Распятие и смерть Иисуса Христа
Причины крестной смерти Христа Спасителя по учению святых отцов и учителей Церкви
«Воскресное чтение», 1803
Иисус Христос благоволил крестом спасти грешный род человеческий. Спасенным очень полезно углубляться размышлением в сию душеспасительную истину, дабы тем большее восчувствовать благоговение к орудию своего спасения – Кресту Господню; полезно наследовать причины крестной смерти Спасителя, наследовать не собственным мудрованием, но по руководству Богомудрых пастырей и учителей Церкви. Причины сии, по мнению святых отцов и учителей Церкви, были следующие:
Первою причиною крестной смерти Иисуса Христа, по мнению Лактанция, было то, что Спаситель, претерпев такой бесславный род смерти, явил нам образец смирения, а вместе показал и то, что страдания Его имеют быть спасительны и для людей самого низкого состояния. Вот собственные слова Лактанция: «Может быть, кто-нибудь скажет: для чего Иисус Христос, будучи Бог и благоволив умереть, не умер, по крайней мере, некоторым славным родом смерти? Для чего Он претерпел именно сей бесславный род смерти – крестом, тогда как эта смерть недостойна человека свободного, хотя и виновного? Но сие допущено для того, чтобы Тот, Кто пришел в смиренном виде, подал помощь людям самым низким и немощным и показал бы всем надежду к спасению. Он благоволил умереть такою смертью, какою умирают люди низкие и немощные, дабы не нашлось ни одного такого, который не мог бы Ему последовать».
Вторую причину крестной смерти нашего Искупителя представляют святой Афанасий и блаженный Августин. На вопрос, для чего Xристос не уклонился от поноснейшей крестной смерти, первый из них отвечает так: «Если бы Он сие сделал, то явное о Себе подал бы подозрение, что Он имеет силу не на всякого рода смерть, а только на ту, которую Сам избрал». «Избрал, – говорит и блаженный Августин, – избрал презреннейший и поноснейший род смерти Тот, Кто имел умертвить всякую смерть».
Третьею причиною, или, лучше сказать, третьею целью крестной смерти Богочеловека полагают то, чтобы и при будущем воскресении тело Его осталось целым и нераздробленным. «Известно всякому, – говорит Лактанций, – что Иисус Христос прежде страдания Своего о смерти Своей возвестил всем, что Он имеет власть, когда пожелает, душу Свою положить и паки приять оную (Ин. 10:17). Потом, когда полагал душу Свою, Он пригвождаем был ко кресту; но в это время и убийцы не сокрушили Ему голеней, как обыкновенно делали, а только прободили Его в ребро. Таким образом, тело Его снято со креста в целости и со тщанием положено во гроб. Все сие сделано для того, чтобы тело Богочеловека (если бы было рассечено и раздроблено на части), не было неспособным к восстанию». Такое мнение подтверждается и следующими словами святого Афанасия Великого. «Иисус Христос, – говорит он, – не претерпел ни смерти Иоанновой – отсечением главы, ни смерти Исаиной – препилением пилою, дабы и в смерти тело Его сохранилось нерассеченным, и дабы чрез сие отнять повод у тех, которые бы дерзнули разбирать на части Его Церковь».
Четвертую причину крестной смерти Иисуса Христа находят в том, что Иисус Христос, благоволив быть пригвожденным ко кресту, хотел чрез сие показать, что как величие, так и страдание Его имеют быть известны и спасительны для всей вселенной. Это мнение принадлежит также Лактанцию. «Главнейшею причиною, – говорит он, – почему Бог избрал крест, было и то, что на нем необходимо нужно было вознестись и сделать очевидным для всех народов страдание Божие. Ибо если повешенный бывает виден от всех и возвышается над всеми, то не иное что лучшее избрано для сего, как крест, дабы показать, что Христос столько будет виден и столько возвышен, что для познания Его и для поклонения Ему соберутся все народы со всей вселенной. Посему-то нет ни одного народа столь грубого, ни одной страны столь отдаленной, где бы неведомы были или страдание, или величество славы Его. Во время страдания Своего на кресте Он распростер руки и измерил землю, дабы чрез то показать, что от востока солнца и до запада приидет под крыле Его, из всех языков и племен собранный, великий народ, и приимет на челах своих оную великую и высокую печать (крест)». Сходно с Лактанцием изъясняется о сем и святой Афанасий в вышеприведенном месте. «Ежели, – говорит он, – смерть Господа нашего Иисуса Христа есть искупление всех, ежели смертию Его разрушается средостение преграды и совершается призвание языков, то как бы Он призвал нас, если бы не был распят? Ибо на одном кресте претерпевается смерть с распростертыми руками. И потому Господу нужно было претерпеть смерть такого рода и распростереть руки Свои, дабы, то есть, одною рукою привлечь древний народ, а другою язычников, и обоих собрать во едино. Ибо и Сам Он, показывая, какою смертию имел искупить всех, предсказал: Аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (Ин. 12:32).
Пятую причину крестной смерти Иисуса Христа представляет святой Иоанн Дамаскин. По его мнению, она состоит в том, что крест, в самом устроении своем, показывая соединение в себе разстоящих частей, явственно изображает в себе соединение всего во Христе. «Как четыре конца креста, – говорит он, – связываются и соединяются средним центром; так Божиею силою содержатся и высота, и глубина, и долгота, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь».
Шестою причиною распятия на кресте Иисуса Христа, по мнению Древних отцов Церкви, было вкушение Адамом плода от запрещенного дерева: то есть как первый Адам вкушением сего плода произвел всеобщую смерть, так прилично было и второму Адаму, то есть Иисусу Христу, чрез древо же даровать нам жизнь. Так святой Ириней говорит: «Иисус Христос, истребляя то непослушание Адама, которое вначале сделано чрез Древо, послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя; или иначе: То преслушание, которое учинено чрез дерево, исцелил послушанием, соделавшимся на древе». А святой Григорий Богослов выражается о сем так: «Древо за древо; и руки, простертые доблественно, за руку, простертую невоздержно, пригвожденные гвоздьми – за ослабленную, соединяющие концы всего мира – за извергшую Адама». Святой Амвросий ту же самую мысль выражает следующим образом: «Христос пригвождается на древе: это премудро соделано для того, дабы человек, как в раю прельщен был древом сластолюбия, так древом и ныне спасен был, и дабы то же самое вещество, которое было причиною смерти, соделалось вместе и средством ко спасению». Наконец, святой Иоанн Златоуст пишет о сем следующее: «Видишь ли, чем диавол победил, тем и сам побежден; он чрез древо одолел Адама, и Христос древом же препобедил его. И то древо низвело нас во ад, а сие и низверженных во ад извело оттуда». И еще: «То древо сокрыло нагого пленника, а сие обнаженного на высоком месте явило победителем. Та смерть пала и на потомков, а сия воскресила и бывших прежде Христа. Кто возглаголет силы Господни? Из мертвых мы сделались бессмертными. Таковы действия креста».
Седьмую причину святой Афанасий объясняет так: «Ежели Иисус Христос пришел для того, чтобы понести на Себе наши смертные грехи и нашу клятву, то каким бы другим образом мог Он принять на Себя клятву или удовлетворить Богу за наши смертные грехи, если бы не претерпел смерти, приличествующей проклятым, а сие-то и есть крест; ибо написано: проклят всяк висяй на древе».
Наконец, святые отцы Церкви указывают и еще одну – восьмую – причину крестной смерти Богочеловека Иисуса Христа. Так, святой Григорий Нисский, изъясняя символ веры, между прочим, говорит: «Крест соделал торжество. Ибо Христос, пришедший на землю, покорил Себе, как говорит апостол, три царства (Флп. 2:10). Эта мысль заключается в следующих словах его: о имени Иисусове всяко колено поклонится: небесных и земных и преисподних; то есть смертию Своею Он победил все сии три царства. Посему весьма сообразно с таинством (домостроительства Божия) употреблена смерть крестная: дабы Христос, возвысясь на воздухе и покоряя воздушные силы, одержал победу над ними. Простертые же на древе руки Свои Он держал весь день, как говорит Исаия (65:2), для людей, живущих на земле, дабы неповинующихся отвергнуть, а верующих призвать; наконец, частию древа, водруженного на земле, Он покорил Себе преисподнее царство». Сходно со святым Григорием рассуждает и святой Афанасий Великий. «Враг рода нашего – диавол, – говорит он, – низпадши с неба, блуждает по сему дольнему воздуху; Господь пришел, чтобы низвергнуть диавола, очистить воздух и открыть на небеса путь, как говорит апостол, завесою, сиречь плотью Своею (Евр. 10:10). И это долженствовало быть исполнено смертию Его. Какою же другою смертию могло быть совершено сие, как не тою, которая претерпевается на воздухе? Я говорю о кресте, ибо один только тот умирает на воздухе, кто оканчивает свою жизнь на кресте. Следовательно, не без причины Господь подъял сию смерть. Ибо Он, будучи вознесен таким образом, очистил воздух от диавольского и всякого демонского нападения, говоря: Видех сатану яко молнию с небесе спадша (Лк. 18:18). Таким образом Он очистил и обновил непроходимый путь на небеса. Посему правильно и прилично смерть Христова совершилась на кресте; и достаточные были причины на то, что спасение всех долженствовало быть совершено не иначе, как крестом».
Итак, христианин, не стыдись креста, – сего, казалось бы, позорного орудия страданий и смерти твоего Искупителя; искренно благоговей пред ним, смиренно поклоняйся ему, радостно лобызай его; взирай на него такими же самыми очами, какими взирали святые отцы и учители Церкви, которые подобно апостолу не хотели никого более знать как только Иисуса Христа, и Сего распята (1Кор. 2:2), и ничем более хвалиться, как только крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6:14). В таком случае ты не будешь посрамлен, и тогда, как пред наступлением Страшного Суда Христова, явится на небе знамение Сына Человеческого (Мф. 24:30) для последнего торжественного обличения врагов креста Христова.