святитель Кирилл Александрийский

Толкование на пророка Михея

Предисловие
Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7  

 
Предисловие
Одна у всех святых пророков боголюбезная цель – убедить Израиля, чтобы он мужественно решился отречься от своих заблуждений и предпочел служить Богу живому и истинному, и украшаться достоинствами правды, возможно более удаляя от себя обвинение в постыднейших делах. Явились многие и в последовательном порядке пророки, когда некоторым образом и Сам Бог свидетельствовал и чрез столь многие уста ясно предвозвещал, что если они не захотят жить праведно и не позаботятся даже напоследок совершить обращение к лучшему; то они и сами возбудят против себя праведное наказание и, подвергшись накликанному на себя бедствию, причины своих страданий должны будут усвоить своим собственным настроениям. Если же речи святых пророков излагают одно и то же, то пусть никто не осуждает их, вменяя им в тождесловие, но пусть хорошенько размыслит вот о чем. Нельзя ведь найти ни одного момента времени, в который не было бы людей, способных исправлять грешников; и как никто из имеющих здравый смысл не подвергнет обвинению то, что во всякое время существуют врачи, отвращающие одни и те же из наших болезней соответствующими им врачебными средствами, так, я думаю, никто не решится поставить в упрек святым пророкам, если они оказываются выступающими с одними и теми же делами и словами; ибо один был Господь, Который говорил всем им и заблуждающимся во всякое время указывал на людей, могущих возвратить их на правый путь. Все они предсказывают войны, пленения, опустошение городов, страдания, скорби, рыдания по умершим, беды с оставшимися, жестокость опустошителей. Вообще каждый может видеть, что в речах их повсюду проходит изложение всякого рода жестокостей, потому что это необходимо для пользы заблуждающимся. Ведь иногда устрашениями пресекается даже и необузданная склонность к отступлению и греху.
Итак, божественный Михей пророчествует в царствования Иоафама, Ахаза и Езекии. В царствование Иоафама против Иерусалима воевали Факей, сын Ромелиин, и Раасон, царь сирийский. После смерти Иоафама воцаряется Ахаз, который, так как война затягивалась, подкупал ассирийца деньгами и призывал на помощь к себе, ибо он не в состоянии был отразить силы неприятелей. Этот, пришедши, изъял Дамаск и умертвил Раасона (Ис.7:1; 2Пар.28:5). Затем после этого во время царствования в Самарии Ровоама, сына Иоасова, а после него Азарии и, в-третьих, Манаима, пришел Фула, царь ассирийский, который только за большие деньги, и то с трудом склоненный, возвратился в свое отечество (4Цар.15:1). После же Фулы против земли иудейской воевал ассириянин Феглаффелласар и разрушил весьма много городов Самарии, и всю Галилею до Неффалима присоединил к себе (4Цар.15:29). Но об этом было подробно сказано, когда мы составляли толкование на блаженного Осию. Теперь же упомянули об этом по необходимости для определения времени пророчества Михея; ибо внимательный и любящий истину слушатель необходимо должен знать причину, по которой упомянуты были цари Иерусалимские, говорю Иоафам и Ахаз. Впрочем, время пророчествования его простирается и до царствования Езекии, при котором Сеннахирим, тоже царь ассирийский, опять овладел самарянами и опустошил города филистимлян, то есть палестинян. Потом взявши Лахис (это – город царства Иудейского), отсюда для осады Иерусалима посылает Рапсака, который своим высокомерием и наглыми словами против Бога навлекает на себя праведное наказание, когда в одну ночь умерло сто восемьдесят пять тысяч человек в ассирийском войске. Итак, «бысть, – говорит, – слово Господне к Михею сыну Морасфиину»(Мих. 1:1).