профессор Александр Павлович Лопухин

Глава 24

Вторая половина ответной речи Иова. 1–25. Безнаказанность разного рода грешников; примеры этого.

Иов.24:1. Почему не сокрыты от Вседержителя времена, и знающие Его не видят дней Его?

Как загадочны страдания праведников, так точно не понятна безнаказанность нечестивых. Так как еврейский глагол «цафан» («ло ницпену» ­­ «почему не сокрыты» синодального чтения) употребляется для выражения мысли о сбережении, сохранении Богом заслуженного наказания (Иов 21.19), то, очевидно, под «днями и временами» разумеются дни божественного мщения и суда над грешниками (Иез 30.3). Эти дни «не сокрыты от Вседержителя», точнее и яснее, не сохраняются Богом, – их не существует; и потому «знающие Его», – праведники (Иов 18.21; Пс 35.11) не видят проявления Божественного Правосудия по отношению к грешникам (ср. Иов 22.19).

Иов.24:2–4. Первый ряд примеров, доказывающих, что на земле царит достойное проклятия, но тем не менее не караемое притеснение слабых сильными.

Иов.24:2. Межи передвигают, угоняют стада и пасут у себя.

Наказанию подлежат прежде всего «передвигающие межи», – отнимающие у других земельную собственность путем передвижения границ, отделявших владения одного лица от владений другого (Втор 19.14, Втор 27.17; Притч 22.28, 23.10–11; Ос 5.10). Безнаказанными остаются и грабители (ср. Иов 20.19), настолько в силу этого смелые и беззастенчивые, что безбоязненно пасут на глазах у всех угнанный ими скот.

Иов.24:3. У сирот уводят осла, у вдовы берут в залог вола;

Даже обидчики вдов и сирот, несмотря на обещание Божие защищать этих последних (Исх 22.22–24; Пс 67.6), не получают возмездия.

Иов.24:4. бедных сталкивают с дороги, все уничиженные земли принуждены скрываться.

Притеснения доходят до того, что бедные лишаются возможности ходить по дорогам и принуждены скрываться. По свидетельству кн. Судей, подобное состояние испытывали евреи во время Самегара от вторжения филистимлян (Суд. 5.6). Это обстоятельство делает довольно правдоподобным предположение некоторых экзегетов (Делима и др.), что в настоящем и дальнейших стихах идет речь о тех первобытных племенах, населявших землю Уц, владения которых были отняты вторгнувшимися в их страну завоевателями. Что касается вторжения, то оно известно друзьям Иова (Иов 15.19).

Иов.24:5–12. Описание состояния порабощенных племен.

Иов.24:5. Вот они, как дикие ослы в пустыне, выходят на дело свое, вставая рано на добычу; степь дает хлеб для них и для детей их;

Их жизнь напоминает жизнь животных и по месту («как дикие ослы в пустыне»Иов 6.5, 11.12, 39.5 и д.) и по пище. Ею служат степные травы, корни и ягоды растений (ср. Иов 30.4), которые собираются ими для рано чувствующих голод детей, почему они и выходят на дело свое» (ср. Пс 103.23) ранним утром.

Иов.24:6. жнут они на поле не своем и собирают виноград у нечестивца;

Приготовив пищу для детей, они отправляются для добывания собственного пропитания на поля своих поработителей богачей. Им является предназначенный для скота корм («белило», ср. Иов 6.5) и уцелевшие после настоящего сбора виноградные ягоды.

Иов.24:7. нагие ночуют без покрова и без одеяния на стуже;

Иов.24:8. мокнут от горных дождей и, не имея убежища, жмутся к скале;

Сходство с животными восполняется отсутствием одежд и жилищ (ср. Иов 30.6) и беззащитностью от вредных действий атмосферы.

Иов.24:9. отторгают от сосцов сироту и с нищего берут залог;

Иов.24:10. заставляют ходить нагими, без одеяния, и голодных кормят колосьями;

Иов.24:11. между стенами выжимают масло оливковое, топчут в точилах и жаждут.

После описания участи порабощенных племен, Иов возвращается от перечислений остающихся без наказания злодеяний. Они состоят в том, что сильные отнимают у слабых грудных детей для обращения их в рабство (ср. Иов 31.17–18), берут залоги с нищих и, пользуясь их несостоятельностью, заставляют работать на своих полях, причем даже не кормят, – лишают того, в чем нельзя отказывать животным (Втор 25.4; 1Тим 5.18). – «Голодных кормят колосьями», буквально: «они голодны и носят снопы». Равным образом, когда даровые рабочие притеснителей «между стенами выжимают», т. е. под строгим надзором, оливковое масло и "топчут" виноград, то им не позволяется утолить жажду.

Иов.24:12. В городе люди стонут, и душа убиваемых вопит, и Бог не воспрещает того.

Превратив одну часть коренного населения в рабство, другую поработители избили. Кровь убитых требует отмщения, но Бог не обращает на это внимания.

Иов.24:13. Есть из них враги света, не знают путей его и не ходят по стезям его.

Иов.24:14. С рассветом встает убийца, умерщвляет бедного и нищего, а ночью бывает вором.

Иов.24:15. И око прелюбодея ждет сумерков, говоря: ничей глаз не увидит меня, – и закрывает лице.

Иов.24:16. В темноте подкапываются под домы, которые днем они заметили для себя; не знают света.

Особого рода преступники, совершающие свои дела под покровом ночи, дети ее, враги света (ср. Рим 13.12). К ним относятся, во-первых, убийцы, встающие «с рассветом», точнее «пред рассветом» (евр. «лайор»), когда преступлению благоприятствует полумрак; во-вторых, прелюбодеи, ждущие темноты вечера (Притч. 7.8–9) и для большей безопасности закрывающие свое лицо, и, наконец, воры, легко подкапывающиеся под стены восточных домов, благодаря отсутствию у них фундамента.

Иов.24:17. Ибо для них утро – смертная тень, так как они знакомы с ужасами смертной тени.

Убийцы, прелюбодеи и воры избегают света, он для них ужасен, как ужасна сень смертная. Днем им грозит опасность быть открытыми и наказанными.

Иов.24:18–21. Данные стихи содержат описание гибели грешника, чего до сих пор не признавал Иов. Ввиду этого большинство экзегетов видит в них изложение взгляда друзей, к которому сам страдалец относится иронически. И действительно, в противном случае Иов впадает в странное самопротиворечие (ср. ст. 12). По тексту LXX, Вульгаты и Пешито гибель грешника представляется Иову только желательною.

Иов.24:18. Легок такой на поверхности воды, проклята часть его на земле, и не смотрит он на дорогу садов виноградных.

Нечестивый «легок... на поверхности воды» – его счастье не имеет постоянства, так же быстро проходит, как быстро уносится водою легкий предмет (ср. Иов 9.26; Ос 10.7); его имущество подвергается проклятию (Иов 5.3, 18.15, 20), и он не может наслаждаться миром и спокойствием: «не смотрит на дорогу садов виноградных» (ср. 3Цар 4.25; Мих 4.4; Зах 3.10).

Иов.24:19. Засуха и жара поглощают снежную воду: так преисподняя – грешников.

Удел грешника – неотвратимая гибель, подобная неизбежному исчезновению снега под влиянием жары (ср. Иов 6.16–17; Пс 67.3).

Иов.24:20. Пусть забудет его утроба матери; пусть лакомится им червь; пусть не остается о нем память; как дерево, пусть сломится беззаконник,

Иов.24:21. который угнетает бездетную, не рождавшую, и вдове не делает добра.

И подобною судьбою он ни в ком не вызывает сострадания: его забывают самые близкие ему люди, – мать, и память о нем совсем исчезает (ср. Иов 18.17).

Иов.24:22–24. Взгляду друзей Иов противополагает свой собственный.

Иов.24:22. Он и сильных увлекает своею силою; он встает, и никто не уверен за жизнь свою.

В течение своей жизни нечестивый проявляет такое могущество, что его страшатся даже сильные.

Иов.24:23. А Он дает ему все для безопасности, и он на то опирается, и очи Его видят пути их.

Сам Бог помогает беззаконникам. Он видит их злодеяния и тем не менее дает все, служащее к безопасности.

Иов.24:24. Поднялись высоко, – и вот, нет их; падают и умирают, как и все, и, как верхушки колосьев, срезываются.

Опираясь на свою силу (ст. 22), подкрепляемые божественною помощью, нечестивые достигают наивысшего могущества, а затем умирают такою же смертью, как и все остальные люди. – «Как верхушки колосьев срезываются». Намекая на восточный обычай срезывать при жатве верхушки стебля и оставлять солому на корне, Иов хочет сказать, что стебли и корень нечестивого – его потомство – продолжает существовать, не исчезает, как утверждают друзья (ср. Иов 15.32, 18.19).

Иов.24:25. Если это не так, – кто обличит меня во лжи и в ничто обратит речь мою?

Взгляд Иова не может быть опровергнут.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Дар, 2009. / Т. 3. : Исторические книги. Учительные книги. - 960 с. / Книга Иова. 40-188 с. ISBN 978-5-485-00272-5

Комментарии для сайта Cackle