Очерк христианской апологетики

Источник

Содержание

Введение. Предмет, задача и план науки

Часть первая. Апология религии и основных истин её I. Сущность и происхождение религии II. Основные истины религии III. Ложные понятия о Боге и мире. Разумность и незаменимость религиозного мировоззрения Часть вторая. Философия религии I. Первоначальная форма религии Третья часть. Апология откровения А) Возможность и необходимость откровения В) Христианство или историческая реальность откровения  

 
Введение. Предмет, задача и план науки

Христианская Апологетика раскрывает и научно обосновывает основные истины христианской религии и ее значение в деле духовно-нравственного развития и жизни человечества.

Изучение Апологетики особенно важно в наше время, время сомнения и отрицания самых существенных вопросов религии. Односторонние или совершенно ложные современные учения о происхождении и сущности религии; стремление установить внутреннюю, генетическую связь христианства с языческою культурою, самое отрицание религии и откровения и т. п., все это обязывает пастыря – апологета дать своим слушателям правильное понятие о религии и об основных ее истинах, чтобы, по слову св. апостола, они всегда были готовы дать ответ о своей вере всякому, требующему отчета в их уповании. (Петр. 3:15).

План наших чтений будет следующий: апология религии и религиозного миросозерцания составить первую часть науки; изучению исторических форм религии (философия религии) – вторую и апология откровения – третью.

Очерк истории Апологетики послужит нашим введением в науку.

История Апологетики – Апологетическая деятельность христианской церкви вызвана была враждебным отношением к христианству иудеев и язычников.

Против иудеев христианство защищается на общей почве ветхозаветных обетований и пророчеств об Иисусе Христе, как Мессии. Таким способом ведут дело защиты христианства против иудеев – св. Иустин мученик († 165 г.), Тертуллиан († 220 г.), св. Киприан († 258 г.) и другие.

Апологии, обращенные к язычникам, имели двоякий характер: одни из них более раннего периода опровергают главным образом клеветы язычников на христианское общество, как на постыдную и преступную тайную секту; апологии позднейшие защищают христианство от нападений представителей греко-римской культуры и философии.

Вот что писал в защиту христиан – один из апологетов первой стадии (Тертуллиан): а) «преследование христиан противно правде и справедливости; ибо исповедание религии есть дело личной свободы и совести; б) христиане – честные граждане и не могут быть врагами Императора и Государства. Они почитают Императора, но отвергают культ в честь его, как и вообще весь языческий культ с его чувственными пиршествами, играми и танцами. Во всяком случае, – прибавляет апологет, христиане заслуживают справедливости со стороны правительства, потому что их образцовое попечение о бедных и благотворительность, а также единодушие и взаимная братская любовь – известны всем; в) Христианская религия есть истинная, всемирная религия и семена ее истины можно находить в творениях древних мудрецов, поэтов и законодателей. – Очевидное побуждение для язычников воспринять полноту истины в христианстве. Душа по природе христианка».

Необходимо также заметить здесь, что в этот же период времени христианство имело весьма опасного врага внутри самой церкви и должно было бороться с ним. Этим внутренним врагом христианства был гностицизм, – религиозно-философская система, состоявшая из смешения христианских понятий с различными элементами иудейского богословия и древне-восточной и греческой философии. На место веры гносис поставил знание и знание не о спасении или искуплении, а о происхождении и развитии мира, о происхождении зла и о восстановлении первобытного миропорядка (путем освобождения светового вещества из материи). Гносис отрицает все положительное содержание христианства, самую основу его – факт искупления. Для него Христос не есть Спаситель мира (от греха), но только начало мира, принцип его.

Вот почему Церковь должна была вести весьма сильную борьбу против разнообразных форм ложного гносиса. Опровергая религиозно-философские умозрения гностиков, старавшихся примирить христианство с древне-языческой культурой, Церковь придает особенное значение общецерковному преданию, принятому от апостолов, и утверждает чистоту христианской веры и основных фактов христианства. Она изложила эти факты в кратких правилах веры (в древних символах) и сделала их твердым оплотом против вторжения ложного гностического умозрения. Вопреки ложным умствованиям гностиков об эманации эонов (световых существ) из первоосновы всего (понимаемой в смысле пантеистическом), Церковь твердо и ясно исповедала в них Бога – Отца, Творца неба и земли и вопреки гностическому идеализму утвердила действительность исторических фактов – воплощения Иисуса Христа, Его земной жизни и деятельности, Его крестной смерти и воскресения. – В этой борьбе христианства с гностицизмом особенную духовную силу проявил св. Ириней, епископ Лионский (†202 г.).

Но еще более высокий и общенаучный характер христианская апологетика приобрела со времени открытия богословской школы в Александрии. Великие Отцы и Учители Церкви, представители Александрийской школы, сами в совершенстве прошедшие древне-языческую школу, защищали христианство с точки зрения общей науки, – что было особенно необходимо потому, что языческие мудрецы того времени перенесли борьбу против христианства на научную почву и старались представить его, как дело суеверия и неразумия (Порфирий, Гиерокл, Филострат, Лукиан, Цельс и др.). Не отвергая значения философии и науки, отцы церкви старались показать, что, при всей силе своего ума, человек не может достигнуть ни полной истины, ни истин ной добродетели и что единственное средство дли спасения мира, погрязшего в чувственности, представляет собою христианство. Так рассуждал в своем «Увещании к еллинам» и в „Строматах Климент Александрийский († 220 г.), пресвитер и философ христианский. Но еще большие услуг научной апологетике христианства оказал знаменитый ученик Климента – Ориген († 254). Его апологетическое сочинение против Цельса, авторе памфлета «Слово истины», составило эпоху в истории христианской науки. Философ Цельс отвергал в названном сочинении достоверность евангельской истории, божественное достоинство Иисуса Христа, подлинность Его чудес и проч. Знаменитый Ориген в своих восьми книгах против Цельса доказывал, что христианская вера не требует отречения от истинной мудрости, что уничиженная жизнь Иисуса Христа не служит доказательством против величия Его личности и что учение Слова Божия о творении, воскресении и конце мира несравненно выше фантазий Цельса. Вообще же все сочинение Оригена от начала до конца проникнуто ясным и разумным сознанием победоносной силы христианства.

В IV и V вв. на высокую степень богословские умозрения возвели апологетику Евсевий Кесарийский († 340), св. Афанасий Александрийский († 373), св. Григорий Нисский († 394), Феодорит Кирский († 457) и другие

На Западе апологетика принимает характер философии истории в сочинении блаженного Августина „О граде Божием» (420). Опровергая в этом замечательном сочинении обвинения язычников, будто все несчастия, постигавшие римскую империю – как-то: голод, наводнение, землетрясение, вторжение варваров, посылают боги за отвержение их культа, блаженный Августин рассматривает всю историю человечества с нравственно-христианской точки зрения и истинную причину падения римской Империи видит не в случайных физических бедствиях, а в нравственной испорченности язычников. Вообще все сочинение блаженного Августина является превосходной теодицеей христианского вероучения и нравственности. Как в своем обращении к христианству он видел победоносную силу христианской истины и благодати, так и еще очевиднее – открывалось ему действие божественного Промысла в общем ходе мировой истории.

В конце святоотеческого периода святой Иоанн Дамаскин († 777) привел в систему восточное богословие в своем «Точном изложении православной веры».

В средние века развивается и процветает схоластика. Под влиянием логики и метафизики древнего греческого философа Аристотеля, она старалась помирить веру и науку, разум и откровение, но вместо живого и творческого духа, которым были проникнуты древние произведения великих отцов и учителей Церкви, внесла в христианское богословие диалектику, преобладание формального элемента над богатством внутреннего содержания.

Во главе схоластических богословов первого периода стоить Анзельм, архиепископ Кентерберийский († 1109), формулою которого было: credo ut initelligam; представителем же второго периода схоластики справедливо признается Фома Аквинат († 1274), которого Summa totius theologiae до сих пор служить образцом богословского творчества для католических богословов.

В так называемую эпоху возрождения в Западной Европе и прежде всего в Италии, центре тогдашней западно-европейской образованности, открыто обнаружился дух неверия. Образованное Итальянское общество увлеклось идеями классической древности и видимо предпочитало евангелию произведения греческих мудрецов. Схоластика с её бесплодною диалектикою только усиливала прелесть увлечения гуманизмом, отличавшимся тонким философским мышлением и изяществом изложения. Как на лучшее сравнительно сочинение по апологетике того времени, можно указать на сочинение Иеронима Савонаролы, – вдохновенного флорентийского проповедника второй половины XV в. († 1498), под заглавием «Торжество креста против мудрых века».

Реформаторы оживили богословскую мысль, находившуюся под давлением внешнего авторитета, но, заменив внешний авторитет и предание автономией и свободою личного мышления в деле веры, скорее содействовали, чем противодействовали развитию неверия, и мы знаем, что вскоре после реформации появился на западе открытый рационализм. Он сказался прежде всего в Англии под формою деизма (17–18 стол.), и потом распространился в Германии, Франции и России. – Гоббес, Герберт Шербери, Толанд, Тиндал, Чобб, Морган, Болингброк и многие другие деисты отрицали самую возможность откровения и лишали христианство его таинственного характера. Таинства, чудеса, церковь – все подвергалось гонению или прямому отрицанию. По Тиндалю – христианство есть только подготовительная ступень к естественной религии, к религии разума, все содержание которой ограничивается только верою в Бога и в будущую жизнь и нравственным учением. В лице Шотландского философа Юма († 1776), деизм кончил скептицизмом, полным разрывом критического разума с верою, потому что философ подверг критике и эти основные опоры деизма и самый вопрос о религии (в своей «Естественной истории религии» – 1756 г.).

Деизм возбудил сильное движение в западной богословской литературе, а в Англии против него боролась целая апологетическая школа лучших английских богословов. Она защищала необходимость сверхъестественного откровения, достоверность исторического содержания новозаветных книг св. Писания и проч. (Роберт Бойль, Р. Бентлей, Клярк, Лярднер, Кейт и мн. друг.).

Французские деисты, представителями которых были – Дидро († 1784), Жан-Жак Руссо († 1778) и Вольтер († 1778), излагали свои взгляды на религию живее и остроумнее, чем английские деисты и потому имели большее влияние на современное общество, чем английская школа. Это особенно нужно сказать о Вольтере, – оракуле всей Европы своего времени. «Остроумная фраза, эффектная ирония, легкая и изящная сентенция», – вот обыкновенные приемы Вольтера в борьбе с христианством. – Но деизм был только переходною формою в развитии французского неверия и скоро перешел в сенсуализм и материализм (Кондильяк, Гельвеций и Гольбах).

Борьбу против английского деизма во Франции и против неверия вообще вели с успехом богословско-философская школа Боссюэта († 1704) и Фенелона († 1715) в 17–18м ст. и школа Шатобриана († 1848) в начале 19-го столетия Школа Боссюэта отличалась замечательною широтою взглядов и глубиною мысли, направленной на защиту христианского учения о Боге и промысле Божием. – Шатобриан, работавший в самый разгар французской революции, вместо отвлеченных доказательств истинности христианства, указывал на его благотворное влияние в деле нравственного и эстетического развития человечества. Таким духом проникнуто его известное апологетическое сочинение «Дух христианства» (1802). К сожалению, Шатобриан часто отожествляет христианство с католичеством и «Дух христианства» в действительности является апологией католичества и его культа. Последующие французские апологеты первой половины 19-го века, вслед за Шатобрианом, выясняют значение христианства для общественной и государственной жизни. Таковы Ламенэ, Лякордэр, Дюпанлу и другие. Самостоятельно, независимо от влияний Шатобриана работали апологеты–протестанты; таковы напр. Гизо («Размышление о сущности христианства» Огюст Николя («Etudes philosophiques sur le christianisme»), Эрнест Навил («Отец Небесный», «Вечная жизнь» и другие).

В Германии деизм развился под формою рационализма и господствовал здесь вместе с пантеизмом.

Земмлер († 1791) и Эрнести († 1781) ввели рационализм в объяснение библии; Эйхгорн († 1827) и Павлюс († 1851) развили его. Эти последние признавали подлинность и достоверность священных книг Нового Завета и не находили в них ничего легендарного; но при этом со всею решительностью отвергали все чудесное, весь сверхъестественный характер евангельских событий, стараясь дать им совершенно естественное толкование (на самом деле искусственное и вульгарное). В этом духе в наше время работает в области толкования евангелия граф Л.Н. Толстой.

Против этого так называемого вульгарного рационализма писали в Германии – Буддей, Розенмюллер, Клёкер и многие другие. К сожалению, влияние рационализма было так сильно, что даже самые лучшие апологеты обращают преимущественное внимание на рациональную сторону откровения и как бы оставляют в тени факты спасения и благодати Божией во Христе Иисусе.

Представителем пантеизма в этот период был философ Спиноза (1632–1677). Бог, по учению Спинозы, – имманентная основа всех вещей, с необходимостью открывается в вечных законах мирового порядка, и так – Спиноза защищает детерминизм, механическую закономерность мира. Этому механическому мировоззрению Спинозы – философ Лейбниц († 1710) противопоставляет в своей Теодицее более светлое телеологическое мировоззрение, где мир рассматривается, как свободное дело мудрости Творца. Впрочем, своим учением о мировой гармонии, раз навсегда предопределенной и обнимающей собою все происходящее в мире, и сам Лейбниц ослабил веру в свободное, промыслительное действие Божие в мире и так склонился на сторону деизма.

Увлечение западным неверием сказалось и у нас в России, в среде образованного общества, особенно мировоззрением Вольтера и французских энциклопедистов. Все сочинения Вольтера и многих энциклопедистов были переведены на русский язык.

В 19 ст. критика Канта († 1804) поколебала веру в объективное богопознание и откровение; философский пантеизм 17–18 века принял новую форму в системах Шеллинга († 1854) и Гегеля († 1831); историко-критическая школа Д. Ф. Штрауса († 1874) и X. Ф. Баура и Ренана в библейском богословии, развивая далее отрицательные результаты рациональной критики прошлого века, направила свои стрелы на самый центр христианства, на лицо божественного его Основателя и превратила, как увидим, в миф и легенду всю евангельскую историю; позитивизм отверг возможность познания всего идеального и сверхчувственного (агностицизм Г. Спенсера), а материализм (Фейербах, К. Фохт, Бюхнер, Молешотт) знает одну только материю и её силы.

Такого рода отрицательное отношение к религии и положительному христианству вызвало на Западе значительную апологетическую литературу. Во Франции – против позитивизма и натурализма серьезно работали – Катрфаж, Жанэ, Брогли, Прессансе; против разрушительной библейской критики Ренана – аббат Гетте (после принявший православие), Фреппель, Вигуру, Брогли; в Англии – Тренч, Дублинский архиепископ, проф. Друммон; из немецких апологетов, особенно много потрудившихся в области критики отрицательных воззрений ново-тюбингенской школы, следует упомянуть Ульмана, Лютардта, Толюка, Христлиба и мн. друг. Против пантеизма и материализма можно находить много ценного у философов теистического направления (Тейхмюллер, Челпанов и друг.).

Научная обработка апологетики, как науки, и философии религии доведены до значительного совершенства у протестантов богословов Делича, Лютардта, Баумштарка, Фойхта, Эбрарда, Дорнера, Гретилья, Берту, а также – у рационалистов–богословов Зибека, Пфлейдерера, Раувенгофа и друг. Из католических апологетов последнего времени известны Геттингер, Шанц и Гутберлег.

Из русских апологетических трудов следует указать на «Христианскую апологетику» профессора Н.П. Рождественского и по философии религии на превосходное исследование епископа Хрисанфа «Религии древнего мира в их отношении к христианству». Прекрасный «Опыт апологетического изложения православно-христианского вероучения» [см. также Курс апологетического богословия] дал профессор богословия в Киевском Университете, о. Светлов. – Весьма также ценны апологетические труды профессора Харьковского Университета, прот. Т. Буткевича.


Источник: Очерк христианской апологетики (Основного богословия) / Заслуж. проф. прот. М.П. Альбов. – Изд. 2-е И.Л. Тузова. - Санкт-Петербург : Типо-лит. М.П. Фроловой, 1908. - 171 с.

Комментарии для сайта Cackle