профессор Александр Павлович Лопухин

Воронежские епархиальные ведомости

ВОРОНЕЖСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ начали выходить с 1 января 1866 г., по цене 5 р. с пересылкой, как и другие – в двух частях, официальной и неофициальной, причём последняя часть называлась «Прибавлениями» к «Ведомостям». Издание выходило при семинарии. На первых порах было 4 редактора: ректор семинарии, архимандрит Феодосий, игумен Арсений и священники Феодор Никонов и Михаил Некрасов; два цензора. С № 16 за 1866 г. подпись о. Некрасова уже не появляется. Официальная часть в первое время несколько отличалась от обычного типа: в ней помещались не только статьи официального характера, как например, о составе епархии, но даже исторические материалы, как летописные заметки одного диакона, ведённые в 1757–1804 гг. («Ворон. Е. В.», 1866 г., №2), проекты и рассуждения об обеспечении заштатного духовенства («Ворон. Е. В.», 1866 г., № 3), о религиозных обычаях и обрядах в епархии (1866 г., № 9), местная хроника (1867 г., № 3), история семинарии, истории епархии, историко-статистические описания церквей и т. п. В «Прибавления» входили только статьи, так сказать, назидательного содержания, или, вернее, история епархии была признана официальным предметом. Во второй год редакция также подверглась частичному изменению состава: ушёл архимандрит Феодосий (Макаревский), ставший из ректоров викарием (о нем см. в очерке епархии). Два раза (№№ 4 и 5 за 1867 г.) он подписался ещё в числе редакторов в сане епископа, а затем некоторое время оставались только два редактора, но вскоре (с № 12 за 1867 г.) появляется и третья редакторская подпись нового ректора семинарии, архимандрита Вениамина. С 1868 г. собственно «Ведомости» стали подразделяться на два отдела: официальный и неофициальный, а «Прибавления» также остались, таким образом появились две неофициальных части; о. Никонов стал протоиереем, а с № 23 прекратилась редакторская подпись о. Арсения. С 1870 г. «Ведомости» чуть ли не вдвое увеличили свой формат и объем. Редакция, отвечая на укоры читателей, что в «Ведомостях» недостаточно даётся места местное публицистике, замечала, что мало поступает в редакцию статей этого рода, и притом «к сожалению и из немногих поступивших статей некоторые своим резким тоном и направлением вызвали неодобрение со стороны высшего начальства» (1870 г., № 2). Было предположение издавать «Ведомости» еженедельно (1870 г., № 3), но не осуществилось. С № 5 за 1871 г. остался, наконец, один редактор – прот. Никонов. Архимандрит Вениамин (Быковский) сделался викарием острогожским (см. очерк епархии). С № 10 к редакции присоединился священник кафедрального собора Иоанн Адамов, и опять стало два редактора. С 1873 г. «Ведомости» уменьшили свой формат, вернувшись к прежнему. С № 9 за 1875 г. о. Адамов подписывается уже протоиереем и ключарём. «Ведомости» понемногу хирели, приближаясь к шаблонному типу епархиальных органов этого рода.

Протоиерей Фёдор Андреевич Никонов был сын дьячка воронежской епархии, в 1849 г. со степенью магистра окончил курс петербургской академии, в том же году был назначен учителем воронежской семинарии, в 1851 г. рукоположен во священника к воронежской богословской церкви, с 1865 г. был законоучителем воронежского женского епархиального училища и с введением нового устава – инспектором классов – до 1880 г. («Ворон. Е. В.», 1885 г., № 22). Священник Михаил Некрасов был законоучителем воронежского михайловского кадетского корпуса. Священник Иоанн Васильевичу, Адамов, сын священника воронежской епархии, родился в 1836 г., был магистром киевской академии, начал службу преподавателем воронежской семинарии в 1861 г., но вскоре (в 1863 г.) принял священство и был законоучителем воронежской гимназии, потом перешёл к троицкому кафедральному собору, где был затем (с 1872 г.) ключарём, а с 1887 г. и кафедральным протоиереем. Скончался 5 июня 1900 г., оставив по себе признательную память в сердцах многочисленных своих воспитанников и учеников («Ворон. Е. В.», 1900 г., №№ 15 и 16). Его магистерское сочинение: «Обозрение миссий русской Церкви с учреждения в ней св. синода» печаталось в «Ворон. Еп. Вед.».

С 1877 г. редактором стал ректор семинарии, протоиерей Димитрий Певницкий, «неофициальный отдел» уничтожен, и «Ведомости» приняли обыкновенный внешний вид – официальная часть и неофициальная, продолжавшая, впрочем, именоваться «Прибавлениями». С 1877 г. оглавление номера стали печатать в конце: ранее печатали в начале. С 1880 г. в «Прибавлениях», в виде заставки, появились изображения рядом стоящих святителей Митрофана и Тихона.

Протоиерей Димитрий Фёдорович Певницкий, сын священника владимирской епархии, образование закончил в киевской академии, из которой вышел в 1853 г. со степенью магистра; службу начал преподавателем владимирской семинарии; 7 января 1862 г. рукоположен во священника в с. Иваново (ныне город), в 1867 г. получил протоиерейство и в том же году перемещён в г. Вязники, в 1872 г. избран ректором воронежской семинарии; в августе 1881 г. перемещён в тамбовскую семинарию и с 19 августа 1881 г. оставил редакторство «Ведомостей». В 1883 г. он оставил духовно-учебную службу и поступил к храму Христа Спасителя в Москве, в 1884 г. перешёл к церкви Гребенской Божей Матери. В «Ведомостях» «Воронежских» и «Тамбовских» им помещено несколько статей богословского содержания и проповедей. После него, с № 18 за 1881 г. редактором стал новый ректор, архимандрит Димитрий. Архимандрит Димитрий (Дмитрий Иванович Самбикин), сын протоиерея воронежской епархии, в 1865 г. окончил со степенью магистра (утверждён в 1867 г.) курс петербургской академии, служил сначала преподавателем в воронежской семинарии, 1 октября 1866 г. рукоположен во священника, в 1872 г. назначен ректором тамбовской семинарии, в 1877 г. принял пострижение и возведён в архимандрита, в 1881 г. назначен ректором воронежской семинарии, 4 января 1887 г., хиротонисан во епископа-викария балахнинского, ныне святительствует в сане архиепископа в Твери. Архимандрит Димитрий был деятельным сотрудником «Ведомостей» и напечатал в них много статей («Ворон. Е. В.», 1887 г., № 2). Он в последний раз подписал в качестве редактора последний № «Ведомостей» 1886 г., вышедший 15 декабря, а с нового года редактором стал новый ректор, протоиерей А. Спасский.

С 1882 г. цена была увеличена на рубль для желающих получать «Ведомости» с приложениями. С 1882 же года изображение святителей перенесено в заставку официальной части, но с 1892 г. (№ 2) возвращено обратно. С 1884 г. «Прибавления» стали именоваться «неофициальной частью» «Ведомостей». С 1887 г. приложения прекратились, и цена осталась 5 р. Для официальной части с этого же года, с № 9, назначен особый редактор – секретарь консистории А. Правдин. Протоиерей Алексей Михайлович Спасский по окончании курса киевской академии служил преподавателем в тамбовской семинарии, женском училище и гимназии, в 1882 г. назначен инспектором воронежской семинарии, 5 марта 1887 г. назначен ректором и 22-го рукоположен во священника. Кроме нескольких поучений, напечатанных в «Ведомостях», ему принадлежат статьи о штундизме (1887 г.) и расколе (1888 г.) и др. В «Тамбовских Еп. Ведомостях», 1875 и 1876 гг., он напечатал обозрение 2-го послания ап. Павла к Коринфянам («Ворон. Е. В.», 1899 г., № 10.

С № 17 за 1900 г. «Ведомости» получили нового редактора в лице нового ректора, протоиерея В. Борисоглебского. Протоиерей Василий Петрович Борисоглебский по окончании курса московской академии служил с 1874 г. преподавателем волынской семинарии, в следующем году перешёл в воронежскую, с 1879 г. был законоучителем воронежской гимназии, в этом же году был рукоположен во священника, с 1887 г. был инспектором воронежской семинарии («Ворон. Е. В.», 1899 г., № 10).

Отдельными приложениями печатались исторические сведения о церквах воронежской епархии, месяцеслов святых, в 1888 г. подписчикам 1887 г. было выдано последнее приложение – «Справочная книга по воронежской епархии» секретаря консистории А. Правдина, а затем приложения прекратились.

Обращаясь к общему обзору содержания «Ведомостей» за все время их издания, следует сказать, что на первых порах в них, по примеру всех других «Ведомостей», печатались в значительной мере выписки из переводов святоотеческих и других древних христианских творений. В «Ворон. Е. В.» печатались переводы из блаж. Августина (1873 и 1874 гг.), Ерма (1866 г.), Климента Александрийского (1866, 1867 и 1868 гг.), Оригена (1874 г.). В 1872–1883 гг. печатался «Месяцеслов» святых. Немало помещено отдельных жизнеописаний святых; – важнейшие: трёх святителей (1888 и 1889 гг.), св. Георгия Победоносца (1873, 1878, 1896 гг.), Дионисия Ареопагита (1891 г.), Ерма (1892 г.), Игнатия Богоносца (1892 г.), пр. Иеремии (1872 г.), Иоанна Богослова (1869, 1896 гг.), Иоанна Крестителя (1873, 1898 гг.), Ионы митрополита (1889 г.), Иустина философа (1886 г.), Кирилла и Мефодия (1871 г.), Поликарпа Смирнского (1892 г.), Серия Радонежского (1890 и 1892 гг.), Тихона Задонского (1888, 1898 и др.), Феодора Тирона (1892, 1895 гг.) и в особенности святителя Митрофана воронежского, о котором дано много ценного исторического материала (1866, 1868, 1871, 1872, 1875, 1879, 1885 1886, 1891 – 1893, 1896 – 1899, 1901). Сравнительное богатство апологетического отдела обеспечивалось наличностью сотрудников-специалистов, как архимандрит Димитрий (Самбикин, ныне архиепископ тверской) и отчасти преподаватель семинарии Крутиков. Дванадесятые праздники и некоторый евангельские события также нередко служили предметом отдельных статей. Дано обстоятельное толкование Евангелия от Иоанна (1873 г.), характеристика Евангелия от Луки (1873 г.) и 1-го послания св. ап. Иоанна (1887 г.). Встречается несколько статей, посвящённых истолкованию отдельных текстов свящ. писания, напр.: Еф.2:14 (1870 г.), Ин.12:20–50 (1871 г.) и др. Даны толкования пророчеств об Идумее (1867 г.), 10 заповедей (1868 и 1869 гг.), родословия Иисуса Христа (1870 г.), притчей Спасителя (1873, 1874, 1877, 1879, 1889 гг.) и др. Более или менее обстоятельные статьи посвящены выяснению взглядов свв. отцов на языческую философию (1868 г.), библейской точке зрения на еврейскую историю (1888 г.), составу еврейского канона (1875 г.), изображению древнего мира пред пришествием Спасителя (1889 г.) и самого пришествия (1879 г.), посольства иудеев к Иоанну Крестителю (1875 г.), воскрешения наинского юноши (1876 г.), нагорной проповеди (1874 и 1875 гг.), обетования Спасителя о ниспослании Св. Духа (1878 г.), Иисуса Христа на суде (1875 г.), страданий Иисуса Христа (1872 и 1891 гг.), гонения при Диоклетиане (1870 и 1871 гг.), торжества христианства при Константине Великом (1889 г.), характеристике Юлиана Отступника (1874 г.), истории галликанской церкви в период галлороманский (1874 г.), истории вселенских соборов (1898 и 1899 гг.), возрождению папства (1891 г.), истории болгарской церкви (1881 г.), истории христианства в Моравии (1866 г.), истории попыток англиканской церкви к соединению (1866 г.), выяснению учения ап. Иоанна Богослова о вере и любви (1886 г.), уяснению понятия о Церкви (1872, 1875 и 1901 гг.), общественного значения монашества (1896 г.), значения обрядов (1887 г.), храма (1873 и 1887 гг.), общественного богослужения (1875 и 1901 гг.); о востоке и западе в деле цивилизации (1877 г.), о божественном происхождении царской власти (1867 и 1875 гг.), о епископах, пресвитерах и диаконах (1878 г.), о пасхалии (1873 г.), об установлении новозаветного богослужения (1878 г.), о литургии (1878 и 1879 гг.), о крестных ходах (1880 г.), о церковном уставе (1872 г.), о погребении у древних христиан (1876 г.), о поминальных днях у древних народов (1872 г.), о благотворительности (1897 и 1899 гг.), о короновании (1883 г.), об анафеме (1875 и 1876 гг.); 10 катехизических бесед (1891 г.), 16 поучений о главнейших истинах православной веры (1880 г.), о молитвах на сон грядущим (1873 г.), о молитве св. Ефрема Сирина (1891 г.), о каноне св. Андрея Критского (1896 г.), о совершенстве в христианстве (1870 г.), об обращении грешника (1879 г.), о любви христианской (1888 г.), о памяти смерти (1889 г.), о страшном суде (1874 г.), последней судьбе человека (1872 г.), о нравственной свободе (1868 г.), свободе христианской (1873 г.) и свободе совести (1891 г.), о молитве (1873 г.), об ангеле-хранителе (1888 г.), о вражде (1888 г.), о внешности христианина (1874 г.), о христианском приличии (1879 г.) и мн. др.

Отдел русской церковной истории и в частности местной епархиальной, сравнительно с общебогословским отделом и сравнительно с другими, прежде описанными «Епархиальными Ведомостями», беден. Из статей по общерусской церковной истории можно указать только немногие: очерки народных верований и обычаев (1877 г.), распространение христианства на Руси (1871 г.), рассказы из истории духовная просвещения Руси (1894 и 1895 гг.), общественное служение церкви в удельно-вечевой период (1889 г.), христианское образование русских удельных князей (1895 г.), князь А. М. Курбский (1873 г.), большой московский собор 1666–1668 гг. (1878, 1880 и 1881 гг.). Местной епархиальной истории уделено внимание «Ведомостей» только в самое последнее время, когда с образованием церковно-археологического комитета «Ведомости» обещали предоставить в распоряжение его десятую часть страниц своей неофициальной части. Из этой области сравнительно большее значение имеют статьи: описание воронежской епархии (1867 и 1868 гг.), история церквей епархии в хронологическом порядке (1886 г.), о разработке истории епархии (1901 г.), о религиозных обычаях в епархии (1866 и 1871 гг.), о воронежских архиереях (1879 г.), состав епархии в 1865 г. (1866 г.), алфавитный список церквей епархии (1886 г. в приложении), список сотрудников «Ведомостей» за 25 лет (1891 г.). Даны историко-статистические описания около 70-ти приходов; из них более подробны описания: с. Еланского (1867 и 1868 гг.), с. Алексеевки (1868 г.), воронежской рождествобогородичной церкви (1868 г.), с. Голдаевки (1868 г.), с. Кальновки (1870, 1871 и 1872 гг.), с. Россоши (1870 и 1872 гг.), с. Воронцовки (1872 г.), сл. Гайдарской (1873 г.), с. Нового Уколова (1873 и 1874 гг.), с. Верхотишанки (1874 г.), сл. Черкасской Тростянки (1882 г.), г. Ольшанска (1882 г.), с. Старой Ольшанки (1882 г.), с. Скорнякова (1882 г.), с. Дмитряшевки (1882 г.), с. Белогорья (1883 г.), с. Новой Калитвы (1884 г.), с. Козловки (1884 г.), с. Верхних Острожков (1884 и 1885 гг.), с. Васильевского (1884 гг.), с. Прогорелой (1884 г.), с. Шелякина (1885 г.), с. Варваровки (1885 г.), сл. Александрова (1885 и 1886 гг.), с. Мандровки (1891 г.), сл. Голышевки (1892, 1893 и 1896 гг.), с. Николаевки (1889 г.), с. Конь-Колодезя (1890 г.), с. Подгорного (1893г.), с. Больших Липягов (1899 г.), отчасти г. Воронежа (1896, 1897 гг.) и др. Монастыри описаны почти все, но описания не отличаются обстоятельностью; более подробны описания акатова монастыря (1869 г.), воронежского благовещенского (1887 и 1888 гг.), донецкого (1866 г.), задонского (1870 г.), коротоякского (1896 г.), тихоновского (1882 г.), толшевского (1901 и 1902 гг.). Есть краткие описания местных чтимых икон, биографии епархиальных деятелей; из последних наиболее значительны: преосвященных – Арсения Москвина (1890–1896 гг. – его резолюции), Евгения Болховитинова (1867, 1868 и др.), Иосифа Богословского (1893, 1895 гг. и др.). Не мало места отведено материалам для истории семинарии (в особенности 1866, 1867, 1868,1885, 1886, 1893, 1898, 1899, 1900 г.), кое что есть и об училищах.

Несколько статей посвящено расколу – как в его истории (1890, 1893 гг.), так и в современном положении (1866 гг.), – и сектантству (1888 – 1890 гг.): в частности молоканам (1886 г.), штундистам (1887–1888 гг.), хлыстам (1887–1888 гг. и др.).

Из нравоучительных и педагогических статей заслуживают внимания: о Сократе, как педагоге (1870 г.), об Амосе Коменском (1877 и 1880 гг.), о плодах самоиспытания (1866 г.), о воспитании (1866, 1867, 1871, 1881, 1893, 1895 и др. гг.), о быте семейном и общественном (1877 г.), пастырские письма (1866 г.), нравственные уроки для пастыря (1879 г.), о просветительных задачах духовенства (1901 г.), о церковно-народной проповеди (1881 г.), об идеале христианской жизни (1900 г.), о религиозных мотивах в поэзии И. С. Никитина (1901 г.), наконец – целая серия духовных стихотворений, преимущественно переложений псалмов (в особенности 1868, 1869, 1871, 1872, 1873, 1876, 1883, 1888, 1895 – 1899 гг.).

Так называемые текущие вопросы находили для себя на страницах «Ведомостей» более или менее соответствующее место. Особенным вниманием пользовались вопросы: об обеспечении духовенства (1867, 1868 гг.), о причтовых усадьбах (1867 – 1869 гг.), об эмеритальной кассе (1877, 1879, 1880 гг.), о свечном заводе (1877, 1879 гг.), о съездах духовенства (1877, 1879, 1880 гг.), в последнее время, о семинарском образовании (1900 и 1901 гг.) и епархиальных женских училищах. С № 19 за 1890 г. печатался систематически указатель по «Ведомостям» за 25-летие.

С. Рункевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к. : ил.

Комментарии для сайта Cackle