Источник

Квартодецимане

Квартодецимане (четыренадесятники). Этим именем назывались те общества христиан в древней церкви, которые, ссылаясь на пример Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, совершали праздник Пасхи 14-го нисана, первого весеннего месяца, – т. е. вместе с иудеями, в какой бы день недели этот праздник ни приходился. Отсюда произошло и самое название партии, придерживавшейся этой практики, – квартодецимане (quarta decima, ῶ’ ).

Такой обычай соблюдался, – насколько известно из истории, – преимущественно – или даже исключительно – в Малой Азии. Указанный обычай расходился с общей и обычной практикой других христианских поместных церквей, которые праздновали Пасху в день воскресный, хотя месяц и число этого празднования были не всегда и не у всех поместных церквей одинаковы. Такое несогласие естественно служило поводом к пререканиям и спорам между христианскими общинами, придерживавшимися столь несогласной практики в указанном отношении.

Вследствие неясности, отрывочности, краткости сообщаемых в памятниках древнехристианской письменности сведений относительно хода и содержания этих споров о праздновании Пасхи, представляется делом весьма затруднительным установить точное, определенное, ясное и вместе бесспорное понятие о тех побуждениях и основаниях, которые обусловливали практику «четыренадесятников». Равным образом и самые подробности этой практики не могут быть доселе уяснены с желательной определенностью и решительностью.

Первое указание на различную практику празднования Пасхи в древней церкви и на существование обычая в Малой Азии праздновать Пасху вместе с иудеями мы находим в известии св. Иринея Лионского о путешествии св. Поликарпа смирнского в Рим к папе Аниките.

Это известие мы находим в Церковной Истории Евсевия кесарийского (5, 20: 10). Св. Ириней свидетельствует, что некоторые христиане «соблюдали» (ἐτι’ρησαν) такой обычай (относительно празднования Пасхи), который для других христиан, напр., римских, казался и был совершенно чуждым (ἐνα’ντιον). Однако за этот обычай никто и никогда не был отвергаем, лишаем общения в Евхаристии. Когда блаженный Поликарп при Аниките приходил в Рим, то они и касательно других предметов немного спорили между собою, но тотчас согласились, а об этом вопросе и спорить не хотели, ибо Аникита не мог убедить Поликарпа не соблюдать того, что он всегда соблюдал, живя с Иоанном, учеником Господа Нашего, и обращаясь с другими Апостолами; равно и Поликарп не убедил Аникиту соблюдать, ибо Аникита говорил, что он обязан сохранять обычаи предшествовавших ему пресвитеров. Несмотря на такое положение дела, они, однако же, находились во взаимном общении, так что Аникита, по уважению к Поликарпу, позволил ему совершать (в своей церкви) Евхаристию, и оба они расстались в мире, равно как в мире со всей церковью находились и соблюдавшие тот обычай, и не соблюдавшие. О самом Иринее Евсевий свидетельствует, что он принимал римское установление, согласно которому «таинство воскресения Господня должно совершать только в один день недели – воскресный». Отсюда следует, что св. Поликарп и его общины совершали Пасху не в воскресный день, а и в другие дни недели. Если же принять во внимание, что τηρεῖν служит техническим термином для обозначения соблюдения ветхозаветных предписаний (ср. Ин.9:16), то получится вывод, что Поликарп и его единомышленники, по всей вероятности, совершали Пасху в один день с иудеями (и, быть может, с соблюдением ветхозаветных пасхальных предписаний), – т. е. 14-го нисана, хотя, несомненно, предписанную законом Пасху они совершали в воспоминание и во свете уже совершенного Христом спасения, уже принесенной новозаветной жертвы «непорочного и чистого агнца» Христа (1Пет.1:19).

После смерти св. Поликарпа спор принял уже более резкую и заметную форму, возгоревшись в Лаодикии. Мелитон сардийский, один из тех, которые названы у Евсевия τηροῦντες, т. е. один из последователей практики св. Поликарпа и его единомышленников, около 170 года написал две книги о Пасхе (περὶ τοῦ Πα’σχα), в которых доказывал правильность обычая – праздновать Пасху именно 14 нисана, но встретил противников в лице Аполлинария иерапольского, Климента александрийского и Ипполита римского. В этом случае предмет спора обрисовывается яснее с той и с другой стороны. Ипполит оспаривает правильность воззрения, что Пасху следует праздновать 14 нисана, не обращая внимания на день недели. Против этого обычая, соблюдавшаяся в церквах малоазийских, выступил в 196-м году папа Виктор, который настаивал, чтобы повсеместно была установлена практика римской церкви. В случае отказа исполнить его требование папа грозил отлучением. По этому случаю собиралось соборы епископов в Палестине, в Риме, в Понте, в Галлии, в Коринфе и в других местах. По свидетельству Евсевия, епископы единогласно постановили праздновать Пасху в день воскресный после 14-го дня первого весеннего месяца. Но епископы Малой Азии, ссылаясь на авторитет Апостолов и предшествовавших епископов и опираясь на Свящ. Писание, настаивали на своем обычае. Папа имел намерение отлучить от церковного общения все церкви проконсульской Азии и соседние с нею; однако многие. епископы просили, чтобы он из-за этого различия не нарушал церковного мира. В таком духе взаимного примирения написал послание папе св. Ириней лионский. Этот спор выяснил, что все асийские епархии, основываясь на древнем предании, полагали, что «праздник спасительной Пасхи должно совершать в четырнадцатый день лунного месяца (нисана), когда иудеям повелено было закалать агнца, и в тот именно день, которым бы он ни был днем недели, прекращать пост. Но прочие церкви по всей вселенной держались не этого обычая, а другого, перешедшего по преданию от Апостолов, т. е. что пост надобно прекращать не в иной какой день, как в день воскресения Спасителя нашего».

Какова была дальнейшая судьба четыренадесятников, – об этом, на основании нам известных данных, сказать определенного ничего нельзя. Некоторые ученые полагают (напр., Дюшен), что 1-й Вселенский Собор также имел дело с четыренадесятниками; следовательно, предполагается, что последние существовали еще и в данное время, т. е. в IV веке. Между тем в дошедших до нас документах нет ни одного слова о том, что те лица, которые составляли на соборе меньшинство, действительно праздновали Пасху 14-го нисана, в какой бы день оно ни приходилось. Все были согласны в том, что праздновать Пасху следует в воскресный день, [† Проф. В. В. Болотов утверждал, что «протопасхиты», осуждаемые решением (не сохранившимся) Никейского собора 325 г. и 1-м правилом Антиохийского собора (около 333 г.), были не преемники и не продолжатели древних «четыренадесятников», а вся их особенность состояла лишь в том одном, что дважды в каждые девятнадцать лет и именно в 8-й и 19-й годы александрийской эннеакэдекатириды они праздновали Пасху на 23 или на 35 дней ранее (назначая пасхальными границами 19-е и 18-е марта вместо 18-го и 17-го апреля), чем церкви александрийская и антиохийская; однако «протопасхиты» праздновали Пасху христианскую непременно в воскресенье и только в эти два года в том же самом месяце, как и иудеи. Разница происходила якобы потому, что по сирийскому лунному кругу на указанные годы не полагалось вставочных месяцев, которые допускались в александрийском круге; для обоих было в одинаковой силе правило «гухадзат»,

но начало первого падало на четвертый год второго, почему для александрийского счисления эмболимическими годами были 3, 6, 8, 11, 14, 17, 19, а для лунного 3, 6, 9, 11, 14, 17, I. См. в «Постановлениях Комиссии (при Русском Астрономическом Обществе) о реформе календаря в России», стр. 3337. Н. Н. Г.]

Следовательно, ко времени Никейского собора (325 г.) четыренадесятники в чистом виде уже не существовали сколько-нибудь заметным образом. Епископы асийские стоят теперь на стороне большинства, и только в Сирии, быть может, сохранялись отголоски традиций четыренадесятников. Эти последние, очевидно, вообще постепенно сгладили и видоизменили свои воззрения под влиянием других течений и воззрений на время празднования Пасхи.

Касательно того, что именно, какое событие воспоминали малоазийские христиане 14-го нисана, и как именно совершали они самое торжество, какой характер носило это последнее, – эти соприкосновенные с ними вопросы в науке решаются неодинаково: различными учеными высказаны и различные (иногда до противоположности) предположения, которые, однако же, можно свести к нескольким, наиболее основным и характерным группам. Мы укажем из них лишь наиболее типичные и отчетливые.

1) Согласно первому воззрению, малоазийские христиане праздновали Пасху в воспоминание последней вечери и установления Господом таинства Евхаристии.

2) По другому мнению, содержанием малоазийского праздника служило совершение иудейской законной (ветхозаветной) Пасхи; точка зрения и мотивы совершения этого праздника были чисто законнические.

3) Некоторые ученые, – далее, – полагают, что 14-го нисана малоазийцы воспоминали искупительную смерть Господа. Так как смерть Господа была заключительным моментом искупления, то воспоминание данного события, – с этой точки зрения, – могло получить характер торжественного празднования. Поэтому после полудня 14-го нисана прекращался и пост.

4) По мнению Шюрера, которому принадлежит одно из обстоятельнейших исследований по данному вопросу, малоазийцы праздновали законную Пасху, но этот праздник был иудейским только по форме, а не по содержанию, не по характеру связанных с ним воспоминаний: он был посвящен воспоминанию христианского искупления и притом искупления вообще, а не отдельных его моментов.

5) Есть и такое мнение, что малоазийцы праздновали смерть и воскресение Господа в один и тот же день; быть может, они при этом разделяли существовавшее в древней церкви верование, что Христос воскрес вечером того же дня, в который Он и умер.

6) Наконец, по утверждению некоторых ученых, предметом пасхальных споров во II столетии между восточными и западными христианами было различие не в содержании праздника а различие исключительно во времени празднования. Такой взгляд на Западе высказал Лютард, а у нас к нему присоединился Н. Д. Молчанов, ныне архиепископ Никандр. Не входя в подробный разбор указанных воззрений, заметим только, что уже одно то обстоятельство, что малоазийским церквам, несмотря на все пререкания, был оставлен их обычай празднования Пасхи, показывает, что этим обычаем не затрагивалось нимало самое существо Христовой веры.

Что касается настойчивой и постоянной ссылки малоазийских христиан, – в подтверждение, обоснование и оправдание своей практики, – на авторитет и пример св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, то она вполне правдоподобна. Сам Христос Спаситель, чтобы искупить подзаконных был под законом; его Апостолы следовали примеру своего возлюбленная Учителя и Господа (ср. Гал.4:4,5, 1Кор.9:19–22). Верующие из иудеев, – естественно, – не могли вдруг совершенно отрешиться от тех обрядов и постановлений Моисеева закона, в которых они были воспитаны. Известно, что внешние обычаи и обряды, в которых человек воспитан, удерживаются и сохраняются им часто с большим постоянством и упорством, чем даже убеждения и воззрения. Да в этом и не заключалось чего-либо предосудительного и нежелательного с принципиальной точки зрения, если соблюдение названных обрядов и постановлений было свободно от ошибочных плотских и грубочувственных иудейских воззрений, если оно проникалось христианским духом и получало христианское знаменование. Равным образом можно с полной достоверностью полагать, что, по крайней мере, в Палестине христиане из иудеев соблюдали священные иудейские торжества. Известно, что Ап. Иоанн посещал храм иерусалимский в часы молитвы (Деян.3:1) и, вероятно, праздновал законную Пасху. Даже Ап. Павел стремился в Иерусалим на праздники (Деян.18:21, Деян.20:6) и ради пасхальных дней прерывал свой путь (Деян.20:6; ср. 1Кор.16:8). Конечно, в таком случае Пасха ветхозаветная всецело проникалась христианским смыслом новозаветного исполнения, и пасхальный агнец, ближайшим и непосредственным образом, относился к страждущему Христу Спасителю (ср. 1Кор.5:7).

При указанных условиях, естественно, могло возникнуть христианское празднование иудейской Пасхи в воспоминание смерти Господней. Хотя вне Иерусалима и не мог быть закалаем и снедаем пасхальный агнец, однако все-таки и иудеи рассеяния праздновали Пасху чрез вкушение опресноков, чрез прекращение работы в эти праздничные дни и т. под.

Весьма возможно, таким обр., что Ап. Иоанн, прибывши из Палестины в Ефес, где было большое количество иудеев, нашел здесь уже существующим между христианами обычай праздновать Пасху 14-го нисана, и сам присоединился к нему, поддержал и санкционировал его своим участием.

С. Зарин.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle