Примечания
1. Ha местной иконе Спаситель будет изображен в Первосвященническом, Царском и Пророческом сане, на престоле сидящим, благословляющим десницею с державою в шуйце, в венце и с крестом на венце, и в омофоре, а внизу будет написано (NB. правильно и крупными славянскими буквами): Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы. Возмите иго мое на себе, и научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть.
2. На местной иконе Смоленской Божией Матери внизу под образом сим, написать сии слова: Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем, яко призрел на смирение рабы Своея: се бо от ныне ублажат мя вси роди яко сотвори мне величие Сильный, и свято имя Его (NB. Ни одной ошибки писца не должно оставлять не исправленною).
3. На местной иконе сошествия Святого Духа внизу под сим изображением написать: Господи, иже Пресвятого Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим ниспосланный, того Благий не отыми от нас, но обнови в нас молящихся.
4. На местной иконе преподобных под изображениями их написать так: Иже Христовы суть, плоть распяша со страстями и похотями.
Сила Моя в немощи совершается, глаголет Господь.
5. Икона Вознесения Господня на горнем месте должна быть довольно велика. NB. Спасителя возносящегося надлежит изобразить воздвигшим руки Свои и обеими благословляющим учеников своих.
6. Икона над жертвенником, и соответствующая ей икона на южном конце стены, должны быть равномерны, и формою своею походить на те иконы погребения Христова, которые можно видеть во многих домах на холсте, и вокруг всего изображения надобно написать крупными буквами тропарь: Благообразный Иосиф.
7. На иконе Воскресения Христова надлежит изобразить жен мироносиц, пришедших к пещере, где погребен был Спаситель, и сосуды с миром в руках их, пещеру с открытым входом в нее, камень отваленный от пещеры и Ангела сидящего на нем, имеющего вид подобный молнии и в одеянии белом, как снег, одною рукою помавающего и успокаивающего жен устрашенных, а другою указывающего на внутренность пещеры, где лежало тело Христово во гробе, и только.
8. Иконы в промежутках, означенные под №№ 23, 24, 25 и 26-м, должны быть меньшей меры, нежели иконы погребения и воскресения Христова, но они должны быть равномерны, и иметь форму обыкновенную.
9. Иконы под №№ 18, 19 должны быть также малой меры.
10. Преподобную Марию Египетскую надобно по мнению моему, изобразить не в наготе, прикрытой одними власами длинными, но в той ризе, которую она получила от преподобного Зосимы, и которою покрывшись, разглагольствовала с ним.
11. Праведного Авраама не должно изображать с ножем в руках, но со сложенными на груди руками крестообразно, и очами возведенными горе, изъявляющего любовь и преданность Господу Богу.
12. Вообще, угодников Божьих по мнению моему, надобно изображать или молящимися, или читающими слово Божие, или размышляющими о нем, или с главою преклоненною к персям, или с правою рукою на сердце, или с воздвигнутыми руками и с лицом обращенным- к небу, а над ними надобно представлять свет сияющий, и во свете имя Божие: Иегова.515 Главы их должны быть непременно окружены сиянием, и имена их явственно должны быть написаны.
13. Само собою разумеется, что нельзя представлять праведного Авраама с книгою в руке, но когда на иконе Благовещения Пресвятая Дева Мария изображается читающею Божественное Писание, это поистине весьма хорошо Порядочной иконописец должен постоянно изучать Святую Библию и жития святых Отцов.
Меру каждой из числа икон, означенных в списке, надобно самому Михаилу Ефимовичу г. Шебалину определить при совещании с господином архитектором.516
176
Достопочтеннейший Михаил Ефимович милостивейший государь.
Прощаясь с здешним краем, почел я долгом моим уверить Вас, что хочу и везде питать в душе моей память о Вас, желаниями благословения Божия Вам и семейству Вашему. Благословение же Божие состоит не в одних земных благах, которых мы не возьмем с собою в вечность, но наипаче в духовных и вечных, которые составляют царствие Божье в вас, истинное благополучие ваше в сей жизни, и вечное блаженство на небесах. Сии блага, как говорит Апостол Павел по вдохновению свыше, суть праведность и мир, и радость во Святом Духе (Рим.14:17). Праведность же сия, есть послушание твари Создателю, которое вводит ее в согласие и в гармонию с Духом Божьим. А сия гармония бывает сопровождаема миром Божьим в Боголюбезной душе, и радостию Духа Святого живущего в ней, которая открывается радостью ее, когда она не оскорбляет Духа Святого, но всякими образами угождает Ему, последуя внушениям Его, изображенным в Священном Писании, слышимым и приемлемым в совести.
Возлюбленный мой собеседник и наконец, участник в служении Церкви Христовой! He забудьте этого слова, которым Апостол Павел предостерегает старающихся умножать богатство свое, говоря, что они легко могут попасть в ту или в другую сеть искушения, бедствия и погибели.517 Я представил уже вниманию Вашему сие слово Апостольское, а потом оказалось, что это и не напрасно сделано. Слух дошел до меня, будто пример известных людей, называемых игроками, начинает мало-помалу увлекать вас на стезю разорения. Может быть, слух этот не совсем верен. А если что справедливое есть в нем, то пресеките с Божиею помощию, умоляю Вас, и Господь Бог наградит Вас сверх меры чаяния и помышления Вашего, за сей подвиг самопожертвования и за победу над грехом, которую Он же Вам дарует.
Приветствую достопочтеннейшую помощницу Вашу Анну Егоровну, и приношу Вам благодарение о милостивом Вашем ко мне усердии. Детям желаю успеха во всем, что только есть истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только составляет добродетель и похвалу (Флп.4:8).
Простите, и в молитвах святых предавайте милосердию Божию преданного Вам А. Макария.
1844 г. Июля 20 дня.
* * *
В подлиннике это имя написано по-еврейски.
В подлиннике это слово написано по-еврейски.