Источник

Аввакум

Аввакум (в греч. перев. LХХ: Ἀμβακούμ, евр. «Габаккук», по русскому простонародному произношению «Абакум») – ветхозаветный пророк, восьмой из числа двенадцати «малых пророков». Небольшая по объему книга его (3 главы) содержит пророчество о нашествии халдеев на царство иудейское и о наказании Божием, которое постигнет самих халдеев за их нечестие. Начало книги носит, по-видимому, диалогическую форму: пророк обращается с вопросами к Господу, и Господь отвечает ему. «Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? – вопрошает пророк Господа, – суда правильного нет, так как нечестивый одолевает праведного» (Авв.1:2–4). Господь возвещает пророку, что скоро наступит наказание за такое нечестие, и исполнителями этого наказания явятся халдеи, – «народ жестокий и необузданный» (Авв.1:5–11). Пророк недоумевает, как праведный Господь попустит нечестивым поглотить того, кто праведнее его, и высказывает надежду на то, что наказание будет только временным (Авв.1:12–17). Пророк с нетерпением ждет ответа от Господа, как страж на городской башне всматривается вдаль (Авв.2:1). И Господь ответил пророку: «Праведный своею верою жив будет, а нечестивцу, разоряющему многие страны, проливающему кровь человеческую и надеющемуся на бессловесных идолов (т. е. халдейскому народу), провозглашается пятикратное «горе!» (Авв.2:2–20). В восхищении перед правосудием Божиим, пророк воспевает торжественную песнь (Авв.3), в которой изображает грозное явление Господа для суда и наказания нечестивых и для спасения народа Своего и помазанника Своего. Эта песнь Аввакумма издревле понималась некоторыми отцами в иносказательном смысле, в смысле пророчества о «пришествии Спасителя и победе Его над смертию» (синопсис, приписываемый св. Афанасию). Она послужила образцом для многих церковных песней и в частности для четвертой песни канона; слова церковных ирмосов: «На Божественной стражи богоглаголивый Аввакум да станет с нами», «Услышах слух Твой и убояхся», «Из горы приосененные чащи пришел еси воплощся» и др. заимствованы из 2–3 глав книги пророка Аввакума. По своему изложению книга эта принадлежит к перлам священной письменности как по глубине мыслей, так и по силе и красоте их выражения. Песнь Аввакума употреблялась, по-видимому, еще при ветхозаветном богослужении, подобно псалмам: на это указывают ее надписания, общие с псалмами («молитва» Авв.3:1, – так названы и первые 71 псалом, см. Пс.71:20; «для пения» Авв.3:1 – то же еврейское слово стоит и в Пс.7:1: «плачевная песнь»; «начальнику хора» Авв.3:19, – то же надписание имеют 55 псалмов; триады в песни Аввакума встречается музыкальный термин selah, столь обычный в Псалтири).

Содержание книги св. пророка Аввакума дает возможность приблизительно определить и время его пророческой деятельности. Халдеи ходят по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими им селениями (Авв.1:6), предстоящее во дни ваши нашествие их на Иудею изображается как такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали (Авв.1:5), – эти слова указывают на время, близкое к битве при Каркамисе (605 г. до Р. X., 4-й год Иоакима Иер.46:2), когда фараон Нехао, от которого раньше зависела Иудея, был разбит Навуходоносором. Вероятно, Аввакум пророчествовал в Иудейском царстве не задолго до этой решительной битвы; может быть, его деятельность падает именно на последние годы царствования Манассии, когда прекратилось явное идолопоклонство народа израильского (ср. 2Пар.33:16), но были возможны злоупотребления, описанные в Авв.1: если бы Аввакум пророчествовал во времена явного идолослужения евреев, он обличил бы его и не мог бы так возмущаться идолопоклонством язычников; с другой стороны, обличаемые им беззакония едва ли могли совершаться при благочестивых царях Езекии или Иосии. Ко времени Манассии относит пророческую деятельность Аввакума и еврейское предание (j. Sаnh, 12; Seder оlam Rаbbô 20). Других достоверных сведений о пророке Аввакуме не имеется. Правда, в книге «De vita prophetarum», ложно приписываемой св. Епифанию Кипрскому, рассказывается, что пророк Аввакум был родом из селения Бетзохар в колене Симеоновом, при взятии Иерусалима Навуходоносором спасся бегством, а затем возвратился и жил в родном селении, откуда и был перенесен однажды ангелом в Вавилон с пищею для пророка Даниила, вверженного в ров львиный и т. д.; но этот рассказ не имеет никаких признаков достоверности. Нет оснований отождествлять пророка Аввакума с тем Аввакумом, который упоминается в рассказе о Виле и Драконе (Дан.14:33–39), при чем нужно иметь в виду, что рассказ этот стоит вне библейского канона; замечательно, что в переводе LХХ повествование о Виле и Драконе (Дан.14) носит особое надписание: «из пророчества Аввакума (Ἀμβακούμ, в сирском тексте Ἀμβακούκ), сына Иисусова, из колена Левиина». И из последнего стиха книги Аввакума, где в еврейском тексте имеется выражение: «начальнику хора на гуслях моих», выводят, что Аввакум был одним из левитов, участвовавших в музыкальных хорах при храме. Но в этих хорах, можно думать, участвовали не одни левиты (напр. Давид или Езекия, ср. также Ис.38:20), а по переводу LХХ в Авв.3:19 Аввакум не называет гуслей «своими».

Несмотря на небольшой объем книги Аввакума, отрицательная критика находит возможным отметить в ней некоторые части, не принадлежащие будто бы Аввакуму. Одни подозревают подлинность Авв.1:5–11 (Гизебрехт), другие – Авв.2:9–20 (Штаде, Куенен, Корнилль) или 2,12 – 17.20 (Вельгаузен), третьи считают молитву Аввакума отдельным псалмом, случайно присоединенным к книге его пророчеств. Находят именно, что эти отделы не имеют внутренней связи с прочими частями книги. Но из обозрения содержания ее видно, как последовательно раскрывается мысль и чувство пророка, и всякий беспристрастный читатель книги не найдет в ней поводов к сомнению в подлинности той или другой ее части. Апостол Павел в своей речи в Антиохийской синагоге приводит Авв.1:5, а в Рим.1:17, Гал.3:11 и Евр.10:38 трижды ссылается на изречение Аввакума «праведный верою жив будет» – Авв.2:4.

Толкования на книгу пр. Аввакума: Феодора Мопсуестийского у Миня Патр. гр. т. 66; Феодорита Кирского II. гр. 81; Кирилла Алекс. П. гр. 71–72, Иеронима М. П. лат. 25, Феофилакта Болг. М. П. гр. 126. Новые: L. Reinke, Der Рrophet Наbakuk, Brixem 1870; Аnt. J. Ваimgartuer, Le proрhète H., Lеiрzig 1885. Русские: Иринея, арх. Псковского, Толкование 12 мал. пророков ч. 5-я С.-Пб. 1807; Ив. Смирнова, Москва, Палладия еп. Сарапульского, Вятка 1875. М. Г. в «Хр. Чт.» 1867, II. А. Рождественский.

– В церковном житии Аввакума говорится, что он пророчествовал «о пленении Иерусалима и запустении церкви и о порабощении людей, и горько плакал», а также – «о возвращении людей из плена Вавилонского, о рождестве Христа и о прекращении Ветхозаветного Закона» (Мен. В., Прол., Чт.-Мин.). Скончался за два года до возвращения иудеев из плена Вавилонского, – пам. 2 дек., в Рим. Март. 15 янв.

А. Пономарев


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle