профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия
Толкование на книгу притчей Соломоновых

Глава 14 Глава 15 Глава 16

Глава 15

1–7. Против грехов слова. 8–15. Бог отвращается и ненавидит всякое злое сердце. 16–33. С точки зрения истинной мудрости говорится о различных добродетелях и пороках, преимущественно в религиозной жизни.

Притч.15:1. [Гнев губит и ра­зу­мных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорби­тель­ное слово воз­буждает ярость.

Притч.15:2. Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.

Притч.15:3. На всяком месте очи Го­с­по­дни: они видят злых и добрых.

Притч.15:4. Кроткий язык – древо жизни, но необуздан­ный – сокруше­ние духа.

Притч.15:5. Глупый пре­небрегает наставле­нием отца своего; а кто внимает обличе­ниям, тот бла­го­ра­зу­мен. [В обилии правды великая сила, а нечестивые искоренят­ся из земли.]

Притч.15:6. В доме праведника – обилие сокровищ, а в при­бытке нечестивого – расстрой­с­т­во­.

Притч.15:7. Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.

Предлагается наставление о кротости и осторожности в славе (ст. 1, 4), а вместе дается предостережение против гнева и безумной злобы (ст. 1–2), причем то и другие обосновывается указанием на всеведение Божие, от которого не может укрыться ни добро, ни зло (ст. 3), а затем развивается общая мысль о благотворности мудрости и вреде безумия (ст. 5–7).

Притч.15:8. Жертва нечестивых – мерзость пред Го­с­по­дом, а молитва праведных бла­го­угодна Ему.

Притч.15:9. Мерзость пред Го­с­по­дом – путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит.

Притч.15:10. Злое нака­за­ние – укло­ня­ю­щемуся от пути, и не­на­видящий обличе­ние по­гибнет.

Притч.15:11. Преисподняя и Аваддон открыты пред Го­с­по­дом, тем более сердца сынов человеческих.

Притч.15:12. Не любит распутный облича­ю­щих его, и к мудрым не пойдет.

Притч.15:13. Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает.

Притч.15:14. Сердце ра­зу­много ищет знания, уста же глупых питают­ся глупостью.

Притч.15:15. Все дни несчаст­ного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.

В ст. 8–9 высказывается весьма часто повторяемая священными писателями мысль о том, что необходимым условием богоугодности жертвы, молитвы и всего внешнего богопочтения является чистое нравственное настроение и искреннее расположение человека, что, напротив, при отсутствии этих условий, жертвы и молитвы отвратительны пред Богом (Притч 21.27; Ис 1.11, 66.3; Иер 6.20; Ос 5.6, 8.13; Ам 5.21–22 и др.). Бог любит только ищущего правды, нечестивцев же и презрителей мудрости отвращает, и их постигает гибель (ст. 9–10). Для предупреждения злых дел и даже нечистых помышлений, человеку надо всегда помнить о всеведении Божием, пред которым открыты недоступные человеческому глазу области: преисподняя, ад, евр. шеол и гибель, евр. Аваддон (ст. 11), т. е. область гибели и смерти (сн. Притч 27.20; Иов 26.6, 28.22); в Апокалипсисе именем Аваддона, по-гречески Аполлиона (т. е. губителя) назван Ангел – царь бездны (Откр 11.9). Тем более открыты всеведению Божию все тайны человеческого сердца (ср. Пс 11.1). Далее указано несколько нравственно-психологических черт характеристики мудрого и нечестивого (ст. 13–15).

Притч.15:16. Лучше немногое при страхе Го­с­по­днем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.

Притч.15:17. Лучше блюдо зеле­ни, и при нем любо­вь, нежели откормлен­ный бык, и при нем не­на­висть.

Притч.15:18. Вспыльчивый человек воз­буждает раз­дор, а терпеливый утишает распрю.

Притч.15:19. Путь ле­нивого – как терновый плетень, а путь праведных – гладкий.

Притч.15:20. Мудрый сын радует отца, а глупый человек пре­небрегает мать свою.

Притч.15:21. Глупость – радость для мало­умного, а человек ра­зу­мный идет прямою дорогою.

Притч.15:22. Без совета пред­приятия рас­строят­ся, а при множе­с­т­ве советников они состоят­ся.

Притч.15:23. Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово во­время!

Притч.15:24. Путь жизни мудрого вверх, чтобы укло­ниться от пре­исподней внизу.

Притч.15:25. Дом надмен­ных разо­рит Го­с­по­дь, а межу вдовы укрепит.

Притч.15:26. Мерзость пред Го­с­по­дом – помышле­ния злых, слова же непорочных угодны Ему.

Притч.15:27. Корысто­любивый рас­стро­ит дом свой, а не­на­видящий подарки будет жить.

Притч.15:28. Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло.–

Притч.15:28a. –[Приятны пред Го­с­по­дом пути праведных; чрез них и враги делают­ся друзьями.]

Притч.15:29. Далек Го­с­по­дь от нечестивых, а молитву праведников слы­шит.

Притч.15:30. Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.

Притч.15:31. Ухо, вниматель­ное к уче­нию жизни, пре­бывает между мудрыми.

Притч.15:32. Отверга­ю­щий наставле­ние не радеет о своей душе; а кто внимает обличе­нию, тот при­обретает ра­зу­м.

Притч.15:33. Страх Го­с­по­день научает мудрости, и славе пред­ше­с­т­ву­ет смире­ние.

Указывается на превосходство нравственных благ, мира и любви перед материальным довольствием, соединенным с отсутствием страха Божия и с ненавистью к ближним (ст. 16–17, сн. Пс 36.16); в связи с последним осуждается сварливость и восхваляется миролюбие (ст. 18, сн. Притч 26.21), а также показывается вред праздности и польза трудолюбия и мужества (ст. 19). Далее приводится не раз повторяемая мысль о том что дети, мудрые или неразумные – источник гордости или огорчения для своих родителей (ст. 20, сн. Притч 10.1, 17.25), указывается различие, с точки зрения целесообразности, путей мудрого и нечестивого (ст. 21), и оттеняется благотворность совета многих мудрых людей (ст. 22, сн. Притч 11.14) и сила обдуманного слова (ст. 23). Затем поведение истинного мудреца освещается высшим светом веры в загробную жизнь (ст. 24. сн. Притч 11.7, 14.32), а в самой жизни его различаются: черты внутренней его настроенности (мысли и слова, ст. 26, неподкупность, ст. 27, молитва, ст. 29, внимательность к урокам мудрости, ст. 32–32, особенно же страх Божий, ст. 33) и внешнего жизненного жребия, противоположного судьбе нечестивых (ст. 25, 27, 30).


Глава 14 Глава 15 Глава 16


Источник: Профессор Киевской Духовной Академии, магистр богословия, священник А. А. Глаголев.