Библиотеке требуются волонтёры

Источник

Глава 15

Истребление амаликитян. Окончательный разрыв между царем Саулом и пророком Самуилом.

1Цар.15:2. Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта;

См. Исх. 17:8–16. Амаликитяне – кочевники северной части Синайского полуострова, между Идумеей и Египтом.

1Цар.15:3. теперь иди и порази Амалика [и Иерима] и истреби все, что у него; [не бери себе ничего у них, но уничтожь и предай заклятию все, что у него;] и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла.

«И Иерима» (1Цар.15:8). Предполагают, что Иерим был один из предводителей амаликитян, чем-либо особенно выделявшийся среди других их начальников.

1Цар.15:4. И собрал Саул народ и насчитал их в Телаиме двести тысяч израильтян пеших и десять тысяч из колена Иудина.

Телаим – на юге Ханаана, вблизи иудейской границы.

1Цар.15:6. И сказал Саул кинеянам: пойдите, отделитесь, выйдите из среды Амалика, чтобы мне не погубить вас с ним, ибо вы оказали благосклонность всем израильтянам, когда они шли из Египта. И отделились Кинеяне из среды Амалика.

Кинеяне – одно из племен среди амаликитян (ср. Исх.2:15–21; Чис.10:29–33; Суд.1:16), дружественное евреям.

1Цар.15:7. И поразил Саул Амалика от Хавилы до окрестностей Сура, что пред Египтом;

Точное местоположение Хавилы неизвестно. Сур – часть аравийской пустыни, прилегающая к Eгипту (Быт.16:7;Исх.15:22).

1Цар.15:9. Но Саул и народ пощадили Агага и лучших из овец и волов и откормленных ягнят, и все хорошее, и не хотели истребить, а все вещи маловажные и худые истребили.

Новое нарушение со стороны Саула воли пророка Господня (ср. 1Цар.13:8–14,15:1–3. См. прим. к 1Цар.8:6).

1Цар.15:10. И было слово Господа к Самуилу такое:

1Цар.15:11. жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь.

Ср. 1Цар.13:8–14. «И опечалился Самуил и взывал ко Господу целую ночь», прося вразумить его относительно того, как он должен поступить теперь с Саулом.

1Цар.15:12. И встал Самуил рано утром и пошел навстречу Саулу. И известили Самуила, что Саул ходил на Кармил и там поставил себе памятник, [но оттуда возвратил колесницу] и сошел в Галгал.

Упоминаемый здесь Кармил – город Иудина колена, расположенный на юг от Хеврона.

«Поставил себе памятник» (какой-либо столб с надписью) – в ознаменование и увековечение одержанной победы. Вероятно, и Агаг был пощажен (1Цар.15:9) не ради самого Агага, а дабы увеличить его присутствием блеск триумфатора.

1Цар.15:13. Когда пришел Самуил к Саулу, то Саул сказал ему: благословен ты у Господа; я исполнил слово Господа.

«Когда пришел Самуил»: для принесения жертвы. Ср. 1Цар.10:8,11:14–15,13:8–11. См. прим. к 1Цар.7:9.

«Я исполнил слово Господа»; см. 1Цар.15:1–3.

1Цар.15:15. И сказал Саул: привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу Богу твоему; прочее же мы истребили.

Девятый стих заставляет предполагать, что Саул и его войско оставили себе лучшее из достояния амаликитян далеко не по религиозным соображениям.

1Цар.15:17. И сказал Самуил: не малым ли ты был в глазах твоих, когда сделался главою колен Израилевых, и Господь помазал тебя царем над Израилем?

1Цар.15:18. И послал тебя Господь в путь, сказав: «иди и предай заклятию нечестивых Амаликитян и воюй против них, доколе не уничтожишь их».

1Цар.15:19. Зачем же ты не послушал гласа Господа и бросился на добычу, и сделал зло пред очами Господа?

Отмечается неблагодарность Саула. Воздвигнутый из ничтожества (ст. 17) на высоту царского престола Саул не обнаружил должного подчинения воле Воздвигшего его.

1Цар.15:21. народ же из добычи, из овец и волов, взял лучшее из заклятого, для жертвоприношения Господу Богу твоему, в Галгале.

См. прим. к 1Цар.15:15.

1Цар.15:22. И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов;

1Цар.15:23. ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем [над Израилем].

См. 1Цар.15:1–3,10–11,17–19.

1Цар.15:24. И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их;

1Цар.15:25. теперь же сними с меня грех мой и воротись со мною, чтобы я поклонился Господу [Богу твоему].

1Цар.15:26. И отвечал Самуил Саулу: не ворочусь я с тобою, ибо ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем.

1Цар.15:27. И обратился Самуил, чтобы уйти. Но [Саул] ухватился за край одежды его и разодрал ее.

1Цар.15:28. Тогда сказал Самуил: ныне отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя;

1Цар.15:29. и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему.

1Цар.15:30. И сказал [Саул]: я согрешил, но почти меня ныне пред старейшинами народа моего и пред Израилем и воротись со мною, и я поклонюсь Господу Богу твоему.

1Цар.15:31. И возвратился Самуил за Саулом, и поклонился Саул Господу.

Саул сознавал, что он согрешил, нарушив волю Божию, но не чувствовал этого гpexa, не терзался внутренним очищающим раскаянием. Внешне честолюбивую душу Саула угнетала мысль не столько о том, что его может покинуть Господь, сколько о том, что его сейчас оставит разгневанный пророк Господень и своим уходом уронит его престиж пред князьями и народом. Щадя не Саула, а честь еврейского царя, Самуил остался и совершил положенное жертвоприношение.

1Цар.15:32. Потом сказал Самуил: приведите ко мне Агага, царя Амаликитского. И подошел к нему Агаг дрожащий, и сказал Агаг: конечно горечь смерти миновалась?

1Цар.15:33. Но Самуил сказал: как меч твой жен лишал детей, так мать твоя между женами пусть лишена будет сына. И разрубил Самуил Агага пред Господом в Галгале.

Ср. 1Цар.15:3.

1Цар.15:35. И более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей; но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем.

«Потому что Господь раскаялся», что воцарил Саула (Ср. 1Цар.15:10–11,16:1,7): человекообразное выражение, говорящее о том, что первый царь евреев не воспользовался богодарованными ему средствами для того, чтобы быть ревностным орудием воли Божией на благо свое и вверенного ему народа.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 2: Исторические книги. - 1054 с. / Книги Царств. Первая книга Царств. 94-173 с.

Комментарии для сайта Cackle