архимандрит Леонид (Кавелин)

VII. Монастырские угодия

А) Чем владел Монастырь до 1764 года

Надобно полагать, что Коренная Пустынь, будучи основана в том периоде, когда уже соборным уложением было воспрещено монастырям принимать населённые имения, в 1600 году получила от Царя Бориса Федоровича на свое содержание лишь одну поместную землю на которой вскоре образовались поселы; слободы: Долгая и Служня и деревни Тазово и Жерновец. Но сказать этого утвердительно не можем, ибо в древнейшей из уцелевших до нашего времени выписей «на вотчинную поместную землю» этой обители курского Семена Иванова сына Языкова с 1615 году, то есть, после разорения Коренной Пустыни, в 1611 году, Крымскими, Ногайскими и Казанскими Татарами, когда «вотчинная поместная земля» бывшей Коренной Пустыни, перешла в вотчину новопостроенного Курского Рождественского (ныне 3наменского) монастыря, в этой выписи уже упоминается: а) Пустошь, что была Слободка Служня, и Пустошь, что была слободка Долгая и, б) Две деревни; Тазово и Жерновец, как уцелевшие после разорения.

Следовательно верно лишь одно, что эти четыре посела существовали на вотчинной поместной земле Коренной Пустыни, до её разорения в 1611 году, а были ли они населены, после построения сей обители, или существовали прежде и были приданы в вотчину ей после построения, утвердительно сказать не можем, потому что в разорении Коренной Пустыни все её грамоты и выписи погорели, при том же (как видно из других актов) «и Курские старые книги, письма и меры Алексея Зиновьева с товарищи в 107 году в Московское разорение пропали».

Приведем несколько разновременных актов, знакомящих нас с состоянием бывших вотчинных владений Коренной Пустыни из того периода, в который она сама, будучи возобновлена после разорения, около 1618 года, числилась приписной к большому Курскому Рождественскому монастырю, основанному ея же иконами.

1) Выпись 125 года, письма и меры купца Ивана Васильева Волынского, на поместную землю, данная Курского монастыря строителю Тихону.

2) Дело о принадлежавшей издревле Коренной Пустыне на реке Рати земля, что завладел насильством Курчанин Тит Родин с товарищи, 101 четверть.

3) Выпись из описи Курского монастыря 1667 года.

I

Из выписи 125 года, июня в 12 день, писца Ивана Васильева Волынского, на поместную землю данной Курского монастыря строителю Тихону.

В Курском уезде в Обмяцком стану вотчина Пречистой Богородицы Курская, что был монастырь общий на реке на Тускори, а в монастыре церковь Рождества Пречистой Богородицы не освещена. На монастыре четыре кельи. В кельи старец Прохор, в кельи старец Иов Тебишев, да вкладчик поп вдовой Михайло, да вкладчик Кирсан Уколов, да вкладчик Сергей Константинов, да вкладчик Филипп Овчинин. Товож монастыря Пречистой Богородицы Курская вотчины деревня Жерновец на реке на Тускори, а в ней двор монастырский, да крестьян 10 дворов, да бобыльских дворов 13, да четыре двора пустых, запустели от татар и от Литовских людей воинствия. Пашни паханые добрые земли 2 четверти, да перелогу и дикого поля и дубровы пашенные 38 четвертей и обоего пашни и дикого поля 40 четвертей в поле, а в дву потомуж; сена по реке по Тускори и по дикому полю и по дуброве стоит 50 копен, лесу и пашенного по оврагам 1 ½ десятины, да товож Монастыря Пречистой Богородицы Курская в вотчине деревня Тазова на реке Тускори, а в ней крестьян 11 дворов, да бобылей дворов 20, да четыре двора пустых разоренных от войны от крымских и от литовских людей, пашни паханые добрые земли три четверти да перелога дикого и поля и дубровы пашенные 37 четвертей и обоего: пашни и дикого поля 40 четвертей в поле, а в дву потомуж, сена по реке по Тускори по дикому полю и дуброве 150 копен, лесу не пашенного по реке по Тускори и по оврагам десятина. Тогож монастыря Пречистой Богородицы Курская пустошь, что была слободка Долгая и слободка Служня на реке на Тускори восемь мест дворовых, пашни перелогом 10 четвертей и обоего перелогом и дикого ноля и дубровы добрые земли 20 четвертей, в поле, а в дву потомуж, сена по реке по Тускори и по дикому полю 40 копен, лесу непашенного меж поль по оврагам 1 ½ десятины. И всего Пречистой Богородицы Курская две деревни живущих, да пустошь, а в них двор Монастырский, да двор служек, да 20 дворов крестьянских, да 33 двора бобылей, а люди в них тож, да четыре двора пустых, да восемь мест дворовых; пашни паханые, добрые земли 5 четвертей; да перелогу и дикого поля и дубров пашенных 95 четвертей и обоего пашни и дикого поля 100 четвертей в поле, а в дву потомуж, а сошного письма с живущим а в пусте пол четверти сохи а платили с живущего с пяти четвертей. А мера той вотчинной земли Пречистой Богородицы Курская по обе стороны Тускори реки и по речке по Неполке на гору по правую сторону до уст ржавого и до верх ржавого по дуб кудрявый, а на нем грань, а от того дуба кудрявого к большой Кромской дороге, а тою дорогой до верх караульца, да вниз по караульцу к большому дубовцу; да тем же дубовцом речкой вниз до обметца озера круглова, а обметцом до реки до Тускори, да вверх по Тускори до устья Мощенского и за Тускорь устье Мощенского по реке Мощенки по левой плотине до верховья Мощенского, а от верховья Мощенского, до верх Сухоребрика , да от верховья Сухоребрика, да к Ратцу ниже лесков прямо и вверх по Ратцу до верховья, а с верховья Ратцова к Сетному верху прямож, и сетным верхом до верховья, а сверх сетного верха до верх Жерновца по Куковицкое озеро, и до реки до Тускори, да по реке по Тускори по правой стороне на гору от Куковицкого озера, бортной ухожии во всех в урочищах по лесам и по лугам, а в том бортном ухожьи знамя венец, да знамя другое две дуги, крест знамя третье, четвертое знамя крюк. Да в том же ухожьи бортном на усадищах слабодка Служня, да слободка Долгая пуст, да за рекой за Тускорью слободка Тазова, да слободка Жерновец, да река Тускорь от Куковицкого озера на гору до верховья и с упадыми речками с рекой Сновою и с малою Снавкою и со озеры и со озерки и с рыбною ловлею из береги и с бобровыми гоны и с хмелевыми болотцы и со всякими угодьями, что к тому бортному ухожью всяких угодий на реке на Тускори. Под деревнею под Жерновцем, озеро Куковицкое, да на Сновах озеро вступное 7 озерок и с иными с малыми с упалыми озерки рыбныя ловли и река Снова по их Монастырские земли.

II

В 130 году били челом Государю царю и Великому Князю Михаилу Фёдоровичу всея Руси из Курска Пречистые Богородицы Курские Игумен Аркадий с братией. Государева до жалованья дано к монастырю вотчины блаженные памяти при Государе царе и Великом Князе Федоре Ивановиче всея России и при Царе Борисе в Курском уезде, в Обмяцком стану деревня Тазова, деревня Жерновец, да слободка Служня, да слободка Долгая, на реке на Тускори, а в тех деревнях и слободках было монастырской и крестьянской пахотные земли 600 четвертей, а перелога и дикого поля не ведают сколько четвертей. Старые книги и прежние Государевы жалованные грамоты и выписи в войну утерялись. Да монастырской же вотчины было на реке на Рати, что завладел насильством Курчанин Тит Родин с товарищи 100 четвертей, а монастырь де и монастырские вотчины от крымских и от литовских людей разорен, всего осталось 5 человек живущих. А по государеву указу дозирал в Курску дозорщик Семён Языков, а после Семена Языкова Иван Волынский и написал тою монастырскую вотчину по сыску всего города Курска по старым местам, а по дозору в живущем а перелогом а дикого поли и средодубу в книгах и выписях в оклады прописали, потому что у них приправочных старых книг не было, а мерить им те земли не велено, а лес де за монастырём написали, а лес подшел под монастырь и под монастырскую вотчину и монастырских де слуг и крестьян и бобылей в тех лесех Курчени дети боярские бьют и грабят, а за ними те леса в книгах и в выписях не написаны, и владеют и грабят насильством и от того крестьяне их поместные бредут розно. Да дозорщики прописали на Рати Монастырской земли 100 четвертей, что ныне владеет Тит Родин с товарищи, а прежде сего до разорения был на том месте на реке на Рати двор монастырский и пахивали того монастыря землю на Монастырь, а в те де поры как были прежние дозорщики братьев и слуг имели мало, сказать было про тою монастырскую землю…….. некому, просить: «сыскать и по сыску ту монастырскую землю описать и изметить и написать в книги».

Сентября 13 дня.

И послана Государева грамота в Курск к дозорщику Константину Опухтину и подьячему Федору Кунакову и велено им сыскать, и во 130 году апреля в 1 день Курские дозорщики в поместном приказе отдали обыск и в обыску 73 человека, человеки сказали по крестном целовании, Курской Пречистой Богородицы про вотчинную землю про деревню Тазово, да про деревню Жерновец, да про слободку Служня, да про слободку Долгая . . . . То монастырская земля старинная, как и город стал, а на реке на Рати, что ныне владеет Тит Родин с товарищи, то они ведают, что исстари владели прежни Игумены Пречисгыя Богородицы Курская старцы: Васьян, да Давыд, да Серапион, приходя из пустыни рыбу лавливали и всякими угодьями владели, а сколько четвертей в даче на реке Рати, а то оне слышали что сто четвертей…….. И в сыску сказали: то монастырская земля, а усадница к той земли, что на прежде сего живали старцы Пречистой Богородицы Курская, на реке на Рати на Святом Городище и тем усадищем владеет и поставил деревню Курчанин сын боярский Григорий Наумов».

Прим.: Дело кончилось тем, что все прежние владения Курской пустыни и Святое Городище на реке Рати были утверждены за Курским монастырем Пречистой Богородицы.

III

Состояло монастырских вотчин по описи 1667 года

Богородицкого монастыря в вотчине во Обмяцком Стану деревня Жерновец, а в ней монастырский дворец, а в том дворце живет приказной старец Корнилий Машкин, да на том же дворце живет дворник Серешка Ферапонов; на том дворце келья, против ея клеть крыта соломой, гумно, на гумне овин да житница, две ямы ржи, сорок четвериков, сарай; на дворце три коровы, шесть телят, 30 овец; в той же деревни бобыльских дворов 36. В земли сеяной ржи монастырской три десятины. Деревня Тазова, а в ней монастырский дворец а в нем живет приказной старец Сергей Матюнин, да на том же дворце живет дворник Черкашенин Сенька с женою Катериной. На дворце изба крыта соломой, против ея пунька крыта соломой же, на дворе ж сарай гумно, на нем овин, на гумне житница, в яме 20 четвериков ржи, корова, четыре свиньи.

В той же деревне Тазове бобыльских дворы 44. Да в той же деревни сеяной монастырской ржи три десятины.

Товож Богородицкого монастыря в вотчине против деревни Долгой на реке на Тускори пруд, на нем два амбара, крыты соломой, в них три камени, да четыре ступы со всяким мельничным заводом; построена при бывшем Игумене Моисее.

Деревня Долгая, а в ней бобыльских дворов 27, в той же деревне Долгой монастырский дворец, на дворце изба, да сарай, да 8 волов; на мельнице шесть топоров, два долотца, два буравца. Да на дворце ж кузница, а в ней два меха, наковальня, двои клещи, два молота больших.

Слободка Служня, а в ней двор белого попа Флора Алексеева, да монастырские служки 13 дворов.

Товож Богородицкого монастыря в вотчине в Тускорском стану, слободка под святым колодцем, а в ней бобыльских дворов 11.

Товож Богородицкого монастыря в вотчине на Есенки слободка, а в той слободке монастырский дворец а на дворце изба, да две клетки крыты соломой, а на том дворце живет мельник Тимошка с женою Матренкою.

На колодезе Есенки пруд монастырский, на том пруде амбар, а в нем один жернов.

Да в той же слободке бобыльских дворов 15.

За монастырём же Пречистой Богородицы, Курская монастыря в вотчине в Курском уезде в Куряцком стану пустошь дикое поле на речке на Вабле и на колодязе березовце усадище к реке к Вабле и к колодезю Березовцу.

Б) Владения монастырские после 1764 года

В 1764 году при отобрании от монастыря вотчин, казначей бывшей коллеги экономии, под тем предлогом, что пустынь эта в описях значилась приписной к Курскому вотчинному монастырю, отобрал у неё все её старинные земли и угодья и даже издревле окружённые окопом. В это время отошли от монастыря не только такие его угодья, как древняя монастырская заповедная роща называемая Богородицкой, состоявший на 6 десятинах плодовый сад, пасека с 88 колодами пчёл, мельница на реке Тускори, но даже ревнители буквы, закона, овладели и некоторыми хозяйственными заведениями, находившиеся под самой монастырской оградой, как то: гостиными кельями, баней и несколькими избами.

I. Не взирая на то, что по усиленной просьбе бывшего настоятеля обители о. Игумена Исайи(1765 – 1770) еще в 1772 году последовал от государственной Коллегии Экономии указ, об отводе Коренной Пустыни 30 части из бывшей монастырской заповедной рощи, называемой издревле Богородицкою, состоящего при той роще сада, гостиных келий, избы и проч…..

Только в 1779 году 1 января, бывший тогда строитель иеромонах Константин принял, (как видно из его рапорта в Б. Д. Κ.), во владение монастыря часть бывшей своей собственности, а именно: а) Из состоящей близ оного монастыря казенной рощи, по способности к Монастырю, 30 часть несколько годного к строению, идучи в монастырь от большой московской дороги к передним св. вратам по правую сторону в длину 67 сажень, с обязательством употреблять на дрова лишь один валежник, а остальной лес сберечь на нужные по монастырю достройки.

б) Сад, который близ деревни Служни, в нем 225 яблонь , 56 груш , 30 дул , слив 4 , берез 14, осина 1, дубов 2; вокруг оного сада огорожена плетневка новая.

с) При оном монастыре у св. врат на каменном фундаменте гостиные кельи о девяти покоях, с боку сих келий кухня на каменных столбах соснового лесу, с деревянным очагом.

II. В 1794 году, в следствие прошения строителя иеромонаха Илария с братией, поданнаго бывшему Орловскому и Курскому генерал-губернатору генерал-поручику Беклешеву о возвращении монастырю монастырских земель и угодий «бывших во владении онаго, яко безвотчинного, и неведомо по каким обстоятельствам отобранных в казенное ведомство, бывшей Государственной Коллегии экономами» и об отводе от Курской Казенной Палаты оному монастырю временно места близкого к ярмарке, не более как до 4-х десятин и служащего единственно для украшения того монастыря, просимое место отведено, но с тем однако условием, чтобы имеющийся на том месте лес, был и числился казенным, а монастырю ростить его, беречь хозяйски, и иметь от оного себе какие можно выгоды.

III. В силу высочайшего указа даннаго правительствующему Сенату 18 декабря 1797 года Курской казенной палатой, отведено Коренной Пустыни из числа отобранных у нея в 1764 году земель и угодий:

а) Земли состоящей под дровяным ясеневым и кленовым лесом и лозовым кустарником по одной стороне реки, где монастырь, положа в число вышеупомянутой двоекратно возвращенные части, всего 34 десятины; б) Пониже монастыря на реке на Тускори мельница и с) На той же реке рыбная ловля. Но эти земли и угодья окончательно поступили во владение монастыря лишь в 1800 году. Эти прибавки тогда же утверждены Правительствующим Сенатом и тогда же уездным землемером Шошиным план с означением в нем земли, которою прежде владела Пустынь и земли вновь прибавленной, в числе 19 десятин, и был выдан от Курской Казенной Палаты в Пустынь для ведения ея владений.

Обитель начала на дарованной земле делать нужные ей постройки и ограждать свою собственность забором, как вдруг в мае месяце 1809 года, бывший тогда исправник Дмитрий Анненков, по приказанию Курского гражданского губернатора князя Димитрия Прозоровского, остановил сии постройки и принудил оныя снять. По жалобе, принесенной от монастыря на таковые притеснения, предписано было от губернского правления губернскому землемеру Кореневу вымерить монастырскую землю, как прежнюю, так и прибавочную. Землемер сей без депутата от духовной стороны, без поверенного от Пустыни и не давши знать монастырю о имеющем быть измерении монастырской земли, измерял оную с одними только Курскими купцами и нашел яко бы на ней излишних две десятины с саженями. Продолжена была жалоба на обиды, и Курское губернское правление указом от 8-го апреля 1810 года предписало Курскому Уездному суду отправиться на монастырскую землю с Губернским землемером Короневым, с членом Казенной палаты советником Боголюбовым, с депутатами от Духовной стороны и градской Думы и с поверенным от Пустыни для положения межи между землёю принадлежащей Коренной ярмарке и Пустыни. Губернский землемер Коренев, измерив землю монастырскую, нашел якобы ошибку в плане, составленном Уездным землемером Шошиным и выданном Пустыни от Курской казенной Палаты, и именно: на линии между монастырской и ярморочной землею ромб в 45 градусов тогда, как надлежало бы написать на той линии ромб в 40 ½ градусов, и на сем основании, без сличения плана монастырского с планом, имеющимся на Коренную ярмарку, без определения уездного Суда и без разрешения, какое нужно было бы испросить у Губернского Правления сам собою провел линию на земле, издавна находящейся во владении монастыря, поставил, в присутствии одних купцов, на оной столбы и уехал с ними в Курск. Уездный суд по сему случаю мая 30 дня 1810 года постановил свое заключение и представил на благоусмотрение Губернского Правления. Заключение суда было следующее: «Хотя при произведении Уездным Судом теперяшнего на месте вообще с г. Советником Боголюбовым, Губернским землемером Кореневым, Депутатами, с духовной стороны протоиреем Ганковым, от шестигласной Думы градским главою Гладким, и поверенным от монастыря, принадлежащей монастырю земли свидетельства и измерения, показуемого на плане, прежде учиненном губернским землемером, излишества во владении Игумена Макария с братией не оказалось, о чем он землемер сообщением известил с тем, что осталась монастырю настоящая принадлежность, и где границе между монастырем и ярмаркою следует быть, поставлены им из столбов признаки; однако же по свидетельству уездного суда вообще с г. советником Боголюбовым, депутатом С духовной стороны и поверенным от Монастыря открылось, что им Кореневым те столбы поставлены, 1-й на окопе с начала второго починного пункта, а еще за ним два столба совсем не на той линии, где Уездным судом с Г. Советником Боголюбовым, Землемером, Депутатами, поверенными и сторонними людьми чинено измерение и по сей, назначенной им Кореневым границе как в натуре явствует, во первых подвержены истреблению монастырские новое и старое строения, из коих о старом и спору со стороны Градской думы не происходит, во вторых стеснится проезжая мимо домиков, занимаемых г. г. гражданским Губернатором и Вице-губернатором, дорога так, что последний при оных близ монастырского сада маленький домик весь захватывает. Следовательно он Коренев излишество с одной стороны монастырскаго владения в натуре хотя и обнаруживает, но сколько именно десятин, или саженей, за показанием его в сообщении, что по исчислению его излишества не оказалось, суду неизвестно; измерения ж земли, Коренной ярмаркой занимаемой, для найдения параллельной линии он Коренев чинить не стал, и плана на оную от Градского Главы не представлено, а о измерении землемером Кореневым не против планов, при деле имеющихся, чинимом поверенный от Монастыря в поданном в Уездный Суд сведении объяснил разные опровержения, рассмотрение которых и удовлетворение к претензии Монастыря до Уездного суда не относится. Почему назначенной им Кореневым границы за настоящую утвердить нельзя. Следовательно и предписание Курского Губернского Правления относительно проложения вновь линии и обозначения оной окопом, в исполнение теперь привести не можно, а за сим и за отъездом как г. советника, так землемера и градского головы уже суду на месте быть надобности не предвидится, но возвратясь в Курск с прошением всего вышеописанного оному Губернскому Правлению донесть рапортом с испрошением в резолюцию указа, Господину же советнику Боголюбову и депутатам передать с сего Журнала за секретарскою скрепою копию.»

О таковом губернского землемера поступке представлено по означенному журналу от уездного суда на рассмотрение и по рапорту депутата с духовной стороны протоирея Ганкова сообщено из консистории от 13 июня 1810 года в Курское губернское правление, а от Преосвященного Феоктиста к Курскому гражданскому губернатору: но о последствиях по сему ни Преосвященнейший, ни консистория не уведомлены. 1811 года января 26 дня Его сиятельство, Святейшего правительствующего Синода Обер прокурор князь Александр Николаевич Голицын отношением за № 99 просил г. Курского гражданского губернатора князя Прозоровского, дабы он обратил внимание на обиды причиняемые монастырю; но ничего не сделано. Наконец смерть Преосвященнейшего Феоктиста и неусыпного попечителя Коренной пустыни игумена Макария прекратила дальнейшее ходатайство по сему делу и оно сделалось без дальнейшего донесения. Преемники благодетельного для монастыря игумена Макария не занялись сим делом и монастырь до сего дня не имеет того, что предоставлено ему по Высочайшему повелению, как вышесказано, в 18 день декабря 1797 года. Это очевидно из копии плана Коренной ярмарки, скопированного 7 июня 1785 года губернским землемером Василием Яковлевым, где границы владения Пустыни с западной стороны показаны косвенной линией, а пустынь ныне имеет на границе своих владений прямую линию, и чрез то не владеет землею, лежащей к западу до границ, назначенных для Коренной ярмарки.

А между тем в 4 день июня 1836 года воспоследовало Высочайшее повеление о наделении иноческих обителей из казённых дач такими участками земли, которые могли бы удобнее служить к устройству земледельческого хозяйства (примерно от 100 до 150 и более десятин), везде, где местные обстоятельства сие дозволить могут и чтобы нужный на построение хозяйственных заведений лес по мере возможности и удобности, также был отпускаем из ближайших казенных дач.

Многие из пустынных обителей уже успели воспользоваться этой Высочайшей милостью, но преемники о. Архимандрита Паисия не сделали этого. И таким образом Коренная Пустынь в отношении надела землями и угодьями находится сравнительно в худшем с другими пустынными обителями Курской епархии положении3332.

В Монастырской ризнице хранятся следующие акты и планы на монастырские владения. 1) Геометрический специальный план Коренного монастыря с облежащей его землей, которому по мнению Государственного Совета Высочайшим повелением утверждено в 30 день июля 1811 года, из прилежащих к оному казённых 126 десятин 1795 лесных пораслей отдав исключить из ведомства лесного правления. А дано всего 98 десятин 48 сажень. К числу 126 десятин 1795 сажень недостаёт 28 десятин 1747 сажень, а с прежними монастырскими владениями всего на лице 143 десятины 442 сажени.

Подлинное подписал и сочинял уездный землемер Т. С. Иван Шошин. С подлинного копировал Κ. К. П. экономический землемер Крыжановский, 1833 года, февраля 28 дня. 2) Дарственная запись данная в 22 день декабря 1837 года Курским купеческим братом Петром Гладким сему монастырю в том, что он Гладкой с Высочайшего разрешения в отношении Курской Духовной Консистории от 9 июля 1837 года изъясненного, предоставляет сему монастырю вечно и безвозвратно крепостное свое благоприобретенное дворовое место, состоящее города Курска во 2-й части в 18 квартале, под № 3, которое имеет в ширину 15, а в длину 47 квадрат. сажень.

При ней лист о вводе во владение этим местом с деревянным на каменном фундаменте домом и плодовитым садом настоятеля сей обители Архимандрита Паисия 24 января 1838 года. А также ситуация места и план расположения всех строений и фасада передней линии на улице Чикинской с натуры.

* * *

33

32 В текущем 1863 году, по ходатайству нынешнего Настоятеля обители о. Архимандрита Ювеналия, предназначено к отводу сей Обители 150 десятин пахотной земли ( в том числе 13 дес. мокрого луга) в Щигровском уезде ( в 57 верстах от Монастыря) из казённой оброчной Никольской статьи.



Источник: Составил И.Л. (Издание в пользу Св. Обители) Санкт-Петербург. В типографии М. Эттингера, 1865. От С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печать позволяется. С.-Петербург. Апреля 9 дня, 1865 года. Цензор, Архимандрит Сергий

Вам может быть интересно:

1. Путешествие по святым местам русским. Часть 1 – V. Обновление крещальни Св. Владимира Андрей Николаевич Муравьёв

2. Историческое описание Малоярославецкого Черноостровского Николаевского общежительного монастыря архимандрит Леонид (Кавелин)

3. Речи христолюбивому воинству Донскому архиепископ Игнатий (Семенов)

4. Благонравие христиан или о том, как подобает и как не подобает поступать христианам преподобный Никодим Святогорец

5. Библейский словарь профессор Николай Никанорович Глубоковский

6. На чём основывается церковная юрисдикция в брачных делах? профессор Николай Александрович Заозерский

7. Восемь греческих описаний святых мест XIV, XV и XVI вв. Афанасий Иванович Пападопуло-Керамевс

8. Поучения огласительные святитель Кирилл Иерусалимский

9. Простые и краткие поучения. Том 11 протоиерей Василий Бандаков

10. Св. София Царьградская по описанию русского паломника конца XII века Измаил Иванович Срезневский

Комментарии для сайта Cackle