архимандрит Леонид (Кавелин)

Настоящее состояние монастыря

Св. храмы и часовня

В Жабынской пустыни в настоящее время находится четыре каменных храма; три внутри монастыря: а) соборный во имя Введения во храм Пресв. Богородицы, холодный; б) теплый во имя Знамения Пресв. Богородицы с приделом в притворе во имя трех вселенских святителей, и в) церковь при архиерейском доме, двухъярусная: внизу рождества св. Иоанна Предтечи Господня, а вверху во имя Вознесения Господня и г) один вне монастыря на протоке речки Жабынки – во имя святителя Николая.

1. Соборный храм построен в начале прошедшего столетия в 1708 г., восстановителем сей обители игуменом Тихоном, но не совершен сводами и крышею; в последствии вместо сводов сделан потолок, а крыша покрыта тесом; при строителе о. Сергие все ветхости сего храма были исправлены, а в 1811 г. крыша его покрыта железом, под нею устроено вместо бывшей одной пять голов с железными крестами, окованными по местам шинным железом, а снаружи обиты листовым, сделаны связи для оковки фонаря и вокруг церкви по пелину из шинного железа. Работы производил по подряду Тульский оружейный мастер Аким Васильев Кепанов за 734 руб. 50 коп.

В 1838 г. при настоятеле Венедикте, собор расписан внутри, усердием Калужского купца Андрея Афанасьевича Чечихина.

Высокий и стройный квадрат храма освещен окнами в два света: вверху с каждой из боковых сторон по три окна (с дуговыми перемычками), внизу с северной два, с южной одно; алтарь освещен 5-ю окнами; наружных украшений нет вовсе, кроме лопаток по углам и репчатого пояса (платбанта) вокруг всего храма, под карнизом крыши. С западной и южной стороны пристроены ко входным дверям две каменные низкие паперти, с дуговыми крытыми железом крышами и пролетами по сторонам, сделаны усердием преосвящ. Дамаскина, который погребен (1851 г.) при сем храме в могильном склепе устроенном, по его личному распоряжению, с южной стороны храма близ алтарной стены.

У той же южной стены храма погребен, как показывает вставная извнутри в нее каменная с надписью плита, живший здесь на покое в начале прошлого столетия Болховского Оптина монастыря архимандрит Сергий. На плите изображено: „1721 года Генваря в 15 день в 5-м часу ночи преставился священно-архимандрит схимонах Сергий, на память преподобных oтец Павла Фивейского и Иоанна кущника в Белевской Жабынской Макариевой пустыни, при бытности той обители отца игумена Тихона, бывшего ризничегo в Москве при господине преосвященнейшем Иларионе митрополите Сарском и Подонском, и погребен на сем месте“. Свод храма опирается на два четвероугольных высоких столба, за ними устроены киоты для икон; как столбы, так равно cтены и своды настоящей и алтаря расписаны живописными изображениями из св. истории ветхого и нового заветов. Фонарь средней главы, осмигранный сквозной, освящен 8–10 узкими окнами, а боковые на глухих подставах.

Иконостас (устроен 1812 г.) трехъярусный по золотому полю с цыровкою; местные иконы в медных посеребренных ризах. Алтарь троечастный с низкими сводами, освящен 5-и окнами. Антиминс освящен преосвящ. Самуилом, архиеписк. Ростовским и Ярославским в 1780 г. Ноября 1 дня 18. Средина храма помощена чугунными плитами,

а около стен и в алтаре белым плитняком. Солея возвышена на 2 ступени. Дверей входных двое, обе двойные.

2) Теплая церковь во имя Знамения Божией Матери, с приделом в притворе во имя трех святителей, построен в 1823 г. строителем о. Венедиктом, освящена в 1825 г. Она заменила в обители небольшую каменную церковь того же Наименования, построенную в 1793 г. строителем монахом Серафимом, стоявшую по левую сторону колокольни. Церковь домового расположения: внизу в подвальном этаже выход, а вверху храм; квадрат его с каждой из боковых сторон украшен фронтонами и освещен тремя окнами с прямыми перемычками; крыша высокая куполообразная, по деревянным стропилам крыта железом. С западной стороны приделана паперть; внизу входная дверь и лестница во второй этаж служащий трапезою церкви: здесь с правой стороны устроен придел во имя трех святителей. паперть эта освещена с северной стороны двумя большими окнами дуговыми перемычками. Под одну крышу с папертью пристроено в 1857 г. двухэтажное здание братской трапезы (см. ниже).

Иконостас с 4-мя колоннами и аркою над царскими дверьми, поле темно-голубого цвета, а капители колонн и карнизы позлащены. Местные образа в медных посеребренных ризах. Против левого клироса помещается икона Владимирской Божией Матери, перенесенная сода из упраздненного Шаровского монастыря (описание ее смот. в главе достопримечат. вещей). В приделе трех святителей антиминс перенесен из старой Знаменской церкви, освящен в 1703 г. преосвящ. Афанасием епископом Коломенским и Тульским.

Иконостас одноярусный, поле белое с позолотою, на местных иконах медные посеребренные венцы.

3) Церковь при архиерейском доме каменного здания двухъярусная, внизу во имя Рождества Св. Иоанна Предтечи Господня, а вверху на хорах: во имя Вознесения Господня. Эта церковь устроена по мысли и на половину иждивением преосвящ. Дамаскина, и освящена: нижняя в 1848 г. Ноября 7-то, а верхняя в 1843 г. июня 5 дня.

Квадрат церкви украшен по боковым сторонам фронтонами и пилястрами, а верх освещен окнами с прямыми перемычками, на средине, крыши выведен глухой трибун с куполом крытым также, как и вся крыша, железом, над трибуном главка и крест. Вход в нижнюю церковь один с южной стороны, а в верхнюю два: один снизу по деревянной лестнице с юго-западного угла, а другой в северо-западном из архиерейских покоев. В западной стороне устроены духовые печи. Из нижней церкви в верхнюю устроено четвероугольное отверстие (люк) обнесенное железною решеткою; по углам решетки на восточной стороне поставлены два ангела в белых ризах, держащие в руках наложенную на решетке металлическими буквами надпись „мужи Галилейстии, что стоите зряще на небо?“ Слова эти относятся к изображенным на западной стене верхнего храма группе апостолов с Божиею Матерью, благоговейно взираощиҳ на Вознесение Господне, изображенное на плафоне, по углам коего видны в облаках ангелы с трубами; в соотвествие сему, края же плафона обрамлены лентообразной надписью: „взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне“; а в простенках между окнами того же верхнего храма изображены 4 евангелиста в рост. Стены обеих церквей покрыты палевою краскою. Иконостасы одноярусные с арқами в коих вставлены иконы в клеймах. Поле светло-голубо, украшенное мелкою золоченою резьбою. Иконы живописные искусного академического письма. Нижняя церковь освещается тремя окнами с южной стороны, в алтаре также три окна; а верхняя 9-ю окнами, из коих три в алтаре; с северной стороны, в верхней церкви приделана галерея на каменных столбах, освещена большими окнами, дающими вид в монастырской сад и на колодезь.

4) Церковь (с часовнею) во имя св. Николая на протоке кладезя Жабынца. Построена в 1815 г. строителем о. Михаилом, на месте бывшей здесь часовни. Впрочем, из истории обители мы видели, что на сем мест; издревле была деревянная церковь во имя св. Николая, в которой, по монастырскому преданию, погребен первоначальник сей обители священно-инок Макарий, прославившийся святостию своей жизни в начале XVII века. Тоже предание прибавляет, что когда 1815 г. рыли бут для новой церкви, то под помостом бывшей часовни нашли три гроба совершенно целых, которые снова зарыли на сем же месте.

Нынешняя церковь квадратная, с большим круглым трибуном) и куполом, на нем другой небольшой трибун, главка и крест; в западной части небольшая паперть, служащая трапезой настоящей церкви и заменяющая часовню; в нее ведет вход или крыльцо под навесом на круглых каменных столбах; освещен двумя окнами с западной стороны. В паперти или часовне есть несколько старинных икон; такова, например, икона святителя Николая в медной посеребренной ризе, с медными лужеными паникадилами (древней работы). На южной стене большого размера икона „страшного суда“, письма XVII века. Прежде проток из колодезя проходил под погостом самой церкви с левой стороны, а при преосвящ. Дамаскине отведен по трубам в другую сторону и проходит вне церкви с южной стороны, образуя здесь первый водоем с фонтаном; водоем состоит из врытого в землю большого дубового чана с железными обручами, отсюда вода проведена одним краном в водопойную колоду, а другим уходит далее внутрь монастыря, где на монастырском дворе между архиерейским домом и собором, наполняет другой открытый водоем (из тесаного камня, также с фонтаном). Николаевская церковь служит приходскою для исполнения мирских треб крестьянам, состоящим приходом к монастырю: она стоит у самого подножия возвышенности, в вершине которой, под сенью развесистых деревьев, видна красивая часовня, построенная над св. кладезем Жабынцем, от коего и самая обитель получила название Жабынской. Часовня эта на столбах, имеет осьмигранную форму с такою же крышей, обита внутри и снаружи и покрыта тесом; освещена круглыми окнами, устроенными в верхней её части. Внутри часовни вокруг колодезя сделан дубовый обруб, сверху открытый, в коем видны в нескольких местах сильные ключи, бьющие из-под земли; около стен часовни устроен деревянный номост или ход; прямо против дверей водружена в воду на древке икона Живоносного Источника, а перед нею место для освящения воды. Из этого кладезя вода, проходят в другой водоем, также накрытой иструбом с крышей, и скопляясь в оном, расходится отсюда на два отдела: первый провод доставляет воду деревянными трубами в два водоема с фонтанами, один близ Николаевской церкви, а другой внутри монастыря: а второй провод желобами к той же церкви, а от церкви чрез дорогу трубами под монастырскую ограду и в садовую сажелку.

Пространство вокруг колодезя и выше его, поросшее елями, березняком, кустарниками, и выше его сосновая роща служат любимым местом прогулки для монашествующих и посетителей обители отсюда открываются пленительные виды на обитель и её окрестности: виден Белев и за рекою через луга горизонт верст на 30 и более.

Прочие здания внутри и вне монастыря

Монастырь обнесен вокруг каменною оградою с пятью малыми башнями, из коих одна в северо-западном угле большая двухэтажная, жилая; в ограде трое ворот: двое проезжих створчатых и одни святые, двойные (железные решетчатые и простые деревянные) и 4 калитки; мерою ограда вокруг 256 с пол. сажень.

Каменная ограда начата в конце прошлого столетия строителем, монахом Серафимом, а распространена игуменом Венедиктом в 1830-х годах.

Монастырские здания, если обозревать их со входа в обитель, образуют две линии; в первой линии находятся: на одном конце двухэтажная каменная гостиница и возле нее въездные ворота, на другом конце двухэтажная же церковь, что при архиерейском доме, а возле нее св. врата, с аркою над ними и крестом; между этими зданиями проходит новая ограда, устроенная одновременно с сими зданиями В 1840-х годах; во второй линии находятся: теплая Знаменская церковь, колокольня и архиерейский дом; между этими тремя зданиями также проходит старая ограда, а между двумя оградами оставлено место для цветника.

Колокольня со святыми под нею вратами; время построения ее утвердительно неизвестно: монастырское предание говорит, что она построена одновременно с старознаменскою церковью строителем монахом Серафимом в конце прошлого столетия (на ней 9 колоколов). Колокольня в два с половиною этажа: в нижнем св. врата, которым соответствуют такие же врата в первой линии ограды; в верхнем помещены колокола, в большем весу 56 пудов; из надписи на нем видно, что он принадлежал некогда Тульскому Предтечеву монастырю, перелит из старого в 1776 году при архимандрите Иоакиме мастером Николаем Котельниковым. Верхний этаж осьмигранный, над ним купол, над куполом небольшой трибун и наконец высокий шпиль с железным крестом; купол и шпиль обиты железом в 1823 г. Снаружи колокольня украшена связными пилястрами, а карниз зубчиками и сухариками.

Архиерейский дом двухэтажный; низ каменный, а верх деревянный, покрыт железом; внизу живут монашествующие, а вверху настоятель. Собственно архиерейские покои состоят из передней, келлий для келейников, залы, гостиной, столовой, спальни и чулана. Из столовой устроен ход в верхнюю церковь. Зала украшена портретами: святителя Тихона (древний) и Амвросия, бывшего епископа Тульского. В гостиной: портрет преосв. Тихона, весьма похожий (ныне помещен в ряду икон), портреты митрополитов Михаила Новгородского и Филарета Московского, Тульских преосвященных Дамаскина и Алексия, Иннокентия епископа Пензенского. Мебель простая березового дерева, оставшаяся после преосв. Дамаскина 19.

Трапеза. В одной связи и под одной крышей с теплою Знаменской церковию находится пристроенное к ней в 1857 году здание братской трапезы двухэтажное; низ каменный, а верх деревянный. обложено кирпичом; внизу кухня, а вверху трапеза; перед ней с северной стороны галерея освещается тремя окнами, в которую снизу ведет деревянная лестница; трапеза отделяется от придела трех святителей деревянной переборкою со стеклянными дверьми; освещается тремя окнами с южной стороны.

Бывший настоятельский корпус. Рядом с трапезою двухэтажный корпус, низ каменный, а верх деревянный, обложен кирпичем, и внутри оштукатурен. Построен строителем о. Савватием в 1803 г.; в нижнем этаже на одной половине три келлии, а в другой бывшая трапеза и кухня; в верхнем этаж две половины, в одной четыре, а в другой три келлии. Под бывшею трапезою каменный выход с небольшим крылечком.

К этому корпусу в 1841 г. пристроен сзади также двухэтажный, низ каменный, а верх, деревянный, обложен кирпичом, оштукатурен и обелен; внизу две келлии и рабочая, а вверху шесть келлий; покрыт тесом.

Флигель, одноэтажный деревянный, с крыльцом на западной стороне монастыря, выстроен в 1802г., в нем четыре келлии. При оном конный двор деревянного строения обнесен вокруг заборником с навесами; с передней стороны рядом с вышеупомянутым корпусом, створчатые ворота с калиткою; далее рабочая изба, выстроенная в 185 г. С западной стороны к ограде пристроены два амбара Для ссыпки хлеба; с оными в одну линию ледник обставлен и покрыт дубом; два сарая одинакового размера. конюшня с (5–10 стойлами для лошадей; выстроены в 1832 г., покрыты тесом..

Все эти здания занимают левую южную половину монастырского двора, а правая (северная) половина занята садом, который отделен от первой зданиями архиерейского дома (с церковью) и соборного храма, сомкнутыми между собою каменною сквозною оградкою, за собором оградка эта продолжена до угла конного двора. Другая легкая (деревянная) оградка проходит от колокольни до соборного храма, замыкая собою небольшое пространство между восточною стороною собора и архиерейским домом; здесь разведен плодовой сад, среди которого высится несколько могильных памятников с надписями: три из них указывают место погребения членов семейства баронов Черкасовых, старинных прихожан сего монастыря, а именно: а) барона Ивана Петровича Черкасова, родившегося в 1760, а скончавшегося в 1886 г.; б) баронессы Марии Алексеевны Черкасовой, родившейся в 1772 г., а скончавшейся в 1818 году, и дочери их девицы Елены Ивановны Черкасовой, родившейся в 1795, а скончавшейся в 1833 г.; под 4-м памятником (без надписи) погребено тело матери настоятеля сей обители игумена Венедикта.

По линии ограды, отделяющей этот садик от средины монастырского двора, растут деревья, а впереди ограды на средине двора, водоем с фонтаном, устроенный преосвящ. Дамаскиным. Другой садик заведен вновь нынешним настоятелем обители строителем о. Феодосием в юго-западном углу монастыря, близ конного двора, где посажено около 150 прививков. А третий самой большой сад занимает всю северную часть монастырского двора; в нем на ручье сажелка разделена на две части плотиною; близь нижней половины братская баня, построена в 1852 г.; в северо-западной башне живет пчеловод и садовник, тут же и небольшой пчельник, состоящий из 50 колод; фруктовые деревья среднего возраста, а между ними гряды с огородными овощами; липовая крестообразно насажденная аллея служит также не малым украшением сего сада, доставляя место для уединенной прогулки.

Вне монастыря находятся следующие здания: прямо через дорогу с южной стороны близ Николаевской церкви, скотный двор, крытый соломою, перестроен заново в 1856 г., и два постоялых двора: один рядом с скотным двором покрыт тесом, а другой, в той же линии на противоположном конце посела, крыт соломою. Оба отдаются в наймы. На северной стороне монастыря: сарай для складки сена из березового пластинника, крытый соломою; на гумне плетневый сарай, крытый соломою, для складки хлеба и рига для сушки хлеба.

***

Вкладная книга и синодики

В обители два древних синодика и одна вкладная книга; один синодик относится к половине XVII столетия, а другой вместе с вкладной книгой заведены при игумене Тихоне (1707 – 1721). Вкладная книга в лист. На заглавном листе киноварью сделана следующая надпись: „книга вкладная, в державе благочестивейшего тишайшего самодержавнейшего, Богом хранимого государя нашего Царя и великого князя Петра Алексеевича всея великия и малые и белые Россия самодержца, при чаде Его благородном государе нашем Царевиче и Великом князе Алексие Петровиче всея великие и малые и белые России, по благословению в духовном чину богомольца их, преосвященного Илариона митрополита Сарского и Подонскаго, во обновленную неимущую в Билевском узде построенную в государеве дворцовом большем бортном тесу Жабынскую пустыню, при бытности игумена Тихона с 1710 году, на строение каменные церкви и на церковную утварь и на прочия церковные и монастырския потребы и братий на пищу и одежду, кто что ради своего многолетнего здравия и душевнаго спасения, такожде и во блаженном успении поминовения родителей своих от иждивения своего пожаловал, и то значит ниже сего“.

В историческом обозрении обители мы уже исчислили. Так как имена вкладчиков разного чина людей, вписанных в сию книгу, так и сделанные ими пожертвования; книга по листам скреплена подписью: „Макарьевской Жабынской пустыни иеродиакона Тихона, что был в дому Крутицком, при бытности великого господина митрополита Илариона Сарского и Подонского, в него от сотворения мира 7215 а от Р.Х. 1707-е.

Синодики: 1) в четвертку, полууставом; судя по тому, что в первой записи последним из царей вписан Михаил Феодорович (+1645), а из патриархов Иосиф (+ 1652); время написания этого синодика относится к половине XVII столетия; запись же в нем продолжается и через XVIII столетие.

После „общих поминовений“, внесены в этот синодик роды в следующем порядке: 1) род Ржевских, 2) род окольничего Ивана Ивановича Ржевского; 3) род священно-инока Макария (восстановившего обитель в XVII стол.); 4) честные обители сея пострижников: инока Никифора, инока Иова, инока Сергия, Корнилия, инока Герасима, инока Иова, инока Павла, инока Авраамия, инока Боголепа, инова Евфимия, инока Симона, инока Пафнотия . . . . . . . . 5) старицы Княгини Марфы Волхонской; б) Якова Петровича Кологривова; 7) Иоанна Кручинина; 8) старца Сергия; 9) старца Нифонта; 10) черного попа Пафнутия; 11) Ивана Борисовича, а по реклу Глебовича Морозова; 12) Белевца посадского человека Афанасия Стефанова сына Скопина, укладу дано Богородицы в церковь колокол, 12 рублев; 18) Артемия Тимофеева сына Свечникова; 14) Сидора Артамонова сына Бочкова Колуженкова; 15) Афанасия Семенова сына Попка Колуженин; 16) Сергия Дмитриева сына; 17) Димитрия Иванова сына Рагозина; 18) Димитрия Иванова сына иконного ряду: 19) Григория Дорофеева; 20) Никифора Семеновича Зыбина: 21) старца Макария; 21) Петра Варфоломеевича Хитрово; 23) попа Льва Григорьевича сына с братьями; 24) попа Григория Савинова сына; 25) Петра Леонтьева сына; 26) Луки иконника Москвитина; 27) священника Никодима Волховитина; 28) князя Ивана Тимофеевича Волхонского; 29) попа Ивана: 30) Михаила Добрынина; 31) Афанасия Тимофеева сына: 32) священника чернова Иова Флорова сына; 33) род Товарновцев; 34) Феодора Зубычева; 35) Андрея Бочарова; 36) станицы Минодоры Вознесенского монастыря; 37) Никиты Гончарова; 38) род Елисеев; 39) род Ефимов; 4) старца Авраамия; 41) старицы Пелагеи Вознесенского монастыря; 42) Константина Останина; 4) Антона Боровицкого; 44) монаха Феофана. Вторая запись конца XVII и начала XVIII столетия. 45) Михаила Михайловича Киреевского; 46) священно-инока Лазаря; 47) Иоанна да Софония Викулиных торговых людей царствующего града Москвы Сретенской сотни: 48) протодиакона Василия, 49) Сильвестра Григорьева сына Москвитинина, Зачатейской слободы торгового человека; 50) Никиты Васильева сына, Зачатейской Слободы, шапошникова ряду; 51) старицы Зачатейского монастыря Домники, Елены, Анисьи, Марфы, Капитолины; 52) священно-инока Ионы; 53) Севастьяна Семенова сына Белоусова Волховитина; 54) Еремея Тимофеева сына Белевца; 55) Щепотевых; 56) Марьи Григорьевой дочери Михайловской жены Челичкина: 57) старицы Антонины Вознесенского монастыря; 58) Ивана Семеновича Сухотина; 59) Гаврилы Яковлева сына; 60) Семена Пустынского; 61) москвитян Садовников: Петра, Петра и Автомона; 62) стольника князя И. П. Трубецкого, человека его Павла Михайлова; 63) Московского Лопухина приказу, пятидесятника Сергея Никулина; 64) Никонта Федорова Шустова; 65) Пимена Ивановича Обольянинова; 66) Михаила Дмитриевича Хитрово; 67) князя Василия Феодоровича Занегина; 68) родь Макариевой пустыни строителя Герасима; 69) Дмитрия да Авдея Алферьевых, Колужан; 70) Бориса Семеновича Толстова; 71) Харитона Иванова сына Арнаутова; 72) род окольничего Никиты Ивановича Акинфова. Противу имен сего рода, на полях синодика, сделана следующая надпись: „1708 года, Октября в 9-й день, в сию святую Белевскую святого великого в чудесех , преподобного отца Макария, Жабынскую пустынную обитель, о поминовении в сем синодике написанных и отпущении грехов моих прощу милости у вас святых отец тоя обители жительствующих, не презрите во святых своих Богоприятных молитвах и того ради приложено в сию святую обитель образ, что в церкви Божией, тоя обители на налое поставлен, обложен серебром, в чекане золочен, и летопись на том образе написана. Стихарь дьяконский со орарем понахидной, пояс служебной, кобылу рыжу четырех лет. Аще и малая сия, благоволите приять, вся сия Божия“. Далее следуют записи конца XVII столетия.

Синодик, заведенный одновременно с вкладною книгою, при игумене Тихоне (1707 – 1722), в лист писан полууставом. На заглавном листе надпись: „Синодик дому Пресвятые Богородицы честного и славнаго её Введения, и преподобного отца нашего Макария Белевского Чудотворца, иже на Жабынце кладезе жившего, а чрез многия лета в чудесех и до ныне сияющего; от града Белева расстоянием на пять поприщ, в терпении иночески плотию стражда, мразь, зной, в алчбе и жажде претерпе, монастырь возгради, братию собра, поживе же в терпений своем лета довольна, врага человекоубийцу диавола под нозе свои покори, преставися в лето мироздания 7131 году, погребен учениками своими, в своем от него созданнем монастыре, месяца Яннуария 22 дня. Да всяк правоверный прочитав прибегает к цельбоносному гробу его, получит исцеление, Якоже изъявися в чудесех его“.

Эта надпись по всем, вероятиям принадлежит самому отцу игумену Тихону, который, будучи постриженцем этой обители, мог заимствовать сказание о жизни, подвигах и духовных дарованиях о. Макария от старцев обители.

После этого заглавия следует, в виде предисловия, обращение к вписывающим в синодик роды свои на поминовение.

Далее следуют поминовения общие:

А) Вселенских патриархов, Германа, Мануила, Тарасия, Никифора, Афонасия, Мефодия, Илии, Каллиста, Филофея. Б) Патриархов Московских и всея России:Иова, Ермогена, Филарета, Иоасафа Иосифа, Иоасафа, Питирима, Никона, Иоакима, Адриана. В) Митрополитов Московских и всея России (38 имен): Михаила, Леонтия. Иоанна, Феопемта, Кирилла, Илариона, Ефрема, Георгия, Иоанна, Иоанна, Никифора, Никиты, Михаила, Константина, Феодора, Иоанна, Никифора, Константина, Гавриила, Дионисия, Матфея, Кирилла, Максима, Феоктиста, Пимена. Феодосия, Филиппа, Геронтия, Зосимы, Симона, Варлаама, Даниила, Иоасафа. Макария, Афанасия, Кирилла, Антония, Дионисия.

Потом продолжаются роды: Г) Преосвященных епископов Сарских и Подонских (25 имен) 20: Митрофана, Феогноста, Измаила, Варсонофия, Иоанна, Леонтия, Саввы, Тимофея, Иоанна, Васииана, Прохора, Силуана, Евфимия, Трифона, Досифея, Саввы, Нифонта, Галактиона, Maтфея, Тарасия, Симеона, Германа, Феодорита, Варлаама, Феодосия. Д) Преосвященных митрополитов Сарских и Подонских: Геласия, Пафнутия, Ионы, Павла, Серациона, Сильвестра, Павла, Варсонофия, Трифиллия.

Далее следуют запаси духовных властей, скончавшихся между 1690–1725 годами, в следующем порядке:

Преосвященных митрополитов православных: Евфимия (Новогородского (+ 1697), Варлаама (Киевского (+ 1690). Маркелла (Казанского (+1698), Сильвестра (Смоленского), Игнатия (Сибирского (+ 1701), Павла (Нижегородского (+ 1697), Илариона (Суздальского ( 1707), Меводия (Фессалонитского), Ерема (Суздальского (1712), Димитрия (Ростовского (+ 1709), Авраама (Рязанского ( 1708), Мисаила (+ 1684), Феодосия (+ 1671), Авраама (1692) (Белоградские), Сильвестра (+ 1704). Симеова (+ 1690), (Смоленские), Иова, Иосифа, Сампсона, Илариона, Иоасафа. Преосвященных архиепископов православных: Гавриила (Коломенский), Афанасия (Холмогорский) (+ 1702), Симона (Вологодский (+ 1685), Каллиста (Тверской ( 1712), Рафаила (+ 1711) Холмогорской), Арсения (Воронежской (+ 1712), Антония, Иосифа. Преосвященных епископов православных: Питирима (Тамбовский (+ 1691), Феодосия, Сергия (Устрожские). Далее следуют частные помянники двух архипастырей Сарских и Подонских, как благотворителей сей обители преосвященнного епископа Феодосия, из рода князей Вадбольских и преосвященного митрополита Иллариона. Оба эти помянника начинаются одинаково: „Милостию Божиею во благочестии скончавшагося и во правоверии святые восточные церкви, православно-живущия в веце сем, рода преосвященнейшего....... епископа Сарского и Подонского, их же имена сия“ (следуют имена):

священно-архимандритов: схимонаха Гурия, схимонаха Иова (Белевские), Илариона, Корнилия, Климента (Добринские). Моисея (Лютиковский), Серафима (Мценский), Иоасафа (Троицкого), схимонаха Иова (Белевский), схимонаха Авраамия (Добринский), Лаврентия (Донской). Игуменов: Иринарха Дамиана (Дарагаманские). Германа (Мценский), Германа, схимонаха Пафнутия, схимонаха Варлаама (Болховский). Никона (Настасовской). Никандра уб., Иосифа (Юхновские), Авраама уб. (с Угры Спасского монастыря), Игнатия (Мценской), Феодосия (Новосильской), Михаила (Мстиславский). Иеросхимонахов: Тихона, Феодосия (Дорогоманские), Афанасия (Сухиницкой). Иеромонаховь: Герасима (патриаршаго дому), Авраамия (Георгиевского монастыря). Вавилы, Феодосия (уставощик и казначей Крутицкие), Зосима (уставщик Казанской), Киприана (Петровского монастыря), Иоасафа (келарь Чудовской). Священно-схимонахов: Авраамия (Сухиницкой), Дионисия (Мещевский), Ермогена, Иова (Таруские). Иеродиаконов: Ионы, Филарета (Архидиакон и ризничий патриаршие), Иоасафа (разничий Чудовской), Аминадава (Глуховской строитель), Иоасафа, Серафима....... Макариевой пустыни братий святые обители сея: схи-иеромонахов: Боголепа. Иеромонахов: Заровавеля, Герасима, Иосифа. Священно-монахов: Иова, Авраамия. Схи-иеродиаконов: Серафима. Схимонахов: Пимена, Тихона, Феодосия, Павлина, Иринарха 2-х, Герасима, Моисея, Монахов: Никифора 2-x.. Иова, Сергия, Корнилия, Герасима, Ионы ... всего 57 имен.

Частные роды духовных особ. Родители и сродники и знаемые: 1) Троицы Сергиева монастыря архимандрита Иоасафа, 2) Спасского монастыря, что в Белеве, архимандрита Иова, 3) Oптина монастыря, что в граде Болхове, архимандрита Сергия, 4) Крутицкого дому казначея иеродиакона Сергия, 5) Крутицкого дому уставщика иеромонаха Илариона, 6) Крутицкого дому иеродиакона Тихона.

Боярские и частные роды всякого чину людей: 1) града Москвы, казенные слободы, посадского человека Василия Лукина Кунеева; 4) болярские роды: Ивана Ивановича Дурново; 3) Михаила Петровича Зиновьева, 4) Окольничева Никиты Ивановича Акинфиева; 5) Леонтия Михайловича Корабина; 6) Андрея Никифоровича Юшкова; 7) Афанасия, Льва, Стефана, Захария Яковлевичей Левшиных; 8) Иоанна, Петра Лукичей Воейковых; 9) Авраама Михайловича Воейкова; 10) Андрея, Алексея Феодоровичей Воейковых; 11) Василия Кондратовича Павлова, 12) Андрея, Артемия Романовичей Буниных; 13) Дмитрия Васильевича Полонского; 14) Агафьи Яковлевны Хлоповой; 15) Агафьи Самсоновны Ближевской; 16) Михаила Евстафьевича Зыбина; 17) Евфимия Панкратовича Зыбина; 18) Ивана Васильевича Чебышева; 19) Никиты Фомича, Ергольского; 20) Афанасия Ивановича Левшина; 21) Бориса, Иоанна Васильевичей Кондыревых; 22) Иоанна Аверкиевича Опуптина; 23) Бориса Димитриевича Сухочева; 24) боярина Тихона Никитина Стретинева; 25) стольника Петра Фотича Кривцова; 26) боярина Иоанна Алексеевича Мусина – Пушкина; 27) града Белева подъячего Ивана Корнеевича Арбузова; 28) думного Автонома Ивановича Иванова; 2) стольника: Ивана Даниловича Беклемишева; 30) стольника Диомида Афанасьевича Левшина; 31) Анфимы Ивановны Кологревой; 32) столника Ивана Феодоровича Племянникова; 33) стольника Алексея Сидоровича Синявина; 34) Димитрия Сергеевича Щетнева -Киреева; 35) Тимофея, Иоанна Гурьевичей Ергольских; 36) града Калуги посадского человека Герасима Ипатовича; 37) Иоанна Васильевича Булгакова, что дьяк Вознесенского девичьего монастыря; 38) Матфея Андреевича Булгакова; 39) дьяка Иоанна Мироновича Зиновьева Крутицкого дому; 40) подъячего Федора Раева, Крутицкого дому; 41) подъячего Крутицикого дому Никиты Архипова; 43) оружейные палаты подьячего Алексия Ананьева сына Василькова; 43) Феодора Стефановича Журовского, что у царевича певчий; 44) иерея Иоанна Осиповича, что служит в Москве у Максима Блаженного; 45) Именитого человека Григория Димитриевича Строганова; 46) дому его служители: Григория, Прокопия (12 имен); 47) гостиные сотни Анисима Федотова; 18) гостиные сотни Сидора Михайлова; 49) Иоанна, Димитрия Евстафьевых; 50) гостиные сотни Ефрема Тимофеева сына да Андрея Савинова сына Борисовых; 51) Иоанна Феодорова сына Викторова; 52) сея обители первого игумена Тихона; 53) келаря монаха Тихона; 54) села Дединова, крестьянина Стефана Никитина сына IIIустова, вписан в лето 1718-м году. Далее следуют роды крестьян деревень, состоящих приходом к монастырской церкви.

Достопримечательные церковные вещи и ризница

Монастырь сей, по своей бедности и бывшим в нем частым переменам, имеет мало, сравнительно с другими, достопримечательных церковных вещей, хотя щедротами благотворителей и снабжен церковною утварью и ризницею в достаточном количестве. Из утвари заметим:

1) Евангелие напрестольное окладное, Московской печати 1606 г., обложено малиновым бархатом, на верхней доске средник – сошествие во ад и наугольники евангелисты сребропозлащенные. По листам надпись: „лета 7130 (1622 года) сию книгу евангелие положил в дом Пречистые Богородицы в Шаровқин монастырь, окольничий князь Григорий Константинович Волконский, по своих родителях, при строителе старце Онисифоре Псковитине“. Это евангелие перенесено, как показывает надпись, в 1776 г. из упраздненного Успенского Шаровкина монастыря.

2) Евангелие напрестольное окладное, Московской печати 1703 года, верхняя дека покрыта посеребреною медь, обложено плисом синим, средник Спас Вседержитель с предстоящими, а наугольники евангелисты сребропозлащенные, чеканные; на нижней дке средник и наугольники медные. По листам надпись: „1713 года Мая 11 дня построил сие ев. Евангелие в Белевской уезд в Макариеву пустынь, что на кладезе жабынце, Кодашевец Иван Астафьев сын Томилин“.

3) Сосуды сребропозлащеные, весом с принадлежностями 3 фунта ⅝ золотника. Присланы в 1818 году Августа 30 дня от бывшего командира гренадерского корпуса, генерала от инфантерии и разных орденов кавалера, Александра Ивановича Остермана Толстого, в новопостроенную Николаевскую, что при часовне, церковь.

4) Напрестольный крест сребропозлащеный с святыми мощами, вверху распятия образ Господа Саваофа, по сторонам распятия предстоящие, на нем 4 венца серебреные; на рукояти по надписи в репьях значатся внутри креста частицы мощей следующих святых: св. апостола Maтфея, св. Григория Богослова, св. Иоанна Златоуста, св. Игнатия Богоносца и св. Василия Амафунтского; великомучеников: Георгия. Димитрия, Прокопия и Феодора Стратилата, и Феодора Тирона, и мученика Сергия, и пр. отец Антония и Феодосия печерских. Внизу на рукояти надпись: «подан 1713 года Мая 11 дня Кадашевцем Иваном Астафьевым сыном Томилиным“. Весу с древом и с закрепами 1 ф. 75 Зол.

Между иконами особого упоминания заслуживают:

1) Местночтимая чудотворная икона Знамения Божией Матери, перенесенная в сию обитель, при восстановлении её в начале прошедшего столетия, из села Озерска (Перемышльского уезда), по благословению преосв. Илариона, митрополита Сарского и Подонского. Преемник его преосвященный Феодосий утвердил пребывание её в обители особою грамотою 1711 г., содержание коей мы привели выше.

Эта икона в описи 1800 г. описана так: „Образ Знамения Пресв. Богородицы со створами (т. е. складами), медной, в один вершок; около самого образа рамка серебреная, позлащеная, в серебреной со створами же позлащенной киоте; на оном киоте вверху изображен цыровкою образ Господа Саваофа, на створах образ Архангела Михаила и преп. Сергия (Радонежского); весу в оном киоте 75 золотников; внутри киота под образом подложена бархатная подкладка, у коей верхний край низан мелким жемчугом на две части, а внизу имеется среднего и мелкого жемчуга 70 зерен. Оный киот врезан в деке мерою местных образов, на коей около того киота образа: Михаила Архангела и преподобного Феодора, на них ризы, оклады и над ними в свету Дух Святый, все серебреное, чеканное; на той же деке вверху образ Господа Саваофа, на нем риза и венец таковые же, внизу образ пророка Исаии, на нем венец серебреный; по обеим сторонам оного Богородичного образа пророки, на них 8 венцев серебреные ж и дека оная по полям обложена кругом серебреным чеканным окладом, на коем внизу по подписи значит: „обложен сей образ подаянием Василия Растопчина в 1771 году“. Когда началось чествование сей иконы в месте первоначального нахождения оной селе Озерске – неизвестно. Но самая икона русского литейного дела, судя по некоторым признакам, XVI века.

2) Икона Владимирския Божия Матери древнего письма, пятивершковая, на ней риза, оклады и венец сребро-позлащеные, чеканной работы, убрусь низан мелким жемчугом, в нем 9 простых зеленых камушков; на нем же две расы смешанно низанные средним и мелким, жемчугом, в них в одной шесть, а в другой семь лапочек, на которых 10 золотых, да 3 красных камушков. Икона эта перенесена в сию обитель, при её восстановлении в 1776 г., из упраздненного Успенского Шаровкина монастыря.

Ризница

Ризница со времени восстановления монастыря, приумножаемая постепенно заботливостью настоятелей, чрез пожертвование доброхотных дателей, получила особенно значительное прираищение по кончине преосв. Дамаскина, чрез обращение в нее его собственных церковных облачений.

Лучшими облачениями значатся в главной описи, ризы: 1) по золотому глазету бархатные фиолетовые, крест и звезда сребро-позлащеные накладные.

2) Две фелони по золотому глазету, – бархатные зеленые цветы; крест и звезда шиты золотом и серебром.

3) По золотому глазету бархата малинового цвета, крест серебреный позлащенный; звезда шита мишурой.

4) Золотой сплошной парчи по белой земле, обложены гасом мишурным, крест и звезда щиты серебром. – К этим ризам принадлежащие облачения из тех же материй.

Старопечатные книги

1) Миней мисячных полный круг 12 книг, Московской печати 1693 года, по листам надпись: „книга глаголемая минея месячная месяц ... дана вкладу в Белевский уезд, в Белевскую Жабынскую Макарьеву Пустынь в церковь Введения Пресвятые Богородицы и чудотворца Макария города Орла Успенского монастыря архимандритом Евфимием, свои келейные, в вечное поминовение своих родителей, и сих книг из монастыря никуда не отдавать, не продавать и не закладывать . . . . и подписаны при начальнике той пустыни игумене Тихоне 1718 г. Марта ... Дня“.

2) Минея общая, в лист Московской печати, без окладнато листа (по признакам XVII века): Надпись по листам: „сия книга минея общая с праздники, куплена в Шаровском монастыре в церковь Божию по иеромонахе Герасиме в поминовение души его, на оставшие по смерти его келейные деньги“.

3) Триодь постная, в лист, Московской печати 1693 года, из надписи по листам видно, что она была келейная, жившего на покое в сей обители архимандрита Сергия, а по смерти его отдана в церковь на поминовение души его в 1621 году, подписал сей пустыни иеродиякон Рафаил.

4) Триодь, цветная, в лист, Московской печати без окладного листа (по признакам XVII века) на обертке надпись:1758 г. 4 дня Августа, книга цветная триодь полковника Никиты Феодоровича Каковинского“.

5) Пентикостарион или цветная триодь, в лист, Московской печати 1707 г., с тою же надписью по листам, как и в месячных минеях.

6) Типикон или церковный устав, в лист, Московской печати 1700 г. Надпись по листам: „1714 года Генваря в 1-й день, сия книга устав, в Шаровкин монастырь, дал вкладу Донского монастыря многогрешный монах Сергий, для поминовения родителей своих, которые писаны в, сей книге, на последнем листе“.

7) Октоих, в лист, Московской печати 1715 года. Надпись по листам: „сия книга октоих, дан вкладу в Белевский уезд, в Жабынскую Макариеву пустынь, в церковь Введения Пресвятые Богородицы и чудотворца Макария, царствующего града Москвы купеческой человек Данила Евстафьевич Томилин, в вечное поминовение по своих родителях . . . . . . . . а подписали при начальнике той пустыне игумен Тихон в лето от Р. Х. 1720. Марта, в ... день.

8) Служебник, в 4 долю листа, Московской печати в двух книгах, без выходного листа печатан при патриархах; 10 листам надписъ „cию книгу в Жабынскую Макариеву пустынь исжаловал преосв. Иларион, митрополит Сарский и Подонский, вечно, кто сию книгу из тоя обители без благословения игуменского похитит и мститель Всемогущий Бог“.

9) Служебиик в 4 д. л. Московской печати 1657 года.

10) Служебник в 4 д. л. без выходного листа, Московской печати (печатан при патриархах), с надписью по листам: „Тульского Предтечева монастыря“.

11) Ирмологий в 4 д. л. малого формата Московской печати, 1657 г.

12) Евангелие учительное в лист, Московскойпечати 1681 г., по листам надпись: „сию книгу дал вкладу города Белева посадской человек Дмитрий Онисимович в Макарьеву пустынь в церковь Пречистые Богоматери, честного Её Введения и преподобного отца нашего Макария в чудесех просиявшаго Белевского чудотворца, ради своего многолетнего здравия и душевного спасения и в поминовение своих родителей, 1712 года при первом игумене отце Тихоне и подписана по приказу его“.

13) Пролог в двух книгах Московской печати 1701 г. Надпись по листам: . . . . . Ноября в 27 день отдана вкладу в поминовение себя и родителей своих и свойственников своих купно с Сентябрскою половиною в дом Богоматери Введения Её в храм святый, дабы была в той пустынной обители Жабынской без выносу, подписал Иван Арбузов многогрешный“.

Чем владел и владеет монастырь

При основании монастыря в конце XVI столетия старцем Онуфрием из выписи, данной ему писцами дворцовых сел И. Г. Ржевским с товарищи, видно, что кроме Жабынского городища, на коем и воздвигнут самый монастырь с церквой Введения Пресвятые Богородицы, ему придано было: „Пашни три десятины в поле, а в дву потомуж, да лугу против села Сныхова в болоте лужок, церковной села Сныхова полторы десятины, – сена ставится 50 кешен, да ему ж дан бор на свечи и на ладон.

Но угодья эти, во время запустения обители во второй половине XVII столетия, вероятно отошли от монастыря, ибо при восстановлении оного в начале прошедшего столетия, в челобитной игумена Тихона упоминается, что за монастырем, кроме присадной рощи, никаких угодий нет.

В 1722 г. монастырь быль приписан к Белевскому Спасопреображенскому монастырю и спасен т совершенного уничтожения лишь ходатайством своего бывшего настоятеля о. архимандрита Тихона, и оставался приписным до 1764 г. А как церковь его служила в тоже время приходскою для жителей окрестных деревень Александра Возницына, то с 1736 г., вследствие челобитья, состоявшего при монастырских церквах для исправлений мирских треб Григория Петрова, по указу из государственной коллегии Белевской воевода капитан Яков Ильин Быков отрезал к оной церкви из земель вышеозначенного помещика Александра Возницына қ церкви Введения Пречистые Богородицы, на прокормление попу Григорию с причтом, пашни паханые и перелогу добрые земли 10 четвертей в поле, а в дву потому ж сенных покосов и леом поросло 5 десятин (а по переложении в десятины, всего 20 десятин), да в реке Оке против Жабынской пустыни рыбную ловлю.

В 1764 г. Жабынския пустынь упразднена, монастырская церковь осталась приходскою и потому вышеупомянутые угодья оставались в полном и бесспорном владений приходского священиика. Но в 1776 году, когда епархиальное начальство нашло нужным опять восстановить эту пустынь, На место сгоревшего в том же году Успенского Шаровского монастыря. одного из 7 оставленных в 1764 году за штатом на своем содержании Крутицкой епархии монастырей. оно, имея в виду, оберегать его существование, предписало состоящего при бывшей монастырской церкви священника Михаила Григорьева перевести в село Карманье; но состоявший приходом в монастырской церкви барон Петр Иванович Черкасов просьбой, поданной в Св. Синод, испросил об отмене этого распоряжения. Однакож Св. Синод, тем же самым указом, которым сообщил о сей отмене чрез Крутицкую консисторию восстановленной обители, требовал, чтобы оставляемому по просьбе барона Черкасова при монастырской церкви священнику положенное по закону количество земли было отведено из земель его, барона Черкасова; из этого уже само собою следовало, что прежняя церковная земля должна остаться во владении монастыря. Но не смотря на это, во время последовавшего вскоре за тем межевания, о земле сей произошел на меже спор между священником Михаилом Григорьевым, который хотел удержать эту землю за собою, основываясь на том, что она в 1736 г. была отведена к церкви, а не к монастырю, и строителем пустыни отцем Исаакием, который справедливо считал эту землю монастырскою, по силе синодского указа. Спор этот кончился тем, что, по указу Рязанской межевой конторы, земля эта, по силе вышеупомянутого указа, Окончательно утверждена за монастырем, с исключением из неё состоящей под усадьбами приходских священно и церковно-служителей.

1) В плане, выданном на эту землю обители, по межеванию 1778 года 27 Сентября, учиненному землемером прапорщиком Василием Ладыгиным, внутри владения обмеженного от всех смежных владельцев одной окружною межою, по нынешней мере значатся: «пашенной земли 3 десятины, 60 сажень, лесу строевого и дровяного 13 десятин 450 саж., под монастырем 1375 саж, под большою дорогого 54 саж.., под бичевником 1 дес. 900 саж, под полурекою Окою 2 дес. 330 саж.., под истоками 320 саж.; а всего 23 дес. 1570 квадрат. сажень, а одной удобной 16 десятин с саженями.

2) Вследствие Высочайшего указа 1797 года 23 Декабря, к этой земле добавлено монастырю до указной пропорций (30 десят.) пахотной земли в Белевском, ныне Чернском уезде, при отвершке Акульшине, близ села Тургенева, пахотной земли 13 десят. 1890 саж.

Земля эта с 1808 – 1813 г. отдавалась за 42 руб. в год; в 1841 на девять лет за 17 руб. 14 2/7 коп. сер в год; в настоящее же время Отдается за 30 руб. сер. в год.

3) Вследствие того же Высочайшего указа 1797 года, отведена монастырю мельница в Тульском уезде на реке Шиворони, выше Бровкина луга, о дву поставах и рыбная ловля при той же мельнице в речке Шиворони.

Мельница эта до отдачи монастырю отдавалась от казны на оброк с 1797 по 1801 г под 240 руб. в год.

В 1806 году за 275 руб. в год.

– 1818 – – 850 –

– 1831 – на 4 года по 600 руб. в год,

В настоящее время отдается за 100 руб. сер. В год из выстройки.

4) В настоятельство игумена Венедикта (1847 г.), старанием преосв. Дамаскина, Белевского протоиерея о. Иоанна Глаголева, Жабынская пустынь получила участок дровяного леса в дачах близ лежащей деревни Боровны, в количестве 30 десятин удобной и неудобной земли. Земля эта поступила во владение монастыря по дарственной записи поручицы Веры Андрияновны Сомовой, которая купила ее у подполковника Ивана Петровита Колениуса. В 1847 г., согласно отношению Белевского уездного суда, межи сего участка возобновлены состоявшим в должности землемера Александром Баташевым и выдан план на оную, который ныне хранится при делах монастыря.

В прошедшем 1862 г. монастырь уже начал пользоваться из этого участка своими дровами, которые прежде должен был покупать.

Сравнительно же со многими пустынными обителями Жабынская пустынь, имея всего 30 дес. земли удобной, может по справедливости называться бедною, и для обеспечения своего нуждается в заведении хуторного хозяйства по примеру прочих, состоящих на своем содержании общежительных обителей, почему нынешний настоятель обители о. строитель Феодосий и вошел с представлением о наделении обители землею, по примеру других общежительных монастырей.

Жабынская пустынь в настоящее время имеет постоянного дохода со всех хозяйственных статей около 1000 руб., включая в это число и проценты с 9000 руб. сер. капитала, находящегося в кредитных установлениях21.

* * *

18

Самуил Миславский, бывший епископ Кутицкий и Можайский (1768 – 1776). Антиминс этот и освящен им в 1780 г., полагаем потому, что Крутицкая епархия, по переводе преосв. Самуила на кафедру Ярославской епархии, состояла вакантною до 1781 года, состоя под управлением Московской синодальной конторы.

19

В таком виде дом был до пожара, случившегося в ночи под 6-е августа 1864 года и истребившего этот дом. В настоящее время нижний этаж восстановляется, а верхний надстраивается каменный.

20

Этот список разнится как с списком, помещенным в истории Российской иерархии, так и с тем, который, помещен в месяцеслове Рубана на 1777 год, так напр., епископа Тарасия нет вовсе в обоих упомянутых списках.

21

В числе этого капитала состоят билеты: графа Орлова–Чесменского в 3713 руб сер. на поминовение, преосв. Дамаскира 283 руб. 72 коп., коллежского асессора И. П. Колобкова 624 руб., Екатерины Ивановны Бланк 300 руб.,и неизвестного 148 руб.



Источник: Опубликовано: Тула. 1865. В типографии Н.И. Соколова

Вам может быть интересно:

1. Описание Лихвинского Покровского Доброго мужского монастыря архимандрит Леонид (Кавелин)

2. Предполагаемая реформа церковного суда – X. ДОПОЛНЕНИЕ К ПЕРВОМУ ВЫПУСКУ архиепископ Алексий (Лавров-Платонов)

3. Путешествие по святым местам русским. Часть 1 – X. Вышгород и Межигоры Андрей Николаевич Муравьёв

4. Церковные торжества в дни великих праздников на Православном Востоке. Часть 1 профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

5. Иконы Церковно-археологического музея Общества любителей духовного просвещения. Выпуск I Александр Иванович Успенский

6. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя (1855-1870) Александр Александрович Папков

7. Памятники древнерусского канонического права – 11. Заповедь епископам о хранении церковных правил профессор Алексей Степанович Павлов

8. История запрещенных книг на Западе. Итальянское духовенство в одну из средневековых эпох профессор Алексей Петрович Лебедев

9. Праздничный отдых христианина – Март месяц. 25-й день. Благовещение Пресвятые Богородицы протоиерей Григорий Дьяченко

10. Профессор Московской духовной академии П.С. Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном протоиерей Андрей Беляев

Комментарии для сайта Cackle