Глава 10
1–23. Список приложивших печати. 29–39. Обязательства, принятые на себя народом.
Неем.10:1. Приложившие печати были: Неемия-Тиршафа, сын Гахалии, и Седекия,
«Приложившие печати были». С евр. то же выражение более точно можно бы передать так: «И на chattumim (запечатанные документы) были» (печати). Из множ. ч. chattumim делают заключение, что было написано несколько документов с изложением обязательств народа, – по крайней мере, два (Мейер, Бертолет). В числе приложивших печать вслед за Неемией называется Седекия, который не принадлежал ни к священникам (Неемия и Седекия), ни к главам поколений. Возможно, что это было лицо, занимавшее высокое положение, может быть, писец наместника (1Ездр. 4:9, 17). Ролинсон отождествляет его с Садоком писцом (Неем 13.13).
Неем.10:2. Сераия, Азария, Иеремия,
Неем.10:3. Пашхур, Амария, Малхия,
Неем.10:4. Хаттуш, Шевания, Маллух,
Неем.10:5. Харим, Меремоф, Овадия,
Неем.10:6. Даниил, Гиннефон, Варух,
Неем.10:7. Мешуллам, Авия, Миямин,
Неем.10:8. Маазия, Вилгай, Шемаия: это священники.
Список приложивших печати священников (ст. 8: «это священники»). В списке названо 21 имя, но обыкновенно предполагают, что одно имя выпало, так как в (Неем. 12:1–7) исчисляется 22 имени. Из этих имен 15 приводятся в (Неем. 3:2–7) как имена глав священнических, возвратившихся из Вавилона с Зоровавелем, и в (Неем. 3:11–20), как имена глав священнических родов. Вследствие этого и в (Неем. 10:2–8) называются не отдельные лица, а целые священнические классы (череды), от имени которых выступили представители. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в числе приложивших печати не назван первосвященник. Может быть, вместо него подписался Сераия, который в (Неем. 11:11) называется начальствующим в доме Божьем. Список священников, кроме (Неем. 10:2–8), приводится еще в (Неем. 12:1–7), но составить ясное представление об организации ветхозаветного священства после плена на основании этих списков очень трудно. Из (1Ездр. 2:36–39) видно, что с Зоровавелем возвратились из плена четыре священнических рода (Кейль) или четыре череды: Иедаии, Иммера, Пашхура и Харима. Между тем в (Неем. 10:2–8) мы имеем указание на 21 череду, а в (Неем. 12:1–7) – на 22. По преданию иудейскому, после плена до разрушения Иерусалима существовали 24 череды Давида (Лк. 1:5–8); Иуд. Древн. VII, 14, 7. Как образовались эти череды и когда, об этом трудно сказать что-нибудь определенное. По иудейскому преданию, возвратившиеся из плена четыре рода (или череды) были разделены пророками на 24 части, с целью придания священству организации времени Давида. При этом первая череда получила свое имя (Иедаии, а остальные по жребию получили имена черед невозвратившихся (Herzfeld, Geschichte III, 393). Указание кн. Неемии на 22 череды (вместо 24) при этом можно понимать так, что 2 череды не были заполнены, дабы можно было включить тех, которые имели доказать свое право на священство (1Ездр. 2:61–63). Вновь образованные череды отчасти носили древние имена: в (Неем. 12:1–7) восемь имен совпадают с (1Пар. 24:1–19). Но некоторые получили и новые имена, наприм. Иддо (ст. 4). О священстве в послепл. время см. у проф. Г. Титова (История священства. 1878) и у о. Гр. Ключарева (История ветхозав. священства. Стар. 1903).
Неем.10:9. Левиты: Иисус, сын Азании, Биннуй, из сыновей Хенадада, Кадмиил,
Неем.10:10. и братья их: Шевания, Годия, Клита, Фелаия, Ханан,
Неем.10:11. Миха, Рехов, Хашавия,
Неем.10:12. Закхур, Шеревия, Шевания,
Неем.10:13. Годия, Ваний, Венинуй.
Список приложивших печати левитов. В списке названо 17 имен, которые опять должны считаться именами классов или черед левитских. Упоминаемый в ст. 9 Иисус и Кадмиил возвратились (роды их) еще при Зоровавеле (1Ездр. 2:40; Неем 7.43). Сыновья Хенадада также упоминают уже в (1Ездр. 3:9). «Биннуй, сын Хенадада», по (Неем. 3:24), строил часть стены. Большая часть названных в ст. 9–13 имен встречалась уже в (Неем. 8:7).
Неем.10:15. Вунний, Азгар, Бевай,
Неем.10:16. Адония, Бигвай, Адин,
Неем.10:17. Атер, Езекия, Азур,
Неем.10:18. Годия, Хашум, Бецай,
Неем.10:19. Хариф, Анафоф, Невай,
Неем.10:20. Магпиаш, Мешуллам, Хезир,
Неем.10:21. Мешезавел, Садок, Иаддуй,
Неем.10:22. Фелатия, Ханан, Анаия,
Неем.10:23. Осия, Ханания, Хашшув,
Неем.10:24. Лохеш, Пилха, Шовек,
Неем.10:25. Рехум, Хашавна, Маасея,
Неем.10:26. Ахия, Ханан, Анан,
Неем.10:27. Маллух, Харим, Ваана.
Список глав народа, т.е. мирян. В списке названы имена отчасти известные из (1Ездр. 2:1–35) и (Неем. 7:5–24). Всех имен 44, а в (1Ездр. 2:1–35) только 33. Поэтому нужно допустить, что число глав во время между Зоровавелем и Неемией (537–444) увеличилось вследствие увеличения общины новыми переселенцами и присоединения к общине иноплеменников. Некоторых названных в 1 кн. Ездры лиц (Сафатия, Арах) (1Ездр. 2:4–5) в рассматриваемых стихах мы не встречаем, – или потому, что роды их прекратили свое существование, или потому, что представители этих родов не подписали всенародного решения. Упомянутый в ст. 17 отдельно от Езекии (Атер, Езекия) Атеар, по (1Ездр. 2:16), принадлежал к дому Езекии.
Неем.10:28. И прочий народ, священники, левиты, привратники, певцы, нефинеи и все, отделившиеся от народов иноземных к закону Божию, жены их, сыновья их и дочери их, все, которые могли понимать,
Неем.10:29. пристали к братьям своим, к почетнейшим из них, и вступили в обязательство с клятвою и проклятием – поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего, и уставы Его и предписания Его,
К обязательству, принятому представителями, присоединился и весь народ, давший клятву поступать по закону Божию. Возможно, что эта народная клятва была обставлена особыми обрядами, подобными описанным в (Быт. 15:10). Ввиду новейших теорий о происхождении Пятикнижия возникает вопрос: что должно разуметь под книгой закона Моисеева, которая читалась в собрании, соблюдать которую народ обязался. По некоторым указаниям, прежде всего, нужно заключать, что читалось не все Пятикнижие. Писатель отмечает, что читался именно закон. Затем, читавшие книгу и изъяснявшие ее священники уже на второй день (Неем. 8:13) дошли до закона о празднике Кущей (Лев. 23:33–43), что едва ли было бы возможно, если бы чтение началось с кн. Бытие. По мнению новейших исследователей, Ездра читал так назыв. «Священнический кодекс» (Левит, Числа и некот. отд. Исход), составленный в период плена и в первое время по возвращении из плена Торжественное чтение, описанное в кн. Неемии VIII-X, было введением нового кодекса в жизнь. При этом некоторые допускают, что новый кодекс уже был соединен тогда с остальными частями Пятикнижия и, значит, обнародовалось все Пятикнижие (Велльгаузен), другие же думают, что обнародован был только «Свящ. кодекс» (Кауч). По поводу этих мнений должно прежде всего сказать, что, как видно из текста кн. Неемии VIII-X, читался не один Свящ. код., а и другие части закона (ср. Неем. 13:1; Втор. 23:3); ср. (Неем. 10:30) и (Исх. 34:15–16; Втор. 7:3–4). Затем, повествование кн. Неемии VIII-X не производит такого впечатления, чтобы Ездра впервые обнародовал какую-либо часть закона или целый закон, который представлял для народа нечто новое. Принятие законов, ложившихся на народ тяжестью и не соответствовавших его настроению (ср. Мал. 1:6–14, 2:1, 3:8) можно понять только в том случае, если признать, что законы были древние, давно известные и только временно пришедшие в забвение. Вообще, все чтение закона, предпринятое Ездрой, имело в виду поднять значение древних законов, приспособить древние предписания к новым отношениям и выдвинуть некоторые из них с особенной силой ввиду новых условий жизни.
Неем.10:30. и не отдавать дочерей своих иноземным народам, и их дочерей не брать за сыновей своих;
После общего обязательства соблюдать весь закон дано было, ввиду условий времени, специальное обязательство соблюдать некоторые отдельные постановления закона. О запрещении браков с иноплеменницами см. (Исх. 34:16, 23:24; Чис. 33:52; Втор. 7:3–4).
Неем.10:31. и когда иноземные народы будут привозить товары и все продажное в субботу, не брать у них в субботу и в священный день, и в седьмой год оставлять долги всякого рода.
В законе нет запрещения торговли в субботние дни. Но это запрещение само собой вытекало из заповеди о субботнем покое. «И в седьмой год оставлять долги всякого рода». Седьмой или субботний год, по закону (Исх. 23:10–11; Лев. 25:2–4) был годом покоя для земли, и в этот год нельзя было заниматься ни земледелием, ни садоводством. Ввиду возникавшей отсюда трудности уплаты долгов закон повелевал заимодавцу не требовать долгов в субботний год, а по Втор. 15:12 даже прощать.
Неем.10:32. И поставили мы себе в закон давать от себя по трети сикля в год на потребности для дома Бога нашего:
По ст. 32, иудеи установили обязательный ежегодный взнос на храм и, вероятно, именно на нужды храмового богослужения, – в 1/3 сикля. По (Исх. 30:13), каждое лицо муж. пола, достигшее 20 лет, должно было давать на храм 1/2 сикля. Рав.Абен-Ездра полагает, что в ст. 32 идет речь о новом налоге, принятом общиной в дополнение к установленному в (Исх. 30:13). Но текст скорее дает основание думать, что в ст. 32-м идет речь только о восстановлении налога, узаконенного в (Исх. 30:13). Вероятно, и при Неемии этот налог считался обязательным для лиц муж. пола, достигших 20-летнего возраста, хотя в ст. 32-м не указывается, кто, собственно, должен был платить налог. Уменьшение налога с 1/2 сикля до 1/3 объясняется бедственным положением общины времени Неемии. Впрочем, возможно думать, что цена сикля времени Неемии была выше, чем в допленное время и потому взнос уменьшился до 1/3 (Герцфельд). Бертолет полагает, что в ст. 32 предполагается счет по персидской монетной системе (S. 78). Во времена земной жизни Спасителя в пользу храма взносилось 2 драхмы (Мф. 17:24) – немного более сикля.
Неем.10:33. на хлебы предложения, на всегдашнее хлебное приношение и на всегдашнее всесожжение, на субботы, на новомесячия, на праздники, на священные вещи и на жертвы за грех для очищения Израиля, и на все, совершаемое в доме Бога нашего.
Из ст. 33 видно, что восстановленный общиной налог предназначался на нужды богослужения, именно: «на всегдашнее хлебное приношение», т.е. на хлебы предложения (Лев. 24:5–8); «на всегдашнее всесожжение» (thamid), т.е. на жертву (mincha) вечернюю и утреннюю (olah) (ср. 4Цар. 16:15; 1Ездр. 9:4); на жертвы в субботу, новомесячия и праздники (Чис. 28:16, 29:38), «на священные вещи» (Евр. velakkadaschim, сопоставляемое с дальнейшим vellahatoth (рус. «и на жертвы за грех»), указывает на жертвы и именно жертвы благодарственные (ср. 2Пар. 29:33, 35:13), приносившиеся от лица всего народа (Лев. 23:19; Исх. 24:5) ); «на жертвы за грех» (ср. Лев. 4:13–21, 16:34) «и на все, совершаемое в доме Бога нашего». Установление нарочитых взносов на потребности богослужения не противоречит (1Ездр. 7:20), где сообщается, что дано было повеление от царя отпускать на нужды Иерусалимского храма. Если даже и исполнялось царское повеление, что не несомненно, то все же у иудеев могло быть желание и самим принять участие в содержании храма и увеличить средства храма.
Неем.10:34. И бросили мы жребии о доставке дров, священники, левиты и народ, когда которому поколению нашему в назначенные времена, из года в год, привозить их к дому Бога нашего, чтоб они горели на жертвеннике Господа Бога нашего, по написанному в законе.
В законе Моисеевом нет постановления относительно того, кто должен был доставлять дрова для жертвенника. До времени Неемии, вероятно, доставка дров была добровольной. Теперь попечение об этом возложено было на целую общину (ср. Неем. 13:31), – священников, левитов и народ. Время доставки для каждого рода было определено жребиями, которые брали, вероятно, представители рода. По Талмуду (Таанит IV, 5) назначено было девять сроков для доставки дров, но преимущественно она происходила 14 аба, и день доставки считался праздничным днем (ή τῶν ξυλοφορίων ἑορτή. Иуд. Война. II, 17, 6).
Неем.10:35. И обязались мы каждый год приносить в дом Господень начатки с земли нашей и начатки всяких плодов со всякого дерева;
Неем.10:36. также приводить в дом Бога нашего к священникам, служащим в доме Бога нашего, первенцев из сыновей наших и из скота нашего, как написано в законе, и первородное от крупного и мелкого скота нашего.
О первородном поля (bikkurim – первородное) ср. (Исх. 23:19, 34:26; Втор. 26:2); о начатках плодовых деревьев (Чис. 18:12; Лев. 19:23); о первенцах из сыновей, которые должны были выкупаться по оценке священника – (Чис. 18:15). Первенцы скота нечистого также должны были выкупаться (Исх. 13:13; Чис. 18:15). Первенцы же чистого скота должны были, по закону, приводиться к храму и передаваться священникам, которые приносили их в жертву, сжигая тук, мясо же оставляя для себя (Чис. 18:17).
Неем.10:37. И начатки из молотого хлеба нашего и приношений наших, и плодов со всякого дерева, вина и масла мы будем доставлять священникам в кладовые при доме Бога нашего и десятину с земли нашей левитам. Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие.
Речь идет уже не о первородном (bikkurim), а о начатках (reschith), первых плодах данного года, о лучшем (ср. Чис. 18:12; Исх. 23:19). Община дала обязательство приносить начатки молотого хлеба (LXX σίτων ἡμῶν, слав. «жит наших»), затем начатки terumoth («приношений наших»), т.е. всего приобретенного с поля. – Какая часть собиравшихся в кладовых при храме начатков передавалась священникам, неизвестно, так как в законе нет определения относительно этого.
Неем.10:38. При левитах, когда они будут брать левитскую десятину, будет находиться священник, сын Аарона, чтобы левиты десятину из своих десятин отвозили в дом Бога нашего в комнаты, отделенные для кладовой,
Сбор левитской десятины должны были производить сами левиты. Но для ограждения интересов священников среди сборщиков-левитов находились во время сбора и священники. Десятины и приношения собирались также в кладовых при храме.