митрополит Макарий (Булгаков)

Православно-догматическое Богословие. Том 2

Раздел 10 Раздел 11 Раздел 12

III. О ЦАРСКОМ СЛУЖЕНИИ ИИСУСА ХРИСТА

§ 157. Связь с предыдущим, понятие о царском служении Иисуса Христа и истина сего служения

Как пророк, Господь Иисус возвестил нам тайну спасения; как первосвященник, – совершил наше спасение, искупив нас от греха, области сатанины (Деян. 26, 181 и от вечной смерти, и заслужив для нас царство небесное и вечное блаженство. Но при том и другом служении необходимо еще было Ему иметь могущество царя, чтобы, с одной стороны, в доказательство божественности своего благовестия совершить ряд знамений и чудес, – без чего люди не могли бы уверовать в Него; а с другой, чтобы действительно разрушить область диавола – ад, действительно победить смерть и отверзть нам вход в царство небесное. Потому-то нашему Искупителю предопределено было, вместе со служениями пророческим и первосвященническим, еще третье служение – царское. Служение это состоит в том, что Господь Иисус, царь вечный по Божеству, будучи помазан Духом Святым в царя и по человечеству в самом воплощении (Лук. 1, 32–35; Деян. 10, 37. 38), употреблял и употребляет свое царское могущество и власть на великое дело нашего спасения.

Истина царского служения нашего Спасителя весьма ясно засвидетельствована в Слове Божием.

1) Он родился царем и облеченным властию. Отроча родися нам, взывает пророк Исаия, сын и дадеся нам, егоже началство бысть на раме его: и нарицается имя его велика совета ангел, чуден, советник, Бог крепкий, властелин, князь мира, отец будущаго века… И велие начальство его, и мира его несть предела на престоле Давидове, и на царстве его, исправити е, и заступити его в суде и правде, от ныне и до века (Ис. 9, 6. 7; снес. Лук. 1, 32. 33; Матф. 2, 2).

2) Он был царем и имел царскую власть во дни своего уничижения. Ибо сам усвоял Себе тогда имя царя, как видно из обвинения, взведенного на Него Иудеями (Матф. 27, 11. 37; Марк. 15, 1. 31), и как, действительно, Он подтвердил то пред Пилатом (Иоан. 18, 37). Усвоял Себе и власть царя, как показывают слова молитвы Его ко Отцу: Отче, прииде час: прослави Сына твоего, да и Сын твой прославит тя. Якоже дал еси ему власть всякия плоти, да всяко, еже дал еси ему, даст им живот вечный (Иоан. 17, 1. 2). Самим делом показал Себя царем, когда входил во Иерусалим, соответственно древнему пророчеству: радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи иерусалимля: се царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна (Зах. 9, 9; снес. Иоан. 12, 15; Матф. 21, 5), и когда принимал торжественные приветствия от народа: осанна сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, царь Израилев (Матф. 21, 9; Иоан. 12, 13).

3) Наконец, во всей славе и могуществе Он явился царем в состоянии своего прославления, когда уже сказал ученикам: дадеся ми всяка власть на небеси и на земли (Матф. 28, 18), и когда Бог, действительно, посадил Его одесную себе на небесных, превыше всякаго начальства, и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемого не точию в веце сам, но и во грядущем; и вся покори под нозе его (Еф. 1, 21. 22).

Царское достоинство и служение И. Христа всегда исповедывала и св. Церковь в самом своем Символе – словами: «и царствию Его не будет конца». Исповедывали и учители Церкви, в частности:

Св. Ириней: «(Дух Святый) чрез пророков предвозвестил и рождение от Девы, и страдание, и воскресение из мертвых, и во плоти вознесение на небо возлюбленного Христа Иисуса, Господа нашего, а также и пришествие Его с небес во славе Отчей, чтобы возглавить всяческая (Еф. 1, 10) и воскресить всякую плоть всего человечества, да пред И. Христом, Господом нашим и Богом, Спасом и Царем, по благоволению Отца невидимого, преклонится всяко колено небесных и земных и преисподних»390.

Св. Мефодий патарский: «Писание усвояет Сыну царственную честь не так, как бы она дана была Ему отвне, или имела начало, или могла получить приращение, – удались сия мысль! – но в том емысле, что честь эта принадлежит Ему и по естеству, и потому, что Им во истину приобретена (ίδιόκτητον391.

Св. Григорий нисский: «именем Христа собственно и прежде всего обозначается Его держава (κράτος392. «Имя Христа, если переложить его на более ясное и удобопонятное слово, означает царя: так как св. Писание показывает этим именем, по некоторому особенному употреблению, царское достоинство»393.

Св. Зинон веронский: «сей царь есть Тот самый, коего пришествие предвозвестили пророки, который по плоти родился во времени, который высок на высоких и смирен на земли, – Творец веков и сын Девы, который бессмертен сам в Себе, но благоизволил умереть человеком… Он есть Тот, кому по воскресении дана от Бога власть на небеси и на земли (Матф. 28, 18); однако эта власть новая только для нового имени Его (Филип. 2, 9); ибо Он сам говорил еще до воскресения: аз прославих тя на земли, дело соверших, еже дал еси мне, да сотворю: и ныне прослави мя ты, Отче, у тебе самого славою, юже имех у тебе прежде мiр не бысть (Иоан. 17, 4. 5394.

Блаж. Августин: «Христос помазан быть и царем, и первосвященником. Как царь, Он вел брань за нас; как первосвященник – принес Себя за нас в жертву»395.

Блаж. Феодорит: «слова: аз же поставлен есмь царь от него (Пс. 2, 6) относятся к человечеству И. Христа: ибо, как Бог, Он имеет царство по всей природе; а как человек, Он приемлет определенное царство»396.

§ 158. В каких действиях выразилось царское служение Иисуса Христа? Его чудеса

Главные действия, в которых выразилось царское служение И. Христа, суть: во-первых, все чудеса, которые совершал Он в доказательство своего божественного посольства и истины своего учения, и в которых проявлял царскую власть свою как над всею природою, так, в частности, над адом и над смертию; во-вторых, Его нисшествие во ад и победа над адом; в-третьих, Его воскресение и победа над смертию; в-четвертых, Его вознесение на небеса, которым отверз Он нам вход в царство небесное.

1) Господь Иисус совершал свои чудеса в доказательство своего Божественного посольства и истины своего учения. Об этом говорит Он сам: аще не творю дела Отца моего, не имите ми веры: аще ли творю, аще и мне не веруете, делом моим веруйте (Иоан. 10, 37. 38); дела бо, яже даде мне Отец, да совершу я, та дела, яже аз творю, свидетельствуют о мне, яко Отец мя посла (Иоан. 5, 36; снес. 14,11; 15, 24). Говорили также св. Апостолы, например, ап. Петр в речи своей к Иудеям: послушайте словес сих: Иисуса Назорея, мужа от Бога извествованна в вас силами и чудесы и знамении, якоже сотвори тем Бог посреде вас, якоже и сами весте, сего нарекованным советом и проразумением Божиим предана приемше, руками беззаконных пригвождше убисте (Деян. 2, 22–23), – и ап. Павел в послании к Евреям: како мы убежим, о толицем нерадивше спасении; еже зачало приемше глаголатися от Господа, слышавшими в нас известися: сосвидетельствующу Богу знаменми же и чудесы, и различными силами, и Духа Святаго разделенми, по своей ему воли (2, 3. 4).

2) Господь Иисус проявлял в чудесах своих власть над всею природою. Так, Он претворил воду в вино (Иоан. 2, 1–11), ходил по водам (Матф. 14, 26), одним словом укротил бурю морскую (Лук. 8, 24; Матф. 8, 23–27); одним словом, или одним прикосновением своим исцелял всякие болезни (Матф. 9. 20–23; 14, 35. 36). давал зрение слепым (Марк. 10, 46–52), слух глухим, язык немым (Матф. 9, 32–35; 12, 22; Лук. 11, 14), исцеление прокаженным (Матф. 8, 1–5); немногими хлебами и рыбами напитая однажды пять, в другой раз четыре тысячи человек, кроме жен и детей (Матф. гл. 14. 15).

3) – проявлял власть свою над силами ада. Это – во всех тех многочисленных случаях, когда одним повелением своим изгонял духов нечистых из людей (Марк. 1, 25; 5, 8; 9, 25; Лук. 8, 32. 33), и когда сами бесы, узнавая в Нем Сына Божия, трепетали Его могущества и власти над ними, и взывали: что нам и тебе, Иисусе Сыне Божий; пришел еси само прежде времене мучити нас (Матф. 8. 29; Марк. 3, 11; 5, 7). Вследствие всех таких действий, видимо направленных к разрушению дел диавола в роде человеческом, Христос Спаситель еще во дни служения своего на земле, когда семьдесят учеников, возвратившись с проповеди, с радостию говорили Ему: Господи, и беси повинуются нам о имени твоем, заметил им в ответ: видех сатану, яко молнию с небесе спадша (Лук. 10, 17. 18). Об этой царственной власти и силе Господа нашего над духами злобы еще во дни Его земной жизни, свидетельствовал и ап. Петр пред новообратившимися язычниками: вы весте глагол бывший по всей Иудеи, наченшийся от Галилеи, по крещении, еже проповеда Иоанн: Иисуса иже от Назарета, яко помаза его Бог Духом Святым и силою, иже пройде благодетельствуя и исцеляя вся насилованныя от диавола, яко Бог бяше с ним (Деян. 10, 37. 38).

4) – проявлял власть свою над смертию. Ибо – а) воскресил сына вдовы наинской одним прикосновением к одру умершего и повелением: юноше, тебе глаголю, востани (Лук. 7, 14 и след.); б) воскресил дочь Иаира, начальника синагоги, прикосновением и словом: отроковице, востани (Лук. 8, 49); в) воскресил четверодневного мертвеца, Лазаря, велегласным воззванием: Лазаре, гряди вон (Иоан. гл. 11).

Таким образом и во дни истощания нашего Спасителя, когда Он совершал преимущественно свое служение пророческое и служение первосвященническое, чудеса Его показывали уже, что Он есть вместе и Царь вселенной, Победитель ада и смерти.

§ 159. Нисшествие И. Христа во ад и победа над адом

Но все действия, в которых Господь Иисус являл власть свою над духами злобы еще на земле, можно назвать только предначатками Его победы над адом. Самым же делом Он победил и разрушил ад, когда, упразднив смертию своею имущаго державу смерти, сиречь диавола (Евр. 2, 14), снисшел во ад с душою своею, яко Бог, чтобы благовестить пленникам адовым о спасении, и извел оттуда всех ветхозаветных праведников в светлые обители Отца небесного (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 49; простр. Хр. катих. о чл. 5).

I. Учение о том, что Господь Иисус, действительно, сходил во ад душою своею и Божеством в то время, как тело Его находилось во гробе, и сходил именно с целию проповедать там о спасении –

1) Есть учение апостольское. Св. Петр в речи своей к Иудеям, приведши слова Псалмопевца: не оставиши души моея во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления, заметил, что Давид, как пророк, предсказал в этих словах о воскресении Христове, яко не оставися душа его во аде, ни плоть его виде истления (Деян. 2, 27. 31). А в одном из посланий выражает мысль свою еще яснее, говоря: Христос единою о гресех наших пострада, праведник за неправедники, да приведет ны Богови, умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом: о немже и сущым в темнице духовом сошед проповеда (1 Петр. 3, 18. 19). Здесь уже раздельно изложен догмат Церкви, что тогда, как тело Спасителя пребывало мертвым, Он живым духом своим сходил в темницу к духам, чтобы им проповедать: такое противоположение мертвой плоти Спасителя живому духу и такая цель снисшествия Его к находившимся в темнице (έν φυλακή) духам совершенно ниспровергают догадку, будто под темницею надобно разуметь гроб и под сошествием в нее Спасителя – погребение его во гробе397. Св. Павел так же пишет в послании к Римлянам: да не речеши в сердцы твоем: кто взыдет на небо, сиречь Христа свести; или кто снидет в бездну (είς τήν άβυσσον), сиречь Христа от мертвых возвести (10, 6. 7). Здесь бездна, в которой находился Христос по смерти, противополагается небу, и говорится, что точно так же никто из людей не мог снизойти в эту бездну, чтобы извести из нее Христа, как никто не мог взойти на небо, чтобы свести оттуда Христа. След. под бездною нельзя разуметь гроба Христова, в который снизойти могли многие, и который странно было бы противополагать, как какую-то недосягаемую глубину, недосягаемой высоте небесной, – а остается разуметь, сообразно с более ясным свидетельством ап. Петра, темницу или ад, в который, по смерти, Христос, действительно, нисходил духом своим (снес. Еф. 4, 9. 10). Кстати припомнить древнее свидетельство и об одном из семидесяти апостолов, Фаддее, который, будучи послан, по воле Господа, к эдесскому властителю Авгарю, сказал ему, между прочим: «собери мне всех своих граждан, и я возвещу им слово Божие…; я скажу им о пришествии Иисуса, как оно совершилось.., и о том, как Он смирил Себя и умер, как распят был и сошел во ад, сокрушил ограду, от века неразрушимую, потом воскрес и совоздвиг мертвых, почивавших от начала мiра, как сошел один, а восшел к своему Отцу с великим множеством людей». Это свидетельство, заимствованное Евсевием из архивов Эдессы, он возводит ко временем самого Авгаря398.

2) Было всегда содержимо Церковию. Доказательство тому находим отчасти в некоторых из древних еe символов, например, аквилейском и других, где стоит член о сошествии И. Христа во ад399; но гораздо более в писаниях еe древних учителей400. Во втором веке истину эту выражали: а) св. Ириней: «нисходит Господь в преисподняя земли, благовествуя и тем пришествие свое и отпущение грехов тем, которые веруют в Него, – а уверовали в Него все, ожидавшие Его, т. е. все, предвозвещавшие Его пришествие, и служившие Его распоряжениям, праведники, пророки и патриархи»401; или: «три дня Он пребывал тем, где находились умершие, и нисходил к ним, чтобы извлечь и спасти их»402; б) Тертуллиан: «Христос Бог, умерши, как человек, и будучи погребен, по писаниям, исполнил и тот закон, что, подобно всем людям умиравшим, сошел во ад; и не прежде восшел на высоту небес, как уже нисшел в преисподняя земли, чтобы тем соделать спутниками себе патриархов и пророков»403. В третьем веке: в) Климент александрийский: «Господь сходил во ад не для чего-либо иного, как для того, чтобы проповедать евангелие»404; г) Ориген: «Сын Божий для спасения мiра нисходил даже во ад, и воззвал оттуда первозданного»405; д) Лактанций: «после того, как, исполняя волю Божию, (Господь Иисус) открыл людям истину, Он подвергся и смерти, чтобы победить и разрушить ад»406. В четвертом веке – е) св. Епифаний: «распинается на кресте, погребается, сходит во ад Божеством своим и душою, пленяет плен»407; ж) св. Василий великий: «ясно (Давид) пророчествует (Пс. 48, 16) о сошествии во ад Господа, который вместе с другими душами избавил и душу самого пророка, чтобы она не оставалась во аде»408; з) св. Григорий Богослов: «погребается, но восстает, нисходит во ад, но возводит из него души»409; и) св. Златоуст: «представь, каково слышать, как Бог с небес и царских восстав престолов, нисходил на землю и в самый ад, ополчался на брань»410. Вообще в четвертом веке, по случаю ереси аполлинариевой, верование Церкви касательно сошествия И. Христа во ад обнаружилось во всей своей силе и непоколебимости. Аполлинарий отвергал во Христе бытие человеческой души; учители Церкви, в опровержение еретика, едннодушно спрашивали его: «чем же Христос сходил во ад, когда тело Его находилось во гробе, а Божеством Он вездесущ?», – очевидно предполагая общеизвестным между Христианами и несомненным это нисшествие411. Сами даже ариане, чтобы освободиться от подозрения в ереси аполлинариевой, вносили иногда догмат о сошествии И. Христа во ад в свои вероисповедания412.

I. Что Господь Иисус своим нисшествием во ад разрушил ад, и извел из него всех ветхозаветных праведников: и этому всегда веровала св. Церковь.

Первую мысль проповедует св. Апостол, говоря: возшед на высоту пленил еси плен, и даде даяния человеком. А еже, взыде, что есть, точию яко и сниде прежде в долнейшыя страны земли; сшедый, той есть и возшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая (Еф. 4, 8–10). И потом, вслед за св. Апостолом, проповедывали и учители Церкви, например: – а) св. Иоанн Златоуст: «ад пленен сошедшим в него Господом, упразднен, поруган, умерщвлен, низложен, связан»413;

б) св. Григорий Богослов: «отразил Он жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душем»414; в) Евсевий кесарийский: «Он пришел для спасения душ, бывших в аде и многие веки ожидавших Его пришествия, и, нисшедши, врата медные сокрушил, вереи железные сломил, и прежде связанных в аде извел на свободу»415.

Последнюю мысль о изведении из ада Христом Спасителем собственно одних уверовавших в Него, одних ветхозаветных праведников (Зах. 9, 11), ясно проповедывали, после св. Иринея и Тертуллиана, которых свидетельства мы уже видели416, – Св. Кирилл иерусалимский: «Он положен был в каменном гробе истинно, как человек; но ради Его расселись камни от страха; сошел в подземные места, дабы и оттуда освободить праведных. Ибо хотел ли бы ты, скажи мне, чтобы живые наслаждались благодатию тогда, как большая часть из них неправедны; а те, кои от Адама долговременно заключены были, не получили свободы? Пророк Исаия велегласно столь многое предвозвестил о Нем; не пожелал ли бы ты, чтобы Царь, сошедши, освободил провозвестника? Тем был Давид и Самуил, и все пророки, и самый Иоанн, который говорит чрез посланных; ты ли еси грядый, или иного чаем (Матф. 11, 3)? Не пожелал ли бы ты, чтобы Он, сошедши, освободил их?»417.

Св. Епифаний: «Божество Христа вместе с душею Его сходило во ад, чтобы извести во спасение тех, которые прежде скончались, именно святых патриархов»418.

Св. Кассиан: «Проникши во ад, Христос сиянием своей славы рассеял непроницаемый мрак тартара, разрушил медные врата, сокрушил железные вереи, и святых пленников, содержавшихся в непроницаемом мраке адском, из плена возвел с Собою на небеса»419.

Св. Григорий великий: «Гнев Божий, по отношению к душем праведников, прошел с пришествием нашего Искупитедя: ибо их освободил из темниц ада Ходатай Бога и человеков, когда сам нисходил туда, и возвел к радостям райским»420.

Должно присовокупить, что если некоторые из древних иногда выражали мысль, будто Христос извел из ада не одних ветхозаветных праведников, а многих других или даже всех пленников адовых, то выражали ее только в виде гадания, предположения, мнения частного421.

§ 160. Воскресение И. Христа и победа над смертию

Как ад разрушил Христос собственно своим нисшествием во ад, хотя и прежде являл свою царственную власть над силами ада: так и смерть победил Он собственно своим воскресением от смерти, хотя и прежде не раз показывал свое могущество над нею. Это раскрывает св. Апостол, говоря: Христос воста от мертвых: начаток умершым бысть. Понеже бо человеком смерть бысть, и человеком воскресение мертвых. Якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут. Кийждо же во своем чину, начаток Христос, потом же Христу веровавшии в пришествии его (1 Кор. 16, 20–23)422. Чтобы понять, каким образом, вследствие воскресения Христова, воскреснем некогда и все мы и довершится полная победа над смертию, – надобно взять во внимание, что, по учению Слова Божия, мы чрез веру во Христа и чрез приобщение св. таинствам Его становимся причастниками Христу (Евр. 3, 14), едино со Христом (Иоан. 6, 26; 15, 4. 5), а в Нем и причастниками Его жизни. Потому-то и учил Он сам: аз есмь воскрешение, и живот: веруяй в мя, аще и умрет, оживет (Иоан. 11, 25). Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снест от хлеба сего, жив будет во веки, и хлеб, егоже аз дам, плоть моя есть, юже аз дам за живот мiра (6, 51). Ядый мою плоть, и пияй мою кровь, имать живот вечный, и аз воскрешу его в последний день (- 54). Ядый мою плоть, и пияй мою кровь, во мне пребывает, и аз в нам (- 56). Равным образом и св. Павел учил касательно таинства крещения: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27), и в другом месте: или неразумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть его крестихомся; спогребохомся убо ему крещением в смерть… Аще же умрохом со Христом, веруем, яко и живи будем с ним: ведяще, яко Христос воста от мертвых, ктому уже не умирает: смерть им ктому не обладает (Рим. 6, 3. 4. 8. 9). По причине такого единения со Христом, в некотором смысле, мы уже с Ним воскресли (Кол. 3, 1), точно так, как некогда в праотце нашем Адаме все мы согрешили и подверглись смерти (Рим. 5, 12–19).

Что же касается до действительности воскресения Христова: то она выше всякого сомнения. Предвозвещенное еще Псалмопевцем (Пс. 15, 10; Деян. 2, 29–31), предызображенное трехдневным пребыванием Ионы во чреве китове (Матф. 12, 39. 40), многократно предсказанное самим Христом Спасителем (Матф. 16, 4. 21; 17, 9. 23; 20, 17–19; 26, 31; Иоан. 2, 19; 10, 17), событие это засвидетельствовано всеми Апостолами-очевидцами: к ним являлся воскресший Жизнодавец в продолжение сорока дней; с ними имел продолжительные беседы, изъясняя им писания и открывая тайны царствия своего; пред ними вкушал Он пищу и питие; им позволял осязать руки, и ноги, и ребра свои; пред их же глазами и вознесся на небо (Матф. гл. 28; Марк. гл. 16; Лук. гл. 24; Иоан. гл. 20. 21; 1 Кор. 15, 1–8). Особенную силу этому свидетельству Апостолов сообщают: а) та чудная нравственная перемена, которая внезапно совершилась в них, по воскресении Спасителя, – то изумительное мужество, с каким выступили они на всемирную проповедь о своем Учителе и явились пред сонмами Иудеев и язычников; то необычайное самоотвержение, с каким понесли они, ради имени Христова, всякие труды, потерпели всякие гонения, вкусили самую смерть; б) чудные успехи их проповеди как между Иудеями, так и между язычниками, которые обращались ко Христу целыми тысячами, и также решались терпеть за имя Его все виды мучений и смерти; в) наконец, те бесчисленные чудеса, которые повсюду совершали Апостолы во имя Христово, и которыми всего яснее подтверждали пред всеми истину своей проповеди (Деян. гл. 3. 4. 5 и др.).

Догмат о воскресении Христовом Церковь исповедует в самом своем Символе (снес. прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 52); всегда проповедывали и учители Церкви423.

§ 161. Вознесение И. Христа на небеса и отверстие для всех верующих в Него царства небесного

До пришествия на землю Сына Божия, небо было как бы заключено для земнородных, и хотя в дому Отца небесного обители многи суть (Иоан. 14, 2. 3), в них, однакож, не обреталось места для грешных потомков Адама; самые праведники ветхозаветные, по смерти, сходили душами своими во ад (Быт. 37, 35). Но после того, как явился во плоти Господь наш, и примирил Бога с человеками, небо с землею; после того, как своим нисшествием во ад, освободил оттуда ветхозаветных праведников, и воскресши из мертвых, начаток умершим бысть, – Он, наконец, торжественно вознесся на небеса с воспринятым Им естеством человеческим и, таким образом, отверз для всех людей свободный вход в царство небесное.

Истину эту выразил сам Он, когда, беседуя с учениками об отшествии своем к Отцу, сказал: иду уготовати место вам. И аще уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к себе: да, идеже есмь аз, и вы будете (Иоан. 14, 2. 3). И далее: уне есть вам, да аз иду; аще бо не иду аз, Утешитель не приидет к вам (16, 7). Потом со всею ясностию раскрыл св. ап. Павел в разных местах своих посланий. В одном месте он говорит, что Христос не в рукотворенная святая вниде, но в самое небо, ныне да явится лицу Божию о нас (Евр. 9, 24); в другом прямо называет Его нашим предтечею на небеса (6, 20); в третьем выражается, что как Бог совоскресил нас со Христом, так точно и спосади на небесных во Христе Иисусе (Еф. 2, 6), по вознесении Его на небеса; в четвертом, что мы наследницы Богу, снаследницы же Христу (Рим 8, 17); в пятом дает наставление: аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя. Горняя мудрствуйте, а не земная. Умросте бо, и живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе (Кол. 3, 1–3). Действительность же вознесения И. Христа на небо:

1) Предвозвещена была еще в ветхом Завете, например, в словах Псалмопевца: восшел еси на высоту, пленил еси плен, приял еси даяния в человецех (Пс. 67, 19; снес. Еф. 4, 8–10).

2) Затем, предсказана самим Спасителем: узрите, сына человеческаго восходяща, идеже бе прежде (Иоан. 6, 62). Изыдох от Отца, и приидох в мiр: и паки оставляю мiр, и иду ко Отцу (16, 28).

3) Засвидетельствована Апостолами: Господь, говорит ев. Марк, по глаголании его к ним (ученикам), вознесеся на небо и седе одесную Бога (Марк. 16, 19; снес. Лук. 24, 50. 51; Деян. 1, 9).

4) Всегда была содержима и исповедуема православною Церковию в словах Символа: «(верую во И. Христа) восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца».

§ 162. Окончится ли царское служение И. Христа?

Как единородный Сын Божий, воспринявший в единство своей Божеской Ипостаси человеческое естество, Господь Иисус, вошедши в славу свою, юже имел у Отца прежде мiр не бысть (Иоан. 17, 5), навсегда пребудет в этой вечной славе, навсегда останется Царем неба и земли, купно со Отцем и Св. Духом, покланяемым и прославляемым от всея твари: и в этом смысле царствию его не будет конца (Лук. 1, 33). Но царское служение Его, как нашего Искупителя, спасению рода человеческого, начатое им на земле и продолжаемое на небеси, будет иметь конец, когда т. е. вполне оно совершится, приведением всех истинно верующих ко спасению: и в этом отношении подобает ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама своима (1 Кор. 15, 25). А это последует тогда, когда последний враг испразднится смерть (- 26), воскреснут все мертвецы (Иоан. 5, 25), обновятся небо и земля (2 Петр. 3, 6. 7. 13), – и Он, явившись во всей славе своей, произведет всемирный суд, скажет, как Царь сущим одесную его: приидите благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вем царствие от сложения мiра (Матф. 25, 34), и предаст царство Богу и Отцу (1 Кор. 15, 24), да будет Бог всяческая во всех (- 28).

Так именно смотрели на царское достоинство и служение И. Христа св. Отцы и учители Церкви. Например:

Св. Григорий Богослов: «Сын именуется царствующим, – в одном смысле, как Вседержитель и Царь хотящих и не хотящих; а в другом, как приводящий нас к покорности, и подчинивший своему царствию тех, которые добровольно признают Его Царем. И царствию Его, если разуметь оное в первом значении, не будет конца; а если разуметь во втором, будет ли какой конец? – Тот, что нас спасенных примет под руку свою (ибо покорившихся нужно ли еще приводить к покорности?); а потом восстанет судяй земли (Пс. 93, 3) и отделит спасаемое от погибающего; потом станет Бог посреди богов спасенных, чтоб рассудить и определить, кто какой достиг славы и обители»424.

Св. Иоанн Златоуст: «что значит: егда предаст царство (1 Кор. 15, 24)? Писание знает два царства Божия: одно по усвоению, а другое по творению. Христос царствует над всеми, и язычниками и Иудеями, и демонами и противниками, по праву творения; царствует над верными и добровольно Ему повинующимися, по праву усвоения. Об этом царстве говорится, что оно получает начало… Cie-то царство Он и предаст Отцу»425.

Св. Зенон веронский: «Апостол Павел (1 Кор. 15, 24) говорит о временном вочеловечившегося Бога царстве, по окончании которого сей приидет и сотворит суд живым и мертвым; что подтверждает самая связь речи, в которой говорится, что Христос должен царствовать со святыми своими до тех пор, пока не прекратит всякое начальство, всякую власть и силу, пока не низложит всех врагов под ноги свои, пока не истребится последний враг – смерть (1 Кор. 15, 24–26). Но евангелист Лука (1, 34) и Соломон (Прем. 3, 4–8) разумели первоначальную власть, в которой имея непрерывное от века и до века участие, Сын никогда не получал царства от Отца, и никогда не будет передавать его Отцу»426.

§ 163. Нравственное приложение догмата о таинстве искупления

1. Господь Спаситель наш, как Пророк –

a) Даровал нам закон веры и благочестия: мы должны принять этот закон, подчиниться ему и осуществить его в своей деятельности, – иначе он не принесет нам никакого плода и останется для нас чуждым.

б) Даровал закон новый, совершеннейший ветхозаветного: мы должны, приняв его, заботиться о том, чтобы ходить во обновлении жизни (Рим. 6, 4), и чтобы правда наша преизбыточествовала пред правдою не только книжников и фарисеев (Матф. 5, 20), но и самих праведников ветхозаветных427. Будите убо вы, заповедал нам наш Законодатель, объясняя дух своего закона, совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (- 48).

в) Даровал закон, единый спасительный для всех людей: мы должны более всего дорожить этим бесценным сокровищем и блюсти его со всем усердием до самой своей кончины.

2. Господь Спаситель наш, как Первосвященник –

а) Принес самого Себя в искупительную жертву за нас – грешных: при мысли о сам прежде всего да научимся повергаться пред бесконечно-милосердым к нам Господом в чувствах совершеннейшей благодарности и любви.

б) Совершил наше спасение крестом и на кресте: отсюда наша непреложная обязанность благоговейно чествовать это священное орудие нашего спасения, ради пострадавшего на нам Богочеловека; чествовать всеми способами, какие, по преданию от св. Апостолов, доселе соблюдает и заповедует нам православная Церковь, и, с верою в сердце, всегда и везде употреблять крестное знамение для нашей духовной пользы, освящать им все свои начинания и дела, ограждаться им от всех соблазнов и искушений (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 50).

в) Избавил нас своею крестною смертию от греха со всеми его гибельными последствиями и приобрел для нас освящение и живот вечный: да не царствует убо грех в мертвеннем нашем теле, во еже послушати его в похотех его; ниже да представляем уды наша оружия неправды греху, но да представляем себе Богови; да, таким образом, свобождшеся от греха, порабощшеся же Богови, имамы плод наш во святыню: кончину же, жизнь вечную (Рим. 6, 12. 13. 22).

г) Путем страданий и креста вошел в славу свою: и нам оставил образ, да последуем стопам его (1 Петр. 2, 21), и нам заповедал: иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю: а иже погубит душу свою мене ради и евангелия, той спасет ю (Марк. 8, 35).

д) Вознесшись на небеса, непрестанно ходатайствует о нас: аще убо кто из нас согрешит, будем твердо помнить, что мы ходатая имамы пред Богом, Иисуса Христа праведника (1 Иоан. 2, 1), и с искренним раскаянием во грехах, будем притекать к Нему в несомненной надежде, что Он спасти до конца может приходящих чрез него к Богу (Евр. 7, 25); будем притекать к Нему с молитвою и вообще во всех своих нуждах, памятуя слова Его: еже аще что просите от Отца во имя мое, то сотворю…; и аще чесо просите во имя мое, аз сотворю (Иоан. 14, 13. 14).

3. Господь Спаситель наш, как Царь – а) Победил ад и связал крепкаго, т. е. диавола со всеми его аггелами (Матф. 12, 29; 2 Петр. 2, 4): итак, да не страшимся нападений нашего исконного врага, но, возмогая во Господе и в державе крепости его, да вступаем смело в брань с началами, и властями, и мiродержителями тьмы века сего, духами злобы поднебесной (Еф. 6, 10. 12), и с дерзновением повторяя в сердце слова св. Павла: вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Фил. 4, 13).

б) Победил смерть и разрушил еe державу: да не страшимся же смерти, одушевляемые сладостнейшею надеждою, что грядет некогда час, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и, услышавше, оживут (Иоан. 5, 25), что Он преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы его (Фил. 3, 21); что подобает тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в бессмертие (1 Кор. 15, 53).

в) Своим вознесением на небеса отверз нам вход в царство небесное: итак с верою, надеждою и любовию да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса (Евр. 12, 1. 2), да идеже ныне Он, и мы будем (Иоан. 14, 3).

* * *

390

Adv. haeres. 1, 10, n. 1. Такое же исповедание царского достоинcтва И. Христа – у мученика Иустина (dialog. cum Tryph. n. 34. 86. 118) и Ипполита (de Christ. et Antichr. n. 6).

391

In Ramos Palmar. n. V, apud Galland. T. III, p. 823.

392

De perf. Christiani forma, in T. III, p. 227, ed. Morel.

393

De profess, Christ., ibid. pag. 269.

394

Ha слова: 1 Kop. 15, 24, в Xp. Чт. 1838, II, 15.

395

Tract. in Ps. CXLIX.

396

In Ps. II.

397

Мысль эту проповедуют ныне почти все протестантские богословы.

398

Церковн. Истор. кн. I, гл. 13, стр. 51. 56, изд. Спб. 1848.

399

Bingham. Orig. eccles. lib. X, c. 3, § 7; c. IV, § 13.

400

Достойно замечания, что o сошествии И. Христа во ад упоминается во многих апокрифических писаниях, появившихся в начале Христианства. См. наприм. Evangel. Nicodem. n. 18 (in Birch. Auct. 115 squ.), Acta Thomae. n. X (ap. Thilo. Cod apoc. p. 20), Testament. XII Patriarch. c. IX; Sybill. VIIИ, 743.

401

Adv. haeres. IV, 12, n. 1; 27, n. 2.

402

Ibid. V, c. 31, n. 1. 2.

403

De anima c. LV, in Patrolog. curs. compl. T. II, p. 742, Migne.

404

Strom. VI, 6; cfr. 11, 10.

405

In Genes, homil. XV; cfr. in Joan. T. VI, n. 18.

406

Divin. instit. IV, c. 12, p. 481, in Patrolog. curs. compl. T. VI, ed. Migne.

407

Haeres. Негоdian. XX; cfr. haeres. LXIX, 62; LXXVII, 8.

408

Бесед. на Пс. 48, cт. 16, в Тв. св. Отц. V, 371.

409

Слов. о Богосл. III, в Тв. св. Отц. III, 75.

410

На св. Матф. Бесед. II, п. 1, стр. 23 в т. I по русск. пер. Тоже учение и у других учителей четвертого века, наприм., у св. Евстафия антиохийского (contr. Origen. in Galland. T. IV, p. 563) и св. Зинона веронского, который говорит: «Он (И. Христос) вкуcил смерть для того, чтобы победить ее, – снисшел в преисподнюю, чтобы оттоле извести умерших живыми» (на 1 Кор. 15, 24, в Хр. Чт. 1838, 11, 15).

411

Athanas. contr. Apollinar. 1, n. 13. 14; 11, 17; Epiphan. haeres. LXXVII, n. 7. 8. 25; Philastr. haeres. XL.

412

Socrat. Η. Е. II, 37. 41.

413

Слов. на Пасху; снес. за Ев. Матф. Бесед. II, n. Ï «Если пойдешь за нами в надлежащем безмолвии, мы можем тебя выводить и показать, где лежит смерть, пригвожденная ко кресту, где грех повешенный, где многочисленные, удивительные и победные памятники сей войны, сей битвы. Увидишь здесь связанного мучителя, и за ним множество пленников: ту твердыню, из которой проклятый демон, в прежнее время, производил всюду свои набеги. Увидишь убежище и пещеры разбойника, уже разоренные и открытые: ибо и туда приходил Царь» (- стр. 23, в т. 1 по русск. перев.).

414

Песнь Христу, в Тв. св. Отц. IV, 358.

415

Demonstr. Evang. lib. X ad verba Ps. 16.

416

См. выше примеч. 401. 403.

417

Оглас. Поуч. IV, n. II, стр. 64–65; снес. XIV, п. 19. «Смерть устрашилась, увидев нового кого-то пришедшего во ад, который не был связан узами онаго. Почему вы, привратники ада, увидевши Его, ужаснулись? Какой необычайный овладел вами страх? Смерть побегла, и бегство сие обнаружило боязнь ее. Стеклись св. Пророки и Моисей законодантель, и Авраам, и Исаак, и Иаков, Давид и Самуил и Исаия, и креститель Иоанн, который, свидетельствуя, говорил: ты ли еси грядый, или иного чаем? (Мат. 11, 3). Искуплены все праведные, поглощенные смертию. Ибо возвещенный Царь долженствовал быть Искупителем добрых провозвестников» (стр. 295).

418

φημί, των αγίων πατριάρχων. Наеrеs. LX1X, n. 62.

419

De instit. coenob. III, c. 3.

420

Moral. XII, c. 7. И в другом месте: Nihil aliud teneatis, nisi quod vero fides per catholicam ecclesiam docet, quia descendens ad inferos Dominus illos solummodo ab inferni claustris eripuit, quos viventes per suam gratiam in fide et bona operatione servavit (lib. VII, Epist. 15); cfr. Hippol. de Christo et Antichr. c. 26; Euseb. in Luc. XIV, 25; Chrysost. contr. Jud. et gentes, quod Christus est Deus, n. 5.

421

Clem. Alex. Strom. VI, p. 461; Ambros. de paschate c, 3. 4. См. выше примеч. 401. 408 и 414.

422

То же проповедывали и учители Церкви: а) св. Афанасий: «Господь особенною целию своего домостроительства имел то, чтобы явить воскресение своего тела; в нам хотел Он явить всем знамение победы над смертию, и уверить всех, что чрез Него истреблено тление, и даровано людям нетление» (De incarn. Verbi Dei n. 22, в Хр. Чт. 1838, II, 140); б) св. Кирилл иерусалимский: «воскрес Тот мертвый, иже в мертвых свободь (Пс. 87, 6) и Свободитель мертвых. Тот, на которого в поругание, по долготерпению Его, возложен был венец терновый, воскресши теперь, увенчался диадимою победы над смертию» (Огл. поуч. XIV, n. I, стр. 279), – и другие (напр. Кирил. алекс. о вочелов. Господа гл. 27, в Хр. Чт, 1847, III, 227).

423

Clem. Rom. Epl. ad Corinth. 1, n. 24; Ignat. ad Smyrn. n. I. II. III; Polycarp. ad Philipp. IX; Iren. adv. haer. 1, 10; Кирил. иepyc. Огласит. поуч. IV, n. 12; Иоан. Златоуст. на Ев. Матф. бес. ХС.

424

Слов. о Богосл. IV, в Тв. св. Отц. III, 81–82.

425

In Epist. 1 ad Corinth. ad verbä XV, v. 24; Homil. XXXIX.

426

Ha слова: 1 Kop. 15, 24. в Xp. Чт. 1838, II, стр. 18.

427

«Если мы удостоены лучшего и совершеннейшего учения, если Бог в последние дни сии глаголал нам не чрез пророков, но чрез Сына: то мы должны вести жизнь, гораздо лучшую, достойную полученной нами чести Ибо когда Бог столько снисходит к нам, что желает говорить с нами уже не чрез рабов своих, но сам Собою: то было бы неуместно, если бы мы нисколько не оказались лучшими в сравнении с древними Израильтянами. Они имели учителем Моисея, а мы имеем учителем самого Господа Моисеева. Посему мы должны показать любомудрие, достойное столь высокой чести, и не иметь ничего общего с землею. Ибо Он с тою целию и принес нам с небес учение, дабы мы перенеслись туда своими помышлениями и, по мере сил наших, были подражателями своего Учителя» (Златоуст. на ев. Иоан. бесед. XIV, в Хр. Чт. 1837, III, 15–16).


Раздел 10 Раздел 11 Раздел 12