архимандрит Леонид (Кавелин)

Период времени от разорения обители в 1610 году до приписки ее, к Московскому Донскому монастырю в 1684 году

Как о самом разорении Тихоновой пустыни литовцами в эпоху смутного времени, так и о состоянии оной вскоре после разорения доставляет нам сведение «выпись из книг Ярославецкого уезда малого, письма и меры Василия Колычева, да подьячего Василия Рожнова 135 (1627), 136 (1628), 137 (1629), и 138 (1630) годов». В этой выписи читаем: «В товарковском стану, в монастырских землях, написано: монастырь, Тихонова пустынь, а в ней церковь трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста древяна верх, (вероятно описка: в место верх надобно читать: ветха), с трапезою. А по сказке игумена Герасима с братиею, в том же монастыре была церковь соборная Успения Пресвятой Богородицы, деревянная ж, на полатях был придел Николая Чудотворца и ту церковь сожгли литовские люди во 7118 году 33.

По этому краткому сведению, можно полагать, что Тихонова пустынь была разорена в 1610 году, подобно Боровскому Пафнутьеву монастырю. Или войсками второго самозванца, называвшегося тупинским и калужским вором, или одною из тех шаек, которые безнаказанно разбойничали в Калуге и ее окрестностях по убиение этого самозванца (1 декабря 1610 года), ибо грабеж составлял в то время главный промысел и, так называемых, «коронных польских войск». Это видно, между прочим, из следующего обстоятельства: князь Трубецкой, присланный в Калугу из Москвы34, привести калужан к присяге царю Владиславу для восстановления в ней порядка. В январе месяце 1611 года вынужден был писать к литовскому гетману Сапеге, занимавшему Мешковск, отписку. В которой жаловался ему, как присяжнику того же польского королевича. О своеволии его войск: «да здесь в Калугу, писал он, приходят к нам дворяне, и дети боярские и: их люди и крестьяне, и бьют челом государю нашему царю и великому князю Владиславу Жигимонтовичу всея Руссии. Что твоего войска литовские люди, калужский и воротынский и перемышльский уезды, и людей побивают, а малых ребят емлют в полон. И тебе б господину по государеву указу и по боярскому приговору калужскому и Воротынскому и перемышльского мест воевать и в полон: никаких людей имати не велети и уступити б тебе из Перемышля в непослушные места»35. Полагаем, что и Тихонова пустынь была разорена этою вольницею в 1610 году. В том же году разорен и Малоярославецкий Черноострожский монастырь, как сказано в переписных книгах 1653 и 1654 годов: «в Ярославле малом была церковь Николая чудотворца на острове, Черный монастырь и та церковь запустела от разорения от 1610 года».

Как бы ни было, а в 1630 году обитель Преподобного Тихона уже успела оправиться от претерпенного ею бедствия. Из той же выписи видно, что в том же году в монастыре, кроме ветхой деревянной церкви Трех Святителей с трапезою36, было следующее строение: «келья игумена Герасима, да 8 келий братских, да келья поваренная, да поварская, да двор конюшенный». Поэтому помещение можно полагать, что в монастыре было их с игуменом не более 12 человек братии. «За монастырем состояло 11 деревень, да 14 пустошей, а в деревнях: один двор монастырский (животный, т. е. скотный), да два двора рыболовов, да три двора плотников, а людей в них 12 человек да 10 дворов крестьянских, а людей в них 20 человек, да 6 дворов бобыльских людей, в них 12 человек, а всего крестьянских и бобыльских дворов 16, а людей в них 32 человека, да 8 дворов пустых, пашни пахотные 32 четверти, да крестьянской пашни 79 четвертей, да наезжей пашни 6 четвертей с осьминою, да перелогом 22 четверти, да лесом поросло 360 четвертей с осьминою и обоего пашни и перелогу и лесом поросло худые земли 615 четвертей, а в дву потому ж, сена 284 копны, сенных покосов лесом поросло 11/4 десятина, лесу пашенного 351/2 десятин, да не пашенного 331/2 десятины. Хоромного лесу бору сосняку и ельнику вдоль на 5 верст, а поперек на 2 версты, а инде на 1/2 версты, а инде на 1 версту. Да монастырская ж рыбная ловля в реке Угре от калужского рубежа вверх, по реке Извпрю, да от Угры реки в реку Суходровье, по Егорье, по Сушкино, в реке Шанп вверх по Спасе по Голони37; да для неводных привалов к берегу по обе стороны по 2 сажени; описана та рыбная ловля за монастырем по сказке игумена Герасима, с братьею, по иску окольных людей».

Игумен Герасим упоминается без означения года в синодике и во вкладной книге, в последней он назван строителем обители при игумене Иродионе. В синодике показан между Герасимом и Иродионом еще игумен Пахомий (упоминаемый и во вкладной книге, также без указания лет). Из сего надобно заключить, что Герасим, будучи помощником двух своих предшественников, управлявших обителью в конце 16 и первой четверти 17 столетия, был свидетелем разорения обители и восстановителем ее (после заключения мира с Польшею в 1617 году), когда успокоилась несколько калужская область.

В последующее, засим время до 1655 года обителью управлял в сане игумена схимник Феодосий, упоминаемый во вкладной книге под 1648 и 1654 годами и в одном из монастырских актов под 1650 годом.

Из разных мест, вкладной книги можно заключить, что деятельность двух вышеозначенных настоятелей – Герасима и Феодосия сосредоточивалась главным образом на воссоздании вверенной им обители, и Господь благословил их усилия, что свидетельствуют щедрые подаяния от «всякого чину людей»: деньгами – на церковное строение, иконами, венцами и цатами – на украшение икон; привесами к оным и утварью – на украшение церквей и, наконец, разными вещами – на поддержание хозяйства в обители, преимущественно конями, как увидим при обозрении вкладной книги.

При помощи сих вкладов, еще в течение первой половины 17 столетия, кроме уцелевшей от разорения церкви, были выстроены вновь две: «соборная – во имя Успения Пресвятой Богородицы деревянная, шатровая, холодная, да теплая церковь во имя святителя Христова Николая Чудотворца, деревянная, «клецки» (т. е. клетью), с трапезою и с келарнею, об одной главе».

По просьбе игумена Феодосия с братиею, в 1650 году царь Алексей Михайлович дал Тихоновой пустыни жалованную грамоту в подтверждение ее прав на владение старинною монастырскою вотчиною в Малоярославецком уезде, в Товарковском стану, деревнею Дворцы с деревнями и пустошами (в коих значилось по писцовым книгам пашни и худой земли всего 650 четвертей), на которую они, как видно из челобитной игумена Феодосия, имели прежде «от государей и царей. Иоанна Васильевича, Феодора Иоанновича и Михаила Федоровича жалованные и послушные грамоты и с старых и с новых писцовых и дозорных книг выписи, и те всякие крепости в разоренье крымских и литовских людей утерялись, а иные погорели». (См. жалованную грамоту).

Об отношении крестьян к монастырю можно заключить из отзыва Святейшему Синоду в 1742 году одного настоятеля Донского монастыря. В то время как вотчины Тихоновой пустыни состояли уже вместе с обителью в управлении Донского: «оный монастырь, Тихонова пустынь, до приписки за Донской монастырь, в каком содержании имелся, и поскольку земли на монастырь пахали и какие с них, крестьян, положены были оброки, о том в Донском монастыре не ведомо. А и по всему видно, что они, крестьяне, до приписки жили в самоволии своем и хотя бы в то время будущий в той пустыни игумен, что и желал в монастырь прибыток учинить, но они крестьяне были им непослушны, а в монастыре было братии мало».

При игумене Ионе, упоминаемом (1660–1684) около 1677 года38, началось строение первого каменного храма во имя Преображения Господня, как надобно полагать, на месте трех – святительской церкви, в которой почивали под спудом мощи Преподобного Тихона; храм этот в последствии наименован соборным, а вместо соборной Успенской, спустя несколько лет позже (после 1684 года), была построена каменная в то же наименование, не на прежнем месте, а на святых вратах (об ней упоминается в одном из актов обители под 1736-м годом, как уже обветшавшей).

В построении соборной Преображенской церкви участвовали своими вкладами люди всякого чина, деньгами и копями, которые шли более на продажу, и разными вещами; так, например, во вкладной книге под 1677 годом записано: „Калужанин, посадской человек, Козьма Юрьев дал кобылу, цена 10 рублей, да дядя его Феодор с братьями дали на церковное каменное строение денег 5 рублей при игумене Ионе и при келаре Авраамии, и при прочей братии».

«Калужанин, посадской человек, Арсений Иванов сын Долгой, во иноцех Авраамий, дал на церковное строенье денег 5 рублей».

Под 1680 годом: «Стряпчева Кирьяка Ивановича Самарина человек его, Иаков Иванов, во иноцех Иосаф, на церковное строенье 4 рубля».

«Ярославецкого уезда малого церкви Косьмы и Дамиана, что на взлому, священник Епифаний Давыдов, по прозванью Сахар, с детьми своими, коня гнеда ногайского, цена 6 рублей, да полтину денег, да стол ценою 20 алтын, да пчелы. Да сын его, Архангельского собора священник Власий, дал в иконостас полтину».

Под 1681 годом: «Мещевского уезда Матфей Иванович Барышников на церковное каменное строение денег 10 рублей».

«Филипп Васильев сын, портной мастер, денег 10 рублей".

1683 года записано: «Дал вкладу стольник Иван Сименович Кондырев в церковь каменную Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (значит, к этому году церковь уже была оконченной вчерне) царские двери на золоте, с сенью, все резные, а на затворах Евангелисты письменные, а промену те царские двери даны 45 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии и при прочей братии».

«1684 года, декабря в 19 день, дал вкладу стольник Феодор Авраамович Лопухин на церковное каменное строение денег 10 рублей, при игумене Ионе».

Заботливый игумен Иона не имел утешения видеть окончание трудов своих: подчинение обители Донскому монастырю, застало храм сей еще не оконченным, как видно из описи в 1684 году, в которой он показан еще «несовершенным» (вероятно по внутренней отделке).

Это пало, как увидим ниже, на долю насланного из Донского монастыря для управления обителью наместника, иеромонаха Исаии.

Заключим обозрение настоятельства игумена Ионы указанием на любопытные вклады, которые были вносимы в его время постригаемыми в число братии сей обители.

«1670 года дал вкладу Воротынского уезду дворянин Никифор Мелетьевич Крадыкин; коня сера-пега за 5 рублей, при игумене Иове и при келаре Авраамии, и при прочей братии. Да он же, Никифор, дал денег в прибавку 5 рублей, да ржи 12 четвертей, с полуосминою, цена ржи за четверть по 10 алтын с полугривною, да пшеницы по 16 алтын по 4 деньги. Итого стало: за рожь и за пшеницу 5 рублей 25 алтын 2 деньги, и за тот его вклад его, Никифора, постригли. (Приписка другою рукою, вероятно, его собственная) Да приложил венец к местной иконе Богородицы Одигитрия, что у царских дверей серебреной позолочен, весом 50 золотников, ценою 5 рублей с полтиною.

1683 года дал вкладу Калужского уезду дворянин Борис Ермолаевич Бегичев коня рыжа-лыса, с хомутом и с санями, и с полостью лазоревою, да попону коцу ветха, да коляску, обита вся кругом кожею, гвоздем луженым, за 15 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии и при прочей братии, и за тот его вклад его, Бориса, постригли, а во иноцех инок Богомьпе.

Того ж года, Февраля в 19 день, дал вкладу Мещовского уезда, церкви Николая чудотворца, что в Бышковичах, поп Леонтий денег 5 рублей при игумене Ионе и келаре Авраамии и при прочей братии и за тот его вклад его в монастыре сем постригли».

О внутреннем быте обители никаких других сведений не имеется.

* * *

33

То есть, в 1610 году, – с этим же годом совпадает и разорение Боровского Пафнутьева и Малоярославецкого Черноострожского монастырей. (См. также Малоярославец. Материалы для истории города 17 и 18 столетий. М. 1884 г. in 4°).

34

Прошлое и настоящее Калужской губернии. Краткий историко-статистический очерк. Калуга. 1888 г. in 80 стр. 8, 9 и 30. Сказание о роде князей Трубецких. Изд. княгини Е. Э. Трубецкой, рожденной княжны Белосельской-Белозерской. М. 1891 г. in 80 стр. 58, 64, 65, 89, 93, 94, 95, 100 и 101. См. также в Русской Историч. библиотеке, изд. Археографической комиссии, том 13. Спб. 1892 г , in. 8°, стр. 609 и 698.

35

Акты Историч. 2. № 313.

36

Церковь эта, в которой изначала почивали мощи Преподобного Тихона, в том же столетии, вероятно при обновлении обители, была перенесена в подмонастырскую слободу; в описи 1684 года она уже значится в слободе – приходскою. Также см. Распрос в разряде о литвоских вестях Новосильца Прокофия Савенкова, присланного с отпискою из Калуги (1634 г.), напеч. на стр. 619 (№ 668). Акт. москов. государства. Изд. Императорской Академии Наук, под редакцией Н. А. Попова. Т. И. Разрядный приказ. Москов. Стол 1571–1634 г. Спб. 1890 г. in 8°.

1

Никакой грех, пишет св. Иоанн Златоуст, Бога не раздражает так, как раскол; хотя бы и бесчисленные добрые дела раскольники делали, но ничего не пользует. Не меньшие казни раскольники воспримут, как и те которые Христа распинали. Ни кровь мученичества греха, раскола загладить не может. См. Толкование на 14 послан. Св. Апостола Павла, гл. 4, послание к Евфесям. Беседа 2. Киевское издание 1623 года.

1

Никакой грех, пишет св. Иоанн Златоуст, Бога не раздражает так, как раскол; хотя бы и бесчисленные добрые дела раскольники делали, но ничего не пользует. Не меньшие казни раскольники воспримут, как и те которые Христа распинали. Ни кровь мученичества греха, раскола загладить не может. См. Толкование на 14 послан. Св. Апостола Павла, гл. 4, послание к Евфесям. Беседа 2. Киевское издание 1623 года.

1

Никакой грех, пишет св. Иоанн Златоуст, Бога не раздражает так, как раскол; хотя бы и бесчисленные добрые дела раскольники делали, но ничего не пользует. Не меньшие казни раскольники воспримут, как и те которые Христа распинали. Ни кровь мученичества греха, раскола загладить не может. См. Толкование на 14 послан. Св. Апостола Павла, гл. 4, послание к Евфесям. Беседа 2. Киевское издание 1623 года.

1

Никакой грех, пишет св. Иоанн Златоуст, Бога не раздражает так, как раскол; хотя бы и бесчисленные добрые дела раскольники делали, но ничего не пользует. Не меньшие казни раскольники воспримут, как и те которые Христа распинали. Ни кровь мученичества греха, раскола загладить не может. См. Толкование на 14 послан. Св. Апостола Павла, гл. 4, послание к Евфесям. Беседа 2. Киевское издание 1623 года.

37

Бывший монастырь, ныне село Спас на устье Угры.

38

К этому году относятся первые вклады с надписью: «на церковное каменное строение».


Источник: Москва "Русская" типолитография, Тверская, д. Гинцбург 1892 г.

Комментарии для сайта Cackle