Источник

Жития

Жития святых. Исполняя завещание апостола Павла: «поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие» (Евр.13:7), христианская церковь с самого начала своего существования тщательно собирает сведения о жизни ее подвижников. Первыми по времени житиями святых были сказания о мучениках. Древнейшим источником для составления их были архивы проконсулов или других римских судей, содержащие официальные протоколы допроса и приговора над подсудимыми В подлинном виде эти языческо-римские акты (Acta proconsularia, praesidialia, judiciaria) не дошли до нас, но они содержатся или целиком, или в извлечениях, во многих сказаниях о мучениках. Так, в предисловии к сказанию о мучениках Таррахе, Пробе и Андронике, осужденных при Диоклетиане в 304 г., составитель упоминает, что он купил нужные акты у одного судейского чиновника Себаста за большие деньги (ducentis dinariis) и списал их. Заимствованием из официальных бумаг объясняется то обстоятельство, что повествования житий об обвинении мученика, о его заключении, о судебном процессе над ним и его осуждении отличаются чрезвычайным однообразием. Эти, составленные по судебным актам, сказания о мучениках имели вид или послания от одной церкви к другой, или назидательного рассказа (gesta martyrum, passiones) для собственного употребления.

Как пример древнейших сказаний о мучениках в форме послания можно указать: 1) на «Страдание Поликарпа» (Passio Polycarpi) в послании Смирнской церкви ко Фригийской и в отрывках у Евсевия (Ц. И. IV, 15); 2) послание Лионской и Виеннской церквей к христианам Асии и Фригии о гонении, бывшем при Марке Аврелие в 177 г. (Евс.5:1–3); 3) послание Дионисия Алекс. к епископу Антиохии Фабиану о гонениях в Египте при Деции (ibid. VI, 41–42) и др. Гораздо многочисленнее сказания второго рода, которые в Риме (Liber Pontif. s. Clem) и, вероятно, в других церквах, составлялись особыми нотариями, поставленными еще св. Климентом для ежедневной записи происходившего с христианами на месте казней. Число этих сказаний, собранных Руипартом, доходит до 106. Из них древнейшие: акты св. Иустина Философа и мученика (ум. 163-­167), акты Карпа, Папила и Агафоники (при Марке Аврелие) и «Passio sanctorum Scilitanorum (см. В. В. Болотов, «К вопросу об Acta martyrum Scilitanorum», «Христ. Чтение» 1903 г., июнь и июль).

Еще многочисленнее сказания, составленные по подложным, или по сомнительным данным, в которых, по большей части, есть лишь зерно исторической истины. Сюда нужно отнести прежде всего все апокрифы об апостолах (см. Апокрифы, I). Из послеапостольского времени сюда относятся сказания о мученичестве Игнатия Богоносца (см. Игнатий, т. V), Acta Nerei et Achillei, страдание Фелицитаты и семи сыновей, Acta Cypriani et Justinae (см. Цан, «Киприан Антиохийский, 1882), страдания Кирика и Иулитты и друг.

С древнейших времен стали собирать отдельные жития святых отчасти в целях назидания, отчасти для чествования и памятования их. Об этом свидетельствуют Киприан (письмо 12, 39), Арнобий (IV, 36, см. Энц. I, 1041) и Пруденций (Pеristeph. I, 24). Собрания эти имели сначала форму перечисления имен мучеников с упоминанием о дне поминовения их (календари или диптихи, – см. Энц. IV).Причина такой краткости заключается в том, что мученики хорошо были известны в той церкви, в которой они жили и страдали; но с течением времени, когда память о мучениках стала исчезать, и с другой стороны, вследствие обогащения календарей святыми других церквей, особенно одноименными, явилась потребность отличить их родом жизни и кончины, саном, местом жительства и др. Таким путем явились и сборники подробных сказаний о мучениках. Из сборников такого рода наиболее важны труды Евсевия Кесарийского: Ἀρχαίων μαρτυρίων συναγωγὴ и Συγγράμμα περὶ τῶν ἐν Παλαισίνῃ μαρτυρήσαντων. Первое обширное сочинение, касающееся мучеников во всей церкви, было утеряно еще в конце VI века (Григ. Вел., письмо VIII, 29), второе, вышедшее в двух редакциях и касающееся лишь времени Диоклетиана, сохранилось в виде приложения к VIII книге Церковной Истории (см. Viteau, De Eus. Caes. duplici opusc., Paris 1893, русский пер. Ц. И. изд. Спб. д. ак., т. II, 1850–1858).

Оба вида сказаний о мучениках, подробный и краткий, явившись в доникейский период, существуют и в последующее время, но, тогда как во время гонений содержанием их служили исключительно жития мучеников, теперь, с прекращением гонений, сюда мало-помалу проникает и другой элемент – жития преподобных и других святых. Это изменение в содержании житий первоначально произошло не на Востоке: здесь вследствие гонений в Персии и Абиссинии жития долго сохраняли свой прежний характер, а на Западе. В римском хронографе 354 года (изд. Aegid. Bucher, Антверпен 1633, и Моммсен, 1850) наряду с 24 мучениками упоминаются 12 римских епископов. Таков же Calendarium Africanum vetus, 500 г., изд. Мабильон, Vet. Anall. III, 398, ср. Григ. В. письмо VIII, 29). Сюда же можно отнести и Готский календарь (см. о нем статью В. В. Болотова, «Хр. Чтение» 1893 г., I, стр. 198 и сл.). Дальнейшее развитие римского мартиролога представляет так называемый Martyrologium Hieronymianum (лучшее издание Росси и Дюшена в A. S. Nov. t. II, p. 1, 1894). Иерониму здесь принадлежит лишь незначительная часть, и этот коллективный труд приписывается ему, как символу всякой учености на Западе. В основе его лежит римский мартиролог, упомянутый Calendarium Africanum и сирский мартиролог (362–412 г. изд. Wright, 1865–66). Первоначальную обработку он получил в верхней Италии, дальнейшую – в Галлии. Этот мартиролог послужил образцом для средневековых трудов такого рода, напр. для Martyrologium Bedae, Mart. Romanum parium и др.

Еще больший перевес получил общий агиологический элемент в житиях святых над сказаниями о мучениках, когда явился новый вид христианской литературы: жития отцов (Vitae patrum). Труды Палладия Еленопольского (Лавсаик, изд. Рената Лаврентия, Hist, christ. vet. patrum, 1582, а также в Opera Maursii, Флоренция 1746, т. VIII, русский перевод – 1856), Феодорита Киррского (История боголюбцев, изд. Рената, русский перевод в «Твор. св. отцов» и отдельно), Иоанна Мосха (Λειμονἀριον, изд. в «Vitae patrum» Pocвейга, Антверп. 1628, т. X; русск. пер. «Лимонарь, сиречь цветник», М. 1859), Иоанна Климака и Иоанна Ефесского (см. это слово) – на Востоке и труды Руфина Аквилейского (Vitae patrum s. historiae eremiticae), Иоанна Кассиана (Collationes patrum in Scyphia), Григория Турского (см. Энц. IV), Григория Двоеслова (см. IV, – Диалоги, пер. в «Правосл. Соб.») – на Западе дали обширный новый материал для сборников житий. Эти труды более соответствовали потребностям времени, чем прежние сказания о мучениках. Они описывали многообразную жизнь святых, учили всем христианским добродетелям, тогда как однообразное содержание сказаний о мучениках учило лишь христианскому терпению и смерти. Естественно, что составители житий как на Востоке, так и на Западе, стали широко пользоваться этим новым источником. Перечислим важнейшие труды такого характера.

1) На Востоке. В греческой церкви Месяцесловы (Μηνολόγιον), напр. Месяцеслов императора Василия (изд. кардиналом Аннибалом Альбани, Урбино 1727, и др.), сохранили прежнюю, близкую к календарям, форму, тогда как Минеи (месячники) включают в себя кроме подробных житий святых, расположенных по месяцам, службы и песнопения в честь их. О Минеях упоминает уже Феодор Студит, говоря, что жития святых наполняют двенадцать томов (Ер. 2 ad Plat., ed. Sirmond., I, 181). Громадный житийный материал, накопившийся с первых столетий, был использован Симеоном Метафрастом, сановником византийского двора (X в.), переработан в нравоучительном духе и украшен вымыслами его богатой фантазии. Агиологические труды его, изданные у Миня (Ser. Gr. t. CXIV–CXVI), послужили самым распространенным первоисточником для последующих писателей этого рода не только на Востоке, но и на Западе. Из переработок его труда отметим Νέος παράδεισος (Новый рай) критского монаха Агапия Ландоса (изд. в Венеции в 1641 году). Средину между Месяцесловами и Минеями занимают Синаксари (Συναξάριον) или Прологи. Слово синаксарь – собрание, сборник, указывает на то, что христиане в великие праздники и дни особенно чтимых святых собирались в храмы. Эти дни и означались в Евангелиях, Апостолах и других богослужебных книгах, но потом сюда вошли и краткие жизнеописания святых. Тогда как Синаксари ближе подходят к Месяцесловам и иногда даже отождествляются с ними, Анфологии (Ἀνθολόγιον), включая в себя литургический материал, стоят ближе к Минеям. Таков, напр., Анфологий, изданный Антоном Аркадием в Риме в 1598 г.

Из новейшей греческой литературы по агиологии следует отметить труды Никодима Святогорца (в 1819): .«Новый сборник» (Νέον ἐκλόγιον, Венеция 1803, 1862, «Новый Мартиролог» (Νέον μαρτυρολόγιον), Венеция 1799, «Синаксарист» (Συναξαριστὴς), Венеция 1819, Конст. 1842, Закинф и Афины 1869; монаха Агапия: «Рай» (Παράδεισος) – 1863, «Новый Рай» (Νέος παράδεισος) – из Метафраста, «Сборник» (Ἐκλόγιον), 1869, «Благовремение» (Καλοκαιρινὴ, 1865; «Новый луг» (Νέον λειμονάριον), изд. по определению синода греческой церкви; «Великий синаксарист» (Μέγας Συναξαριστὴς), составленный К. Дукакисом на основании вышеуказанных сочинений; «Жития святых» (Οἰ βίοι τῶν ἁγίον) Трифона Евангелида, 1895, и «Византийский праздникослов» (Βυζαντινόν Ἑορτολόγιον) М. Гедеона, 1896.

Жития святых Сирских и Персидских изданы Стефаном Еводием Ассемани (см. Энц. II) и недавно П. Веджаном под заглавием: Acta martyrum et sanctorum», Париж и Лейпциг 1890­-95. Последнее издание, снабженное нужными комментариями, содержит очень много нового. Много материала для житий Персидских и Сирских святых есть в сочинениях П. Цингерле: «Подлинные акты мучеников Востока в переводе» (Иннсбрук 1835) и Г. Гоффмана: «Сирские акты персидских мучеников» (Лейпц. 1880). Жития святых в коптских и абиссинских памятниках имеют большое сходство между собою и резко отличаются от житий других церквей. Коптский синаксарь на арабском языке издан (три месяца) Вюстенбельдом в Готе в 1879 г. Отметим также труд Г. Гиверната: «Акты мучеников Египта, извлеченные из коптских рукописей Ватиканской библиотеки и музея Борджиа», Рим 1886–87, коптский календарь, изданный преосв. Порфирием в сочинении «Вероучение, богослужение и пр. коптов», 1856, и заметку пр. Сергия в «Месяцеслове» 1901, стр. 293–299, где указаны и другие труды. Армянский мартиролог издан Мекитаристами в Венеции в 1874 году (см. также Сергий, ib.). О грузинской апологической литературе см. Энц. IV.

2) На Западе. После упомянутых мартирологов Иеронимова и малого римского и Беды на Западе появились мартирологи лионского каноника Флора Дрепания (ум. 830; Минь, Ser. L. XCIV, 790), восполнивший мартиролог Беды, краткий стихотворный мартиролог Вандельберта (ум. 870), довольно подробный Рабана Мавра (ум. 856), мартиролог Адона Вьеннского (ум. 870), служащий дополнением мартирологов Беды и Флора, мартиролог бенедиктинца Узуарда ( ум. 875; у Миня t. CXXIII, 201), составленный по поручению Карла Лысого, отличающейся обилием имен и краткостью житий, и, наконец, мартиролог Ноктера Бальбулюса (ум. 912; изд. Канизием, Lectiones antiqu. II, 3, p. 89). Начало новому фантастическому направлению в житийной литературе на Западе было положено монахом Вольфгардом Герридским (X века), а продолжателями его были Иаков Борагин (см. это слово) и Петр Наталибус (ум. 1382), составивший Каталог святых (изд. в 1493 г. и в 1616 в Венеции). Труды этих авторов переполнены рассказами о самых фантастических чудесах, ссылками на сочиненные документы, упоминаниями о выдуманных лицах и т. п. Последующие труды принимают направление более критическое: Бонина Момбриция «Sanctuarium» в алфавитном порядке, Георгия Вицелла «Hagiologium» (изд. в 1541 г.), Алоизия Липпомана, еп. Веронского, «Vitae sauctorum» (1551–1560), Амвросия Повидия Флакка «Священных праздников 12 книг», 1559 г., Рената Лаврентия де-ла-Барра «Христианская история древних отцов», 1583 г., Лаврентия Сурия «Жития святых Востока и Запада», 6 томов в лист, 1569–1575, переиздано в Турине в 1875–80 г., Цезаря Барония ( 1607 г.) «Летописи церковные» (1598–1609) и «Римский мартиролог», 1586, и многие другие. Но все эти труды далеко превзошло исполинское предприятие ученых иезуитов в Антверпене, доктора Болланди и его товарищей, начавших издавать с 1643 года «Acta Sanctorum». Первоначально план его был составлен иезуитом Герибертом Росвейцом, по смерти которого в 1629 году дело это было передано орденом Иоанну Болланду (подробнее см. под словом Болландисты, II). Хорошее сокращение издания болландистов представляет труд Адальберта Мюллера «Общий мартиролог» (1860, ) и может служить справочной книгой к нему. Полный указатель к этому изданию составлен Потастом «Biblotheca historica medii аеvi», Берлин 1862. И другие р.-католические ордена издавали жития святых. Так, существуют «Acta Sanctorum ordinis s. Benedicti», Париж 1688, Maбиллона; «Цистерцианский мартиролог» Генрикеца, 1633; «Paradisus Carmeliticidecoris» Алегри, 1639; «Мартиролог ордена миноритов» Монстири, 1638, и ордена доминиканцев – Сикка, 1639, и др. Известны, наконец, частные мартирологи, относящиеся к той или другой р.-католической стране: «Мартиролог африканский», составленный Стефаном Антоном Морчелли, «Дни памяти и указатель святых Бельгии», изд. Моланом, «Мартиролог немецких святых», изд. Валассер в 1562 г. и Канизий в 1573 году, «Мартиролог галликанский», сост. Соссе в 1638 г., «Мартиролог лузитанский» (испанский и португальский), изд. в Коимбре, «Мартиролог испанский», изд. Салацаром в 1651 году. «Мартиролог английский», сост. в 1608 г. Вильсеном, «Шотландский мартиролог» Адама Региуса, «Bavaria sacra et рiа» Paдери в 1704 г. и др. В форме словаря составлены агиологические труды – аббат Петина «Агиографический Словарь», Париж 1850, 2 т. (на фр. яз.), Штадлора и Гейма «Лексикон святых», 1855, 5 т. (на нем. яз.) и Смита и Уэйса (Smith, Wace) «Словарь христианских биографий», Лондон, 1877–87 (на английском языке), для первых VII-ми веков.

3) В России. При принятии христианства на Руси сюда были перенесены вместе с богослужебными книгами и жития. Биограф св. Мефодия упоминает о переводе им и «отеческих книг», под которыми следует разуметь именно жития святых. Первыми сборниками житий святых, явившимися на Руси, были Месяцесловы, напр., Остромиров, Ассеманов, Саввин XI в., Архангельский XI-XII в. (см. Сергий, Месяцеслов Востока, 114); служебные Минеи, напр., праздничная Минея императорской публичн. библиотеки (ib. 203) XI–XII века и Минеи-Четии, напр. Супрасельская XI в., Успенского собора XII в. и др. (ib. 260). За ними появились греческие синаксари, получившие у нас название прологов (πρὁλογος). Название это произошло, по всей вероятности, от того, что греческий синаксарь, который переведен был на славянский язык, имел предисловие (пролог), которое предшествовало синаксарю; от этого оглавления и получила название у славян вся книга. Древнейшие славянские прологи суть не что иное, как перифраз Месяцеслова императора Василия с дополнением его новыми сказаниями или памятями. Таковы, напр., прологи Лобковский XII–XIII в., Софийский XIII в. и др. (см. Сергий 303). Затем явились жития и, собственно, русских святых. Сначала появились жизнеописания отдельных святых, составленные по образцу житий Метафраста и имевшие своею задачею «похвалу» святому, причем главное место уделялось общим риторическим местам, а на фактическую историю внимания обращалось мало. Исключением отсюда являются лишь самые первые по времени жития – св. Бориса и Глеба, и Феодосия Печерского, составленный преп. Нестором, Леонтия Ростовского (до 1174), и жития, составленные в Ростовской области в XII и XIII вв., из которых отметим жития св. Исаии, еп. Ростовского, Авраамия Ростовского, Игнатия, св. Петра, Никиты Столпника Переславского. Появились жития и в других местностях северо­восточной Руси: в Смоленске – житие Авраамия Смоленского, в Новгороде – Варлаама Хутынского, в Твери – князя Михаила Тверского и др. Все эти жития писаны для церковного употребления и поэтому имеют характер проложной «памяти» о святом, написаны языком безыскусственным, сухим и сжатым; фактическая сторона жития занимает в них главное место и не обращается в материал для церковной проповеди или нравственно-риторического рассуждения, и только в позднейших из них заметно уже зарождение условных биографических черт и приемов. Рано сделана попытка к составлению сборника житий святых в посланиях Симона, еп. Владимирского, к Поликарпу, иноку Киево-Печерскому (1225­–1226), и в послании самого Поликарпа к Киево-Печерскому архимандриту Акиндину. В первом помещено 16 житий Киево­Печерских святых, во втором 12. Этими трудами было положено начало Киево-Печерскому Патерику. С XV века развитие житийной литературы на Руси принимает другой характер. Фактический материал отступает на второй план, и главное внимание обращается на его обработку. В житиях получают господство искусственные литературные приемы, устанавливается целая система правил. Направление это развивалось в сильной зависимости от южнославянского влияния, проникавшего в нашу житийную литературу через писателей южнославянского происхождения и через оригинальные произведения южнославянской письменности. Кроме этой, общей, характеристики этот период отличается и другими особенностями. Личность писателя, прежде совершенно скрывавшаяся, теперь выступает более или менее ясно. В большинстве случаев мы знаем автора не только по имени, но и краткую его биографию. Далее местом составления житий являются не городские только центры, но и отдаленные от культурной жизни монастыри. Вследствие этого, в житиях данного времени есть много драгоценных для истории бытовых черт. Наконец, прежняя краткая память о святом превращается в обширное похвальное церковно-историческое слово. Из писателей этого времени выделяются Епифаний Премудрый, написавший жития преподобн. Сергия Радонежского и Стефана Пермского, отличающиеся, по выражению проф. Голубинского, «необузданной риторикой», и сербский м. Киприан, переработавший житие м. Петра и несколько житий, вошедших в состав его «Степенной книги», и Пахомий Логофет, оставивший 10 житий, 6 сказаний, 18 канонов и 4 похвальных слова святым. Писатели житий, следовавшие за Киприаном, Пахомием и Епифанием, подражали им как в изложении, так и в понимании исторических явлений. Хотя митрополит Макарий сам не оставил ни одного канона или похвального слова святому, но движение, сообщенное им русской агиографии, было столь сильно, что его именем можно назвать новую эпоху в житийной литературе. Это движение вызвано было канонизацией русских святых в 1547 и 1549 г. и, главным образом, смелой попыткой м. Макария собрать и переписать «все святые книги, которые в Русской земле обретаются». Эта попытка повела к составлению громадного труда «Великих Четьих-Миней», издаваемых ныне археографической комиссией (подробнее о них см. под словом Макарий). Труд этот Макарий начал в1529–30 годах и окончил 20 лет спустя. Минеи Макария известны в двух редакциях – Софийской, оконченной в 1541 г., и Успенской – более полной и подробной, переписка которой окончена в 1552 году. Ни прежде, ни после не являлось столько новых житий, как во времена м. Макария. Через столетие после Миней Макария составлены были два новых житийных сборника: монаха Германа Тулупова из Старицы, написанный в 1627–32 годах по поручению Троицко-Сергиевского архимандрита Дионисия, и священника посадской церкви Сергиева монастыря Иоанна Милютина, составленный им совместно со своими тремя сыновьями в 1646–1654 годах. В обоих этих сборниках житиям русских святых уделено гораздо больше места, чем у Макария, и помещены почти исключительно памятники исторического содержания. Тогда как Герман помещал жития целиком и нередко в разных редакциях, Милютин, пользуясь его трудом и «с разумных списков тщася обрести правая», сокращает и переделывает памятники, выделяя из них историческую часть. В южной Руси собирателями житий святых были м. Петр Могила, Иннокентий Гизель и Варлаам Ясинский. Петр Могила, желая издать жития святых на славяно-русском языке, начал новый перевод греческих жизнеописаний и выписал с Афона книги Симеона Метафраста. Смерть помешала ему довершить задуманное предприятие. Иннокентий Гизель хотел продолжать дело Петра и испросил у патриарха Иоакима Миней Макария, но политические смуты затормозили дело. Преемник его Варлаам Ясинский склонил взяться за это дело св. Димитрия, в то время игумена Батуринского монастыря. Результатом его многолетних трудов явились Четь-Минеи (подробнее о них см. Энц. IV). Кроме Четьих-Миней св. Димитрию Ростовскому принадлежит: «Мартиролог, или мученикословие, жития святых по месяцех и числах вкратце собранный, в себе содержащее. В обители всемилостивого Спаса Новгородка Северского новонаписанное в лето 1700». Цель составления этого труда – дать более удобную и дешевую книгу для народного чтения. Труд этот не издан. Существует ряд пересказов и переработок Четьих-Миней св. Димитрия, – таковы: А. Н. Муравьева, «Избранные жития св., кратко изложенные по руководству Четиих-Миней», 1860­–1868; «Жития святых российской церкви, также иверских и славянских», 1847; Филарета, архиеп. Черниговского, «Русские святые»; «Словарь исторический о святых российской церкви»; 1836–60; Протопопова, «Жития святых», 1890, и др.

Литература. Кроме упомянутых трудов следует отметить еще следующие исследования по агиологии как общей, так и русской.

1) По агиологии общей:

Филарет Черниговский, «Историческое учение об отцах церкви«, 1856, 2 изд., 1885; его же, «Исторический обзор песнопевцев«, 1860; его же, «Святые южных славян», 1863; его же, «Св. подвижницы восточной церкви», 1871; прот. Димитрий Вершинский, «Месяцеслов православно-кафолической восточной церкви 1856: «Афонский патерик или жизнеописание святых, на св. Афонской горе просиявших, 1860, изд. 3, 1867 г., «Вышний покров над Леоном», 1860; «Подвижники благочестия на Синайской горе», 1860; И. Казанский, «История православного монашества на Востоке», 1854 и 1873; Дебольский , «Дни богослужения», изд. 5-е, 1857 г.; П. Соловьев, «Христианские мученики, пострадавшие на Востоке со времени завоевания Константинополя турками;», 1862; И. Крылов, «Жития св. апостолов», 2 ч., Μ. 1863–64; «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов», перев. с греч., Спб. 1856; «Сказания о мучениках христианских, чтимых православно-кафолическою церковью», Казань 1865; «Жития святых жен в пустынях Востока», Вятка 1871; Е. Голубинский, «Краткий очерк православных церквей: болгарской, сербской и др.» (список болгарских и сербских святых на стр. 656 и след.); В. Гурьев, «Мученики войны»; Сахаров, «Сказания русского народа», т. II, 1841–1846 гг.; «Палестинский Патерик», 11 выпусков, 1885–1900, изд. Палестинск. Общ., а также «Древние палестинские обители», 1895, «Православный Палестинский сборник»; С. Снессорева, «Земная жизнь Пресв. Богородицы и описание св. чудотворных Ее икон», 1891; «Сказания о земной жизни Пресв. Богородицы», изд. Пант. м., 1897; Хр. Лопарев, «Описание некоторых житий святых», «Виз. Врем.» 1897, стр. 337 и сл.; «Паломник Антоиия архиеп. Новгородского», «Сб. Пр. Пал. Общ.» в. 51, 1899 г., изд. Савваитова; Μ. Хитрово, «Жизнь пустынных отцов», 1898 г.; А. Дмитриевский, «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках пр. Востока», т. Ι, Τυπικά (Уставы), 1897; Сергий, архиеп. Владимирский, «Полный месяцеслов Востока», 2 т., 1875–1876, второе изд. 1901; его же, «Месяцеслов всех святых, празднуемых православною восточною церковью», изд. Св. Синода, 1891; его же, «Лицевые святцы», Μ. 1895–1898; его же, «Христианский месяцеслов», изд. м. син. тип., 1903 г.; его же, «Русская литература об иконах Пресв. Богородицы в XIX веке», «Странник» 1900 г. май-июнь и отдельно; А. Яхонтов, «Жития святых, как образовательно-воспитательное средство», Симбирск 1898; В. В. Болотов, «Житие бл. Афу, еп. Пемджского», «Хр. Чт.» 1886, 3–4; его же, «Михайлов день», «Хр. Чт.» 1892, 11–12; его же, «Следы древних месяцесловов поместных церквей», «Хр. Чт.» 1893, 1–2.

2) По агиологии русской.

В. Ключевский. «Древне-русские жития святых, как исторический источник», 1871; «Исторические сказания о вологодских святых», Вологда, 1880; И. Яхонтов, «Жития подвижников поморского края«, 1882; гр. Μ. Толстой, «Книга глаголемая о российских святых», 1888; Димитрий, архиеп. Тверской, «Месяцеслов святых русских», изд. 1-е 1878–1880, изд. 2 с 1893 г.; Барсуков, «Источники русской агиографии», 1882; архим. Леонид, «Святая Русь», 1891; арх. Никодим, «Архангельский Патерик»; см. также под словом Канонизация.

С. Троицкий


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle