протоиерей Михаил Архангельский

О тайне святого елея

Исследование об историческом развитии чиносовершения Елеосвящения от установления сего таинства до издания нынешнего его «Последования», с подробным изъяснением сего последнего

Содержание

Предисловие
Общие понятия Предмет исследования Различные наименования таинства Елеосвящения О помазаниях св. Елеем, наружно сходных с таинством Елеосвящения, но не имеющих сакраментальной сущности 1) О религиозно-обычных помазаниях св. Елеем 2) О церковно-обрядовых помазаниях св. Елеем О том, что Елеосвящение и помазание, совершаемое по «Последованию» Православной Церкви, есть таинство О Последовании св. Елея Часть первая История постепенного развития и образования чиносовершения таинства св. Елея 1) Начало и образ совершения Елеопомазания по установлению Господа Ииcyca Христа А) Начало и образ совершения Елеопомазаний, по установлению Спасителя, во время Его земной жизни Б) Образ совершения Елеопомазания в апостольском веке, после вознеceния Спасителя на небо II) Общий взгляд на историческое paзвитиe чиносовершения св. Елея после апостольского века Исследование частных элементов, касающихся и входящих в состав чиносовершения св. Елея, с апостольского века до установления нынешнего его «Последования» I) О месте совершения таинства Елеосвящения II) О времени совершения Елеосвящения III) О совершителях Елеосвящения I) О пресвитерах, в тесном  смысле, как совершителях Елеосвящения О числе пресвитеров-совершителей Елеосвещения Об исключениях из постановлений св. Церкви о совершении Елеосвящения семью пресвитерами О епископах, как совершителях Елеосвящения О лицах, не имеющих права совершать Елеосвящение О лицах, имеющих право и обязанность участвовать в богослужении Елеосвящения действием и молитвою, или только молитвенно IV. О лицах, принимающих Елеосвящение 1) О религиозно-нравственных качествах и условиях, для принятия Елеосвящения требуемых О лицах, которым Елеосвящение не должно быть сообщаемо, по отсутствию в них православно-христианских качеств и условий 2) О физических условиях, при которых может быть преподаваемо верующим Елеосвящение О том, в каких болезнях может быть сообщаемо Елеосвящение О том, в какой период всякой, вообще, болезни, в отдельности взятой, совершение Елеосвящения бывает обязательно и неотложно О неправильном мнении относительно патологического момента для совершения Елеосвящения О лицах, которым Елеосвщение но должно быть сообщаемо по причине отсутствия в них физических ycлoвий, для сего таинства требуемых 1) О том, что Елеосвящение не должно быть преподаваемо, вообще, всем здоровым 2) О том, что Елеосвящение не должно совершать над умершими 3) О психическом или душевном cocтоянии недужных, при котором таинство Елеосвящения может быть им сообщаемо О лицах, которым таинство св. Елея не может быть сообщаемо, по причине отсутствия в них необходимых для сего психических условий О несовершении таинства Елеосвящения над бесноватыми Различие званий и состояний, церковных и мирских, и отношение к ним чиносовершения св. Елея V) О совершении Елеосвящения. I. О веществе таинства 11) Об освящении елея Переход от предыдущего к последующему Об исконной нераздельности, в Православной Церкви, актов освящения елея и помазания им, при совершении Елеосвящения III) О помазании болящего освященным елеем 1) О помазании вообще 2) О том, кто должен помазывать больных св. Елеем 3) О том, что должно помазывать св. Елеем 4) О том, чем, т. е., каким орудием, должно совершать елеопомазание 5) Об образе совершения Елеопомазания А) О форме елеопомазания (modus unguendi) В) О словесной формуле елеопомазания (forma variorum formula unctionis) 6) О том, сколько раз должно помазывать, при одном и том же священнодействии Елея, одного и того же недужного и на одних и тех же телесных его органах 7) Об историческом образовании богослужебных чинов елеопомазания III) О происхождении нынешнего «Последования Св. Елея» Часть вторая Предмет и разделение Отделение первое Подробное изъяснение чиносовершения Елеосвящения по нынешнему «Последованию» Общий состав «Последования» св. Елея 1) О начинательных молитвах II) Состав самого «Последования» I) О молебном пении Состав и порядок молебного пения Объяснение молебного пения 2) Об освящении Елея по нынешнему «Последованию» Дополнительные объяснения к чину освящения елея 3) О совершении помазания св. Елеем по «Последованию» О первом помазании Отличие сакраментального помазания св. Елеем от помазаний религизно-обычных и церковно-обрядовых Переход от первого помазания к последующим О втором помазании О третьем помазании О четвертом помазании О пятом помазании О шестом помазании О седьмом помазании Заключительный акт Елеопомазания III) Отпуст Елеосвящения Обряд испрошения прощения Заключение первого отделения второй части О качествах нынешнего «Последования св. Елея» Отделение второе, дополнительное О разных предметах, касающихся совершения св. Елея, но стоящих вне его богослужебного чина 1) Об обязательности чиносовершения св. Елея 2) О совершении Елеосвящения отделъно и в соединении с дневным церковным богослужением 3) О coeдинении с таинством св. Елея последнего «Напутствия» 4) О coeдинении с таинством Елеосвящения одной исповеди, без св. Haпутствия 5)  Об oтношении Елеосвящения к таинству Покаяния 6) Об образе совершения Елеосвящения в случае скорой смерти болящего 7) О повторяемости таинства Елеосвящения 8) О совершении Елеосвящения одновременно над многими больными 9) О проявлении, благодатных действий Елеосвящения в жизни приемлющих cиe таинство 10) О том, как поступать с веществомл св. Елея и другими принадлежностями, остающимися после совершения Елеосвящения Рассуждение о том, что остатки св. Елея не должно возливать на тело умершего, помазанного сим Елеем во время болезни 11) О неправильных мнениях, существующих относительно принятия таинства Елеосвящения 12) Об общих христианских обязанностях, вытекающих из Елеосвящения Заключение  

 
Предисловие
В этой книге предлагается полное учение о православном богослужении таинства Елеосвящения в пространном изложении. Нет такого предмета в богослужебной части сего таинства, ни такой вещи, которая здесь была бы пройдена молчанием.
При разборе существенных и главных предметов, принимались в рассмотрение и все их частности до малейших подробностей, до объяснения, напр., даже непонятных слов и речений. Ибо, как говорит блаж. Симеон, архиеп. Фессалоникийский, «ничего нет маловажного в Церкви великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и ничего в ней не допускается без значения: ибо она есть Церковь самого живого Слова. Все здесь имеет глубокий смысл» (Писания его, Спб. 1856 г. II, 527).
Отсюда, в изложении содержания с положительностию установлены те моменты, которые могут возбуждать недоумения при богослужении таинства, напр., относительно совершения его in agone болящих, и многие другие. С другой стороны, указаны и разъяснены все неправильные суждения и действия относительно сего богослужения, напр., будто бы Елеосвящение должно преподавать только опасно больным и т. п.
Сверх сего, уяснены многие вопросы, не входящие в богослужебный чин таинства, но связанные с его совершением, например, об обязательности Елеосвящения, об отношении его к таинству Покаяния, об условиях его повторяемости, о проявлении благодатных даров Елеопомазания в жизни приемлющих сие таинство и др.
При господствующем историческом изложении, иные предметы рассматривались, также, и в других отношениях, напр., догматическом, церковно-каноническом, сравнительно-литургическом, религиозно-нравственном и т. п., где и как требовалось это по существу дела.
Все попечение устремлено было на то, чтобы всякий предмет, всякое положение, всякая частность, насколько это оказывалось возможным, были достаточно изъяснены и подтверждены доказательствами, свидетельствами, примерами и т. п.
In locis citatis указаны все источники, из которых для настоящего труда взяты были какие-либо сведения, доказательства, факты, подтверждения и т. п., и потому здесь нет надобности делать исчисление этих источников. Другие же источники не были доступны.
Все учение о богослужении св. Елея изложено здесь в систематической связи и последовательности, так что каждая часть, каждое положение, правило, факт занимают принадлежащее им место, и оттого они, получая устойчивость, и сами служат подкреплением вcего целого.
Книга сия является первым опытом полного и всестороннего исторического исследования и подробного изъяснения богослужебного чина таинства св. Елея.
Она издается в свет с двоякой целью, чтобы дать пособие к уразумению истории и значения литургического чина таинства Елеосвящения в целом его составе и частях, и чтобы оживить усердие верующих к принятию, в потребных случаях, сего благонужного и спасительного таинства.
Π. M. А.

Требуется опытный backend-программист по совместительству