел крест за жизнь всех, это подтвердит Он Сам, говоря: «аще зерно пшенично пад над земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит» (Ин.12:24). И опять: «и аще аз вознесен буду от земли, вся привлеку к себе» (Ин.12:32). Итак, поднятие солнца на высоту несомненно означает страдание на кресте или восшествие на небеса; ибо и в этом случае мы говорим, что Он вознесся.

Авв.3:11. Стрелы твоя пойдут в блистании молний оружий твоих.

Стрелами, пролетающими чрез всю землю и как бы пущенными из лука или благодетельною рукою, здесь называет святых апостолов и евангелистов, о которых негде блаженный Давид говорит: «яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных» (Пс.126:4). Изгнан и извергнут народ иудейский за то, что он нагло поступил с Христом, призывающим к жизни. Сыны же тех и потомки Израиля, избранные ученики соделались стрелами и копьями, как бы метаемыми весьма могучей рукою и всякого поражаемого легко пронзающими до смерти. Эти стрелы получают блеск как бы от руки Христа, а вонзаются во внутренности дьявола и умерщвляют змия. Посему и блаженный Давид негде воспевает и говорит Господу нашему Иисусу Христу: «стрелы твоя изощрены, сильне: людие под тобою падут в сердцы враг Царевых» (Пс.44:6). Итак, эти стрелы поражают полчища демонов и становятся на погибель врагов; познавшим же явление Его и почтившим Его верой посылают иную благодать, ибо уязвляют их любовью, по слову невесты в Песни Песней, «яко уязвлена есть любовию аз» (Песн.2:5). И в другом отношении оказываются они «блистанием молний оружий его». Под оружиями его можно разуметь те, в которые повелевает и нам самим облечься блаженный Павел, говоря: «облецытеся во вся оружия Божия» (Еф.6:11); а это суть: броня правды, шлем спасения, щит веры, обувание ног во уготование благовествования мира и меч духовный (Еф.6, 14–17). Эти оружия Христовы таковы, что не Его защищают, напротив, подаются достойным; оружия эти блестящи и молниеносны, ибо добродетель блистательнее всего. Итак, стрелы будут в свете блистания оружий твоих, потому что оружия будут блистать, будут просвещать, уча незнающих. У грехолюбцев добродетель есть нечто безобразное и совсем не светлое; у людей же знающих ее она блестяща и светла не менее молнии и делает человека известным повсюду. Итак, божественные ученики были первыми, имеющими молнию оружий твоих, и для других будут во блистание ее. Как опытные во врачебном искусстве страдающих глазной болезнью и убегающих света солнечных лучей, для излечения от болезни убеждают выдерживать силу света, и со всей справедливостью могут считаться сделавшимися для них как бы некоторым светом; так и божественные ученики, высоко почитая и ценя добродетели, которые поставлены в числе оружий Христовых, оказываются как бы некоторым сиянием свойственного им блеска или просветителями других.

Авв.3:12. Прещением умалиши землю и яростию низложиши языки.

Сими словами пророк указывает нам на опустошение оставленной страны иудейской и на погибель живущих в ней народов. Поскольку они отвергли веру во Христа и восстали против Него, и убили Начальника жизни, то и преданы были на опустошение, и об это предвозвестил им Исаия, говоря: «горе беззаконному: лукавая бо приключатся ему по делом рук его» (Ис.3:11).

Авв.3:13. Изшел еси во спасение людий твоих, спасти помазанныя твоя, вложил еси во главы беззаконных смерть: воздвигл еси узы даже до выи.

Опять повествует нам как бы о всем домостроительстве вочеловечения Единородного. Он спас оправданных верой, помазанных Духом Святым и сделавшихся причастниками божественного Его естества; а тем, которые не захотели уверовать в Него, допустил погибнуть во грехах своих, о чем Он ясно говорил: аминь глаголю вам, «аще не имете веры, яко аз есмь, умрете во гресех ваших» (Ин.8:24). Итак, «изшел», говорит, как бы некоторый царь, идущий на врагов своих и вооруженный по закону войны. А цель его выступления – спасение своих помазанных, очевидно, помазанных Духом Святым, о которых древле чрез пророков заповедал, говоря: «не прикасайтеся помазанным моим, и во пророцех моих не лукавнуйте» (1Пар.16:22), – а беззаконных предать смерти, которую они навлекли на свои собственные головы. Не принявшие оправдывающей веры взяты были в плен. Посему они преданы были нерасторжимым узам и связаны цепями собственных своих прегрешений, и это не отчасти только, но как бы по всему телу, даже до выи. Если же узы называются узами Христа, то никто да не смущается этим, ибо случающееся с кем-нибудь по попущению Бога всегда приписывается Ему; так напр. «или будет зло во граде, еже Господь не сотвори» (Ам.3:6). Ведь не Сам Он творит зло, напротив, очень часто попущает случаться ему в грешных городах. Если же под узами, о которых здесь говорится, разуметь узы в похвальном смысле, то и в таком случае мы утверждаем, что смерть обрушилась на главы беззаконных. Бог всяческих как бы связывает узами любви приходящих к Нему и оправданных верою, и освященных Духом, в полном соответствии с тем, что сказано устами пророка о потомках Израиля: «аз же связах Ефрема, взях его на мышцу мою,... привлекох я узами любления моего» (Ос.11:3–4). Под «узами же до выи» здесь разумеется послушание тех, которые преклонили пред Ним выю ума и возложили на себя поистине благое иго нашего Спасителя.

Авв.3:14. Разсекл еси во изступлении главы сильных, сотрясутся в ней.

Слово: «изступление» в богодухновенном Писании понимается в различных смыслах. Иногда оно означает ужас, как в том случае, когда говорится о грехах Израиля: «ужасеся небо о сем» (Иер.2:12), и опять: «ужас и страшная содеяшася на земли» (Иер.5:30). Иногда же изменение нравов и жизни от земного настроения к некоему божественному и духовному. Так божественный Павел пишет некоторым и говорит: «аще бо изумихомся, Богови: аще ли целомудрствуем, вам» (2Кор.5:13). Как уклонение от постыдного к лучшему мы называем «изступлением», приятным Богу, так и переход от доброго к постыдному мы считаем «изступлением» дурным и бесславным. В таком именно «изступлении» бывшие «сильных главы разсекл еси». Намекает, несомненно, на вождей Израиля – книжников и фарисеев, и священнодействовавших по земному; ибо они действительно уклонились от правомыслия и благих намерений, и от любви к Богу, не приняв Сына, напротив, убив Его, хотя знали и говорили: «сей есть наследник» (Мф.21:38). А какой именно способ рассечения можно разуметь, это вероятно объясняет блаженный Давид, говоря Спасителю всех Богу: «раздели я в живот их» (Пс.16:14), ибо «бысть часть Божия... и уже наследия его Исраиль» (Втор.32:9–10). Но после того как они нечестиво вознеистовствовали против Сына, – возлюбленный стал отверженным и разделенным, лишился упования уверовавших, участия в наследии, и стал отверженным и удаленным от лицезрения, и оказался на втором месте и позади язычников, которые в себе самих говорят следующее: «благословени мы Господеви, сотворшему небо и землю» (Пс.113:23). «Бог Господь и явися нам» (Пс.117:27). Итак, рассечен был Израиль, и, лишившись благословения, стал частью не Бога, но дьявола, презреннейшей и нечистой. Потом говорит об исступлении, потому что «сотрясутся в ней», то есть падут; ибо, что находится в потрясении и сильном движении, то близко к падению. Плачет об их многообразной погибели и пророк, говоря: «дом Исраилев падеся,... и несть возставляющаго» и (Ам.5:1–2).

Авв.3:14. Разверзут узды своя яко снедаяй нищий тай.

Весьма велика трудность понимания сих слов и по самому составу, и по выражению. Но для возможно лучшего разъяснения значения мыслей скажем по мере сил. Указав на состояние, в котором должны были находиться главы сильных, то есть призванных управлять синагогой иудейской, прямо обращается к святым апостолам, которые вначале испытали много страха от гонителей; ибо их били бичами в синедрионе и повелевали никому не говорить об имени Христа. Но они, тайно собираясь, творили молитвы к Богу, говоря: «воистинну собрашася во граде сем на святаго отрока твоего Иисуса, егоже помазал еси, Ирод же и понтийский пилат с языки и людьми Исраилевыми. И ныне, Господи, призри на прещения их, – очевидно иудеев, – и даждь рабом твоим со всяким дерзновением глаголати слово твое» (Деян.4, 27, 29). Итак, стесненные страхом как бы уздою и принуждаемые к молчанию, стесненные, тайно и с трудом говоря некоторым и как бы уподобляясь ядущему нищему, они «разверзут узды своя». Он как бы так говорит, что они достигнут непременно весьма приятного для них и свойственного им дерзновения; ибо они нисколько не будут обращать внимания на иудейскую синагогу. Презрев угрозы и как бы разорвав наложенную узду подобно некоторым коням быстрым, прекрасным и гордым, они наконец будут издавать ржание, потому что никто уже не будет удерживать их, и своим голосом наполнят вселенную. Нечто подобное говорит и божественный Исаия совершающим евангельскую проповедь: «на гору высоку взыди, благовествуяй Сиону, возвыси крепостию глас твой, благовествуяй Иерусалиму: возвысите, не бойтеся.... се, Бог ваш, се, Господь с крепостию идет, и мышца его со властию» (Ис.40:9–10). Итак, те, которые некогда были «яко нищий снедаяй тай», то есть не имели дерзновения, но тайно и с трудом питались верой верующих, с радостью «разверзут узды своя», как уже прежде сказано об этом. А что вера спасаемых есть как бы какая пища и для Бога, и для святых, это утверждает и сам Христос, говоря об обращении самарян: «аз брашно имам, егоже вы не весте», и опять: «мое брашно есть, да сотворю волю пославшаго мя и совершу дело его» (Ин.4:32, 34).

Авв.3:15. И навел еси на море кони твоя, смущающыя воды многи.

Речь опять удерживает образный вид. Упомянув об уздах, назвал святых апостолов конями, на которых совершает путь сам Христос, как бы пребывая в их ум и сердце. Итак, старается научить, что Он будет руководствовать не только израильтян, но и весьма великое и бесчисленное множество других народов; ибо морю он уподобляет мир сообразно с тем, что поется в псалмах: «сие море великое и пространное» и далее (Пс.103:25). Водам многим уподобляет толпы народов, живущих по всей земле, а коням, как я сказал, святых апостолов, которые, обходя поднебесную, устрашили и привели в смятение как бы храплющих и покоящихся в заблуждении идолопоклонников, приводя их в страх напоминанием, что их постигнет наказание и они подвергнутся возмездию чрез огонь, если не покаются и не познают действительного и истинного Бога. Так божественный Павел, беседуя с афинянами и назвав их более набожными всех других, привел их в немалое смущение, присовокупив следующее: «лета убо неведения презирая Бог, ныне повелевает человеком всем всюду покаятися: зане уставил есть день, в оньже хощет судити вселенней в правде, о мужи, егоже предустави, веру подая всем, воскресив его от мертвых» (Деян.17:30–31). Итак, вода смущаемая есть множество народов, живущих в мире, ибо они иногда уподобляются водам, и весьма справедливо. Впрочем, морю подобна и жизнь человеческая, потому что велико в ней смятение событий, и вверх и вниз, и во все стороны волнение и движение. Выражение: «многая, вода смущаемая» может относиться и к Израилю, ибо они были одним народом, а другие превосходили всякое число.

Авв.3:16. Сохранихся, и убояся сердце мое от гласа молитвы устен моих, и вниде трепет в кости моя, и во мне смятеся крепость моя: почию в день скорби моея, да взыду в люди пришелствия моего.

То внимание, которое могли соблюдать святые пророки в сердце и уме своем в то время как Дух Святой сообщал им познание будущего, они обыкновенно называют стражею или слухом. Посему и сам Аввакум говорит: «на стражи моей стану» и далее. И другой (пророк говорит): «слух слышах от Господа, известие во языки посла» (Авд.1:1); а кроме того и божественный Давид: «услышу, что речет о мне Господь Бог» (Пс.84:9). На нечто подобное пророк указывает и теперь, говоря: «сохранихся, и убояся сердце мое»; я вникал, говорит, в значение сказанного, и сильно убоялся «от гласа молитвы устен моих»; ибо вместе с песнью он сотворил молитву к Богу и песнь была у него способом пророчества. Но он страшился и думал не о гармоническом вещании, напротив, повержен был в горькие скорби и испытывал сильный страх, когда он духом созерцал имеющее совершиться с Израилем в последние времена. Но в особенности его приводило в смущение и возбуждало в нем страх, вероятно, одно то, чтобы он не был оставлен без внимания во время бедствий и ему не пришлось бы увидеть погибель народа, поражению смертью глав сильных, рассечение их в исступлении и сотрясении их в ней, сообразно с указанным нами прежде смыслом. Потом, показывая, что исполнится видение в свое время и что предвозвещенное не скоро совершится, и как бы выходя из тяжкой печали, говорит: «почию в день скорби моея, да взыду в люди пришелствия моего». Я не подвергнусь, говорит, таким бедствиям, меня уже не будет в сей жизни, когда наступит время, в которое непременно постигнут израильтян такие бедствия. Уйду, говорит, отсюда, и переселюсь к другому бывшему в настоящей жизни переселенцем, как и я сам, потому что и все святые всем мире «странники и пришельцы» (Евр.11:13). Посему и говорят: «не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем» (Евр.13:14). Негде и Давид воспевает Богу всяческих: «ослаби ми,... яко преселник аз есмь у тебе и пришлец, якоже вси отцы мои» (Пс.38, 13–14). Итак, достойна удивления решимость святых даже совсем не видеть того, что может прогневлять Бога; напротив, переселение из сего мира они считают приятнее самой жизни, если не соблюдалось нами то, что служит к славе Божией. Посему и божественный Павел сказал, что лучше «разрешитися и с самим Христом быти» (Флп.1:23) для тех, которые пришли к убеждению, что жизнь в теле есть пришельствие.

Авв.3:17. Зане смоков не плодопринесет, и не будет рода в лозах: солжет дело маслинное, и поля не сотворят яди: оскудеша овцы от пищи, и не будет волов при яслех.

Как бы на чей-либо вопрос и на желание узнать, почему он так сильно хочет оставить эту жизнь и «взыти в люди пришелствия своего», он с великой предусмотрительностью прикрывает осуждение синагоги иудейской и, кажется, оплакивает имеющее случиться в ней бесплодие и различными способами указывает на него, говоря, что она будет подобна смоковнице, на которой не будет никакого плода. Так называл ее и Спаситель, когда говорил о ней в притче: «смоковницу имяше некий в винограде своем всаждену»; а так как она была бесплодна, то сказал, что ее надобно срубить, чтобы она и земли не занимала (Лк.13:6–7); а некогда пред Иерусалимом Он проклял смоковницу, потому что не нашел на ней плода: отныне, сказал, от тебя не будет плода во век (Мк.11:14). Сравнивает ее и с виноградной лозой, не имеющей гроздьев; ибо она, как говорит пророк Исаия, «виноград Господа Саваофа... человек Иудин, новый сад возлюбленный, ограждением оградих его и окопах,... и создах столп посреде его, и предточилие ископах в нем, и ждах, да сотворит гроздие, и сотвори терние» (Ис.5:2, 7). Посему, как говорит Давид, «озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде и; низложил оплот его,... и объимают и вси мимоходящии путем» (Пс.79:13–14). Солгало дело маслины, то есть опять синагоги иудейской; ибо таким образом указывает на нее и пророк Иеремия, говоря: «маслину благосенну, красну зраком нарече Господь имя твое, ко гласу обрезания ея: разгореся огнь в ней, велика скорбь на тебе; непотребны быша ветви ея. И Господь сил, иже насади тебе, глаголал есть на тя зло» (Иер.11:16–17). Поскольку же, как говорит пророк, «дело его солга» (ибо детоводительствуемые ко Христу чрез закон и пророков не приняли веры), то и она была посечена, пали ветви ее, а те, которые от дикой маслины, то есть из язычников, привились, и сделались общниками корня и тука доброй маслины. Далее сравнивает Израиля с полями, на которых земледелец не заметит ничего необходимого для пропитания. Это может служить ясным доказательством крайнего бесплодия. А что, терпя недостаток в божественных учениках, они подвергнутся крайним страданиям, это он пояснил, присовокупив: «оскудеша овцы от пищи», то есть, не будут иметь пищи. «И не будет вола при яслех». Этим указывает на то, что у них совсем не будет священного и избранного рода, то есть потомков колена Левиина, которые, подобно волам уравнивая духовное гумно и удаляя покровы неясности с учения премудрого Моисея, предлагали другим в разумение как бы пшеничное зерно и духовную пищу. Сами же они питались при яслях десятинами и начатками, приносимыми народом в благодарность. Итак, оскудеша от пищи овцы. И волы уже не были при яслях, то есть, вожди и учители других; посему и божественный Павел слова: «не обротиши вола молотяща» (1Тим.5:18) относит к наставникам, ясно толкуя нам учение, содержащееся в законе. Говорит, что волы оскудели «от исцеления их». Эти слова неясны, но, как мне кажется, они имеют следующее значение. Поскольку по неразумию своему они нисколько не заботились получить исцеление от Христа, хотя Он укрепляет слабого и оправдывает нечестивого, то посему они и оскудели, то есть совсем ослабели и превратились в ничто. Итак, оскорбление Бога есть страшное дело и служит причиной крайнего бесплодия; и будем терпеть недостаток в духовной пище и вследствие этого будем находиться в весьма большом бедствии.

Авв.3:18–19. Аз же о Господе возрадуюся, возвеселюся о Бозе Спасе моем. Господь Бог мой сила моя, и учинит нозе мои на совершение: и на высокая возводит мя, еже победити ми в песни моей.

Здесь наконец ясно вводится в речь лицо самого пророка, говорящего это. Или можно сказать, что эти слова оправданных верою, которые находят удовольствие во Христе и радуются в Нем, и Его провозглашают Подателем свойственной им крепости, говорят, что в Нем для них все возможно, как говорит божественный Павел: «вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе» (Флп.4:13), а также и блаженный Давид негде поет: «яко похвала силы их ты еси» (Пс.88:18). От Него только одного они ожидают обогатиться постоянством в благочестии; ибо слова: «и учинит нозе мои на совершение» конечно не что другое обозначают, как именно это. Поэтому издание еврейское вместо «совершение» ставит «твердость». А ноги, учиненные на твердость, на что другое могут указывать нам, как не на постоянство, как я сказал, в благочестии, на непоколебимость в добродетели, на твердость в вере и на любовь ко Христу? А что жизнь оправданных во Христе не имеет в себе ничего земного и низкого, но выше всего земного и телесного, и отличается высшим свойством, это показывает, говоря: «на высокая возводит мя». Поистине высоки в очах Божиих достоинства евангельской жизни. А что преодолеем противников и победим врагов, славословя Его, в этом убеждает, говоря: «еже победити ми в песни моей».

* * *

4

Т.е. толкование того же св. Кирилла на песнь Аввакума, содержащуюся в 3-й главе. В слав. эта глава имеет такое надписание: «Молитва Аввакума пророка с песнию».

5

В евр., сир. и халд. так: «в средине лет оживотвори его».

6

Ср. Феодорит ibid. «Различно думают об этих животных. Одни под двумя животными разумеют ангелов и людей; другие – из бестелесных сил херувимов и серафимов, приближающихся к божественной славе, – иные – иудеев и вавилонян. Мне же кажется, что не «животными», но «жизнями» назвал пророк настоящую и будущую, посреди коих является снова Праведный Судия». Евсевий: «две жизни означают, по нашему мнению, жизнь божественную и жизнь человеческую» (ib. 444–445). Тоже св. Кирилл Иерусал.: жизнь Христа до смерти и по воскресении (Catech. XII, 20, Migne, Patr. Gr. 33. 752), – Ср. Феофил. к эт. м. (Migne, Patr. Gr. 126 col. 877).

7

В пояснение к толкованию св. Кирилла приводим еще замечание Иеронима: «многие относят это слово к Сыну и Святому Духу, ибо Отец чрез Сына понимается и Духа». Другие относят к двум Серафимам у Исаии (6 гл.) и двум Херувимам в книге Исход (25 гл.), чрез коих было откровение (воли Божией)… Более простое толкование и народное мнение находит тут указание на то, что Спаситель был распят между двух разбойников. Но лучшие видят здесь указание на соединение во Христе и Его церкви двух народов – обрезанных (иудеев) и необрезанных (язычников). Есть и такие, которые под двумя животными разумеют два Завета – Новый и Ветхий, которые поистине суть животные животворные, которые дышат и среди которых познается Христос (ibid. 1309).

8

Тертуллиан под двумя животными разумеет Моисея и Илию, среди коих был Господь во время преображения (Aduersus Marcionem, lib. IV. cap. 22, ed. Oehier, t. 2. pag. 218).О сем толковании упоминает и Августин, как и о толковании применительно к двум заветам и двум разбойникам (De civ. Dei, XVIII. 32. Migne, Patr. lat. t. 41. col. 588). Св. Мефодий Патарский разумеет херувимов ковчега (Migne, Patr. Gr. t. 18. col. 357 – в слове на Сретение). Феодор Monc: мидяне и персы или Дарий и Кир (Migne, Patr. Gr. t. 66. col. 441). Есть и такое толкование, которое видит тут указание на двух животных (вола и осла), находившихся в пещере (яслях), где родился Господь (так апокриф. Евангелие Псевдо-Матфея cap. XIV. у Tischendorf-а, Evangelia aporcrypha, pag. 77, – и неизвестный автор сочинения De promissionibus et praedictionibus Dei y Migne, Patr. lat. t. 51. col. 820). Ср. вообще также Феофилакта к этому месту (Migne, Patr. Gr. t. 126, col. 877). На греч. чтение двух животных обращает внимание также Григ. Баргебреус (Barhebraeus), относя это к ангелам и людям, коим открывается Бог как Промыслитель о слугах Своих, – и к вавилонянам и евреям. См. подробнее к 3:1–2 у Knabenbauer-a, Comm. in prophetas minores, pars II. pag. 92–97, в известном Curcus Scripturae Sacrae.

9

У св. Кирилла прибавлено «Фаран», как и у LXX во многих списках, – (ср. евр., халд., сир. Но по свидетельству Иеронима, LXX не читали этого слова, как и у Евсевия, Феодорита).

10

Слав.: «и изыдет на поле при ногу его».

11

Так у Феофилакта. Но другие (евр., сир., ит., араб.) как в слав.: «шествия вечная его, за труд видеша селения».

12

Соотв. греч. «верховая езда, конница».

13

Евр.: «потоками Ты разсек землю».

14

У св. Кирилла: «богату».


 Глава 2Глава 3