преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 289

Очень рад, что м. М... успокоилась; желаю, чтобы и впредь укрепил её Господь; посылаю ей недостойное моё благословенье. Ты помянула о даровании вам смирения: ты пожалей и о мне, скудном сего сокровища, – не имею его; и прошу вас помолиться и за меня, да сподобит Господь хоть мало видеть стези Его; в смирении-то и дело все состоит; так как от гордости все зло произошло, так смирением Господа нашего Иисуса Христа, все благо обретается. Святые отцы чем более были святы, тем более были смиренны, и видели свою худость, имели себя под всею тварию; да сподобит и нас Господь, хотя чрез истинную скудость нашу, смирить себя и принимать от руки Божией все, что пошлет скорбное, яко достойны того, да поне сим свободимся от долга грехов наших. «Смирение есть пород искушений, а разум истинный есть пород смирения», пишет св. Исаак Сирин. Теперь думаю, что уже удостоились вы принять в обители вашей благословение от своего архипастыря, и, верно, вышло решение ищущим чести – на ту, или на другую сторону; что делать? Одни тем недугуют, а другие другим; а мы с тобою ещё горше страждем нечувствием и окаменением; терпит же Господь и нам. О чести же глаголят отцы: «кто бежит от нее, она за ним гонится; а кто за нею гонится, она от него бежит».

В Б...м Д. монастыре умерла казначея, и монастырь был без правления с месяц; архиерей велел духовному правлению избрать некоторых монахинь и поручить правление монастыря; протопопы и игумен, Ж...кий благочинный, избрали М. П.; – поднялся шум, негодование от всех монахинь, что её предпочли, а старших оставили. На прошедшей неделе 22 августа был у них архиерей, собрались все монахини в церковь, он спрашивает: покойны ли вы? П... отвечает: «слава Богу, покойны», монахини ни одна ни слова; он был у П. на чаю и делал наставление; проводя его, все монахини назвались сами к ней на чай и были очень ласковы, только одна уставщица не пошла, а слегла в постель от скорби. На другой день П... была у архиерея, пробыла с час, он был очень благосклонен; ежели есть избрание Божие ей быть, то хотя и трудно, да будет воля Его; а когда нет, то лучше себе внимать; только с её стороны не было, кажется, ни наклонности, а покорность, и то не на игуменство, а на временное правительство.

О брате, в мире живущем и держащемся правил оного, надобно молить Господа: но нам трудно отвратить от мирских обычаев и приличий; и когда бы только обычаи, а то нынче утонченная философия всё опровергает, ничему не верит: да избавит Господь от последования оной, а много их есть, особенно ученая молодёжь.

Ю... еще молода; может быть, и придет в разум; вы попробуйте постращать ее проводить в мир, – как на неё это подействует? А когда нет желания её жить, то и нудить не надобно, – будет ни монастырская, ни мирская; пусть лучше проходит мирские злострадания, она балуется в монастыре. Многогрешный И. М. 28 августа 1848 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle