святитель Кирилл Александрийский

Глава 5

Мих.5:1.  26 Ныне оградится дщерь Ефремова ограждением, рать учини на ны27, жезлом поразят о челюсть племен Израилевых.

Так,соберутся против Сиона многие народы, надеявшиеся издеваться и насмеяться над ним; но сами были измолочены и истерты, потому что Бог повергает их под ноги победителей наподобие снопов. Взята и погибла Самария, и истреблена войной, и о ней говорит, что она «оградится» и будет стеснена, очевидно, потому, что Бог определил ей быть в стесненных обстоятельствах и претерпеть их. Дочерью же Ефрема называет Самарию или народ, живущий в Самарии, так как тот, кому вверяется царство, представляется своим подданным как бы заступающим место отца. В Самарии же царствовал потомок Ефрема. Итак, Самария, говорит, будет окружена и опоясана враждебными народами, которые как бы «поразят ее о челюсть», ударяя не руками, наносящими не столь чувствительный удар, но сокрушая палками и сильно унижая ее. Чрез это указывает на бесчестие и невыносимую тяжесть плена, ибо удары в челюсть служат несомненным признаком бесчестия. А если принять во внимание, что они нанесены жезлом, то они окажутся причиняющими крайне тяжелое и возможное только по отношению к рабу унижение. Итак, да будет, говорит, в бесчестии, позоре и страданиях Самария, в которой царствует колено Ефрема.

Но рука бьющего перестанет поражать и мы не повергнемся позору, если всеми силами станем удаляться от того, чтобы возбуждать Господа всяческих на гнев против нас незаконными своими поступками и усердным совершением ненавистного для Него; напротив, воздавая Ему почтение добродетельной жизнью, будем наслаждаться полным благоденствием и проводить жизнь славную и поистине вожделенную.

Мих.5:2. И ты, Вифлееме, доме Ефрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных? Из тебе28... изыдет29 еже быти в князя Израилю30, исходи же его из начала от дний века.

Здесь пророческое слово благовествует нам о возвращении нас в первоначальное состояние. Оно весьма мудро напоминает о возглавлении, совершившемся, как известно, во Христе; ибо «нова тварь» что в Нем, как написано (2Кор.5:17), и древнее прошло и чрез Него стало новым, потому что Он преобразовал все человеческое и восстановил его в прежнее благосостояние. Он воцарился и получил опять желательную для всех власть. Общее выражается здесь посредством частных действий промысла, ибо над Израилем, как я сказал, вначале царствовал Бог, при посредстве святых. Потом, немного после, подвергшись недугу неразумия и признав унизительным для себя жить под управлением Бога, он предпочел божественной человеческую власть, и потому испросил в царя над собою Саула, чем немало оскорбил Бога; ибо Бог всяческих в огорчении говорил блаженному Самуилу: «не тебе уничижаша но мене уничижаша, еже не царствовати ми над ними» (1Цар.8:7). А что это никоим образом не могло принести им пользы, напротив, было горько, вредно и гибельно для них, это показал самый опыт. Можно ли усомниться в этом? Ведь вследствие этого они подверглись ужасным и неизбежным бедствиям. Итак, как бы возвращая Израиля к тому, что было в начале, говорю, к царствованию над ними Бога, он предвозвестил об имеющем быть для них из Вифлеема Спасителе и Искупителе – Христе.

Но не удалился бы от цели и тот, кто подумал бы, что здесь заключается некоторый общий смысл. Когда мы, живущие на земле, отвергаем царскую власть над нами Бога, возлагая на себя чуждое иго и господином своим признавая не действительного Господа, но надменного и отступника, говорю, сатану, тогда мы подвергаемся всякого рода бедствиям. Но как я сказал недавно, Бог и Отец благоволи «возглавити всяческая о Христе, яже на небесех и яже на земли в нем» (Еф.1:10) и «избави нас от власти темныя, и престави в царство Сына любве Своея во свете» (Кол.1:13).

Итак, обращает речь к Вифлеему или дому Ефрафа. Ефрафой называется страна, а Вифлеемом – городок или селение в этой стране, откуда происходили Иессей и Давид, и также и сама святая Дева, которая родили нам божественного младенца, отрока Иисуса, «егоже началство бысть на раме его: и нарицается имя его: велика совета ангел» (Ис.9:6). Воцарился Он путем креста, и поскольку «послушлив бысть даже до смерти, смерти же крестныя, темже, – как говорит божественный Павел, – и Бог Его превознесе и дарова ему имя, еже паче всякаго имене, да о имене Христове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца», аминь (Флп.2:8–11). Итак, говорит: о Вифлеем, дом Ефрафов! «еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных», то есть много в Иудее городов славных и больших, и переполненных великим многолюдством обитателей. Но хотя число твоих жителей и обитателей совершенно незначительно, ты будешь кормильцем и назовешься городом царя над Израилем, – и, без сомнения, не над потомками только Израиля, но и над теми, которые предвозвещены были Аврааму в обетованиях, ибо негде Он сказал ему, что в «Исааке наречется тебе семя» (Быт.21:12). А выражение: в "Исааке" означает: по обетованию. Итак, твердо обетование «не сущым точию от"" крови Израиля («обрезания»), «но и ходящым в стопах веры, яже в необрезании отца нашего Авраама» (Рим.4:12); ибо сии суть Израиль (Рим.9:6), потому что «чада обетования причитаются в семя» (Рим.9:8). Это все равно как если бы он сказал, что Он будет начальствовать над всяким, верующим в Него, и чрез Него приближающимся ко Мне. Мы принесены Отцу чрез Сына; об этом Он сам засвидетельствует, говоря: «никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною» (Ин.14:6). Итак, явился из Вифлеема Христос, пастырь добрый, пасущий нас среди садов и лилий, подающий нам благоухание евангельских заповедей и Свое учение предлагающий как бы зрелые цветы желающим наслаждаться ими. Так Он говорил: "аз есмь цвет польный и крин удольный» (Песн.2:1). «Исходи же его, – говорит, – от начала и от дней века», указывая или на предвечное существование Слова (ибо Оно совечно Своему Отцу и Само есть творец веков), или на то, что Оно стало человеком, хотя в последнее время века, но тайна о Нем предопределена уже в предведении Отца и прежде сложения мира. Итак, "исходами" называет или вневременное от Бога Отца рождение в собственное существование31 Сына; или же явление Его, имевшее быть в те времена, когда Он стал плотью, хотя и от дней века Ему предопределено и постановлено быть Спасителем и Искупителем от Отца, Который знал, что случится в роде человеческом вследствие преступления Адама.

Мих.5:3. Сего ради даси32 я до времене раждающия. Породит, и прочии от братии их обратятся к сыном Израилевым.

По-видимому, пророк размышляет сам с собою, рассуждает и говорит о том, что Бог не может говорить лжи и непременно приводит в исполнение свои обещания. И если Израиль обладает столь светлыми упованиями, если у них родится вождь, будет царствовать над ними и избавит их от всякого зла, то как же это он (Израиль) будет весь взят в плен? Потом, размыслив о времени обетования и таким образом уразумев настоящее, он некоторым образом отвечает самому себе, говоря: поскольку срок исполнения обетования надолго откладывается, а они виновны в немалых преступлениях и нисколько не перестают грешить, то по сей причине "даси я", то есть, предашь их, Господи, врагам, «до времене раждающия», пока не родится, говорит, из девической утробы тот божественный Младенец. Тогда-то и настанет искупление; они будут находиться в прочном благополучии и для счастья уже не будет никакого недостатка. Когда пророк размышляет так и как бы тихо разговаривает сам с собой, Бог подслушивает его и говорит: "породит", и делает его (пророка) твердым в вере. Подобное же сему говорит пророку Аввакуму: еще мало «идый приидет и не умедлит» (Авв.2:3). Всенепременно, говорит, родится, «и прочии от братии их обратятся к сыном Израилевым», ибо значительное число иудеев приняло веру во Христа, и прежде других блаженные ученики; но не совсем утратили на это надежду и те, которые непослушанием своим дошли до дерзости; в последние времена они присоединяться к другим и как бы из бегов возвратятся, наконец, к тому, к чему следовало бы прийти сначала.

Мих.5:4–5. И станет, и узрит, и упасет паству свою крепостию Господь, и в славе имене Господа Бога своего пребудут: зане ныне возвеличится даже до конец земли, и будет сей мир.

"Станет" говорит вместо: «будет начальствовать», и будет самолично пастырем собственных овец, не кому-либо другому поручит руководство ими, как древле блаженному Моисею, но Сам по Себе будет управлять ими; ибо поистине не ходатай, ни ангел, но сам Господь спас нас крепостью Своей, без всякого усилия и труда с нашей стороны. Он будет устремляться и спасать нас мужественно, не давая лжепастырям посредством обмана достигать славы и диким зверям нападать на стада Его, не позволяя лукавым и вражеским силам, как это было древле, торжествовать над уверовавшими, напротив, давая им силу наступать «на аспида и василиска, попирать... льва и змия" (Пс.90:13). Чрез Него мы сделались славными, возвысились до блеска и знаменитости, и распространились даже до пределов поднебесной; ибо Он – наша крепость, сила, и ходатай, и примиритель, и Он – мир наш; Он «средостение ограды разори и ...закон заповедий ученьми упраздни, созда два народа ...во единаго новаго человека, творя мир», – по написанному (Еф.2:14–15), и узами любви соединяя воедино. Посему Ему и приличествует имя: мир, хотя Он называется и Христос.

Мих.5:5–6. Егда Ассур приидет на землю вашу, и егда взыдет на страну вашу, и востанут нань седмь пастыри и осмь язв человеческих, и упасут Ассура оружием и землю Невродову во рву его33, и избавит от Ассура, егда приидет на землю вашу и егда вступит в пределы вашя.

Еврейское издание изъясняемый отдел начинает словами: «и будет сей мир, егда Ассур приидет на землю вашу, и егда взыдет на страну вашу». Он будет, говорит, средством мира, если бы Ассур захотел сделать нападение на вашу землю и страну. Для объяснения сих стихов мы скажем, что пророческое слово опять удаляется от чувственных и наглядных предметов, как бы поднимается вверх и от видимого образа искусно уводит к духовным явлениям. Под ассириянином здесь уже разумеет не человека из Вавилона, но скорее виновника греха или сатану, или даже, говоря вообще, свирепое множество демонов, которое духовно противится всему святому и враждует против святого города, духовного Сиона, о котором и божественный Псалмопевец вспоминал, говоря: «преславная глаголашася о тебе, граде Божий» (Пс.86:3); ибо Христос обитает в Церкви и как бы сделал ее некоторым городом Своим, хотя Он божественным естеством Своим наполняет все. Итак, она есть град Божий, как бы некая земля, страна освященных и в духе обогатившихся единством с Богом. Итак, говорит, когда ассириянин придет на город ваш, то есть когда жестокие и враждебные силы захотят напасть на святых, то они не найдут их лишенными защитников; ибо против них «востанут нань седмь пастыри и осмь язв человеческих». Кажется, мысль сего пророчества при помощи времен или чисел, говорю, семи и восьми, хочет указать на святых, бывших до пришествия Христа, во время самого пришествия и после сего. Ведь до пришествия по закону Моисея в седминах чтилось субботствование (празднование субботы), что было еще временем сени. Тогда же явился и сонм святых пророков, чтобы руководить ко благочестию и к познанию грядущего времени. Когда же напоследок явился Единородный и за жизнь всех претерпел крест, и, пленив ад, восстал из мертвых в день восьмой34, тогда Он повелел святым апостолам научить все народы и крестить их во имя Отца и Сына и Святого Духа, и учить их соблюдать все, что Он заповедал им (Мф.28:19–20). Сих-то и называет восемью язвами человеческими, указывая на тех, которые были со времени воскресения, т.е. как в момент его, так и после него. Итак, когда, говорит, «приидет Ассур», или чужеземец и варвар, тогда-то он придет к семи пастырям и семи язвам; ибо мы найдем, что и во время закона были святые, которых называет семью пастырями; и кроме них были еще апостолы и евангелисты, и, сообразно с нуждами Церквей, учители, которые всегда мужественно вели борьбу и восставали против обольщения демонов, и неутомимой злобе лукавого противопоставляли свойственную им бдительность. Они спасают живущих в святой земле и стране, утверждая их своими наставлениями во всем, что есть самого наилучшего. А что лик святых должен был некоторым образом как бы схитрить против сатаны и обесславить его духовными язвами, это опять показал Сам Бог, устами святого говоря о нем: «горе умножающему себе не сущая его, доколе? и отягчающему узу свою тяжце. Яко внезапу востанут угрызающии его, и ободрятся наветницы твои, и будеши в разграбление им. Понеже ты пленил еси языки35 многи, пленят тя вси оставшии людие» (Авв.2:6–8). Слышишь, что подвергнется угрызению, говорит, и ограблению «умножающий себе не сущая его», то есть сатана. Потом подвергших его ограблению называет «оставшими», то есть от Иакова. Но если бы на кого-нибудь напал какой-либо ассириянин, то есть муж иномыслящий и заблудившийся, и не имеющий правой веры, как бы хромающий и изломанный умом; то и сему противопоставят силу истины, как бы угрызая его как волка и изгоняя его из стада духовных овец. Итак, сии семь пастырей, а также и подразумеваемые под восемью язвами «упасут Ассура оружием». "Упасут" говорит вместо: «будут преследовать». Но поскольку упомянуто было о пастырях, то он удержал этот образ речи, сказав: "упасут". А что за оружие следует разуметь здесь, которым обыкновенно пользовались святые, это объясняет Псалмопевец, говоря о них: «и мечи обоюду остры в руках их» (Пс.149:6); «живо бо слово Божие и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра» (Евр.4:12). А что Ассура преследует божественный и всесильный меч, то есть слово Божие, в этом ничуть не менее убедит нас и пророк Исаия, говоря: и будет, «в той день наведет Господь меч святый и великий и крепкий на драконта... бежаща,... и убиет драконта» (Ис.27:1), и опять: «и будет, егда скончает Господь вся творя в горе Сиони и во Иерусалиме, наведет на ум великий, и на князя Ассирийска и на высоту славы очию его. Рече бо, крепостию руки моея сотворю, и премудростию разума моего отиму пределы языков, и силу их пленю: и сотрясу грады населеныя» (Ис.10:12–14). Итак, этим мечом будут пасти Ассура и всю землю Неврода: (так) называет страну ассириян или вавилонян, вокруг которой, как говорят, проведен глубокий ров; землею же Неврода называет ее ради того, что он был родоначальником и отцом этого народа. О нем в книге Бытия написано так: «сынове же Регмановы: Сава и Дадан. Хус же роди Неврода: сей начат быти исполин на земли: сей бе исполин ловец пред Господем Богом: сего ради рекут: яко Неврод исполин ловец пред Господем. И бысть начало царства его Вавилон и Орех, и Архад и Халанни» (Быт.10:7–10). Но божественное Писание называет эту страну и Персидской. Итак, страной Неврода называет Вавилон, который окружен был рвом, как я только что сказал. Так, упасут, говорит, Ассура и всю землю Неврода, чтобы они оставались внутри рва и уже не распространялись вне городов или стран. Но мы найдем, что и полчища демонов боялись оставаться дома и трепетали подвергнуться этому по повелению Христа, чтобы им уже не превозноситься над миром.

Мих.5:7. И будет останок Иаковль в языцех среде людий многих, аки роса от Господа падающи и яко агнцы на злаце, яко да не соберется ни един, ниже постоит в сынех человеческих.

Я уже не один раз говорил, что останок Израиля был спасен, и не в конец погибло племя Иакова; ибо немалое число их уверовало во Христа и прежде язычников получило через веру спасение. В числе этой оставшейся части были и сами божественные ученики, и сподвижники их в распространении Евангелия Христова. Сии-то самые, говорит, и спаслись, как некоторая роса, нисходящая на поля и уничтожающая зной дьявольской злобы. Как иногда в полях зной солнечных лучей, падающих на лилии, производит то, что они утрачивают свою красоту и сохнут; так и изобретатель греха посредством пристрастий к мирским удовольствиям иногда воспламеняет и некоторым образом иссушает человеческую душу, и совсем лишает ее красоты. А слово Божие как бы восстановляет ее подобно тому, как роса оживляет цветок и траву. Так будут, говорит, и потомки Иакова во языцех – орошать души верующих словами благочестия, как бы некоторой росою, и изобильно напаивать евангельскими учениями. И как агнцы, если они пасутся на обильной и роскошной траве, наслаждаются и скачут от удовольствия; таким же, думаю, образом, и душа наставников получает пищу и наслаждение от повиновения руководствуемых и послушания тайноводимых. Посему-то Господь наш Иисус Христос в послушании самарян находил собственную и как бы Ему приличную пищу; ибо Он сказал апостолам: «аз брашно имам ясти, егоже вы не весте»; потом, объяснив это, прибавил следующее: «мое брашно есть, да сотворю волю пославшаго мя и совершу дело его» (Ин.4:32, 34). Итак, для святых дело Божие есть пища и наслаждение. Посему потомки Иакова, говорит, будут веселиться, питаясь как бы злаком и роскошной травой; и как бы охраняя уверовавших из язычников, они таким образом найдут широкий путь проповеди, так что никто не сможет собраться и противостать против них, то есть вступить в бой с ними и выдержать их нападение (ибо это и значит "постоять"), если бы кто-либо из сынов человеческих решился причинить им зло. Да, хотя много и многими составлялось замыслов и предприятий против них, но это нисколько не повредило им, потому что Бог усмиряет ярость сильных и чудесным образом избавляет тех от всякого искушения.

Мих.5:8–9. И будет останок Иаковль в языцех среде людий многих, аки лев в скотех в дубраве и яко львичищь в стадех овчих, якоже егда пройдет, и отлучив восхитит, и не будет изъимающего. Вознесется рука твоя на оскорбляющыя тя, и вси врази твои потребятся.

Полезные и приятные рассказы, хотя бы они передавались одними и теми же словами, не могут возбуждать скуки, напротив, всегда доставляют удовольствие. Итак, говорит, останок Иакова, то есть потомки Иакова, спасшиеся чрез веру во Христа и явившиеся проповедниками евангельского учения и священниками, будут "яко роса" среди язычников, будут пастись как агнцы и скакать на роскошных пастбищах. И тем не менее будут «аки лев в скотех в дубраве», издающий могучий и страшный рев, внушающий сильный ужас и находящимся вдали. Будут и как молодые львята в стаде, очевидно смело нападающие на него. Так и Господь наш Иисус Христос сказал святым ученикам: «се, аз посылаю вас яко овцы посреде волков» (Мф.10:16), то есть кротких и покорных. Но свойственная им сила сокрушила сердца их врагов и возбудила великое благоговение к ним. Таким образом они одолели врагов, победили противников; сделались страшными для волков, хотя вели себя подобно агнцам; избежали злоумышлений, «бед от разбойник, бед от сродник,... бед во лжебратии», – как пишет блаженный Павел (2Кор.11:26), и толпы язычников расхищаемы были как бы львами. Сатана же, желавший привести их к погибели, не мог подать защиты и уловленных во спасение исторгнуть из рук апостольских. И к нему относилось то, что сказано было устами пророка Аввакума: «горе умножающему себе не сущая его, доколе? и отягчающему узу свою тяжце. Яко внезапу востанут угрызающии его: и ободрятся наветницы твои, и будеши в разграбление им. Понеже ты пленил еси языки многи, пленят тя вси оставшии людие» (Авв.2:6–8). Ведь угрызали его те "осмь" и как молодые львы расхищали собранное им. А собрал он то, что ему не принадлежало; ибо человек принадлежит Богу и отнюдь не тому. Но он лишен был своей добычи «оставшими людми», чтобы ты опять разумел служителей евангельского учения. Потом укрепляющий и поддерживающий их Господь говорит: «вознесется рука твоя на оскорбляющыя тя, и вси врази твои потребятся»; ибо они, как я сказал, во Христе победили и превзошли всякое злоухищрение, и воссияли в мире, и одолели врагов, приобретая Богу погибших.

Мих.5:10–15. И будет в той день, глаголет Господь, потреблю кони твоя из среды твоея и погублю колесницы твоя, и потреблю грады земли твоея и развергу вся твердыни твоя, и отвергу волхвования твоя от руку твоею, и волхвующие не будут в тебе: и потреблю изваянная твоя и кумиры твоя из среды тебе, и посем да не поклонишися делом рук твоих, и посеку дубравы от среды тебе и погублю грады твоя, и сотворю с гневом и с яростию месть языком, понеже не послушаша мене.

Речь опять возвращается к печальным предсказаниям и оканчивается на повествовании о светлых и достойных удивления делах во Христе. Она как бы примыкает к предшествующему и указывает на то, что имеет совершиться вследствие гнева божественного. Он сказал: «и ты, столпе паствы мгляныя, дщи Сионя, к тебе приидет и внидет власть первая, царство из Вавилона дщери Иерусалимли» (Мих.4:8). Тогда-то, говорит, погибнет конница твоя, и вместе с нею и блеск колесниц твоих, будут опустошены и города твои, и ты лишишься и самих стен (потому что вавилоняне сожгли города вместе с самыми жителями), совершенно истребятся плоды твоей изобретательности, – волшебства и ложные предсказания, и самые мастерские обмана – капища вместе с идолами, и посекутся до основания рощи. И что же последует за тем? И этот славный суд и способ наказания не останется неизвестным и соседним язычникам. Они узнают, что подверглись всему этому за то, что не послушали Бога, то есть за непокорство свое. Нечто подобное говорит и премудрость имеющим необузданный помысл: «понеже... простирах словеса, и не внимасте: убо и аз вашей погибели посмеюся, порадуюся же, егда приидет вам пагуба, и егда приидет... внезапу мятеж, низвращение же подобно бури приидет» (Притч.1:24, 26–27); ибо плоды отступления от Бога – гнев, ярость, скорбь и страдание. Итак, надобно охотно, без малейшего промедления следовать Богу, призывающему к тому, что полезно, и исполнять приятное Ему, потому что медлительность и леность в совершении добрых дел причинит нам много вреда и подвергнет нас тяжелым страданиям. Смотри же, как Бог и самые наказания за совершенные грехи обращает в пользу людей: Он освобождает Израиля от мерзкого идолослужения, жертвенников, капищ, жертв и поклонения делам рук своих. Итак, не бесполезно находиться под Его наказанием, впрочем если оно будет «в суде, а не в ярости», по слову пророка (Иер.10:24).

Но если бы кто-нибудь сказал, что это случилось с иудеями, нагло поступившими против Христа, то не погрешил бы против истины. Несомненно ведь, что города их опустошены, и все поколение, способное носить оружие, погибло, истребленное руками римлян. И вероятно они подверглись ответственности за древнее идолослужение, хотя и в то время еще у них были желающие поклоняться твари и преданные волшебству, потому что они всегда наклонны следовать за расположенными к идолопоклонству, и у них нет ничего самого нелепого, о чем они думали бы худо.

* * *

26

В некот. этот стих заканчивает предшествующую главу.

27

Слав.: "на вы", как в некот.

28

В слав. далее следует: "мне".

29

В слав. далее следует: «старейшина».

30

Слав. согласно авторитетному чтению LXX: «во Израили».

31

В ипостась.

32

Слав. и LXX: "даст".

33

Слав.: «копиями ея»; Ездра и Кимхи разумеют «обнаженный меч»; русск. синод.: «в самых воротах ее».

34

Т.е. считая субботу днем седьмым, – латинский переводчик читает: «третий».

35

Слав.: "страны".


Вам может быть интересно:

1. Толкование на книгу пророка Михея – Глава 4 святитель Кирилл Александрийский

2. Толкование на пророка Михея – Глава 5 блаженный Феодорит Кирский

3. Толкование на книгу святого пророка Михея – Глава 5 епископ Палладий (Пьянков)

4. Толкование на книгу пророка Михея – Глава 5 профессор Александр Павлович Лопухин

5. Книга пророка Михея преподобный Ефрем Сирин

6. Толкование на пророка Малахию – Глава III блаженный Иероним Стридонский

7. Толкование на пророка Иеремию – Глава XV святитель Иоанн Златоуст

8. Книга пророка Михея – Глава 5 профессор Павел Александрович Юнгеров

9. Изъяснение Песни песней Соломона – Беседа 9. Толкование на Песн. 4, 10–15 святитель Григорий Нисский

10. История толкования Ветхого Завета – ЗАПАДНЫЕ ЭКЗЕГЕТЫ ПЕРВЫХ ЧЕТЫРЕХ ВЕКОВ митрополит Амфилохий (Радович)

Комментарии для сайта Cackle