святитель Кирилл Александрийский

Толкование на пророка Михея

Глава 6

Мих.6:1–2. Слышите, яже глагола Господь: востани, судися с горами, и да слышат холми глас твой. Слышите, холми36 суд Господень, и дебри основания земли: яко суд Господень к людем его, и со Израилем претися имать.

Пророческое слово пристыжает и как бы обличает бесчувственность иудеев, которые ни во что ставили самые божественные слова, отличавшиеся кротостью и милосердием и как бы свидетельствовавшие об истинной любви отца к детям, и делавшие неизвинительной их необузданность. Милосердый Бог предсказанием бедствий старается иногда устрашить грешников, не желает оставить их в ожесточении и отчаянии, но вместе с ожидающими их бедствиями сообщает им приличные утешения и как бы сохраняет для них возможность избежать скорбей, если бы они захотели обратиться к покаянию. И Он так поступает по свойственной Ему кротости. Итак, "слышите, – говорит, – яже Господь глагола». Что же Он повелел мне? «Востани, и судися с горами, и да слышат холми глас твой». Очевидно, это очень похоже на сказанное устами Исаии: «слыши, небо, и внуши, земле, яко Господь возглагола» (Ис.1:2). Может быть горами и холмами называет духовные силы, которые повсюду заботятся об исполнении воли Божией и избавляют живущих на земле от владычества демонов. Поскольку же они прежде других познают величие милосердия Божия, и как велико Его попечение о нас они уразумели из того, что они делают для нас, повинуясь Его законам; то Он повелевает, чтобы суд был пред ними. Вероятно впрочем, что пророческое слово указывает нам и некий другой смысл (изъясняемого стиха). Поскольку израильтяне, обладая горами и холмами, совершали там службы и приносили жертвы идолам, под дубом и пихтою, то поэтому объявляется суд против холмов, на которых воочию всех совершались преступления обвиняемых. Вероятно также, холмами и основаниями земли Он называет тех, которые отличались известностью и возвышались над народной толпой, которые и были главным образом для своих подчиненных путем и сетью в погибель. Так негде пророк сказал им: «к вам есть суд: яко пругло бысте стражбе, и якоже мрежа распростерта на Итавирии» (Ос.5:1). Посему говорит: о поставленные выше других, о вы, основания земли, то есть те, на которых опираются дела других, – выслушайте суд против вас Господа всяческих! Но правомыслящий воспевает и говорит Господу всяческих: «не вниди в суд с рабом твоим» (Пс.142:2). Он, как всеведущий, непременно победит, и никто не похвалится, что чистое имеет сердце, никто не может быть чистым от грехов (Притч.20:9). Посему страшно являться на суд к Богу. Но надобно знать, что в издании Семидесяти читается: "дебри"; в издании же еврейском говорится о "холмах" и «основаниях» земли, чтобы мы под холмами разумели тех, которые возвышены, – вождей народа, имеющих преимущества над другими, и их же – под основаниями; так как начальники стран и городов, отличаясь славой, как бы подняты на высоту, но они могут быть названы и основаниями, то есть некоторой опорой и поддержкой государства; ибо, как я только что сказал, дела других на них основываются и утверждаются.

Мих.6:3–4. Людие мои, что сотворих вам? или чим оскорбих вас? или чим стужих вам? Отвещайте ми. Зане изведох вас из земли Египетския и из дому работы избавих вас, и послах пред вами Моисеа и Аарона и Мариам.

Бог выступает на суд, от лица пророка высказывая способ отступничества нечестиво поступивших против Него, а также про дерзости чрезмерные и даже преисполненные всякого безумия, и огромность безумия, необычайно великую даже для них, отличающихся сильной неблагодарностью. Какой, говорю, повод дал Я им поступать нечестиво в отношении ко Мне? Есть ли что тяжелое или огорчительное в Моих повелениях? Выступай против Меня и указывай, что Я нарушил справедливость, что Я освободил тебя от рабской обязанности выделывать глину и кирпич и изнурительных при этом трудов, – а против обижавших египтян вооружил самую тварь и спас Моих. Может быть, ты будешь обвинять вместе со Мною и самого руководителя своего, говорю, Моисея, удаляющего тебя от низких мыслей и ясно показывающего угодное Богу, чтобы ты постоянно вел славную жизнь. А может быть, ты сделаешь нападение и обвинишь и самое учреждение священства? Ибо Я избрал Аарона, и повелел ему быть посредником между Богом и вами. Ужели вы сами негодуете и на это? И что скажу Я о Марии, торжествующей по случаю погибели египтян и управляющей устроившими хоры женщинами? Ударяя в тимпан, она пела о коне и всаднике, утонувших в воде (Исх.15:20–21). Но для тебя неприятна и не имеет никакого значения и победа Бога, давшего тебе возможность пройти посреди волн и сделавшего море для врагов непроходимым. Итак, Он тонко упрекает их, напоминая им о полученных ими благодеяниях и благопристойно порицая их за забвение того, о чем всего более надлежало бы всегда помнить, и со своей стороны радовать Спасителя всех благопослушанием Ему во всем.

И нас самих Он освободил из духовного Египта, то есть от тьмы и демонского владычества, от обрабатывания глины и кирпича, очевидно, от плотских страстей; перевел и через море – через здешние развлечения, избавил от опасных волн – неразлучных с ними опасностей, и начертал в душе божественные законы. Поставил нам и священнодействующего в лице Началовождя нашего спасения. Выслал как бы и Мариам, очевидно Церковь, которая восторжествовала над замыслом врагов, воздавая великую славу Спасителю Богу; ибо в церкви всегда слышатся песни и благодарения, и хвалы, и славословия Богу за Его благодеяния. Потому и нам самим должно опасаться того, чтобы мы не впали в иудейские преступления и не сочли обременительным для себя угодное Богу; ибо блаженный Иоанн говорит: «заповеди его тяжки не суть» (1Ин.5:3), и Сам Христос говорит: «иго мое благо, и бремя мое легко есть» (Мф.11:30). Будем же оказывать Богу благопослушание, потому что Он ничего тяжкого не требует.

Мих.6:5. Людие мои, помяните убо, что совеща на вы Валак царь Моавитский, и что ему отвеща Валаам сын Веоров, от Схиний37 до Галгал, яко да познается правда Господня.

Опять порицает их за то, что они беззаконно восстали против Его власти, хотя не могли указать ничего такого, чем справедливо огорченные они могли бы решиться на отступление от Бога. Ведь Я, говорит, удостоил их такой нежности и любви, что отнюдь не переносил даже и слов хулителей их. Так, проклятый Валак, тиран моавитский, подкупил Валаама, волхва и птицегадателя, и побуждал его проклясть Израиля; но Бог всяческих сотворил нечто необычайное и сверхъестественное, язык лжепророка обращая на благословение. Поставив это в вину Валааму и упрекнув за это птицегадателя, Валак немедленно увел его на другие холмы. Потом, приказав построить жертвенник и принести на них в жертву быков, он думал, что быть может не на всяком месте Бог имеет силу. Но он повсюду должен быть повторять благословение, хотя переходил с места на место, от так называемых Схиний38 (местность на земле моавитской) до горы Галгал (Чис.22, 23, 24). Итак, вспомни, что замышлял Валак и что отвечал Валаам. Ведь Я прекратил самые проклятия против вас и нисколько не допустил птицегадателю оскорбить вас и словами; а вы, забыв об этом, Мне подобающую славу воздавали бездушным вещам, взывая к золотым телицам и говоря: «сии бози твои, Израилю, иже изведоша тя из земли Египетския» (Исх.32:4). Итак, если Бог по любви Своей наделяет нас благами, как бы напояет нас ими с величайшей щедростью, прогоняет врагов и разрушает их злоумышления против нас; то что же должны сделать мы сами, решившись иметь правое настроение души? – Без сомнения то, чрез что и мы сами можем оказаться боголюбезными, то есть повиноваться Его хотениям, в точности исполнять угодное Ему, быть близкими к Нему как бы присутствием своих помыслов и говорить вместе с Псалмопевцем: «прильпе душа моя по тебе» (Пс.62:9).

Мих.6:6–8. В чем постигну Господа? Срящу Бога моего вышняго? срящу ли его со всесожжением, телцы единолетными? еда приимет Господь в тысящах овнов, или во тмах козлищ тучных? дам ли первенцы моя о нечестии...39, плод утробы моея за грехи души моея? возвестися ли40 тебе, человече, что добро, или чесого Господь ищет от тебе, разве еже творити суд и любити милость и готову быти еже ходити с Господем Богом твоим?

После того, как Бог показал израильтянам неизвинительность их отступления и как бы подверг их суду, и ясно раскрыл перед ними, какие неисчислимые благодеяния Он оказал им, а они, дошедши до непомерной бесчувственности, безмерно оскорбили Спасшего их, – тотчас выводится лицо раскаивающегося и как бы оплакивающего уже совершившееся, и старающегося узнать, каким способом можно загладить преступления и какие предпринять наиболее любезные Богу дела. Итак, говорит: «в чем постигну Господа?» Что принесу Ему? Что, наконец, соделаю, так сильно оскорбивши Его? Ужели принося в жертву тельцов, молодых и нежных, я буду чист? Ужели Бог возблаговолит ко мне, если я принесу всесожжение? Найду ли Его (то есть, приближусь ли к Нему и буду ли принят в духовное общение с Ним), если принесу великое множество животных? Но оставляя в стороне это, возьму даже исчадия чрева моего. Угожу ли Ему, если принесу Ему в жертву наилучшее мое детище, то есть первенца? Между тем как некто как будто размышляет и говорит таким образом, пророк опять отвечает и говорит в духе: дело это не принадлежит к числу неясных и трудных. Ты конечно знаешь благую волю Бога, ты слышал, что угодно и приятно Ему. Так относительно чего же ты недоумеваешь, человек? Бог требует ли от тебя чего другого, кроме того только, чтобы «творити суд и любити милость и готову быти еже ходити с Господем Богом твоим». А «творити суд» значит совершать и исполнять правду; суд же есть правда. «Любити милость» значит иметь похвалу взаимной любви и обогащаться славой любви к братьям. «Готову быти еже ходити с Господем Богом твоим» означает покорность и повиновение Ему во всем. И блаженный Павел сказал, что нам должно «облещися во броню правды, обуть нозе во уготование благовествования мира», то есть Христа (Еф.6:14–15). Сверх того повелевает, говоря: «облецытеся... во утробы щедрот» (Кол.3:12). И сам Спаситель сказал: «будите... милосерды, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лк.6:36). Вот в чем состоит любезная и достоприятная жертва Богу. Благоухание духовных всесожжений выше крови, дыма и ладана; одно было в прообразах, другое самую истину возносит в благоухание Богу, Который чрез другого пророка говорит: «милости хощу а не жертвы, и уведения Божия, нежели всесожжения» (Ос.6:6). Обрати внимание на то, как лицо кающегося помышляло об исполнении жертв по закону, а Бог показывает, как бессилен и недостаточен закон для очищения грехов, гораздо же лучше и несравненно превосходнее сила жизни во Христе, и сделал как бы неприемлемым установленное законом. Сказал, что Богу желательно, чтобы творили суд, любили милость и были готовы ходить с Ним. Вот в чем достоинство жизни во Христе!

Мих.6:9. Глас Господень граду призовется, и спасет боящыяся имене его.

И иным способом разъясняет, что нет никакого плода от принесения кровавых жертв, тогда как духовное служение немалую может принести пользу. "Глас" здесь употреблен вместо "имя", или «призвание», как если бы сказал нечто подобное следующему: если в городе призвано будет имя Божие, то он всенепременно спасется. Не думай, человек, что Я нахожу удовольствие в кровавых жертвах, что Я считаю город нечестивым и беззаконным, если он не приносит тельцов во всесожжение; напротив, Я мог бы совсем не спасти его от опасности, хотя бы он приносил в жертву волов, обливал жертвенник кровью овец и закалал стада овнов. Для спасения его более значения будет иметь призывание имени Божия; ибо несомненно, такой город почитает Мою власть и охотно делает угодное Мне, и имеет соответственное этому душевное расположение. Тогда спасу боящихся Меня. Итак, когда мы беседуем о Боге, тогда и боимся Его и Им спасаемся; и по справедливости можно приписать такую силу духовному служению. Нечто подобное сказал Бог и устами Давида: «услышите, людие мои, и возглаголю вам, Израилю, и засвидетелствую тебе: Бог твой есмь аз. Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же твоя предо мною суть выну». Потом к этому присовокупляет, что Он не яст мяса юнча и крови козлов не пиет. Затем говорит: «пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя: и призови мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя» (Пс.49:7–8, 13–15).

Мих.6:9–10. Послушай, племя, и кто украсит град? Еда огнь и дом беззаконных41 собирая имения беззаконная и со укоризною неправды?

Потомки Израиля поселились в Иудее и Самарии по коленам и родам, когда Иисус, прозванием Навин, по жребию разделил между ними землю обетованную. Итак, Бог обращает речь к каждому в отдельности и ко всем вообще. Послушай, все племя: спасается тот город, в котором призывается имя Божие; ибо Он никогда не презрит боящихся Его, но для желающих исполнять угодное Богу будет стеной несокрушимой, украшением и славой. Если же вы, говорит, будете стремиться к противоположному, то что украсит град? дом ли беззаконных или неправда «со укоризною»? Если, говорит, вследствие многих грехов город будет взят врагами и истреблен огнем, – может ли он остаться благообразным и прекрасным, может ли сделать его знаменитым и сильным дом беззаконных, собирающий имения беззаконные, может ли принести ему пользу дерзкое беззаконие? Но никто из навыкших право мудрствовать да не сомневается в том, что все это наносит городу бесславие. Он не был бы взят и не подвергся бы истреблению огнем, если бы не оскорбил Бога многими грехами. Итак, зачем, говорит, пренебрегая тем, чем спасается и украшается город, вы, напротив, с ревностью делали то, чем обыкновенно наносится ему вред, и возлюбили то, вследствие чего он оказался постыдным и безобразным, имеющим злых жителей, сребролюбивых и неправедных, и беззаконно собирающих сокровища?

Мих.6:11–12. Еда оправдится в мериле беззаконник и во вретищи меры неправыя, от нихже богатство свое нечестия наполниша? и живущии в ней глаголаху лжу, и язык их вознесеся во устах их.

Ужели вы думаете, говорит, что беззаконный оправдается в весах? То есть, если Я буду судить и как бы взвешивать жизнь каждого нечестивого, то ужели вы могли поверить, что Я, любя добродетель, удержусь когда-либо произнесть праведный приговор? Ужели вы подумали, что могут избежать Моего гнева имеющие «во вретищи меры неправыя» (в суме неправильные весы), то есть желающие разбогатеть от лихоимства и гнусного любостяжания? Ведь от таких прибытков они умножили только богатство своего нечестия. Были же они и лжецы, и хвастуны, так как любителям неправды, подверженным страсти постыдных прибытков и любостяжанию, всегда свойственна любовь ко лжи, а людям, уже приобретшим богатство – велеречие и надменность.

Неверные весы в суме имеют и изобретатели нечестивых учений, извращающие все правое и увлекающие ум простецов обманом и лукавством, и обогащающиеся чрез уловление многих. Впрочем, собравшие себе такое, преисполненное нечестия богатство, не говорят ничего бесспорно истинного, но поддельное и ложное, и как бы подкрашенное хитростью обмана. Такие люди также поднимают язык свой глаголя на Бога неправду, извергая пустые слова с превеликой важностью. Им-то и следует сказать: «послушай, племя, и кто украсит град? еда огнь и дом беззаконных собирая имения беззаконная и со укоризною неправды?» (Мих.6:9–10). Ибо не в украшение им, но в суд будет огнь наказания. Поскольку же они сделались домами, собирающими беззаконие, то будут в проклятие и в суд, и подвергнутся всякому злу.

Мих.6:13–16. И аз начну поражати тя и погублю тя во гресех твоих. Ты ясти будеши и не насытишися. И изжену тя в тебе и постигнеши и не спасешися42: и елицы аще избудут, оружию предадятся. Ты посееши, но не пожнеши: ты изгнетеши масличие, но не помажешися маслом: и...43 вино, и не испиете: и погибнут законы людий моих. И хранил еси оправдания Замвриина и вся дела дому Ахаавля, и ходисте в советех их, яко да предам тя в пагубу, и живущыя в ней во звиздание, и укоризны людий приимете.

Поскольку они стали домами нечестивых, сберегающими беззаконие, и собирающими богатство из неправд, то угрожает, наконец, воздаянием и говорит, что уже как бы положено начало наступления ожидаемых событий, в виде истребления их соответственно их преступлениям. Благополезно устрашает их и страхом будущих бедствий, как бы уздою направляет к решимости исполнять лучшее и последующим своим поведением умилостивлять Бога. Как бы перечисляет и ставит на вид наказания; говорит, что они будут наказаны голодом и недостатком в необходимом для жизни, что они у себя дома поднимутся с мест и примутся бежать, но совсем не убегут. Но если некоторые на сей раз и смогут избежать бедствий, то они будут взяты в плен и не много после сделаются жертвой меча других. Такое значение, кажется нам, имеют объясняемые слова. Весьма много поднималось войн против потомков Израиля, или против всего Иуды, но не всегда от врагов. Вооружались они и друг против друга: так, некогда, то Ефрем или десять колен восставали против Иуды, то сами иерусалимляне вооружались против Ефрема; погибло немалое число городов, так что они часто сами дома у себя подвергались преследованию, и таким образом изгоняемые из одного города устремлялись в другие. Но впоследствии времени и они были взяты в плен, или когда вторглись цари Сирии и Дамаска, или может быть и самые персы и мидяне. Это, думаю, и означают слова: «изжену тя в тебе и постигнеши и не спасешися, и елицы аще избудут, оружию предадятся». А что они, лишенные плодородия полей и изнуренные недостатком самого необходимого, будут проводить жалкую жизнь и нести наказания за свои нечестивые деяния, это ясно выставляет в дальнейших словах: «ты посееши», говорит, «и не пожнеши», потому что Бог, думаю, уничтожает плоды; ты сам «изгнетеши масличие» (ибо страна самарян богата маслинами), но будешь иметь такой недостаток в масле, что если бы захотел помазаться маслом, то не найдешь его у себя в достаточном для этого количестве. Несмотря на то, что страна ваша очень богата виноградниками и изобильна хорошим вином, так что доставляет его и другим городам, ты сам не найдешь его для собственного употребления. Исчезнут, говорит, и законные приношения, которые ты посвящал идолам, принося им начатки плодородия. Какие же, наконец, начатки ты посвятишь Богу? Или какие благодарения и за что принесешь ты справедливо впадший в жалкое состояние и изнуряемый? Потом поучая тому, что не другого кого-либо должно считать виновником его бедствия, но что сам он, причинив себе зло, подвергнется пленению за то, что ревностно следовал нравам людей весьма нечестивых, – прибавляет и говорит: «и хранил еси оправдания Замвриина и вся дела дому Ахаавля, и ходисте в советех их, яко да предам тя в пагубу». Замврий был царь израильский; он же есть и отец Ахаава, который, как говорит Священное Писание, ходи «путями Иеровоама сына Наватова, иже введе во грех Израиля,... и прелукавнова паче всех бывших прежде его» (3Цар.16:19, 30). Посему и погиб в огне, зажегши "над собою" свой собственный дом (3Цар.16:18), как написано. О доме же Ахаава, как кажется, упоминает ради Иезавели, делами которой были убийства и хищения, и преследования святых. Все это сохранил, говорит, дабы я мог истребить тебя по справедливости и подвергнуть посмеянию и позору других.

Такое же слово мы можем применить и к врагам истины, которые, дерзко положившись на свое краснобайство и собрав плевелы жалких мыслей, богатеют как бы от неправды, скопляя себе "не сущая" их (Авв.2:6) и обыкновенно грабя толпы простодушных подобно врагам, и вводя их в гнусное заблуждение. Пусть же послушают они, что говорит Бог: «и аз начну поражати тя и погублю тя во гресех твоих. Ты ясти будеши и не насытишися». Поверхностно знакомясь с божественными Писаниями и не насыщенные догматами истины, они, по-видимому, хотя и принимают пищу, но гибнут от голода, и воображая, что они избрали путь спасения, на самом деле не могут найти его, и сея, как это они думают о себе, однако же не получат никакой награды за труды свои, и выжимая духовную маслину, то есть Священное Писание, они никоим образом не утучневают благодатью Духа, и, надеясь собрать виноград, они, однако же, будут далеки от духовной радости. «Храниша еси оправдания Замвриина и вся дела дому Ахаавля», то есть они лукавили, лихоимствовали и учиняли гонения на святых. Поэтому они преданы будут в пагубу и покончат позорной и поистине проклятой смертью.

* * *

36

Слав.: "горы".

37

Так у LXX. Но все другие переводчики, по свидетельству Иеронима, оставляют еврейский термин «Ситтим». Так и слав. ("от Сития"), и русск. синод («от Ситтима»). Это есть название долины моавитской, на восточной стороне Иордана, против Иерихона (Иоил.3:18; Чис.25:1; Нав.2:1; 3:1; Мих.6:5).

38

Долины Ситтим, см. предыдущее примечание.

39

Слав.: «о нечестии моем», как в некоторых списках.

40

Слав.: «возвестися бо».

41

Так в одних. Слав.: «беззаконнаго».

42

Слав.: «и померкнет в тебе, и совратишися, и не спасешися».

43

Слав. прибавляет: "насадите".


Комментарии для сайта Cackle