V. Постановления II миссионерского съезда (2–6 сентября 1899 г.)
1. Следует ли привлечь к миссионерской деятельности низших членов причта? Если следует, то в чем должна состоять их деятельность?
Низшие члены причта, как служители церкви и ближайшие помощники священника, ближе и чаще соприкасающиеся с народом, могут оказать помощь в деле приходской миссии; так, они могут, по указаниям священника, на внебогослужебных собеседованиях читать книги и брошюры противораскольнического содержания, а на миссионерских беседах – места из старопечатных книг, указываемые в подтверждение православного учения. Поэтому съезд считает необходимым просить Его Преосвященство сделать распоряжение о привлечении низших членов причта к участию в приходской миссии.
2. Как устроять миссионерские кружки в раскольнических приходах?
Приходские священники, подмечая ревнителей православия, руководят их в миссионерской деятельности против раскола своими советами, раздачей необходимых книг и брошюр противораскольнического содержания и располагают их к посещению миссионерских бесед. В тех приходах, где православие подавлено расколом и не оказывается ревнителей православия, необходимо подготовлять таковых из учеников и учениц местных школ. Для этого более способным из них и отличающимся церковностью следует давать книги, брошюры и листки противораскольнического содержания для чтения на дому вслух всей семьи. В состав миссионерских кружков желательно привлечь учителей народных школ.
Примечание. В виду важного значения женщины в христианской семье, желательно участие в этих кружках и лиц женского пола.
3. Об устройстве миссионерских курсов или миссионерской школы
В виду того, что на чрезвычайном собрании Училищного при св. Синоде Совета постановлено объединить миссионерские школы с церковными, открытие особой миссионерской школы в нашей епархии пока преждевременно. Но так как деятелей Олонецкой миссии и в настоящем её составе недостаточно для борьбы с расколом, то желательно время от времени устраивать миссионерские курсы в городах Петрозаводске и Каргополе, а на съездах учителей и учительниц церковно-приходских школ сообщать сведения по обличению раскола. На миссионерские курсы приглашать окончивших курс в народных школах и грамотных ревнителей православия не моложе 18 лет.
За отсутствием специальных средств на этот предмет, съезд о.о. миссионеров находит необходимым просить помощи у Главного Совета и отделений Александро-Свирского Братства, и ходатайствовать пред Его Преосвященством о привлечении к участию в содержании курсов (деньгами и натурою) состоятельные монастыри епархии.
4. Выяснение отношений между миссионером и другим приходским священником, а также благочинным
Справка. На первом миссионерском съезде о.о. миссионеров Олонецкой епархии было постановлено: окружные миссионеры и их помощники, состоящие в приходах на вакансии вторых священников и диаконов, по делам прихода находятся в зависимости от настоятеля своей приходской церкви, а в делах миссии они независимы от него.
Вследствие некоторых недоразумений, встретившихся в отношениях миссионеров с их настоятелями и благочинными, съезд находит необходимым подтвердить постановление прошлогоднего съезда и присовокупить, что миссионеры, будучи зависимы от о.о. благочинных, как приходские священники, в делах миссии совершенно независимы от них. Поэтому настоятели церквей и благочинные не должны стеснять о.о. миссионеров в их миссионерской деятельности, и, под предлогом исполнения приходских обязанностей, удерживать их от миссионерских поездок, о которых о.о. миссионеры каждый раз имеют предупреждать местный причт. Равным образом, и о.о. миссионеры, под предлогом миссионерских поездок, не должны уклоняться от исполнения приходских обязанностей, а вообще стараться поддерживать братские отношения между собою, оказывая взаимные услуги в несении пастырских трудов по приходу, только не в ущерб миссионерскому делу.
5. Привлечение учителей, отличающихся церковностью, в школы раскольнических приходов
Просить Епархиальный Училищный Совет и его отделения, а также Дирекцию народных училищ, не найдут ли они возможным определять в школы раскольнических приходов учителей, отличающихся церковностью и способных устраивать церковные хоры.
6. Об образовании епархиального миссионерского фонда
а) С образованием приходских миссионерских кружков необходимы для них книги и листки противораскольнического содержания. б) Многие из раскольников не обращаются в православие единственно потому, что материально зависимы от своих единомышленников. в) Члены причта, особенно отличающиеся миссионерскою деятельностью, а равно учителя народных школ и ревнители православия, трудящиеся в деле миссии, достойны поощрения, хотя бы в виде денежных наград. г) Наконец, ученикам, оканчивающим курс в народных школах, желательна раздача, в награду книг и брошюр противораскольнического содержания. Между тем, специальных средств для удовлетворения всех этих нужд не имеется, А.-Свирское же Братство, взявшее под свое покровительство дело миссии в Олонецкой епархии, также едва ли в состоянии их удовлетворять. Поэтому необходимо образование особого миссионерского фонда. Для достижения этого Съезд о.о. миссионеров считав нужным обратиться с просьбою к Главному Совету Александро-Свирского Братства и его отделениям, не найдет ли оно возможным выделить для сего какую либо часть из своих сумм, а пред Его Преосвященством ходатайствовать об учреждении особой кружки по церквам епархии для обнесения её в местные храмовые праздники.
7. Привлечение лучших сил духовенства в раскольнические приходы
В виду того, что в приходах, зараженных расколом, встречаются члены причта, несоответствующие своему званию и неспособные вести борьбу с расколом, желательно, чтобы епархиальное начальство по возможности привлекало в эти приходы лиц, отличающихся доброю жизнью и способных вести борьбу с расколом, а не посылало сюда в наказание провинившихся членов причта.
8. Увеличение оклада содержания духовенству раскольнических приходов
Просить Его Преосвященство ходатайствовать пред св. Синодом об увеличении причтам, хотя беднейших раскольнических приходов, содержания от казны священнику до 600 руб., диакону до 300 руб. и псаломщику до 200 руб., в виду того, что причты этих приходов, в сравнении с причтами приходов православных, не получают больших окладов жалования, а доходность от прихожан получают ничтожную и потому, при своих особенных трудах и нравственном угнетении, материально менее обеспечены, чем причты православных приходов, так что и при нынешнем, улучшенном положении их быта, они в большинстве случаев терпят скудость. Особенно это бросается в глаза в маленьких захолустных приходах, где раскол наиболее силен, каковы напр. приходы: Шежемский и Лимский Каргопольского уезда, Тененицкий и Яндебский – Лодейнопольского, Кимасозерский, Морско-Масельский, Николаевско-Ладожский и М.-Паданский – Повенецкого. Боясь материальной скудости, соединенной с нравственным гнетом, лучшие из кандидатов на священство отказываются от поступления в подобные приходы.
9. Что делать с теми вожаками раскола, которые уклоняются от публичных и частных бесед?
Если меры, изложенные в § 16 инструкции окружным миссионерам и их помощникам Олонецкой епархии окажутся безуспешными, то о.о. миссионеры и приходские священники не должны оставлять вожаков раскола без внимания, а должны продолжать употребление этих мер с пастырским терпением, о зловредности же действий вожаков подробно доносить Епархиальному Начальству.
10. Как поступать в тех случаях, когда лица, давшие пред совершением брака подписку быть православными, после снова делаются раскольниками?
Так как судебные дела, возбуждаемые в подобных случаях, оканчиваются большею частью оправданием раскольников, то съезд постановил: объявить причтам церквей раскольнических приходов, чтобы они действовали в этих случаях мерами пастырских убеждений. Судебные же преследования возбуждать только в крайних случаях, когда подобный переход в раскол соединен с явным вредом для православной Церкви. Подписки, отбираемые от брачующихся, служат документом, свидетельствующим о действительном состоянии известных лиц в расколе, а потому всегда следует отбирать их.
11. Как поступать в тех случаях, когда православные или совратившиеся в раскол родители, сами или по требованию старших в доме, дозволяют перекрещивать своих детей по раскольническому обряду и не допускают их к таинствам и обрядам православной Церкви?
Православных или совратившихся в раскол родителей, равно и старших в доме, когда они дозволяют перекрещивать своих детей по раскольническому обряду и не допускают их к таинствам и обрядам православной церкви; после настойчивых пастырских мер убеждения, должно привлекать к ответственности по 196, 190 и 209 ст. Улож. о наказ. (Свод зак. т. XV).
12. Если доказан факт перекрещивания младенца или взрослого, то против кого (совратителя или крестителя) и как начинать дело?
Если известно и вполне доказано, что совратитель употреблял особенные меры к совращению, а равно, если вполне известно лицо, перекрестившее с целью совращения в раскол, то судебное преследование следует возбуждать против обоих, а против второго еще более, ибо факт перекрещивания есть конечный и самый главный акт для перехода в раскол (196 и 197 ст. т. XV Св. зак.). Возбуждать дела подобного рода следует чрез Епархиальное Начальство.
13. Возбуждать ли судебное преследование за насильственное перекрещивание?
Если будет доказан факт насильственного перекрещивания, то следует возбуждать судебное дело прежде всего против лица, совершившего перекрещивание (ст. 200 XV т. Св. законов).
14. Как погребать раскольников и где?
Принять во внимание и предложить на благоусмотрение Его Преосвященства следующее распоряжение Рязанского епархиального начальства о погребении раскольников:
1) Так как закон не допускает присоединения православного к другому, хотя бы и христианскому вероисповеданию, и православная церковь не перестает считать отпадшего своим членом, сохраняя его в ведении православного духовного начальства (см. т. XIV Св. зак. Устав. о предупр. и пресеч. прест. (изд. 1890 г.), ст. 36; решен. Уголов. Кассац. Департамента 1891 г. № 21), то лица, рожденные и крещенные в Церкви православной и затем отступившие или совращенные в раскол, но от Церкви законною властью не отлученные, по смерти своей, должны быть погребаемы православными священниками по церковному чиноположению, особенно, если будет дознано, что больные перед смертью своею изъявили желание воссоединиться с Церковью, и только окружающими их раскольниками не были к тому допущены.
2) Над теми умершими, которые при жизни своей постоянно уклонялись от церкви, пред смертью не пожелали принять св. Таин и умерли с явною враждою к Церкви, с крайним, явно-враждебным пренебрежением к св. Таинствам, полного погребального чина совершать священникам не следует, а нужно только священнику в ризе и епитрахили проводить тело умершего на кладбище и опустить в землю с пением: «Святый Боже»... Для погребения раскольников отводить места на кладбище как можно дальше от церкви. На подлинном резолюция Его Преосвященства, от 9 сентября 1899 г., такая: «Сверх всего изложенного в этом журнале, объявить священникам при отпевании раскольников говорить поучения противораскольнического содержания: преимущественно о вреде отделения от святой Церкви».
15. Как поступать в случае появления раскольнических вожаков из других губерний?
Так как раскольники, приезжающие из других губерний, приносят много вреда православию, и в тоже время ускользают от пастырского воздействия на них не только миссионеров, но и приходских священников, то необходимо тем и другим предупреждать представителей местной полиции о появлении в данной местности расколоучителей и просить их принять по отношению к последним должные меры.
16. Как собирать сведения о странниках? Следует ли и как писать в исповедных росписях давнишних странников, о которых нет никаких известий? Не следует ли в интересах миссии обращаться за справками в волостные правления?
О принадлежности к странничеству различных личностей можно узнавать чрез расспросы у местных жителей, ревнителей православия, лиц, вышедших из раскола, и раскольников других толков. В исповедных росписях в продолжение 5 л. странников следует отмечать не бывшими на исповеди по расколу, а после пятилетней безвестной отлучки их, следует обращаться за справками в волостные правления и, если там они не числятся, исключать из церковных документов.
17. Значение единоверия в борьбе с расколом Олонецкой епархии в настоящее время
В настоящее время в Олонецкой епархии единоверие уже утратило первоначальное значение одного из самых действительных средств к возвращению раскольников в лоно православной Церкви, потому что поднялся уровень умственного развития народной массы и даже многие из раскольников понимают, что единоверие и православие одно и тоже. Не только в православных, но и единоверческих приходах, главное значение имеет личность священника. Посему съезд полагает: в местностях, сильно зараженных расколом, в случае необходимости образования новых приходов, следует открывать приходы православные, только назначать в них священников, отличающихся наибольшею церковностью и благочестием и более способных к борьбе с расколом.
18. Следует ли присоединять к православной Церкви, на правах единоверия, детей, когда присоединяются родители?
Дети-младенцы присоединяются вместе с родителями по желанию последних. Взрослые же дети, присоединяются только тогда, когда сами пожелают.
19. Статистические сведения о расколе
В интересах миссии необходимо знать точные сведения о количестве раскольников в епархии. Между тем, до сих пор эти сведения не соответствовали действительности. Поэтому съезд находит необходимым просить епархиальное начальство сделать зависящее распоряжение о представлении причтами церквей наиболее точных сведений о числе раскольников в своих приходах чрез о.о. благочинных непременно к 1 декабря. При этом просить Епархиальное Начальство еще и о том, чтобы причты церквей не были подвергаемы взысканию в том случае, если цифровые данные о количестве раскольников в приходе будут значительно разниться сравнительно с предыдущими годами.
20. Изменение состава округов
Вследствие встретившихся неудобств в распределении приходов епархии по миссионерским округам необходимо сделать некоторые изменения, именно: Пудожгорский приход, Повенецкого уезда, передать в ведение Вытегорского окружного миссионера, Выгозерский и Койкиницкий приходы того же уезда – в ведение помощника миссионера Повенецкого округа, Лумбушский приход того же уезда – в ведение Повенецкого окружного миссионера, Вознесенский приход, Петрозаводского уезда – в ведение окружного миссионера Лодейнопольско-Олонецкого округа, Ряпусовский приход, Каргопольского уезда – в ведение помощника миссионера Каргопольско-Пудожского округа.
21. Назначение депутатов от миссии на епархиальные и окружные съезды
В виду того, что Олонецкая миссия в своем новом составе представляет собою целое учреждение и по характеру своей деятельности имеет возможность ознакомиться с нуждами всей епархии и может оказать существенную помощь в решении епархиальных вопросов, желательно было бы иметь в числе депутатов на епархиальных и окружных съездах представителей миссии, о чем и просить Епархиальное Начальство.20
22. Принятие мер против занесения и распространения в епархии сектантства
Хотя в нашей епархии в настоящее время нет организованных общин сектантства, но есть отдельные личности, зараженные духом его, и предстоит опасность дальнейшего распространения его чрез Петербург и Финляндию. Поэтому необходимо принять некоторые предупредительные меры, а именно: 1) а) духовенству необходимо ознакомиться с главными признаками рационалистических сект, чтобы иметь возможность пастырски воздействовать на появляющихся сектантов, а для этого приобретать в библиотеки церквей книги, брошюры и листки противосектантского содержания (напр. «Миссионерское обозрение» и издаваемую при нем «Миссионерскую библиотечку»); б) составлять и произносить с церковной кафедры поучения, в которых раскрывать положительное учение православной Церкви относительно предметов, пререкаемых сектантами.
2) Лиц, отправляющихся на отхожие промыслы, особенно в Петербург и в Финляндию, духовенству необходимо напутствовать пастырским словом увещания, чтобы они старались избегать знакомства с личностями, неправославно верующими и зараженными противными православию убеждениями, и следить за лицами, возвращающимися с отхожих промыслов, знакомясь с их религиозными убеждениями.
3) Духовенству необходимо: а) обращать внимание на заводы, которые представляют собою удобные пункты для распространения сектантства; б) зорко смотреть за книгоношами, являющимися в приход и, если будут замечены книги Священного Писания Нового Завета с подчеркнутыми местами (особенно Лондонских изданий), а также книги, листки и брошюры с сектантским направлением, то обращаться к чинам полиции с просьбою о конфисковании их, соблюдая при этом всевозможную осторожность (правила в циркуляре Министра Юстиции, от 22 февраля 1867 г. № 54, разъясняющ. 205 ст. т. XV Св. зак.), а вместо них – распространять книги, листки и брошюры с православным содержанием.
23. Какими правилами руководишься приходским священникам в миссионерской деятельности? (Составление инструкции приходским священникам)
В виду особенной важности сего предмета и многочисленности справок, имеющих встретиться при составлении инструкции приходским священникам, просить о. епархиального миссионера, священника Константина Никаноровича Плотникова, не примет ли он на себя труда составления таковой.
* * *
Постановление это хотя и было утверждено Его Преосвященством, Преосвященнейшим Епископом Назарием, но потом, вследствие протеста Духовной Консистории, отменено.