профессор Константин Петрович Победоносцев

К Солунянам первое послание Апостола Павла

Солунь, ныне Салоники, в древности богатый город и торговый порт в Македонии, на большом торговом пути из Европы в Азию. По центральному положению место было удобное для проповеди, с значительным Иудейским населением. Апостол Павел прибыл сюда во время второго своего путешествия и многих обратил сначала своею проповедью, но вскоре неверные Иудеи возбудили против него и спутников его народное волнение, так что Павел и Сила едва спаслись из дома, осажденного толпою. Отсюда пошли они в Берию и потом в Афины и в Коринф. Но в Афинах дошло до них известие, что юная Солунская община подверглась гонениям. Тогда, не успев сам поехать в Солунь, он послал туда Тимофея и, по возвращении его, написал это первое послание к Солунянам. Оно писано, по-видимому, из Коринфа около 52 года по Р. Х.

1. Похвала вере Солунян

Павел и Силуан и Тимофей церкви Солунской о Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Всегда благодарим Бога за всех вас, поминая вас в молитвах наших,

непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви, и терпение ваше в уповании на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим.

Знаю, братия возлюбленные, что от Бога избрание ваше:

наше у вас благовествование было не в слове только, но и в силе и в Духе Святом и со многим убеждением; сами вы знаете, как мы жили между вами ради вашего благо.

И вы стали подражатели нам и Господу, и при многих скорбях прияли слово наше с радостию Духа Святого,

так что стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.

Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте стала славна вера ваша в Бога, так что уже и нам не требовалось ничего говорить от себя.

Ибо люди уже сами сказывают об нас, как мы были у вас приняты и как обратились вы от идолов служить живому и истинному Богу,

и ожидать с небес пришествия Сына Его, Его же воскресил Он из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.

2. Впечатления первого пребывания в Солуни

Вы сами знаете, братия, что пришествие наше к вам было не бесплодно;

но, пострадав прежде и потерпев обиды, как вы знаете, в Филиппах дерзнули мы, о Боге нашем, сказывать вам благовестие Божие, с великою борьбою.

Проповедь наша не от заблуждения, ни от нечистых побуждений, ни от лукавства.

Но как удостоился я от Бога приять подвиг благовествования, так и возвещаю его, не человекам угождая, но Богу, испытующему сердца наши.

И никогда не было у нас пред вами, как знаете, ни слов ласкательства, ни замыслов корыстных: Бог свидетель!

Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от иных.

Могли бы бремя положить на вас как Апостолы Христовы, но были тихи посреди вас, как кормилица питает и греет чад своих.

Так и мы, сердцем желая вас, жаждали передать вам не только благовестие Божие, но и души наши отдать: так стали вы нам любезны.

Помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтоб не отяготить кого из вас, проповедовали вам благовестие Божие.

Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и неукорно пребывали мы у вас уверовавших (во Христа).

Знаете, что каждого из вас, как отец детей своих,

просили мы и ободряли и убеждали – ходить в жизни достойно Бога, призвавшего вас в царство Свое и славу.

Гонение от соплеменников за веру

Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв слышанное от нас слово Божие, вы прияли его не как слово человеческое, но как сущее воистину слово Божие: оно в вас верующих и действует.

Ибо вы, братия, стали подражатели церквам Божиим во Христе Иисусе, что в Иудее: и вы то же претерпели от своих соплеменников, что́ и те от Иудеев.

Иудеи же убили и Господа Иисуса и пророков своих, и нас изгнали; Богу не угождают и всем человекам противятся,

и нам запрещают проповедовать язычникам спасение, и так не престают исполнять меру грехов своих; но приближается на них гнев Божий до конца.

Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время – лицем, но не сердцем, тем паче желали и стремились видеть лице ваше.

И потому мы, особливо же я, Павел, раз и два хотели идти к вам; но возбранил нам сатана.

Кто же наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли, пред Господом нашим Иисусом Христом, в пришествие Его?

Ведь вы – слава наша и радость.

3. Посольство Тимофея к Солунянам

Итак, не терпя более. решились мы лучше остаться в Афинах одни,

и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника в благовествовании Христовом, утвердить вас и утешить в вере вашей,

чтоб никто не поколебался в скорбях сих: сами вы знаете, что так нам суждено.

И тогда как были мы у вас, предсказывали вам, что будут нам страдания, как и случилось, и вы теперь знаете.

Посему я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, не искусил бы вас как искуситель и не оказался бы напрасен труд наш.

Но теперь, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда в доброй памяти об нас и желаете видеть нас, как и мы вас видеть желаем,

то мы при всей скорби о нужде вашей утешились о вас, вашею верой.

Теперь и мы живы, когда вы стоите о Господе.

Как нам благодарить Бога, какую хвалу воздать Богу за вас, за всю радость, как радуемся о вас перед Богом нашим!

Ночь и день горячо молимся, дал бы Бог видеть лице ваше и довершить, какая есть неполнота веры вашей.

Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам.

Вас же Господь да исполнит и да преисполнит любовию друг ко другу и ко всем, как и мы – любовию к вам.

Да утвердит сердца ваши быть непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его.

4. Наставления о чистоте жизни

За сим, братия, просим вас и молим о Христе Иисусе: прияли вы от нас, как должно вам жизнь вести и угождать Богу, так вы жили, живите и впредь, в том и еще преуспевайте.

Знаете вы, какие заповеди дали мы вам от Господа Иисуса.

Сия воля Божия о святости вашей, чтобы хранили себя от блуда;

чтобы каждый умел соблюдать сосуд свой (жену свою?) в святости и чести,

а не в страстной похоти, как язычники, не знающие Бога.

И никто из вас да не будет в таком деле преступником или хищником против своего брата: ибо Господь мститель за все это, как мы и прежде говорили вам и свидетельствовали.

Призвал нас Бог не к нечистой жизни, но к святости37.

Итак, кто презирает это слово, не человека презирает, но Бога, давшего нам Духа Своего Святого.

О братолюбии же нет нужды писать вам: сами вы научены Богом любить друг друга.

То и соблюдаете вы со всеми братиями по всей Македонии. Молим же вас, братия, в том и преуспевать далее,

и все хотение ваше прилагать к тому, чтобы жить вам тихо, делать свое дело и своими руками работать, как мы заповедовали вам –

поступали бы благообразно пред внешними и ни от кого ничего не требовали.

Живые и усопшие в пришествие Господне

И не хочу, братия, оставить вас в неведении об усопших, чтоб не скорбели вы, как и прочие, не имущие упования.

Если веруем мы, что Иисус умер и воскрес, то и усопших в Иисусе Бог приведет с Ним.

И сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся в пришествие Господне, не предупредим усопших,

ибо Сам Господь, когда повеление будет, при гласе Архангела, с гласом трубы Божией, снидет с небеси, и мертвые во Христе воскреснут первые;

потом же мы, живые, оставшиеся, купно с ними восхищены будем на облаках в сретение Господне на воздухе, и так всегда с Господом будем.

Итак утешайте друг друга сими словами.

5. О временах же и сроках нет нужды писать вам, братия:

сами вы достоверно знаете, что день Господень так приидет, как тать в нощи́.

Когда станут говорить: «мир и безопасно», тогда внезапно постигнет их пагуба, как му́ка постигает имущую во чреве, и не избегнуть.

Вы же, братия, не во тьме, чтобы постиг вас день тот, как тать:

все вы – сыны света и сыны дня; мы не сыны ночи, ни тьмы.

Итак не станем спать, как прочие спят, но да бодрствуем и трезвимся.

Спящие ночью спят и ночью пьяницы упиваются.

Мы же, сущие сыны дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения –

ибо определил нас Бог не на гнев, но на взыскание спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа.

Он за нас умер, да живы будем с Ним, бодрствуем ли, спим ли.

Заключительные наставления

Посему ободряйте друг друга и назидайте каждый ближнего своего, – что́ вы, впрочем, и делаете.

Молим же вас, братия, уважайте труждающихся у вас и предстоятелей ваших о Господе и вразумляющих вас,

и имейте их в особливой любви за дело их: будьте в мире между собою.

Молим также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, заступайте немощных, будьте долготерпеливы ко всем.

Смотрите, чтобы кто не воздавал кому злом за зло;

но всегда ищите добра и друг другу и всем всегда радуйтесь.

Непрестанно молитесь.

О всем благодарите; ибо такова воля Божия о вас во Христе Иисусе.

Духа не угашайте.

Пророчества не уничижайте.

Все испытывая, доброго держитесь.

От всякого рода зла воздерживайтесь.

Сам же Бог мира да совершит вас в святости, и дух ваш и душа в совершенстве и тело непорочно да сохранится в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

Верен Призвавший вас – Он и сотворит сие.

Братия, молитесь о нас.

Привет наш братии всей лобзанием святым.

Заклинаю вас Господом прочесть послание сие всей братии святой.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь.

* * *

37

Из внимательного соображения в совокупности шести стихов (3–8) естественно вывесть заключение, что в них Апостол разумеет особливо чистоту супружеской жизни.


Источник: Печатается с дозволения Святейшего Синода. С.-Петербург. Синодальная типография. 1906

Комментарии для сайта Cackle