Источник

Арсений (Брянцев), архиепископ Казанский и Свияжский

Арсений (Брянцев), архиепископ Казанский и Свияжский. – Сын дьячка Смоленской епархии, в мире Александр Дмитриевич, родился в 1839 г., вырос среди вопиющей материальной нужды, первоначальное образование получил в Смоленских училище и семинарии, высшее – в Киевской духовной академии. В семинарии он жил частными уроками, в академию приехал волонтером. По окончании академического курса в 1867 г. со степенью магистра, был назначен в августе того же года законоучителем гимназии в местечке Белая Церковь, Киевской губернии. Рукоположен во священника 4 февраля 1868 г. В 1869 г. из Белой Церкви перешел в Киев, настоятелем Киево-Печерской Воскресенской церкви, и, служа здесь, в то же время «с любовию и неподражаемым усердием исполнял должность законоучителя», в разных учебных заведениях: в Киево-Подольской прогимназии, в Киевской Владимирской военной гимназии и в Киевском училище девиц духовного звания. В 1872 назначен законоучителем и настоятелем церкви Киевского института благородных девиц. «С течением времени, когда богатые природные дарования, преданность долгу, усердие в исполнении возлагаемых обязанностей примерным образом давали знать о себе в столь разнообразной деятельности о. Александра, он призывается к более ответственному и более высокому служению церкви и отечеству». 19 марта 1873 г. он назначен ректором вновь открытой Таврической духовной семинарии, с возведением в протоиереи, здесь 26 апреля 1875 г. принял монашество и был возведен в архимандриты. В 1882 г. 17 мая хиротонисан во епископа Ладожского, викария С.-Петербургской митрополии. 22 октября 1883 г. назначен ректором С.-Петерб. дух. академии. Один из биографов высокопреосв. Арсения пишет, что «на первых порах студенты академии встретили нового ректора с предубеждением и заявили себя недостаточно внимательными и благопокорливыми, с проявлением своеволия, которое выражалось в неисправном посещении лекций, невнимательности к богослужению и опущении оного без уважительных причин, притязательности в отношении к начальствующим, в своевольных отлучках из заведения и т. д. Преосвящ. Арсению пришлось положить немало трудов и сил, при большой настойчивости, чтобы подчинить порядку и дисциплине студенческую жизнь. Прежде всего он обратил самое серьезное внимание на развитие в студентах церковности». Богослужения в академической церкви удлинились, получили прекрасное развитие два церковных хора, студенты облеклись в стихари и стали принимать участие в богослужениях в качестве прислужников, необходимых в большом числе при архиерейском служении. Но, самое главное, в академии водворился дух любви к иноческому званию. Первым постриженником был молодой студент 4-го курса Михаил Грибановский (14 января 1884 г.), недавно скончавшийся в сане епископа Таврического, и этот первый чрезвычайно удачный опыт вызвал целое новое течение в С.-Петерб. академии. – 28 марта. 1887 г. преосвященный Арсений назначен епископом Рижским и Митавским. По ходатайству преосвященного, в рижской епархии открыты многие самостоятельные приходы, его заботами во многих местах, где прежде совершалось богослужение или в бедных молитвенно-школьных домах, или в невзрачных наемных помещениях, нисколько не приспособленных для богослужебных целей, воздвигнуты новые благолепные храмы. «В этом отношении время святительского служения владыки на рижской кафедре особенно знаменательно, – ни одно предшествующее время не представляет такого обильного построения храмов Божиих в крае. Кроме крупных правительственных средств, употребленных на сооружение храмов, владыка сумел привлечь и расположить на это святое дело и частную благотворительность». «Не менее того ревновал владыка и о том, чтобы богослужение в церквах совершалось благообразно и по чину, без спешности и произвольных изменений или сокращений, благовейно, стройно, торжественно. При этом он особенное религиозно-воспитательное значение придавал церковному богослужебному пению, почему на поднятие, развитие и усовершенствование оного обращал особенное свое архипастырское внимание». Он неизменно требовал, чтобы при всех приходских храмах непременно были певческие хоры из прихожан и учащихся в церковно-приходских школах, и по возможности вводимо было общенародное пение в церквах, чего преосвященный и достиг в значительной степени. Заботами владыки открыты многие приходские школы и устроены приличные школьные здания, значительно оживлена просветительная деятельность духовенства. «Внебогослужебные собеседования с народом, бывшие ранее только при кафедральном соборе и в двух-трех церквах еще, распространены на все приходские храмы и сделались повсеместными». «Впервые призваны к жизни преосвященным миссионерские беседы», устроены почти во всех значительных городах епархии церковные склады книг религиозно-нравственного содержания; при всех церквах – церковные библиотеки, учрежден при духовной семинарии «историко-статистический комитет по описанию церквей и приходов рижской епархии», преобразованы «Рижские Епархиальные Ведомости», прежде имевшие одну только официальную часть, издано, частью иждивением, частью поощрением преосвященного «небывалое в рижской епархии множество популярных религиозно-нравственного содержания книг и брошюр». Открыт Пюхтицкий женский монастырь, учреждена в Риге Свято-Троицкая женская община. «Вообще, высокопреосвященный Арсений положил видную печать своей отеческой попечительности о благоустройстве рижской епархии на все стороны ее жизнедеятельности». В 1893 г. владыка получил архиепископство.

4 октября 1897 г. высокопреосв. Арсений назначен в Казань. Немедленно по прибытии на новую кафедру владыка «своими заботами и трудами во благо своей паствы стяжал глубокую любовь и в пастырях, и в пасомых». «С первых дней фактического вступления на казанскую кафедру он с неподражаемой энергией и горячностью взялся за епархиальные дела, во всем показывая широкую опытность благостнейшего архипастыря и отца, разумно и умело являющего в своих действиях любовь и справедливость в удивительном сочетании. Всех, имеющих в нем нужду, отечески и ласково принимал, со всеми без различия звания и положения одинаково беседовал, так что каждый, выходя из покоев, глубоко запечатлевал в своей душе светлый и симпатичный образ отзывчивого на все благое любвеобильного архипастыря. Особенную архипастырскую заботливость он проявлял о подведомом ему духовенстве, старался ставить его на должную высоту и по деятельности, и по жизни, чтобы пастыри духовные всегда были достойными делателями в вертограде Христовом». «Горячо ревнует он и о процветании монастырей в епархии, чтобы они сохраняли за собой то просветительное значение, какое они имели на святой Руси в своем историческом прошлом, именно, чтобы были светочем православия и высоконравственной жизни». «Казанская епархия – разноверная и разноплеменная. В ней помимо раскольников, есть весьма большое количество исповедующих ислам, в числе которых немало отпадших от христианской веры татар. Среди черемис, чуваш и вотяков много и язычников. И вот распространение света христианского вероучения среди мухаммедан и язычников, возвращение в лоно православной церкви отпадших от нее, содействие обращению к православной церкви заблуждающихся братий наших, так называемых старообрядцев: все это становится предметом постоянных забот владыки», хорошо уже знакомого с миссионерским делом по месту прежнего своего служения в прибалтийском крае. Казанская паства, благодарная своему благостному владыке, воспользовавшись днем 4 февраля 1898 г., когда исполнилось тридцатилетие служения владыки в священном сане, устроила ему трогательное и умилительное поздравительное торжестию. Торжество это описано в брошюре: «Чествование высокопреосвященнейшего Арсения, архиепископа Казанского и Свияжского, казанскою паствой 4 февраля 1898 года», Казань, 1898. Из этой брошюры и заимствованы главным образом изложенные выше сведения, а равно из следующих изданий: «Высокопреосвященный Арсений, архиепископ Казанский и Свияжский. Первые дни архипастырского служение в Казани», Казань, 1897 г.; самые подробные биографические сведения – в «историко-статистическом описании церквей и приходов рижской епархии» в «Рижских Епарх. Ведомостях» 1895 г.

Магистерская диссертация высокопреосвященного Арсения «Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для православной церкви» печаталась в «Страннике» 1868 г. и потом издана отдельной книгой. В 1870 г. им составлен «Путеводитель по святыням Киево-Печерской лавры для богомольцев», изданный лаврой. В 1898 г., в Казани, изданы путевые заметки преосвященного «Путешествие на богомолье в Киев 6–21 сентября 1898 г.». Перу владыки принадлежит также много статей и проповедей в «Таврических Епархиальн. Ведомостях», за 1874–1882 гг., когда он состоял редактором «Ведомостей», а также в «Рижских Епарх. Ведомостях», за время служения в Риге. Теперь проповеди владыки печатаются в «Православном Собеседнике». Изданию этого последнего журнала владыка вообще оказывает значительное пособие, печатая в нем многие статьи на свой счет.

С. Рункевич.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle