К [С]истелию о проказе

Источник

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

 

 

Глава 1

1.1 Откуда, Еввулий? Не правда ли, с охоты2 за особым (истолкованием) смысла Божественного писания? [Автор­­Еввулий] Утром некто из (домашних) Систелия постучал в дверь и, когда мой слуга открыл ему. он сообщил мне, что Систелий зовет нас к себе. Поднявшись, я сразу же отправился туда.2. И когда мы были вблизи жилища, Систелий встретил меня и, обняв, сказал: [Систелий] На время покинув нас, (ты) лишил нас (истолкования) смысла Писаний. Подобно тому, как облако, находя на солнце, не позволяет отчетливо видеть (его), так и там, где отсутствует хорошее наставление, душа бывает темна и ум омрачен. И я отвечал ему: «[Еввулий] Ты хорошо сказал».3. Войдя в дом, мы сели. И Систелий сказал: «[Систелий] Рассмотрим же Писание на (основании) самой истины». Лекарством прогоним эту злую проказу, исцеляя болезнь словами, как врачеванием, говоря: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5, 14).4. Итак, сказал он, вот время для твоих речей, в которых3 ты объяснишь то, что (сказано) в Законе о проказе, причем Господь часто повелевает в Законе (истолковывать подобиями)4... [Очевидно, речь Еввулия] Обильное дарование5 принимает тот, кто жаждет Божественных даров.

Глава 2

1. Однако не подумай, что я хочу отказаться от получения этой благодати, хотя я и немощен и делом и словом6. А Тот, Кто насаждает слово в душу каждого из нас, исторгнет корни зла из наших сердец и насадит всякие добродетели в наши души.2. Ибо, когда засохнет растение, подобное крапиве, тогда расцветает цвет добродетели. Этот (цвет добродетели) Христос, говоря иносказательно, уподобляет горчичному семени (Мф. 13, 31–32), сказав, что оно приносит нам великое (изобилие)7.3. Так Божественное семя веры, сходя к нашим немощам, сперва уменьшается, а когда оно упадет в борозды души, то возрастает до величия и восходит на высоту благочестия чрез духовное разумение.4. И справедливо Господь называет Отца Своего Насадителем таких растений. «Всякое растение, – сказал Он, – которое не насадил Отец Мой.., искоренится» (Мф. 15, 13). Пойми же, что не по причине разнообразия душ, как думали некоторые, говорит Он (это), но (речь здесь идет) о правильном учении и о богословии, которые невидимо насадил в сердцах наших усердный Насадитель, искореняющий из наших сердец негодные растения, то есть злые помыслы и дела.5. Если же мы не так веруем, то будем последователями многобеззаконного Маркиона, который говорит, (будто) есть иной благой (Бог), кроме сущего Бога, и (будто) из-за этого души творца мира не могут получить возвещаемую жизнь благого (Бога), будучи лишенными доброго насаждения. Но на это мы теперь не станем обращать внимания: «ведь для этих рассуждений нет времени».

Глава 3

1. [По-видимому, речь Систелия] Ты справедливо говоришь, что (на это) не следует обращать внимания и что, в то время как разумное богатство создается Богом, (нам) надлежит иметь крепкие плоды мудрости, по слову апостола, говорящего: «Мы – Божия нива» (1Кор. 3, 9).2. Чтобы недуг не распространялся и не делался очевидным для всех, нам надлежит исцелять его (Евр. 12, 13) Евангельскими песнями и наблюдать, «чтобы кто не лишился благодати Божией, чтобы какой (горький) корень, возрастая, не причинил вреда, и чтобы... не осквернились многие» (Евр. 12, 15). Так сказал апостол в послании к Евреям.3. И Закон учит нас, говоря: И сказал Моисею Господь и Аарону, говоря: «Если у человека будет на коже знамение проказы, (пусть) придет он к Аарону священнику или к одному из сыновей его, и осмотрит священник проказу на коже его, знамение язвы, явно ли (видна) проказа на коже плоти его» (Лев. 13, 1–3).4. И вскоре (после того): «И осмотрит священник проказу в седьмой день – и вот, проказа увеличивается, не изменилась проказа на коже; и (пусть) отлучит его священник на семь дней вторично; и вот, одинакова проказа, не изменилась. И (пусть) очистит его священник, ибо это знак (проказы), и (пусть) он вымоет свои одежды» (Лев. 13, 5–6).5. И вскоре (после того): «И если проказа пристанет к одежде, к одежде шерстяной, или льняной, или к любому изделию кожаному, и (если) будет проказа красная или зеленая» (Лев. 13, 47–49)......Затем в дальнейшем...8.

Глава 4

1. [Еввулий] Мало сказав, ты порицаешь. Но, Систелий, (будем) говорить о том, о чем надлежит, то есть о Законе. Будем держаться духовного изъяснения этих понятий, дабы не буквально, но духовно уразуметь Писание Закона.2. В последующем изложении добавлено: «Если же, после отлучения, проказа, показанная священнику, распространится по одежде, или по коже, или по основе, или по утку, (то эта) проказа есть увеличивающаяся проказа; (он) нечист. (И пусть) он сожжет одежду, или основу, или уток» (Лев. 13, 51–52) и так далее.3. А вот объяснение того, что сказано в Законе о проказе. Я полагаю, что пророк употребил эти слова, как бы некие покровы и тени (2Кор. 3, 14) ибо Богу так было угодно привести нас к свету истины.4. По этой причине, думаю я, и блаженный Павел сказал: «Если же и закрыто Евангелие наше, (то) оно закрыто для погибших, ...неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет Евангелия славы Христа, Который есть Образ... Невидимого» (2Кор. 4, 3–4); причем ясно сказано, что для верующих и спасаемых Евангелие открыто, а для погибающих (1Кор. 1, 18) закрыто, как бы извне удерживаемое медными скобами.5. Понимающий Писание внешним (образом) отходит, лишаясь духовного смысла, как тот, кто видит пустые стены, построенные из камня. А тот, кто крепко ударит и разорвет духовную завесу, приобретя крылья Божиим Духом, как птица долетает до внутреннего смысла Писаний, который есть Святое Святых, и, достигнув великого света, питается молниями истинной красоты.6. Подобно тому, как деревья зимою обнажаются, (лишаясь) украшения плодов, а весною вновь обретают свою красоту, покрываясь листьями, так, полагаю, и слова пророков, понимаемые буквально, представляются как бы сухими, не имеющими смысла, а понимаемые с мудростию (представляются) доброплодными и покрытыми листьями, имеющими цветы многообразного разумения. Поэтому, о Систелий, и мы, отказавшись от буквального понимания, будем тщательно исследовать духовный (смысл) Писания.

Глава 5

1. Наставляемые Христом, мы говорим, что пророк установил для нас избегать четырех (видов) проказы, различающихся (между собою): «белой, желтой, зеленой и красной» (Лев. 13:19, 30, 49). Ибо желтая и белая (проказа), исшедшая из здорового тела, вскоре покрывает человека гноем, а зеленая и красная (проказа), показавшаяся в язвах или в струпьях, уничтожает все тело.2. Вот что подобно четырем видам проказы, губящим душу. Белой, наполовину желтой (проказе) уподобляется прелюбодеяние, ибо от прелюбодеяния кровь превращается в желтую пену.3. Желтая же (проказа) сравнивается (в свою очередь) со страхом и с боязнью, которые Господь повелел нам попирать, говоря: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28).4. А красная (проказа в свою очередь подобна) гневу, из-за которого гневающиеся краснеют. Зеленая же (проказа в свою очередь подобна) зависти и унынию, так как от этого происходит изнурение и зеленая бледнота. Поэтому Писание (называет) сестру Моисея прокаженною (Чис. 12, 10) за то, что она злословила брата. Все это приносит людям вред, как бы поливая человеческую природу злом из какого-то мутного источника неприязни.5. И блаженный пророк Иеремия говорит: «Не сейте между тернами, но обрежьте себя для Господа вашего и снимите необрезание с сердец ваших» (Иер. 4, 3–4); (это значит): «обрежьте злые страсти, чтобы принести Богу непорочность».6. Думаю я, что и Господь дал Своим ученикам эти заповеди: ходить без посоха и без двух одежд (Мф. 10, 10), (по той причине), что благовествующим подобает имея неугасающую радость и не нуждаясь...9.7. ...и «новым» (Еф. 4, 24) называет человека, а (ради) злых дел снова «ветхим» (Еф. 4, 22).8. Поэтому, чтобы нам, соединяясь с ними, не вступать в общение с (кем) не следует, Господь велит употреблять одну одежду целомудрия10, не позволяя (Мф. 24, 4) ученикам принимать прельщающих помыслов, но убеждает11 одеваться в одну только небесную простую одежду.9. Обувь (Мф. 10, 10), изготовляемая из мертвых кож, и тесная, сравнивается с вредным для души унынием, (причем говорится) о непозволительности в дальнейшем надевать (на себя), как обувь, заботы (Лк. 8, 14) этой жизни. Выражаясь же просто, мы, омытые однажды Господом (Иоан. 13, 10), не (должны) уходить в тление смерти.

Глава 6

1. Поэтому будем избегать услаждения страстями, будем избегать страстных порывов плоти, ибо это – белая проказа. Будем избегать гнева, высокомерия и клеветы, ибо это – красная проказа. Будем избегать лицемерия и страха во время гонения (Мф. 13, 21), ибо это – желтая проказа. Будем избегать тоски и зависти, ибо это – зеленая проказа.2. Если даже самая незначительная часть (какой-нибудь) из этих (страстей) вселится в наш ум, (то) она погубит у нас и душу и тело, если мы вскоре не отвергнем ее и не излечим покаянием.3. Поэтому мы не можем позволить никакой злой похоти свить себе гнездо в нашем духе, но, как древние показывали священникам (телесную проказу), так и мы (должны показывать душевную проказу) иереям.4. Ибо нам, по слову Христа, надлежит особенно оберегать себя. Ведь Господь сказал: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, (что) всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 27–28).5. Он назвал прелюбодеем того, кто имеет похотение, а не того, кто сотворил (прелюбодеяние), ибо прелюбодеяние есть дело и плод этого (похотения)12. Поэтому Он говорит, что не тот совершенно чист, кто попирает похотения, но тот, кто не внемлет им; Он повелевает полностью искоренять не плод прелюбодеяния, но (его) семя, которое подобно смоковнице, высохшей прежде плодоношения (Мк. 11, 13).6. Как бессмысленный гнев на брата есть семя убийства (1Ин. 3, 15), – по этой причине и Иоанн считает его подлежащим (той) секире, (которая) посекает корни (Мф. 3, 10) зла, – (так) древние отсекали плод прелюбодеяния, а Спаситель – семена (его), желая совершенно истребить зло, как некую проказу.

Глава 7

1. Что же еще говорит Писание? И осмотрит священник знак на коже его; и (вот) волосы на знаке изменились в белые, и знак на плоти оказывается углубленным в кожу тела. (Это) есть знак проказы (Лев. 13, 3) и т. д.2. Подобно тому, как красота есть плод нашего тела, так благоразумие13 (есть плод) души. Если же (душа) изменяется слабостью и похотением – ибо это обозначает белая проказа, – то (благоразумие) начинает уменьшаться.3. Подумай, как Павел повелевает внутреннему человеку не стареть, но обновляться (Еф. 3:16, 4:23). Подобно (этому) и у Осии говорится: «Ефрем стал (как неповороченный хлеб). Чужие пожирали силу его, – и он не замечал; седина (покрыла его) – и он не уразумел» (Ос. 7, 8–9).4. Если же (согрешающий не) обновляясь, а старея, поседеет в злых страстях, пусть идет к иерею для исповеди,5. чтобы быть отлученному от общины и каяться со слезами.6. И через неделю или через две пусть посетит его (иереи): поскорбел ли он, оплакал ли он себя; и так, по милосердию Божию, да будет он восстановлен в своем достоинстве.7. Если же он не печалится о своем грехе и пребывает без покаяния, пусть будет отлучен от Церкви. Сказано: «У всякого прокаженного пусть будут разодраны одежды, и голова его пусть будет не покрыта, и уста его пусть будут закрыты, и во все дни, доколе на нем проказа, пусть будет (он) нечист и вне стана пусть будет жилище его» (Лев. 13, 45–46).8. Страстолюбие обозначается худыми одеждами, а непокрытой головой – внутренний человек. Ведь согрешающий должен быть лишен этой помощи, так как пребывающий в грехах недостоин принимать эти спасительные таинства.

Глава 8

1. Это (сказано) о видимом. Тайное же наше и (скрытое) в сердце поручено ангелу – попечителю той Церкви, (чтобы) наш внутренний человек был под тщательным наблюдением14.2. Поэтому, если даже мы можем, согрешая, скрываться и входим в церковь, он обнажает нас духовным мечом (Евр. 4, 12–13).3. Завязывание уст (обозначает) молчание грешника (Лев. 13, 45). Ибо грешнику говорит Бог: «Что ты проповедуешь уставы Мои?» (Пс. 49, 16) и т. д.4. «Жилище же его (прокаженного) вне стана» (Лев. 13, 46), то есть вне Царства Небесного, так как вне, говорит апостол, всякий грешник (Апок. 22, 15). Ибо, если он считается (находящимся) внутри, (то) он прельщает себя: он находится снаружи, он находится вне. Так (и живущий) праведно находится внутри, если (даже) и считается находящимся вне.5. И он имеет прекрасные одежды, его голова покрыта: на голове (у него) «шлем спасения» (Еф. 6, 17); и уста (его) развязаны для исследования Писания и язык его открыт мудростью (Ис. 50, 4).

Глава 9

1. Поэтому будем беречься от всего этого... Ибо что за забота для Бога говорить об одеждах или об основе или о шерсти15 или о (чем-либо) ином?2. Будем же истолковывать это по исследовании; (будем считать, что) «основа» обозначает разум, «уток» – душу, «кожа» – тело, а «одежда» – всего человека; «шерсть» (обозначает) мужчину, «лен» – женщину.3. «И если знак проказы будет на одежде, на одежде шерстяной, или на одежде льняной» (Лев. 13, 47). И вскоре (после этого): «И будет знак зеленоватый на коже, или на одежде, или на основе, или на утке, или на шерсти» (Лев. 13, 49) 16.4. «Основою» образно названа душевная сила. Ибо человек есть сложное существо, (состоящее) из души и из плоти. Первое греховное (движение) начинается от внешних зрительных прельщений; (оно же) входит и чрез слух и, (как) сказано, сочетается с умом, как некая проказа. Так и Господь сказал о неверовавших (по поводу) отпущения грехов: «Что... помышляете в сердцах ваших?» (Мк. 2, 8). Ибо в (их) умах была эта проказа неверия. Сказано также: «он зачал зло и родил беззаконие» (Иов 15, 35).5. Под «утком» следует понимать страстолюбие, ибо страсть ткется, возрастая, (при содействии) воли.

Глава 10

1. Что далее говорит Писание? Хотя...17 и недостаточных. «И если распространилась 18, после освидетельствования священником, проказа по одежде, или по основе, или по коже, или по утку... (то это) проказа едкая и кожа нечистая. И он должен сжечь одежду, ...или уток шерстяной, или ВСЯКУЮ кожаную вещь, ...ибо (это) проказа едкая 19 должно сжечь на огне» (Лев. 13, 51–52).2. Это сказано еще раз о покаявшихся и совершенно оставивших грехи; повелено «сжигать одежду»; то есть облачение греха.4. 20 Поэтому и другой пророк говорит: «Иерусалим, город святой, уже более не будет проходить чрез тебя необрезанный и нечистый» (Ис. 52, 1), но обрезанный и чистый – подразумевается – от прежнего прельщения. Ибо То Самое Слово и Господь не перестает обрезывать нас благоразумие21.5. Какой же закон даешь Ты, Господи, Твоим рабам? Скажи и нам: «Если вы исполните волю Отца Моего (Мф. 7, 21), то будете, как светильники (Мф. 5, 16) наполненные вечной жизнью. Бодрствуйте (Мф. 24, 42) же, чтобы вам возможно было со Мною войти в пучину нетления. Поэтому сохраняйте свои светильники неугасающими (Лк. 12, 35) чтобы войти в чертог вечности»22.

Глава 11

1. И когда я это сказал, заговорил Евфимий: «[Евфимий] Поистине, так размышляя об этом сам с собою, и я, когда слушаю о возвышенном, – возвышенными же я считаю слова Христовы – весьма радуюсь, как бы оживляемый ими, почитаю их, как бы возводя взор к тому, что на небесах, словно забывая себя и считая себя исшедшим из мира».2. А я (ответил): «[Еввулий] Так как надлежит довести до конца ткань речи, возвратившись назад, соединим (старое) с новым». Ибо мы беседовали, сделав хорошее начало речи, но не окончили ее.3. Припомним, как мы говорили, что человек состоит из души и из плоти23. Поэтому и установлено законами об утке и коже, (чтобы) не согрешать ни умом, ни плотию, ни намерением24. Разве ты не знаешь25, что многие являются прокаженными по уму, но здоровы душою и телом? Или же здоровы умом, но телесно и душевно больны.4. Так (например), мы не говорим того, что (утверждают) еретики, ибо – это грех ума26. Они, исповедуя Христа, дают обеты (соблюдать) справедливость и истину, как бы сохраняя27 в чистоте уток и кожу, но ум (их) болен проказою неправоверпя. Ибо они (грешат) хулою или на Самое То Существо – то есть на Отца, или на Его Предвечное Слово, или па Пресвятого Духа.5. По справедливости мы говорим поэтому, что еретики больны злою проказою.

Глава 12

1. И я сказал28. Это видно даже детям, (а именно) что все те, которые любят величаться и высокомерно гордятся, имея здравый смысл и правильное учение, хранят в святости чистое тело, но в душе болеют властолюбием29, как бы с неба взирая на братьев, и, с презрением (к ним), величаются тем, что разумеют Писание и занимают должность учителей.2. Поэтому они протягивают навстречу (бедному) руки, считая за обиду (себе) целовать бедного в уста. Таким образом, духовное превозношение справедливо считать проказою.3. Так и в Притчах сказано: «Господь гордым противится, а смиренным... дает благодать» (Притч. 3, 34). Что же? Земля и прах (Быт. 18, 27) будут ли сопротивляться Богу или же (будут) смиряться?4. Но мы смиряемся перед подобострастными нам людьми, а похвала нам будет от Бога.5. Итак, об этом (сказано довольно). Но многие, будучи здоровы умом и душою, как бы там (в Ветхом Завете) основою и утком, нечисты кожею, то есть плотским сладострастием, прельщаемые этими многообразными вещами30. Поэтому нам надлежит охранять себя, чтобы не потонуть в этой великой буре. Таково, о Систелий, паше врачевание.

Глава 13

[Систелий повествует о своей беседе с премудрой Ликиянкой]1. И сказав это, я встал и пошел. А он, поднявшись и схватив меня сзади за одежду31, воскликнул: «Возвратись, чтобы и мне рассказать тебе о том, что я слышал однажды в Ликии, – о добродетелях (одной) женщины, сведущей в Писании и благоразумной, которая, философствуя, поучала (тому, что сказано) Господом». О том, что я слышал от нее, я и расскажу вам.2. Итак, эта гостеприимная32 и благоразумная, усматривающая также везде (духовный)33 смысл, говорила: Ищущему истины прежде всего надлежит не устрашаться и не смущаться высотою разумения. А если кто будет рассуждать иначе, тот упадет в пропасть скудоумия. Отчаявшись и как бы вернувшись с середины дороги, он разленится, не стяжав (духовного)34 смысла, и, по Евангельскому изречению, оставив на половине дело (построения) башни (Лк. 14, 28).3. Поэтому надлежит терпеть и не унывать; ибо у того, кто терпеливо исследует совершенства35 Писания, зрение проясняется. (Это) подобно тому, как пророк Илия, после того вихря, раздиравшего горы и скалы, после землетрясения и после огня, после (всего этого) ощутил веяние того нежного, то есть тихого ветра (3Цар. 19, 11–12), и, переходя от одного к другому36, наконец, достиг истины.4. Отвергнув мрак и просветившись душевно (Рим. 13, 12), мы, как бы со ступени на ступень, восходим от познания к познанию; иными словами, (мы), как будто от горного «вихря», которому уподобляется неверие, восходим к исследованию Писаний, как бы (переходя) в «землетрясение», от этого (последнего входим) в «огонь», то есть в неугасающий огонь любви (Песн. 8, 7), при содействии которого мы вступаем в (область) ревностных забот о стяжании еще большего, пока не дойдем до вершины, то есть до освящения Святым Духом.5. Я, удивившись, сказал: Так, о Премудрая! Я изумлен твоим благоразумием, кротостию и смирением37, а также и мудростию. А она, улыбнувшись, как (улыбаются) некоторые премудрые истолкователи Писания, сказала: Из этого видно, как неуместно унывать тому, кто вникает в слова38 Писания.

Глава 14

1. И я (ответил) ей: Мне необходимо слышать об этом полностью, так как мы именно об этом и говорили. Рассмотрим же тщательно то, что надлежит.... «И если знак проказы будет на одежде, на одежде шерстяной, или льняной, или на утке, или на основе, или на льне, или на всякой коже» (Лев. 13, 47–48) и т. д.2. «Язвой на шерсти» называется (та язва), которая (бывает) у возрожденного внутреннего человека. Ибо (поскольку) «как овца, веден был Он на заклание» (Ис. 53, 7), (постольку) сотканная из Его плодов одежда называется «шерстяной».3. «Льняною» же (одеждою) обозначается (плотской) человек, сотворенный из персти (земной), ибо (лен) выходит из земли. Уразумей же, что, в соответствии с этим, и Павел говорит во Втором послании к Коринфянам: «Боюсь, чтобы, как змей хитростию своею прельстил Еву» (2Кор. 11, 3) и т. д. И снова (говорит апостол): "Итак, верные39, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа» (2Кор. 7, 1).4. Существуют некоторые ереси, от которых внешний человек не заболевает проказою, но внутренний тлеет умом и понятиями. По жизни мы видим многих чистыми, по вере же растленными.5. И если на одежде будет знак проказы, на одежде шерстяной или льняной, или на основе, или на утке (Лев. 13, 47)...6. Пусть расскажут нам плотские иудеи, как исполняется среди них эта заповедь, или как исполняется среди них Писание, (понимаемое) буквально, когда можно (бывает) наблюдать проказу основы или утка или кожи, (этих) неодушевленных вещей.7. Такое распределение сделано Богом для (одаренных) разумом и (имеющих) свободу воли. Если же о проказе, сохраняющейся более семи дней (Лев. 13, 51–52), говорится, что и «основа», и «уток», и «одежда» должны быть уничтожены, как не освободившиеся от нечистоты, то явно, что это сказано об одушевленных (существах), а не о бездушных.

Глава 15

1. Мы не должны проходить мимо этого. Сняв покрывало с очей (2Кор. 3, 14), мы узрим Божию славу (Ин. 11, 40). Ведь Писание не содержит в себе ничего ненужного. Ибо, дав нам наставление о духовных и плотских грехах, (оно) по порядку говорит о коже и об основе.2. А имеющий чистую шерстяную и льняную одежду, то есть веру и дело...40.3. Церковь есть риза Господня, собранная из многих народов; Он соткал нас так, чтобы мы – самые немощные – имели поддержку в сильнейших41, как уток (в основе). Поэтому и пророк говорит: «Как в украшение невесты облечется (он)» (Ис. 61, 10); говорит же (это), показывая союз с Христом и соединение в любви.4. «Основою» называется наиболее почетная42 церковная степень, а именно – епископы и учители, а «утком» (именуются) подчиненные и пасомые люди (1Пет. 5, 2). «Кожею» (названы) оглашенные, как еще не совлекшиеся чрез крещение кожаных одежд (Быт. 3, 21).5. Поэтому и Павел говорит: «Я обручил вас Единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор. 11, 2). Так и в книге Левит говорится: «В жену он должен брать девицу из рода своего; а вдову... или блудницу не должен он брать, но девицу из колена своего» (Лев. 21, 13–14) и т. д.6. Ибо, если каждый из нас будет со дня на день обновлять себя (2Кор. 4, 16), (если) мы отвергнем проказу, то есть прелюбодеяние, бывшее причиною нашего изгнания, (то) мы приобретем целомудрие и, (содействием) Божией Премудрости, дойдем до первоначального благолепия и, как бы имея на себе золотые украшения43, то есть любовь, веру и чистоту, очистившись терпением, соединимся со Христом.7. «Поэтому девицы любят тебя» (Песн. 1,2) и Он любит девиц, как написано в Песни Песней; (это) души юные и очищенные Духом. Так это или нет, о Систелий? – И я ответил: «Это совершенно понятно».

Глава 16

1. Она сказала: «Поэтому, как говорилось вначале, если мы очистим все члены, то будем одеждою Христа». Как сказано у пророка Исайи: «Да возвеселится душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризу спасения» (Ис. 61, 10) и т. д.2. Но кто же должен (в особенности) очищать их? Пророк Захария говорит: «И показал... мне Бог Иисуса, великого иерея, стоящего пред ангелом Господним. И диавол стоял по правую руку (его), чтобы противодействовать ему. И сказал Господь диаволу: «Да запретит тебе, о диавол, Господь, Который избрал Иерусалим!» Не головня ли он, исторгнутая из огня? Иисус... одет был в запятнанные одежды. И вскоре (после того): «И сказал Он ангелам, стоявшим пред лицом Его: снимите с него запятнанные одежды». И вскоре: «И облекли его в чистую одежду» (Зах. 3, 1–5).3. Знай же, что «запятнанные одежды» – это человечество прежде (явления) веры. А (Господь), сняв (эту одежду) ветхого человека, просветил человечество Своею плотию, как Солнце.4. Исследуй и то, как Бог упрекает Тир (Иез. 27) такими словами44: «Почему твоя постель нечиста?» (Притч. 7, 16). Ибо она была изготовлена из виссона и из египетского пурпура, не из «многоразличной премудрости Божией»45 (Еф. 3, 10), но из египетской (мудрости). Так и богач тот, одевавшийся в порфиру (Лк. 16, 19), неугоден был Богу.5. Он тем неугоден (Богу), что украшает себя этими преходящими делами, а не духовными и светлыми. А Лазарь тот пренебрегал внешним, но тем более был прилежен в духовном, поэтому он и почивает в лоне Авраама (Лк. 16, 22). Мы найдем также, что Иов прославился болезнями и мучениями.6. Так и тот фарисей ушел (Лк. 18, 10–14), (не получив того46, что просил) в молитве, ибо он возвышал себя над подобным (себе) человеком. Ибо следует иметь такой характер47, (который согласуется) с учением Христовым, – не гневливый и не превозносящийся (Мф. 11, 29).7. А мы часто встречаем таких (людей), которые живут в пресыщении и одеваются в изысканные одежды. Поэтому и Христос, подразумевая богатых, сказал: «Удобнее... пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19, 24).8. Надлежит особенно почитать48 странников и нищих, наименование которых принял на Себя Христос (Мф. 25, 40). Однако, вместо них, идут к тем, у кого много [Иак. 2, 2–3] золота, и особенно почитают их. Некоторые делают это ради (их важного) звания, а иные по каким-либо другим побуждениям.9. По этой причине мы сделались немилостивыми, закрывая милосердие для наших братьев (1Ин. 3, 17). По этой причине мы стыдимся нищеты, сожительницы пророков, создательницы благоразумия.10. О горе! Чем превосходим других людей мы, получившие предписание иметь праведность, превосходящую (праведность) книжников И фарисеев (Мф. 5, 20), и, по заповеди о пренебрежении временным, (обязанные) учить этому же? Ведь если и океан потечет серебром и вся земля золотом, то мы не насытимся.

Глава 17

1. Кто из нас теперь искренно любит своего брата? И кто не замышляет зла на ближнего? Кто не завидует другу?2. Ибо, где епископы питаются ростовщичеством49, там и уток наш болеет проказою. Где миряне, там и есть уток. Их порицает и Дух Святой. Надлежит ли, говорит Он, пастырям более пасти себя самих? Не овец ли? Вот, вы съедаете молоко и шерстью одеваетесь... (Иез. 34, 2–3). И вскоре (после того): «И разгнали (вы) Моих овец и они сделались пищею всякому зверю» (Иез. 34, 5).3. Господь сравнивает также богатство с тернием (Мф. 13, 22). Господь тому, кто спросил, какая заповедь наибольшая (Мф. 22, 36), повелел раздавать имение (Мф. 19, 21). Апостол называет богатство сетью (1Тим. 6, 9) смерти. Господь сказал: «Любите врагов ваших» (Мф. 5, 44), а мы и с друзьями враждуем.4. Доброму человеку надлежит не (только) любящих его любить (Мф. 5, 46), но в особенности возлюбить враждующих. Господь сказал: «Всякому просящему дай» (Мф. 5, 42), а мы, видя наших братьев нагими, (даже) не думаем об этом.5. Всем нам, (однако), особенно же епископам, надлежит презирать временное. Ибо какая польза от золота или от серебра или от жемчуга? Когда они могли предотвратить голод или остановить смерть детей?6. Это есть не что иное, как обман, ибо не приносит само по себе пользы. Поскольку же никто не может прибавить себе (Мф. 5, 36, Мф. 6, 27) и одного волоса, постольку он тщетно заботится и о том (богатстве).7. Ибо, если и птицы, не сеющие и не жнущие (Мф. 6, 26), насыщаются, и (если) цветы, для которых никем не ткется одежда (Мф. 6, 30), вырастают такими (прекрасными) по Божиему хотению, то насколько больше (получим) мы, ибо знает Небесный Отец, что мы нуждаемся во всем этом (Мф. 6, 32).8. (Вот) и Соломон, более премудрый (3Цар. 3:13, 4:30, 11:1–8) и более богатый, чем все цари, согрешил великою роскошью50.

Глава 18

1. Итак, станем бодрствовать, и пусть не отягчаются наши сердца объядением и пьянством (Лк. 21, 34). А мы теперь опьянены51 мирскими попечениями и всякими заботами и весьма любим лакомства52. Поэтому мы гадаем53, ревнуем, произносим хулы более некрещенных. Все эти пороки имеются у нас.2. И ныне говорит нам Святой Дух чрез пророка Михея, сказавшего: «О горе, душа, ибо не стало (милосердых) на земле, нет правдивых между людьми, все ссорятся до крови, каждый огорчает брата своего, руки всех обращены к тому, чтобы делать зло» (Мих. 7, 2–3) и т. д.3. Это сбылось теперь. Нам богом стало наше чрево (Флп. 3, 19), о котором только мы (и) заботимся. Склонившись к земле, как животные, мы не можем воззреть на Отца всех и Творца.4. Поистине трудно теперь найти человека, в котором Божий Сын изобразился (Гал. 4, 19) терпением, смирением, любовию и другими (добродетелями). Кто жаждет исхода из этого мира, кротко уча и наставляя?5. (Кто) видимо (пребывает) на земле телом, а умом находится на небесах, насыщая себя святыми познаниями?54 А таким (именно) и надлежит быть истинному пастырю и учителю.6. «Что ты смотришь на сучок, находящийся в глазе брата.., а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7, 3). Ведь сначала надлежит исправлять себя, а затем – своего ближнего.7. Какая польза в слове, когда не будет дел (Мф. 7, 21)? Ибо сказано: «Врач, исцели самого себя» (Лк. 4, 23).8. Сказано (также) в другом месте о том, как (Господу) угодно, чтобы мы обличали других55. Если согрешит брат твой, выговори ему (Лк. 17, 3). Кающегося Он велит принимать и считать его братом (Мф. 18, 15).9. Но тому, кто обличает, надлежит быть совершенно беспорочным. Поэтому, о человек, переходи к обличению других, исследовав первоначально себя и стяжав познание о себе.

* * *

1

В скобках даны имена участников беседы.

2

«с охоты» – «отпутиловя» (см. БО 451). Во втором издании БО дает значительно улучшенный, по сравнению с первым изданием, перевод первых слов Систелия.

3

«в которых...» По-видимому, следует предпочесть чтение «идеже» невразумительному «иди же» (сравн. БО 451).

4

Перевод предположительный; БО 452 – allegorisch zu deuten.

5

В тексте имеется перерыв (сравн. БО 452).

6

БО 452 переводит иначе.

7

«что оно приносит нам великое (изобилие)» – БО 452 расшифровывает «ныим», как «небесныим» и переводит: dass es einen grossen Bestand den (Vogeln) des Himmels bringe.

8

Пропуск в рукописи.

9

Пропуск в рукописи.

10

«одежду целомудрия» – м. б. «одежду благоразумия». БО 457 – Besonnenheit (в скобках: Enthaltsamkeit).

11

«убеждает» – «молить»; БО 457 предлагает чтение «молнтн» и переводит соответствующий ряд слов придаточным предложением.

12

Перевод предположительный; БО 458 предлагает читать «любодейство» вм. «любодейства» – это облегчает понимание.

13

«благоразумие» – м. б. «целомудрие» (целоумие) – σωφροσύvη.

14

«под... наблюдением» – «посещати»; (БО 461 ...zu besuchen).

15

«о шерсти» – «о клъцех». БО, переводя славянский текст в первом издании стр. 318, пропустил это слово.

16

«на шерсти» – «на клъцех»; см. предыдущее примечание. БО (в первом издании стр. 318) перевел: «на основе» – am Zettel или Einschlag.

17

Пропуск в рукописи.

18

«если распространилась» – слав, «аще же не разливается». В Лев. 13, 51 отрицание «не» отсутствует; его не должно быть и по смыслу речи.

19

это проказа едкая» – «прокажение едино есть». БО в перв. издании стр. 318 ошибочно перевел: weil es ein Aussatz ist.

20

Отдел «3» имеется только в тексте греческих фрагментов (БО 464).

21

БО 464 ...hort nicht auf ...zu beschneiden unsere Vernunft.

22

Выражение «скажи и нам» указывает на то, что последующие слова были уже кому-то сказаны. Не являются ли эти строки аграфом? Среди известных аграфов наиболее близок к рассматриваемому текст, указанный Рэшем у Псевдо-Киприана «Об игроках» гл. 3 ...nolite exstinguere lumen, quod in vobiseffulsit... (R e s с h, op. cit., S. 134–135). БО не отмечает указанные строки. Так и в других случаях. (Сравн. «О разлучении яди» II, 2 и в нижеследующем тексте трактата О прокажении» XV, 3 и XVIII, 1). Более подробно см. «ЖМП» 1954, № 6, стр. 43–50.

23

БО 465 добавляет (в скобках) Geist.

24

«намерением» – «по помыслу»; БО 465 – Begierde.

25

«не знаешь», по-видимому, «не веси» вм. «не вси».

26

БО 465 переводит иначе.

27

«сохраняя»: по-видимому, «храняще» вм. «храняше».

28

В тексте пропуск. С XII, 1 речь идет уже не об еретиках. (Сравн. греч. текст Б0 466).

29

«властолюбием» – «любовъчальствомь»; греч. φιλαρχια.

30

«многообразными вещами» – «мечтеными... вещьми» . БО 467 производит «мечтеными» от φαvτασία и дает такой перевод – durch diese sichtbaren Dinge.

31

«за одежду» – «за котугу», греч. χιτωv.

32

«гостеприимная» – «любощюжая». У Срезн. этого слова нет. БО 467 – Wissbegierige (Fremdes liebende). Состав слова аналогичен выражениям «любострадьный», «люботрудие», «любонищие» и т. п. Греческое слово, возможно, являлось производным от φιλοξενια это собственное имя премудрой ликиянки – Филоксена?

33

«духовный» – вставка, предлагаемая БО 467.

34

«духовного» – вставка, предлагаемая БО 467.

35

«совершенства» – «доброты»; по-видимому, БО 467 – Tugenden.

36

БО 468 читает: «от сих вси», и переводит: an diesen allen. Правильнее «от сих в си».

37

«смирением» – «съпрятании». См. Срезы., т. III, стр. 808. БО 468: Bescheidenheit (Einschrankung).

38

«в слова» – по-видимому, «глаголи», а не «глаголя».

39

«верные» вм. «возлюбленные». БО 469 выносит это слово за кавычки и переводит gewisse.

40

Пропуск в рукописи.

41

БО 470 переводит: von vielen Gegenden hat Er uns gesammelt und uns gewebt. Сравн. Judicium Petri с. 26. (Resch, Agrapha. Lpz., 1906, S. 104–105). БО 470 не указывает этой цитаты.

42

«наиболее почетный» – «креплнй».

43

«украшения» – «тръснъми»; БО 471: Ketten.

44

«Бог упрекает Тир такими словами...» В слав, тексте описка: вместо «си мытаря» следует читать «сими Тира».

45

«из многоразличной премудрости Божией» – «от мечтеныя Божия мудрости»; (сравн. Срезн., т. II, стр. 237); Б0 471: ...Mannigfaltigkeit...

46

БО 471: ohne vollendet (gerechtfertigt) zu sein.

47

«характер» – «нрав»; БО 471: Weise.

48

«почитать» – вероятно, вм. «чисти» следует предпочесть вариант «чести» (БО 471: ehren).

49

«ростовщичеством» – «прикупомь» -греч: (Срезн., т. II, стр. 1418).

50

«роскошью» – «питаниемь». Срезы., т. II, стр. 941, указывает на нередкое смешение.

51

Сравн. I, 3 (Rеsсh, op. cit., SS. 68–69) «Незаписанные в Евангелии изречения Христа Спасителя». СПб., 1897, стр. 13. БО 473 не отмечает этой цитаты.

52

«любим лакомства» – «съшелюбы»; БО 473: schlafliebend.

53

«гадаем» – «пытаем» (сравн. Деян. 16, 16 – Дух пытлив» ). БО 473: schwelgen. (См. Срезн., т. II, стр. 1760).

54

БО 474 переводит иначе. Самое деление главы («4» и «5») в данном месте нельзя считать удачным, так как в результате разрывается на две части единый по смыслу период.

55

т. е. «какими должны быть наши обличения».


Источник: Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия, епископа и мученика : [Пер. и предисл. А.И. Сидорова, Е.А. Карманова]. - [Репр. изд.]. - Москва : Паломник, 1996. - Х, 211, 391 с. (Библиотека отцов и учителей церкви; 4). / Святого Мефодия, епископа филиппийского, к [С]Истелию «О проказе». 335-352 с.

Комментарии для сайта Cackle