профессор Александр Павлович Лопухин

Глава 9

Саул, сын вениамитянина Киса.

1Цар.9:1. Был некто из сынов Вениамина, имя его Кис, сын Авиила, сына Церона, сына Бехорафа, сына Афия, сына некоего Вениамитянина, человек знатный.

«Из сынов Вениамина», т.е. из колена Вениаминова.

1Цар.9:2. У него был сын, имя его Саул, молодой и красивый; и не было никого из Израильтян красивее его; он от плеч своих был выше всего народа.

«От плеч своих был выше всего народа», т.е. головою выше других.

1Цар.9:4. И прошел он гору Ефремову и прошел землю Шалишу, но не нашли; и прошли землю Шаалим, и там их нет; и прошел он землю Вениаминову, и не нашли.

1Цар.9:5. Когда они пришли в землю Цуф, Саул сказал слуге своему, который был с ним: пойдем назад, чтобы отец мой, оставив ослиц, не стал беспокоиться о нас.

Ведя свое начало от равнины Ездрилонской, «горы Ефремовы» простираются по южной границе удела Ефремова до Иерусалима и здесь соединяются с горами Иудиными.

«Шалиша, Шаалим, Цуф» – местности вблизи г. Рамы Самуиловой (см. примеч. к 1Цар.1:1).

1Цар.9:6. Но слуга сказал ему: вот в этом городе есть человек Божий, человек уважаемый; все, что он ни скажет, сбывается; сходим теперь туда; может быть, он укажет нам путь наш, по которому нам идти.

«В этом городе», т.е. Раме Самуиловой.

«Человек Божий» – пророк Самуил.

«Может быть, он укажет нам путь наш, по которому нам идти», чтобы найти потерянное (1Цар.9:3).

1Цар.9:7. И сказал Саул слуге своему: вот мы пойдем, а что мы принесем тому человеку? ибо хлеба не стало в сумах наших, и подарка нет, чтобы поднести человеку Божию; что у нас?

1Цар.9:8. И опять отвечал слуга Саулу и сказал: вот в руке моей четверть сикля серебра; я отдам человеку Божию, и он укажет нам путь наш.

Иные говорят (замечает блаж. Феодорит), что Самуил пророчествовал за деньги, заключая сие из сказанного Саулом: «Вот мы пойдем, а что принесем тому человеку?» – Но это только указание на Саулово предположение, а не на мздоимство пророка. Саул думал, что надобно принести что-либо Самуилу, как начальнику и пророку, однако же ничего не принес; между тем принят им был с великой благосклонностью. Немздоимство пророка показывают и слова его, сказанные (впоследствии) всему народу: «Вот я; свидетельствуйте на меня пред Господом и пред помазанником Его, – у кого взял я вола, у кого взял осла, кого обидел и кого притеснил, у кого взял дар и закрыл в деле его глаза мои, – и я возвращу вам. И отвечал народ: ты не обижал нас и не притеснял нас, и ничего ни у кого не взял» (1Цар. 12:3–4) (Толк. на 1 Цар., вопр. 16).

«Четверть сикля серебра» – немногим более 20 копеек.

1Цар.9:12. Те отвечали им и сказали: есть; вот, он впереди тебя; только поспешай, ибо он сегодня пришел в город, потому что сегодня у народа жертвоприношение на высоте;

«Сегодня у народа жертвоприношение на высоте»: см. примеч. к 1Цар.7:9.

1Цар.9:13. когда придете в город, застанете его, пока он еще не пошел на ту высоту, на обед; ибо народ не начнет есть, доколе он не придет; потому что он благословит жертву, и после того станут есть званые; итак ступайте, теперь еще застанете его.

Имеется в виду мирная жертва. См. примеч. к 1Цар.1:4.

1Цар.9:16. завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему – Израилю, и он спасет народ Мой от руки Филистимлян; ибо Я призрел на народ Мой, так как вопль его достиг до Меня.

«Ибо я призрел на народ Мой, так как вопль его достиг до Меня». Положение евреев около времени избрания ими царя было далеко не блестяще. С запада их неотразимо теснили филистимляне. Они успели захватить в свои руки некоторые укрепленные места (холмы) евреев, снабдив их собственными охранными отрядами (1Цар.10:5). Чтобы лишить евреев возможности выделывать оружие, филистимляне уничтожили в их земле всех кузнецов; так что даже для починки земледельческих орудий евреи должны были ходить к своим врагам, филистимлянам (1Цар. 13:19–22). С востока угрожали аммонитяне.

1Цар.9:18. И подошел Саул к Самуилу в воротах и спросил его: скажи мне, где дом прозорливца?

"В воротах" города.

1Цар.9:20. а об ослицах, которые у тебя пропали уже три дня, не заботься; они нашлись. И кому все вожделенное в Израиле? Не тебе ли и всему дому отца твоего?

«А об ослицах не заботься». Да и может ли заботиться исключительно о них тот, кому, по определению Божию, уже принадлежит все «вожделенное во Израиле?»

1Цар.9:21. И отвечал Саул и сказал: не сын ли я Вениамина, одного из меньших колен Израилевых? И племя мое не малейшее ли между всеми племенами колена Вениаминова? К чему же ты говоришь мне это?

После междуусобной распри (Суд.19–21) Вениаминово колено значительно сократилось в своем населении.



Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Дар, 2009. / Т. 2. : Исторические книги. - 1056 с. / Первая книга Царств. 94-172 с. ISBN 978-5-485-00271-8

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Вторую книгу Царств – Глава 4 профессор Александр Павлович Лопухин

2. Толкование на Первую книгу Царств блаженный Феодорит Кирский

3. Толкование на паремии из книг Царств епископ Виссарион (Нечаев)

Комментарии для сайта Cackle