Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf Оригинал (pdf)
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия
Толкование на книгу притчей Соломоновых

Глава 14 Глава 15 Глава 16

Глава 15

1—7. Против грехов слова. 8—15. Бог отвращается и ненавидит всякое злое сердце. 16—33. С точки зрения истинной мудрости говорится о различных добродетелях и пороках, преимущественно в религиозной жизни.

Притч.15:1. [Гнев губит и ра­зу­мных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорби­тель­ное слово воз­буждает ярость.

Притч.15:2. Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.

Притч.15:3. На всяком месте очи Го­с­по­дни: они видят злых и добрых.

Притч.15:4. Кроткий язык – древо жизни, но необуздан­ный – сокруше­ние духа.

Притч.15:5. Глупый пре­небрегает наставле­нием отца своего; а кто внимает обличе­ниям, тот бла­го­ра­зу­мен. [В обилии правды великая сила, а нечестивые искоренят­ся из земли.]

Притч.15:6. В доме праведника – обилие сокровищ, а в при­бытке нечестивого – расстрой­с­т­во­.

Притч.15:7. Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.

   Предлагается наставление о кротости и осторожности в славе (ст. 1, 4), а вместе дается предостережение против гнева и безумной злобы (ст. 1—2), причем то и другие обосновывается указанием на всеведение Божие, от которого не может укрыться ни добро, ни зло (ст. 3), а затем развивается общая мысль о благотворности мудрости и вреде безумия (ст. 5—7).

Притч.15:8. Жертва нечестивых – мерзость пред Го­с­по­дом, а молитва праведных бла­го­угодна Ему.

Притч.15:9. Мерзость пред Го­с­по­дом – путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит.

Притч.15:10. Злое нака­за­ние – укло­ня­ю­щемуся от пути, и не­на­видящий обличе­ние по­гибнет.

Притч.15:11. Преисподняя и Аваддон открыты пред Го­с­по­дом, тем более сердца сынов человеческих.

Притч.15:12. Не любит распутный облича­ю­щих его, и к мудрым не пойдет.

Притч.15:13. Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает.

Притч.15:14. Сердце ра­зу­много ищет знания, уста же глупых питают­ся глупостью.

Притч.15:15. Все дни несчаст­ного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.

   В ст. 8—9 высказывается весьма часто повторяемая священными писателями мысль о том, что необходимым условием богоугодности жертвы, молитвы и всего внешнего богопочтения является чистое нравственное настроение и искреннее расположение человека, что, напротив, при отсутствии этих условий, жертвы и молитвы отвратительны пред Богом (Притч 21.27; Ис 1.11:66.3; Иер 6.20; Ос 5.6:8.13; Ам 5.21-22 и др.). Бог любит только ищущего правды, нечестивцев же и презрителей мудрости отвращает, и их постигает гибель (ст. 9—10). Для предупреждения злых дел и даже нечистых помышлений, человеку надо всегда помнить о всеведении Божием, пред которым открыты недоступные человеческому глазу области: преисподняя, ад, евр. шеол и гибель, евр. Аваддон (ст. 11), т. е. область гибели и смерти (сн. Притч 27.20; Иов 26.6:28.22); в Апокалипсисе именем Аваддона, по-гречески Аполлиона (т. е. губителя) назван Ангел — царь бездны (Откр 11.9). Тем более открыты всеведению Божию все тайны человеческого сердца (ср. Пс 11.1). Далее указано несколько нравственно-психологических черт характеристики мудрого и нечестивого (ст. 13—15).

Притч.15:16. Лучше немногое при страхе Го­с­по­днем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.

Притч.15:17. Лучше блюдо зеле­ни, и при нем любо­вь, нежели откормлен­ный бык, и при нем не­на­висть.

Притч.15:18. Вспыльчивый человек воз­буждает раз­дор, а терпеливый утишает распрю.

Притч.15:19. Путь ле­нивого – как терновый плетень, а путь праведных – гладкий.

Притч.15:20. Мудрый сын радует отца, а глупый человек пре­небрегает мать свою.

Притч.15:21. Глупость – радость для мало­умного, а человек ра­зу­мный идет прямою дорогою.

Притч.15:22. Без совета пред­приятия рас­строят­ся, а при множе­с­т­ве советников они состоят­ся.

Притч.15:23. Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово во­время!

Притч.15:24. Путь жизни мудрого вверх, чтобы укло­ниться от пре­исподней внизу.

Притч.15:25. Дом надмен­ных разо­рит Го­с­по­дь, а межу вдовы укрепит.

Притч.15:26. Мерзость пред Го­с­по­дом – помышле­ния злых, слова же непорочных угодны Ему.

Притч.15:27. Корысто­любивый рас­стро­ит дом свой, а не­на­видящий подарки будет жить.

Притч.15:28. Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло.–

Притч.15:28a. –[Приятны пред Го­с­по­дом пути праведных; чрез них и враги делают­ся друзьями.]

Притч.15:29. Далек Го­с­по­дь от нечестивых, а молитву праведников слы­шит.

Притч.15:30. Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.

Притч.15:31. Ухо, вниматель­ное к уче­нию жизни, пре­бывает между мудрыми.

Притч.15:32. Отверга­ю­щий наставле­ние не радеет о своей душе; а кто внимает обличе­нию, тот при­обретает ра­зу­м.

Притч.15:33. Страх Го­с­по­день научает мудрости, и славе пред­ше­с­т­ву­ет смире­ние.

   Указывается на превосходство нравственных благ, мира и любви перед материальным довольствием, соединенным с отсутствием страха Божия и с ненавистью к ближним (ст. 16—17, сн. Пс 36.16); в связи с последним осуждается сварливость и восхваляется миролюбие (ст. 18, сн. Притч 26.21), а также показывается вред праздности и польза трудолюбия и мужества (ст. 19). Далее приводится не раз повторяемая мысль о том что дети, мудрые или неразумные — источник гордости или огорчения для своих родителей (ст. 20, сн. Притч 10.1:17.25), указывается различие, с точки зрения целесообразности, путей мудрого и нечестивого (ст. 21), и оттеняется благотворность совета многих мудрых людей (ст. 22, сн. Притч 11.14) и сила обдуманного слова (ст. 23). Затем поведение истинного мудреца освещается высшим светом веры в загробную жизнь (ст. 24. сн. Притч 11.7:14.32), а в самой жизни его различаются: черты внутренней его настроенности (мысли и слова, ст. 26, неподкупность, ст. 27, молитва, ст. 29, внимательность к урокам мудрости, ст. 32—32, особенно же страх Божий, ст. 33) и внешнего жизненного жребия, противоположного судьбе нечестивых (ст. 25, 27, 30).

Глава 14 Глава 15 Глава 16


Источник: Профессор Киевской Духовной Академии, магистр богословия, священник А. А. Глаголев.

Помощь в распознавании текстов