Источник

Глава 11.
Видение, или пророчество об устроении Церкви Христовой (Апок. 11:1–2)

Ф.Яковлев. «Апостолы»

«И дана ми бысть трость, подобна жезлу, глаголя: востани и измери Церковь Бо­жию и олтарь, и кланяющыяся в ней: а двор сущий вне Церкве исключи внеуду, ниже измери его, зане дан бысть языком: и град святый поперут четыредесять и два месяцы» (Апок. 11:1–2).

Тот же ангел, который подал Иоанну книжицу, дал ему еще жезл или меру для измерения Церкви Божией, алтаря и вместимости ее поклонни­ков, то есть для измерения того, что, говоря языком Ветхого Завета, нахо­дилось во внутреннем дворе храма Божия; а внешний двор не велел изме­рять, потому что он предан язычникам, которые будут попирать Святой город 42 месяца. О какой же Церкви, внешнем дворе и Святом граде гово­рил ангел Иоанну? Буквальный смысл указывает на Иерусалим и храм Иерусалимский, но они были разрушены до основания за несколько лет (за 25 лет) до написания Апокалипсиса, а потому слова ангела и относи­лись к Церкви Христовой, для означения которой заимствованы были об­разы из Церкви ветхозаветной, напоминающие тесную связь обоих Заве­тов. Для уразумения слов ангела надобно сказать несколько слов об Иеру­салимском храме. Он имел два двора, отделенные друг от друга стенами. Первый был двор жрецов или священников, окружавший с трех сторон стену святилища, в котором завесами разделялись Святая Святых, Святая и притвор. Этот двор назывался также внутренним; он был недоступен народу, или мирянам, только священники и левиты, служащие при жерт­воприношениях, имели право быть на этом дворе; их и жилища находи­лись в стенах, отделяющих внутренний двор от внешнего. Внешний двор, огороженный также стеною с четырех сторон, с галереями и разными по­строениями, назначался для народа и назывался двором народным, дво­ром Израиля. Пророчество Апокалипсиса, применяя названия принадлеж­ностей храма Соломонова к Церкви Христовой, давало разуметь, что и Церковь Христова в обширнейшем значении имеет два, так сказать, дво­ра; внутренний и внешний. Внутренний двор – это «Церковь первородных на небесех» (Евр.12:23), святилище небесное, куда Искупитель, Сын Бо­жий, «Архиерей грядущих благ», вошел однажды навсегда, «вечное искупление обре­тый» (Евр.9:11–12). А внешний двор – это Церковь Христова на земле, кото­рая есть изображение небесной. Она же может называться Святым градом, то есть Иерусалимом, так как Церковь небесная называ­ется Градом Бога Живого, Небесным Иерусалимом (Евр.12:22). Все это сообразив, мы и вразумляемся, что ангел говорил Иоанну об измерении небесной Церкви. Какое же значение этого измерения? Буквально пони­мать его нельзя. Мысль, кажется, та, чтобы показать верующим в Господа Иисуса Христа, что небесная Церковь много уже имеет пришельцев в нее из здешнего мира и много уготовано места в ней для других пришельцев; притом можно предполагать, что это счисление их нетрудно, потому что все они запечатлены печатью Бога Живого. Напротив, Церковь Христо­ва на земле, как и видно из последующих слов ангела, оставляется без из­мерения, потому что, по особенному изволению и предначертанию Бо­жию, она предана власти язычников и будет попираема ими; но тут же предсказано, что бедственное ее состояние ограничено сроком и продол­жится не более, как 42 месяца. Всякий, читая это пророчество и сообра­жая его с событиями, не скажет, что тьма одолевала свет, нечестие торже­ствовало над верой собственными силами, но с полным убеждением будет сознавать, что страдательное состояние Церкви Иисуса Христа происхо­дило и может произойти единственно по Его воле, которая издалека еще предсказана была пророчеством.

Церковь Христова находилась в страдательном состоянии, когда пи­сан был Апокалипсис, и попираема идолопоклонствующими римлянами. Она же подвергнется в другой раз преследованию и страданиям пред кон­цом этого мира, если не от идолопоклонников, то от подобных им раз­вратных нечестивцев – служителей антихриста. Вот предметы предсказа­ния пророческого; оно относится к тому и другому времени и указывает на то, что должно произойти.

Епископ Петр. «Объяснение Апокалипсиса»

Эмблема эта составлена по подобию видения пророка Иезекииля (Иез.гл.40–48), в котором изображается восстановление храма и Иерусалима по возвращении иудеев из плена Вавилонского. Для утешения иудеев, от­веденных в плен Вавилонский, для возбуждения в них надежды на воcстановление храма и Иерусалима Бог в видении представил прор.Иезе­киилю (Иез.гл.40–48) план для построения нового храма на Сионе по подобию прежнего, Соломонова, также план нового города Иерусалима, которые будут построены Зоровавелем с первосвященником Иисусом – материально, а Верховным Первосвященником и Царем благодатного Царства Иисусом Христом будет построен духовный храм. Как архитек­торы, намереваясь построить большое здание, обыкновенно измеряют место постройки и самое здание, чтобы все было согласно с предначер­танным планом, так и в видении прор.Иезекииля велено измерить храм и город, чтобы тем показать, что по данному от Бога плану они будут по­строены. Так и здесь измерение храма означает только то, что Бог по предначертанному плану хочет устроить Церковь Христову преимуще­ственно в Римской империи. В видении прор.Иезекииля храм и город, прилежащий храму, представляются как прообразы христианской Церк­ви, в которой верующие по двоякому состоянию – духовному, или религиозному, и внешнему, или гражданскому, составляют и храм, и город Божий (1Кор.3:16–17).

Исполнение этого видения некоторые толкователи (Боссюет) относят ко времени Диоклитианова гонения, которое было самое жестокое, про­должительное, наводило на христиан ужас и уныние, так что многие сла­бые отпадали от веры. Потому Бог этим видением хотел утешить христи­ан, уверить, что, хотя по плану Промысла Божия будет попущено язычни­кам преследовать христиан, но веры Христовой они не уничтожат. Бог определил устроить Церковь Христову в Римской империи, и непремен­но исполнит Свое определение. Бог хотя на время попустит язычникам попирать внешний двор храма и город, то есть разрушать молитвенные домы христиан, их домы частные, отнимать имущество, лишать граждан­ских прав, должностей, но только внешнее состояние христиан будет расстроено, а самое святилище Христовой Церкви останется неприкосновен­ным, то есть христианскую веру, ее священные законы, уставы служебные язычники не уничтожат; основание Божие глубоко лежит в душах верую­щих, твердо стоит (2Тим.2:19) и не может быть разрушено руками чело­веческими. Хотя некоторые слабые христиане по причине жестокости мучений отпадали от веры, но для большей части христиан мучения по­служили к большему очищению веры и нравов, к умножению числа веру­ющих, и к большей славе Церкви Христовой.

Протестанты относят это пророчество ко временам реформации в рим­ской Церкви, начавшейся почти с XII века и кончившейся в XVI веке. Но этого мнения нельзя принять, потому что протестанты не только не очис­тили, но еще больше осквернили, расстроили Церковь Божию тем, что вновь произвели много ересей, которых не было и в латинской Церкви.

О явлении Илии и Еноха пред вторым пришествием Иисуса Христа (Апок. 11:3–7)

Св.Ипполит. «Владимирские епарх.ведом.», 1867

Даниил говорит: «И утвердит завет мнозем седмина едина: в поле же седмин отимется Моя жертва и возлияние» (Дан.9:27). Он означил этими словами одну седмицу лет, последнюю, имеющую быть в последних временах, при конце всего мира: половину этой седмицы возьмут пророки Енох и Илия. Они, вовлеченные во вретища, будут проповедовать дней тысячу и двести шестьдесят (Апок. 11:3), возвещая людям и всем народам покаяние. Ибо как два пришествия Господа и Спаса нашего указаны в Священном Писании: одно, первое, во плоти, было безславно по причине Его уничижения, как древ­ле пророчествовал Исаия, говоря: «Видехом Его, и не имяше вида ни доброты: но вид Его безчестен, умален паче всех сынов человеческих: человек в язве сый, и ведый терпети болезнь, яко отвратися лице Его, безчестно бысть и не вменися» (Ис.53:2–3), второе же пришествие Его будет славно, так как Он придет с небес со множеством ангелов и в славе Отчей, как говорит пророк: «Царя со славою узрите» (Ис.33:17), – и другой пророк: «Видех, и се на облацех небесных яко Сын Человеч идый бяше, и даже до Ветхаго денми дойде, и пред Него приведеся: и Тому дадеся власть и честь и царство, и вси людие, племена и язы́цы Тому пора­ботают: царство Его царство вечное, еже не разсыплется» (Дан.7:13–14); так и два предтечи предсказаны: первый – Иоанн, сын Захарии. Он во всех отношениях явился предтечею и проповедником Спасителя нашего, ибо, бла­говествуя о небесном Свете, явившемся в мире, первый исполнил обязан­ности предтечи еще во чреве матери, будучи зачат Елисаветою, дабы и находящимся во чреве матернем младенцам показать новое, имеющее быть для них рождение от Духа Святого и Марии Девы. Услышавши приветствие Марии Елисавете, он радостно взыгрался во чреве матери, видя зачатого во чреве Девы Бога Слова. Потом с проповедью приходил в пустыню, чтобы возвестить людям крещение покаяния, то есть прознаме­новать спасение живущим в пустыне мира язычникам. После сего на Иордане лично указует Спасителя и говорит: «Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин.1:29). Он же предварительно благовестил и находящимся во аде, ког­да, убитый Иродом, соделался там предтечею, возвещая и там пришествие Спасителя, Который освободит души святых от руки смерти. Но поскольку Спаситель был начаток воскресения всех человеков, то Он, Господь, должен был один, Сам Собою восстать от мертвых: чрез Него приидет Суд миру, дабы достойно подвизавшиеся достойно и увенчаны были от Него, преславного Подвигоположника, Который первый, исполнив предопределенное служение, вознесся на небеса, сел одесную Бога и Отца и при конце мира опять явится Судиею мира. Предтечам Его необходимо было прежде явиться, как Бог сказал устами Малахии, именуемого ангелом: «Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великаго и про­свещеннаго, Иже устроит сердце отца к сыну и сердце человека ко искреннему его, да не пришед поражу землю в конец» (Мал.4:5–6). Итак, сии предтечи будут проповедовать имеющее быть явление Христово с неба и сотворят знаме­ния и чудеса, дабы вразумить и обратить людей к покаянию от чрезмерно­го их беззакония и нечестия. Иоанн говорит: «И дам обема свидетелема мои­ма, и прорицати будут дний тысящу двести шестьдесят, оболчена во вретище» (Апок. 11:3), то есть половину седмицы, о которой сказал Даниил. «Сии суть две маслицы, и два свешника пред Богом земли стояща. И иже им неправду сотворит, огнь исходит из уст их, и пояст враги их: и иже восхощет обидети их, сему подобает убиену быти. И сии имут область затворити небо, да не снидет дождь на землю во дни прорицания их: и область имут на водах обращати я в кровь, и порази­ти землю всякою язвою, елижды аще восхощут» (Апок. 11:4–6). И когда кончат они свое поприще и свидетельство, то что далее говорит пророк? «Зверь иже исходит от бездны, сотворит с ними брань, и победит их и убиет я» (Апок. 11:7) за то, что они не восхотели воздать славу антихристу, ибо он есть малый рог вырастающий, который, вознесшись уже сердцем, начинает возвышать себя и прославлять как Бога, преследуя святых и злословя Христа, как говорит Даниил: «И видех рог, и се, очи аки человечи в розе том, и уста глаголюща великая. И отверзе уста своя на хулу на Бога: и рог оный сотвори брань со святыми, и укрепихся на них, дoндеже убиен бысть зверь, и погибе и тело его дадеся в сожжение огненное» (Дан.7:8, 21). И.Нильский. «Об Антихристе против раскольников»;

По учению тайнозрителя судеб Божиих святого апостола евангелиста Иоанна Богослова, пред пришествием антихриста посланы будут Богом к людям два свидетеля, которые в продолжение тысячи двухсот шестидеся­ти дней будут пророчествовать, облеченные во вретище. Эти два пророка будут стоять пред Богом, как две маслины или два свещника, и такою будут одарены от Него силой и властью, что в состоянии будут творить чудеса. Они будут ограждены силою Божией так, что всякий, кто решился бы при­чинить им какое-либо зло, претерпит за это страшное наказание и самую смерть. Когда окончат пророки свое свидетельство, зверь, под именем которого изображается антихрист, вступит с ними в брань, победит их и убьет. Тела их сын погибели оставит на стогнах города, в котором распят был Господь наш, то есть в Иерусалиме, и народы разных стран и племен в продолжение трех дней с половиною будут видеть эти тела и не погребут их. Мало этого – люди будут радоваться смерти пророков и посылать в знак своей радости дары друг другу. Наконец, через три дня с половиною Бог воскресит верных слуг Своих, что приведет в страх великий тех, кои будут видеть их опять живыми. После небесного гласа: «Взыдите семо», – эти два свидетеля в виду врагов своих возьмутся на небо на облаках. В тот час произойдет великое землетрясение, от которого падет десятая часть города и погибнет семь тысяч имен человеческих. Прочие же, пораженные случившимся, воздадут славу Богу небесному (Апок. 11:3–13). Все это видение новозаветного пророка так ясно и определенно, что нет нужды входить в какие-либо дальнейшие объяснения его; остается только вопрос: кто эти два свидетеля Божий пророки, которые будут посланы Богом к людям в последнее время мира и которых убьет антихрист? На этот вопрос святые отцы и учители Церкви единодушно отвечают, что под двумя свидетеля­ми Божиими нужно разуметь прор.Илию и Еноха: мысль, имеющая для себя основание в самом Слове Божием. Так, еще прор.Малахия говорил от лица Божия: «Се, Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня, великого и просвещенного: иже устроит сердце отца к сыну, и сердце человека к искреннему его, да не пришед поражу землю в конец» (Мал. 4:5–6). Здесь под «днем Господним, великим и просвещенным», нельзя разуметь первое пришествие на землю Сына Божия и под Илиею – разуметь Иоанна Предтечу, потому что первый раз приходил на землю Сын Божий для того, чтобы спасти людей и положить за них Свою душу, приходил «не судить мирови, но да спа­сется Им мир» (Ин.3:17), между тем как в словах прор.Малахии Бог изобра­жается Судиею и Мздовоздаятелем, Который будет поражать и наказывать достойных наказаний, а таким явится Сын Божий только во второе Свое пришествие, когда приидет судить живых и мертвых; во-вторых, Илия пря­мо называется здесь фесвитянином, следовательно, указывается опреде­ленное лицо, которое было известно каждому иудею, и понимать под ним кого-либо другого значило бы произвольно толковать то, что ясно и опре­деленно само по себе. Так действительно и понимали эти слова святые отцы и учители Церкви. «Уверены в том христиане, – говорит блаж. Авгу­стин, приведя слова пророка Малахии, – что чрез сего Илию великого и чудного пророка, по изъяснению закона, в последнее время после Суда иудеи в истинного Христа, то есть во Христа нашего, уверуют. Ибо не на­прасно и не всуе верим, что прежде пришествия Спасителя Илия приидет, о котором не сомневаемся, что поныне еще не вкусил смерти; понеже вос­хищен он на колеснице огненной, как явственно Священное Писание сви­детельствует. Итак, когда приидет и разъяснит закон духовно, о котором ныне они умствуют телесно, тогда обратит сердце отца к сыну, то есть сер­дце отцов к детям. Ибо единственное за множественное семьдесят переводчиков положили. И разум есть таков, дабы и дети разумели, то есть иудеи, закон так, как разумели отцы их, то есть пророки, в числе коих был и Моисей». То же говорит и св.Кирилл Александрийский: «Доказатель­ство благости и долготерпения Божия, что прежде явится к нам Илия Фес­витянин и возвестит обитателям всей вселенной о близком пришествии Судии. Ибо сойдет Судия во славе Бога и Отца, в сопровождении ангелов и сядет на престоле славы Своей, чтобы судить вселенную в правде и воз­дать каждому по делом его (Мф.25:31; Пс.9:9). Прежде приходил блажен­ный креститель Иоанн в духе и силе Илии; но как он проповедовал гово­ря: уготовайте… – так и св.Илия проповедует, что скоро, немедленно гря­дет имеющий судить вселенную в правде. Пророк восстановит порядок, приведет некогда разделившихся к единой вере и устроит сердце челове­ка к искреннему его, дабы Судия, пришед, не поразил земли в конец, то есть совершенно и всецело. Видишь благость Господа всяческих? Он пре­дупреждает земнородных гласом Илии, что придет судить, дабы те, кои будут жить тогда на земле, обратились к лучшему, исправили свою жизнь и не впали в руки неумолимого Судии».

Слова прор.Малахии подтвердил и Господь Спаситель, когда на вопрос учеников: «Что убо книжницы глаголют, яко Илии подобает прийти прежде?», – отвечал: – «Илиа убо приидет прежде и устроит вся. Глаголю же вам, яко Илиа уже прииде, и не познаша его: но сотвориша о нем, елика восхотеша: тако и Сын Человеческий имать пострадати от них. Тогда разумеша ученицы, яко о Иоанне Крестители рече им» (Мф.17:10–13; Мк.9:11–13). «Наш Господь, – говорит св.мученик Иустин, – в учениях Своих предал нам, что сие самое (прише­ствие Илии) сбудется, рекши, яко и Илия приидет. И мы знаем, что сие будет тогда, как с неба во славе приидет Господь наш Иисус Христос, Кое­го и первого явления возвеститель предшествовал Дух Божий, прежде быв­ший в Илии, потом во Иоанне пророке, бывшем в роде вашем (иудейском). Почему и Господь наш, будучи тогда на земле, говорящим, что прежде Хри­ста должно прийти Илии, сказал: «Илия приидет прежде и устроит вся; глаголю же вам, яко Илиа прииде и не познаша его, но сотвориша о нем, елика восхотеша». И писано, что тогда ученики уразумели, «яко о Иоанне Крестители рекл им». Якоже еще в живых Моисеови сущу, преложи Бог на Иисуса от Духа Моисеева: тако Бог силен был сотворити, чтобы дух и от Илии при­шел на Иоанна, дабы, якоже Христос в первом пришествии явился бес­славным: тако и первое пришествие духа Илиина бесславным представля­емо было». «Прельщающе народы книжницы, – говорит блаженный Фео­филакт Болгарский, – глаголаху, яко несть он Христос. Аще бо Христос бы глагола Христу, Илиа пришел бы прежде: не ведяще яко два прише­ствия суть Христова, им же предтеча первому Иоанн, второму же Илиа, еже бо сказуя учеником, глаголаше: Илиа приидет прежде… Еже бо глаго­лет яко приидет, являет, яко и еще не дошел есть, прийти же имать, предваряя второму пришествию, и устроит всех обретшихся послушливых к вере Христове: еврей ко отчему наследию приводит их яко отпадших: а еже глаголет яко Илиа убо прииде, предтечу Иоанна глаголет, сотвориша бо ему, елика восхотеша, сиречь убиша его. Понеже бо оставиша Ирода убити его, могуще возбранити ему, и не возбраниша, тии убиша его. Тогда убо востроумившеся, ученицы разумеша, яко Иоанна, и Илию глаголет, понеже предтеча беста первому его пришествию, якоже и Илиа будет вто­рому пришествию».

Что же касается до второго свидетеля, имеющего предшествовать слав­ному пришествию Христову, то есть до Еноха, то основанием для такого мнения служили для Отцов Церкви частью следующие слова Иисуса сына Сирахова: «Енох угоди Господеви, и преложися, образ покаяния родом» (Сир.44:15), частью же то убеждение, что «лежит человеку единою умрети» (Евр.9:27), и следовательно, всего естественнее думать, рассуждали святые отцы, что вторым свидетелем, который послан будет от Бога в мир пред кончиной мира и которого убьет антихрист, будет Енох, так как он еще не вкусил смерти, потому что, как повествует Бытописатель, «преложи его Бог» (Быт.5:24), а между тем непременно "лежит каждому человеку единою умрети», а потом уже и Суд, или, скажем словами благовестника, Илиа и Енох не умроста, но обаче смертна и, следовательно, должны же когда-нибудь умереть, пото­му что «лжа, по истине лжа, еже без смерти быти человеку».

Из сказанного нами доселе открывается, что, по учению святых отцов и учителей Церкви, основанному на учении Самого Слова Божия, прежде второго пришествия Христова посланы будут Богом в мир Илия и Енох для того, чтобы устроить людей к последнему, всеобщему Суду, в частно­сти, чтобы обратить проповедью своей и чудесами ко Христу иудеев, а потом и других людей, которые, как мы видели, пред кончиной мира забу­дут Бога и закон Его. Но так как пред пришествием же Христовым явится в мир и антихрист, то отсюда рождается вопрос: прежде ли пришествия человека беззакония посланы будут Богом два свидетеля в мир или в то же самое время, когда будет царствовать на земле и сын погибели? На этот вопрос все отцы и учители Церкви единогласно отвечают, что Илия и Енох явятся в мир прежде пришествия антихристова, именно, за три года с по­ловиной до его явления, и тогда, как окончат свое свидетельство, имею­щее продолжаться тысячу двести шестьдесят дней, зверь, то есть анти­христ, родившийся и возросший втайне, явится в то время открыто, всту­пит с пророками в брань и убьет их. Такое учение святых отцов основыва­ется на свидетельстве об этом тайнозрителя, который ясно говорит, что «егда скончают свидетельство свое, зверь, иже исходит от бездны, сотворит с ними брань, и победит их и убиет я» (Апок. 11:7). А если Илия и Енох явятся в мир прежде пришествия антихриста, то само собою понятно, что предметом проповеди их будет, между прочим, и явление в мир сына погибели. Так действительно и учат обо всем этом святые отцы и учители Церкви. Вот их свидетельства.

Св.Ипполит, говорит: «Обоим пришествием Христовым от Писаний научихомся. И первое убо по плоти бывшее бесчестно, занеже смирену яви­тися ему; сице и второе Его пришествие проповедася славно, яко приидет от небес с силою Отчею, первому убо того пришествию Иоанна Крестите­ля имеяше предтечею; второму же Его, в нем же хощет прийти со славою, Еноха и Илию и Иоанна Богослова явити хощет. И зри Владычнее челове­колюбие, како и в последних временех человеческий род промышляет и милует; яко ниже тогда кроме пророк нас оставляет, но и тех пошлет к на­учению нашему, и обращению и извещению о сопротивнаго пришествии, якоже рече о сем Даниил, провещав. Глаголет бо: Завет завещаю седмицы единыя, и в полседмицы возмется моя жертва и жрения. Едину бо седмицу сед­мих лет назнаменает, яже убо напоследок будет, и убо пол седмицы возмут ова пророка со Иоанном, еже проповедати во всем мире, о антихристове пришествии, сиречь дней тысячу и двесте и шестьдесят оболчени во вретища, иже и сотворят знамения и чудеса, во еже тако умолити и обратити человеки в покаяние, за пребезмерное тех беззаконие и нечестие, и иже восхощет тех озлобити, огнь изыдет от уст их, и пояст враги их…» и далее почти букваль­но повторяет слова Апокалипсиса о двух свидетелях и в заключение гово­рит: «И егда проповедят сия вся, оружием от диавола падут, и исполнят мучение свое, яко зверь, восходяй от бездны, сотворит с ними брань, си речь с Енохом и Илиею и Иоанном (Апок. 13:7), и победит их, и убиет их, за еже не хотети им дати славу диаволу, сиречь возросшему малому рогу».

Св.Ефрем Сирин: «Прежде даже сия не будет (то есть прежде чем при­дет антихрист и наступит великая скорбь) внегда пошлет Господь Илию Фесвитянина и Еноха, яко милосерд, яко да скажет благовестие роду чело­веческому, и проповесть с дерзновением богоразумие всем, да не веруют, ни вдадутся страха ради ложнаго. Темже вопиют рекуще, льстец есть, о че­ловецы, никто же от вас веруй нечестивому, никто же от вас послушай мучи­теля богопротивника; никто же от вас убойся, вскоре бо престанет: Господь же убо святый се грядет с небеси… обаче мнози суть тогда приидут послуша­ти, и веровати глаголом обою пророку. Се, Спаситель Бог наш все творит, да явится на всех нас милосердие Его… Разумеем, возлюбленные, бесчис­ленное милосердие Спаса нашего, яко ни во время оно оставит человечес­кого рода без проповедания истины, но пошлет пророки проповедати Бо­жия разума, да ни вси на Суде без ответа будут, егда приидет с небеси».

Андрей Кесарийский: «Сия (два свидетеля) Еноха и Илию мнози от учителей разумеша, яко время от Бога еже пророковати приимета, над три лета, от трех сот и шестидесяти дний числимая (то есть три года в собственном смысле), и облечением во вретища, сетования и плача достой­ное о попираемых являющая и обретающихся тогда от прелести антихри­стовы отводимых. ихже Захариа в виде двею маслину и двою светилнику назнаменова». И далее говорит, что Енох и Илия будут творить чудеса и по окончании своей проповеди будут убиты антихристом, но чрез три дня с половиной «равночисленные летам прорицания его» (чем опять указы­вается на то, что Илия и Енох будут пророчествовать три года с полови­ной – в строгом собственном смысле), воскреснут и будут взяты на небо. Св. Иоанн Дамаскин: «Послется Енох и Илия Фесвитянин, и обратят сердца на чада, сие есть Синагогу, на Господа нашего Иисуса Христа и апо­стольскую проповедь, и от него (антихриста) убиются. И приидет Господь из небесе, имже образом святии апостоли ведеша его шествующа на небо, Бог совершен, и человек совершен, со славою и мощию, и убиет человека беззакония, сына погибели духом уст Своих». Ф.Яковлев. «Апостолы»;

При чтении дивных сих предсказаний представляются нам следующие со­ображения: во-первых, мы с полным убеждением должны веровать, что пред вторым пришествием Господа нашего Иисуса Христа явятся предте­чи; потому что пред первым был предтечею Иоанн Креститель и потому, что пророчество Малахии может относиться как к первому, так и ко вто­рому пришествию Господа. Притом в пророчестве сказано, что зверь из бездны победит их и умертвит. Под зверем мы должны разуметь не какое-нибудь видимое чудовище, а зверя невидимого, духа злобы и ненависти к роду человеческому и ко всему святому. Убийство произойдет не от него непосредственно, а от человека, противника Божия, антихриста, или от тех многочисленных антихристов, отступников от веры и заповедей Хри­стовых, сынов погибели, которые будут действовать, да и всегда действо­вали по внушению виновника греха. Из этого мы заключаем, что когда видим врагов Христа и веры Его, вооружающихся против чтителей и по­клонников Его, то тут понимаем также возрастание духа нечестия против истин Божиих. Сверх того, убийство, по словам пророчества, случится в великом городе, который духовно называется Содом и Египет, где и Гос­подь распят. Не без основания можно полагать, что убийство праведни­ков совершится в городе великом, как по обширности своей и многолюд­ству, так и по силе и власти своей над народами, потому что в пророчестве сказано, что на убийственное зрелище будут смотреть многие из народов и колен, и языков и племен. Народ этот духовно назван Содомом и Египтом, следовательно, наполнен будет развратом, нечестием и всякого рода беззакониями до высочайшей степени. Наконец, пророчество говорит, что язычники будут попирать Святой город, то есть Церковь Христову 42 ме­сяца; оно же говорит, что два свидетеля Божий будут пророчествовать 1260 дней, это то же, что 42 месяца. Далее мы читаем в 12-й главе, что жена, облеченная в солнце, то есть Церковь Христова, будет скрываться в уеди­ненных и пустынных местах 1260 дней (Апок. 12:6). То же пустынное пребыва­ние Церкви Христовой означено еще другим пророческим исчислением: временем, временами и полвременем (Апок. 12:14); принимая время за год, вре­мена за два года и полвремени за полгода, выйдет всего три года с полови­ной, или 1260 дней, или 42 месяца; и зверю из моря дана власть вести вой­ну со святыми и победить их в продолжение 42 месяцев (Апок. 13:5–7). Все сии исчисления, несмотря на свою разновидность, будучи односрочны, пода­ют повод думать, что и события, которые они означают, одновременны. Сии события совпадают между собой и соединяются удобно в следующем своде: когда Церковь Христова была попираема, то, очевидно, это время было временем рассеяния ее сынов и укрытия ее в пустыне, а попираема она была язычниками, или покорными исполнителями воли зверя, или, что все то же, самим зверем, столько же времени, сколько предоставлено ему преследовать как Церковь, так и святых ее; зверь будет в то же время убийцей двух свидетелей Божиих. Все это кажется совершенно согласным с последующими апокалипсическими предсказаниями. Одно только состав­ляет самую трудную и почти неразрешимую задачу: как понимать исчисле­ния пророческие: 42 месяца (1260 дней – время, времена и полвремени, или три года с половиной) – период, судя по краткости времени, темный и непостижимый, в который произойдет так много различных весьма важных и многосложных событий? Понимать его буквально нет возмож­ности. Станем ли рассуждать о последних бедствиях Церкви Христовой, о владычестве антихриста и его сообщников? То может ли статься, чтобы оно возникло, выросло, распространилось в мире, подчинило себе мно­гочисленные народы, поколебало многих верующих, рассеянных в раз­ных местах мира, и произвело повсеместное гонение на Церковь Христо­ву не более как в три года с половиной? Мы и полагаем, что это число таинственное, которого настоящий счет нам неизвестен. А может быть, оно означает только последний и решительный переворот тогдашних дел человеческих; в таком смысле недоумение разрешается само собой: испол­нение пророчества может произойти точно в определенный срок.

С другой стороны, если мы будем рассматривать пророчество в другом смысле, нами принятом, то есть в отношении к господству язычества и его падению, то три года с половиной, или 42 месяца, совершенно не при­менимы к длинному периоду гонения на Церковь Христову.

Всеобщее гонение от язычников началось около 65 года от Р.X., в цар­ствование Нерона. Но до этого времени Церковь Христова гонима была иудеями, не менее ожесточенными ее врагами, как и язычники. Кровь Сте­фана пролита в конце 33 года, в 44 году был умерщвлен ап. Иаков. Исто­рик Деяний апостольских свидетельствует, с какой напряженной злобой иудеи преследовали всюду уверовавших в Господа Иисуса Христа. Потом Церковь Христова терзаема была около трех веков свирепыми идолопоклонниками; далее, Константин Великий хотя освободил ее от унизитель­ного состояния, но арианская ересь колебала ее спокойствие; Юлианово отступничество возвратило времена языческие; Валентово арианство уг­нетало ее православие; только при Феодосии Великом христианство ус­покоилось и возвысилось над врагами своими; язычество упало и не вос­ставало более; Феодосии управлял империей единовластно с 379 по 395 год. Вот исторический предел, за которым римское язычество, хотя существовало еще в слабых остатках, но не сильно было отважиться на какой-либо дерзкий поступок против Церкви Христовой. И потому мы заключа­ем, что язычники, а под ними разумеем не только идолопоклонников рим­ских, но и богохульствующих иудеев и нечестивых еретиков, действитель­но попирали Церковь Божию с убиения первомученика Стефана до цар­ствования Феодосия Великого, что и составит период около трех веков с половиной. Это историческая истина; равно становится исторической ис­тиной пророческое предвещание, предсказывавшее в довольно ясных выражениях гонения Церкви Христовой и исполнившееся. Не произво­дили ли неисчислимых чудес святые исповедники имени и веры Иисуса Христа, нередко низводя огонь с небес на идольские капища или разру­шая их немногими словами горячих молитв? Сколько же их было замуче­но, умерщвлено неистовыми почитателями идолов или, что все то же, зве­ря из бездны? Амфитеатры и площади Рима и других городов империи не обращались ли многократно в позорища, на которые сбегался народ, что­бы насмотреться и даже порадоваться над трупами убиенных праведни­ков, особенно от того, что громкие их уличения в нелепом и мерзостном нечестии были тяжки и даже нестерпимы для развращенного слуха исступ­ленных чтителей многобожия? Трупы мучеников, иногда оставляемые на местах мучений для устрашения христиан, уносимы были ими и сохраня­лись как драгоценнейшие сокровища, благоухающие благодатию Божи­ей, а души доблестных страдальцев возносились в небесные жилища.

Из бесед с раскольниками о том же

Архимандрит Павел. Собрание сочинений архим.Павла

Возражение раскольников: «В гл.11 о Илии и Енохе писано сице: "Егда совершиша свидетельство свое, зверь всходяй из бездн сотворит брань с нима, и победит я и убиет я, и телеса ею оставит на стогнах града великаго (непогребенна), иже порицается духовно Содома и Египет, идеже и Господь ею распятся» (Апок. 11:7–8). Здесь явственно сказуется приход пророков быти духовный, а не чувственный: ибо если чувственно пророки приидут и убиены будут, то как чувственные телеса их на стогнах града духовного повержены быти могут? Если град и стогны града, идеже телеса пророков повержены будут, по сказанию Апокалипсиса, духовны, то и приход пророков, и убиение и повреждение телес их, все должно быть духовно».

Ответ архим.Павла: Ни в Откровении Иоанна, ни в толковании на оное св.Андрея Кесарийского нигде не пишется, чтобы град, где повер­жены будут телеса пророков, был духовный, а сказано только, что духов­но град сей именуется Содом и Египет. Совсем не одно и то же град духов­ный, и духовное наименование града; поэтому вы опять извращаете смысл Писания, утверждая, что в Апокалипсисе говорится о граде духовном, а не о духовном именовании града. А что Содомом и Египтом духовно име­нуется в Апокалипсисе град Иерусалим, это ясно даже из сказанного о сем граде в том же стихе Откровения Иоаннова: «идеже и Господь распятся». И такое, в духовном смысле, наименование Иерусалима Содомом встреча­ется в Писании и в друтих местах. Так, Исаия, обращая слово к Иерусали­му, глаголет: «Слышите.., князи Содомстии» (Ис. 1:10). Св.Андрей Кесарийский в толковании на Апокалипсис также пишет, что в 9 гл. Содомом и Египтом называется Иерусалим, где и Христос распят бысть, а не духовный град, как вы утверждаете. И ежели отметать чувственность града, в котором Господь распят был, придется отвергнуть действительность и самого рас­пятия Господня.

Возражение раскольников: «Во Апокалипсисе письменном, в толковании иного толкователя писано: где Христа не приемлют, тамо его распинают. На таковом граде, то есть на неверных сердцах, убиты пророки и поверг­нуты телеса их».

Ответ архим.Павла: «Толкование сие в старопечатном Апокалипсисе не обретается, а только находится в некоторых новописьменных, и есть новый вымысел, противный подлинной мысли Откровения Иоаннова и на оное толкованию св.Андрея Кесарийского. В Апокалипсисе о распя­тии Христовом сказано мимошедшим временем: идеже Христос распятся, и следственно о распятии на кресте при Понтийском Пилате; а о повер­жении телес пророческих говорится в будущем времени, повержени будут. Толкование же, обретаемое в некоторых новописьменных апокалипсисах, говорит о будущем или настоящем распятии Христовом: «идеже не при­нимают, тамо распинают».

Бысть царство мира Господа нашего и Христа Его (Апок. 11:15–19)

Ф.Яковлев. «Апостолы»

«И седмый Ангел воструби и быша гласи велицы на небесех глаголюще: бысть цар­ство мира, Господа нашего, и Христа Его, и воцарится во веки веков. И двадесят и четыре старцы пред Богом сидящыя на престолех своих, падоша на лица своя, и поклонишася Богу, глаголюще: Хвалим Тя, Господи Боже Вседержителю, Иже сый, и бе, и грядый, яко приял еси силу Твою великую и воцарился еси. И язы́цы прогнева­шася, и npиидe гнев Твой, и время мертвым суд прияти, и дати мзду рабом Твоим пророкам и святым и боящимся имене Твоего, малым и великим, и растлити по­смраждшия землю» (Апок. 11:15–18).

Когда раздастся звук трубы седьмого ангела, на небесах услышится гром бесчисленных голосов, возвещающих, что царство мира сделалось Цар­ством Господа Бога нашего и Христа Его, и что Он будет царствовать во веки веков. Воцарение Господа Бога и Христа Его, о котором здесь гово­рится, последует окончательно, когда все враги Господа Иисуса Христа бу­дут повержены в подножие ног Его (Евр.10:13). Впрочем, в вышеприве­денных словах мы можем разуметь другое, предшествующее воцарение Иисуса Христа, относящееся к другому смыслу апокалипсического писания.

Царство Господа Бога и Христа Его всегда было от вечности, есть и все­гда будет бесконечно. А было время, когда, по неисповедимому Его попуще­нию, расширялось на земле царство тьмы. Мятежные грешники забыли сво­его Царя и царские почести воздавали не Творцу, а тварям. Для разрушения этого царства мрачного пришел в мир Спаситель; это уже и было началом другого царства на земле. Сию светлую и отрадную истину предварительно исповедовал в поучениях своих иудейскому народу свыше вдохновенный Креститель: «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное» (Мф.3:2); и потом изрекли же уста Самого Иисуса Христа (Мф.4:17). Но непостижимая воля Господа Бога Вседержителя была такова, чтобы Сын Божий, Царь от веч­ности, пришедший в мир Царем, покорил Себе царство земное, и покорил не силою Своего могущества, а смирением, уничижением, великодушным перенесением бесславия, претерпением страданий и поражений мучитель­ной смерти. Когда же Он совершил Свой подвиг, тогда все Силы небесные подвиглись навстречу величественному Победоносцу, тогда отворились «вра­та вечныя», в которые вошел «Царь славы». Древний пророк вопрошает: «Кто есть сей Царь славы?» – и богодухновенно ответствует на свой вопрос: «>Господь крепок и силен, Господь силен в брани... Господь сил, Той есть Царь славы» (Пс.23:7–10), то есть прославился новою славою Тот, Который был от вечности Гос­подом сил и славы. Дивный Победоносец, Господь Иисус Христос взошел «на небо и воссел одесную Бога» (Мк.16:19). Он, Сын Божий, взошел под новым именем «Сына Человеческого» и принял от Отца Своего вечную власть над людьми, племенами и языками, Царство непреходящее и неразрушаю­щееся (Дан.7:13–14). Он сделался известным небу и под другим именем, под именем Агнца Божия; Ему Господь Вседержитель вручил книгу судеб всего мира. Мы видели, какое торжество происходило на небесах при воца­рении Господа нашего Иисуса Христа; и на земле Он положил прочное, не­поколебимое основание Царству Своему, победив ад и смерть. При всем том царствование Иисуса Христа как Царя мира, свободы, непринужден­ного и добровольного подданства людей, встретило мятежников и исступ­ленных противников: суеверное иудейство и мрачное язычество вооружи­лось против этого царства, как злейшие его враги. Надобно было для их покорения продолжать войну, тем более трудную, что язычество поддер­живалось тогда всей огромной силой римского владычества. Достопамят­ную эту войну продолжали апостолы, ученики их и последователи, и точно с таким же оружием, какое завещано было Царем Господом Иисусом Хрис­том. Они смело своим неустрашимым рвением проповедовали Царство Божие и охотно умирали за Царя своего. Долго продолжалась брань воинов Христовых: свирепые язычники в течение трех веков проливали кровь неповинную; святые страдальцы, переходя от этого мира в Царство Божие, громко вопияли пред Богом, – вопль их мы слышали: «Доколе, Владыко Свя­тый и Истинный, не судиши и не мстиши крови нашей от живущих на земли» (Апок. 6:10)? Им сказано было, чтобы они ждали, пока их «сотрудники и братья», которые также претерпят мучение и смерть, «дополнят число» (Апок. 6:11). И потому небе­са исполнены были ожидания; святые небожители, при всем человеколю­бивом участии к жителям земли, с покорностью подчинились этому ожида­нию. И вот прогремела труба седьмого ангела – грозный знак наступающе­го отмщения кровожадным язычникам, возвещающий конец их владыче­ству и насилиям, и раздались на небе громкие голоса небожителей, говорящие: «Царство мира сделалось Царством Господа нашего и Христа Его», – царство мира, конечно, не небесного, которое было всегда Царством Господа и Хри­ста Его, а царство мира земного. Вслед за тем святые представители чело­вечества, небесные старцы поверглись пред Богом с благодарением, что Он воцарился, и тут же объясняли причину небесного торжества и их благодарения сими словами: «И язы́цы прогневашася, и прииде гнев Твой, и время мертвым суд прияти и дати мзду рабом Твоим, пророком и святым, и боящимся имени Твоего, малым и великим, и растлити посмраждшия землю», – то есть вот, язычники дошли до крайних пределов ожесточения и свирепости, потому и настало время гнева Твоего дать суд умершим, отмстить за всех рабов Тво­их и погубить осквернивших землю. Применяя пророчество к происшестви­ям земным, мы находим, что идолопоклонство никогда так не свирепствовало, как пред своим падением, и именно в царствование Диоклитиана и его соправителей. Это время было ужасным для христиан («и язы́цы прогнева­шася») и роковым для идолопоклонства («и прииде гнев Твой»). Император Кон­стантин, низложа своих соперников, дал мир Церкви Христовой и первый потряс идолопоклонство в его основании. И точно, наступили времена от­мщения свирепым идолопоклонникам за кровь святых мучеников – време­на погибели всемирных властелинов и губителей.

«И отверзеся храм Божий на небеси, и явися кивот завета Его в храме Его: и быша блистания, и гласи, и громи, и трус, и град велик» (Апок. 11:19).

Какая чудная связь неба с землей, устроенная Господом Богом, любя­щим людей! Он воцаряется на земле в Сыне Своем Господе Иисусе Хрис­те – исчезает мрак языческий, разрушается власть, угнетавшая Церковь Христову, нет более преграды людям исповедывать Христа, идти в след Его; небо отвечает на это торжественное событие раскрытием храма сво­его для всех последователей Христовых или, иначе сказать, раскрывается все небо, которое есть храм вечного Бога. Является кивот завета Господ­ня, то есть нерукотворное, небесное, неизъяснимое святилище, в кото­рое вошел Господь Иисус Христос как Искупитель и Ходатай за людей (Евр.9:24). Открытие храма небесного сопровождалось потрясением природы и грозными явлениями. Что же означала вся эта торжественность, как не то, что небо праздновало исполнение одного непостижимо благого и ве­личественного определения Божия обращения язычников, уверовавших в Господа Иисуса Христа, которое составляло тайну Божию, неизвестную миру в продолжение многих веков, открытую потом «святым апостолам и пророкам Духом Святым» (Еф.3:5). Если громы Божий поражали ожесто­ченных идолопоклонников и угрожали новыми поражениями, то, напро­тив, для обращающихся к истине Божией отверзалось святое недро Церк­ви Христовой, а чрез нее самое небесное святилище. Событие великое, единственное в истории человечества! И неудивительно, что при таком событии подвиглись земля и небо.

Учение о святых Божиих, содержащееся в Апокалипсисе (Апок. 11:15–18 и др.)

«Воскресн.чт.», ч.11

В таинственных видениях святого тайнозрителя с изображением судьбы Церкви Христовой на земле соединяется изображение состояния и Церк­ви Христовой на небе; по крайней мере мы находим в Апокалипсисе глав­ные учения о святых Божиих, обитающих со Христом в Его небесных се­лениях. И такое откровение тем важнее для нас, чем менее ясных свидетельств о сем предмете в других книгах Священного Писания; посему на нем само собой останавливается наше внимание при чтении пророчес­кой книги Нового Завета. Главные черты сего откровения следующие.

1)  Святые мужи, скончавшие земное течение свое и соблюдшие веру Христову, уже наслаждаются лицезрением Божиим и участвуют в том высоком служении Богу, которое составляет блаженство Сил Небесных. Серафимы, окружающие престол Господень, предначинают славословие Святой и Единосущной Троице; за ними же и небесное человечество воспевает Ей хвалу и благодарение. «И егда даша животныя славу и честь и благодарение Седящему на престоле, Живущему во веки веков, падоша двадесять и че­тыре старца пред Седящим на престоле, и поклонишася Живущему во веки веков, и положиша венцы своя пред престолом, глаголюще: достоин еси, Господи, прияти славу и честь и силу: яко Ты еси создал всяческая, и волею Твоею суть, и сотворены» (Апок. 4:9–11). Это чин небесного богослужения, по образу которого совершается и земное. Так поет святая Церковь наша: «Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе...» и проч. или: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат...» и проч. Таким образом, глас Церкви земной соединяется с гласом Церкви небесной и вместе славословится величие дел Господних и неизреченная милость и любовь Его к твари. Святые мужи, отшедшие от земли ко Господу, суть как бы пред-посланники Церкви земной к лику сил небесных, или как первенцы Церк­ви торжествующей, в которую прейдет некогда и Церковь воинствующая.

2)  Святые Божий, обитая на небе, знают, что совершается на земле и приемлют всецелое участие в судьбе Церкви воинствующей. Так, души святых, «избиеных за Слово Божие и за свидетельство, еже имеяху... возопиша гласом великим, глаголюще: Доколе, Владыко Святый и Истинный, не судиши и не мсти­ши крови нашей от живущих, на земли» (Апок. 6:9–10)? Всякий же раз, как открываются суды и определения Божии о мире человеческом, на небеси совершает­ся торжество, и между торжествующими всегда видим лики святых Божий (Апок. 11:15–18, 15:3–8, 19:1–8).

3)  Господь открывает святым Своим не только настоящие, но и грядущие события Церкви Христовой на земле. На глас мучеников, требовавших праведного мщения за кровь свою на людей нечестивых и беззаконных, речено бысть им, «да почиют еще время мало, дoндеже скончаются и клев­рети их, и братия их, имущие избиени быти, якоже и тии» (Апок. 6:11). «Да почиют» – этим возвещается, что наказание Божие отложено; отложено же на краткое время: «да почиют еще время мало», – отложено для того, дабы исполнилось число страстотерпцев и мучеников за Христа Спасителя и вместе с тем совершилась мера беззакония нечестивых и оправдался суд Божий над ними: «дoндеже скончаются и клеврети их, и братия их, имущие избиени быти, якоже и тии». Таким образом, Господь открывает праведникам Своим тайные советы и намерения Свои, как Царь – приближенным подданным и верным служителям Своим. И вообще из Откровения Божия св.ап. Иоан­ну видно, что на небе всегда прежде знают, что должно совершиться на земле, и когда еще определения Божия только начинают переходить в действия, там уже торжествуют их совершение. Так, например, при гласе седь­мой трубы Страшный Суд над языками только изречен еще в совете Божи­ем, а лики ангелов и Святых Божиих уже воспевают царство мира на зем­ле, отмщение нечестивым и благое воздаяние праведным (Апок. 11:15–18).

4)  Наконец, святые Божий, будучи участниками славы и ведения Боже­ственного, имеют и силу пред Господом, то есть могут ходатайствовать за людей, преклоняя Его милость и снисхождение. Ибо двадцать четыре стар­ца, сии первенцы Церкви небесной и избранные представители всего че­ловечества, украшенные венцами, сидят на престолах, около престола самого Бога (Апок. 4:4), и таким образом, будучи как бы членами Совета Божия, не могут не быть и предстателями нашими на суде небесном. Без сомне­ния, видения святого тайнозрителя образны и имеют смысл духовный, но что другое можно разуметь под символом указанного нами видения, кроме блаженного участия святых в судьбе земных братий, великого дерз­новения их пред Богом в ходатайстве за немощных членов Церкви воин­ствующей. Итак, непреложно истинна вера православной Церкви нашей, прославляющей и призывающей святых Божиих, которые, сподобившись венцов подобных и обитая в присутствии Самого Господа, достойны хва­лы и прославления, а ведая наши нужды и имея дерзновение пред Госпо­дом, внимают нашим молитвам и не оставят без помощи того, кто с верой и усердием прибегает к их ходатайству и заступлению в скорбях, искуше­ниях и напастях жизни.

Библиографический указатель к 11-й главе

1)  Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М., 1889. Измерение церкви тростию (Апок. 11:1–2). Гл.30. О Енохе и Илии (Апок. 11:3–10). Сл.11. Гл.31. О том, как восста­нут умерщвленные антихристом два сии пророка Божий (Апок. 11:11–14). Гл.32. О седьмой трубе и о святых, воспевающих Бога за будущий Суд (Апок. 11:15–18). Гл.33. О гонениях Церкви прежних и от антихриста (Апок. 11:19).

2)  Еп.Петр. Объяснение Апокалипсиса. Томск, 1885. Откровение о состоянии Церкви во время шестой трубы (Апок. 11:1–14); видение или пророчество об устроении Церкви (Апок. 11:1–2); изъяснение видения; пророчество свидетелей истины (Апок. 11:3); сведе­ния о свидетелях истины (Апок. 11:4–6); убиение свидетелей истины (Апок. 11:7); случаи по уби­ении свидетелей; состояние смерти (Апок. 11:8–10); воскресение свидетелей истины (Апок. 11:11); вознесение свидетелей Христовых на небо и следствие этого (Апок. 11:12–14). Седьмая труба (Апок. 11:16–19); главное благодеяние времени седьмой трубы (Апок. 11:15); славословие пресвитеров (Апок. 11:16–18); следствия воцарения Бога (Апок. 11:19). Исполнение пророчества.

3)  Фаррар. Первые дни христианства. Промежуточные события.


Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса с библиографическим указателем / Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов; Изд. Группа Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женск. мон. – Москва : Изд. группа «Скит», [1994]. – 512 с.

Комментарии для сайта Cackle