профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия
Толкование на Первую книгу Царств

Глава 2

Xвалебная песнь матери Самуила – Анны. Воспитание Самуила при скинии во время первосвященства Илия. Пороки сыновей Илия. Возвещение суда Божия дому Илия.

1Цар.2:1. И молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем.

«Возрадовалось сердце мое в Господе»: при мысли о том, что сделал для меня Господь.

«Вознесся рог мой в Боге моем», т.е. восстановлены и утверждены Богом мое женское достоинство, сила и значение. (Рог является здесь символом силы, могущества, самообороны).

«Широко разверзлись уста мои на врагов моих»: я получила полную свободу для отражения злохулений моих врагов, укорявших меня моим бесплодием (1Цар.2:5–6).

«Я радуюсь о спасении Твоем», т.е. о спасении, явленном мне Тобою.

1Цар.2:3. Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены.

Обращение к людям, которые, по своей дерзости и неведению путей Божиих, упрекали Анну ее бесплодием.

1Цар.2:4. Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою;

1Цар.2:5. сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает.

1Цар.2:6. Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит;

1Цар.2:7. Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает.

1Цар.2:8. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную.

1Цар.2:9. Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек.

Все и все в руках Божиих. Пути Его неисповедимы, могущество и разум Его бесконечны. Те, что казались нам снаружи крепкими, обеспеченными и славными, часто оказываются пред судом Всеведущего и Всесвятого (1Цар.2:3) Господа нравственно слабыми, недостойными, как бы обреченными на погибель своим собственным ничтожеством. Люди же, казавшиеся нам наружно слабыми, недостойными милостей Божиих, часто оказываются превознесенными Им за свои внутренние достоинства.

1Цар.2:10. Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. [Господь свят. Да не хвалится мудрый мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим, но желающий хвалиться да хвалится тем, что разумеет и знает Господа.] Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего.

«Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог» (силу, крепость) «помазанника Своего.» В ближайшем смысле здесь разумеется возлюбленный и прославленный Богом царь евреев Давид, а также его сын и преемник – могущественный и славный Соломон (1Цар.7:1; 1Пар. 17:1). В более отдаленном, пророчественно-мессианском, смысле – Божественный Потомок Давида по плоти – Господь наш Иисус Христос, Своим учением и жизнью принесший на землю «суд (греховному) миру сему» (Ин. 12:31) и имеющий прийти вторично на землю – для страшного суда и праведного воздаяния грешникам и праведникам (Мф.12:36, 13:41, 49, 16:27, 19:28, 24:31, 25:32; Лк.17:22; Ин.5:22, 25, 54, 12:48; Деян:17:31; 2Пет:3:7, 10; Иуд.1:14–15; Рим.2:5–6; 2Кор. 1:14, 5:10; 1Кор.1:8, 4:5; 2Фес. 2:2 и мн. друг.).

Xвалебно-пророчественная песнь матери Самуиловой Анны легла в основу третьего ирмоса церковных канонов.

1Цар.2:12. Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа

«Не знали Господа», т.е. не хотели признавать Его заповедей и повелений.

1Цар.2:13. и долга священников в отношении к народу. Когда кто приносил жертву, отрок священнический, во время варения мяса, приходил с вилкой в руке своей

1Цар.2:14. и опускал ее в котел, или в кастрюлю, или на сковороду, или в горшок, и что вынет вилка, то брал себе священник. Так поступали они со всеми Израильтянами, приходившими туда в Силом.

1Цар.2:15. Даже прежде, нежели сожигали тук, приходил отрок священнический и говорил приносившему жертву: дай мяса на жаркое священнику; он не возьмет у тебя вареного мяса, а дай сырое.

1Цар.2:16. И если кто говорил ему: пусть сожгут прежде тук, как должно, и потом возьми себе, сколько пожелает душа твоя, то он говорил: нет, теперь же дай, а если нет, то силою возьму.

Имеются в виду мирные жертвы. См. прим. к 1Цар.1:4.

1Цар.2:18. Отрок же Самуил служил пред Господом, надевая льняной ефод.

«Ефодом» называлась одна из одежд ветхозаветного первосвященника, сотканная из разноцветной пряжи и золота (Исх.28:1). «Льняной ефод» Самуила не был, конечно, первосвященническим ефодом, так как он не имел на него никакого права. Скорее всего это была безрукавная полотняная верхняя одежда, напоминавшая своим покроем первосвященнический ефод и потому получившая наименование последнего. Она надевалась лицами, посвятившими себя служению Богу (ср. 1Цар.22:18), или по особому случаю религиозной важности (2Цар. 6:14). Нечто вроде тех белых полотняных стихарей, которые употребляются прислужниками при католическом богослужении.

1Цар.2:25. если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти.

Грехи, совершенные главным образом против людей, могут быть покрыты милосердием Божиим, так как не свидетельствуют еще о состоянии безнадежного ожесточения человека против воли Божией и допускают возможность для него нравственного совершенствования. Грехи же, обнаруживающие в человеке состояние безнадежного ожесточения против воли Божией, требуют сурового возмездия, поучительного и для других (ср. Мф. 12:31).

«Ибо» – в смысле посему. «Решил» – в смысле попустил. Предать их смерти: см. 1Цар.4:10–11.

1Цар.2:27. И пришел человек Божий к Илию и сказал ему: так говорит Господь: не открылся ли Я дому отца твоего, когда еще были они в Египте, в доме фараона?

«Человек Божий» – некто из провозвестников воли Божией (ср. 1Цар.9:6), имя которого осталось для нас неизвестным.

«Дому отца твоего» – т.е. колену Левия, избранному Богом из числа всех других колен Израиля для особого служения Ему при скинии (см. 1Цар.2:28).

«В Египте, в доме» (т.е. царстве) фараона.

1Цар.2:29. Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища Моего, и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего – Израиля?

О «хлебных приношениях» в Скинию см. прим. к Лев.2:1.

«Утучняя себя начатками всех приношений народа Моего». По закону Моисея (Исх. 23:19; Лев. 19:23–24, 23:10–14, 16–17; Чис. 18:12 и др. м. ), евреи обязаны были доставлять к скинии первые плоды своей жатвы, винограда, елея, первый испеченный хлеб из новой пшеницы, часть от шерсти овец и т.п. для содержания членов колена Левия.

1Цар.2:31. Вот, наступают дни, в которые Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, так что не будет старца в доме твоем [никогда];

«Не будет старца в доме твоем», т.е. потомки Илия будут умирать, не достигнув старости (ср. 1Цар.2:33).

1Цар.2:32. и ты будешь видеть бедствие жилища Моего, при всем том, что Господь благотворит Израилю и не будет в доме твоем старца во все дни,

1Цар.2:33. Я не отрешу у тебя всех от жертвенника Моего, чтобы томить глаза твои и мучить душу твою; но все потомство дома твоего будет умирать в средних летах.

1Цар.2:34. И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день.

См. 1Цар.3:11–20, 4:1.

1Цар.2:35. И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей; и дом его сделаю твердым, и он будет ходить пред помазанником Моим во все дни;

1Цар.2:36. и всякий, оставшийся из дома твоего, придет кланяться ему из-за геры серебра и куска хлеба и скажет: «причисли меня к какой-либо левитской должности, чтоб иметь пропитание».

В ближайшем смысле разумеется переход первосвященства из дома Илия (род Ифамара) в дом Садока (род Елеазара), см. 3Цар.2:27. В более же отдаленном и полном смысле сказанное в отмеченных стихах относится, по замечанию блаж. Феодорита, «не к кому-либо из людей, а к единому только Господу нашему Иисусу Христу, который по человечеству наименован нашим архиереем (Евр. 4:14–15). Выражение во все дни неприлично людям смертным, живущим малое время. Помазанными же назвал святых апостолов и преемственно приявших их учение» (блаж. Феодорит, Толков, на 1 Цар., вопр. 7).


Комментарии для сайта Cackle