Источник

К отцу

Отец архим. Макария Иаков Михайлович Глухарев был священником в г. Вязьме Смоленской губернии, сначала при Богоявленской церкви (до 1796 г.), потом при Введенской († 24 авг. 1826 г.). Одно время состоял благочинным. При полном семинарском образовании, он, по свидетельству летописи Богоявленской церкви, «был человек древней простоты и обычаев», и пользовался особым уважением прихожан, передавших добрую память о нем потомкам своим. Два печатаемых ниже письма архим. Макария к своему отцу, относятся к Киевскому периоду жизни первого. Они сохранились в подлинниках в библиотеке Казанской дух. семинарии, как и четыре письма о. Иакова к сыну-студенту Петербургской дух. академии.

11

Христос воскресе!

Милостивейший государь батюшка священнопресвитер Иаков Михайлович!

Христос воскресший да ущедрит Вас богатой милостью своей, и да сохранит для блага многих жизнь вашу в здравии и благополучии, в мире и радости! Сим желанием приветствуя Вас, дражайший родитель из дома Божьей Матери и Преподобных Отцов Печерских. О себе извещаю, что я под покровом Всевышнего. В понедельник четвертой седмицы поста, прибыл в Лавру Киевскую, и в продолжении своего путешествия не только никаких бед, но и неприятностей не испытал значительных. Удивил надо мною милость свою Господь! Декабря 28 поднялся я из Костромы в открытых санях на одной, но хорошей и надежной лошади с одним молодым человеком, которого Бог мне послал. Он управлял лошадью и меня берег, не щадя себя. Он и теперь остается при мне, и не желает разлучаться со мной до смерти2. Важная нужда моих Костромских благодетелей требовала, чтобы я посетил в Арзамасе, городе Нижегородской Губернии, настоятельницу знаменитого общежительного Алексеевского монастыря Ольгу Васильевну3. Потому я и не был в Москве, а приказание Ваше исполнить тем, что посредством письма засвидетельствовал Преосвященнейшему4 глубочайшую благодарность за все его благодеяния и милости отеческие. Между тем, объявляю Вам и то, что я опасался увидеться с Преосвященнейшим, боясь, дабы он силою власти своей не обратил меня на путь ученой службы, оставленной мною. Итак, оставил я прямой и ближайший тракт Московский и поехал на Нижний, из Нижнего на Арзамас, где пробыл неделю целую, считая в ней три дня, проведенные в первостатейной Саровской пустыни.5 Из Арзамаса мы отправились в Темников, из Темникова ехали на Тамбов через Спаск и Керенск, из Тамбова на Воронеж, а отсюда поворотили через Новодевицк и Старый Скол на Белгород, из Белгорода на Харьков тихомолком проехали в Новомосковск, близ коего в пустынном монастыре живет Отец мой духовный,6 которого я посетить желал, и у которого гостил я четыре дня (как помнится). А в Харькове с Преосвященным7 не виделся, опасаясь того, чтобы он не растревожил меня какими-нибудь советами, несогласными с путем моим. Из Новомосковска приехали мы в Екатеринослав, где целую неделю гостили у тамошних друзей и благодетелей. Из Екатеринослава отправились в Киев через Верхнеднепровск, Кременчуг и Переяслав. Митрополита здешнего Евгения,8 я не застал, его в Синод вызвали, а прочие власти приняли меня ласково. Особенное утешение нахожу в знакомстве с Академией здешней, в которой ректор и инспектор знакомы мне по Петербургу9. От них я получаю пенсию – 350 рублей магистерскую, а по монашескому званию от Св. Синода определено мне содержание Лавры, состоящее в пище, покое и отоплении. Благодарение Господу! Я всем доволен, и ничего не заслужил. Вас же, милостивейший государь-батюшка, всенижайше прошу и молю не скорбеть обо мне, а радоваться о Господе и его милосердию, и покровительству Божией Матери, и Преподобных Отцов Печерских предавать меня в святых молитвах Ваших. Повергаясь в душе моей к стопам Вашим прошу покорнейше простить великодушно меня за все огорчения, которые вы претерпели от моего своеволия с младенчества моего, даже до сего дня. Многолюдная Лавра показалась мне слишком шумною, а потому я переехал на житие в Китаевскую пустынь в семи верстах от Киева в тихом и прекрасном местоположении, находящуюся в совершенной зависимости от Лавры, которая доставляет ей и провизию всякую. Посему, когда писать ко мне будете, то извольте на конвертах делать такую надпись: в Киев в Духовной академии бакалавру Карпу Дмитриевичу Его Высокоблагородию Грузину для передачи10, а кому передать не нужно писать, он уже будет знать. Любезнейшему братцу Отцу Алексею свидетельствую любовь и почтение убогой души моей. И всем сродникам усердно желаю всякой милости Божией. Благословите меня, милостивейший родитель! Недостойного именоваться сыном вашим и архимандритом Макария.

1825 г. Апреля 27 дня.

2

Милостивейший Родитель Священнопресвитер Иаков Михайлович!

Извещая Вас, что я по милости Божией благополучен, прошу покорнейше исходатайствовать для старицы Екатерины паспорт, так называемый вечный, ибо тому с коим она пришла сюда, срок уже вышел11 . Письмо же, при котором будет отправлен паспорт, извольте надписать: Ее Превосходительству Александре Петровне Г-же Хвостовой в Киев на Печерск близ Лавры. Желаю Вам и братцу моему Алексею Яковлевичу в радости встретить праздник Рождества Христова, и остаюсь с сыновнею преданностью, почтением и благодарностью.

Недостойный А. Макарий.

1825 г. Ноября 17 дня.

* * *

1

Письмо, важное для установления некоторых спорных данных в биографии архим. Макария, освещающее притом состояние его духа после оставления ректорства в Костромской семинарии.

2

Послушник Иван Савельев, с судьбою которого сплелась на некотором протяжении жизнь о. Макария

3

О. В. Стригалева (1813−1828) была дочь костромского купца.

4

Т. е. Филарету Московскому архиепископу.

5

О пребывании о. Макария в Сарове см. Душеп. чтение 1904 г., янв.: «Преп. Серафим Саровский и архим. Макарий Глухарев».

6

Иеросхимонах Ливерий, имевший большое влияние на образование нравственного характера о. Макария (см. ниже письмо к Г. Т. Мизко, № 11). В годы службы Макария в Екатеринославской семинарии, он был духовником Екатеринославского владыки. Потом жил на покое в Самарском Пустынском монастыре († 1825 г.).

7

Слободско-Украинский епископ Павел Саббатовский, префект и ректор Смоленской семинарии в годы учения там Макария Глухарева.

8

Kиeвский митрополит Евгений Болховитинов, 1822−1837 гг.

9

Ректор Мелетий Леонтович, магистр 1-го курса СПб академии и затем (1814−1817) бакалавр греческого языка († 1840 г.) в сане Харьковского архиепископа. Инспектор Смарагд Крыжановский, магистр 3-го курса СПб академии (1819) ( † 1863 г.) на Рязанской кафедре. В 1847 г. ему пришлось отпевать в г. Болхове архим. Макария.

10

К. Д. Грузин, ученик Макария по Екатеринославской семинарии, по окончании в 1823 г. Киевской академии был оставлен здесь бакалавром философии, но в конце 1825 г. покинул должность.

11

Екатерина – по-видимому, родственница архим. Макария (о ней см. ниже письмо № 5).


Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс. / Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - [2], 558 с.

Комментарии для сайта Cackle