Библиотеке требуются волонтёры

Источник

Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода

Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода. Высочайшим указом 11 мая 1722 г. Сенату предписано было „в Синод выбрать из офицеров доброго человека, чтоб имел смелость и мог управление синодского дела знать и быть ему обер-прокурором». Затем 13 июня того же 1722 г. обер-прокурору была преподана Высочайше утвержденная инструкция, которою определялись его права и обязанности и указывалось его положение в государственном управлении. Здесь он именуется „оком государя“ в Святейшем Синоде и „стряпчим о делах государственных“ в области церковного управления; по этой инструкции он является посредником между Синодом и государственною властию, блюстителем за правильным, своевременным и закономерным течением дел, производящихся в Синоде, и вообще по управлению церковному. В виду такого положения обер-прокурора в государственном и церковном управлении, естественно и необходимо иметь ему в своем непосредственном ведении особую Канцелярию – учреждение, чрез которое он мог бы действовать в отправлении многочисленных и сложных обер-прокурорских обязанностей. В первое время существования должности обер-прокурора не было, однако, образовано отдельно для него Канцелярии. Инструкциею 13 июня 1722 г. ему, между прочим, повелено было „в своей дирекции иметь Канцелярию синодскую и служителей оной“ (т. е., по современному слововыражению, быть директором Канцелярии Святейшего Синода). В этой-то Канцелярии сначала и было выделено особое небольшое делопроизводство для ведения дел собственно обер-прокурорских. Но с течением времени такой порядок ведения этих дел становился все более затруднительным. Усложнялись дела государственные; развивались и преобразовывались государственные учреждения, – так, образованы были министерства, учреждено и некоторое время существовало и Министерство духовных дел; развивалась жизнь общественная. Умножались и усложнялись и собственно церковные дела; преобразовывались и появлялись новые учреждения и в главном управлении Синода, и в управлениях епархиальных, – так, между прочим, увеличение денежных капиталов, находящихся в непосредственном ведении Синода, требовало особого за ними наблюдения в соответственных учреждениях, особого же наблюдения требовали переданные в ведение Св. Синода две обширные типографии, все бо́льшее распространение духовно-учебных заведений привело к образованию, для заведывания ими, в ведении обер-прокурора особой Комиссии духовных училищ, а в связи со всем этим по необходимости увеличивалось число служащих, состоящих в ближайшем подчинении обер-прокурору. При развитии государственности и общественности, когда дела церковные более и более соприкасались в различных отношениях с делами других ведомств и общества, являлась необходимость выяснения и разграничения прав церкви и других ведомств, мест и лиц, защиты интересов церкви (особенно по делам тяжебным и имущественным) и вообще ходатайств по делам церковным пред Высочайшею властию, высшими государственными учреждениями и различными местами. Все это увеличивало и создавало новые обязанности обер-прокурора и постепенно все настоятельнее заставляло чувствовать необходимость в учреждении особой для него Канцелярии, которое наконец и состоялось в 1836 г.

Ближайшие побуждения к образованию отдельной Канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода выяснены были в представленном в 1836 г. на Высочайшее воззрение обер-прокурором гр. Пратасовым, вскоре по вступлении его в эту должность, всеподданнейшем докладе о положении делопроизводства при обер-прокуроре, где они представляются в следующем виде. „На обер-прокурора Святейшего Синода, при установлении сей должности, – говорится в докладе, – возложены были различные обязанности, которые усугублялись по мере распространения круга действии Синода и ведомства оного. С течением времени обязанности сии несравненно увеличились: 1) по учреждении Комиссии духовных училищ, в виде особого духовного департамента, важного по цели, многосложного по занятиям и средствам, и 2) по упразднении бывшего Министерства духовных дел: ибо с сего времени обращены на обер-прокурора различные обязанности, лежавшие на министре, чрез которого духовное и гражданское начальства сносились по взаимным надобностям. В последнее время обер-прокурор получил еще в свое управление Главный Контроль по духовному ведомству. Наконец, он обязан представлять отчет Вашему Императорскому Величеству о ходе дел по всему управлению. Для исполнения всех сих обязанностей обер-прокурор имеет при себе 1) оставленное в заведывании его от бывшего Департамента духовных дел одно Отделение23 и 2) при делах Св. Синода Канцелярию, состоящую из одного чиновника с одним канцелярским служителем. Между тем в сих Отделении и Канцелярии производится ныне дел и бумаг почти вдвое противу числа тех, которые проходят чрез Департамент духовных дел иностранных исповеданий при 3-х отделениях с особой канцелярией. В сих, ограниченных по числу чиновников, Отделении Канцелярии производятся ныне следующие дела: 1) исполнение по определениям Св. Синода и журналам Комиссии духовных училищ, которыми предоставляется обер-прокурору о различного рода предметах или представлять на Высочайшее благовоззрение, или входить в сношение с лицами и местами гражданского ведомства, или чинить какие либо распоряжения; 2) рассмотрение поступающих из Правительствующего Сената на заключение обер-прокурора тяжебных дел, до церкви собственно или людей духовного звания касающихся; 3) рассмотрение всеподданнейших прошений и жалоб на решения низших мест духовного ведомства и Святейшего Синода; собрание по оным справок с самыми делами, отписка по оным, или доклады Вашему Величеству; 4) рассмотрение прошений и жалоб, подаваемых на имя обер-прокурора по делам, производящимся в епархиях пли Св. Синоде; 5) различные сношения с епархиальными начальниками и предписания секретарям консисторий от обер-прокурора в качеств наблюдающего за порядком в канцеляриях средних и низших мест духовного ведомства; 6) рассмотрение донесений о происшествиях в церквах и о поведении духовенства, а также составление разных определенных уставами ведомостей и списков; 7) производство дел по типографиям и книжным лавкам; 8) распоряжение суммами типографскими, бывшего библейского Общества, штатными синодскими и всякого рода чрез Синод переходящими; 9) производство об определении и увольнении чиновников Канцелярии Св. Синода и Отделения, а также секретарей всех консисторий; 10) о награждении чиновников по всему ведомству; 11) собрание сведений и составление годового отчета о распоряжениях и ходе дел по всему духовному ведомству. Таковое разнообразие главных предметов, – не касаясь других, не столько важных, – сосредоточивается в Отделении и Канцелярии, состоящей из одного чиновника с канцелярским служителем, сопряжено с множеством переписки и требует неминуемо трудов таких, которые очевидно вне способов Отделения и Канцелярии, в нынешнем положении оных. От сего 1) не всем делам дается одинаковое движение, – так, многосложные дела по тяжбам о церковной собственности, поступающие из Правительствующего Сената, поручаются к рассмотрению чиновнику особых поручений, который не редко командируется в епархии: то на время отсутствия его, – иногда, по роду поручения, и продолжительного, – дела сии, от решения которых зависит достояние церкви и частных лиц, остаются без движения; 2) не все дела могут быть рассматриваемы с тем подробным соображением всех обстоятельств и вниманием, которых они требуют, а другие не с должною поспешностию производятся; 3) нет способов рассматривать и поверять своевременно доставляемые из епархии сведения, тогда как в будущем предвидится надобность привесть еще в бо́льшую известность различные предметы, входящие в состав духовного ведомства, как собственно по церковному управлению, так по экономической части, относительно важных церковных имений, в Бессарабии и Грузии находящихся, о которых доселе весьма мало известно; 4) нет также способов ввесть должную отчетность в делопроизводство и нет возможности постоянно наблюдать за ходом делопроизводства по канцеляриям средних и низших присутственных мест духовного ведомства. В сем положении сколько терпят самые дела, столько стесняется и обер-прокурор, который, сверх всего вышеозначенного, управляя большими Канцелярией Синода и Комиссией духовных училищ и Контролем по всему ведомству, столь мало имеет средств для исполнения обязанностей, на нем собственно лежащих“. Для „отвращения» всех перечисленных неудобств, в докладе выражены были „мерою существенной надобности определяемые» предположения об упразднении существовавшей при делах Синода обер-прокурорской Канцелярии (правильнее сказать – делопроизводства) и об учреждении вместо нее, независимо от Отделения духовных дел греко-российского исповедания, особой при обер-прокуроре Канцелярии, с передачею в нее дел из прежней обер-прокурорской Канцелярии и тех дел из Отделения, какие по существу и важности подлежат особому производству, а также дел секретных, в частности об учреждении в составе новой Канцелярии должности юрисконсульта, для производства дел судных, как „требующих внимательного соображения с силою законов», и об образовании при обер-прокуроре, на случай обсуждения более затруднительных и особенно важных вопросов по этой части, консультации из лиц, начальствующих в отдельных учреждениях главного духовного управления. Предположения эти были удостоены 1 августа 1836 г. Высочайшего одобрения и тогда же утвержден был штат вновь образованной отдельной Канцелярии обер-прокурора Св. Синода. По этому штату положены были в Канцелярии должности директора и юрисконсульта (обе в V классе, с содержанием по 4.000 руб.), 2-х секретарей (старшего – в VІІ и младшего – в VIII кл., содерж. по 2.000 р.), 2-х помощников секретарей (IX кл., содерж. 1.200 р.), журналиста – он же архивариус (IX кл. содерж. 1.200 р.), экзекутора – он же казначей (VIII кл., содерж. 1.500 р.), 8-ми канцелярских служителей (4-х высшего разряда, содерж. по 750 р., и 4-х среднего, по 400 р.), 2-х курьеров (содерж. по 300 р.) и 2-х сторожей (содерж. по 200 р.), – всего 20 лиц. Потребная на содержание их и на другие расходы (на паек и обмундирование канцелярских служителей среднего разряда – 120 р., на обмундирование курьеров – 200 р. и сторожей – 60 р., на наем курьерских лошадей – 2.500 р., на канцелярские расходы, освещение и отопление – 3.000 р.) сумма была исчислена в 29.200 р. и отнесена на счет % с капитала Комиссии духовных училищ, что́ признано было „весьма удобным и справедливым» в виду того, что чрез Канцелярию имели проходить и все те распоряжения Комиссии, которые представляются на Высочайшее усмотрение.

Так получила существование отдельная в составе центрального управления Св. Синода Канцелярия обер-прокурора, в значительно отличном от современного ее состояния виде. Последующий затем опыт 2 1/2 лет показал, с одной стороны, целесообразность меры, принятой учреждением Канцелярии, для более успешного ведения дел обер-прокурорских, а с другой – необходимость более точного определения круга дел, чрез нее проходящих, и некоторого расширения штата ее, вызывавшегося умножением ее дел в связи с намеченными преобразованиями в других учреждениях главного духовного управления. 22 февраля 1839 г. всеподданнейше докладывая об указываемой опытом необходимости преобразований в составе главного духовного управления, обер-прокурор гр. Пратасов, между прочим, выражал: „с самого вступления моего в настоящую должность... я видел уже всю обширность предлежавшей мне деятельности, но только на опыте мог открыть те препятствия, которые надлежало мне преодолевать на пути к усовершению столь важного ведомства, и вполне убедиться, что некоторые из них вовсе при настоящих средствах непреодолимы. Духовное православное ведомство, совершенно отдельное от всех прочих отраслей Правительства, состоя из частей между собою разнородных, имеет свое особое управление, свой суд и позицию, свою систему обучения, свои источники доходов и свои контроль. Все сии части, несмотря на множество предшествующих благодетельных постановлений Правительства, требовали и еще долго будут требовать усиленных мер к улучшению их: все прежние средства коснулись только высших и средних слоев духовного звания, но не проникли до низших и основных; сверх того многие из прежних распоряжений были сделаны в половину; иные и вовсе оставлены... Все сии предметы требуют зрелого соображения и неусыпного надзора со стороны главного духовного управления, чего не может быть без упрощенного устройства составляющих оное мест и без самого правильного раздела трудов между ими“. В это время делопроизводство главного духовного управления разделялось между следующими местами: 1) в Св. Синоде с Канцелярией его, 2) в Комиссии духовных училищ, 3) в Отделении духовных дел греко-российского исповедания, 4) в Отделении духовных дел греко-унитского исповедания, 5) в Контроле духовных дел православного исповедания, 6) в Хозяйственном комитете и 7) в Канцелярии обер-прокурора Св. Синода. Последняя, – по словам того же доклада, – „служа общею связью всем прочим вышеисчисленным непосредственно подчиненным (обер-прокурору) канцеляриям, сосредоточивает сверх того в себе наблюдение за успешным ходом дел даже и по всем консисториям, для которых немедленно (т. е. по учреждении Канцелярии) установлены были и единообразные формы ежемесячной отчетности в делопроизводстве, дабы не оставалось в них ни одного дела, о коем главное духовное управление не имело бы сведений и не видело бы причины остановки“, каковые „меры, – по словам доклада, – произвели ожидаемые следствия“. Для устранения неудобств в производстве дел, состоящих в ведении обер-прокурора, и вообще для лучшего их устройства, гр. Пратасов, между прочим, предполагал упразднить Комиссию духовных училищ, с образованием вместо нее при Св. Синоде Духовно-учебного управления, Хозяйственный комитет преобразовать в Хозяйственное управление при Св. Синоде с передачею в это учреждение, как сосредоточивающее в себе переписку обер-прокурора по синодальным имуществам, всего делопроизводства о том же из Канцелярии обер-прокурора, дать „совершенное единство» Канцелярии и двум Отделениям духовных дел – православного и греко-унитского исповедания, с введением того и другого в состав Канцелярии, и изменить штаты всех этих мест, на содержание же их отнести вообще те суммы, которые ассигновались тогда на содержание перечисленных учреждений, с незначительным прибавлением, но без отягощения государственной казны. Все эти предположения были Высочайше одобрены, а затем, после окончательной их обработки, вскоре представлены были на Высочайшее утверждение.

Именным Высочайшим указом Правительствующему Сенату 1 марта 1839 г. повелено было соединить находившиеся при обер-прокуроре Св. Синода Отделения духовных дел. православного и греко-унитского исповедания в один состав с Канцеляриею обер-прокурора и утверждены были выработанные в соответствии с этим „Учреждение» (положение) Канцелярии, определяющее круг ее действий, и штат ее в новом виде, с введением их с 1 апреля того же года. По этому новому штату положены были следующие должности в Канцелярии: директор (IV кл., с содержанием 9.000 р.), вице-директор (V кл., 7.000 р. сод.), юрисконсульт (V кл., 4.500 р. сод.), чиновник особых поручений при обер-прокуроре (VII кл., 2.000 р. сод.), 3 начальника отделения (VI кл., по 4.500 р. сод.), в каждом отделении по 2 столоначальник (один старший – VII кл. и один младший – VIII кл., по 2.550 р. сод.) и по 2 помощника их (один старший – IX кл., 1.700 р. сод., и один младший – X кл., 1.200 р. сод.), а в 1-м отделении, кроме того, общий журналист (IX кл., 2.550 р. сод.), затем – экзекутор и казначей (VIII кл., 2.550 р. сод.), архивариус (VII кл., 2.550 р. сод.) с помощником (VIII кл., 1.200 р. сод.), врач (VII кл., 2.000 руб. сод.), 10 канцелярских чиновников высшего оклада (по 750 р. сод.) и 10 среднего (по 400 р.), 2 курьера (по 300 р.) и 4 сторожа (по 200 р.), – всего 53 лица. Весь расход, потребный на содержание их и на другие указанные в штате статьи (на паек и обмундирование канцелярских чиновников среднего оклада – 120 р., на усиление Канцелярии чиновниками – 3.500 р., на обмундирование курьеров – 200 руб. и сторожей – 60 р., на канцелярские расходы, освещение и отопление – 6.000 р. и на наем курьерских лошадей – 4.000 р.), определен был в 105.190 р. В состав этой суммы вошли 60.210 р., отпускавшиеся на основании Высочайшего указа Правительствующему Сенату 23 декабря 1838 г. из государственного казначейства на Отделения духовных дел православного и греко-унитского исповедания, а остальная сумма – 44.980 р. отнесена на % с духовно-учебного капитала (сюда же вошли и производившиеся ранее на Канцелярию из того же источника 29.200 р.). Новый штат Канцелярии обер-прокурора в окладах содержания применен был к расписаниям, составленным для министерств и главных управлений, ближайшим же образом к штату Министерства государственных имуществ. Высочайший указ 1 марта 1839 г. имеет то важное значение в истории Канцелярии обер-прокурора, что с этого времени она получила более определенное, твердое и прочное, чем прежде, положение как в отношении своего состава, установленного новым ее штатом, так особенно относительно круга ее действий, определенного утвержденным для нее „Учреждением» (положением), а также определенное положение ее среди других государственных учреждений, в ряду которых ей предоставлено занимать „равную степень» с подобными ей учреждениями прочих ведомств (§§ 7 и 8 Учрежд.). Такое свое положение в главных и общих чертах она сохраняет и до настоящего времени. В виду этого-то и принято в Канцелярии обер-прокурора считать временем ее основания 1839 г. (хотя и не совсем точно, так как в виде отдельного учреждения она образована была, как сказано выше, в 1836 г.).

В том положении, какое определено было штатом 1 марта 1839 г., Канцелярия обер-прокурора просуществовала до 1861 г. В этом году, вследствие последовавшего общего по всем ведомствам распоряжения о сокращении делопроизводства и штатов учреждений, представлен был на Высочайшее воззрение новый штат Канцелярии, который и был утвержден 2 декабря 1861 г. Сокращение штата Канцелярии достигалось главным образом тем, что по этому новому штату полагалось в ней вместо 18-ти след. должностей: 3-х начальников отделений, 6-ти столоначальников и 9-ти помощников их – только 12старших чиновника (­­ начальникам отделений), 4 помощника их (­­ столоначальникам) и 4 младших чиновника (­­ помощникам столоначальников), упразднена была должность чиновника особых поручений VІІ кл., обязанности казначея, экзекутора и архивариуса были соединены в одном лице (вм. 2-х) с назначением ему по экзекуторской части помощника, из низших чиновников Канцелярии постоянные оклады содержания назначены были только тем, которые будут заниматься ведением дел, а прочим установлялось вознаграждение по трудам из общей для того суммы. Весь же штат 2 декабря 1861 г. представлялся по своему составу и средствам содержания в таком виде: директор (IV кл., 3.431 р. 4 коп.), вице-директор (V кл., 2.001 р. 44 коп.), юрисконсульт (V кл., 2.001 р. 44 к.), помощник юрисконсульта (VI кл., 1.286 р. 64 к.), 2 чиновника особых поручений (VI кл., 1.200 р.), 4 старших чиновника (VI кл., по 1.350 р.), 4 помощника их (VIІ кл., по 800 р.), 4 младших чиновника (IX кл., по 600 р.), экзекутор, казначей и архивариус (VIІ кл., 729 р. 3 к.), помощники экзекутора (IX кл., 486 р. 6 к.) и архивариуса (IX кл., 343 р. 10 к.), журналист (VIІІ кл., 729 р. 3 к.), чиновник по делам юрисконсульта (X кл., 343 р. 10 к.), врач (VIІ кл., 571 р. 78 к.), 7 чиновников для письма (XII и ХIV кл., по 214 р. 43 к.); независимо от этого обер-прокурору предоставлено было (примеч. 3 к штату) определять в Канцелярию сверхштатных чиновников, на содержание которых не было ассигновано особой суммы; затем было положено 2.130 р. 50 к. на вознаграждение писцов, 1.571 р. на усиление Канцелярии чиновниками, 582 р. 96 коп. на содержание курьеров и сторожей, 2.023 р. 84 коп. на канцелярские расходы, освещение и отопление и 2.200 р. на наем курьерских лошадей; общий расход по этому штату был исчислен в 35.331 р. 97 коп. (16.184 р. 13 к. из казны и 19.147 р. 84 к. из средств духовного ведомства)24.

Штат Канцелярии обер-прокурора 1861 г. оставался в действии до 1872 г., когда, по пересмотре сообразно условиям времени штатов всех учреждений центрального управления Св. Синода, утверждены были, 20 июня, новые их штаты, в том числе и штат Канцелярии. По этому штату положены в Канцелярии следующие 22 штатные должности: директора (IV кл., 6.000 р.), вице-директора (V кл., 4.000 р.), юрисконсульта (V кл., 5.000 р.) с помощником (VI кл., 2.500 р.), 2-х чиновников особых поручений (VI кл., по 2.000 р.), 13-х начальников отделении (VI кл., по 2.0 р.), 5-ти столоначальников (2-х старших – VIІ кл., по 1.400 р., и 3-х младших – VIІІ кл., по 1.200 р.) с 5-ю помощниками (IX кл., по 900 р.), экзекутора, он же архивариус (VIІ кл., 900 р.), журналиста (IX кл., 900 р.) и врача (VIІ кл., 600 р.), – весь же расход на содержание по этим должностям и на другие статьи (на жалованье канцелярским чиновникам и на наем писцов 6.400 р., на канцелярию юрисконсульта – 1.500 р., на канцелярские расходы – 2.400 р., на содержание курьеров и сторожей – 1.620 р., на наем курьерских лошадей – 1.800 р.) определен в 54.520 р. (отпущенных из казны). Этот штат с небольшими в нем изменениями остается в силе и до настоящего времени и таким образом он оказался долговечнее 3-х предшествующих (штат 1836 г. существовал 2 1/2 г., 1839 г. – около 23 л., 1861 г. – 11 1/2 л., 1872 г. существует уже 35 г.). Эти изменения произведены были по Высочайше утвержденным мнениям Государственного Совета: 21 марта 1894 г., которым упразднена в Канцелярии обер-прокурора должность вице-директора и учреждена новая (3-я) должность чиновника особых поручений при обер-прокуроре (V кл.), причем на покрытие расхода по содержанию этой должности обращена часть (3.000 р.) суммы, отпускавшейся на содержание должности вице-директора, а другая часть (1.000 р.) той же суммы предоставлена в распоряжение обер-прокурора на усиление средств Канцелярии; 24 апреля 1895 г., по которому учреждена еще новая (4-я) должность чиновника особых поручений (V кл., с сод. 3.000 р.), и 27 мая 1902 г., восстановившего в Канцелярии на прежних основаниях должность вице-директора, с обращением на содержание по этой должности суммы (1.000 р.), предоставленной в 1894 г. в распоряжение обер-прокурора, и с отпуском для того нового ассигнования (3.000 р.) из казны. Кроме этих изменений в штате Канцелярии обер-прокурора, произведенных в законодательном порядке, другие менее значительные изменения происходили по отдельным распоряжениям по ведомству. Так, в состав служащих при Канцелярии время от времени входили лица, определяемые с особого в каждом случае Высочайшего разрешения, по всеподданнейшим докладам обер-прокурора, в звании состоящих при нем (с назначением им V и VII кл., но без производства содержания), избираемые им из лиц, лично ему известных по своему усердию к церкви, каковая мера вызывалась тем, что, в виду состояния средств государственного казначейства, трудно было рассчитывать на образование новых штатных должностей, а между тем при умножении нужд и усложнении дел по церковному управлению оказывалась надобность в служебных деятелях для собирания и проверки различных сведений и для исполнения служебных поручений в разных местностях (в настоящее время в таком положении находится только одно лицо). С 1869 г. при Канцелярии образован состав причисленных к ней для занятий в разных учреждениях главным образом центрального управления Св. Синода, для приготовления к замещению впоследствии штатных должностей в этих учреждениях, секретарских должностей в духовных консисториях и т. п.; для 12 таких лиц Св. Синодом ежегодно назначается особая сумма из специальных синодальных средств (по 600 р. каждому из них), остальные же или вовсе не получают содержания, или получают по особым назначениям (из тех же специальных средств или из сумм, находящихся в распоряжении того учреждения, в которое они командируются для занятий). В ведении Канцелярии же находятся со стороны служебно-административной секретари духовных консисторий, как чиновники, поставленные законом в непосредственное ведение обер-прокурора (по ст. 285 Уст. дух. конс.). Находясь всегда в С.-Петербурге, Канцелярия обер-прокурора 3 раза за время своего существования, именно в 1856, 1883 и 1896 гг., временно открывала присутствие в Москве, когда выезжали туда вместе с обер-прокуром директор Канцелярии с несколькими ее чинами на время торжеств коронования императоров Александра II, Александра III и Николая II. Канцелярия обер-прокурора помещается в доме духовного ведомства по Литейному проспекту (д. № 34), где занимает 2-й этаж по лицевой стороне.

Обязанности и круг действий Канцелярии обер-прокурора отчасти предначертаны были во всеподданнейшем докладе обер-прокурора гр. Пратасова 1 авг. 1836 г., но вполне точно были определены только в Высочайше утвержденном 1 марта 1839 г. „Учреждением Канцелярии. По этому „Учреждению» предметы занятий ее составляют: 1) приготовление на Высочайшее усмотрение всеподданнейших до- кладов по духовному ведомству и ведение им особого реестра; 2) составление общих ведомостей об исполнении Высочайших повелений по всему духовному ведомству; 3) дела по всеподданнейшим и частным жалобам на решения Св. Синода и подведомых ему мест и лиц; 3) ежемесячные рапорты о получении указов Правительствующего Сената; дела: 5) по учреждению и устройству епархий, 6) о построении архиерейских домов, монастырей, соборов, церквей и вообще зданий по духовному ведомству, 7) об устроении приходов и о пособии причтам, 8) о церковных имениях; 9) награждение лиц духовного звания и назначение им и семействам их пенсий; 10) рассмотрение сведений о происшествиях в церквах и вообще по епархиям и составление по этим сведениям всеподданнейших докладов и ведомостей; дела: 11) о православном заграничном духовенстве, 12) о присоединении к православной церкви как христиан других исповеданий, так и нехристиан, и обо всем, касающемся иноверцев, 13) о раскольниках, 14) бракоразводные и о браках лиц православного исповедания с лицами других исповеданий; 15) сношения о людях, присуждаемых ко взысканиям, наказаниям и содержанию в монастырях; 17) дела, присылаемые из Правительствующего Сената на рассмотрение обер-прокурора; 18) определение прав разных лиц по их происхождению; 19) определение и увольнение чиновников Канцелярий обер-прокурора и Святейшего Синода и подведомых Синоду месть; 20) представление этих чиновников к повышению чинами за выслугу лет; 21) представление вообще всех чинов духовного ведомства к наградам за отличие и к пенсиям; 22) собирание и сообщение куда следует сведений для Адрес-календаря и для списка кавалеров; 23) сообщение в ІІІ-е Отделение Собственной Е. И. В. Канцелярии сведений о вольнонаемных служителях; 24) собирание и сообщение в Академию Наук сведений о родившихся и браком сочетавшихся в обеих столицах; 25) ведение реестра прибывающим в столицу иногородным лицам духовного звания; 26) собирание и рассматривание срочных ведомостей о ходе дел по всем местам главного духовного управления, а также по синодальным конторам, консисториям и духовным правлениям; 27) переписка по делам, которые, за неполучением отзывов или неисполнением требований, остаются в местах духовного ведомства без движения; 28) переписка по отношениям и просьбам, поступающим к обер-прокурору, и по собственному его усмотрению, об ускорении производством дел в Св. Синоде и епархиальных управлениях; 29) собирание сведений о состоянии духовного ведомства и составление из них ежегодных всеподданнейших отчетов; 30) дела, подлежащие особой тайне, и другие важнейшие, по усмотрению обер-прокурора (§ 2 Учрежд. Канц.); затем по должности юрисконсульта при обер-прокуроре, введенной в штат Канцелярии, должны были предварительно рассматриваться в ней все тяжебные и вообще судные дела, поступающие из Правительствующего Сената (§ 4 Учр.), а на собираемые в Канцелярии заседания Консультации при обер-прокуроре, первоначально, при учреждении ее (в 1836 г.), получившей назначение обсуждать особенно важные вопросы по судным и тяжебным делам, было возложено рассмотрение вообще „предметов особенной важности» (§ 5 Учр.). Таким образом в главных своих чертах обязанности Канцелярии обер-прокурора состоят в изготовлении бумаг, представляемых на Высочайшее воззрение, переписке с высшими учреждениями и с другими ведомствами, наблюдении за правильностию делопроизводства преимущественно в поведомственных Св. Синоду учреждениях, в заведывании наличным составом служащих по духовному ведомству и собирании разного рода статистических сведений. Оставаясь в этих общих чертах в силе и до настоящего времени, Учреждение Канцелярии 1839 г. разновременно подвергалось по различным обстоятельствам частичным изменениям в отношении круга ее действий, здесь указанного. Так, по Высочайшему повелению 14 мая 1867 г., последовавшему по всеподданнейшему докладу об упразднении Духовно-учебного управления в ведение Канцелярии обер-прокурора, передана была оттуда переписка по управлению духовными академиями и училищами девиц духовного звания, равно как дела по т. н. инспекторской части духовно-учебных заведений. На Канцелярию же возложено было обер-прокурором исполнение по утверждаемым им журналам Учебного при Св. Синоде комитета, учрежденного одновременно с закрытием Духовно – учебного управления, в частности по отчетам о ревизии духовно-учебных заведений, особенно же по назначениям, перемещениям и увольнениям служащих по учебно-воспитательной части в духовных семинариях и училищах (собственно после изменения по уставам 1884 г. прежнего выборного их порядка с утверждения епархиальных преосвященных порядком административным по журналам Учебного комитета, утверждаемым обер-прокурором, или, в надлежащих случаях, по определениям Св. Синода). С 1903 г. по распоряжению обер-прокурора в Канцелярии сосредоточено все делопроизводство о женских училищах духовного ведомства, состоящих под Августейшим покровительством Государыни Императрицы Марии Феодоровны, в том числе и по учебно-воспитательной части (находившейся до этого времени в заведывании Учебного комитета), с оставлением лишь части финансово-хозяйственной в ведении Хозяйственного управления при Св. Синоде. В то же время в круг действий Канцелярии входили новые занятия по случаю издания новых законоположений, имеющих отношение до всех вообще ведомств, – так, напр., в Канцелярии возникло с изданием в 1874 г. Устава о всесословной воинской повинности обширное делопроизводство по вопросам об отношении к этой повинности мест и лиц духовного ведомства и др. Некоторые из дел, указанных в Учреждении Канцелярии, – напротив, – впоследствии отошли из ее ведения, одни – вследствие отмены узаконений, требовавших вообще производства этого рода дел (напр., см. п. 4, 23, 24 § 2 Учрежд.), другие – с постепенным переходом в иные учреждения центрального управления, как имеющие их в ближайшем своем ведении (напр., см. п. 5, 6, 7, отчасти 9 § 2). Назначенные по штату Канцелярии обер-прокурора юрисконсульт с помощником и низшим канцелярским чиновником с течением времени, в видах удобства при производстве возложенных на него дел, обособились от Канцелярии в Юрисконсультскую часть при обер-прокуроре (для чего усматривается основание и в виду введения в штат особой суммы „на канцелярию» юрисконсульта), которая и действует ныне в качестве отдельного учреждения центрального управления.

Распределение занятий, возложенных на Канцелярию обер-прокурора, по отдельным ее делопроизводствам (отделениям и столам) зависит по Учреждению Канцелярии от непосредственного распоряжения обер-прокурора (§ 3). Сначала, при первоначальном образовании Канцелярии, по штату 1 авг. 1836 г., они распределялись между 2-мя делопроизводствами, затем по штату и „Учреждению» (§ 1) Канцелярии 1 марта 1839 г. – между 3-мя отделениями по 2 стола в каждом, по штату 2 дек. 1861 г. – между 4-мя отделениями с 2-мя же в каждом столами и, наконец, по действующему ныне штату 20 июня 1872 г. распределяются между 3-мя отделениями с 5-ю в них столами (в 1-м отделении – два, во 2 м – один и в 3-м – два). По утв. 31 дек. 1870 г. товарищем обер-прокурора 10. Толстым „Расписанию“ предметов занятий между отделениями Канцелярии, остающемуся (за небольшими изменениями) в силе до настоящего времени, эти занятия распределены между ними следующим образом. На 1-е отделение возложены дела: по отправлению всеподданнейших докладов и хранению их в продолжение года; об учреждении новых должностей по духовному ведомству; об определении и увольнении в отпуски и от службы чиновников центрального управления и секретарей духовных консисторий; о представлении чиновников духовного ведомства к чинопроизводству, к наградам за отличия, к знаку отличия беспорочной службы, к орденам св. Владимира и св. Анны по статутам; о назначении пенсий и единовременных пособий чиновникам духовного ведомства и семействам их; об определении и увольнении курьеров и сторожей Канцелярии и о назначении им добавочного жалованья; по составлению разных комиссий по духовному ведомству и о назначении членов в комиссии других ведомств; по комиссии, учрежденной для разбора дел синодального архива; по собранию и сообщению срочных ведомостей и сведений – в 1-е Отделение Собственной Е. И. В. Канцелярии (ныне Собственная Е. И. В. Канцелярия) о неисполненных Высочайших повелениях, в Комитет министров о делах, относящихся до устройства Сибирского края (ныне отменено), государственному секретарю о делах, остающихся в Государственном Совете не разрешенными (также отменено), в II-е отделение Собственной Е. И. В. Канцелярии (впоследствии, в 1882 г., преобразованное в Кодификационный отдел при Государственном Совете, который затеи в свою очередь вошел, в 1894 г., в состав Государственной Канцелярии) постановлений по духовному ведомству для внесения в Полное собрание законов, в Департамент герольдии (ныне в Собственную Б. И. В. Канцелярию) о чинах первых 4-х классов и сведений для Адрес-календаря, в Капитул орденов о кавалерах св. Владимира и св. Анны (ныне не сообщаются), начальнику с. петербургской губернии о лицах, подлежащих внесению в общий список присяжных заседателей (ныне председателю особой комиссии, заведующей этим делом), в Придворную контору (ныне в Управление гофмаршальской части) о георгиевских кавалерах, в Редакцию „Правительственного Вестника“ статей разного рода для напечатания; по сообщению Археографической комиссии древних актов и рукописей, принадлежащих разным учреждениям духовного ведомства; о посещении Высочайшими особами духовных учреждений; по приглашению к Высочайшему двору духовных особ и лиц, служащих по духовному ведомству; о назначении чиновников в духовные церемонии; об отъезде обер-прокурора Св. Синода из С.-Петербурга; по составлению и отправлению поздравительных писем обер-прокурора к епархиальным преосвященным с праздниками Рождества Христова и св. Пасхи; по исправлению списка чиновников для Комитета министров; по частной переписке обер-прокурора, товарища его, директора и вице-директора Канцелярии; по хозяйственной и распорядительной части Канцелярии; по духовно-учебной части (дела о женских училищах духовного ведомства вскоре после утверждения Расписания переданы были из 1-го во 2-е отделение Канцелярии, в ведении которого находятся и поныне). 2-му отделению вверены дела: по охранению и распространению православной веры; о миссиях и миссионерах; о присоединении к православию иноверцев и раскольников; о крещении евреев, магометан и язычников; о совращениях из православия; о раскольниках и единоверцах; об учреждении епархий, устройстве и преобразовании монастырей, общин, братств, попечительств и благотворительных обществ; о постройке церквей; о народном образовании; о школах народных, церковно-приходских и др.; о программах по закону Божию в светских учебных заведениях и о законоучителях; о восточной православной церкви; о лицах духовного сана, прибывающих из-за границы; о церквах при посольствах, миссиях и консульствах за границею и о заграничном духовенстве; о духовной цензуре и о книгах, подносимых Высочайшим особам и Св. Синоду; о духовных периодических и др. изданиях; о духовно-музыкальных сочинениях; о чудотворных и др. иконах; о крестных ходах; о браках и разводах. 3-е отделение ведает дела: о событиях в Царствующем доме; о назначении архиереев, увольнении их на покой, о переводе и об отпусках их и главных священников (ныне протопресвитер военного и морского духовенства); о вызове преосвященных для присутствования в Св. Синоде; о распоряжениях по случаю кончины преосвященных; о духовенстве придворного и военного ведомств; об обеспечении духовенства и о пособиях причтам (этого рода дела ведает ныне собственно Хозяйственное управление); о вступлении в духовное звание и об оставлении его; по жалобам и доносам на епархиальные начальства по предметам, не относящимся к родам дел 1-го и 2-го отделений Канцелярии; о вопросах, возбуждаемых судебными местами, по случаю исполнения новых судебных уставов (дела этого рода производились во время утверждения ,,Расписания»); о духовных лицах, присужденных к взысканиям, наказаниям и проч.; о заключаемых в монастыри духовных и светских лицах (кроме раскольников); о всякого рода метрических документах и видах для лиц духовных (кроме заграничного и иностранного духовенства); об отсрочках духовным лицам и свидетельствах для жительства в С.-Петербурге и о высылке отсюда духовных лиц, прибывающих без надлежащего разрешения; о происшествиях; о кладбищах; о перевозе мертвых тел; о награждении духовных лип; о наградах светским лицам за заслуги по духовному ведомству; о назначении пенсии и пособий духовенству военного ведомства и семействам их; по части особого присутствия об обеспечении духовенства (закрытого 16 февр. 1885 г.); о наделе угодьями архиерейских домов, монастырей и церквей; о церковных имуществах, укреплении, купле и продаже их; по собранию сведений для всеподданнейшего отчета, распоряжению по печатанию его и рассылке печатных экземпляров. Это „Расписание» было утверждено с тем, чтобы в случаях надобности или экстренности директор Канцелярии мог, по усмотрению своему, поручать какое-либо дело тому или другому делопроизводителю, не стесняясь настоящим распределением. В виду этого и возникавшие впоследствии в Канцелярии новые роды дед вверялись, по ближайшему распоряжению директора, тому или другому отделению. При отправлении своих обязанностей по делопроизводству, по отделениям и столам, должностные лица Канцелярии действуют „на общем основании» (§ 1 Учрежд. 1839 г.), т. е. на тех основаниях, которые указаны для таких лиц в других ведомствах в Общем Наказе министерствам (Учр. Мин. в т. I Св. зак.), при чем вице-деректору Канцелярии, при первом назначении на эту должность по введении ее в штат Канцелярии (в 1839 г.), кроме того преподано было отдельное руководство в Положении об обязанностях вице-директора, утвержденном обер-прокурором гр. Пратасовым 12 апр. 1839 г. Для решения некоторых дел в Канцелярии обер-прокурора происходят заседания консультации при обер-прокуроре, в первое время ее существования и в последующее до 1880 г. собиравшиеся для обсуждения вообще наиболее важных или затруднительных дел, в последнее же время – в продолжение обер-прокурорства статс-секретаря Победоносцева – они собирались только в тех случаях, когда требовалось совместное, со стороны всех учреждений центрального управления, обсуждение тех или других важных дел, имеющих отношение ко всем этим учреждениям (напр., об изменении и дополнении штата Контроля при Св. Синоде, по вопросу о передаче, на основании общего по всем ведомствам Высочайшего повеления, дел из центрального управления в управления местные, в 1903 г., ежегодно – для рассмотрения представлений к наградам светских лиц, служащих по духовному ведомству, и др.). Наконец, для разработки некоторых мероприятий при Канцелярии обер-прокурора учреждались комиссии или совещания под председательством товарища обер-прокурора, директора Канцелярии или вообще одного из высших чинов ведомства (так, напр., в последнее время учреждались комиссии по предположению о выработке инструкции секретарям духовных консисторий, в 1897–1904 г., для составления новых устава и штата женских училищ духовного ведомства, состоящих под покровительством Государыни Императрицы Марии Феодоровны, в 1898–1900 гг., а по утверждении этих устава и штата – для выяснения некоторых недоумений, возникших при введении их в действие, в 1903 г., и по выработке новых программ для тех же училищ, в 1903 и 1907 гг., и др.).

В общем, деятельность Канцелярии обер-прокурора совершенно беспристрастно заслуживает внимания как по обширности ее, так по существу ее и значению. Во многих случаях на Канцелярии лежит распорядительная часть, требующая незамедлительности в исполнении, напр., по делам о пенсиях, о снабжении разных лиц видами на жительство, билетами на проезд к месту службы и в служебных командировках и т. п. Здесь разрабатываются разные мероприятия и отдельные распоряжения по духовному ведомству, составляется бо́льшая часть всеподданнейших докладов по ведомству. Из наиболее важных по значению дел, производившихся в Канцелярии, можно отметить дела: по разработке действовавших до последнего времени правил для духовной цензуры; по составлению и приведению в действие уставов духовно-учебных заведений 1867 и 1884 гг.; по выработке положения 1876 г. о правах и преимуществах лиц, служащих при духовно-учебных заведениях; по утверждению новых устава и штата московского синодального училища церковного пения и других вновь учреждаемых учебных заведений духовного ведомства; по предположениям об изменениях в Уставе о воинской повинности списка учебных заведений по разрядам в отношении льгот их воспитанников по образованию при исполнении воинской повинности и списка должностей, освобождающих от призыва из запаса в армию, насколько в этих случаях дело касалось духовно-учебных заведений и должностных лиц духовного ведомства; по вопросам о расколе и сектах; по упомянутым выше работам, касающимся составления инструкции секретарям духовных консисторий, устава, штата и программ для женских училищ духовного ведомства и по предположениям о делах, подлежащих передаче из центрального в местные управления; о способах призрения в духовно-учебных заведениях и других учреждениях ведомства детой воинских чинов, погибших в минувшую войну с Японией. Многие из этих и других вопросов подлежали представлению на уважение Государственного Совета и потому требовали особенно тщательной обработки. Независимо от того, в Канцелярии составлялись обширные записки и справки по разным вопросам, по особым поручениям обер-прокуроров. Некоторые из работ Канцелярии являются и в печати, – таковы ежегодно составляемые всеподданнейшие отчеты по ведомству – обширный и сложный труд, ведомость мужским и женским монастырям и общинам (изданная дважды, последнее издание – 1902 г., стр. 129+14), отдельный список различных благотворительных учреждений при монастырях, Обзор деятельности ведомства православного исповедания за время царствования императора Александра III (1901 г., стр. ХVIІІ + 727) и другие менее значительные. Но Канцелярия является не только служебным учреждением собственно духовного ведомства, но и учреждением общегосударственного порядка и значения. В ней рассматриваются законоположения, вырабатываемые другими ведомствами и присылаемые ими на заключение обер-прокурора (напр., по проектам нового Устава о службе гражданской, Устава о гербовом сборе, списка бумаг и документов, подлежащих оплате гербовым сбором и от него освобождаемых, нового Устава о паспортах и др.), составляются записки и справки по этим делам и изготовляются отзывы. Составляются записки по разным вопросам, статистические и другие, по просьбам высших государственных учреждений и других ведомств. Журнальная часть Канцелярии, – кроме исполнения прямых обязанностей по приему, записи и распределению по делопроизводствам бумаг, поступающих от разных мест и лиц, записи и отправления бумаг, исходящих из Канцелярии, – несет особые труды по рассылке в весьма значительном количестве отправляемых знаков отличия для всех награждаемых по духовному ведомству, а также крестов, облачений, икон и проч., по рассылке в подведомственные административные учреждения новых изданий Свода законов и Полного собрания законов, по рассылке местам и лицам печатных изданий Канцелярии и др. Состоящий при Канцелярии на основании „Учреждении“ ее 1839 г. (§ 6), архив, отдельный от общего Архива Св. Синода, содержит в себе, кроме оконченных производством дел отделений Канцелярии, подлинные Высочайшие повеления по духовному ведомству, много дел, тайне подлежащих, и другие, сдаваемые по особым распоряжениям обер-прокуроров, составляющие секретное архивное отделение. Вообще, в архиве Канцелярии хранится много разных документов и дел высокой важности и государственного значения, представляющих ценный материал для научных исследований. Особенно много такого рода дел и бумаг поступило в архив за время обер-прокурора Св. Синода, статс-секретаря Победоносцева; по значительному количеству и по важному значению своему они по справедливости заслуживают быть выделенными в особый отдел под наименованием „Победоносцевского“. Вследствие тесноты помещения архива старые дела Канцелярии до 1870 г. (кроме дел секретного отделения) сданы в Архив Св. Синода, но, при постоянном пополнении архива Канцелярии вновь поступающими в него делами и бумагами, он является весьма переполненным.

В заключение перечислим начальствующих лиц Канцелярии обер-прокурора от начала ее существования до настоящего времени. Первым директором Канцелярии был Константин Степанович Сербинович (с 17 сент. 1836 г.), состоявший пред тем на службе по Министерству народного просвещения редактором „Журнала М. Н. П.“; за ним следовали: 2) Карл Егорович Франк (с 18 июня 1853 г.), 3) Павел Иванович Гаевский (с 8 июня 1858 г.), 4) Александр Федорович Тюрин (с 7 января 1860 г.), – все трое из вице-директоров Канцелярии, 5) Николай Александрович Сергиевский (с 1 марта 1866 г.), бывший пред этим инспектором Московской Практической академии коммерческих наук, а ранее служивший по центральному управлению Св. Синода, 6) Иван Александрович Ненарокомов (с 31 окт. 1869 г.), из членов Учебного комитета при Св. Синоде, 7) Иосиф Семенович Сидорский (с 1 янв. 1890 г.), пред тем состоявший недолгое время причисленным к Учебному комитету, а ранее проходивший службу по Министерству народного просвещения в должности помощника попечителя Варшавского учебного округа, и 8) ныне состоит директором (с 6 января 1896 г.) Дмитрий Николаевич Соловьев, бывший пред этим директором Спб. VI гимназии и одновременно состоявший (с 12 мая 1886 г.) в духовном ведомстве в звании члена Училищного совета при Св. Синоде. Должность вице-директора Канцелярии последовательно занимали следующие лица: 1) Карл Егорович Франк (с 31 марта 1839 г.), назначенный с должности начальника упраздненного в 1839 г. Отделения духовных дел православного исповедания, 2) Платон Иванович Довголевский (с 1853 г.), бывший пред тем начальником отделения Канцелярии обер-прокурора Св. Синода, 3) Павел Иванович Гаевский (с 1856 г.), из причисленных к Министерству государственных имуществ, 4) Александр Федорович Тюрин (с 1858 г.), назначенный с должности прокурора Грузино-Имеретинской Св. Синода конторы, 5) Василий Иванович Авчинников (с 1860 г.), из чиновников особых поручений при обер-прокуроре, 6) Михаил Абрамович Воскресенский (с 1866 г.), из начальников отделения Канцелярии, 7) Иларион Алексеевич Чистович (с 1875 г.), 8) Игнатии Климентович Зинченко (с 1888 г.), – два последние из членов Учебного комитета при Св. Синоде; затем с 13 ноября 1893 г., по получении Зинченко нового назначения, должность вице-директора оставалась незамещенною до упразднения ее 21 марта 1894 г., но восстановлении же этой должности в 1902 г. на нее назначен (22 авг. 1902 г.) начальник отделения Канцелярии Виктор Иванович Яцкевич, занимающий эту должность и в настоящее время.

Источниками для истории Канцелярии обер-прокурора Св. Синода могут служить дела архива Канцелярии и Полное собрание законов (за 1722, 1824,1836,1838,1839,1861, 1867, 1872, 1894, 1895 и 1902 гг.) и отчасти Свод законов (собственно т.т. I и III по изд. 1842, 1857, 1876, 1892, 1896 гг. и по продолжениям к ним), затем всеподданнейшие отчеты по ведомству православного исповедания и Обзор деятельности ведомства православного исповедания за время царствования императора Александра III (Спб. 1901). Сводку действующих постановлений о Канцелярии (не везде точную и неполную, притом доведенную только до 1884 г.) находим у † проф. Т. В. Барсова в Сборнике действующих руководственных церк. и церк.-гражд. постановлений по вед. прав. испов. т. I, Спб. 1885, стр. 16–21. Собственно же исследования или хотя бы краткого очерка истории этого учреждения еще не было. Небольшие данные можно находить у проф. Ф. В. Благовидова, Обер-прокуроры Св. Синода в XVIII и в первой половине XIX ст., Казань 1900, † проф. Т.В. Барсова: Синодальные учреждения прежнего времени, Спб. 1897, и Св. Синод в его прошлом, Спб. 1895, † И. А. Чистовича, Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего (XIX) ст., Спб. 1894, проф. Н. А. Заозерского, О церковной власти, Сергиев Посад 1894, проф. И. С. Суворова. Курс церковного права, тома I-II, Ярославль 1889, 1890, и Учебник церковного права, 1898, проф. П. В. Знаменского, Учебное руководство по истории русской церкви, Спб. 1904, проф. А. И. Доброклонского, Руководство по истории русской церкви, вып. IV (синод. период), М. 1893, прот. А. А. Беляева, История русской церкви, ч. 2-я, М. 1900, в Истории христианской церкви в XIX ст., изд. † А. П. Лопухина, т. 2: Православный восток, Петроград 1901, и др. Но все эти сочинения собственно источниками по истории Канцелярии обер-прокурора служить не могут, так как сообщают сведения о ней весьма краткие, а по местам неточные (напр., встречаются ошибочные указания на 1839 г., как год учреждения Канцелярии, что́ могло бы иметь некоторый смысл, как показано выше, только при особом объяснении) и даже неверные (напр., в одной из названных книг указывается на состояние при Канцелярии Контроля при Св. Синоде, чего на самом деле никогда не было).

С. Ф. С.

* * *

23

Разумеется существовавшее с 1824 г. в виде особого учреждения, Отделение духовных дел греко-российского исповедания. Существовавшее в то время в ведении обер-прокурора другое подобное же Отделение духовных дел греко-унитского исповедания не упоминается здесь вероятно потому, что в докладе ближайшим образом выясняется, в каком положении находилось заведывание делами собственно православного исповедания.

24

Довольно значительная разница отдельных цифр в этом штате сравнительно с цифрами штата 1839 г., превышающими первые, объясняется тем, что тогда расчет делался на ассигнации, а теперь на серебро.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Комментарии для сайта Cackle