профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия
Толкование на книгу Иеремии

Глава 49

1–6. Пророчество об аммонитянах. 7–22. Об Едоме. 23–27. О Дамаске и Сирии вообще. 28–33. Об арабах, 34–39. и об Еламе.

Иер.49:1–6. Аммонитяне заняли незаконно области, принадлежащие колену Гадову, и за это пророк возвещает им разрушение их городов и отведение в плен. Впрочем, плененные аммонитяне со временем будут возвращены в свою страну.

Иер.49:1. О сыновьях Аммоновых так говорит Го­с­по­дь: раз­ве нет сыновей у Израиля? раз­ве нет у него наследника? Почему же Малхом завладел Гадом, и народ его живет в городах его?

Аммонитяне, потомки Лота, жившие к востоку от Иордана, между реками Арноном и Иавоком, были сначала оттеснены из своих владений аморреями, наследниками всех земель которых, по праву завоевания, явились израильтяне, особенно колено Гадово и Рувимово. Но уже во время войны израильтян с сирийцами оттесненные к востоку аммонитяне воспользовались стесненным положением Израиля и напали на его владения, чтобы расширить свои пределы. (Ам 1.13). Еще более они усилились после того, как жители Израильского царства были уведены в плен Феглафелассаром (Фулом, см. 4Цар 15.29). Когда Израильскому царству был положен конец в 722 г., аммонитяне, конечно, стали еще более смелыми и незначительное число израильтян колена Гадова, оставшееся в своей области, не могло оказать сопротивления захвату их городов аммонитянами. Пророк и говорит, что аммонитяне напрасно так по-хозяйски распоряжаются за Иорданом: там есть еще израильтяне, не уведенные Ассирийцами в плен, и им, а не аммонитянам, принадлежит право наследовать земли тех израильтян, которые уведены в плен. – "Малхом" – правильнее: Милком – бог аммонитян.

Иер.49:2. Посему вот, наступают дни, говорит Го­с­по­дь, когда в Равве сыновей Аммоновых слы­шен будет крик брани, и сделает­ся она грудою раз­валин, и города ее будут сожжены огнем, и овладеет Израиль теми, которые владели им, говорит Го­с­по­дь.

Равва Аммон – главный город Амнонитян, при р. Иавоке.

Иер.49:3. Рыдай, Есевон, ибо опустошен Гай; кричите, дочери Раввы, опояшьтесь вретищем, плачьте и скитайтесь по огородам, ибо Малхом пойдет в плен вместе со священ­никами и князьями сво­ими.

"Гай" – город за Иорданом, к северу от Есевона. «Дочери Раввы» – маленькие аммонитские города, зависевшие от Раввы. – «Скитайтесь по огородам», т. е. вам негде будет жить – города будут разрушены. По другому чтению: «поражайте себя нарезами».

Иер.49:4. Что хвалишься долинами? Потечет долина твоя кровью, вероломная дочь, надеющаяся на сокровища свои, говорящая: «кто при­дет ко мне?»

Долины в земле аммовитян были очень плодородны.

Пророчество это изречено в то же время, как и пророчество на моавитян, т. е. около 4-го года Иоакима, так как здесь еще не упоминается о Навуходоносоре. Об исполнении пророчества см. Особое замечание к XLVIII-й гл.

Иер.49:7–22. Едомитяне, несмотря на то, что в их среде были славные мудрецы, не избегнут погибели и им угрожает судьба Содома и Гоморры.

Иер.49:7. О Едоме так говорит Го­с­по­дь Саваоф: раз­ве нет более мудрости в Фемане? раз­ве не стало совета у ра­зу­мных? раз­ве оскудела мудрость их?

"Об Едоме" см. Ис 21.11. Пророчество Иеремии об Едоме часто до буквальности повторяет собою пророчество Авдия об этом народе. Ср. Иер 49.7 и Авд 1.8 ст.; Иер 49.9 и Авд 1.5; Иер 49.14 и Авд 1.1; Иер 49.15 и Авд 1.2; Иер 49.16 и Авд 1.3. – Жители Фемана, едомской области, известны были своею мудростью (Иов 2.11). Но их мудрость как бы совсем исчезла в виду надвигающейся на их страну опасности.

Иер.49:8. Бегите, обратив тыл, скрывайтесь в пещерах, жители Дедана, ибо по­гибель Исава Я наведу на него, – время по­сеще­ния Моего.

"Дедан" – соседи едомлян, занимавшиеся торговлею (Иер 25.23). –"В пещерах" Палестины, очень длинных и малодоступных, жители ее нередко спасались при нашествии неприятелей.

Иер.49:9. Если бы обиратели винограда при­шли к тебе, то верно оставили бы несколько недобран­ных ягод. И если бы воры пришли ночью, то они по­хитили бы, сколько им нужно.

По закону Моисееву (Втор 24.21), обиратели винограда должны были оставлять по несколько ягод на лозе для сирот и бедняков.

Иер.49:10. А Я донага оберу Исава, открою по­таен­ные места его, и скрыться он не может. Истреблено будет племя его, и братья его и соседи его; и не будет его.

«Потаенные места» – тайники, куда прятались наиболее ценные вещи. – Братьями и соседями едомитян были амаликитяне, хорреи, симеониты и др. племена.

Иер.49:11. Оставь сирот тво­их, Я поддержу жизнь их, и вдовы твои пусть надеют­ся на Меня.

Так как Едом не может уже сам заботиться о своих вдовах и сиротах, то должен вручить их милосердию Иеговы, Который и обещает им защиту.

Иер.49:12. Ибо так говорит Го­с­по­дь: вот и те, которым не суждено было пить чашу, непремен­но будут пить ее, и ты ли останешься не­на­ка­за­н­ным? Нет, не останешься не­на­ка­за­н­ным, но непремен­но будешь пить чашу.

«Которым не суждено было» – это, конечно, евреи, которые должны были наследовать блага земли обетованной (Исх 3.7–8).

Иер.49:13. Ибо Мною клянусь, говорит Го­с­по­дь, что ужасом, по­смея­ни­ем, пустынею и про­клятием будет Восор, и все города его сделают­ся вечными пустынями.

"Восор" – Боцра, гл. город Идумеи (ср. Ис 34.6).

Иер.49:16. Грозное по­ложе­ние твое и надмен­ность сердца твоего обольстили тебя, живущего в рас­селинах скал и занима­ю­щего вершины холмов. Но, хотя бы ты, как орел, высоко свил гнездо твое, и оттуда низрину тебя, говорит Го­с­по­дь.

Жилища свои идумеи высекали в скалах, делали там искусственные, недоступные для пришельцев из других мест, пещеры.

Иер.49:19. Вот, восходит он, как лев, от воз­выше­ния Иордана на укреплен­ные жилища; но Я заставлю их по­спешно уйти из Идумеи, и кто избран, того по­ставлю над нею. Ибо кто подобен Мне? и кто по­требует ответа от Меня? и какой пастырь про­тивостанет Мне?

"Он", – конечно, вавилонский царь. – «Как лев от возвышения Иордана». – точнее: как лев из высоких зарослей Иордана (ср. Иер 12.5). – «На укрепленные жилища», – т. е. на города идумейские. – «Но Я заставлю», точнее: в самом деле, Я заставлю их (едомлян) поспешно уйти… и т. д. – "Пастырь" – царь, предводитель.

Иер.49:20. Итак выслушайте определе­ние Го­с­по­да, какое Он по­ставил об Едоме, и намере­ния Его, какие Он имеет о жителях Фемана: истин­но, самые малые из стад по­влекут их и опустошат жилища их.

«Самые малые». Toчнeе их, самых малых (т. е. униженных) в стаде (народов), повлекут (завоеватели), и даже их жилище придет (как бы человек) в изумление от постигшей их участи (переселения в плен).

Иер.49:21. От шума паде­ния их по­трясет­ся земля, и отголосок крика их слы­шен будет у Чермного моря.

«У Чермного моря». Здесь разумеются страны, лежащие к югу от Едома, до гавани Еланитского залива Черного моря – Елафа. Земля же может означать все государства, лежавшие к северу от Идумеи.

Пророчество об Едоме также принадлежит ко времени царя Иоакима (около 4-го года его правления), потому что и здесь Навуходоносор еще не назван по имени. Об исполнении пророчества см. Ис 21 главу.

Иер.49:23–27. Дамаск и соседние с ним сирийские города Емаф и Арнад также подвергнутся опустошенно и разорению от неприятеля.

Иер.49:23. О Дамаске.– Посрамлены Емаф и Арпад, ибо, услы­шав скорбную весть, они уныли; тревога на море, успоко­иться не могут.

Дамаск – см. Ис 17 гл. «Емаф и Арпад» – см. Ис 10.9. – «Тревога на море» – правильнее: подобно постоянно волнующемуся морю.

Иер.49:24. Оробел Дамаск и обратил­ся в бег­с­т­во­; страх овладел им; боль и муки схватили его, как женщину в родах.

Сирийцы недавно вытерпели опустошение, произведенное в их стране фараоном Нехао, который подчинил себе Сирию доселе бывшую в вассальных отношениях к царству ассирийскому. Теперь Сирии предстоит вынести ужас второго нашествия – Навуходоносора, который подчинит эту страну себе как наследник Ассирии.

Иер.49:25. Как не уцелел город славы, город радости моей?

Слова жителя г. Дамаска или, может быть, восклицание Дамасского царя.

Об исполнении этого пророчества, сказанного также, по-видимому, до сражения при Кархамисе (около 4-го года Иоакима) см. Ис 17 гл.

Иер.49:28–33. Арабские племена, покоренные Навуходоносором, должны ждать еще новых нападений халдеев.

Иер.49:28. О Кидаре и о царствах Асорских, которые по­раз­ил Навуходоносор, царь Вавилонский, так говорит Го­с­по­дь: вставайте, выступайте про­тив Кидара, и опустошайте сыновей востока!

Кидар – арабы-кочевники см. Иер 2.10 и Ис 21.16–17. Асор – это племена арабские, ведшие жизнь оседлую (Асор – по евр. hazor ­­ укрепление) и управлявшиеся особыми шейхами, имевшим власть царя (отсюда: «царства Асорские»). Эти племена, жившие между Каменистой Аравией и Вавилонией и близ Персидского залива, были покорены Навуходоносором после битвы при Кархамисе (ср. Ис 21.13–17).

Иер.49:31. Вставайте, выступайте про­тив народа мирного, живущего бес­печно, говорит Го­с­по­дь; ни дверей, ни запоров нет у него, живут по­одиночке.

Арабы-скотоводы были незнакомы с городскими обычаями и не заводили у себя дверей и запоров.

Иер.49:32. Верблюды их отданы будут в добычу, и множе­с­т­во стад их – на расхище­ние; и рас­сею их по всем ветрам, этих стригущих волосы на висках, и со всех сторон их наведу на них гибель, говорит Го­с­по­дь.

«Стригущих волосы» – см. Иер 9.25.

Об исполнении этого пророчества можно читать в паралл. месте кн. Исаии (гл. Ис 21.13 и сл). Навуходоносор, разоряя Аравию, имел при этом в виду заставить ее прекратить торговые сношения с Финикиею и все богатства свои отправлять на продажу в Вавилон, чего и достиг отчасти (Платон, Древний Восток, с. 636).

Иер.49:34–39. Еламу пророк возвещает суд Божий, в силу чего он отчасти будет рассеян по разным странам, отчасти же поражен вражескими мечами. Но в далеком будущем милость Божия возвещается и Еламу.

Иер.49:34. Слово Го­с­по­да, которое было к Иеремии про­року про­тив Елама, в начале цар­с­т­во­вания Седекии, царя Иудейского:

"Елам" – см. Иер 25.25. Это пророчество сказано на семь лет позднее, чем большинство пророческих речей этой группы.

Иер.49:35. так говорит Го­с­по­дь Саваоф: вот, Я сокрушу лук Елама, главную силу их.

Очень вероятно, что еламитяне составляли часть войск Навуходоносора, разрушивших Иерусалим и за это им возвещается суд Божий. – "Лук Елама" – см. Ис 22.6.

Иер.49:37. И по­ражу Еламитян страхом пред врагами их и пред ищущими души их; и наведу на них бедствие, гнев Мой, говорит Го­с­по­дь, и по­шлю вслед их меч, доколе не истреблю их.

Какие народы здесь названы врагами еламитян – решить трудно. С падением Ассирийского царства еламитяне почувствовали себя свободными, но скоро Навуходоносор должен был сделать попытку подчинить себе и это государство. Некоторые толкователи, впрочем, видят этих врагов в персах, которые завоевали Елам, и еламитяне принимали уже участие в разорении персами Вавилона (Ис 21.2).

Особые замечания. Критики весьма сомневаются в подлинности отдела с XLVI по XLIX-ю главу, а также и в подлинности относящегося сюда «индекса», как называют главу ХXV-ю. Говорят, что все это собрание пророчеств возникло после плена вавилонского и даже – как, напр., пророчество об Еламе, под которым будто бы необходимо разуметь Персию, – во времена Александра Македонского. Основания для такого подозрения следующие: Иеремия здесь высказывает не отвечающее его понятиям мнение о Боге только как о Боге мести, Который непременно решил погубить язычников. Он ни слова не говорит о возможности раскаяния для язычников, а без такой проповеди о раскаянии самое его пророчество представляется крайне односторонним. Точно также Иеремия – говорят – не мог угрожать разным народам погибелью, не разъясняя их отношений к его собственным соплеменникам. Наконец, указывают на то, что ясное спокойное развитие мыслей, какое мы находим в других речах Иеремии, здесь отсутствует; мысль здесь стремится порывами, скачками и часто встречаются повторения ранее высказанных пророчеств.

Но все эти рассуждения о том, что и как должен был говорить Иеремия, едва ли могут считаться серьезными основаниями к тому, чтобы объявить означенные пророчества не подлинными. Ведь уже в 1-й главе (ст. 10) языческие народы выставляются как предмет особого внимания пророка, и очень естественно, что он их судьбе посвятил целый отдел своей книги. Затем, к чему было бы Иеремии здесь особенно обстоятельно раскрывать мысль о виновности разных народов пред праведным Богом? Это было достаточно ясно и не требовало постоянных повторении в каждом отдельном случае. Далее, что не могло быть речи о проповеди покаяния языческим народам с целью педагогического на них воздействия, какое возможно было по отношению к иудеям, это ясно для всякого непредубежденного человека. Впрочем, тогда уже исполнялось время долготерпения Божия по отношению к этим народам, и Иеремия мог возвещать им только суд Божий, хотя и не окончательную гибель (см. Иер 46.26; Иер 48.47; Иер 49.6, 39). – О подлинности L-LI-й глав сказано отдельно.


Комментарии для сайта Cackle