профессор Александр Павлович Лопухин

Глава 3

Призвание Самуила к пророческому служению.

1Цар.3:1. Отрок Самуил служил Господу при Илии; слово Господне было редко в те дни, видения были не часты.

«Слово Господне» – через пророков, откровение воли Божией через видения были в те дни не часты.

1Цар.3:2. И было в то время, когда Илий лежал на своем месте, – глаза же его начали смежаться, и он не мог видеть, –

«На своем месте» – около порога скинии.

1Цар.3:3. и светильник Божий еще не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий;

«Светильник Божий (находившийся в Святилище) еще не погас», огонь в лампадах светильника зажигался священниками вечером и горел всю ночь до утра, а утром гасился (Исх.27:21. Ср. 1Цар. 30:7–8; Лев. 24:2–4). Наблюдение за исправностью лампад светильника, особенно в ночное время, очевидно, возложено было священниками на отрока Самуила, что вынуждало его проводить это время «в храме Господнем, где Ковчег Божий», точнее – в первом (со входа) отделении этого храма, или скинии, т.е. в Святилище.

1Цар.3:11. И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах;

«Зазвенит в обоих ушах» – от ужаса (ср. 4Цар.21:12; Иер.19:3).

1Цар.3:12. в тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу;

1Цар.3:13. Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их;

1Цар.3:14. и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек.

См. 1Цар. 2:27–36.

1Цар.3:20. И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним.

«От Дана» – северного пункта Ханаана – до Вирсавии – его южного пункта. Выражение «от Дана до Вирсавии» на языке священных писателей тождественно выражению «вся земля израильтян», «весь Израиль», «весь Израиль и Иуда» (2Цар.3:10, 6:19, 17:11, 24:2; 3Цар.4:25; 1Пар.21:2; 2Пар. 30:5).

1Цар.3:21. И продолжал Господь являться в Силоме после того, как открыл Себя Самуилу в Силоме чрез слово Господне. [И уверились во всем Израиле, от конца до конца земли, что Самуил есть пророк Господень. Илий же сделался очень стар, а сыновья его продолжали ходить беззаконным путем своим пред Господом.]

«Самуил есть пророк Господень» – богоизбранный и боговдохновляемый провозвестник воли Господней.


Вам может быть интересно:

1. Толкование на Вторую книгу Царств – Глава 4 профессор Александр Павлович Лопухин

2. Толкование на Первую книгу Царств блаженный Феодорит Кирский

3. Толкование на паремии из книг Царств епископ Виссарион (Нечаев)

4. Пять слов об Анне святитель Иоанн Златоуст

Комментарии для сайта Cackle