архимандрит Леонид (Кавелин)

VIII. Крестный ход и Коренная ярмарка

Мы видели из исторического обозрения обители, что начало Крестного хода с чудотворной иконой Знамения Божией Матери из Курского Богородицкого монастыря в Коренную Пустынь, устное и письменное предание относит к 1618 году, то есть ко времени возрождения сей последней обители и освящения новопостроенного в ней храма; при чем срок пребывания иконы в Пустыне с течением времени постоянно увеличивался.

С 1618 по 1726 год икона оставалась в Пустыни, по своем перенесении туда в девятую (после пасхи) пятницу всего три дня.

С 1726 по 1765, в течении одной недели; а в этом году встречаем в актах обители просьбу настоятеля оной о. Игумена Исайи к Епископу Порфирию, о увеличении этого срока вместо одной на две недели, и есть некоторый повод полагать, что просьба эта была удовлетворена тогда же.

В 1767 году крестный ход с иконой, по указу Святейшего Синода, прекращен вовсе и возобновился снова лишь в 1791 году, по просьбе в Синод же Курских граждан, при чем дозволено оставлять икону в Пустыне в течении двух недель. А в 1806 году, по ходатайству тогдашнего настоятеля Коренной Пустыни о. Макария срок пребывания иконы в Пустыне указом Святейшего Синода продлен от 9 по Пасхе пятницы до 12 сентября; при чем все сборы, бывающие в это время от молебнов и свечной продажи предоставлены исключительно в пользу Коренной Пустыни.

В прошении поданном о. Макарием о продолжении сего срока поставлены на вид следующие побудительные причины: «что так как стечение народа на Коренную ярмарку год от году против прежнего времени умножается, то по таковому маловременному той св. иконы в Коренном монастыре пребыванию, всем желающим по обещаниям своим, пред оною на месте обретения ея, отправить акафист, молебны, водосвятия, и оных молебствий, благонамеренного удовольствия выполнить успеть никак не возможно, и тем паче, что сближается, а иногда и совсем прилучается время самое работное, сенокосное и жатвенное, почему и Коренной монастырь остается и многие усердствующие отходят без удовольствия.

Первое указание на порядок соблюдаемый издревле по перенесении иконы заключается в указе Белгородской Консистории, по случаю возобновления крестного хода в 1791 году: «Архимандрит Курского монастыря по древнему обыкновению должен с братией и всеми священно и церковнослужителями градскими при пении и звоне провожать из монастыря до Московских ворот, а оттуда назначаются Курского же монастыря 3 иеромонаха, которые должны быть оба в пути в ходу, на месте и в Коренной Пустыни иметь прилежное смотрение о целости оной. По принесении же св. иконы к Коренной Пустыни, строитель оной должен со всею своею братией встретить и с пением препровождать в самую большую церковь. По окончании же ярмарки должен он же строитель с подобающим пением провожать (икону) до назначенного места и отпустить оную с теми же тремя иеромонахами, а как св. икона на возвратном пути ночует в ямской слободе, то архимандрит Курского монастыря с братией и со всем священством при полном звоне должны встретить у Московских ворот и идти прямо в монастырь, поя молебен Пресвятой Богородице.»

Этот порядок в главных чертах соблюдается и ныне, но со времени перенесения Архиерейской кафедры в Курск (в 1830 году) торжественность крестного хода увеличилась тем участием, которое принимает в оном сам Владыко, как настоятель Курского Знаменского монастыря, служащего киотом сей местной святыне. С того же времени порядок соблюдаемый при ежегодном крестном ходе с св. иконой и все касающиеся до cero распоряжения, по утверждении их Преосвященным прописываются подробно в консисторском указе, посылаемом для сведения и руководства в оба монастыря. Накануне выноса иконы (т. е. накануне 9-й пятницы) во всех градских церквах в 6-ть часов по полудни, бывает всенощное бдение3433. В монастыре совершается оное самим Преосвященным с почетнейшим градским духовенством, при многочисленном стечении богомольцев.

В день выноса, в церквах города, ранняя литургия начинается в 5, а поздняя, в одном монастыре, в 8 часов по полуночи. Ее совершает Преосвященный с духовенством, участвовавшим во всенощном бдении, при собрании чиновников Курских присутственных мест, дворянства, градского общества и иногородцев. С началом этой литургии чудотворная Икона переносится в алтарь и поставляется на святом престоле, а духовенство города, с приличным облачением собирается в монастырь.

Преосвященный окончив литургию, износит чудотворную икону из алтаря на свое облачальное место, и передав её двум предстоящим Архимандритам, благословляет молебное пение Божией Матери. В это время духовенство становится в два ряда, протоиереи в церкви, а прочие вне ея, с северных дверей.

При пении, на молебне тропаря Богородице, Преосвященный приняв, обратно от Архимандритов чудотворную икону, несет ее из храма, в предшествии всего духовенства, животворящего креста и церковных хоругвей, при колокольном звоне во всех церквах, до красной городской площади, где осенив святой иконой народ и город, вручает ее начальнику губернии и губернскому предводителю дворянства, для дальнейшего несения к Московским городским воротам, до церкви Благовещенской. Здесь Преосвященный вторично осенив иконой народ, и передав её Архимандриту Коренной Пустыни, входит в Благовещенскую церковь; а Архимандрит, поставив святую икону в кивот, препровождает ее до Ямской слободы, со всем духовенством, при непрерывном пении Богородичных ирмосов причетниками и певчими из Курских граждан, попеременно, на расстоянии двух верст. Отсюда Архимандрит, поручив смотрение за сохранностью иконы двум иеромонахам своей обители, отправляется в Коренную пустынь для встречи там иконы, а городское духовенство возвращается в город.

От слободы ямской сопровождают святую икону, в том же порядке крестного хода, в каком несена была от Знаменского монастыря до Ямской, четыре уездные благочинные, ежегодно для сего назначаемые. Каждому из них, по пути шествия до Коренной, указана определенная дистанция, которую каждый благочинный проходит при иконе с 6-ю священниками, четырьмя дьяконами и 6-ю причетниками своего ведомства.

По приближении иконы к Коренной ярморочной площади, сретает оную Архимандрит Коренной пустыни; и, по принятии им св. образа, произносится, одним из иеродиаконов сугубая ектения с провозглашением Государю Императору и всей Августейшей Фамилии многолетия. За тем икона переносится в обитель, где остается до 12-го сентября.

12-е сентября есть день обратного перенесения чудотворного образа Богоматери из Коренной пустыни в Курский Знаменский монастырь. К этому дню народ из Курска, окольных селений и ближайших уездных городов стекается снова в пустынь в многочисленном количестве. Архимандрит пустыни, со старейшими монашествующими, совершив в оный день раннюю литургию, препровождает икону, с торжественным крестным ходом, подобным тому, каковым бывает при выносе иконы из Курска, за пределы обители до села Долгого. Здесь осенив святой иконой народ, и поставив ее в кивот для несения в Курск, возвращается, с своею братией, в обитель; а икону, от этого места, препровождают, до пригородной слободы Ямской, уездные благочинные, с духовенством ведомства каждого из них.

При внесении иконы в Ямскую, один из Курских Протоиереев, с 6-ю градскими Священниками, четырьмя Дьяконами и 6-ю причетниками с крестом и хоругвями, сретив ее, препровождает в приходскую церковь этой слободы, где отправляется всенощное бдение Богоматери, и Чудотворная Икона остается здесь на целую ночь, под сохранением трех иеромонахов Пустыни, которые, по всенощной, до полуночи, отправляют жителям слободы и сторонним пришельцам молебствие Богоматери.

На другой день, 13-го сентября, по отправлении в Слободской церкви местным духовенством, ранней Литургии в 5 часов, святая Икона в сопровождении протоиерея с духовенством переносится в Курскую Ахтырскую церковь, в коей Коренской Архимандрит, с священниками этой церкви, в 7-м часу утра совершает литургию, и отправив, за тем акафист Богоматери, препровождает Икону в предшествии всего градского духовенства, начальника губернии, чиновников присутственных мест дворянства, купечества, мещан и иногородных Богомольцев, при пении Богородичного канона и колокольном звоне во всех церквах города, в градский Воскресенский Собор. Здесь Преосвященный с несколькими протоиереями, сретив Чудотворный образ, вносит его в Собор и начинает позднюю Божественную литургию.

По окончании сей литургии, Чудотворная икона в сопутствии Преосвященного, духовенства и народного собрания, переносится в Знаменскую церковь Курского монастыря, где по возглашении сугубой ектении и многолетия Государю Императору и всей Августейшей Фамилии икона поставляется на обычное свое место в монастыре.

Со стороны гражданского начальства также предписывается соблюдать во время крестного хода от Курска до Коренной Пустыни и обратно установленный раз на всегда порядок или церемониал. Порядок же этот необходим тем более, что этот ход обыкновенно сопровождает несколько тысяч народа, стекающегося для поклонения Чудотворной иконе даже из отдаленных губерний, так что сопровождающие оную Икону богомольцы занимают по крайней мере пятиверстное пространство. Довольно сказать, что подобного стечения народа нельзя встретить не только в России, но и во всей Европе.

В 1860 году в этом ходе участвовало более 60,000 человек.

«Нельзя изобразить, пишет один из ежегодных участников этого события3528, с каким живым чувством веры, с каким сердечным умилением весь народ сопровождает Чудодейственный Образ Богоматери. Кроме внутренней преданности к святыне, каждый старается выразить её и внешним образом. По сему всякий бдительно заботится или участвовать в несении кивота, в коем помещается Святый образ, или, за множеством ревнующих о сем, хотя только коснуться его. Все предметы, употребляемые в крестном ходе, как то: большие фонари, наполненные горящими свечами, церковные хоругви, цеховые значки, и проч., несутся богомольцами с теплым усердием. Самое ненастье, не редко бывающее во время этого хода, нисколько не охлаждает их в трудах и не останавливает сопутствия иконе. Грамотные из них составляют из среды себя хоры, и под управлением причетников, во все продолжение шествия, поют, попеременно с церковнослужителями, канон Богоматери, стихиры и Богородичны, что придает шествию особенную торжественность, умиляющую самое жестокое сердце. Желать надобно, чтобы такое высокое чувство благочестия и пламенное усердие к вере всегда одушевляли православный Русский народ».

Церемониал соблюдаемый во время крестного хода следующий:

1) Полицейские жандармы на лошадях.

2) Взвод пикинеров, квартирующих в Курске кавалерийского Казанского Драгунского полка.

3) Часть богомольцев простого звания.

4) Хоругви и в средине оных два церковных фонаря с зажженными свечами, несут оные дьяконы.

5) Киот со списком явленной иконы, несут на носилках богомольцы, а по сторонам по одному унтер-офицеру пикинеру Казанского Драгунского полка.

6) Два больших фонаря с зажженными свечами, особенно устроенные для этой церемонии, на носилках несут богомольцы.

7) По обеим сторонам цеховые значки, несут их мастеровые, принадлежащие к тому цеху, а в середине несет купечество три креста.

8) Соборные певчие, а по сторонам их дьяконы несут хоругви.

9) Духовенство с несколькими сзади Архимандритами, в полном церковном облачении с иконами, евангелием и крестом; по сторонам их по одному унтер-офицеру, пикинеру Казанского Драгунского полка; по две хоругви и два больших фонаря с зажженными свечами, одинаковой величины с № 6-м; хоругви несут дьяконы, а фонари богомольцы.

10) Адьютант штаб-офицера корпуса жандармов.

11) Полицейские жандармы на лошадях.

12) Архиерейские певчие и по сторонам их цеховые значки, несут их мастеровые, принадлежащие к тому цеху, а по правой стороне, сзади их, состоящий по армии Курский полицмейстер на лошади.

13) Большой крест и Хоругви, несут дьяконы.

14) Военный Губернатор и губернский предводитель дворянства в парадных мундирах, несут явленную икону Знамения Пресвятой Богородицы, а над ней дьяконы держат рипиды.

15) Епископ в полном церковномъ облачении, а по сторонам его протодиаконы и дьяконы несут хоругви.

16) Чиновники города Курска в мундирах, их семейства, купечество и приезжие богомольцы из дворян, а по сторонам по одному унтер-офицеру пикинеру Казанского Драгунского полка.

15) Два фонаря с зажженными свечами, такие же, как и под № 6, несут богомольцы.

16) Две Хоругви, несут дьяконы.

17) Два церковных знамя, несут купцы города Курска.

18) Два фонаря с зажженными свечами, одинаковые с № 6, несут богомольцы.

19) Две Хоругви, несут дьяконы.

20) Два фонаря с зажженными свечами, такие же как под номером 6, несут также на носилках богомольцы, а по сторонам по одному унтер-офицеру, пикинеру Казанского Драгунского полка.

21) Два больших креста и шесть хоругвий, несет Курское купечество, а богомольцы несут на носилках устроенные две большие иконы, украшенные натуральными цветами.

22) Еще последние одиннадцатый и двенадцатый большие фонари с зажженными свечами одинаковые с номером 6, несут также богомольцы.

23) Две Хоругви и два значка, несут дьяконы и мастеровые и по сторонам по одному унтер-офицеру, пикинеру Казанского Драгунского полка.

24) Взвод пикинеров Казанского Драгунского полка.

25) Во всю процессию с обоих сторон укреплены на столбах веревки, у коих в некоторых местах стоят городовой полиции солдаты, чтоб народ не теснил шествие процессии.

Между тем у каждаго иногородного богомольца из простого звания имеется на плечах палочка с навязанным на ней в верху белым или другого цвета небольшим куском холстины; а у других видится на платочке маленький пук соломы, ветвь с дерева и тому подобное; этими знаками они обнаруживают себя своим товарищам, пришедшим с одного места, и по окончании крестного хода, каждая партия весьма легко и скоро сходится вместе.

Остается в заключение сказать несколько слов о Коренной ярмарке. Это одна из важнейших ярмарок в России, начинается обыкновенно в девятую пятницу после Пасхи и считается у купцов горячей ярмаркой, т.е. разыгрывающейся относительно капитального ярмарочного товара (мануфактурных произведений) в несколько дней.

Вообще же ярмарка продолжается дней 10, а с приездом и разъездом, даже более двух недель. Она обязана своим началом и существованием, большому стечению богомольцев в Коренную

Пустынь и бывает ежегодно в течении более 200 лет.

Следуя монастырскому преданию, начало ярмарки совпадает с началом крестного хода, а начало крестного хода, как было сказано выше, относится к 1618 году.

Ярмарка сперва продолжалась не более 3 дней, потом неделю, а потом две недели, сообразно тому, увеличивалось и пребывание в Коренной Пустыни Святой иконы: с 1618 по 1726 три дня, с 1726 по 1767 неделю, с 1791 по настоящее время две недели.

До 1764 года, Коренная ярмарка как заведенная на земле принадлежащей обители, находилась в ведении Курского Знаменского монастыря, но таможенные пошлины и питейные сборы шли в казну, как видно сие из челобитной, которую подавал в 1708 году Петру I «Курчанин посацкой человек Афанасий Одинцов». В этой челобитной между прочим говорится следующее: «Курского Богородицкого Знаменского монастыря в пустыне, которая расстоянием от Курска в 20 верстах, бывает богомолье и мирской съезд повсегодно вовремя Петрова поста на первой неделе, а Курские таможенные и кабацкие бурмистры ездят в те времена в тое пустынь для продажи вина и меду и сбора пошлинных денег, а того же богомолья и съезду и сбору Государевой денежной казны бывает по три дни, а сколько в той пустыне таможенных пошлин и питейной прибыли в сборе бывает и того сборщики имянно в книгах не пишут, знатно сборной Государевой денежной казной корыстаютца они бурмистры себе»3634. Одинцов просил, чтобы эти сборы отдали ему на откуп; вероятно с тех пор сборы эти и стали отдаваться на откуп с торгов и с наддачи; монастырь же лишь пользовался доходами поземельными и от отдачи в наем помещений жилых и под склад товаров. Так было до 1764 года, в котором ярмарочная площадь и со всеми бывшими на ней построенными от монастыря строениями поступила в казну. Настоятели восстановленной Коренной пустыни не раз просили возвратить её монастырю, но неуспешно. А в 1787 году при проезде Императрицы Екатерины II из Новороссии чрез Курск, Курское градское общество подало прошение об отдаче ему ярмарочного места с увольнением от платы поземельных денег на 20 лет.

В следствие чего в том же году последовал Высочайший указ на имя Курского наместника Зубова следующего содержания:

Господин правитель Курского наместничества Зубов! Чтоб строение гостиного двора для бывающей близ города Курска Коренной ярмарки по утвержденному от нас плану удобнее в действо произведено быть могло, повелеваем оное предоставить градскому обществу сего города с тем, чтобы они выстроили означенный двор гостиный каменный по плану и за то пользовались с лавок и других тут мест в течении 20-ти лет; имеющееся же там деревянное ветхое строение ни к какому употреблению не способное позволить им употребить на обжиг кирпича и другие при сем строении надобности.

На подлинном подписано собственною Ея Императорского Величества рукою тако: Екатерина июня 17 дня 1787 года в Орле.

В именном указе 1808 года июня 23 дня мы читаем: «Указом 1787 и 1800 годов предоставлен Курскому градскому обществу в течении 24-х лет доход с Коренной ярмарки в замен того, что оно должно выстроить гостиный двор; но общество представило, что оно доходами своими не может окончить и содержать потом это здание. Повелено: ярмарку отдать в управление и распоряжение Курского градского общества с тем, чтобы оно докончило это здание, пользуясь всеми доходами. Когда же окончится здание, то половину доходов отдавать казне; все расходы по ярмарке отнести на счет общества»3735.

Курская дума достроила гостиный двор и половину доходов с ярмарки до сих пор отдает в казну, а половина поступает в пользу города Курска. С 1812 по 1822 год казна получила с ярмарки 333,939 рублей, да за 1822 год 44,113 рублей. В 1854 году было получено по таксе, утвержденной местным губернским начальством, всего 29,652 рубля 31 коп. серебром, из которых 7,343 р. 82 ¼ коп. израсходованы на устройство ярмарки, (потому что на это время переезжает туда отделение почтовой конторы, часть пожарной полицейской команды; устраивается приличное помещение для приезда местных властей; из оставшейся за расходом суммы половина отправляется в уездное казначейство. В 1860 году собрано доходов: с лавок, балаганов, мест и проч. 38,320 рублей 99 ¼ к. серебром. Намерение перевести ярмарку в Курск, начавшееся с 1820 годов, снова возникло довольно сильно в сороковых и в начале пятидесятых годов. Возбудились споры. Защитники переводов предъявили желание купечества, письменно выраженное 163 лицами из 280 человек инородных купцов; объясняли, что Курск центральнее Коренной пустыни, по отношению к прочим малороссийским ярмаркам; указывали на выгоду для Курска. Сбудется ли относительно Коренной ярмарки предположение той или другой стороны, т. е. защитников оставления её на своем месте, или желающих перенесения её в Курск, где она протянется до тех пор пока не устроится железная дорога»3836, нам неизвестно, но позволим себе прибавить к этому очерку ярмарки несколько слов для верующих в несомненное участие Промысла Божия в делах человеческих. Не даром ярмарка эта возникла и существует более 200 лет под покровом обители. Она начинается и сопровождается молитвенным испрошением благословения Божией Матери, перед её Чудотворной Иконой, на месте её явления; уделяя в пользу Коренной Пустыни небольшую долю своей ярмарочной прибыли, благочестивое русское купечество и торговцы свидетельствуют тем свою признательность обители, которой эта ярмарка обязана существованием и в свою очередь поддерживают существование обители. Такое отношение торгующего на ярмарке купечества к Пустыне весьма понятно, как имеющее корень в религиозных чувствах русского народа, но желание выраженное частью местного Курского купечества о переводе ярмарки из Пустыни в Курск, из одних материальных расчётов, становится вовсе непонятным для историка обители, ибо он имеет перед своими глазами акт, которым тоже самое купечество в 1791 году ходатайствовало о восстановлени крестного хода, именно «для поддержания Коренной Пустыни». Хотим думать, что противное сему действие, было лишь временное увлечение части общества, материальными выгодами, в ущерб нравственно религиозной стороне дела, которая надеемся еще долго будет в соображениях большинства благочестивых Курских граждан занимать первое место; в памятование того, чем и сколько они обязаны благодетельному покрову Чудотворной Иконы Божией Матери и сколь дорого было сердцу их предков и отцов святое место её благодатного явления.

* * *

34

33 К проводу иконы и к крестному ходу, народ начинает стекаться в Курск с понедельника 9-й недели. Его собирается ко дню выноса, т. е. к 9-й, пятнице многочисленное количество разного звания, пола и возраста. Знаменский храм, где пребывает чудотворная икона, ежедневно, с утра до глубокой ночи, постоянно бывает наполнен народом и молебное пение пред Святой иконой совершается монашествующими непрерывно, дабы никто из усердствующих не остался без удовлетворения.

35

28 Смотри историческое описание Курского Знаменского первоклассного монастыря Протоиерея Иоанна Истомина стр. 93.

36

34 Из дел Курского Знаменского монастыря.

37

35 Перв. полн. собр. закон. рос. Империи. Т. XXX, № 23107.

38

36Смотри статью под заглавием: Коренная Ярмарка в художественном листке 1861 года № 18-й.



Источник: Составил И.Л. (Издание в пользу Св. Обители) Санкт-Петербург. В типографии М. Эттингера, 1865. От С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печать позволяется. С.-Петербург. Апреля 9 дня, 1865 года. Цензор, Архимандрит Сергий

Вам может быть интересно:

1. Историческое описание Малоярославецкого Черноостровского Николаевского общежительного монастыря архимандрит Леонид (Кавелин)

2. Путешествие по святым местам русским. Часть 1 – XII. Пустыни Китаева и Голосеевская Андрей Николаевич Муравьёв

3. Предполагаемая реформа церковного суда – X. ДОПОЛНЕНИЕ К ПЕРВОМУ ВЫПУСКУ архиепископ Алексий (Лавров-Платонов)

4. Церковные торжества в дни великих праздников на Православном Востоке. Часть 1 профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

5. Иконы Церковно-археологического музея Общества любителей духовного просвещения. Выпуск I Александр Иванович Успенский

6. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя (1855-1870) Александр Александрович Папков

7. Памятники древнерусского канонического права – 11. Заповедь епископам о хранении церковных правил профессор Алексей Степанович Павлов

8. История запрещенных книг на Западе. Итальянское духовенство в одну из средневековых эпох профессор Алексей Петрович Лебедев

9. Праздничный отдых христианина – Март месяц. 25-й день. Благовещение Пресвятые Богородицы протоиерей Григорий Дьяченко

10. Профессор Московской духовной академии П.С. Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном протоиерей Андрей Беляев

Комментарии для сайта Cackle