профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия
Толкование на Первую книгу Царств

Глава 10

Избрание Саула на царства.

1Цар.10:1. И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего [в Израиле, и ты будешь царствовать над народом Господним и спасешь их от руки врагов их, окружающих их, и вот тебе знамение, что помазал тебя Господь в царя над наследием Своим]:

Доселе в Ветхом Завете упоминалось о помазании святым елеем (для сообщения духовных даров Божих) только первосвященника (Исх.30:23). Но если для успешного прохождении своего служения требует особой божественной помощи пастырь душ человеческих, то не меньшей помощи требует и устроитель земного благополучия людей – царь, который в теократическом государстве (см. примеч. к 1Цар.8:6) есть вместе с тем и помощник первосвященника в деле упасения душ вверенного им народа (Втор.17:14–20).

«И вот тебе знамение того, что помазал тебя Господь»: душевное состояние Саула требовало какого-либо осязательного подтверждения его богоизбранничества в цари над Израилем (1Цар.9:20–21).

1Цар.10:2. когда ты теперь пойдешь от меня, то встретишь двух человек близ гроба Рахили, на пределах Вениаминовых, в Целцахе, и они скажут тебе: «нашлись ослицы, которых ты ходил искать, и вот отец твой, забыв об ослицах, беспокоится о вас, говоря: что с сыном моим?»

«Близ гроба Рахили». Согласно Быт. 35:19, гроб Рахили находится близ г. Вифлеема, к югу от Иерусалима, в пределах Иудина колена. Полагают, что «в пределах Вениаминовых, в Целцахе», была местность, также носившая название Гроба Рахили – из уважения к памяти родоначальницы вениамитян.

1Цар.10:3. И пойдешь оттуда далее и придешь к дубраве Фаворской, и встретят тебя там три человека, идущих к Богу в Вефиль: один несет трех козлят, другой несет три хлеба, а третий несет мех с вином;

«Дубрава Фаворская» не может быть дубравой известной горы Фавор, так как последняя (т.е. гора Фавор) расположена значительно севернее колена Вениаминова, совершенно не по пути Саула в его родной город – Гиву Вениаминову (1Цар.10:26). Упоминаемая здесь «дубрава Фаворская» (как и «гроб Рахили»), по всей вероятности, название какой-нибудь, неизвестной в настоящее время, местности Вениаминова колена.

«Идущих к Богу в Вефиль», т.е. идущих в Вефиль для совершения жертвы Господу Богу. См. прим. к 1Цар.7:9

1Цар.10:5. После того ты придешь на холм Божий, где охранный отряд Филистимский; [там начальники Филистимские;] и когда войдешь там в город, встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель и гусли, и они пророчествуют;

«Холм Божий», т.е. одна из известных тогда в народе жертвенных высот (см. примеч. 1Цар.7:9).

Помимо отмеченного, холм имел и иное – военное назначение, служа для филистимлян опорным пунктом их власти в Ханаане (см. примеч. к 1Цар.9:16).

«Встретишь сонм пророков, сходящих с высоты». «Сонмы» пророков – это религиозно-воспитательные и образовательные пророческие общества, впоследствии носившие названия пророческих училищ, первоначальное основание и устройство которых было сделано пророком Самуилом. Изучение слова Божия, упражнение в молитве, пение (под аккомпанементы музыки) священных гимнов были главными предметами занятий в этих обществах. Члены последних назывались «пророками» за свое восторженно-одушевленное прославление имени Божия, а также «сынами» или «учениками пророческими» (3Цар.20:35; 4Цар. 2:3, 5, 15), потому что воспитывались под pyководством боговдохновенных пророков, называвшихся их «отцами» (4Цар. 2:12). При Самуиле члены пророческой общины имели свое пребывание в Раме Самуиловой (1Цар.19:18–24); в позднейшее время, при Илии и Елисее, мы видим пророческих учеников в разных городах южного Ханаана: в Галгале (4Цар.2:1), в Вефиле (4Цар.2:3), в Иерихоне (4Цар. 2:5, 15).

«Сонмы» неподкупных стражей закона Иеговы, восторженных глашатаев Его святой, совершенной и благой воли должны были стать, – и были на самом деле в течение всей ветхозаветной истории, – сильным противовесом народного увлечения в мрачные и гибельные дебри языческого беззакония. Глубокая убежденность истинного ведения, священный огонь религиозного воодушевления, полная правдивость и нелицеприятие обличительных речей учеников пророческих школ оказывали на народ сильное впечатление и немало содействовали богопризванным пророкам в их великой и трудной миссии религиозного уврачевания народа.

«Псалтирь и тимпан, и свирель и гусли» – музыкальные инструменты евреев того времени: псалтирь и гусли – струнные; свирель – духовой; тимпан – вроде нашего тамбурина или бубна.

«И они пророчествуют». «Пророчествовать» на библейском языке не всегда означает «предсказывать». В данном случае, как и нередко в Библии (напр., Чис.11:25; 1Цар.10:6, 10, 13; 1Цар.19:20 и др.), выражение «пророчествовать» можно понимать в смысле – прославлять Бога и Его чудные дела в восторженных хвалебных гимнах, что предполагает, разумеется, особый подъем духовных сил человека. С временным прекращением этого подъема прекращается и «пророчествование» (Чис.11:25; 1Цар.10:13 и др.).

1Цар.10:6. и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком.

«И ты будешь пророчествовать»... См. прим. к концу 1Цар.10:5.

1Цар.10:8. И ты пойди прежде меня в Галгал, куда и я приду к тебе для принесения всесожжений и мирных жертв; семь дней жди, доколе я не приду к тебе, и тогда укажу тебе, что тебе делать.

Наставление и вместе испытание для Саула: получая известную свободу действий (1Цар.10:7), нареченный царь евреев отнюдь не должен был забывать того обстоятельства, что в вопросах высшего порядка он лишь исполнитель воли Небесного Царя народа; посредник между Богом и народом, истолкователь и провозвестник божественной воли – пророк – есть и будет в отношении царя тем же самым, что и в отношении каждого из народа. См. примеч. к 1Цар.8:6.

«Галгал» – город священных воспоминаний (Нав.4:4, 5:5); расположен на восток от Иерихона, вблизи р. Иордан.

1Цар.10:9. Как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце, и сбылись все те знамения в тот же день.

«Бог дал ему иное сердце»: под воздействием божественного помазания Саул внутренне как бы переродился, получил возможность быть тем, чем должен стать в своем новом звании (см. примеч. к 1Цар.8:6).

«И сбылись все те знамения»: см. 1Цар.10:1–7.

1Цар.10:10. Когда пришли они к холму, вот встречается им сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них.

«И он пророчествовал среди них»: см. примеч. к концу 1Цар.10:5, а также к 1Цар.10:9.

1Цар.10:12. И отвечал один из бывших там и сказал: а у тех кто отец? Посему вошло в пословицу: «неужели и Саул во пророках?»

«А у тех кто отец?» Указывая на сынов пророческих, спрашивающий дает понять, что нравы и положение родителей в данном случае ни при чем, так как дар пророческий не наследственен. Тем не менее, недоумение при виде «пророчествовавшего Саула» было так велико, что увековечилось в пословице. Когда впоследствии желали выразить изумление по поводу какой-нибудь неожиданной перемены, то говорили: «Неужели и Саул во пророках?»

1Цар.10:13. И перестал он пророчествовать, и пошел на высоту.

См. прим. к концу 1Цар.10:5.

1Цар.10:17. И созвал Самуил народ к Господу в Массифу

Город «Массифа» (к западу от Гивы Вениаминовой, к северо-западу от Иерусалима) и прежде бывал местом религиозно-общественных собраний народа (Суд. 20:1, 21:1; 1Цар.7:5).

1Цар.10:18. и сказал сынам Израилевым: так говорит Господь Бог Израилев: Я вывел Израиля из Египта и избавил вас от руки Египтян и от руки всех царств, угнетавших вас.

1Цар.10:19. А вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших, и сказали Ему: «царя поставь над нами». Итак предстаньте теперь пред Господом по коленам вашим и по племенам вашим.

А вы теперь отвергли Бога (ср. 1Цар.8:7–8). См. примеч. к 1Цар.8:6.

«Итак предстаньте теперь пред Господом», чтобы узнать, кого Господь избирает вам в цари.

1Цар.10:20. И велел Самуил подходить всем коленам Израилевым, и указано колено Вениаминово.

"И указано" – через жребий, «Жившие порочно, – замечает блаж. Феодорит, – не всегда верили Божиим пророкам. Посему, чтобы не думали, будто приговор сделан по человеческой милости, Самуил приказал бросить жребий» (толк. на 1 Цар., вопр. 22).

1Цар.10:22. И вопросили еще Господа: придет ли еще он сюда? И сказал Господь: вот он скрывается в обозе.

«И вопросили еще Господа» – через какое-либо знамение. Если же выражение 1Цар.10:17: «к Господу в Массифу» понимать в том смысле, что к этому времени в Массифу была перенесена скиния, то вопросить Господа евреи могли и иным путем – через посредство первосвященника и вверенного ему таинственного наперсника.

1Цар.10:23. И побежали и взяли его оттуда, и он стал среди народа и был от плеч своих выше всего народа.

«От плеч своих выше всего народа», т.е. выше всех головой.

1Цар.10:24. И сказал Самуил всему народу: видите ли, кого избрал Господь? подобного ему нет во всем народе. Тогда весь народ воскликнул и сказал: да живет царь!

Физические достоинства человека в древности ставились очень высоко; по ним нередко измерялись и его внутренние достоинства (1Цар. 16:7). Там, где главное назначение того или иного человека усматривалось в обязанности защищать вверенные ему интересы путем применения физической силы, вышеотмеченные достоинства человека имели, конечно, решающее значение. По свидетельству Геродота (III, 20; XII, 187), ефиопляне избирали своим царем того, кто был выше других ростом. Того же физического соответствия своему предполагаемому назначению хотели видеть в своем царе и евреи (1Цар.8:20). Увидев рослую, могучую фигуру Саула, народ с восторгом закричал: «Да живет царь!»

Господь попустил совершиться избранию Саула, дабы евреи осязательно убедились в том, что для теократического государя (см. прим. к 1Цар.8:6) грубая физическая сила не составляет главного требуемого качества (1Цар.16:1, 7); дабы опытно осведомившись о том, каким не может быть их царь, сознательнее отнеслись к божественному указанию в лице преемника Саула (1Цар.16:1, 7) о том, каким он должен быть.

1Цар.10:25. И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом. И отпустил весь народ, каждого в дом свой.

«Права царства», записанные Самуилом и положенные пред Ковчегом Господним, нужно отличать от изображенной им пред народом картины обычного в то время на востоке поведения царя (1Цар.8:11–18). В противоположность означенной картине и в соответствии с Втор. 17:14–20 Самуил, по всей вероятности, изобразил в «Правах царя» тот желательный, с теократической точки зрения (см. прим. к 1Цар.8:6), идеал царя, которому должен следовать царь евреев.

Впрочем, действительное содержание этого важного документа не дошло до нас.

1Цар.10:26. Также и Саул пошел в дом свой, в Гиву; и пошли с ним храбрые, которых се́рдца коснулся Бог.

Город «Гива» Вениаминова расположен к югу от Рамы Самуиловой и к северу от Иерусалима.

«Которых сердца коснулся Бог», т.е. сердце которых радостно отозвалось на избрание царем богатыря Саула.

1Цар.10:27. А негодные люди говорили: ему ли спасать нас? И презрели его и не поднесли ему даров; но он как бы не замечал того.

«И не поднесли ему даров», по случаю избрания в цари. Предполагается, что другие сделали эти дары и тем выразили свое почтительное приветствие новоизбранному.

«Но он как бы не замечал того»: простое благоразумие требовало отнестись спокойно к частичной вспышке неудовольствия, иначе она могла перейти в пожар междуусобия.


Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс