О различении яств и о телице, упоминаемой в книге Левит, пеплом которой окроплялись грешники
Глава 11
1. Нам бы следовало удовольствоваться этими сочинениями, ибо многочисленны те (произведения)2, которые были составлены ранее. Обуреваемые многими искушениями, мы не нашли еще избавления3 от них. Ведь ты знаешь, Френопия, как совершавшая вместе с нами подвиги и принявшая участие во многих трудах и молитвах и лишениях, (знаешь,) как часто бывала ты со мною в каждом искушении (ради) слова! Какие страдания причинил мне сатана по окончании труда «О девстве» из-за этого сочинения! Какие напасти учинил он мне снова, не позволив окончить сочинение «О воскресении»!
2. Он воздвиг (против) нас волны, как бы непроходимые горы – говорю об обидах, – нагромождая искушения, "так что мы не надеялись (остаться) в живых» (2Кор. 1, 8), хотя такие случаи служат на пользу. А нынешние люди больше любят клевету и мерзость, обвинения и обманы даже (по отношению) к благодетелям, охотнее слушая о ближних худое, нежели доброе.
3. Однако, если и такие неприязненные бури обрушились на меня, я не перестану писать, ибо это есть общая (участь) в какой-либо степени держащихся истины – (такие) наговоры. И не теперь только это возникло, но от (времен) самих пророков, которые радовались, будучи ненавидимыми, (ибо) их противниками были злые демоны.
4. Демоны ни к чему так не стремятся, как к тому, чтобы, прельщая, отводить людей от их Творца и от Его Первородного и Единородного Сына Иисуса Христа; они противятся праведным помышлениям, (исходящим от) Того, Кто является Наставником идущих по истинному пути и подражающих лучшему. (Демоны) запинают (Евр. 12:1)4 мысли, возводящие ум к бессмертию. И (вот), для того чтобы осудить их и обличить, открылся для людей путь спасения (Деян. 16, 17).
5. Поэтому они прилагают усилия к тому, чтобы мы пребывали в неведении как о естественных, так и о богословских науках, завидуют тем, кто изучает смысл Писания, (и добиваются того), чтобы у них (изучающих Писание) появились бессмысленные душевные движения.
6. Ибо, когда окажется, что душа не имеет твердости, не слышала святых слов и не знает Творца и Отца всего, не видела изливающегося оттуда блага, (тогда) ее привлекает5 Каинова слава, призраки которой показывают6 демоны, способствующие (возникновению) бессмысленных помыслов.
Глава 2
1. Однако, (независимо от того), что является причиной восстающих на нас искушений – демоны или другое что-либо, – мы не устрашимся, ибо имеем Помощником Господа нашего Иисуса Христа.
2. Если мы принимаем наказание (1Кор. 11, 32) за давние прегрешения в этой жизни, то нам надлежит радоваться, ибо (будущий) суд будет для нас легок. Или же мы подвергаемся искушениям подобно тем святым мужам, если крепко и мужественно противостоим скорбям; (это для того), чтобы вера наша была известна. А неискушенный непригоден для Бога7 (Иак. 1, 2, 12). Таким образом надлежит радоваться и прославлять Бога за то, что Он сподобил (нас) вкусить тех бедствий.
3. Ведь пророк, не как малое что-нибудь, испрашивает (себе) подвиг скорби, говоря: «Искуси меня, Господи, искуси меня; сокруши8 внутренности мои и сердце мое» (Пс. 25, 2). И апостол Павел9 говорит: «Всякую радость испытывайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иак. 1, 2–3). Так эти скорби, по моему мнению, являются полезными. В противном случае он не написал бы и следующего, говоря: «они были побиваемы камнями и перепиливаемы» (Евр. 11, 37) и так далее. И к Тимофею в послании не говорил бы он: «желающие жить благочестиво во Христе... гонимы будут» (2Тим. 3, 12).
4. Хорошее (дело) – не ослабевать тому, кого наказывает Бог, дабы и у нас, как у тех неуверовавших людей, не упали душевные члены (Евр. 3, 17). Ибо, не пожелавши следовать за ангелом из-за трудности пути, (они) по этой причине не вошли в Обетованную землю (Числ. 14:23); несчастные, отступившие от Бога, (убоявшись) небольшого труда, они за это и приняли наказание (1Кор. 10, 5), когда рассыпались их члены.
5. Поэтому да не подвергнемся и мы укоризне10 и пусть никто не разлучает нас (Рим. 8, 35) с философией11 из-за трудностей или по какой-либо иной причине.
Глава 3
1. Настанет ведь (время), когда мы, странствуя, пройдем (чрез) эту жизнь и, нисколько не пострадав от душевных зверей, скажем: С терпением претерпевал я, (уповая) на Господа, и Он призрел на меня (Пс. 39, 2) «и от всех скорбей моих избавил меня» (Пс. 33, 5). Сначала надлежит потрудиться, а потом почивать (2Тим. 2, 12).
2. Так и земледелец не просит, чтобы семена проросли, прежде чем (Иак. 5, 7) будут запряжены волы и вспашут (землю); но он тем более надеется на это после трудов. Если мы пойдем также к мореплавателям, то не так станем удивляться неискусному кормчему, как умелому и сохранившему корабль среди многих бурь.
3. Желающему вкусить великих Божиих даров надлежит принять много страданий. И на общественных играх бегут все, но один получает награду. «Так бегите, чтобы достигнуть» (1Кор. 9, 24). (Это) говорит, восклицая, Павел. А большая поспешность (связана) с препятствиями; таковы для бегущего ямы и скалы12. Несомненно, в тексте имеется пропуск., которые страшны не знающему дороги, бессильному; знающий же (дорогу) и сильный, перенеся трудности пути, спасется.
4. Почему (сохранилась) память о возлюбившем добро, целомудренном и братолюбивом (Иосифе)13? Такая память и в такие (долгие) века!
Если ты, отнимая, лишишь его всего того терпения и продажи братьями и клеветы (Быт. 37:28, 39:17) той женщины, (то) ты отнимешь от него все его мужество и красоту. Так и с Давидом: «если лишишь его кротости и терпения, (то) лишишь его всей добродетели».
5. Если же и Даниила лишишь мудрости или (того, что он) претерпел от того Вила и дракона и от еще более (чем дракон) злых людей, разжегших печь, и многие другие скорби...14 (Дан. 1:20; Дан. 13; Дан.14; Дан. 3:19–22).
...А Моисей чем больше всего (Чис. 12, 3) (для нас) удивителен? Не больше ли всего терпением? Если лишишь его всего этого, (то) уменьшишь его добродетель.
6. Имеешь ты (и) других подвижников – назову Илию и Иеремию, Исаию и Елисея, которые совершали подвиги и сопротивлялись тем великим тиранам, – и их голод и наготу и всяческие труды. А куда отнести труды апостолов, которые обошли всю землю и море?
Глава 4
1. Но, сказав так много об этом, перейдем к последующему, твердо уразумев, что не следует приходить в ужас от приключающихся напастей, – особенно (тем, которые) приняли в собственность (Божие) слово. Отверзай, – сказано, – уста твои словом Божиим15 (Притч. 31, 8).
2. Поэтому, о возлюбленная и верная в Господе Килония, – ибо к тебе с этого места мое слово, – я весьма радуюсь твоей истинной мудрости. Ибо истинная мудрость есть та, о которой рассуждает Соломон: «Начало мудрости – страх Божий» (Притч. 1, 7). Это для многих показалось трудным, ибо на таких (людей) находят многие искушения. Говорю я об этом (по той причине), что брат, (написавший) мне послание, сказал мне то же самое: «Все твои бедствия и все (то, что) ты терпишь – Господни, как принятое тобою ради Его имени» (Евр. 12, 5–6; ср. Притч. 3, 11–12).
3. Таков путь тех, которые жаждут небесного (Мф. 6, 33; сравн. Кол. 3, 1) и стремятся к обладанию им. (Но), если путь этот узок (Мф. 7, 14), то он и краток и выводит приходящих на великий простор и на свет.
4. Таков порядок для получения нами вечной жизни и этих неувядающих венцов (1Пет. 5, 4). Иаков сказал: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, сделавшись искусным, он получит венец жизни» (Иак. 1, 12). И какая польза человеку, – (употребим) Христово изречение – «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою погубит?» (Мф. 16, 26).
5. И притом жизнь эта весьма несчастна и не имеет ничего истинного, а Давид сказал: «Дни... наши – в них семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и большая часть их – труд и болезнь» (Пс. 89, 10).
6. Поэтому (Моисей) захотел страдать с народом Божним (Евр. 11, 25). А народ Божий – это те, которые получили дар горнего призвания (Кол. 3, 1–2) и, ради (этого), приняли многие скорби (Деян. 14, 22). Поэтому они не услышали, как тот богач, что они получили доброе свое в жизни своей (Лк. 16, 25).
7. И исполины те, славные изначала (Вар. 3, 26) люди, не сумели ничего достигнуть той силой и гордостью, как сказал и пророк Иеремия: «Но они погибли от того, что не имели мудрости» (Вар. 3, 28).
Глава 5
1. А нам Бог дал знать все, угодное (1Кор. 2, 12) Ему. Ибо «счастливы мы..., – сказано, – что мы знаем угодное Богу» (Вар. 4, 4). А угодно Богу благоразумие16. Благоразумие же состоит в том, чтобы иметь здравый разум и не колебаться злобою мятущихся мыслей.
2. Всякое душевное преступление есть болезнь. А болезнь не смешивается с благом, как (другое) благо17, но исцеляется (тогда), когда воспринимает благо. Правда – это здоровье, а неправда – болезнь. Поэтому душа, (ничего) не потерпевшая, и мысль, (не укрепленная) приближением искушений, не имеют здравого и твердого разумения18. Потому и пророк, научая нас большему мужеству, говорит: «Испытал нас Бог, расплавил нас, как расплавляется серебро» (Пс. 65, 10). И снова (говорит он) о том же: «С терпением претерпевал я, (уповая) на Господа, и Он призрел на меня» (Пс. 39, 2).
3. Поэтому мы предпочитаем, по апостолу, пребывать в болезнях, в укоризнах, в бедствиях, в изгнаниях, в тесных обстоятельствах (2Кор. 6, 4–5). Настанет (время), когда претерпевшие (все это) услышат от Господа то, что Он сказал Иову: Неужели ты думаешь, что Я что-нибудь другое возвещал тебе кроме (того, что нужно) для явления твоей праведности (Иов 40, 3). Итак, о Килония, и мы постараемся участвовать (в том, о чем говорится) в этом изречении.
4. Это можно показать и на примере растений. Как растения, осыпанные удобрением, возрастают и становятся более красивыми и приносят сладкие и хорошие плоды, так и наши души возрастают в истине и во всякой добродетели (в то время), когда находят искушения. И в Евангелии говорится о той бесплодной смоковнице (Лк. 13, 6–8), о которой садовник умоляет, чтобы осыпать ее удобрением.
Почему Иов сидел на гноище?
5. Поэтому-то и Иов сидел на гноище19 (Иов 2, 8), во время испытания и, пребывая там, дожидался извещения от Бога. Весьма великое благо – терпение в испытаниях. Презирая все земное, он сидел на этом гноище, как бы в царской палате.
6. Поистине, о возлюбленная Килония, «когда богатство умножается, не прилагай к нему сердца"20 (Пс. 61, 11). Если же случится с нами оскудение богатства, или болезненные напасти, или обманы и клевета, – (нам) надлежит крепиться. Если даже мы захотим, чтобы (эти невзгоды) отошли от нас, мы не в силах будем отогнать все это. Поэтому лучше будем принимать все это с терпением. Ибо, «будучи... судимы, мы наказываемся от Бога, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор. 11, 32).
7. Апостол в послании к Тимофею говорит: «Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, ...терпении, любви, молчании, в гонениях, в страданиях» (2Тим. 3, 10–11). Усердно буду наставлять тебя в уразумении этих слов, потому что не ему одному (сказано это). Это наставление изречено для всех нас, ибо нам велено помышлять о горнем (Кол. 3, 2).
Глава 6
1. Мы достаточно сказали здесь о тех, которые терпят ради правды (Мф. 5, 10). Надлежит сказать и о том, о чем ты спрашиваешь в послании, говоря о мертвеце, скончавшемся в доме. А это изречение таково:
2. Если человек умер в доме, то входящий в дом и то, что в доме, нечисто будет семь дней; и всякий открытый сосуд нечист. И пусть возьмут (пепла) сожженной телицы и смешают с водою и очистят сосуд. И пусть возьмет иссоп чистый муж и омочит в воде и окропит дом, и сосуды, и живущих, и всех, бывших в доме этом. И пусть окропит чистый муж нечистых в третий и в седьмой день. И человек, который не очистится, пусть будет истреблен из сонмища своего, ибо он осквернил святилище Господа, ибо не окроплен водою окропления; поэтому он нечист. И да будет (это) вам уставом вечным. И кропивший водою окропления пусть вымоет одежды свои; и (тот, кто) прикасается к воде, будет нечист (Чис. 19, 14–21).
3. Надлежит понять, что установивший эту заповедь Спаситель наш не позволяет разуметь ее просто. «Не нуждается, – сказал Он Петру, – омытый в ином очищении» (Ин. 13, 10). Ясно, что очистившийся однажды вторым рождением не оскверняется ничем из того, что установлено21 в (Моисеевом) законе, а именно – мертвецом или костью мертвеца или иным чем-нибудь. Не подобает омывать внешность чаши (Мф. 23, 25) и пренебрегать внутреннею чистотою, то есть душевною.
4. Различение (родов) пищи отменяется не только гласом, бывшим с неба, который сказал Петру: «Что Бог очистил, ты тем не гнушайся» (Деян. 10, 15), но и тем, что Господь сказал Своим ученикам: «Не то, что входит в... человека, оскверняет человека, но то, что выходит» (Мф. 15, 11).
5. Глас, бывший Петру, можно понимать и (так, что он относится) к язычникам, так как Бог не позволяет исключать из веры никого. Так и великий Петр, беседуя с Корнилием, сказал: «Вы знаете хорошо, что непозволительно мужу иудею молиться с мужем язычником. Но мне Бог открыл, чтобы я не почитал нечистым ни одного человека (Деян. 10, 28), приходящего к вере».
6. Итак, не этим только уничтожилось соблюдение обычаев о пище, но и тем, что изрек Господь. А для того, чтобы, объявляя закон отменяемым постепенно, не вдаваться в многословие, отвергнем его совершенно, как апостолы. Не следует, сказали они, уверовавшим впрягаться в то ярмо, которого не могли снести и наши отцы (Деян. 15, 10).
7. Ибо, когда произошло разногласие в Церкви, и когда говорили, что уверовавшим должно обрезываться (Деян. 15, 2, 5), как сказано в Деяниях, «апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения этого дела. И встав Петр сказал всем: мужи и братия, вы знаете, что Бог... избрал из вас от давних дней, чтобы из моих уст язычники услышали Евангелие... И Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого» (Деян. 15, 6–8). И вскоре Иаков сказал: «Я полагаю не затруднять обращающихся к Богу язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от скверны языческой, от идолопоклонничества, от прелюбодеяния, от удавленины и крови" (Деян. 15, 19–20). И вскоре затем: И угодно было апостолам, избрав доверенных людей, послать (их) к язычникам – Павла и Варнаву и Иуду и Силу, называемого Варсавою, «написав (и) вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры... братиям, находящимся в Антиохии и в Сирии... – радоваться. Поскольку мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас тем, чего мы им не поручали, то нам заблагорассудилось, собравшись вместе и избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, людьми, предавшими души свои за имя... Иисуса Христа» (Деян. 15, 22–26). И вскоре: «Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас большего бремени, но только воздерживаться от идоложертвенного и прелюбодеяния и удавленины» (Деян. 15, 28–29).
8. (Таково) повеление Духа Святого и апостолов: «не вынуждать язычников соблюдать Моисеев закон». (Это) сказано для тех, кто понимает закон телесно, кто соблюдает омовения сосудов и многие другие (Мк. 7, 4) обычаи.
Глава 7
1. (Может быть), кто-нибудь станет допытываться, почему Бог не позволил (иудеям)22 вкушать (мясо) всяких животных, как всем людям, но заповедал им некоторое воздержание, разделив (животных) на чистых и нечистых.
2. Не для того ли (дано это повеление), чтобы жизнь была чистой и непричастной проказе? Жить (следует так), чтобы (не только) не есть мяса, (но) и не иметь неправедных мыслей23, ибо мы можем жить, (питаясь) теми плодами, которые дает нам земля. Но мы поступаем не по правде: тогда как эти животные раньше ничем не обидели нас, (мы) закалываем их для своего наслаждения. Не достаточно ли было бы для нас наслаждаться честью (от них) и их трудами? Но мы и после такой большой службы влечем их на заклание, делая зло, (причиняемое) им, своим наслаждением.
3. А если Бог позволил есть животных, так как Бог сотворил их для нашего наслаждения, то почему мы не едим тех, которые не участвуют в служении нам, но тех, которые в особенности трудятся для нас. Работающих на пашне волов, дающих молоко коров и украшающих нас своим руном овец мы закалываем и убиваем. Если же кто вкушал свинины, тот очищался с угрозою.
4. Скажем же, для кого24 это узаконено Богом на спасение. Так как Бог не заповедал ничего бесполезного, (то), чтобы показать для многих пути к богопочитанию, Он отлучил их от Египетской пищи и, вместо того, возвел их к благоразумию. Так и врачи исцеляют многих больных, (назначая им) иную пищу.
5. Сначала ведь, из-за дыма идоловерия, нужен был такой закон (чрез который бы) они получили множество добродетелей и были бы испытаны, насколько они усердны к этому закону. Надлежит быть тому, чтобы не послушавшие Бога в малом тем более оказались непослушными во многом, а послушные в малом хранили бы и многое (Лк. 16, 10).
6. Поэтому законом прежде всего и установлены правила о пище, о жертвах и об ином, наиболее простом, хотя (и тогда) не было неизвестно25, что человек не может быть осквернен (Мк. 7, 15) всем, входящим в него. Нужно было, чтобы наши души научились малым, дабы они могли сохранить более необходимое. Как учителя, рисуя для детей простые линии, учат их этими (линиями), так и Бог вместо линий дал закон, чтобы научившиеся сначала им восходили (затем) выше.
7. Так и Павел возвестил, что «закон есть тень будущих благ, а не самый образ будущих вещей» (Евр. 10, 1), так как тень не является истинным изображением вещей. Изображение объясняет то, что изображается им, и показывает в подобии как бы пришедшим то, что еще не наступило. Что тень по сравнению с изображением, то и закон (Моисеев) по сравнению с Евангелием, а что изображение по сравнению с самими вещами, то Евангелие по сравнению с грядущим.
Глава 8
1. Поскольку таково положение (дел), необходимо (следует), что и эта заповедь о пище есть тень будущих благ (Евр. 10, 1), которые открыты и выяснены Евангелием (2Кор. 3, 14); (следует) не столько иметь попечение о пище и о (животных), имеющих раздвоенные копыта, сколько о правде и о духовной пище и о богоугодных делах26.
Что (обозначает) раздвоение копыт? Что такое пережевывание жвачки?
2. Что там раздвоенные копыта, то здесь деятельная и благоразумная жизнь. А что в том случае есть отрыгание пищи, то здесь разумное понимание Писания; (это необходимо для того), чтобы не потерпеть нам вреда, если примем только простой смысл Писания.
3. Закон же разделяет животных не только на чистых и нечистых, так как постановления о яствах имеют много (смешивающихся) совпадений. Так кабан, поскольку не отрыгает жвачку, нечист (Лев. 11, 7), а поскольку имеет раздвоение копыт, является чистым. И верблюд (Лев. 11, 4), поскольку не имеет раздвоения копыт, является нечистым, но поскольку отрыгает пищу, (постольку) он чист. Если же они с одной стороны чисты, а с другой нечисты, (то они) наполовину чисты и нечисты. Совершенно нечисты не имеющие раздвоения копыт и не отрыгающие пищу. А чисты (те, которые) имеют и то и другое, то есть и раздвоение (копыт) (Лев. 11, 3) и отрыгание пищи.
4. Итак, кабан наполовину чист, а слон совершенно нечист, так как не отрыгает пищи и не имеет раздвоения копыт. А закон повелевает остерегаться, чтобы не прикоснуться (Лев. 11, 8) к костям их и всего мертвого. Почему же гнушаются наполовину чистым, а совершенно нечистым – то есть, слоном не гнушаются27, но даже пользуются костями его и зубами и иным, не соблюдая заповеди? Каким же образом пророк в псалме создает из костей его дом для Христа? «Из чертогов слоновой кости, – говорит он, – из них увеселяют Тебя. Дочери царей в почете у Тебя" (Пс. 44, 9–10). Между тем закон повелевает ни разу не прикасаться к кости такого животного.
О том, что простое истолкование Писания, без духовного (понимания), является «покрывалом»
5. Неужели Писание само себе противоречит или пророки не согласны с законом? Напротив, ведь по достоинству (признаются)28 согласующимися между собою Писания Господни, ведущие к (одному и) тому же знанию и к (одной и той же) жизни и приводящие к единой надежде. Если, таким образом, откроется покрывало (2Кор. 3, 16), (закрывающее) Писание, – а оно не может открыться иначе, как только (тогда, когда) мы обратимся к Господу Иисусу Христу, – тогда мы открытым лицом увидим славу (2Кор. 3, 18) Его, возвещаемую Ветхозаветными Писаниями.
6. Не станем строить для Него дом из слоновой кости и из золота. И пророк не повелевает этого, хотя иудеи и пустословят так именно о Христе. А мы знаем, что Божество радуется не мертвому искусству29 человеческого умения, но тому, что живет и никогда не истлевает.
7. Башни30 (1Кор. 15, 42) – это душевные тела, о которых радуется Господь, видя их безгрешными в воскресении. Поэтому-то наши тела и названы башнями из слоновой кости (Пс. 44, 9), которые, светясь подобно слоновой кости, воспринимают (Божие) Царство добрыми делами. Бог радуется им, как (об этом) говорит пророк: «Возрадовался Я, когда сказали Мне: «пойдем в дом Господень» (Пс. 121, 1).
Глава 9
1. Так будем же и мы (по этой причине) шествовать путем Слова. Тени просветлели, закон исполнился (Мф. 5, 17), приблизилась надежда, явилась истина, пришел конец (1Кор. 10, 11) времен. Бог послал Сына Своего, Который восхотел искупить (Гал. 4, 4–5) человека, находящегося под законом. Не только кровь... и пепел телицы (Евр. 9, 13) и иссоп могут очищать нечистых. Уже окончились все заповеди закона. Не (этот закон) был тем31, чего ожидали (Мф. 11, 3), но Господь Христос.
2. Пришла надежда, проповедано Евангелие, мы научились от Большего (Мф. 11, 11). Где теперь требуется очищение, (совершаемое) по букве Писания? Ибо закон и пророки прорекли до Иоанна (Мф. 11, 13); после Иоанна думающие очищаться по закону нарушают закон: ведь закон очищал чрез омовения и очищения. А после пришествия Христова пепел телицы оскудел, им же (иудеям, продолжающим соблюдать закон) не позволено ни употреблять пепел другой телицы, кроме той, которая узаконена Моисеем, ни обходиться без этого способа очищения, ни избежать, не очистившись, наказания.
3. Ибо вот, сказано, определение закона, которое заповедал Господь, говоря: «скажи сынам Израилевым, пусть приведет каждый из них к тебе рыжую телицу чистую, не имеющую в себе порока, ...и на которую не возлагалось ярмо. И отдадут ее Елеазару священнику, и выведут ее вон из стана, на место чистое, и заколют ее пред ним» (Чис. 19, 2–3). А затем еще такой закон: Человек, если войдет в дом умершего, будет нечист, (а также) все, что (есть) в доме том (Чис. 19, 14); и всякий, кто прикоснется, нечист (Чис. 19, 16); и пусть возьмет пепла, ставшего очищением, и соединит с водою и иссопом и очистит нечистых (Чис. 19, 17–18). И вскоре: Человек, если осквернится и не очистится, то должна истребиться душа та из собрания, ибо он осквернил святилище Господа, ибо он не окроплен водою очищения. И да будет (это) вам законом вечным (Чис. 19, 20–21).
Глава 10
1. Иудеи, если (они) хотят жить по закону, не должны уже ни брать руками книги закона, ни закалывать овец, ни соблюдать пасху, чтобы (им) не подвергнуться гневу, как осквернителям святилища Господа.
2. Ибо сказано: Всякий человек, если осквернится и не очистится, то должна истребиться душа та из собрания, ибо она не очистилась водою очищения (Чис. 19, 20).
3. Не об одной только воде сказано (это), но о смешанной с пеплом телицы. Таково очищение по закону, причем Бог не обещал очищения чрез одну только воду, чтобы они (не вздумали) хвалиться. (Не должны они) ни прикасаться к гробу, ни входить в дом умершего, ни проходить чрез кладбище: все это непозволительно.
4. Поэтому-то и прекращена жизнь по закону с того времени, когда оскудел пепел (телицы), и они подверглись наказанию, по Божиему устроению, для того чтобы они оказались вынужденными искать Того, кто искупил бы (Гал. 4, 5) их из-под закона. Говорю же, сказал апостол, «всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон» (Гал. 5, 3).
5. Исполнились времена, не стало пепла (телицы). Уже не на каменных скрижалях (2Кор. 3, 3) пишется: "возлюби Господа Бога твоего» (Втор. 6, 5). (Если) находившиеся под законом (оказывались) вынужденными против воли служить Господу, то (напротив) «на плотяных скрижалях» (2Кор. 3, 3) (сердца пишется) о добровольном служении Богу для тех, кто хочет жить вечно.
6. С удовольствием спросил бы я их: «как они велят нам исполнять закон – так ли, как нам повелевает сам закон и Дух Святой, или так, как они сами понимают исполнение (закона)»? Если так, как они (понимают), то они предписывают не что иное, как нарушение закона, ибо закон (повелевает), чтобы прикоснувшийся к мертвой кости или к мертвецу, если он не очистится, был бы истреблен из своего народа; (это заповедано), чтобы они не прикасались к святыне. А они, прикасаясь к мертвецам и к костям, не только не очищаются, по оскверняют и святыню, приближаясь к ней. Если же (они велят исполнять закон) так, как повелевает Святой Дух, то разве они не являются самыми бесстыдными (людьми)?
7. Еесли они велят нам жить по (предписаниям) Духа, то они, очевидно, (сами) поступают вопреки этому, ибо не тот иудей, кто внешне таков, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, не по букве, а по Духу; ему и похвала не от людей, но от Бога (Рим. 2, 28–29).
Глава 11
1. А таинство телицы сохраняется среди нас, содержащих закон не по букве, но духовно, и служащих уже не теням и подобиям и образам, но действительно самой истине.
2. Ибо эти символы изобрела человеческая немощь, вкладывая в них свою слепоту, (и) чрез них32 воспринимает истину. Человечество, будучи еще немощно и пребывая вне Божественной благости, по причине случившегося прежде33 прельщения, приняло символы истины, чрез которые оно познает (самую) истину. А те, чьи души здравы и могут познавать Творца чрез красоту небес, не нуждаются ни в символах, ни в изображениях. Поэтому необходимо было, чтобы в законе прежде всего указывалось, как от него возможно будет (восходить) к духовным (предметам), о которых нас поучает Господь наш Иисус Христос, говоря, что вкусившие истины будут поклоняться Богу не в Иерусалиме и не на горе Гаризим, но будут в духе и истине (Ин. 4, 21, 23) воздевать к Нему чистые руки (1Тим. 2, 8).
3. Святое, не (объемлемое) местом и пространством, оскорбляется34 таким почитанием и служением, когда явилась истинная Телица, подобием Которой была та (ветхозаветная), и когда явилось истинное Очищение. "Смотри, – сказано, – сделай все по тому образцу, какой показан тебе» (Исх. 25:40).
О том, что «телица» есть плоть Христова
4. Итак, истинная телица – это плоть Христова, которую Он восприял для очищения мира; рыжей (красной) она называется ради страданий, не имеющей порока – ради невинности, не носящей ярма – как чистая от всякого греха, не приученной к упряжи (Чис. 19, 2, 3, 9) – как бесстрастная. Она закалывается вне стана, вне Иерусалима, на чистом месте (Евр. 13, 11), без смешения с чем бы то ни было. Ее кровию освящается Церковь. Ее пеплом очищаются люди, а Ее смертью все язычники35 искуплены от смерти.
5. Иеремия говорит: «Господь – Помощь моя, Прибежище мое, Надежда в дни скорби». К Тебе придут язычники от краев земли и скажут: ложно сотворили отцы наши идолов (Иер. 16, 19). Поэтому-то (телица) и сжигается, как говорит Писание: "И сожгут ее, – сказано, – и ...кожу ее, и мясо.., и кровь ее с нечистотою ее... сожгут» (Чис. 19, 5).
6. Тайны установлены для просвещения и озарения и оживления научаемых. (Так) мясо ее (телицы) -это святые дела, кровь – слово истолкования, кожа – подобие веры и (подобие) очищения36 (верою), имея которую, принесем ее Богу в дар. Нечистоты – это преступления, гноящиеся раны (Ис. 1, 6), ибо Он взял (на Себя) наши немощи (Ис. 53, 4) и т. д.
7. Поэтому закон повелевает все сжигать, ибо духовная жизнь разумна и (нам) надлежит просвещаться ею по (мере) духовного оживления в наших сердцах, чтобы нам не помышлять о Нем ничего темного и чтобы (мы), словно изведенные из темницы, узрели на высоте Божий свет (Мф. 5, 14), как будто на какой-нибудь высокой горе, принимая пришествие Святого Духа. Ибо, как «светильник для тела есть око» (Мф. 6, 22), так ум – (светильник) души. Когда ты оставишь темноту буквы, (тогда) будешь вечно пребывать в свете.
Глава 12
Почему мясо агнца едят «испеченное»
1. Вот – и мясо агнца едят не сваренным в воде, но испеченным на огне (Исх. 12, 9). Ибо не позволено слово о Христе принимать недопеченным (Исх. 12, 9) или сырым. Ведь Он был совершенным агнцем (Исх. 12, 5): "как овца, – сказано, – веден был Он на заклание» (Ис. 53, 7) и т. д. Когда Он изводит народ (Свой) из Египта и избавляет от мучителя, (тогда) Он является агнцем, когда же вновь очищает грех, (тогда) Он является непорочной телицей.
2. На сожигаемую (телицу) кладут следующее: кедровое дерево, иссоп и нить из червленной шерсти (Чис. 19, 6). (Это) для того, чтобы мы узнали37 чрез их (посредство, как) возвещают нам этими символами (Священные) Книги (и как) указывает нам Писание, что нельзя, производя исследование о плоти Христовой, не возвышаться, вместе с тем, (умом) к Святой Троице38. Таково пришествие Слова для нас, держащихся этого верования и ни в чем не соблазняющихся39 (Мф. 11, 6) о воплощении Предвечного Слова.
3. Кедровое дерево, из-за того, что оно не гниет и всегда зеленеет, мы рассматриваем, (как символ) познания Отца всего (сущего), имеющего нетление и бессмертие. Иссоп мы рассматриваем, (как символ) пришествия Единородного Сына, (о Котором было) предсказано, что Он придет, дабы исцелить и спасти: «ведь это растение в особенности помогает при телесном изнурении»40. И Господь наш Иисус Христом оживил нас, изнуренных и истлевших, и возвел в прежнюю славу. Нить из червленной пряжи мы истолковываем, как обозначающую общение Святого Духа, Которым души наши запечатлены (Еф. 4, 30) во благо, и дары Которого сияют41 из наших тел.
4. Итак, вот образ Троицы в этих (предметах), влагаемых в огонь: телица с тремя...42.
5. ...Так как человеку (свойственна) двойственность и над ним властвуют две жизни (Рим. 7, 23) -чистая и мутная, – то (для него) потребовалась помощь, чтобы (он мог) избрать добрую жизнь, признаки (которой), проявляющиеся в обновлении, – внезапное просвещение души, чрез что совершенно очищается грех.
6. Пепел же, окропляемый на осквернившихся, иногда знаменует погребение тела Христова, потому что Он ради нас водворился в прахе земном (Пс. 21, 16), -а иногда обозначает (раскаяние)43 в грехах. Как там, еще до пришествия Христова, очищались пеплом (почему Писание называло Христову смерть «перстью смертной» и «пеплом»), так и здесь очищаются крестящиеся в смерть Христа (Рим. 6, 3), Который омывает нас от ран, нанесенных преступлением. Апостол говорит: Крестившиеся во Христа, в смерть Его крестились. Мы погреблись с Ним крещением (Рим. 6, 3–4) и т. д.
7. Для чего же Писание называет Христову смерть перстью (Пс. 21, 16) и пеплом (Чис. 19, 17)? (О том, что Христос пострадал не призрачно, но действительно). – Для того, чтобы поистине явно было, что не призрачно, но в действительности претерпел Христос спасительные страдания, без изменения восприняв нашу плоть, Он действительно вкусил смерть подобно нам [Рим. 6, 5]. Поэтому уверовавшие в Него, но не проповедающие о том, что Он действительно ради нас претерпел страдания, пребывают еще в грехах (1Кор. 15, 17).
8. По этой причине народу (израильскому) не предписано пользоваться пеплом иной телицы, если недостаточно будет первой, дабы явно было, «что Христос умер за нас» (Рим. 5, 8) для спасения44 мира. Умерший, говорит Апостол, Он «уже не умирает, смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха, а что живет, то живет для Бога» (Рим. 6, 9–10), вводя плоть в вечную жизнь.
Глава 13
1. Что же сказано далее: ибо надлежит рассмотреть и последующее? – И вот закон: если человек умрет в доме, то всякий, кто придет в тот дом, нечист будет, и все, что в нем (Чис. 19, 14). Здесь говорится не об обыкновенной смерти, но о душевной: ведь и душа умирает – не временною смертью, но вечною, как и пророк говорит: «душа согрешающая – та умрет» (Иез. 18, 4).
2. Это для нее истинная смерть, а именно (смерть) от грехов. Ибо красота души и одеяние и украшение – добрая жизнь по Писанию. «Мудрые жены, – сказано, – устроили дома» (Притч. 14, 1). Потому и Господь, повелевая каждому из нас созидать дома добродетелями, уподобляет нас мудрому мужу (Мф. 7, 24), созидающему свой дом на камнях, называя Камнем Себя, а домом крепость веры.
3. Если же человек умрет душевною смертью и ты войдешь в его дом (Чис. 19, 14), то есть в (его) привычки и в дела, то ты сразу же осквернишь свою совесть и затемнишь рассудок. Однако, если ты покаешься, прежде чем зло успело растлить тебя в душе и в теле, (то) ты придешь и очистишься Святым Телом.
4. И всякий открытый сосуд и необвязанный нечист (Чис. 19, 15). Так всякая душа, повязанная «повязанием»45 любви (Кол. 3, 14) и закрытая, не может принять ту нечистоту. А что открыто слабостью и что не имеет на себе знамения Христова (2Тим. 2, 19), то будет осквернено обманами лукавого. Так и Иеремия возвестил народу о том, что смерть входит в двери (Иер. 9, 21) их, называя дверями чувства.
5. Если же захочется (точно определить)46 эти слова, которые изречены в законе о умерших, (а именно) о том, что действительно нечист уже тот, кто прикоснулся к мертвецу, то мы скажем: почему же следует считать пребывающим в нечистоте того, кто прикоснулся к умершему? Как это (следует понимать)? Так ли, что мы, будто и нам не надлежит умереть, гнушаемся телами умерших? Или же так, что и нам надлежит умереть? Если так, будто (нам) не надлежит умереть, то мы ничего не скажем. А если так, что (и нам) надлежит умереть – ведь ни для кого невозможно не вкусить смерти – (то) какая это несообразность»47 – гнушаться телами умирающих, как будто и (мы) не должны будем сделаться такими же, каковы умирающие! А умершие значительно чище нас, если (они) не обременены48 грехами, так как избежали поводов49 к греху. «Ибо умерший, – сказано, – оправдался50 от греха" (Рим. 6, 7).
6. Если бы оно (тело) не было чисто, то захотел ли бы Господь воскресить его и удостоить Небесного Царства? А о воскресении мертвых Господь сказал51, беседуя с Моисеем (Исх. 3, 6): «Бог не есть (Бог) мертвых, но живых» (Мф. 22, 32). Итак, если Бог есть (Бог) живых – живыми же являются тела, расставшиеся с жизнью, так как они имеют надежду воскресения, – то они не осквернены, ибо о них промышляет Бог.
7. Как же кости Иосифа (Исх. 13, 19) не оскверняли приближавшихся к ним? Ведь весь народ шел с ними.
Глава 14
1. И всякий, кто пройдет сквозь поле мертвых или прикоснется к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет (Чис. 19, 16).
2. Что такое «поле мертвых»?
«Поле мертвых» – это помысл невоздержания, многим причинивший вред. Бесчисленны те, которых он умертвил, принося призрачные наслаждения. О том, чтобы избежать этих козней52, молился и мудрый Сирах, говоря: «Господь, Отец и Владыка жизни моей! Не оставь меня на волю их... Пожелания чрева и сладострастие да не овладеют мною» (Сир. 23, 1, 5). "Блажен поистине муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс. 1, 1) и издалека отвращается от злых дел.
3. (Что обозначает прикосновение) «к кости мертвого человека» или «к гробу мертвеца»? – «Костью» называются отступившие от веры и не являющиеся членами Церкви, но отсеченные (Ин. 15, 2) и умершие, потерявшие всякое движение жизни и лишившиеся пречестной Главы – Господа нашего, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое (Еф. 4, 16), «возрастает в святой храм в Господе» (Еф. 2, 2153.
4. «Гроб» и «могила» – это лицемеры, ибо они украшают себя извне, будучи внутри злыми. И Господь уподобил таких (людей) окрашенным гробам (Мф. 23, 27).
5. Прикоснувшемуся к тому, что запрещено законом, закон повелевает очищаться. Хорошо, согрешив хотя бы в малом, вскоре же очищаться, прежде чем мы погрузимся в глубину зол.
6. «Седьмой день» (Чис. 19, 19), в который нечистый объявляется чистым, обозначает время от греха до исповеди, (поскольку) не наступило (еще) совершенное исполнение времен. Ибо, если бы не были исполнены эти семь дней, то в конце времен не нашлось бы места покаянию54 (Евр. 12, 17). (Пусть) седьмой день, то есть конец жизни, окажется чистым.
7. Пепел (Чис. 19, 17) обозначает смирение, как и Давид сказал: «Сердце сокрушенное Бог не отвергнет» (Пс. 50, 19). И Ниневитяне покаялись во вретище и в пепле55 (Ион 3, 6). Так и Эсфирь, пеплом и прахом посыпав голову (Эсф. 4, 17), умолила Господа о своих соотечественниках. Так и Авраам (воззвал) к Богу: «Я, прах и пепел» (Быт. 18, 27). И в сто первом псалме сказано: «Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами» (Пс. 101, 10); (этим) показывается великое смирение, приносимое от всего сердца. И еще (сказано) о том же: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его» (Пс. 105, 1).
Глава 15
1. Таковы истинные очищения боящихся Бога и таковы окропления тех, которые усовершают себя56 Христовым Телом, очищающим лучше, чем кровь телицы и прочие законные очищения, не только тела, но и души. «Кольми паче, – сказал апостол, – Кровь Христа... очистит совесть вашу от мертвых дел для служения Богу Живому» (Евр. 9, 14). Ему слава ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
* * *
О рыжей телице говорится в книге Чисел, гл.19
«Произведения» – «поминании»; вероятно. Срав. латин. сот-mentarii.
«избавления» – «раздрешениа».
«запинают» – перевод несколько отличается от БО 428 («hindernd»); в первом издании было «hemmend». У Срезневского слово «запинают» отсутствует (сравн. греч.)
«привлекает» – «внявшивься»
«показывают» – «мечтують».
Сравн. Тертуллиан «О крещении», 20, «Дидаскалия» XI и «Апостольские постановления» II, 8. A. Resch, Agrapha, Lpz., 1906. S. 130–132 Agraphon 90. «Vir, qui non est temptatus, non estprobatusa Deo» (iovAtjio). БО не указывает эту цитату.
Цитата из Иак.1, 2–3. Сравн. подобную ошибку в цитации в самом заголовке этого сочинения.
«да не подвергнемся и мы укоризне» – «не поручно ны буди» – БО 429 «tadelnswert». У Срезн. «поручно» отсутствует; м. б. корень слова – «поруха».
«философия» – «мудростьная любы», φιλοσοφία.
«скалы» – «брези». БО 429 переводит Walle.
«Иосиф» вставлено для ясности (сравн. БО 429)
Несомненно, в тексте имеется пропуск.
Русский перевод: «Отверзай уста свои за безгласных». Славянский перевод: «Отверзай уста твоя слову Божию».
«благоразумие» – «целоумие».
Перевод предположительный.
Перевод предположительный.
БО 432 переводит: Mit Gerechtigkeit aber nun, o liebe Kilonia, bereichere, wenn Reichtum dahinfliesst, dein Herz. В первом издании ...bekleide.
«что установлено» – «номененыих».
«иудеям» добавлено и у БО 435.
Перевод предположительный.
«для кого» – у БО 436 переведено: wegen dessen.
«неизвестно» – во втором издании БО 436 исправил ошибку первого издания: nicht unwissend заменило прежнее nicht wissend.
«о богоугодных делах» – БО 437 переводит: Handlungen der Menschenliebe.
«гнушаются» – «скаредуются» (см. Срезн., т. III, стр. 366) – у БО 437: man verunreinigt sich.
«по достоинству признаются» -"достойно славити» (см. Срезн., т. III, стр. 106).
«искусству» – «кознем»; у БО 438: Gebeinen.
«башни» – «сынове» (Срезн., т. III, стр. 874), у БО 438: Denn das Elfenbein sind die geistigen Leiber.
У БО 439: Nicht das erwartete Szepter war es.
«чрез них» – «от онех». У БО 441 von anderen, – без сомнения, на основании чтения в других рукописях «от инех». Следующая фраза оправдывает предлагаемый здесь перевод.
«случившегося прежде» – «варьшяя» (у Срезн. этого слова нет).
«оскорбляется» – БО 441; Nicht hat Er Wohlgefallen.
«язычники» – «страны»; см. Срезн., т. III, стр. 536.
«очищения» – «очищение».
«чтобы мы узнали» – «да почоем»; БО 443 предлагает чтение «да почуем».
Перевод отчасти предположительный. БО 443 переводит приблизительно так же. В первом издании «непричастно» рассматривалось, как начало отдельного предложения.
«не соблазняющихся» – «не възменящемся».
«при. . . изнурении» – «съхновению».
«дары Которого сияют» – «даром Его сиятися»; БО 443: Seine Gaben herausgenommen verden (очевидно, БО читает «даром Его си ятися»).
В рукописи пропуск (сравн. БО 443).
«раскаяние»; чтение «покаяние» более вразумительно, чем «покланяние» (сравн. БО 444).
«для спасения» – «спасениа деля»; БО 444: Erlosung, следовало: Rettung или Heil.
«повязанием» – «повузом».
«определить» – «вчиняти».
«несообразность» – «бездобие» (нем. Ungereimtheit – БО 445.
«обременены» – «удручени» (geknechtet БО 445).
«поводов» – «вины»; вероятно (нем. Schuld – БО 445).
«оправдался» – «оправдися».
БО 446 – wie Moses sagte.
По-гречески здесь, вероятно, μεθοδεια.
БО 447 дает другой перевод.
«во вретище и пепле» – «мехомь и пепелом»; см. Срезн. т. I, стр. 321 и т. II, стр. 252.
«усовершают себя» – «съврьшающиимся»; вероятно (нем. vollendet werden-БО 447)