преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 127

В последнем письме вашем вы несколько опять о любви Божией говорите и о своих болезнях воспоминаете. Мы вам уже писали, сколь высока есть добродетель – любовь Божия, и оная не может быть без любви ближних, по слову св. Апостола: «аще люблю Бога, а брата своего ненавижу, ложь есть» (1Иоан. 4, 20.). Надобно достигать до любви чрез хранение заповедей Божиих и чрез страх Божий, а не мысленным к Нему восхождением. Видение ваше несть истинно, а сомнительно, и образ молитвы вашей весьма опасен, и случающиеся вам чувства утешительные обольстительны. Ежели бы оные и истинные были, то все для вас неполезны; надобно идти прежде деятельным путём, очищающим страсти, и тогда уже восходить к умозрению. Любовь Божия состоит в исполнении заповедей Божиих: «любяй Мя заповеди Моя соблюдает». Прочтите в Добротолюбии, в 1-й части, Симеона Нового Богослова главы: 1, 24; увидите, что и веры истинной недостает. Еще прочтите у св. Исаака Сирина, во 2-м слове статью, начинающуюся сим словом: «деяние креста сугубо есть»... и далее. Из сего увидите, что кто начинает прежде вторым путем видения или умозрения, на того находит гнев Божий: да получше внемлите разуму сей статьи; когда же сами не поймете, то спросите у тех, кои поопытнее. У того ж св. Исаака прочтите слово 55; там увидите, как великий сей муж смирил, мечтавшего о стяжании любви, и указал непременный путь в исполнении заповедей Божиих. Мы не просто вам о сем пишем, чтобы только прочитали, но желаем иметь на сие ответ: какое действие на вас оные учения произведут. Болезнь ваша зубная есть естественная; но болезнь судорожная или истерическая, также и дурноты, дойдя до церкви, делающиеся с вами, суть действия вражии, которые происходят от мнимого вашего моления, и случающегося о сем тонкого мнения, которого вы и разобрать не можете, но как оное явно видно. Вы в первый раз написали еще о ваших болезнях и дурнотах, но напрасно это сокрывали; всякая язва открываемая удобно может уврачеваться. Хотя ж вы и пишете, что прежде с вами этого не было, но вы сего не замечали, или, может, сокрыто было от вас, дабы представить, будто бы виною сему монастырская жизнь. Однако ж и дома была вам дурнота при случавшейся скорби семейной; может быть это-то и есть начало, а далее последствия происходят. Вы сделали очень неосновательно: не побывши у нас, решились вступить прямо в путь сей. В письмах никак невозможно изяснить и открыть того, что можно бы лично сделать. Хотя мы с вами и виделись, но это так кратко и скоро-поспешно, что ничего нельзя было открыть. Письма ваши доказывали весьма опасную вашу пылкость, и мы, сколько могли, вас предостерегали: но вам тогда было совсем непонятно. Впрочем, ненадобно вам устрашаться того, о чем мы вам написали: Бог силен вас исцелить: сознайте свою ошибку и обольщение в мнимом чувстве любви Божией, смиритесь и идите путем заповедей Божиих, вникайте в отеческие писания св. Иоанна Лествичника, св. аввы Дорофея и прочих; открывайтесь во всём матушке, и в борьбе со страстями не смущайтесь. Ежели и не окажетесь победительницею, все это смотрением Божиим попущается к нашему смирению, и чтобы ближних не осуждать: ибо пред Богом приятнее грешник с покаянием, нежели праведник с гордостью. Остаемся недостойные ваши богомольцы, многогрешный иеросхимонах Л. и многогрешный иеромонах Макарий. 21 января 1839 года.



Источник: Издание козельской введенской оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет указанное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор архимандрит Фотий.

Вам может быть интересно:

1. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

2. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

3. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

4. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

5. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

6. Мои дневники. Выпуск 4 архиепископ Никон (Рождественский)

7. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

8. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

9. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное Павел Иванович Савваитов

10. Отечественная история церковная и гражданская протоиерей Фёдор Титов

Комментарии для сайта Cackle