Библиотеке требуются волонтёры

Источник

Глава 17

Победа Давида над Голиафом.

1Цар.17:1. филистимляне собрали войска свои для войны и собрались в Сокхофе, что в Иудее, и расположились станом между Сокхофом и Азеком в Ефес-Даммиме.

Возможно предположить, что, нападая на евреев, филистимляне рассчитывали на предполагаемую неспособность больного Саула (1Цар.16:14–21) оказать им умелое сопротивление. Но на этот раз филистимляне ошиблись в своих ожиданиях.

Сокхоф и Азек – города к юго-западу от Иерусалима.

1Цар.17:3. И стали филистимляне на горе с одной стороны, и израильтяне на горе с другой стороны, а между ними была долина.

Войска находились в таком положении, что нападающая сторона неизбежно рисковала потерпеть полное поражение. А так как никто себе не враг, то обе стороны стояли в бездействии, но в напряженном выжидательном положении. Неизвестно, сколько времени они простояли бы таким образом, если бы филистимлянам не пришла мысль решить дело военным поединком двух богатырей – из того и из другого лагеря. Богатырем со стороны филистимлян явился великан из города Гефа – Голиаф.

1Цар.17:4. И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он – шести локтей и пяди.

Локоть – длина руки от локтевого сустава до конца среднего пальца. Пядь – ширина в три ладони. Ладонь – ширина четырех пальцев.

1Цар.17:5. Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его – пять тысяч сиклей меди;

Сикль как мера веса равнялся 3 золотникам, 34,40 долям (соответствует примерно 15 г. – Прим. ред.).

1Цар.17:8. И стал он и кричал к полкам Израильским, говоря им: зачем вышли вы воевать? Не филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы? Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне;

«Не филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы», т.е. какое может быть сравнение между мной, могучим, свободным филистимлянином, и вами, жалкими рабами больного маньяка Саула?

1Цар.17:11. И услышали Саул и все израильтяне эти слова филистимлянина, и очень испугались и ужаснулись.

«Очень испугались и ужаснулись», не надеясь подыскать со своей стороны равносильного Голиафу соперника.

1Цар.17:12. Давид же был сын ефрафянина из Вифлеема Иудина, по имени Иессея, у которого было восемь сыновей. Этот человек во дни Саула достиг старости и был старший между мужами.

«Восемь сыновей», см. 1Цар.16:6–13.

1Цар.17:15. а Давид возвратился от Саула, чтобы пасти овец отца своего в Вифлееме.

Надобность в игре Давида временно прекратилась: война поглотила собой внимание и чувства Саула и тем предохраняла его от острых вспышек меланхолии.

1Цар.17:18. а эти десять сыров отнеси тысяченачальнику и наведайся о здоровье братьев и узнай о нуждах их.

Тысяченачальнику – в виде приветственного дара.

1Цар.17:23. И вот, когда он разговаривал с ними единоборец по имени Голиаф, филистимлянин из Гефа, выступает из рядов филистимских и говорит те слова, и Давид услышал их.

«Те слова»: см. 1Цар.17:8–10 ст.

1Цар.17:25. И говорили израильтяне: видите этого выступающего человека? Он выступает, чтобы поносить Израиля. Если бы кто убил его, одарил бы того царь великим богатством, и дочь свою выдал бы за него, и дом отца его сделал бы свободным в Израиле.

«Свободным в Израиле», т.е. свободным от государственных повинностей.

1Цар.17:28. И услышал Елиав, старший брат Давида, что говорил он с людьми, и рассердился Елиав на Давида и сказал: зачем ты сюда пришел и на кого оставил немногих овец тех в пустыне? Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое, ты пришел посмотреть на сражение.

Очевидно, первенец Иессея Елиав не мог простить своему младшему брату того предпочтения, которое было оказано этому брату пророком Божиим Самуилом (1Цар.16:1).

1Цар.17:33. И сказал Саул Давиду: не можешь ты идти против этого филистимлянина, чтобы сразиться с ним, ибо ты еще юноша, а он воин от юности своей.

«Ибо ты еще юноша». «Давид был тогда юношей 15 или 16 лет, так как умер 75 лет, царствовал 40; почему, когда был убит Саул, имел 30 лет. А пред сим было сказано, что Саул, после двухлетнего царствования, лишился божественной благодати и потому все прочее время провел, враждуя на Давида» (Блаж. Феодорит, толк. на 1Цар. Вопрос 41).

1Цар.17:36. и льва и медведя убивал раб твой, и с этим филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живаго. [Не пойти ли мне и поразить его, чтобы снять поношение с Израиля? Ибо кто этот необрезанный?]

1Цар.17:37. И сказал Давид: Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого филистимлянина. И сказал Саул Давиду: иди, и да будет Господь с тобою.

Ср. ст. 1Цар.17:45–47.

1Цар.17:42. И взглянул филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицем.

«Молод, белокур и красив лицом», т.е. без внешних признаков закаленного в боях сурового воина.

1Цар.17:52. И поднялись мужи израильские и иудейские, и воскликнули, и гнали филистимлян до входа в долину и до ворот Аккарона. И падали поражаемые филистимляне по дороге Шааримской до Гефа и до Аккарона.

Аккарон – филистимский город, на запад от Гаваона.

1Цар.17:54. И взял Давид голову филистимлянина и отнес ее в Иерусалим, а оружие его положил в шатре своем.

На вопрос о том, «как Давид, не живши еще в Иерусалиме, внес в него голову иноплеменника», блаж. Феодорит отвечает: «Правда, Иерусалим населяли еще иевусеи (2Цар.5:6–8), но Давид, желая устрашить непобежденных иноплеменников своего отечества, указал им на голову сраженного им великого воителя», дерзко восстававшего на избранный народ Божий и полагавшего всю надежду на собственные силы (Блаж. Феодорит, толк. на 1 Цар. Вопрос 42).

1Цар.17:55. Когда Саул увидел Давида, выходившего против филистимлянина, то сказал Авениру, начальнику войска: Авенир, чей сын этот юноша? Авенир сказал: да живет душа твоя, царь; я не знаю.

«Чей сын этот юноша?» 3анимая скромное место в толпе других придворных музыкантов, Давид мог быть и неизвестен лично Саулу. Слушая музыку Давида, Саул не обращал никакого внимания на игравшего; а если и видел его, так болезненные припадки, в период которых приглашался музыкант, могли помешать ему запомнить лицо игравшего. И только теперь, когда скромный музыкант на арфе сделался героем дня, славой Израиля, орудием Божественной помощи угнетенным, Саул обратил на Давида должное внимание и, не узнав его в лицо, спросил: «Чей сын этот юноша?»

1Цар.17:57. Когда же Давид возвращался после поражения филистимлянина, то Авенир взял его и привел к Саулу, и голова филистимлянина была в руке его.

Сообщаемое в 1Цар.17:54 относится, очевидно, ко времени после данного представления победителя Давида Саулу.

1Цар.17:58. И спросил его Саул: чей ты сын, юноша? И отвечал Давид: сын раба твоего Иессея из Вифлеема.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 2: Исторические книги. - 1054 с. / Книги Царств. Первая книга Царств. 94-173 с.

Комментарии для сайта Cackle